Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

 

Волго-Вятская академия государственной службы

Заочный факультет ускоренного обучения

 

Кафедра управления и маркетинга

 

Дипломный проект

 

"Реализация реформы в системе муниципального образования"

(На примере Городецкого района )

 

Специальность:государственное и

муниципальное управление

Выполнила: студентка группы 305

Кузнецова

Наталья Александровна

Научный руководитель: доцент

Васильев

Алексей Алексеевич

 

 Нижний Новгород

2006 г.


Аннотация

 

Дипломный  проект  на тему «Реализация реформы в системе муниципального образования (На примере Городецкого района» посвящен исследованию реформ в системе муниципального образования).

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определена цель и поставлены задачи дипломной работы.

Первая глава данной дипломной работы посвящена многоаспектности и взаимозависимости управленческих проблем, определяющих характер практических преобразований муниципального управления образованием. В ней излагаются теоретические положения и нормативно-правовые акты системы образования в РФ. ,рассматривается История и роль образования в развитии российского общества

Во второй главе работы проводится анализ  состояния системы образования.  Рассматриваются тенденции развития реформ в сфере образования.

В третьей главе показана комплексная программа реформирования системы образования Нижегородской области. Излагаются Концепции модернизации  в системе образования.

В четвёртой главе рассматривается реализация целевой программы развития системы образования Городецкого района. В ней  показаны основные проблемы и состояние системы образования Городецкого района.

В заключение на основе анализа текущего состояния образования показаны достоинства и недостатки реализации реформ в системе муниципального образования.

Для написания данной работы использовано 30 литературных источников, в том числе Федеральные законы и целевая программа развития системы образования Нижегородской области и целевая программа Городецкого района.


Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Обзор текущего состояния системы образования. 4

1.1 Сущность определения муниципального образования в России. 4

1.2. Российская система образования сегодня: преимущества и недостатки. 9

1.3 Правовая и нормативная базы Российской системы образованя. 15

Глава 2. Реформирование системы образования. 17

2.1 Тенденция развития реформ в муниципальном образовании. 17

2.2 Реформы в системе муниципального образования. Анализ состояния образования  22

Глава 3. Программа реформирования системы образования Нижегородской области. 31

3.1 Концепции модернизации  в системе образования до 2010 года. 31

3.2 Программа развития Нижегородской области. 40

Глава 4. Целевая программа развития системы образования Городецкого района Нижегородской области. 56

4.1. Проблемно ориентированный анализ образовательной ситуации в Городецком районе. 56

4.2. Целевая программа развития  системы образования Городецкого района. 60

4.3. Приоритетные направления развития образовательного комплекса Городецкого района. 62

4.4. Ожидаемые результаты критерии оценки и показатели эффективности. 68

Заключение. 72

Список литературы.. 75

Приложения. 78

 

Введение

Наступившее тысячелетие со всеми политическими, экономическими и социальными проблемами еще более обострило необходимость осмысления прошлого, предвидения будущего, осознания нынешних ценностей и идеалов.

Образование всегда являлось и является составной частью общественно-социальных систем. И как всякая система она имеет свою качественную характеристику. В ней можно выделить несколько организационно-функциональных принципов:

·      принцип парадигмальности. Система образования развивается на основе парадигмальной концепции, характерной для определенного времени и общества;

·      принцип наследования определенных  культурных традиций;

·      принцип трансляции.

Степень и условия реализации этих принципов во многом определяется образовательной политикой. В зависимости от нее формируется система образования и конкретное образовательное пространство.

Политические и социальные коллизии последних трех десятилетий не могли не сказаться на изменении образовательной политики России. Мощное инновационное движение обусловило реформы во всех направлениях педагогической деятельности: содержание образования, образовательные технологии, управление образованием и др. Но сегодня уже очевидно, как резко снизилась конкурентоспособность массового общего образования, продолжается экономическая блокада науки, образования, культуры.

Образовательная политика всегда отражает общий курс политического и социально-экономического развития общества и государства. Образовательная политика всех стран всегда рассматривалась как сфера национального суверенитета. Вместе с тем, она корректировалась под влиянием внешних факторов.

Сложность оценки системы образования, как и образовательной политики в целом, заключается в том, что их социальные последствия проявляются в качестве социальных вкладов спустя 15-20 лет.

Сегодня медленно, с большими трудностями, но верно происходит формирование национальной стратегии и концепции устойчивого развития общества. В этой ситуации обоснованная и реалистическая образовательная политика – гарант успеха. Ее эффективность должна измеряться степенью обеспечения конкурентоспособности системы образования на мировом рынке. Непрерывность и массовость образования – ее качественные показатели.

Образовательная политика не может выдать сиюминутный результат. Однако она, как всякая деятельность, обеспечивающая конечный продукт, может и должна подвергаться мониторингу. Образовательная политика реализуется в долгосрочных и оперативных программах на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. . Сама по себе система образования это сложный конгломерат различных учреждений и охватить в рамках данного дипломного проекта не получится.

Все выше перечисленное говорит об актуальности выбранной темы.

Цель дипломного  проекта – исследование текущего состояния образовательной системы Городецкого района.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

-         провести общий  анализ состояния системы образования в РФ в настоящий период;

-         выделить  основные  направления  реформирования системы образования  в целом;

-         провести анализ текущего состояния системы образования в Городецком районе;

-         рассмотреть  целевую программу  развития системы образования Городецкого района;

-         выделить основные  проблемы образовательной системы в Городецком;

-         на основе выводов дать предложения по совершенствованию  работы  органов управления образования.

Объект исследования - муниципальная система образования.

Предмет исследования – реализация реформы и условия повышения эффективности управления муниципальной системой образования.

 

Заключение

В рамках данного дипломного проекта был выполнен анализ системы образования Городецкого района. Были выделены основные направления развития системы образования. Одним из них является  профильное обучение. В районе работают 30 профильных классов: гуманитарных-3 класса в сш №1,2,15., социально-экономических-6 классов в сш.№1,18,Тимирязевской, естественно-математических-13 классов в сш. №2,3,7,8,15,17, технологических-2 класса в Федуринской и Ковригинской сш., технических-6 классов в сш. №3,8,15,17. Существует тенденция повышения качества знаний учащихся. Школьники района постоянно в числе победителей и призеров областных олимпиад. Высок процент поступления выпускников школ в высшие учебные заведения. В 2005году он составил 70%. Однако кроме положительных тенденций проявляются и негативные тенденции:

·         несмотря на снижение контингента учащихся вследствие демографического спада, число школ, в которых учащиеся занимаются во вторую смену составляет 16%;

·         не решена до конца проблема материально-технической базы образования;

·         недостаточно ведется работа по профилактике правонарушений и преступлений силами межведомственного взаимодействия;

·         недостаточно широко используются возможности психолого-педагогической службы.

·         Сокращение инвестиций в строительство, в капитальный и текущий ремонт зданий образовательных учреждений является одним из факторов старения материально-технической базы образования.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" статья 40 "Государственные гарантии приоритетности образования", устанавливаются государственные гарантии ежегодного выделения финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, была исключена. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ были внесены изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Поправки затронули положения, устанавливающие порядок регистрации, реорганизации и ликвидации образовательного учреждения. Однако кроме положительных составляющих есть отрицательные: в частности, разрабатываемые новые образовательные школьные стандарты, предполагают сокращение учебной нагрузки на 25 процентов. На практике эта новация чревата снижением либо качества получаемого образования, либо его доступности, поскольку предполагается, что урезанные 25 процентов учебной нагрузки будут просто оплачиваться непосредственно родителями учащихся по желанию, и, следовательно, будут носить факультативный характер. Вряд ли оправданна и планируемая замена сметного финансирования образовательных учреждений нормативным. Принцип нормативного финансирования успешно используется во многих европейских государствах. Однако в случае полного следования финансовых средств за конкретным учеником, как это предполагается в нашем государстве, переход на нормативное финансирование может повлечь за собой закрытие школ, лицеев, гимназий и других образовательных учреждений с малым количеством учеников.

В Городецком районе  в рамках Реформы  Российского образования была разработана целевая программа  развития системы образования Городецкого района, ориентированная на инновационное развитие Городецкого района, обеспечение общедоступного и бесплатного дошкольного, основного общего и среднего образования, гарантированных Конституцией Российской Федерации, воспроизводство и развитие кадрового потенциала Городецкого района.

Основной задачей программы является создание условий для модернизации содержания образования и комплексных изменений в образовательных технологиях, для обеспечения инновационного развития Городецкого района.

Разработанная целевая программа состоит из нескольких основных этапов, в конечном итоге приводящих к решению большинства из выявленных проблем системы образования.

Программа включает в себя стратегию развития образовательной отрасли Городецкого района, реализация которой состоит из реализации мероприятий стратегических направлений и задач образовательной системы.

 Реализация Программы предусматривает разработку системы нормативов бюджетного финансирования для различных типов и видов образовательных учреждений, введение бюджетного финансирования, совершенствование порядка финансирования образовательных учреждений.

Общими  предложения по совершенствованию системы  образования  Городецкого района:

1.      Дальнейшее развитие  профильного образования (сетевые модели, учет потребностей каждого ребенка;

2.      Необходимо разработать  механизм социального партнерства  для привлечения инвестиций в образовательную среду;

3.      Использовать  базу  образовательных учреждений  для привлечения  дополнительного финансирования ( работа компьютерных классов  вечером);

4.      создание условий, позволяющих эффективно решать проблемы безопасности образовательных учреждений (в том числе пожарной безопасности), обеспечение проведения мероприятий антитеррористического характера;

5.      необходимо  полнее использовать потенциал общественных организаций  для поддержки  дополнительного образования

6.      сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования детей, в том числе профильного обучения;

7.      необходима  всесторонняя поддержка талантливой молодежи, в том числе реализация программ работы с творчески одаренными детьми.


Список литературы

1.       Об образовании. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года.

2.       О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». Закон Российской Федерации от 13 января 1996 года.

3.       Федеральная программа развития образования на 2000–2005 годы. Утверждена Федеральным Законом от 10 апреля 2000 года.

4.       Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Одобрены Правительством РФ 20 июля 2000 года.

5.       О развитии образования в Российской Федерации. Выступление Президента Российской Федерации, Председателя Государственного совета Российской Федерации В.В. Путина на заседании Государственного совета Российской федерации  29 августа 2001 года.

6.       Программа «Создание единой образовательной информационной среды Нижегородской области (2003-2005 годы)» г.Н. Новгород 2002г.

7.         Постановление главы администрации Нижегородской области от 26.06.2002 №172 «О  социальной защите обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования»-  "Правовая среда" N 35(433) от 11.09.2002

8.       Аспекты модернизации российской школы: Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. – М.: ГУ ВШЭ, 2001.

9.       Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки для разработки по обновлению общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001. 

10.   Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001.

11.   Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки для разработки по обновлению общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001. 

12.   Материалы центра статистики ГосКомСтат РФ за 2000-2005 гг.

13.   Аверкин В.Н. Проблема финансирования системы образования//Экономика образования .-1999г.-№3.

14.   Беспалько В.П. Не пора ли менять стратегию образования? // Педагогика. 2001. № 9.

15.   Вифлеемский А.Б. Экономика образования: учебное пособие в 2 кн. Книга 1. / Москва: Народное образование. 2003г. 368с. Книга 2. Москва: Народное образование. 2003г. 384с.

16.   Вифлеемский А.Б. Организация и оплата труда в школе. / Москва: Сентябрь. 2003г. 208с.

17.   Глазунова Н. И. Система государственного управления. Учебник. М.: Изд. Юнити-Дана. 2002г.

18.   Гершунский Б.С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? // Педагогика. 2001. № 10.

19.   Демин В.М., На приоритетных направлениях// Вестник среднего профессионального образования. – 2003г.

20.   Захарова Л.Н., Шинкарюк Р.П. Воспитание и социализация учащихся в образовательном процессе. - Н. Новгород: НГЦ, 2002г.

21.   Криворотова Т.А. Воспитательная система образовательного учреждения. / Применение современных информационных технологий в образовании. Материалы учебно-методического семинара. Н.Новгород: ННГУ. 2003г.

22.   Кузнецов А.В. Современные проблемы высшей школы./ Материалы научно-педагогического семинара.Новгород.НГТУ.2005г.

23.   Максаковский В.П. Перспективы 12-летней школы // Педагогика. 2001 № 4.

24.   Моругин С.Л. Современные концепции внедрения современных информационных технологий в образовательную систему./Информатика и образование №5, стр 37-44, 2003г.

25.   Поздняков А.Н. Российская система образования: опыт и перспективы реформирования на рубеже XX-XXI вв. // Актуальные вопросы развития образования. Сб. статей / Под ред. А.Н. Позднякова. – Саратов: «Сигма-плюс», 2001,

26.   Тивикова С.К. Проблемная лекция в процессе обучения. Подготовка педагога в условиях модернизации образования. / Н.Новгород: НГПУ,2003г.

27.   Токарева Л.А., Поздняков А.Н. Модернизация общего образования как условие повышения его эффективности // Совершенствование структуры и содержания общегообразования: цели и задачи экперимента. Учебно-методическое пособие. – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2001,

28.   Фрумин И.Д. Образовательная политика: практика анализа. – М., 2002г.

29.   Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики//Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.-М. :Педагогический поиск,1997г.

30.   Щуркова Н.Е. Анализ и оценка воспитательного процесса//Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии.-М.:Новая школа,1998г.


 

Hosted by uCoz