Российская академия
государственной службы при Президенте РФ
ВОЛГО - ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
Заочный
факультет ускоренного обучения
Кафедра
региональной экономики и управления
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Управление
муниципальным имуществом в муниципальном образовании «Арзамасский район»
Специальность:
Государственное и
муниципальное
управление
Выполнил:
студент гр. 241
Корягина
Татьяна Викторовна
Научный
руководитель:
доцент
Васильев
Алексей Алексеевич
Нижний
Новгород
Аннотация
Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность дипломного проекта, определяется цель исследования, формулируются задачи, называются методы исследования.
В первой главе «Основы управления муниципальной собственностью» рассматривается формирование муниципальной собственности, и выявляются ее правовые основы. Дается описание муниципальной собственности как основы местного хозяйства.
Во второй главе «Организация управления муниципальной собственности в МО «Арзамасский район» представлена система органов управления местного самоуправления, описывается их роль, дается полный анализ структуры муниципальной собственностью Арзамасского района и раскрывается ее характеристика.
В третьей главе «Совершенствование организации управления муниципальной собственностью в МО «Арзамасский район» дается Концептуальный план развития комитета имущественных отношений администрации Арзамасского района в области управления муниципальной собственностью, предложены пути повышения эффективности управления муниципальным имуществом .
В заключении содержатся основные выводы, полученные в ходе соответствующего исследования проблем, и даны некоторые предложения.
Список литературы содержит различные источники: нормативные документы, учебную и научную литературу, периодические издания.
В приложение приведены материалы, связанные с управлением муниципальной собственностью.
Содержание
Введение_________________________________________________________________ 4
Глава 1.
Основы управления муниципальной собственностью_________________ 7
1.1 Формирование муниципальной собственности_______________________________7
1.2 Правовые основы муниципальной собственности___________________________ 16
1.3 Муниципальная собственность как основа местного хозяйства________________ 20
Глава 2. Организация управления
муниципальной собственности в МО «Арзамасский район»____________________________________________________
23
2.1 Система
органов управления муниципальной собственностью________________ 23
2.2 Структура муниципальной собственности________________________________ 35
2.3 Характеристика муниципальной собственности МО «Арзамасский район»___________________________________________________________________53
3.1 Концептуальный план развития комитета имущественных отношений администрации Арзамасского района_________________________________________ 61
3.2 Повышение эффективности управления муниципальным имуществом ________________________________________________________________________ 66
Заключение_______________________________________________________________75
Список использованной литературы__________________________________________79
В настоящее время возникла необходимость проведение анализа и принятие решений в области управления и распоряжения муниципальным имуществом. Сегодня ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии, с которыми муниципальная собственность будет управляться эффективно и под контролем общества.
Государство действует в значительной мере по правилам рыночной экономики. Это требует существенного повышения эффективности системы управления экономикой, в том числе – в сфере использования муниципального имущества, которую местные органы власти имеют возможность регулировать непосредственно.
Анализ нормативно-правовых актов показывает, что основополагающими законодательными документами, регулирующими отдельные сферы управления муниципальным имуществом, являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и иные нормативные акты. Вместе с тем нет единого методологического подхода к управлению муниципальным имуществом на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, позволяющего принимать научно обоснованные решения.
Действующее законодательство не дает четкого определения термина «имущество». Под имуществом следует понимать совокупность вещей и материальных ценностей, находящихся в собственности юридического и физического лица, муниципального образования или государства, либо принадлежащих организациям на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущественные права юридических и физических лиц.
Управление муниципальным имуществом представляет собой управленческую деятельность в интересах местного сообщества, связанную с установлением правил, условий использования муниципального имущества, с учетом общественных ценностей и достижения целей управления.
Следует закрепить роль местных органов власти по отношению к использованию имущества, составляющего муниципальную собственность и переданного государственными органами.
Оценку эффективности использования муниципального имущества проводят муниципальные
органы по управлению имуществом. Результаты должны учитываться при оценке
руководителя предприятия и организации, следует предусмотреть зависимость
оплаты его работы от достижения эффективности деятельности
Муниципальная собственность занимает важное место в составе экономической основы местного самоуправления.
Согласно статье 1 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” муниципальная собственность наряду с местным бюджетом и выборными органами местного самоуправления является существенным признаком понятия “муниципальное образование”.
Органы местного самоуправления, определяя порядок управления муниципальной собственностью, должны ставить своей основной задачей достижение наивысшего уровня благоустройства муниципального образования и социального благосостояния населения при минимальных затратах (трудовых, материальных, финансовых).
Важным моментом является то, что посредством муниципальной собственности органы местного самоуправления могут активно влиять на развитие муниципального образования, структуру его экономики, деловой и инвестиционный климат, а, в конечном счете — на решение многообразных задач, связанных с улучшением качества жизни населения, образующего местное сообщество.
Поэтому, тема управления муниципальной собственностью в современной России
одна из самых актуальных.
Целью дипломного проекта
является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению
муниципальной собственностью. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
· показать формирование муниципальной собственности;
· выявить правовые основы муниципальной собственности;
· рассмотреть муниципальную собственность как основу местного хозяйства;
· проанализировать систему органов управления муниципальной собственностью в МО «Арзамасский район»;
· раскрыть структуру муниципальной собственностью МО «Арзамасский район»;
· дать анализ муниципальной собственности в МО «Арзамасский район»;
· описать Концептуальный план развития комитета имущественных отношений администрации Арзамасского района;
· предложить решение по повышению эффективности управления муниципальным имуществом.
В
соответствии с Уставом муниципального образования «Арзамасский район»,
муниципальная собственность является одной из составляющих экономической основы
местного самоуправления наряду с местными финансами, имуществом, находящимся в
государственной собственности и переданном в установленном порядке в управление
органам местного самоуправления и другими. В связи с этим, объектом изучения в процессе написания данного дипломного проекта
является деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления
муниципального образования «Арзамасский район» в области управления
муниципальной собственностью. Предметом
выступает эффективность использования муниципальной собственности,
эффективность управления ей со стороны органов местного самоуправления Арзамасский
района.
В
соответствии с поставленными задачами, объектом и предметом дипломного проекта,
ведущим методом при анализе деятельности органов местного самоуправления
является статистический. Данный метод позволяет на основе имеющихся показателей
оценить результативность деятельности соответствующих органов по управлению
муниципальной собственностью. Также использовался анализ документов (законов,
других нормативных правовых актов). При исследовании обозначенной выше темы
возникли сложности, прежде всего с публикациями и другими источниками,
посвящёнными проблеме управления муниципальной собственностью в Российской
Федерации на современном этапе. Центральный вопрос дипломного проекта можно
определить как мало изученный в рамках экономической науки, особенно
отечественной. Тем не менее, в работе были применены следующие основные группы
источников:
·
федеральные законы;
·
законы субъектов Российской Федерации;
·
муниципальные нормативные правовые акты;
·
книги и публикации отдельных авторов, посвящённые общеэкономическим
вопросам;
·
статистические источники.
Для
более качественного изучения вопроса управления муниципальной собственностью в
рамках дипломного проекта необходимо больше публикаций, посвящённых именно
управлению муниципальной собственностью. Большинство авторов заостряют своё
внимание на процессе формирования муниципальной собственности, процессах
приватизации и пр.
При поэтапном изучении вопроса управления муниципальной собственностью были сделаны следующие выводы. Анализ сущности понятия собственности в его различных модификациях показывает, что оно очень многогранно. Термин «собственность» употребляется в двух различных смыслах:
1) в юридическом — как обозначение вещного права, права лица на определенную вещь (совокупность вещей), включающего в себя правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться этой вещью (вещами);
2) в экономическом — как обозначение совокупности производственных отношений, связанных с определенным имущественным комплексом и определенным субъектом хозяйственной деятельности.
Муниципальная собственность включена в систему местного хозяйства, то есть представляет собой его основу и является необходимым элементом территориально локализованной экономики.
Способами формирования муниципальной собственности являются те же способы, что предусмотрены действующим законодательством и для других субъектов гражданских прав.
При изучении вопроса управления муниципальной собственностью проанализировано федеральное законодательство, нормативные правовые акты МО «Арзамасский район». Конституция наделяет муниципальные образования правом самостоятельно управлять своей собственностью для обеспечения самостоятельности самоуправления в целом. Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет использование муниципальной собственности через передачу его муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям. При этом важной особенностью является законодательно зафиксированная защищённость собственника от потери своего имущества вследствие неуспешной деятельности руководства предприятия (учреждения) по управлению этой собственностью. Регулирование отношений муниципальной собственности осуществляется также в соответствии с Федеральными законами («Об общих принципах МСУ», «О финансовых основах МСУ», «О приватизации государственной и муниципальной собственности»). Они устанавливают общие принципы организации управления муниципальной собственностью, а также принципы и способы использования муниципальной собственности.
Анализ муниципальных нормативных правовых актов позволил раскрыть компетенцию органов местного самоуправления МО «Арзамасский район» по участию в управлении муниципальной собственностью; выявить общие подходы к определению целей и способов использования муниципальной собственности (например, для обеспечения доходной части районного бюджета).
В дипломном проекте рассмотрена система управления муниципальной собственностью, состоящая из двух уровней управления:
· первый уровень: органы МСУ;
· второй уровень: так называемые органы муниципального управления – структурные подразделения администрации.
Анализ показал значимость именно второго уровня управления муниципальной собственностью, который напрямую завязан на осуществлении районной политики в данной сфере и на соответствующее перспективное планирование. При этом органы МСУ (Земское собрание, администрация Арзамасского района и глава) в процессе управления муниципальной собственностью занимаются решением основных вопросов. В частности, администрация района во главе главы определяет порядок реализации муниципальной политики управления собственностью и выступает участником гражданских правоотношений в этой связи. Проведённый анализ эффективности функционирования органов, участвующих в управлении муниципальной собственностью, показал в целом верное направление использования муниципального имущества (аренда, аукционы). Была выявлена положительная тенденция.
Рассмотрение муниципальной собственности МО «Арзамасский район» показало, что число объектов муниципальной собственности является значительным и при этом немалая её часть находится в ненадлежащем, зачастую малопригодном для эксплуатации состоянии. И это создаёт значительные трудности в использовании муниципального имущества. На капитальный ремонт требуются значительные средства, которые можно было бы направить на другие – также социально значимые – нужды, на развитие тех или иных отраслей городского хозяйства.
Основной целью управления муниципальной собственности является извлечение доходов, получение финансовых средств, участвующих в формировании доходной части бюджета. А доходная часть бюджета, в свою очередь, перераспределяется по расходным статьям районного бюджета. При этом акцент должен быть сделан на обеспечении социально-экономических интересов горожан.
Поэтому, в стратегическом плане, в перспективе, основными ресурсами района станут муниципальные земли. В последнее время появилась тенденция по смене собственников земельных угодий. Не всегда район может влиять на эти процессы. Вместе с тем, представляется возможным участие администрации во вновь создаваемых открытых акционерных обществах, используя в качестве вклада в уставные капиталы, как имущество, так и земельные участки.
Помимо упомянутой проблемы с ветхостью значительного числа объектов муниципальной собственности существуют и другие проблема: в сфере управления муниципальной собственностью. Данная проблема заключается в слабой управляемости руководителей муниципальных предприятий, что влечёт за собой снижение эффективности деятельности этих организаций.
В ходе проведённого исследования был выявлен ряд проблем, препятствующих наиболее эффективному использованию
муниципальной собственности. А это – в свою очередь – «отвлекает» стратегические ресурсы, которые могли быть направлены, к примеру, инфраструктуры города. Соответственно выявленным проблемам в дипломном проекте были предложены следующие пути решения:
· планомерно, но последовательно перестроить отношения с руководителями муниципальных предприятий, чтобы повысить управляемость ими;
· отделу по работе с муниципальными унитарными предприятиями необходимо разработать:
1. положение о МУП;
2. график посещений предприятий;
3. реестр эффективности;
4. плановые показатели прибыли;
5. определить плановые отчисления в бюджет от МУП.
· подготовка кадров в сфере муниципального управления;
· внедрение в сферу управления муниципальной собственностью системы управление по «слабым сигналам» населения как элемента демократии «на местах», что даёт возможность наладить более конструктивные отношения с населением.
Наиболее сложной проблемой остаётся обслуживание ветхого и аварийного жилищного фонда и коммунального хозяйства (а также других аварийных объектов: дороги и пр.). Очевидно, что в сложившейся ситуации без помощи федерального или областного бюджетов не обойтись.
Одна из важных задач администрации на сегодня – сокращение дефицита бюджета. Поэтому предполагаются следующие мероприятия:
1. Разработка, размещение и поддержка сайта, содержащего информацию об администрации, Комитете, инвестиционно привлекательном муниципальном имуществе, предприятиях и организациях, расположены на территории района.
2. Информационная поддержка производителей (сельское хозяйство, ремесла и т.д.). Содействие в участии в выставках, форумах, фестивалях. Конечная цель – увеличение налогооблагаемой базы.
3. Организационная поддержка и содействие в создании межмуниципального союза (юг области), в целях сотрудничества, координации и обмена опытом. Это будет способствовать сублимации усилий, лоббированию интересов на всех уровнях.
4. Организация (или координация) работы с почетными консульствами, расположенными в Н.Новгороде. Если это и не принесет прямых инвестиций, будет способствовать укреплению культурных связей.
5. Организация семинаров с участием Комитетов других районов для обмена опытом в сфере управления имуществом. Возможна продажа программного обеспечения (программа учета договоров аренды, программа по ведению реестра)
В заключение, стоит отметить, что тема дипломного проекта является довольно широкой: в рамках дипломного проекта не охватить все аспекты. Следовательно, остаётся большое поле для исследования проблем управления муниципальной собственностью.
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации – М.: ООО Издательство «Айрис-пресс», 2003. – 65 с.
2. Конституция
Российской Федерации – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации № 145-ФЗ от
31.07.98 //Собрание законодательства РФ. 1998, .№ 31
4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть
первая) № 51-ФЗ от 30. 11. 94 //Собрание
законодательства РФ. 1994, .№32
5. Гражданский Кодекс Российской Федерации // Полный
сборник Кодексов РФ. – М.: 2002. – с. 9-129.
6.Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н.Садиков. – М.: 1997. – 448 с.
7.Земельный Кодекс Российской Федерации № 136-ФЗ от 25.10.2001 // Собрание законодательства РФ. № 44.
8.Указ Президента РФ № 2265 от 22 декабря 1993 года «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993, .№ 52
9.Российская Федерация. Законы. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральный Закон от 12.08.95 // Собрание законодательства РФ. 1995, .№ 35
10. Российская Федерация. Законы. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральный закон от 25.09.97 // Собрание законодательства РФ. 1997, .№ 39
11. Российская Федерация. Законы. «О приватизации государственного и муниципального имущества» Федеральный Закон от 21.12.2001 // Собрание законодательства РФ. 2002, .№ 4
12. Российская Федерация. Законы. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральный Закон от 06.10.2003 // Собрание законодательства РФ. 2003, .№ 40
13.
Письмо Госкомимущества РФ № АР-18/1599 от 1 марта
14. Приложение к Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1997 года N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 1997. - №8
15. Постановление ВС РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность Республик в составе Российской Федерации, Краев, Областей, Автономной области, Автономных Округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992, .№ 3
16. Положение «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Арзамасского района, порядке и условиях его приватизации» от 20.05.2004 г. № 265
17. Постановление Земского собрания «О программе социально - экономического развития Арзамасского района на 2004 – 2007 годы» № 311 от 02.11.2004 г.
18. Постановление Земского собрания о «Программе приватизации муниципальной собственности Арзамасского района на 2005 год» № 334 от 14. 01. 2005г.
19. Концепция управления муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными предприятиями утверждённая администрацией Арзамасского района № 68 от 07.06.2004 г.
20. Рыбин, М.В. Федоров, Л.И. Устав Арзамасского муниципального района Нижегородской области / Рыбин, М.В. Федоров, Л.И.//Арзамасская правда. – 2005. – 15 ноября. – с. 3-10
Книги и
монографии
21. Абдурахимов Ю.В. Муниципальная экономика: тенденции и перспективы развития. Науч. изд. Екатеринбург.: 2000. -108 с.
22. Васильев А.А. Муниципальное управление: Курс лекций. Изд. 4-е перераб. и доп. - Н.Н.; ИП Гладкова О.В., 2004.-454с.
23. Васильев А.А. Основы территориального общественного самоуправления: Научно-методическое (практическое) пособие. - Н.Н.; ИП Гладкова О.В., 2004.-202с.
24. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. - М.,:Моск. обществ. научн. фонд, 1997, с. 20.
25. Кузякин Ю.П. Муниципальное право Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2002. – 178 с.
26. Местное самоуправление в современной России: аналитический доклад «Реализация законодательства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и основные проблемы развития местного самоуправления в современной России». - М.: Моск. обществ. науч. фонд, 1998, 240 с.
27. Муниципальное право России: Учеб. Для вузов (Гриф МО РФ)/ Выдрин И.В., Кокотов А.Н. – М.: Норма, 2002. – 368 с.
28. Основы государственного и муниципального управления: Учебник / В.И. Кнорринг. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 416 с.
29. Секединов А.А. Проблемы развития инфраструктуры городов. – М .: Стройиздат, 1997
30. Широков А. Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации (введение в муниципальное управление) — М.: Редакционно-издательский центр «Муниципальная власть», 2000.- 135 с.
Статьи
31. Колюшин Е.И. О праве муниципальной собственности // Журнал российского права. – 1997. - № 9.
32. Модин Н.А. Муниципальная собственность – экономическая основа деятельности органов местного самоуправления // Законодательство и экономика.– 2001.– № 2.
33. Уваров А.А. Муниципальная собственность: проблемы формирования и управления // Журнал российского права. – 1999. - № 3/4.
34.
Баррит. Федеральный закон от 21 декабря
35. Острина И.А. Социально-экономические проблемы управления муниципальной собственностью: [Электронный документ]. - (http://www.infokniga.ru/ellibr/municipal/sb1999/1999_25.html).
36. Руднев А.В. Проблемы управления государственным и муниципальным имуществом: [Электронный документ].
37. Официальный сайт КИО Арзамасского района - ПОЛОЖЕНИЕ «О Комитете имущественных отношений администрации Арзамасского района Нижегородской области»: [Электронный документ]. - (http://arzr-kio.nm.ru/arzr-kio.files/p_kio_1.html).
38. Официальный сайт КИО Арзамасского района - Устав Арзамасского муниципального района Нижегородской области: [Электронный документ]. - (http://arzr-kio.nm.ru/arzr-kio.files/p_kio_1.html).
39. Официальный сайт КИО Арзамасского района - Постановление Земского собрания о «Программе приватизации муниципальной собственности Арзамасского района на 2004 год» № 227 от 26. 12. 2003г.: [Электронный документ]. - (http://arzr-kio.nm.ru/arzr-kio.files/p_kio_1.html).
40. Арзамасский район Нижегородской области - Википедия: [Электронный документ].- (http://ru.wikipedia.org/wiki/Arzr_raion_gerb.jpg).