РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРИЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
АРЗАМАССКИЙ ФИЛИАЛ
ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра региональной экономики и управления
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Специальность:
государственное и
муниципальное управление
Выполнил:
студент группы 241
Саксин П.В.
Научный руководитель:
доцент Васильев А.А.
Арзамас
Аннотация
Дипломный проект состоит из
введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована
актуальность темы развития малого бизнеса в муниципальном образовании, указана
цель дипломного проекта и решаемые при этом задачи.
Первая глава «Основы малого
бизнеса в России», состоит из трех параграфов, в рамках которых проводится
теоретический анализ литературных источников по названной теме, анализ
тенденций в исследуемой области, дается
правовое обоснование выбранной темы.
Вторая глава «Анализ
состояния малого бизнеса на муниципальном уровне» включает два параграфа и
посвящена изучению исследуемого явления в муниципальном образовании. В качестве
базы исследования используется муниципальное образование г. Арзамас
Нижегородской области и малые
предприятия, действующие на данной территории, их история и современное
состояние. В основу исследования положены материалы маркетингового
исследования, проведенные в 2004 -2005 году консалтинговой фирмой г. Арзамаса
ООО «Сегур – Инвест», также
привлечены статистические источники, документальные материалы по малому
бизнесу, предложенные общественным объединением предпринимателей г. Арзамаса
«Союз предпринимателей». На основании проведенного анализа выявляются основные проблемы, сдерживающие
развитие малого бизнеса на муниципальном уровне (в г. Арзамасе).
В третьей главе на основе
проведенного анализа и выводов осуществляется разработка и обоснование
рекомендаций, комплекс организационно-правовых норм, направленных на создание
благоприятных условий для развития малого бизнеса на территории г. Арзамаса.
Для подтверждения рекомендаций используется проектный опыт г. Арзамаса и других
территорий, давший высокий социально-экономический эффект.
В заключении на основе
анализа подведены итоги проведенного исследования, обоснована необходимость
создания условий благоприятных для развития малого бизнеса на муниципальном
уровне, делаются определенные выводы и даются конкретные предложения по
повышению эффективности управления малым бизнесом.
Список использованной
литературы содержит перечень нормативных актов федеральных, региональных и
муниципальных органов власти, учебных и периодических изданий.
В приложение включены
следующие документы: Паспорт программы
по развитию предпринимательства на 2002
Дипломный проект включает 118 стр.,
из них 112 стр. основного текста с рисунками (7) и таблицами (15).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….
|
5
|
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ МАЛОГО
БИЗНЕСА В РОССИИ……………..
|
9
|
1.1.Сущность предпринимательства и малого бизнеса……….
|
9
|
1.2. Правовые основы малого бизнеса……………………..........
|
18
|
1.3. История российского предпринимательства………………
|
27
|
|
|
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА
МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ………………………………………..
|
39
|
2.1. История малого бизнеса в г. Арзамасе……………………...
|
39
|
2.2.
Состояние малого бизнеса на территории г. Арзамаса на современном этапе……………………………………………………….
|
54
|
|
|
ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО БИЗНЕСА В
Г. АРЗАМАСЕ……………………………………………………………
|
59 |
3.1. Общие механизмы развития малого бизнеса……………...
|
59
|
3.2. Особенности развития малого бизнеса на
муниципальном уровне………………………………………………….
|
63
|
3.3. Планы и программы поддержки на региональном и
муниципальном уровне. Рекомендации по совершенствованию программ и их
оценка…………………………... ……………………….
|
83
|
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
|
91
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………... |
94
|
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….. |
104
|
Введение
Общеэкономический
российский кризис породил массу глобальных социально-экономических проблем. Эти
общие для страны проблемы трансформируются в более конкретные, каждодневные
проблемы отдельных территорий, которые достигают такой напряженности, что несут
в себе опасность «социального взрыва».
Ссылки на бездеятельность
федерального уровня уже не служат оправданием бездействий муниципальных
органов. Накопление недовольства на местном уровне заставляют принимать органы
местного самоуправления экстренные меры в решении актуальных проблем, принимать
бюджетные показатели чаще всего, не соответствующие потребностям территории,
нереально оценивать свои ресурсы и возможности развития. Понятно, что такое
управление ведет к усилению взрывоопасной, тупиковой ситуации. Получаемые
позитивные результаты после проводимых в различных секторах реформ поглощаются
из-за неконтролируемости ситуации. Формируется, как
отмечают исследователи (Генералов В.В., Либоракина
М.И, Лычагин М.В., Пильман
И.С. и др.), так называемая «самоедская экономика», которая усугубляет общий
кризис.
Малой
экономике, как образно обозначают в исследованиях «малый бизнес» (Абалкин Л.И.,
Буев В.В., Колесников А.В., Колесникова Л.А. и др.), отведена стратегическая
роль в общем развитии страны, в преодолении возникшего социально-экономического
кризиса, на что указывает его творческая природа, высокая способность к самовыживанию и самовоспроизводству,
подтвержденная опытом развития на различных исторических этапах в России и
международной практике. Однако, как
показывают различные исследования малого бизнеса (Буев В.В., Литвак Е.Г.,
Новиков А. и др.), миссия, отведенная ему в реформенных планах, не
подтверждается на современном этапе. Россия существенно уступает странам с
развитой экономикой по общей численности малых предприятий. Доля малого
предпринимательства в общественном производстве России и экономически развитых
странах также имеет отличия: от 50-60% ВВП в развитых странах; 10-12% - в
России, что указывает на скрытые инерционные силы, проблемы в развитии малого
бизнеса.
После стремительного роста
малого бизнеса в 90-е годы, когда предпринимательство носило массовый характер,
его развитие на современном этапе фактически затормозилось по всем отраслям. Количество
постоянно работающих на одном предприятии за последние
5 лет уменьшилось с 10 до 7 человек.
Каждое пятое предприятие в 2004 году в стране приостановило свою деятельность,
каждое четвертое в стадии ликвидации. В конкретных социально-экономических
условиях страны количественный потенциал оказался исчерпанным, так и не
достигнув «желаемых» высот» - скромный показатель эффективности малый
предприятий – 10 -12% (не более 20%)
составляет его доля в ВВП; 19% - занятость населения в малом бизнесе.
История малого бизнеса в г.
Арзамасе – отражение общих тенденций, складывающихся в общей картине
общественного развития.. Сегодня по итогам 2004-
Таким образом, неоправданно низкие темпы развития малого
предпринимательства препятствует достижению главных и социальных, и
экономических целей, которые традиционно, по данным по мировой практики,
обеспечиваются системой эффективной действующих малых и средних предприятий. Эти задачи невозможно решать в условиях, которые не выглядят
благоприятными в российском государстве для развития малого бизнеса, о чем
свидетельствуют высочайший риск деятельности, низкая окупаемость затрат малых
предприятий; современная организация среды, которая не придает уверенности в
действиях, планировании завтрашнего дня; противоречивая правовая база, которая
под «флагом» поддержки малых предприятий, облегчения налоговой нагрузки
«проводит» политику «фискального» подавления малых предприятий;
недоступность для большинства малых предприятий финансово-кредитных и имущественных
ресурсов; отсутствие стартовых условий и поддержки на данной стадии начинающего
малого бизнеса, что разрушает механизм его воспроизводства в обществе; и т.д.
Эти препятствия говорят о
недостаточности государственной политики в отношении организации поддержки
малого бизнеса. И если обстоятельства не изменяться, то в ближайшие 2-3 года,
по прогнозам аналитиков (Ресурсный центр малого предпринимательства), число
малых предприятий уменьшится на 2% и к концу 2006 года не превысит 876 тыс., а
также значительно уменьшатся темпы прироста численности занятых в сфере МП и
т.д. Таким образом, малый бизнес под
угрозой нового кризиса.
Малый бизнес – явление региональное и в
большей степени - муниципальное, как отмечают исследователи, его положение и успешность в развитии зависит
от того, какие условия будут созданы на всех уровнях, но в большей мере, как
они будут трансформированы на муниципальный уровень. Маркетинговые
исследования, проведенные в рамках проекта на территории г
Арзамаса, показывают общую неудовлетворенность предпринимателей своим
положением, нарастание инерционных сил внутри конкретных территорий,
разрушающих малый бизнес, повышающих степень его риска. Изучение программ
поддержки малого бизнеса, разработанных на региональном уровне, также наблюдения
за деятельностью инфрастуктур поддержки малого
бизнеса говорит о недостаточности условий или их непоследовательном
использовании в целях развития малого бизнеса, что указывает на актуальность выбранной
темы и значимость
исследования в данной предметной области.
Цель
исследования: проанализировать и выявить
условия необходимые для развития малого бизнеса в рамках муниципального
образования и обеспечивающие последовательную политику по поддержке малого
бизнеса на разных уровнях власти.
В соответствие с целью в
дипломной работе решались следующие
задачи:
1.
Раскрыть сущность
предпринимательства и малого бизнеса, их связи и отличий.
2.
Проанализировать тенденции в развитии малого
бизнеса в исторической перспективе.
3.
Охарактеризовать
особенности развития малого бизнеса на современном этапе.
4.
Проанализировать меры
поддержки малого бизнеса на современном
этапе, преемственность программ
различного уровня в организации благоприятного климата для развития
малого бизнеса.
5.
Изучить организационные
условия для развития малого бизнеса в рамках муниципального образования, их
достаточность и соответствие реальным потребностям малого бизнеса, действующего
на конкретной территории.
6.
Разработать рекомендации по
созданию комплекса организационно-правовых мер для развития малого бизнеса на
муниципальной территории.
Объект
исследования: малый бизнес как социальное явление, его
сущностные свойства и характеристики.
Предмет
исследования: внешние и внутренние
факторы, действующие на территории муниципального образования и оказывающие влияние
на развитие малого бизнеса; взаимодействие малого бизнеса и разных уровней
государственной власти.
Заключение
Малый бизнес как социальное
явление имеет сложную и противоречивую историю, как в масштабах страны, так и
на конкретной территории, в рамках
которой он представлен как совокупность малых предприятий. Это получило отражение
в его восприятии общественным мнением в России.
Сложный
путь малого бизнеса в России отражает и нормативно-правовая база его
деятельности, которая и в настоящее время не имеет однозначного понимания.
Малый бизнес, рожденный как альтернатива традиционной форме хозяйствования в
России в рамках плановой экономики, с момента рождения был обречен на борьбу с
государством. И, к сожалению, следует заметить, он еще не
смог «выиграть», на что указывает тенденция изменений в нормативной базе по
малому бизнесу и практика арбитражных судов: из случаев 50/50 в судебных спорах
между малым предпринимательством и государством, проигрывает малый бизнес, а
государство «закрепляет» за собой как «выигрыш» меру, менее благоприятную для
бизнеса.
Научные
дискуссии вокруг сущности малого бизнеса свидетельствует о его развитии.
Различные исследования указывают на то, что малый бизнес и предпринимательство
являются родственными понятиями, которых объединяет устремленность к прибыли, высокий
риск действия. Однако если предпринимательство выражает творческие свойства,
позволяющие находить нестандартные
решения в условиях рынка и конкуренции, то малый бизнес связан с хозяйственной
деятельностью и обеспечением фундамента для новаторства в рыночной деятельности
предприятия.
В
отечественных исследованиях как синоним малому бизнесу используют понятия малые
предприятия, делая акцент на использовании малых форм в бизнесе, которые
помогают усилить конкурентные преимущества в рыночной деятельности. Поэтому в
развитии малого бизнеса многие
исследователи видят его успешность,
устойчивость.
Исследования
истории малого бизнеса показывают сильные исторические традиции в России в
развитии предпринимательства. Предпринимательская деятельность, малый бизнес
показывал свои огромные возможности в различных сложных общественных этапах
развития российского государства. Этап современной истории также подтверждает
его мощный потенциал, но вместе с тем и существование сдерживающих факторов в
его развитии. Согласно проведенным исследованиям, несмотря на общие тенденции
роста малого бизнеса, следует говорить об ухудшении условий его существования,
уменьшении возможностей для развития и преобладании факторов сдерживания в его
развитии, как на уровне законодательства, так и управленческих технологий.
Официальная государственная система поддержки
малого предпринимательства начала создаваться с 1995 года с принятием нового
для малого бизнеса закона. Однако она не показала своей эффективности, т.к.
имела в большей мере рамочный характер, что на определенном этапе и стало
сигналом снижения темпов развития малого бизнеса. Однако, принимая внимание социально-экономический
эффект (10-12% ВВП, 19% - занятости населения), который показал малый бизнес,
можно говорить о его мощном внутреннем потенциале, который ввиду
неблагоприятных условий для развития еще не раскрыт в России в целом, и на
конкретных территориях.
История малого
бизнеса г. Арзамаса – отражение истории российского малого бизнеса.
Исследования показывают, что потребности, которыми живет малый бизнес в
муниципальном образовании, далеки
от потребностей местной власти. С одной
стороны, его история показывает традиционную судьбу малого бизнеса, характерную
для любой территории: создана система поддержки, но она фактически не
подкреплена финансовыми механизмами, и соответственно, не может влиять на малый
бизнес эффективно, т.к. сама нуждается в поддержке. С другой стороны, бизнес
развивается, он использует свой потенциал, но при этом он сталкивается с
серьезными препятствиями на пути достижения своих целей на местном уровне.
Ярким примером является «административные барьеры», возникающие вследствие
противоречивости законодательной базы. Отмечается «бюрократизация» системы
поддержки на местном уровне, которая представлена в большей мере «давлением со
стороны Государственных органов и местной власти, чем помощью».
Внутренний потенциал малого бизнеса заставляет
его искать новые пути выстраивание паритетов с властью. И муниципальная
территория в этом плане становится основной плоскостью, где малый бизнес представляет,
защищает свои интересы, выравнивает свои права. Сценарии взаимодействия власти
и малого бизнеса: диалога или конфронтации развертывается на муниципальном
уровне. Поэтому малый бизнес активно начинает искать возможности консолидации с
властью, чтобы повысить свои возможности в развитии, стремится преодолеть
возникающие разрывы в преемственности уровней поддержки малых предприятий. И некоторые территории
сегодня уже успешно начинают решать эти задачи, объединяя усилия по поиску
эффективных управленческих решений по развитию малого бизнеса с участием и
власти, и представителей малого бизнеса. Однако эти ситуации представляют собой
единичный опыт, который требует объединения в систему, дающие более эффективные результаты.
Низкая эффективность мер поддержки малого
бизнеса объясняется отсутствием преемственности в их разработке между первичным
уровнем (малого бизнеса) и уровнями управления. Необходимо констатировать, что муниципальные программы в большей мере
ориентированы на рекомендации вышестоящих
организаций, чем на реальные потребности малого бизнеса. В ходе разработки
программ не используются или стихийно используются современные маркетинговые
подходы, технологии управленческого планирования. Предприниматели, несмотря на
высокий сконцентрированный в малом бизнесе интеллектуальный потенциал, не
привлекаются к обсуждению проблем, что, безусловно, снижает эффективность
воздействия на малый бизнес.. Как следствие этого,
развитие как процесс теряет перспективу в управлении, не позволяет прогнозировать
кризисы в развитии, точно оценить имеющиеся ресурсы, что делает ситуацию
неуправляемой для малого бизнеса.
Результаты деятельности различных структур послужили
оценкой состояния малого бизнеса и системы поддержки на
современной этапе, а также основанием для разработки и
обоснования рекомендаций по совершенствованию мер поддержки и развития малого
бизнеса в муниципальном образовании.
Анализ опыта
администрации г. Арзамаса и общественного объединения малого бизнеса, а также
проведенный анализ различных литературных источников и документов показывает основные пути повышения
эффективности в управлении развитием малого бизнеса на муниципальном уровне:
Создание условий для внутренних процессов
в предпринимательском движении на территории муниципального образования,
коллективное представление, защита и продвижение интересов малого бизнеса через
общественные объединения (или другой направленности), дальнейшее развитие и
поддержка общественного предпринимательского движения.
На уровне муниципального образования необходимо введение в управление
малым бизнесом новых современных технологий, которые позволяют исследовать
первичный уровень потребностей малого бизнеса, связать их с методами
управления, и таким образом, сблизить первичный уровень и уровень управления, а
также обеспечить реалистичность и взаимную согласованность в разработке и
принятии управленческих решений.
Активное
использование технологий партнерства во взаимодействии малого бизнеса и власти,
как механизма консолидированного подхода к управлению территорией и разделения
ответственности, а также как способа более эффективного управления малым
бизнесом и его развитием.
Комплексное использование формализованных и маркетинговых методов в
управлении малым бизнесом, обеспечивающих полноту и реалистичность собранной информации
и организацию «обратной связи» в системе
взаимодействия «малый бизнес - органы власти».
Создание специализированных служб на территории муниципального
образования для осуществления аналитико-прогностической и деятельности
стратегического планирования в
управлении малым бизнесом, привлечении инвестиций.
Использование проектных технологий в разработке программных документов в
управлении малым бизнесом.
Список использованной литературы
Российская федерация. Законы
1.
Закон РФ от 14 июня
2.
Закон
РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в
ред. От 21.12. 2004 № 171 –ФЗ).
3.
Закон РФ от 22.03.1991 г. №948 -1 «О
конкуренции и ограничениях
монополистической деятельности на товарных рынках» (в
ред. 30.12.2001 № 196 – ФЗ).
4.
Федеральный
закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» от 06.10.2003 г. № 131 –ФЗ (в ред. От
30.12. 2004 № 211 – ФЗ).
5.
Федеральный
закон от 08.08. 2001 № 128 –ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
6.
Федеральный
закон от 08.08.2001 г. №134- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при проведении государственного контроля
(надзора)»
Нормативные акты
7.
Доклад «О состоянии и развитии малого
предпринимательства в российской федерации и мерах по его государственной
поддержке»: Министерство РФ по
антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
8.
Концепция
государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в
Российской Федерации/ Фонд «Международный центр по развитию конкуренции и
товарных рынков» Бюллетень № 1. –
9.
Основные
положения программы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
«Первоочередные меры по развитию малого предпринимательства» / Фонд
«Международный центр по развитию конкуренции и товарных рынков» Бюллетень №1 .
–
10.
Соглашение о совместной деятельности
общероссийских общественных и некоммерческих объединений товаропроизводителей,
промышленников, предпринимателей и работодателей / Фонд «Международный центр по
развитию конкуренции и товарных рынков» Бюллетень №1 . –
11.
Указ
Президента РФ от 29 июня
Нижегородская область.
Законодательное Собрание Нижегородской области. Правительство Нижегородской
области
12.
Комплексная целевая программа развития малого
предпринимательства в Нижегородской области на 2002
13.
Положение
о Министерстве экономики и развития предпринимательства Нижегородской области.
Постановление Правительства Нижегородской области о т 18.12 2001 № 52.
14.
Проект.
«Типовое Соглашение о взаимодействии Правительства Нижегородской области и
муниципального образования _______ Нижегородской области».
Г. Арзамас Нижегородской области.
Городская дума. Городская Администрация
15.
«Положение о Совете по развитию
предпринимательства при мэре г. Арзамаса» - От 22.12.03 № 4637-Р.
16.
Программа
развития малого предпринимательства 2002-
17.
Проект.
Программа развития предпринимательства на 2006-
18.
Проект
«Соглашения о взаимодействии Министерства экономики и развития
предпринимательства Нижегородской области и администрации г. Арзамаса на период
2005 –
19.
Проект.
«Соглашение о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве между
Правительством Нижегородской области и администрацией г. Арзамаса Нижегородской
области на
20.
Распоряжение мэра города Арзамаса «О внесение
изменений и дополнений в распоряжении мэра города Арзамаса от 22.12.03 № 4637 –Р» от 18.06.05 г. № 516 - Р
21.
«Регламент работы Совета по развитию
предпринимательства при мэре г. Арзамасе» от 18.06.05 г. .№ 516 - Р
22.
Соглашение
«Принципы взаимодействия предпринимателей и органов местного самоуправления г.
Арзамаса», 5.09.03 .
Нормативная база.
Общественная организация «Союз предпринимателей и промышленников г. Арзамаса
Нижегородской области»
23.
Устав
Общественной организации «Союз предпринимателей и промышленников г. Арзамаса
Нижегородской области»
24.
Кодекс
предпринимателей – корпоративное руководство к действию. Решение Правления от
24.11.2004.
Литература
25.
Абалкин Л.И. Предпринимательство: его природа и роль в обновлении
общества// Экономика и жизнь. № 29. - 1991. С. 6-7.
26.
Административные
барьеры: опыт преодоление субъектами Российской Федерации. –
27.
Анализ
роли и места малого и среднего предпринимательства России. Статистическая
справка. Агентство США по международному развитию, Ресурсный центр по малому
предпринимательству/ http: www. usaid.ru.
28.
Афанасьева
Т.П. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России (на
примере шести пилотных регионов) /Т.П. Афанасьева, В.В.
Буев , Т.И. Пуденко. – М., 2005
.
29.
Бусыгин
А.В.
Предпринимательство. Основной курс: учебник/ А.В. Бусыгин. – М., 1994.
30.
Виленский А. В. Этапы развития малого
предпринимательства /А. В. Виленский//. Малый бизнес:
трудности роста. - М., 1998. – С. 30-38 .
31.
Воздействие
государственного и местного регулирования на предпринимательство (оценка предпринимателей) / Аналитическое пособие. Серия «Бизнес Тезаурус» (аналитические справочники для российского бизнеса). — М.: ИСАРП,
1998.
32.
Галанов Л.А. История российского
предпринимательства/ А.Л.Галанов. - М., 1993.
33.
Генералов В. В. Анализ программ государственной поддержки
предпринимательства / В. В. Генералов,
М. В. Лычагин — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН НГУ, 2004.
34.
Гибадуллин Р.
Предпринимательство: сущность и основные черты/ Р.Гибадуллин,
В.Шадрин// Консультирование№1. – 1999.
35.
Голдобина Е.А. Управление развитием малого бизнеса на муниципальном
уровне/ Е.А.Голдобина, Л.И. Бандренкова
// Nisse.ru.
36.
Государственная
поддержка малого предпринимательства на местном уровне. Методические
рекомендации/ Под ред. Ю.В.Кузнецова, Н.Б.Багрова. –
С-Пб., 1997.
37.
Гукасян
Л.Е. Комментарии к статье 10 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках»/ Л.Е. Гукасян.// Пересечение недобросовестной
конкуренции в рамках антимонопольного регулирования: Сборник документов. – М.:
Фонд «Международный центр по развитии конкуренции и
товарных рынков», 2002. С. 158 -177.
38.
Золотухин В. К вопросу о содержании производства и формах его
реализации/ В. Золотухин, А.Гаврилов // Консультирование.
№1. – 1999.
39.
Исследование
потребностей субъектов малого предпринимательства в изменении закона РФ «О
государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» /В.В Буев, Е.Г.Литвак, С.В.Мигин, М.В.Потапова, М.А.Сергеева, А.О.Шеховцев
и др..- М., 2001.
40.
Каганов В.Ш. Организация поддержки малого
бизнеса /В.Ш. Каганов, А.В. Васильев и др. —
М.: Академия менеджмента и рынка, 1995.
41.
Колесников А. В. «Малый и средний бизнес:
эволюция понятий и проблема решений / А. В. Колесников, Л.А. Колесникова //Малый
бизнес: трудности роста. Сборник трудов. – М., 1998. – С. 51 – 63 .
42.
Колесникова
Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление
развитием/ Л.А. Колесникова. – М.: Новый логос, 2000.
43.
Лужинский И.Я. Организационно-экономический анализ активизации
инновационной деятельности малых предприятий в промышленности/ И.Я. Лужинский. – Орел, 1998.