Российская академия государственной службы при
Президенте РФ
ВОЛГО - ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет заочного
обучения
Кафедра управления и маркетинга
ДИПЛОМНЫЙ
ПРОЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ, ВЫПУСКАЕМОЙ ПРЕДПРИЯТИЯМИ РЕГИОНА
(на примере «Хлебзавода
Ардатовский»)
Специальность: Государственное
и муниципальное управление
Выполнил: студент гр. ГЗ-003
Шапошникова Наталья Евгеньевна
Научный руководитель:
доцент
Васильев Алексей Алексеевич
Нижний Новгород
Аннотация
Дипломный проект
состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении
обосновывается актуальность дипломного проекта, определяется цель исследования,
формулируются задачи, определяются методы исследования.
В главе 1 рассмотрены
понятия, особенности конкуренции, информация о клиенте продукции «Хлебозавода Ардатовский», причины выбора товара, которые влияют на
потребителя, маркетинговые исследования рыночных возможностей предприятия.
В главе 2
проведен анализ структуры управления предприятием, которая помогает эффективно
управлять производством, своевременно принимать необходимые меры, выбирать
наиболее эффективные каналы реализации продукции, отслеживать работу конкурентов.
В главе 3 предложена
маркетинговая стратегия, способная поднять конкурентоспособность продукции.
В заключении
содержатся основные выводы, полученные в ходе соответствующего исследования
проблем, и намечена маркетинговая стратегия для повышения конкурентоспособности продукции
«Хлебозавода Ардатовский».
В приложении
приведены калькуляция стоимости перевозок,
структура управления качеством и структура предприятия в целом.
Оглавление
Глава 1. Теоретические основы развития системы антикризисного управления сбытом продукции……………………………………….………...6
1.1
Особенности
организации антикризисного управления сбытом продукции предприятия.…...……………………………………………...…….6
1.2
Маркетинговые
исследования рыночных возможностей
предприятия с позиции антикризисного
управления………………........…..12
Глава 2. Анализ системы
управления и сбыта на «Хлебозаводе «Ардатовский»
……………………………………………………..………… 27
2.1
Организационно-финансовая
характеристика предприятия ………...28
2.2
Анализ
системы управления сбытом ..………………………...………38
Глава 3. Повышение
конкурентоспособности товаров «Хлебозавода «Ардатовский»…...........................................................………………….……45
3.1 Бизнес-планирование мероприятий………….………………..………….45
3.2 Разработка маркетинговой стратегии…………………………………....47
3.3 Расчет экономической эффективности от предлагаемых мероприятий……………………..…………………………………………..…56
Список использованной литературы…………………..........................…….62
Введение
Повсеместное развитие
среднего и малого бизнеса, приход на региональный рынок производителей их
других регионов увеличивает количество
товара на рынке, что приводит к появлению конкуренции.
Рост конкуренции на
рынках потребительских товаров значительно обостряет борьбу за покупателя. В
этой борьбе центральную роль играет повышение производителями конкурентоспособности
своих товаров.
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм,
состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих,
финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной
системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Ключевым понятием, выражающим
сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции . В качестве средств в конкурентной борьбе для
улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество
изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и
платежей, информацию через рекламу.
Любое предприятие
функционирует на определенном товарном рынке. При этом рынок может быть
конкурентным и неконкурентным, если его исследовать с позиции критерия «в
данном месте и в данное время».
Одна из важнейших проблем в
современных условиях развития российской экономики – это отсутствие опыта
реализации произведенной продукции.
Также в настоящее время
является общекризисным, что конкуренция – это
неотъемлемое свойство рынка и эффективность функционирования рынка тем выше,
чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления. Развитие
конкурентных отношений служит необходимым условием эффективного воздействия
рыночных механизмов на обеспечение устойчивого экономического роста, решение социальных
проблем. Сегодня в стране предпринимаются меры для создания условий
формирования конкурентной среды: проведено разгосударствление многих экономических процессов
– трансформация отношений собственности, создание разнообразных
организационно-правовых форм хозяйствования, либерализация в сфере
ценообразования, заработной платы. При этом нестабильность и кризисная ситуация
на некоторых перерабатывающих предприятиях объясняется несколько другими
причинами, чем на предприятиях, занимающихся просто производством продукции.
Как правило, такие предприятия испытывают влияние двух основных факторов, а
именно:
1. неспособность прежнего руководства
формировать стратегию развития по законам рынка, в том числе обеспечивать
конкурентоспособность продукции и самого хозяйствующего субъекта в целом,
2. основной составляющей таких
предприятий является система сбыта продукции, необходимо разработать комплекс
мероприятий для совершенствования стратегии сбыта.
Все выше перечисленное говорит об актуальности выбранной темы.
Целью дипломного проекта является
анализ конкурентоспособности продукции
«Хлебозавода Ардатовский».
Для достижения этой цели были решены следующие задачи:
·
рассмотрены
теоретические основы управления сбытом;
·
проведен
анализ системы управления и сбыта;
·
показаны
мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции;
·
на
основы выводов даны предложения по совершенствованию стратегии повышения
конкурентоспособности продукции.
Заключение
Разумеется в данной работе рассмотрены
далеко не все методы повышения конкурентоспособности товаров. Однако совершенно
очевидно, что на ближайшие 10-15 лет уровень конкурентоспособности будет определятся такими факторами, как развитие производства
новых видов продукции и стимулирование становления новых потребностей. С ними
будут связаны тенденции продолжения роста затрат на исследовательские и опытные
разработки, рекламу и маркетинг.
Одна из важнейших проблем в
современных условиях развития российской экономики – это отсутствие опыта
реализации произведенной продукции не только в условиях рынка, но и в кризисных
условиях. На данный момент цель предприятия состоит в первую очередь в том,
чтобы не только выгодно продать произведенную продукцию, но и повысить ее
конкурентоспособность .
Выявлен комплекс проблем
для деятельности «Ардатовского
хлебозавода», основными среди которых являются:
ü
активная,
жесткая конкуренция на рынке хлеба;
ü
реальная
технологическая мощность завода превышает объем производства (производство
хлеба сразу можно увеличить на 20-30%);
ü
несоответствие
цены на продукцию завода качественному имиджу о нем;
ü
реальная
возможность улучшения качества продукции (на предприятии имеется
высокотехнологическое оборудование, которое позволяет выпекать хлеб высокого
качества);
ü
пошатнувшийся
авторитет торговой марки «Ардатовского хлебозавода» на рынке поселка Ардатов и Ардатовского района.
Произведенное анкетирование
по исследованию спроса на продукцию
«Хлебозавод Ардатовский» показало:
1.
подавляющее
большинство потенциальных покупателей видят на первом месте качество хлеба, а
не его цену;
2.
несмотря
на потерю заслуженного авторитета все равно большинство ардатовцев (63%)
предпочитают продукцию «Ардатовского хлебозавода»; но много таких,
которые уже привыкли к арзамасскому хлебу (20%) и
безразличных к товаропроизводителю (10%);
3.
среди
любимых изделий нашего завода занимают первые места: сдоба (35%), слоеные
изделия (27%), и ржаной хлеб (23%). Данные показывают об утрате позиций по
поводу белого хлеба, который раньше очень ценился на рынке;
4.
покупатели
в основном недовольны низким качеством хлеба.
Для
предприятия необходимо реализовать предложенную антикризисную маркетинговую
стратегию, направленную на решение следующих задач:
-
добиться
стабильного качества продукции за счет привлечения новых прогрессивных
технологий и использования улучшителей;
-
восстановить
производство белого формового хлеба, добившись его высокого качества;
-
проведение
рекламных мероприятий;
-
расширение
и замена ассортимента за счет изделий, пользующихся спросом;
-
строго
соблюдать графики завоза и дробную доставку хлебобулочных изделий для
обеспечения торговых точек всегда свежей продукцией;
-
индивидуальная
работа с клиентами, применение гибкой системы скидок.
Опыт
показывает, что при комплексном подходе к проблемам стимулирования сбыта
удаётся значительно увеличить количество продаж, тем самым
увеличивая конкурентоспособность товара. Практически все вышеуказанные методы
стимулирования сбыта очень активно применяются во всех странах с рыночной
экономикой.
Список использованной литературы
1.
Конституция РФ. М., 1999.
2.
ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от
08.01.1998. №6
3.
Акопов В.С., Степнова И.В. Как составлять
маркетинговый отчет (практическое руководство) // Маркетинг в России и за
рубежом. – 2001, №1
4.
Антикризисное управление предприятиями и банками:
Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2001
5.
Антикризисное управление: от банкротства – к
финансовому оздоровлению / Под ред. Г.П. Иванова. –
М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995
6.
Бурцев В.В. Внутренний контроль сбытовой деятельности
предприятий в современных условиях хозяйствования // Менеджмент в России и за
рубежом. – 2001, №6
7.
Бендиков М.А.
Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного
развития // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000, №2
8.
Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое
состояние предприятия: Практическое пособие. – М.:ПРИОР, 1999
9.
Голубков Е.П. Исследование и анализ рыночной ситуации
// Маркетинг в России и за рубежом. 2001, №2
10. Жмачинский В.И., Батырев А.В., Иванов В.М. и
др. Экономика и управление предприятием. Н. Новгород. 2000
11. Журба М.В.
Формирование конкурентной среды региона. Н. Новгород: ВВАГС. 2003
12. Ковалев В.В
Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 1998
13. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Экономика и право, 1993
14. Кошкин
В.Н., Белых Л.П., Беляев С.Г. и др. Антикризисное управление. – М.: Инфра, 1999
15. Леонов А.И.
Интеграционный маркетинг: новая форма управления рыночной деятельностью и ее
актуальность для России // Маркетинг в России и за рубежом. 2001, №1
16. Липсиц И., Нещадин А., Эйкельпаш А. Конкурентная стратегия фирмы. – Вопросы
экономики. 1998, №9
17. Марков В.
Методические вопросы планирования производства на основе маркетинга //
Маркетинг. 1998, №5
18. Мельничук
Д.Б. Семь граней стратегического управления предприятием // Менеджмент в России
и за рубежом. 2001, №5
19. Морозова
Г.А. Разработка маркетинговой стратегии. Н. Новгород: ВВАГС,2002
20. Портер М.Э.
Конкуренция. М.,2000
21. Современный
менеджмент – ключ к экономическому подъему. Ч.2 М.,1999
22. Стрекалов
О.Б., Зариков Э.Р. Кризисы в организациях и
управлении проектами. – Казань: изд. Казан. госуд. техн.
университета. 2002
23. Чернецов
Г.П. Модель системного подхода к практическому консультированию руководителей
кризисных предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. 2002, №2
24. Шмелев А.Г.
Продуктивная конкуренция. М.,1997
25. Щиборц К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и
финансового состояния предприятий отрасли и/или региона // Маркетинг в России и
за рубежом. 2000, №5
26. Юкаева В.С. Управленческие решения. М.: ИД «Дашков и К». 2002