Российская академия государственной службы при Президенте РФ
ВОЛГО - ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Заочный факультет ускоренного обучения
Кафедра управления и маркетинга
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципального
образования
Специальность: Государственное
и
муниципальное управление
Выполнил: студент гр.218
Овчинников Александр Валерьевич
Научный руководитель:
доцент
Васильев Алексей Алексеевич
г. Бор
Аннотация
Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность дипломного проекта, определяется цель и задачи исследования.
В главе 1 проекта представлены теоретико-методологические основы и нормативно-правовое обеспечение управления ЖКХ. Данная глава представляет теоретическую основу дипломного проекта.
Глава 2 отражает структуру ЖКХ города Бор, его основные характеристики, цели и задачи.
Глава 3 представляет ход развития и модернизации ЖКХ для эффективного
проведения жилищно-коммунальной реформы, проект программы реформирования ЖКХ г. Бор, а также план повышения эффективности управления
жилищно-коммунальным хозяйством города.
В заключении содержатся, основные выводы, полученные в ходе соответствующего исследования проблем и даны некоторые предложения.
Список литературы содержит различные источники: нормативные документы, учебную и научную литературу, статьи, периодические издания.
В приложение приведены материалы, связанные с организации управления в ЖКХ города и программой реформирования ЖКХ г. Бор
Оглавление
Аннотация |
2 |
||
Введение |
4 |
||
Глава 1.
Система управления ЖКХ |
6 |
||
1.1 Теоретико-методологические основы управления ЖКХ города |
6 |
||
1.2 Нормативно-правовое обеспечение управления ЖКХ |
14 |
||
Глава 2. Анализ состояния ЖКХ г.Бор |
22 |
||
2.1 Структура и функции управления жилищно-коммунальным хозяйством г. Бор 2.2 Характеристика ЖКХ г. Бор |
22 24 |
||
2.3 Цели и задачи ЖКХ г. Бор |
27 |
||
Глава 3. Развитие
жилищно-коммунального хозяйства г. Бор |
29 |
||
3.1 Ход развития и модернизации ЖКХ для
эффективного проведения жилищно-коммунальной реформы. 3.2 Проект программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Бор.
|
29 30 39 |
||
Заключение |
52 |
||
Список
использованной литературы |
54 |
||
Приложения |
59 |
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения необходимость организационно-экономических новаций в деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Это диктуется объективным состоянием экономики России и задачами ее развития. Поэтому тема дипломного исследования в настоящее время очень актуальна.
Забота о благоустройстве городов и других поселений, обеспечение населения на высоком уровне услугами тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения стали показателями не только культурного развития городов и других населенных пунктов, демонстрацией технических возможностей, но и непременным условием цивилизованного проживания. Совершенно очевидно, что решение задачи модернизации ЖКХ страны только за счет бюджетных средств и внутренних инвестиционных ресурсов невозможно. Нужна общенациональная программа.
В ближайшее время в большинстве субъектов Российской Федерации отрасль ЖКХ не сможет развиваться без кардинального изменения имеющихся подходов, учитывая, что основной объем полномочий по управлению данным сектором экономики передан на муниципальный уровень.
В последнее время вопросы управления жильем и коммунальным хозяйством стали ключевыми. Это объясняется тем, что оно занимает центральное место в системе договорных отношений.
Формирование систем управления ЖКХ, в том числе договорных отношений, получило развитие с выходом закона РФ от 06.07.1991г № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации».
В соответствии с Законом городские администрации были обязаны организовать в сфере ЖКХ эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, благоустройство территории города и обеспечивать бесперебойное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло- и энергоснабжения, а также обеспечивать население топливом.
В этот период практически весь жилищный фонд являлся муниципальным и поэтому администрации городов самостоятельно создавали системы управления и выбирали управляющие организации.
С появлением Федерального закона от 28.08.1995г № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия ОМС в вопросах управления муниципальной собственностью и обеспечения населения ЖКУ видоизменились:
– владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
– комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
– организация, содержание и развитие муниципальных сетей энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
– обеспечение санитарного благополучия населения;
– благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
– содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
– организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом.
Существенно изменились полномочия органов местного самоуправления в жилищной сфере после принятия Федерального закона от 06.10.2003г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В вопросах обеспечения населения ЖКУ на них теперь возлагаются только организационные функции.
Важнейшим условием успеха жилищно-коммунальной реформы является создание конкурентной среды на рынке ЖКУ, что, помимо снятия с коммунальных служб устаревших ограничений в части зарабатывания денег, предусматривает создание для организаций общественного жилищного самоуправления, малого и среднего бизнеса равных возможностей успешной работы на рынке ЖКУ.
Цель данного дипломного проекта – показать развитие системы жилищно- коммунального хозяйства муниципального образования.
Для достижения поставленной цели в дипломном проекте решаются следующие задачи:
·
исследуется
система управления ЖКХ,
·
анализируется
организация ЖКХ г. Бор,
·
рассматривается развитие жилищно-коммунального хозяйства г.
Бор,
·
на основе выводов даются предложения по совершенствованию
управления ЖКХ.
Заключение
Одной из самых злободневных проблем, продолжающей оставаться нерешенной является проблема сохраняющегося монопольного положения организаций, предоставляющих услуги, как по управлению, так и по обслуживанию жилищного фонда, в то время как рынок этих видов услуг является потенциально конкурентным,
Сохранение существующего монополизма влечет за собой поддержание высокого уровня затрат, а соответственно, и тарифов на данные услуги. Это обусловлено тем, что монополистам нет необходимости искать пути снижения себестоимости, которые бы делали предоставляемые ими услуги конкурентоспособными. В результате сегодня и бюджет, и население (а в будущем население) несут бремя неоправданно больших расходов на покупку этих услуг.
Таким образом, одна из основных задач настоящего периода состоит в том, чтобы от существующего монополизма перейти к развитому рынку предоставления услуг как в сфере обслуживания, так и в сфере управления жилищным фондом, т.е. перейти от, одного к наличию множества продавцов, действующих независимо друг от друга, что, в свою очередь, обеспечит возможность широкого выбора для покупателей. Темпы создания конкурентной среды в регионе в основном определяются политикой муниципалитета, выражающего интересы самого крупного собственника, а соответственно, и потребителя рассматриваемых видов услуг в регионе.
Поэтому необходимо реализовывать программу реформы ЖКХ.
Успех реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в
решающей степени зависит от поддержки населением мероприятий, осуществляемых в
процессе проводимых преобразований. Другими словами, если жители - основные
потребители услуг в жилищной сфере - будут понимать смысл происходящих изменений,
успех реформы гарантирован. Такой поддержки в значительной степени можно
добиться только при проведении исчерпывающей и качественной информационно -
разъяснительной работы среди населения. Хотя существует ещё один не мало важный
фактор, влияющий на продвижении реформы в массы, это низкий уровень доходов
населения. В связи с этим реформа рассматривается не как инструмент повышения
качества ЖКХ, а как очередной способ
загнать людей в долговую яму. Следовательно, напрашивается вывод: пока
Правительство не повысит доходы населения, будет сложно продвигать реформу.
Относительно города Бор я предлагаю предать ЖКХ статус коммерческого предприятия с не зависимым финансированием на основе заключения с администрацией г. Бор договора «Об управлении жилым фондом». И наделить его функциями «единого заказчика», это позволит создать конкуренцию среди предприятий подрядчиков и повлечет за собой повышение качества, а также понижение стоимости услуг.
Успешное проведение жилищно-коммунальной реформы, как показала практика,
принципиально невозможно без активного участия жителей города. В настоящее
время в городе действуют различные формы жилищного самоуправления: товарищества
собственников жилья (ТСЖ), жилищные товарищества (ЖТ), жилищно-строительные
кооперативы (ЖСК), советы общественного самоуправления (СОС) домовые комитеты
(ДК). Эти формы самоорганизации жителей – мотор жилищно-коммунальной реформы.
Второе важнейшее условие успеха жилищно-коммунальной реформы – создание
конкурентной среды на рынке услуг, что помимо снятия с коммунальных служб
устаревших ограничений в части зарабатывания денег
предусматривает создание для организаций общественного жилищного
самоуправления, малого и среднего бизнеса равных возможностей успешной работы
на рынке ЖКУ.
Необходимо принять законодательные акты, позволяющие:
- объединениям граждан в жилищной сфере, малому и среднему бизнесу
преодолеть барьер монополизации рынка ЖКХ;
- эффективно управлять жилыми домами, использовать общее имущество и
обеспечить участие собственников и нанимателей квартир в управлении жилыми
домами путём создания различных форм объединений граждан в жилищной сфере
(жилищных товариществ);
- установить налоговые льготы или государственные
субвенции, приоритетные права по использованию или выкупу нежилых помещений в
жилых домах, являющихся городской собственностью, для объединений граждан в
жилищной сфере на период проведения жилищно-коммунальной реформы.
Список использованной литературы
Нормативные акты
1.Федеральный
закон от 30.12.2004 N 217-ФЗ "О внесении изменений в статью 223 части
первой Гражданского кодекса РФ" (опубликован в "Российской
газете" от 31.12.2004 N 292, в "Парламентской газете" от
12.01.2005 N N 1 - 2). Вступил в силу с 1 января
2.Федеральный
закон от 30.12.2004 N 213-ФЗ "О внесении изменений в часть первую
Гражданского кодекса РФ" (опубликован в "Российской газете" от
31.12.2004 N 292, в "Парламентской газете" от 12.01.2005 N N 1 - 2). Вступил в силу с 1 января
3.Федеральный
закон от 29.12.2004 N 196-ФЗ "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним" (опубликован в "Российской
газете" от 30.12.2004 N 290, в "Парламентской газете" от
12.01.2005 N N 1 - 2). Вступил в силу с 1 января
4.Федеральный
закон от 29.12.2004 N 194-ФЗ "О внесении изменений в статью 446
Гражданского процессуального кодекса РФ" (опубликован в "Российской
газете" от 30.12.2004 N 290, в "Парламентской газете" от
12.01.2005 N N 1 - 2). Вступил в силу с 10 января
5.Федеральный
закон от 30.12.2004 N 216-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон
"Об ипотеке (залоге недвижимости)" (опубликован в "Российской
газете" от 31.12.2004 N 292, в "Парламентской газете" от
13.01.2005 N N 3 - 4). Вступил в силу (с учетом
правил ст. 6 Федерального закона от 14.07.1994 N 5-ФЗ) с 11.01.2005.
6.Федеральный
закон от 29.12.2004 N 192-ФЗ "О внесении изменений в некоторые
законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об
ипотечных ценных бумагах" (опубликован в "Российской газете" от
30.12.2004 N 290). Вступил в силу (с учетом правил ст. 6 Федерального закона от
14.07.1994 N 5-ФЗ) с 10 января
7.Федеральный
закон от 29.12.2004 N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от
11.11.2003 N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" (опубликован в
"Российской газете" от 30.12.2004 N 290). Вступил в силу (с учетом
правил ст. 6 Федерального закона от 14.07.1994 N 5-ФЗ) с 10 января
8.Федеральный
закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах"
(опубликован в "Российской газете" от 31.12.2004 N 292). Вступит в
силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования (за
исключением положений ст. 51 Закона в отношении саморегулируемых
организаций жилищных накопительных кооперативов и ст. 56, которые вступают в
силу со дня вступления в силу федерального закона, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций).
9.Федеральный
закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве
многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в
некоторые законодательные акты РФ" (опубликован в "Российской
газете" от 31.12.2004 N 292, в "Парламентской газете" от
14.01.2005 N N 5 - 6). Вступит в силу по истечении
трех месяцев после дня его официального опубликования.
10.Федеральный закон от 29.12.2004 N 199-ФЗ
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи
с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации
по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения
муниципальных образований" (опубликован в "Российской газете" от
30.12.2004 N 290). Вступил в силу с 1 января
11.Федеральный
закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций
коммунального комплекса" (опубликован в "Российской газете" от
31.12.2004 N 292). Закон вступит в силу с 1 января
12.Федеральный закон от 30.12.2004 N 211-ФЗ
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных
актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об
основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (опубликован
в "Российской газете" от 31.12.2004 N 292, в "Парламентской
газете" от 13.01.2005 N N 3 - 4). Вступил в силу со 2 января
13.Градостроительный
кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ и Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ
"О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" (опубликованы в
"Российской газете" от 30.12.2004 N 290, в "Парламентской
газете" от 14.01.2005 N N 5 - 6). Закон о введении в действие Кодекса уже вступил в силу, за
исключением положений п. 2 и абз. 2 п. 4 ст. 16
Закона, определяющих особенности предоставления земельных участков для
жилищного строительства, а также порядок организации и проведения аукционов по
продаже и на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, которые вступают в силу с 1
октября
14.Жилищный
кодекс РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ и Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ
"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
(опубликованы в "Российской газете" от 12.01.2005 N 1).
15. Закон РФ от 07.02.92 №2300-1«О защите прав потребителей»(с изм. и доп. вступ в силу с 01.07.2002г.)
16. Постановление №90 от 26.12.2002г. «Об адресной социальной защите населения в связи с повышением оплаты ЖКУ с 01.01.2003г.»
17. Кодекса РФ
об Административных правонарушениях
18. Закон РФ от 20.11.1990 года № 341-1 «О государственных пенсиях в РФ» в новой редакции от 03.11.2000 года Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий. МДС 13-1.99/ Госстрой России. – М.: ГУП ЦПП, 2000 – 64 с.
19. Методика по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания. МДС 13-6.2000. Утверждена приказом Госстроя РФ № 177 от 31.12.99 г.
Книги и монографии
1. Васильев А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций. 3-е изд., перераб. и доп.- Н.Новгород: Изд. Гладкова О.В.2003. -388 с.
2. Боголюбов В.С., Васильева Н.В. Совершенствование экономических отношений в жилищной сфере. Учеб. пособие, - СПб.: СПбГИЭА, 1999 – 128 с.
3. Как эффективно управлять жилищным фондом: теория и практика / Под ред. С. Б. Сиваева. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2002 – 142 с.
4. Жилищный кодекс РФ. – М.: ИНФРА-М, 2005 – 304 с.
5. Филиппов Ю.В., Авдеев Т.Т. Основы развития местного хозяйства. Учеб. – М.: Дело, 2000 – 264 с.
6. Игнатов В.Г., Батурин Л.А., Бутов В.И., Уварова Г.Г., Ходарев С.В., Элланский Ю.Г. Экономика социальной сферы. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2001 – 416 с.
7. Ким О., Сиваев С. Организация конкурсов на проведение капитального ремонта муниципального жилищного фонда. – М.: Фонд «Институт экономики города», 1998 – 35 с.
8. Жилье. Нормативные акты и их применение: Законодательство. Судебная практика. Образцы документов. Рекомендации / Авторы составители: М.В. Кузнецов, С.Д. Олейник, Д.А. Шишкин. – М.: Право и Закон, 2001 – 640 с.
9. Модель вторичного рынка ипотечных кредитов: опыт США. Сборник материалов. – М.: Фонд «Институт экономики города», 1995.
10. Косарева Н., Пузанов А. Оценка доступности ипотечных кредитов на жилье для населения г. Москвы. – М.: Фонд «Институт экономики города».
11. Руководство по ведению Единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ним. Вып. 3. ч. 1 (Г.И. Задонский), ч. 2 (И.А. Румянцев) – М.: Фонд «Институт экономики города», 1998 -58 с.
12. Основы организации и управления жилищно-коммунальным комплексом: Учебно-практическое пособие. /Под общ. ред. проф. П.Г. Грабового. – М.: Издательство «АСВ», 2004 – 528 с.
13. Егоров Е.В., Потапова М.В. Экономика жилищного хозяйства России. Учебное пособие. – М.: ТЕИС, 2002 – 171 с.
14. Жуков Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 – 96 с.
15. Симионов Ю.Ф., Дрозд Н.И. Жилищно-коммунальное хозяйство. Справочник. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский цент «МарТ», 2004 – 272 с.
16. Экономика жилищно-коммунального хозяйства: Учебное пособие. Под ред. доктора экон. наук, проф. Симионова Ю.Ф. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004 – 208 с.
Статьи
17.
Ройтман А.Г., Бабуров С.В., Бабуров Н.В. Мониторинг Жилищного Фонда Москвы. Актуальные
проблемы градостроительства и жилищно-коммунального комплекса. Международная
научно-практическая конференция. 15-16 мая
18.
Стражников А.М. Мониторинг ремонтопригодности зданий.
Сборник МИКХиС, Актуальные проблемы
градостроительства и жилищно-коммунального комплекса. Международная
научно-практическая конференция. 15-16 мая