Российская академия государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Дипломный
проект
тема:
«Реализация
семейной политики в регионе на примере Нижегородской области»
Специальность:
государственное и
муниципальное
управление
Выполнил:
студент группы 235
заочного отделения
Круглова Марина
Юрьевна
Научный руководитель:
доцент
Васильев Алексей
Алексеевич
г. Нижний Новгород
Аннотация
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи дипломной работы.
В первой главе рассматриваются исторические и правовые основы системы семейной политики в России, эволюция и этапы развития системы семейной политики, проводится анализ правовой базы, которая существует в настоящее время.
Во второй главе анализируется состояние семьи в Нижегородской области и в целом по России. Также показана деятельность территориального органа исполнительной власти – Управления по труду и социальной защите населения по реализации семейной политики в Сормовском районе города Нижнего Новгорода.
Третья глава посвящена анализу проектов и программ развития семейной политики всех уровней в России. Приводятся примеры региональных, муниципальных и районных программ и проектов развития.
В заключении, на основе анализа, делаются выводы и даются конкретные предложения по развитию системы семейной политики в России.
Список использованной литературы содержит перечень нормативных актов, информационных и методических справочников, учебных и периодических изданий, а также других источников литературы.
В приложении приведены статистические данные и примеры программ
развития, структура территориальных органов исполнительной власти, а также
информация по предлагаемому Центру социального обслуживания семьи, женщин и
детей в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода. Все это отражает систему
семейной политики в Российской Федерации.
Оглавление
Глава 1. Государственная семейная политика в Российской Федерации 10
1.1.
Государственная семейная политика 10
1.2.
Зарождение системы семейной политики в России 17
1.3.
Нормативно-правовая база государственной семейной политики 25
2.1
Состояние семьи в Нижегородской области 36
2.2
Структура управления по труду и социальной защите населения 44
2.3
Основные направления деятельности управления по
труду и социальной защите населения
Сормовского
района г. Нижнего Новгорода
48
2.4
Деятельность сектора социальной защиты, занимающегося
вопросами семьи, женщин и детей
60
3.1
Семейная политика в Нижегородской области 67
3.2
Муниципальная семейная политика в г. Нижнем Новгороде 76
3.3
Программа «Семья на 2004-2006 гг.» и Комплексная
Программа по профилактике
безнадзорности
несовершеннолетних в Сормовском районе
г. Нижнего Новгорода 82
Список используемой литературы 95
Приложения
Семья
определяется как исторически изменяющаяся
форма организации совместной жизни людей обоего пола, группа из двух или
нескольких лиц, связанных браком, кровным родством или усыновлением и живущих
вместе.
Благодаря
выполнению комплекса социальных функций, которые в свою очередь менялись на
протяжении человеческой истории, семья обеспечивала относительную устойчивость
социальных связей и отношений в рамках всей социальной организации общества.
К
важнейшим функциям семьи относятся: репродуктивная, воспитательная,
социализирующая, хозяйственно-бытовая, экономическая, досуговая, эмоциональная
и духовного общения.
На
протяжении ХХ века семья в России пережила глубокие перемены. Современная семья
приходит на смену традиционной патриархальной семье: семья перестала быть
основной хозяйственной единицей, семейный статус перестал передаваться по
наследству, выросла социальная мобильность, личные цели индивида стали
превалировать над интересами родства, рост прав и свобод личности (мужчины и
женщины) привел к дальнейшему сокращению численности нуклеарной семьи (средний
размер семьи снизился до 2,9 человек).
Тема
дипломного проекта «Реализация семейной политики в регионе» выбрана не
случайно, проблемы, стоящие перед нашим обществом сложны и многоаспектны.
В
настоящее время Нижегородская область, как и Россия в целом, переживает репродуктивный
кризис: смертность превышает рождаемость в 2,2 раза. Значительно выросла доля
однодетных семей, а модели семьи с 2-мя, 3-мя и более детьми стали нетипичными,
а это означает начало процесса депопуляции. Нижегородская область превращается
в регион с вымирающим населением.
Причем, социально-экономический кризис в стране лишь ускорил процесс смены моделей семьи, но не был причиной этой смены. Проблема усложнилась тем, что происходит изменение ценностных ориентаций – уменьшается ожидаемое число детей в семье. На основании того, что число ожидаемых детей систематически падает, можно утверждать, что это не откладывание рождений, а отказ от них. Дети перестают рассматриваться как непрерывный компонент семейного производства и гарант обеспеченной старости родителей.
Следовательно, падение
рождаемости – не временное явление, а устойчивая тенденция.
Отчетливо наблюдается рост числа разводов при сокращении регистрируемых браков. Вместе с тем, типичным становится такое явление, как семьи с неригистрируемым браком. Доля таких семей в последнее время возрастает.
Многодетные
и бездетные семьи, разводы, нерегистрируемые браки, неполные семьи и внебрачная
рождаемость стали не только массовым, но и приемлемым стилем жизни. Все это
харвктеризует нарастание нестабильности брака и семьи. Ценности
воспроизводства, дети и их социализация постепенно отступают на задний план по
сравнению с развитием собственной личности, личной карьеры, реализовать которые
можно с успехом и вне рамок традиционной семьи. Значимость, привлекательность и
усойчивость традиционной, полной, детной семьи зримо снижаются.
В
то же время, именно семья несет на себе колоссальные отрицательные нагрузки в
современном обществе: падение жизненного уровня, безработица и, одновременно с
этим, трудовые перегрузки членов семей, ухудшение показателей здоровья,
жилищные проблемы. Все это приводит к снижению ресурсности семьи. Причем,
социально-экономический потенциал находится в прямой зависимости от фактора
детности.
Состояние семьи на сегодняшний день убеждает, что она как сложный социальный институт, удовлетворяющий лично-семейные по форме, но обще-социальные по сути потребности, должна находиться под защитой государства.
Опыт
мирового сообщества показывает, что институциональные проблемы семьи
эффективнее решаются с помощью специальной организованной семейной политики.
Государственная семейная политика является составной частью социальной политики России и представляет
собой целостную систему мер экономического, правового, социального,
информационно-пропагандистского и
организационного характера, направленных
на улучшение условий
жизнедеятельности семьи и укрепление института семьи.
Все
вышесказанное убеждает в том, что в вопросах семьи и семейной политики в РФ на
сегодня существуют весьма сложные проблемы, что говорит об актуальности темы дипломного проекта.
Актуальность
работы также вызвана некоторым изменением законодательной базы в социальной
сфере. Вступивший в законную силу с 01.01.2005 года Федеральный Закон № 122 «О
замене льгот денежной компенсацией», а также и другие законодательные акты,
породили ряд экономических и психологических проблем для нашего общества:
-
разделение льгот и выплат социального характера на
федеральные и региональные, а, соответственно, изменился и механизм их
финансирования;
-
несвоевременность выплат;
- механизм реализации ФЗ № 122 не продуман
до конца;
-
отмена льготной оплаты ряда услуг (телефон, радио,
антенна);
-
назначение пособий гражданам, имеющим детей,
осуществляется по совокупному доходу семьи, что значительно снизило число
получателей пособий.
Предметом изучения в
дипломном проекте является управление по труду и социальной защите населения
администрации Сормовского района г. Н. Новгорода (УТСЗН), его деятельность,
функции, предназначение и роль в осуществлении государственной семейной
политики. Как территориальный орган исполнительной власти, УТСЗН Сормовского
района является одним из элементов всей системы социальной защиты населения,
элементом механизма социальной политики способной обеспечить максимально
возможную нейтрализацию негативных явлений в экономике страны.
Современная
семейная политика государства должна учитывать все неблагоприятные факторы,
воздействующие на семью, отражать ее роль и значение в развитии общества, а
также место семьи в структуре общественного производства.
Сейчас нужно обращать внимание на новые механизмы реализации социальной семейной политики, в том числе предусматривать более эффективную организацию деятельности, развития и финансирования организаций и учреждений, реализующих проекты помощи семье, а также инновационные результативные формы и методы взаимодействия с семьей.
Поэтому
цель дипломного проекта – показать
механизм реализации государственной семейной политики в Российской Федерации с
анализом текущей ситуации по вопросам семьи в регионе и выработка практических
рекомендаций и предложений по работе с семьей.
Для
достижения цели дипломного проекта в
ходе работы на базе УТСЗН Сормовского района были решены следующие задачи:
1.
Изучены и обобщены литературные источники по вопросам государственной семейной
политики в РФ, в том числе, по вопросу зарождения семейной политики в России,
изучена нормативно-правовая база государственной семейной политики:
законодательные акты РФ, субъектов РФ и
региональные документы в сфере семейной политики.
2.
Собраны и проанализированы статистические данные по
состоянию семьи, женщин и детей (на примере Нижегородской области, г. Нижнего
Новгорода, Сормовского района), с выявлением тенденций, влияющих на уровень и
качество жизни семей, а также изучена работа органов социальной защиты по
реализации семейной политики на примере управления по труду и социальной защите
администрации Сормовского района (УТСЗН).
3.
Пранализированы проекты и программы развития семейной
политики региона, города и района.
4.
Выработана практическая рекомендация: предложено
создание на базе УТСЗН Сормовского района Центра социальной помощи семье,
женщинам и детям «Семь – я».
В процессе работы над дипломным проектом использовались следующие методы научного анализа (исследования):
Теоритические
методы: (сравнение, метод включенного анализа, идеализация, обобщение).
Заключение
Благодаря выявленным тенденциям увеличения или спада тех или иных явлений, происходящих в настоящее время в сфере семьи, женщин и детей:
- репродуктивный кризис или падение рождаемости;
-
рост доли однодетных и бездетных семей;
-
увеличение числа разводов и неригистрируемых браков,
неполных семей;
-
снижение количества многодетных семей, вместе с их
социально-экономическим потенциалом;
- рост безработицы среди женщин с детьми;
-
снижение показателей здоровья семьи;
-
безнадзорность несовершеннолетних;
- нарастание нестабильности брака и семьи в традиционном понимании и др.;
в заключении можно выделить следующие направления и сделать выводы в последовательной реализации семейной политики:
1. Совершенствование семейного законодательства.
Укреплении института семьи вследствие повышение статуса семьи в обществе и увеличения доли успешных семей.
Доступность для семьи необходимого
уровня социальных гарантий в сфере образования, здравоохранения, занятости и
т.д.
Повышение уровня благосостояния
семьи с несовершеннолетними детьми за счет действия эффективного механизма
самообеспечения, а также за счет разработки
системы мер, способствующих развитию и поддержке семейного предпринимательства;
Роста числа семей с активной
жизненной позицией, преодоление иждивенческих и потребительских настроений.
Повышение уровня репродуктивных
намерений семьи; более полной реализации семей репродуктивных намерений и улучшение на этой основе режима
воспроизводства населения;
Снижение младенческой и материнской
смертности, частоты врожденных пороков развития и генетических заболеваний у
детей.
Формирования установок
самосохранительного поведения. Здорового образа жизни.
Повышение
уровня социальной поддержки семьи, материнства и детства.
Создание условий для воспитания в
семье и успешной последующей интеграции в общество детей-инвалидов.
Сокращение масштабов социального
сиротства, детской безнадзорности, числа правонарушений, совершаемых
несовершеннолетними.
Обеспечение преимущественного
воспитания в семейных условиях детей-сирот и детей. лишившихся родительского
попечения.
Развитие сети учреждений и
организаций, обеспечивающих необходимые условия для повышения ресурсности
семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Обеспечение необходимыми
специалистами государственных органов, органов местного самоуправления,
организаций, взаимодействующих с семьей.
Совершенствование механизма
различных форм взаимодействия и создания комплексных программ работы с семьей.
Роста числа успешно действующих
некоммерческих организаций в сфере социальной поддержки семьи.
Возрождение и развитие лучших отечественных
традиций семейного воспитания.
Укрепление в общественном сознании образа
полной, детной, благополучной семьи.
Учитывая все вышесказанное, в целях реализации предложений необходимо создать в Сормовском
районе г. Нижнего Новгорода Центр социальной помощи семье, женщинам и
детям «Семь – Я».
Создание в Сормовском районе центра по
работе с семьей и детьми будет направлено на предупредительно-профилактическую
работу, на интересы и потребности конкретных семей.
Предполагается следующая структура центра:
- отделение психолого-педагогической помощи
семье и детям, которое осуществляет помощь гражданам в воспитании детей,
обучении детей и родителей здоровому общению в семье, разрешению семейных
конфликтов. Отделение осуществляет патронаж семей, имеющих неблагоприятные
психологические и социально-педагогические условия, помогает преодолевать
конфликтные ситуации, проводит психологическую коррекцию нарушений общения у
детей;
- отделение помощи женщинам,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Это отделение создается с целью
оказания психологической, юридической, социальной и иных видов помощи женщинам,
подвергшимся психофизическому насилию, оказывает социально-психологическую
помощь в адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;
- наркологическое с дневным пребыванием
отделение реабилитации детей и подростков «группы риска». Отделение проводит в
условиях дневного пребывания психолого-социальную, социально-педагогическую,
медицинскую, социально-бытовую и трудовую реабилитацию детей и подростков
«группы риска», проводит обучение родителей особенностям общения с такими
детьми, их воспитания и методикам реабилитации;
-
консультативное отделение, которое создается в целях защиты прав и интересов
граждан, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных,
психологических и юридических вопросов, дает консультации по вопросам
трудоустройства, профессиональной ориентации получения образования,
трудоустройства, содействует в решении правовых вопросов. В отделение входит
служба «Телефон доверия»;
- отделение дневного пребывания
детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями. Отделение осуществляет
реализацию индивидуальных программ реабилитации, организует досуг и внешкольное
образование, обучает навыкам самообслуживания, поведения самоконтроля, общения,
оказывает консультации семьям по вопросам предоставления им льгот и
преимуществ.
Кроме того, в структуру центра по
работе с семьей, женщинами и детьми
входят:
-
административно-управленческий аппарат;
-
административно-хозяйственная часть;
-
служба социальной помощи;
-
служба автоматизации и информационно–аналитической
работы.
Именно
подобные методы и помогают наиболее полно и с успехом осуществлять реализацию
социальной семейной политики нашего государства, именно они имеют эффективную
отдачу.
Только благодаря всеобщему системному подходу, (во
всех звеньях власти), можно добиться
основного результата последовательной реализации семейной политики, а
именно – укрепление института семьи вследствие повышения статуса семьи в нашем
обществе.
Список используемой литературы:
Законодательные акты:
1.
Конституция Российской Федерации, Москва, изд.
«Омега»,
2.
Российская Федерация. Законы.Федеральный Закон
«Семейный Кодекс РФ» от 08.12.1995 г., с изменениями от 02.01.2000 г.;
3.
Российская Федерация. Указ Президента РФ «Об основных
направлениях государственной семейной политики» № 712 от 14.05.1996 г.;
4.
Нижегородская область. Постановление Правительства
Нижегородской области «Об утверждении Концепции семейной политики в
Нижегородской области» № 371 от 23.12.2003 г.;
5.
Нижегородская область. Министерство труда и социальной
защиты. «Концепция семейной политики в Нижегородской области», г. Нижний Новгород,
6.
Нижегородская область. Постановление Правительства
Нижегородской области «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции
семейной политики в Нижегородской области» № 95 от 21.04.2004 г.;
7.
Администрация
г. Нижнего Новгорода. Распоряжение Главы администрации г. Нижнего Новгорода «Об
утверждении комплекса мер по реализации семейной политики в г. Нижнем
Новгороде» № 35 от 28.04.2005 г.
Нормативно-правовые и информационные сборники:
8.
Сборник нормативно-правового обеспечения социальной
поддержки семьи, женщин и детей. (Министерство труда и социальной защиты
Нижегородской области, управление по социальной поддержке семьи, г. Нижний
Новгород,
9.
«Проектные технологии в поддержку семьи и детства»,
информационно-методический сборник вариативных программ по семейной политике.
(Министерство труда и социальной защиты Нижегородской области, г. Нижний
Новгород,
10. Сборник нормативно-правового обеспечения по
семейной политике города Нижнего Новгорода «Город – детям», (Департамент труда
и социальной защиты Нижнего Новгорода,
11. «Отдых и оздоровление детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации, в системе социальной защиты Нижегородской области»,
информационно-методический сборник. (Управление по социальной поддержке семьи,
женщин и детей, г. Нижний Новгород,
Литература:
12. Васильев А. А., «Муниципальное управление», г. Нижний Новгород,
13. Желтов А.М., «Государственное регулирование
экономики», учебное пособие, г. Нижний Новгород,
14. Зубкова Н. Ю.,. Тимошина Л. И., «Организация и содержание работы по
социальной защите женщин , детей и семьи», Москва,
15. Ключевский В. О., «Русская история», Москва, «Эксмо»,
16. Курбатов В. И., «Социальная работа», г. Роств
на Дону, изд. «Феникс»,
17. Савинов А. Н.,
Зарембо Т. Ф., «Организация работы органов социальной защиты», Москва,
18. Смирнов С. Н., Сидорина Т. Ю., «Социальная
политика», Москва, 2004г.
19. Фирсов М. В., «История социальной работы в
России», Москва,
20. Холостова В. Е., «Теория социальной работы»,
Москва,
Методические пособия и тематические журналы:
21. Золотницкая В. С., «Социальная поддержка населения Нижнего
Новгорода», изд. «Барс ХХI век»,
22. Кочубей А. В.,. Умарова Н. Р., «Визит в семью или практика работы с
семьями», методическое пособие, Псков,
23. Просветительский журнал «Социальная защита»,
изд. при поддержке Министерства труда и социальной защиты, Москва,
24. Просветительский журнал «Социальная защита»,
изд. при поддержке Министерства труда и социальной защиты, Москва,
25. Просветительский журнал «Пенсионное
обеспечение», изд. при поддержке Министерства труда и социальной защиты,
Москва,
26. Просветительский журнал «Социономия», изд. при
поддержке Министерства по труду и социальной защите населения, Москва,