Российская академия
государственной службы
при
Президенте Российской Федерации
Заочный
факультет ускоренного обучения
Кафедра
управления и маркетинга
на тему:
МЕНЕДЖМЕНТ
В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНАХ
Специальность:
государственное и
муниципальное управление
Выполнил:
студент гр. 229
Ежов Алексей Владимирович
Научный
руководитель:
Васильев А.А.
Н. Новгород
2006
Аннотация
Структура дипломной работы на тему «Менеджмент в
муниципальных органах» включает в себя:
70 страниц; 4 таблицы; 9 приложений; 24 источника
научно-исследовательской литературы.
В качестве объекта исследования в дипломной работе
рассматривается муниципальное образование, на территории которого
осуществляется местное самоуправление.
Важность данной темы, ее актуальность, значение определяются
во введении дипломной работы, где также формулируются основные цели и задачи.
В первой главе дипломной работы рассматривается механизм
местного самоуправления как форма осуществления народом своей власти, как
способ самоорганизации граждан и как концептуальная база муниципального
менеджмента, рассмотрены концепция и сущность местного самоуправления, правовые
организационные основы. Особое внимание уделено изменениям в организации
местного самоуправления в России, вызванным принятием в 2003 году нового
Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации».
Во второй главе рассматриваются и изучаются вопросы
построения и совершенствования организационных структур исполнительных органов
муниципального менеджмента, планирования и организации их деятельности на
основе современных технологий муниципального управления, характеризуются
критерии и методы оценки эффективности муниципального управления.
В третьей главе дипломной работы на основании сопоставления
Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в
РФ» 1995 и 2003 годов, определяются проблемы реформирования системы
муниципального управления и органов, составляющих структуру данной системы.
В заключение дипломной работы, на основании изученной темы,
определены методы, применяемые в муниципальном менеджменте, признаки
муниципального менеджмента, выделены причины
позволяющие доказывающие необходимость развития системы муниципального управления.
Содержание
Раздел I. Основы
местного самоуправления
1.1. Концепция и основные признаки местного самоуправления
1.2. Роль и функции местного самоуправления в обществе
1.3. Проблемы становления и развития местного самоуправления
в России
1.4. Правовые основы местного самоуправления.
1.5. Организационные основы местного самоуправления
Раздел II. Организация
деятельности муниципальной власти
2.1. Организационная структура местной администрации
2.2. Совершенствование организационных структур
муниципального управления
2.3. Организация и планирование работы местной администрации
2.4.Стиль работы администрации и роль ее руководителя
2.5. Система и органы муниципального контроля
2.6. Определение эффективности организации муниципального
управления
2.7. Определение эффективности системы муниципального
управления
В конце XX в. достаточно широко распространилось мнение о необходимости возрождения института местного самоуправления. Прочность и надежность «каркаса здания» государственности зависит от его фундамента, и этот фундамент — сфера местного самоуправления. Без самоорганизации общества невозможно обеспечить высокие социальные стандарты, сформировать гражданское общество, укрепить государственную целостность России.
Без достаточно развитой системы местного самоуправления, без законодательного, реального обеспечения возможностей самостоятельно решать на местном уровне экономические, финансовые, социально-бытовые, культурные и иные вопросы, весьма трудно формировать рыночные структуры.
Нынешний этап развития российского местного самоуправления концентрирует в себе все сложнейшие социально-экономические и политические проблемы переходного периода, отражает его противоречивость, незавершенность и неопределенность многих процессов и решений.
Для эффективного
осуществления процесса местного самоуправления необходимо создавать и
совершенствовать систему муниципального менеджмента на основе конституционных
положений, таких, как: ориентир на личность, поскольку человек представляет собой
высшую социальную ценность в обществе и государстве; расширение инициативы и
самостоятельности граждан и усиление их роли в решении социально-экономических
проблем на местах; демократизация всех сфер и уровней общественного развития —
от деятельности парламента до местного самоуправления и, наконец, развитие всех
форм участия граждан в процессе управления государством и на местах через такие
организационные формы, как референдумы и выборы.
Актуальность
рассматриваемой темы заключается в сущности местного самоуправления и
выражается в признании права гражданина быть источником местной власти, самому
принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их
последствия.
В современном обществе
утвердился взгляд на местное самоуправление как одну из необходимых основ
любого демократического строя, как важнейший принцип организации власти в
государстве, как непременное условие формирования и развития гражданского
общества.
По
вопросам местного самоуправления за последние несколько лет высказано немало
суждений, проведены не одна дискуссия и не одно парламентское слушание. Каждая решенная проблема приближает нас к выработке такой
системы самоорганизации граждан и организации системы муниципального
менеджмента, которая в наибольшей степени отвечает интересам различных слоев
населения и российского государства в целом. Реформа местного самоуправления —
достаточно длительный процесс, охватывающий десятилетия. В этой связи для
успешного начала реформ следует достаточно четко определить направление, по
которому следует идти России при реформировании общественных отношений, в том
числе на местном уровне, сформулировать конкретные, реалистические задачи
каждого этапа реформы.
Цель дипломной
работы состоит в определение муниципального менеджмента как управляющего звена
в системе местного самоуправления с характеристикой критериев и методов оценки
эффективности муниципального управления.
Муниципальный
менеджмент — относительно новое явление в современной России. Как особый вид
управления и как область практической деятельности муниципальное управление
появилось лишь в 1990-х гг. вместе с возрождением местного самоуправления.
Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти, поэтому муниципальное управление имеет определенные
особенности, отличающие его от государственного управления.
Исходя из
актуальности и цели, которые поставлены в дипломной работе, можно выделить ряд
основных задач, рассмотрение которых позволяет раскрыть данную тему. К
этим задачам можно отнести:
системные
представления и правовые основы местного самоуправления;
теоретические и
организационные основы муниципального управления;
проблемы
муниципального управления и использования современных управленческих
технологий;
модели и
организационные структуры муниципального управления применительно к
особенностям конкретного муниципального образования и отрасли (сферы)
муниципальной деятельности;
построение и
совершенствование организационных структур муниципального менеджмента;
критерии и методы
оценки эффективности муниципального менеджмента.
Объектом изучения рассматриваемой темы
является муниципальное образование — населенная территория, на которой
осуществляется местное самоуправление.
Предмет изучения —
регулирование социально-экономических процессов на
территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на
основе эффективного использования местных ресурсов.
При написании
дипломной работы использовались труды многих российских ученых и практиков по
проблемам муниципального управления. Среди них: классик российской
муниципальной науки начала XX в. Л. А. Велихов, Т. Т. Авдеева, Ю. Б. Алексеев,
А. Г. Воронин. Использовалась также зарубежная литература.
Формы управления и самоуправления во многом определяются
государственными формами, политическими режимами и политическими системами.
Формы, содержание и принципы управления и самоуправления в федеративных
государствах и конфедеративных республиках существенно отличаются от таковых в
унитарных государствах.
Формирование государственности, организация систем
управления и муниципального менеджмента – это естественноисторический процесс,
формирующийся снизу вверх, а не наоборот. Причем самоуправление первично,
складывается раньше остальных систем. Муниципальный менеджмент – это фундамент
всей системы государственного управления.
Управление и самоуправление в России должны строиться с
учетом всей специфики российского общества и государства. При формировании
институтов власти и управления необходимо сочетать интересы, как всех народов
России, так и народов исторически сложившихся территориальных образований.
Местные органы власти также следует формировать с обязательным учетом
многонационального состава населения каждой республики, области, края и округа.
В настоящее время Россия все еще находится в состоянии
экономического кризиса и одной из главных проблем, от решения которой зависит преодоление этого кризиса является организация
эффективного муниципального менеджмента. Это обусловлено следующими причинами:
неизбежность
преобразования всей системы управления, целесообразность рассредоточения
государственной власти между всеми уровнями управления;
необходимость обеспечения
активного, равноправного, реального участия населения России в управлении
развитием ее социально-экономической сферы;
необходимость усиления
ориентации местных сообществ на самопомощь, на усиление деловой активности
всего дееспособного населения соответствующей территории;
необходимость
преодоления экономического кризиса в России путем использования имеющихся
резервов территориальных образований.
Главная цель создания системы муниципального менеджмента –
улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие
всей страны. Повышение эффективности функционирования всех предприятий и
объектов – основа увеличения бюджетных и внебюджетных доходов местного
сообщества.
Муниципальный менеджмент нацелен на решение вопросов
местного значения. Отдельные местности имеют свои особенные нужды, которые
лучше всего удовлетворяются местным самоуправлением. Однако это не означает,
что муниципальные органы управления могут игнорировать задачи, имеющие общерегиональное или федеральное значение, но их решение
следует осуществлять только в соответствии с законом и при обязательной
передаче органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых
ресурсов. Местные интересы находятся в тесной связи с общими.
Деятельность муниципального менеджмента
должна согласовываться с деятельностью центральных органов.
Так как муниципальный менеджмент базируется на основе
принципов самоответственности, то этот термин следует
понимать как управление населением соответствующей территории своими делами и
под свою ответственность. К предметам ведения муниципального менеджмента
отнесен широкий круг вопросов, в том числе: владение, пользование и
распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование,
утверждение и использование местного бюджета; организация, содержание и
развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и
профессионального образования, учреждений здравоохранения, энерго-, газо-,
тепло-, водоснабжения и канализация. Муниципальным органам управления должны обеспечиваться
экономическая и финансовая самостоятельность.
Методы, применяемые в муниципальном менеджменте:
экономические;
организационно-распорядительные;
социально-психологические.
Наибольший эффект может быть достигнут только при их
сочетании, так как они тесно взаимосвязаны.
Для муниципального менеджмента характерны определенные
признаки, среди которых можно отметить следующие:
наличие у
муниципальных органов управления собственности и автономного бюджета;
существование и
реальное функционирование муниципальных представительных и исполнительных органов;
отсутствие
непосредственной (вертикальной) подчиненности местного органа власти вышестоящему;
соблюдение принципа
невмешательства центральной власти в решение вопросов, относящихся к ведению местного
самоуправления;
реальная возможность
участия всего населения соответствующей территории через местные органы
управления в процессе выработки и принятия решений по всем основным вопросам
местного значения;
выборность всего
состава местных органов власти на широкой демократической основе, регулярная
сменяемость и отчетность перед избирателями;
свобода и
ответственность муниципальных органов управления в рамках своей компетенции при
имеющихся ресурсах;
гарантия социальной
защиты населения, образующего местное сообщество, особенно при проведении
крупномасштабных преобразований.
В настоящее время в России существует множество причин,
доказывающих необходимость развития муниципального менеджмента. Среди основных
причин можно выделить следующие:
потребность
в демократизации всех сфер жизни российского общества, общегосударственной и
региональной децентрализации с перераспределением в разумных пределах власти и
ресурсов между федеральной, промежуточными территориальными (региональными)
структурами и административно-территориальными образованиями в пользу местных
сообществ;
ориентация местных
сообществ на самопомощь, повышение деловой активности всего дееспособного
населения соответствующих территорий;
необходимость
сбалансирования интересов и отношений федеральных, региональных, местных
территориальных образований и соответствующих им органов власти, правильного
распределения между ними полномочий и ответственности;
потребность в
улучшении качества жизни большей части населения всех
территориальных образований.
Развитие местного самоуправления в городах России не только
важная, но и очень сложная задача. Ее решение возможно только при наличии
прочного научного фундамента. Сегодня, к сожалению, уровень научного
обеспечения местного самоуправления очень низкий.
Несмотря на существенные различия, имеющиеся в системах
различных типов и видов городов, есть много общих проблем, которые необходимо
решать на единой научной базе.
1.
Бабун Р. В., Старченко Е.Н. Организационные структуры администраций городов: проблемы
оптимизации // Городское управление, 2003. — № 5.
2.
Воронин А. Г. Муниципальное
хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. — М.: Финансы и
статистика, 2004.
3.
Иванов В. В., Кородрва А. Н. Муниципальный менеджмент, справочное пособие. - М.:
ИНФРА-М., 2005.
4.
Калиниченко Л. А. Муниципальное
управление: организационные основы. — М.: Логос, 2003.
5.
Мусинова Н. Н., Семкина О. С. Организация и кадровое обеспечение муниципального
управления. — М.: ГУУ, 2002.
6.
Радченко А. И. Основы государственного
и муниципального управления: системный подход. — Р-н/Д.: РостИздаТ,
2003.
7.
Реорганизация структур
муниципального управления. — М.: ИМС, 2005.
8.
Эффективность
государственного управления. Пер. с англ. / Под ред. С. А. Батчикова
и С. Ю. Глазьева. — М.: Фонд «За экономическую грамотность», Российский
экономический журнал, АО «Консалтбанкир», 2004.
9.
Местное
самоуправление: проблемы методологии и организации / Под
ред. доктора экономических наук, доктора философских наук, проф. В.Я. Ельмеева,
доктора экономических наук, проф. В.Н. Ивановой. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2004.
10.
Государственное
регулирование и местное самоуправление: социальная ориентация: Сборник тезисов и докладов на международной конференции 26-27
ноября
11.
Основы местного
самоуправления в городах России. – СПб, 2004.
12.
Широков А.Н., Юркова С.Н. Реформа местной власти в России / Сборник
методических материалов по реализации Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации». – СПб.: Вести,
2004.
13.
Барашев Г.В. Муниципальный менеджмент. – М.: МГУ, 2005.
14.
Горный М.Б. Муниципальное управление: проблемы и перспективы. –
СПб, 2004.
15.
Гневко В.Н., Когут А.Е. Развитие
местного самоуправления. – СПб.: РАН ИСЭП, 2004.
16.
Фадеев В.И.
Муниципальное управление: Российский вариант. – М., 2003.
17.
Воронин А.Г.
Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. – М.:
Финансы и статистика, 2003.
18.
Иванов В. В., Коробова
А. Н. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие. - М.: Инфра-М,
2004.
19.
Лаппо Г. М. География
городов. — М.: Владос, 2003.
20.
Миронов Б. Н.
Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в.).
- Т. 1. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2003.
21.
Ореховский П. А. Муниципальный менеджмент. — М.: МОНФ, 2004.
22.
Рой О. М. Система
государственного и муниципального управления. — СПб.: Питер, 2004.
23.
Попков Ю. С. и др.
Системный анализ и проблемы развития городов. — М.: Наука, 2004.
24.
Салливан А. Экономика города. 4-е изд. Пер. с
англ. — М.: Инфра-М, 2005.