Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Волго-Вятская академия государственной службы

Заочный факультет ускоренного обучения

 

Кафедра региональной экономики и управления

 

Дипломный проект

 

Реализация реформ ЖКХ на муниципальном уровне

 

Специальность: государственное и

муниципальное управление

Выполнил: студент группы 305

Петрухов

Владимир Александрович

Научный руководитель: доцент

Васильев

Алексей Алексеевич

                         

Нижний Новгород

2006 г.

 

Аннотация

Дипломный проект на тему «Реализация реформ жилищно-коммунального хозяйства на муниципальном уровне» освещает вопросы продвижения в жизнь нормативов нового жилищного законодательства на территории Нижегородской области. В работу вошли основные моменты и противоречия, возникающие в ходе внедрения в повседневную практику законодательных инициатив.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определена цель и поставлены задачи дипломной работы.

Первая глава данной дипломной работы посвящена определению понятия «жилищно-комунальнное хозяйство», определение его места и функциональной сущности в структуре хозяйств города. Освещена историческая хронология реформ ЖКХ на этапах развития экономики современной России. Показана многогранность правового регулирования вопросов жилищно-коммунального комплекса и его связь с правовыми полями смежных отраслей.

Во второй главе проводится анализ современного состояния отрасли в Российской Федерации, освещены вопросы взаимосвязи эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством в изменяющейся экономической среде.

В третьей главе предложена многоуровневая программа, нацеленная на вывод отрасли из кризиса. Затронуты конкретные вопросы реализации реформы в Ленинском районе города Нижнего Новгорода.

В заключении на основе выводов даны предложения по совершенствованию управления коммунальной сферы района и обозначены основные направления реализации реформы ЖКХ на муниципальном уровне.

Для написания данной работы использованы 28 различных источников.

В приложении собраны таблицы, наглядно демонстрирующие схемы принятия управленческих решении и реализации комплекса мер по выводу жилищно-коммунального хозяйства из кризиса.

 

                                                             Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..4

Глава 1. Основы жилищно-коммунального хозяйства………………………..6

1.1.    Основные понятия жилищно-коммунального хозяйства…………………….6

1.2.    История реформы ЖКХ……………………………………………………….7

1.3.    Нормативно-правая база жилищно-коммунального хозяйства…………….14

Глава 2. Анализ положения жилищно-коммунального хозяйства…………28

2.1.    Место жилищно-коммунального хозяйства в структуре муниципального хозяйства города…………………………………………………………………....28

2.2.    Состояние жилищно-коммунального хозяйства города Нижнего Новгорода…………………………………………………………………………...30

2.3.    Основные проблемы и противоречия  ЖКХ………………………………....33

Глава 3. Реализация реформы  жилищно-коммунального хозяйства……....39

3.1.    Потенциал развития ЖКХ реализуемый на федеральном, региональном и муниципальном уровнях……………………………………………………….......39

3.2.    Направления развития жилищно-коммунального хозяйства...........................61

3.3.    Развитие жилищно-коммунального хозяйства в Ленинском районе города Нижнего Новгорода………………………………………………………………...70

Заключение…………………………………………………………………………78

Список используемой литературы……………………………………………........82

Приложение………………………………………………………………………...85

Введение

Начиная с 2000 года, Россия вступила в фазу динамичного развития социально-экономической и политической сферы. Движущим механизмом экономики стали рыночные отношения, пережившие хаотический, этап перераспределения собственности, но постепенно обретающие характер подконтрольной обществу и государству саморегулирующей системы.

За счет ее механизмов преодолеваются постиндустриальные синдромы технологической отсталости в базовых отраслях промышленности и осуществляются практические меры по диверсификации реального экономического сектора, потребительского спроса в сфере услуг и торговли.

В стране на подлинно демократических началах формируются и развиваются современные государственные, политические и социальные институты, федеративные, национальные и конфессиональные отношения, укрепляется вертикаль власти. Из бесформенного и безвольного государственного организма Россия вновь становится сверхдержавой, способной противостоять глобальным угрозам и отстаивать интересы своих граждан.

Вместе с тем перед государством и обществом все еще стоит целый ряд острейших проблем, носящих фундаментальный характер и требующих безотлагательного разрешения. Среди них не только необходимость преодоления экономической отсталости, борьба с преступностью и терроризмом, но и актуальная проблема повышения жизненного уровня граждан, преодоления бедности, демографических диспропорций и беспризорности, социальной дискриминации по национальному, конфессиональному и возрастному признаку, формирования патриотизма и социального оптимизма, как у взрослой категории граждан, так и у подрастающего поколения.

Возможность решения этих и других проблем, определяющих самочувствие россиян, во многом зависит от бытовой обустроенности граждан, которая является основополагающим условием развития человеческой цивилизации. Причинами социальных революций были не только потребительские перекосы, но и низкий уровень бытовой комфортности.  С другой стороны, история свидетельствует, что высокая бытовая комфортность граждан воспроизводит не социальный протест и пессимизм, а гражданское согласие, социальный оптимизм, более высокую мотивацию к производительному труду и социальной ответственности.

Вот почему доступность жилья, комфортность жилищных условий и высокое качество коммунальных услуг приобрели статус приоритетного Национального проекта и стали ключевым фактором развития «человеческого капитала» в нашей стране. Улучшение бытового обустройства жизни, также как и реальная возможность заработать на достойное жилье, - для значительных групп населения способствует активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми государство несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части общества.

Этот вывод целиком и полностью соответствует задачам, поставленным Президентом России в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.

 В соответствии с этим целью настоящего дипломного проекта является освещение хода реформы жилищно-коммунального хозяйства на муниципальном уровне.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

·        определить основные понятия жилищно-коммунального хозяйства

·        проанализировать состояние отрасли в Нижегородской области;

·        выделить направления развития жилищно-коммунального хозяйства

·        осветить развитие жилищно-коммунального хозяйства в Ленинском районе города Нижнего Новгорода;

·        на основе выводов дать предложения по развитию отрасли в Нижегородской области.

 

Заключение

При рассмотрении вопроса реализации реформ ЖКХ на муниципальном уровне были сделаны следующие выводы:

В методической литературе понятийный аппарат разработан довольно слабо. В повседневной практике отождествляются термины – коммунальное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальная отрасль. Безусловно, все эти понятия близки, так как отражают одну из сторон жизнедеятельности социального организма. Но не будем забывать, что настоящее фундаментальное изучение вопроса всегда начинается с разработки терминологической базы. Так для себя разграничим понятия коммунальное хозяйство как совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл, в городах входящих в состав городского хозяйства. Жилищно-коммунальное хозяйство как одно из составляющих общегородского хозяйства. И жилищно-коммунальный комплекс как совокупность жилищно-коммунального хозяйства и правовых отношений, возникающих по поводу обслуживания жилья.

Некоторые экономисты полагают, что жилищно-коммунальный комплекс, как комплекс отраслей не производящих натуральное блага, менее важен для экономики муниципального образования, чем производственный сектор. Однако опыт проведения реформ с уверенностью позволяет судить о том, что коммунальное хозяйство имеет все предпосылки для превращения в доходный сектор экономики.

Так, например, включение в эту работу крупных национальных компаний, какими являются Сбербанк и РАО ЕЭС России, позволяет с уверенностью утверждать, что рынок коммунальных услуг имеет все предпосылки стать одним из динамично развивающихся рынков в регионе.

Безусловно, при всех своих потенциальных возможностях реальная реализация реформ на местах проходит не всегда гладко.

На частном примере развития жилищно-коммунального хозяйства Ленинского района города Нижнего Новгорода мы видим, что государство пытается отойти от старой модели хозяйствования и привлечь в отрасль так необходимые ей инвестиции. Вместе с тем создание конкурентного рынка коммунальных услуг на данном этапе невозможно. Это подтверждается лишь формальным преобразованием ДЕЗа и ЖКО в Домоуправляющие компании и Жилсервисы. Совершенно понятно желание государства любой ценой преодолеть старые способы управления. В настоящий момент рынок коммунальных услуг находится лишь на первых этапах зарождения, и как все молодые рынки он еще будет переживать свои коммунальные бури. Именно в таком состоянии монополии существующих организаций смогут сыграть стабилизирующую роль. Основная конкурентная борьба в этом секторе экономики развернется с приходом на рынок крупных международных и российских национальных компаний. Безусловно, изменения, происходящие в стране за последние пятнадцать лет не могли не отразиться на состояние коммунального комплекса. Те показатели аварийности, которые мы наблюдаем сейчас, стали неизбежной платой за ошибки и просчеты первых лет реформ. Вместе с тем необходимо отметить положительную динамику отрасли в той ее части, которая касается нормативно-правовой базы. Для стабильного экономического развития, прежде всего, необходима полноценная законодательная основа. В этой связи можно отметить и стремление власти создать в стране реальный слой собственников, которые могли бы наряду с государством стать полноценными участниками рынка жилья и коммунальных услуг. По сути дела государство безвозмездно отдает гражданам часть своих полномочий в сфере обращения жилья.

На примере Ленинского района города Нижнего Новгорода мы наблюдаем изменения схемы управления коммунальным хозяйством и переход от административно-командной системы управления к рыночным механизмам. От связки: коммунальный отдел администрации района – Дирекция единого заказчика – ЖЭК, мы переходим к трансформационной формуле: Администрация – Домоуправляющая компания – частные подрядные организации. Как мы можем наблюдать из второй схемы основной капитал будет аккумулироваться именно в сфере производства коммунальных услуг.

Развитие жилищно-коммунального хозяйства будет совершенствоваться через управление жилищным фондом путем:

целевого и рационального использования жилищного фонда для удовлетворения потребностей собственников жилья и граждан, проживающих в нем на иных основаниях;

обеспечения необходимого качества среды проживания через организацию работ по обслуживанию, ремонту и реновации зданий и строений, а также предоставления коммунальных и иных услуг;

финансового обеспечения  содержания объектов недвижимости через определение источников и размеров финансирования, обеспечение сбора денежных средств, а также путем планирования и контроля использования финансовых ресурсов.

Должны быть созданы механизмы, которые обеспечат профессиональное конкурентное управление жилищным фондом. При этом собственник (в том числе муниципалитет), или их объединение (товарищество собственников жилья) будет выбирать ту управляющую компанию, которая в пределах заданных ей финансовых ресурсов обеспечит наилучшее содержание здания и предоставление жилищно-коммунальных услуг. Решать эти задачи  такая управляющая компания может через заключение договоров с другими организациями, а также собственными силами. Для решения поставленных задач необходимо внедрить в жизнь следующие положения:

o       Первое - развитие конкурентного бизнеса и совершенствование на его основе организационно-производственной и финансовой работы жилищно-коммунального комплекса.

o       Второе - разработка механизма взаимодействия собственников жилья и их объединений, органов местного самоуправления, государства по вопросам управления многоквартирными домами.

o       Третье - совершенствование процедур тарифного регулирования в коммунальном комплексе.

o       Четвертое и самое неотложное направление - реструктуризация долговых обязательств предприятий комплекса, обеспечение источников и механизмов для оздоровления их финансового положения.

o       Пятое - ликвидация монополии унитарных предприятий на рынке предоставления коммунальных услуг и управления коммунальной инфраструктурой, формирование условий для привлечения частного бизнеса к управлению коммунальной инфраструктурой.

o       Шестое направление основано на необходимости скорейшей разработки нормативной правовой базы для минимизации рисков инвестирования в коммунальный комплекс.

o       Седьмое направление - обеспечение прозрачных процедур государственной финансовой поддержки процессов модернизации и развития коммунальной инфраструктуры.

o       Восьмое направление - осуществление ресурсосберегающих мер и обязательный переход на приборный учет в сфере поставки коммунальных услуг, оплата услуг по показаниям приборов учета.

Список используемой литературы

1.     Агапкин В.М. Интегрированная система управления программами жилищного строительства и долгосрочного кредитования на региональном и муниципальном уровнях (система"Эффект") / В. М. Агапкин, В. И. Лимаренко, В. С. Казейкин// Экономика строительства. - 2000. - N 2. - С. 25-36.

2.     Афанасьева Л. Частный капитал пошел в ЖКХ//Деловой Урал.-2004.-№45.-с.5.

3.     Басин Е.В. Строительный и жилищно-коммунальный комплексы в условиях рынка // Жилищное и коммунальное хозяйство. - 1999. -   N 4. - С. 2-5.

4.     Булавинов В. Е. Расширенное заседание по вопросам ЖКХ. НТТР// adm.gor.ru

5.     Дурнева В.Н.  , Лопасова В.П.  «Кризис жилищно-коммунального хозяйства России: есть ли выход?» // «Вестника РАН» (МАИК «Наука/Интерпериодика») № 2, 2004

6.     Жуков Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 – 96 с.

7.     Иванов Г. Н. Реформа ЖКХ в России./Российская газета/12 февраля 1999 год.

8.     Как эффективно управлять жилищным фондом: теория и практика / Под ред. С. Б. Сиваева. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2002 – 142 с.

9.     Климов В. Реформа ЖКХ: опыт Кемеровской области//Строительная газета.-2005.-№18.-с.5

10. Конституция РФ от 12.12.93 г. с изменениями на 25.07.2003 г. Кодексы:

Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ

Гражданский кодекс РФ от 30.11.94 г. № 51-ФЗ с изменениями на 25.07.2005 г.

11. Литвак Е. Основные проблемы, стоящие на пути развития малого предпринимательства в сфере в ЖКХ и предложения по их решению./Состояние и перспективы развития сферы ЖКХ. 9-10 декабря 2004 год./ НТТР//RFI.NAROD.ru

12. Леврухин О. Рынок недвижимости//Бизнес, 2000, № 11

13. Основные результаты работы строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 2002 г.// Экономика строительства. - 2003. - N 2. - С. 2-21.

14. Основы организации и управления жилищно-коммунальным комплексом: Учебно-практическое пособие. /Под общ. ред. проф. П.Г. Грабового. – М.: Издательство «АСВ», 2004 – 528 с.

15. Поршнев В.Н. От нормативов – к фактическому водопотреблению//Жилищно-коммунальное хозяйство.-2004.-№12.-с.25-30.

16. Правительство РФ (2001). Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно- коммунального комплекса РФ» федеральной программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг. Утверждена Постановлением Правительства РФ № 797 от 17 ноября 2001 г.

17. Рахман И.А. Оценка социальных факторов жилищного строительства// Экономика строительства. - 2001. - N 10. - С. 30-34.

18. Реализация программы строительства жилья и развития жилищно-комунального хозяйства в РФ./ Доклад рабочей группы Президиума Государственного совета РФ, январь 2005 г.

19. Ряховская А.Н., Таги-Заде Ф.Г. Коммунальные услуги – общественное благо//Жилищно-коммунальное хозяйство.-2004.-№12.-с.3-5.

20. Слесарев Д.А. Анализ вариантов тарифной политики в ходе осуществления жилищно-коммунальной реформы. //Муниципальная экономика, №2, 2000

21. Смирнова О. О. Министерство регионального развития. Департамент строительства и ЖКХ. В реализацию п. 3 Протоколы совещаний у Председателя Правительства РФ М. Е. Фрадкова от 29 августа 2005 г. № МФ–П16–34пр.

22. Советский энциклопедический словарь/Глед.- А.М.Прохоров.-      с. 56, 4-ое изд.-М.: Сов. энциклопедия, 1986 год

23. Фатахетдинова А.И., Шишкин И.Ф. Комплексные показатели качества коммунальных услуг//ЖКХ, ч.1.-2005.-№1.-с.23-24.

24. Филимонов С.Л. Об управлении в жилищной сфере//ЖКХ, ч.1.-2005.-№1.-с.14-21.

25. ФЗ РФ от 30.12.2004 г. № 211-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона РФ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» Официальные публикации: «Парламентская газета»,2005 г. № 3-4

26. Шубин Д. В. Автоматизированная система управления городским хозяйством. Общероссийское совещание по проблемам ЖКХ. 23-25 апреля 2003 г. НТТР// RFI.NAROD.ru

27. Эффективная и прозрачная жилищно-коммунальная политика./ Сборник материалов под общей ред. М. Ю. Савельева./ Ижевск, 2002 г.

28. Сайт: Официальный сайт Администрации г. Н. Новгорода./Доклад «О состоянии ветхого жилого фонда г. Н. Новгорода» 01.12.2005 г.

 

 

Hosted by uCoz