Российская академия государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Заочный факультет ускоренного обучения
Кафедра управления и маркетинга
«Молодежная политика
на муниципальном уровне»
Специальность:
государственное и
муниципальное управление
Выполнил:
студент 210 группы
Шабаркин В.М.
Научный руководитель:
Васильев А.А.
Н. Новгород
2006
Аннотация
Дипломная работа состоит из введения,
трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность
выбранной темы, определяется цель и ставятся задачи работы.
В первой главе рассматривается сущность
и значение молодежной политики, ее задачи, цели и принципы реализации на
муниципальном уровне, а также ее нормативно-правое обеспечение.
Во второй главе рассматривается
современное положение российской молодежи,
анализируется система управления молодежной политикой на разных уровнях власти,
исследуются программы
молодежной политики Нижнего Новгорода.
В третьей главе рассматриваются
приоритеты и основные направления молодежной политики на муниципальном уровне; формулируются предложения по совершенствованию муниципальной молодежной
политики.
В заключении на основе выводов даются конкретные
предложения по совершенствованию разработки и реализации муниципальной
молодежной политики.
Приводится список
рассмотренной литературы и нормативных актов.
В приложении приведены некоторые программы и
нормативные акты федеральных органов власти и органов г. Нижнего Новгорода.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Молодежная политика:
сущность, цели, задачи и принципы…...7
1.1 Определение, сущность и значение промышленной
политики………….7
1.2 Цели, задачи и принципы молодежной
политики……………………….13
1.3 Нормативно-правое обеспечение молодежной
политики………………21
Глава 2. Анализ молодежной политики
Нижнего Новгорода………...…...30
2.1 Современное положение Российской молодежи…………………………30
2.2 Система управления молодежной политикой
на разных уровнях
власти…………………………………………………………36
2.3 Основные
направления и приоритеты молодежной политики
на муниципальном уровне …………………………………………………………53
Глава 3. Развитие молодежной политики
на муниципальном уровне….62
3.1
Основные программы молодежной политики
Нижегородской области.62
3.2
Основные программы молодежной политики Нижнего
Новгорода……68
3.3
Предложения по совершенствован
муниципальной молодежной политики71
Заключение……………………………………………………………………...80
Список
литературы…………………………………………………………….84
Приложения……………………………………………………………………..87
Введение
Опыт последних десятилетий убедительно
доказывает, что политических и экономических успехов добиваются именно те
государства, которые уделяют повышенное внимание молодежи, что устойчивое
развитие демонстрируют именно те общества, которые пересмотрели систему
традиционных взглядов на новые поколения, на систему взаимоотношений между
поколениями и на их значение для политического и социально-экономического
развития.
Очевидно, что стратегические
преимущества будут у тех государств и обществ, которые научатся эффективно
использовать человеческий потенциал и в первую очередь тот инновационный
потенциал развития, носителем которого является молодежь.
Россия традиционно находится в центре
глобальных политических и экономических процессов. Задача обеспечения ее
поступательного, устойчивого развития и безопасности требует эффективной и
адекватной реакции на современные
вызовы, достижения национальной конкурентоспособности во всех
сферах.
Поэтому необходимость особой политики в
отношении молодежи определяется самой спецификой ее положения в обществе.
Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве
будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного
общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию
ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее
истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в
конечном итоге - за выживание народов как культурно-исторических общностей.
Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой
социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые.
Условиями формирования ответственности молодежи за будущее государства являются:
расширение демократического участия молодежи в развитии общества; искоренение
нищеты и значительного социально-экономического неравенства; расширение прав
детей и молодых граждан в политической и экономической областях и обеспечение
их представительства на всех уровнях принятия решений; оказание поддержки
информационному обеспечению, большей наглядности и отчетности в вопросах
управления, а также при принятии решений по экономическим и социальным
вопросам.
Поэтому молодежная политика призвана обеспечить:
Ø стратегическую преемственность
поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи
бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
Ø формирование культуры мира и
межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических
конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;
Ø разностороннее и своевременное
развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации,
самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в
деятельности общественных объединений;
Ø формирование у них целостного
миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры
межэтнических отношений и другие.
Молодежная политика является составной частью государственной политики в
области социально-экономического, культурного и национального развития
Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового,
организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного,
кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора
молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в
возрождении России.
Реализация молодежной
политики направлена на создание правовых, экономических и организационных
условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, на развитие и
поддержку молодежных и детских общественных объединений, движений и
инициатив. Она отражает стратегическую
линию, как государства, так и отдельных регионов на обеспечение
социально-экономического, политического и культурного развития России, на
формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре
Отечества, к другим народам, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Реализация молодежной политики
на муниципальном уровне - системный процесс, призванный оказывать влияние на
молодежь в контексте целого ряда факторов: воспитание, образование,
здравоохранение, досуг, занятость и т.д. В этот процесс в качестве активной стороны
вовлечено целое множество отраслевых и территориальных институтов.
Целью данной дипломной работы является анализ основных направлений и
приоритетов молодежной политики на муниципальном уровне и выявление факторов ее
эффективной реализации.
Задачи, поставленные в процессе
исследования:
1. Рассмотрение сути молодежной
политики, ее целей, задач и принципов.
2. Изучение нормативно-правовых
аспектов молодежной политики и системы ее управления на разных уровнях власти.
3. Анализ механизмов реализации
молодежной политики и основных направлений ее развития.
В результате исследования
были разработаны рекомендации по совершенствованию молодежной политики Нижнего
Новгорода.
Заключение
На основе
изученных материалов, можно выделить следующий ряд проблем молодежной
политики:
Ø недостаточная разработанность
нормативной правовой базы;
Ø слабая скоординированность
молодежной политики с другими сферами государственной политики, приводящей к
определенной искусственной замкнутости молодежной проблематики относительно
других направлений деятельности государства;
Ø ограниченность инфраструктуры
учреждений органов по делам молодежи, направлений их деятельности, адекватно
отвечающих потребностям, интересам и проблемам молодежной сферы;
Ø недостаточный уровень кадрового и
финансового обеспечения молодежной политики;
Ø отсутствие универсальной системы
диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной сферы;
Ø ограниченный доступ к единому информационному
банку данных о действующих сферах молодежной политики государственных органах
управления, их учреждениях, профильных направлениях деятельности, технологиях
работы с молодежью;
Ø не заинтересованность средств
массовой информации в освещении практики реализации молодежной политики.
Исходя из этого,
для повышения эффективности разработки и реализации молодежной политики
необходимо выделить следующий ряд приоритетных направлений:
Ø Создание системы информационного обеспечения молодежи -
создание структуры, которая обеспечит оперативную обработку, анализ информации
о состоянии молодежной среды, интересах, ценностной ориентации молодежи, а
также позволит удовлетворять информационные потребности самой молодежи.
Ø Создание условий для возникновения и функционирования
молодежных организаций и объединений -
оказание адресной помощи уже созданным и действующим молодежным
организациям и объединениям, инициирование и поддержка вновь создаваемых.
Ø Занятость молодежи -
создание условий для интеграции молодежи в рынок труда муниципального
образования, социальная защита ее в сфере занятости.
Ø Развитие системы социальных служб для молодежи -
удовлетворение реальных потребностей молодежи в социальных услугах, содействие ее адаптации к меняющимся условиям жизни, поддержка
молодой семьи, оказание социальной помощи особо нуждающимся молодым семьям.
Ø Поддержка талантливой молодежи - создание организационных и
экономических условий для восстановления и нормального функционирования системы
поддержки талантливой молодежи в сфере науки и техники, возрождения и развития
интеллектуального и духовного потенциала муниципального образования.
Ø Патриотическое и гражданское воспитание молодежи
формирование у молодежи патриотических и гражданских убеждений
как важнейших социальных и духовных ценностей.
Ø Здоровье молодежи - обеспечение
возможности реализовывать право молодежи на заботу о здоровье и его охрану, а
также способствовать формированию положительных ориентиров в отношении к своему
здоровью.
Совершенствование принципов и
подходов к реализации молодежной политики на муниципальном уровне должно
руководствоваться следующими аспектами:
1. На
организационно-управленческом уровне поставлены задачи налаживания координации
в сфере молодежной политики, повышения роли органов по делам молодежи в
межотраслевом регулировании, укрепления структур по координации деятельности в
сфере молодежной политики при главах администраций, при организационном
обеспечении их деятельности органами по делам молодежи.
2. Необходимо
продолжить линию на формирование органов по делам молодежи, не совмещающих свои
специфические функции с другими функциями государственной деятельности.
Целесообразно установление вертикали в управлении муниципальной молодежной
политикой на основе координации и совместной работы в осуществлении вопросов,
относящихся к совместному ведению. Первостепенной задачей является поддержка
усилий местного самоуправления по созданию и стабилизации работы органов по
делам молодежи.
3. Молодежная
политика должна интегрировать ресурсы из разных источников для концентрации на
нескольких ключевых направлениях: обеспечение учебной и трудовой занятости
молодежи; воспитание гражданственности и патриотизма; поддержка общественно
значимых инициатив различных групп молодежи, детских и молодежных общественных
объединений; организация отдыха и оздоровления молодежи.
4. Необходимо
исключение остаточного принципа финансирования молодежной политики; утверждение
принципа долгосрочного инвестирования на затраты в сфере муниципальной молодежной
политики. Введение отдельной строки в бюджетах всех уровней на поддержку
молодежных и детских общественных объединений.
5. Одним из
приоритетов молодежной политики в области занятости остается создание и
развитие полноценных информационных и консультационных служб для молодежи,
доступных для молодых людей.
6. Необходимо
расширить сеть учреждений социального обслуживания молодежи и разработать
нормативы их обеспечения. Ведущее значение имеет формирование системы
минимальных социальных стандартов обеспечения молодежи в рамках муниципальной
молодежной политики и, на основе их, социальных норм и нормативов, в том числе
объемных и сетевых (норм и нормативов обеспечения учреждениями и другими
институтами), стандартов деятельности и нормативов финансовых затрат.
Следует разработать
модель уличной социальной работы в целях профилактики экстремизма,
правонарушений в молодежной среде.
7. Для усиления
эффективности молодежной политики необходимо мобилизовать молодежную инициативу
в общественных интересах. Задача заключается в создании условий для развития
молодежной инициативы в регионе, стимулировании добровольчества.
8. Необходимо
разработать меры по регулярному освещению положения молодежи, как в
Нижегородском регионе, так и в Российской Федерации, инициатив молодежных и
детских общественных объединений, хода реализации молодежной политики.
Список литературы
1.
Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке
молодежных и детских общественных объединений».
2.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года
№ 1015 «Об утверждении федеральной целевой программы «Молодежь России
(2001-2005 годы)».
3.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 года №
122 «Об утверждении государственной
программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005
годы».
4.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 2003 года
№ 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики».
5.
Постановление Министерства образования Российской Федерации от 1 сентября 2003
года № 1629 «Об утверждении федеральной целевой программы «Молодой семье –
доступное жилье» на 2005-2015 годы».
6.
Закон Нижегородской области от 25 апреля 1007 года № 70-3 «О молодежной
политике в Нижегородской области» (с изменениями от 21 июля 2001 года, 27 декабря 2002 года, 25
декабря 2003 года).
7.
Постановление Правительства области от 18 декабря 2001 года № 55 «Положение о
министерстве образования и науки Нижегородской области».
8.
Постановление Администрации города Нижнего Новгорода от 28 ноября 2001 года №
75 «Об утверждении программы «Молодежь Нижнего Новгорода».
9.
Постановление Нижегородской области от 19 июля 2002 года № 164 «О программе
«Патриотическое воспитание граждан Нижегородской области на 2002 год».
10.
Постановление Нижегородской области от 8 мая 2003 года № 44 «Об утверждении
областной программы «Научная смена».
11.
Положение Городской Думы города Нижнего Новгорода от 28 ноября 2001 года № 117
«О постоянной комиссии по образованию».
12.
Положение главы Администрации города Нижнего Новгорода от 4 февраля 2003 года №
12 «О Департаменте и социально – правовой защиты».
13.
Распоряжение Администрации Нижнего Новгорода от 17 января 2000 года № 105-р «Об
утверждении городской программы «Дети-Сироты» на 1999-2003 года.
14.
Распоряжение Администрации Нижегородской области от 28 июня 2001 года № 26-р
«Об утверждении областной целевой программы «Одаренные дети» на 2001-2005
годы».
15.
Распоряжение губернатора Нижегородской области от 7 августа 2002 года № 753-р
«О проведении конкурса среди выпускников ВУЗов».
16. Данные опросов
фонда «Общественное мнение». Май 2005. www.fom.ru
17. Данные опросов
фонда «Общественное мнение». 2002. www.fom.ru
18. Данные опросов фонда «Общественное мнение». 2004. www.fom.ru
19.
Демографический ежегодник 2002 год. Статистический сборник, Госкомстат России,
– М., 2002.
20. Положение молодежи
в России, аналитический доклад – М., 2005 год.
21. Алексин В.А., Плетнев Н.Я. Муниципальный молодежная политика и
ее информационное обеспечение: Учеб. Пособие. – М.: Логос, 2003. – 184 с.
22.
Аналитический обзор результатов исследования. Фонд «Общественное мнение» //
http://classic.fom.ru/obzor/o1061_1.htm. Москва, 2003.
24.
Генисаретский О.К., Глазычев В.Б. Становление
местного самоуправления и гражданского общества в России.
25.
Байков Н.М., Березутский
Ю.В. Государственная молодежная политика: социологический аспект. // Вопросы
социологии. – 2004. - № 4. – С.8-11.
26.
Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.:
Голос, 2001. – С. 584.
27.
Коврижных Ю.В. Государственная молодежная политика:
современное состояние и перспективы // Аналитический вестник. – 2005. – № 5. –
С.8
28.
Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного
подхода // Вопросы психологии. №6. 2004. С.58-68.
29.
Мерков С.В. Молодежная политика: проблемы и перспективы // Российский экономический журнал. – 2003. – № 2. – С.
9.
30
Молодежная политика: теория и практика: Межвузовский сборник научной теории. -
М., 2003. - 191с.
32.
Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации
(наука, образование, культура) /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ,
№10 (141)- 2003 . - стр. 17
34. Смирнов А.С. Государственная молодежная политика в современных
условиях // ЭКО.- 2002. №5.- С. 23-25.
35.
Социальные вопросы. Демографическая ситуация. Госкомстат России, 2000.
36.
Социология молодежи: учебник. // Под ред. проф. В.Т.Лисовского. СПб.: Изд-во
С.-Петербург. университета,
2003.
37.
Тальников Е.В. Государственная молодежная политика: методика выработки
конструктивных решений // Российский
экономический журнал. – 2004. – № 2. – С. 9.
38.
Широков Д.А. Молодежная политика: проблемы выработки приоритетов // Власть. -
2002. - N 12. - С.27-37.