Российская академия
государственной службы
при
Президенте Российской Федерации
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра
региональной экономики и управления
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
на тему:
Реализация реформы ЖКХ на муниципальном уровне
Специальность:
государственное
и
муниципальное
управление
Специализация:
региональное
управление
Выполнил:
студент группы
227
Святкин Г.Ю.
Научный руководитель:
доцент
Васильев А.А.
Нижний
Новгород
Аннотация
Дипломный проект состоит из введения, четырех глав,
заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель и задачи проекта.
В первой главе дипломной работы освещаются основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Во второй главе проводится анализ положения ЖКХ в России и подробно рассматриваются основные этапы реформирования ЖКХ.
Глава третья показывает развитие реформы ЖКХ на примере Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002−2010 годы и здесь высказываются предложения о мерах по завершению реформирования ЖКХ.
В четвертой главе приводится проект программы реформирования ЖКХ муниципального образования.
В заключении на основе выводов даются предложения по совершенствованию процесса реформирования.
Список литературы включает 45 различных нормативных актов и
литературных источников.
В приложении приведены 6 таблиц и 2 муниципальных нормативных
документа.
Объем дипломного проекта составляет 136 страниц, из которых
113 основной текст и 23 – приложения.
Содержание
1.2 Правовая основа реформирования ЖКХ
Глава 2. Анализ состояния и этапы реформы ЖКХ
2.1 Состояние
ЖКХ Российской Федерации
2.2 Первый этап реформирования сферы ЖКХ
2.3 Второй этап реформирования сферы ЖКХ
3.1 Подпрограмма «Модернизация
объектов коммунальной инфраструктуры»
ФЦП «Жилище» на 2002−2010 годы
3.2 Предложения о мерах по завершению
реформирования ЖКХ
Глава 4. Проект «Программа реформирования ЖКХ муниципального образования»
Одним из приоритетов национальной жилищной политики России
является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных
услуг для населения.
Сегодня
жилищно-коммунальный комплекс страны объединяет более 52 тыс. предприятий
различных форм собственности, на которых трудятся свыше 4 млн. человек.
В настоящее время деятельность жилищно-коммунального комплекса
России характеризуется неудовлетворительным качеством предоставляемых коммунальных
услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей
среды.
Причинами
возникновения этих проблем являются:
·
высокий уровень износа основных фондов коммунального
комплекса и технологическая отсталость многих объектов коммунальной
инфраструктуры;
·
неэффективность существующей системы управления в
коммунальном секторе, политизированные и непрозрачные методы ценообразования на
товары и услуги организаций коммунального комплекса, преобладание
административных методов хозяйствования.
Высокий уровень
износа и технологическая отсталость основных фондов в коммунальном комплексе связаны
с проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала
реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в
обновлении и модернизации основных фондов, не формировала стимулов к сокращению
затрат. Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой
сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса
отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек.
Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в
жилищно-коммунальном комплексе формирует высокие инвестиционные риски и
препятствует привлечению частных инвестиций в жилищный и коммунальный секторы
экономики.
Следствием высокого
износа и технологической отсталости основных фондов в коммунальном комплексе
является низкое качество коммунальных услуг, не соответствующее запросам
потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет
сегодня в среднем 60%. В целом по России по состоянию на 01.01.2005 г.,
физический износ котельных составлял 54,5%, коммунальных сетей водопровода -
65,3%, канализации - 62,5%, тепловых сетей - 62,8%, электрических сетей −
58,1%, водопроводных насосных станций - 65,08%, канализационных насосных
станций - 57,1%, очистных сооружений водопровода - 53,86%, канализации - 56,2%,
трансформаторных подстанций - 56,96%.
Отмечается
повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию и
реконструкцию основных средств даже минимальным потребностям.
Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения,
коммунальной энергетики практически полностью уступил место
аварийно-восстановительным работам. Это ведет к лавинообразному накапливанию износа
и падению надежности объектов коммунальной инфраструктуры.
Неэффективное
использование природных ресурсов выражается в высоких потерях воды, тепловой и
электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до
потребителей.
Вследствие высокого
износа основных фондов суммарные потери в тепловых сетях достигают 30%
произведенной тепловой энергии, что эквивалентно 65-80 млн т условного топлива
в год. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за внутренней и внешней
коррозии труб, составляют 10-15%. Ветхое состояние теплоэнергетического
хозяйства становится причиной отключения теплоснабжения домов в зимний период.
Утечки и неучтенный
расход воды в системах водоснабжения в ряде городов достигают 60% поданной в
сеть воды. Одним из следствий такого положения стало обострение проблемы
обеспечения населения России питьевой водой нормативного качества и в достаточном
количестве. Более 40% водопроводов с забором из поверхностных водных
источников, обеспечивающих 68% потребностей в воде в городах и поселках
городского типа и около 65% в сельской местности, не имеют необходимого
комплекса очистных сооружений и не обеспечивают полноты обеззараживания и
очистки воды. Повышается уровень заболеваемости кишечными инфекциями.
Загрязнение
окружающей среды связано с дефицитом мощностей по очистке канализационных
стоков. Из эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений 60%
перегружены, 38% − эксплуатируются 25-30 и более лет и требуют срочной
реконструкции. Дефицит мощностей канализационных сооружений в настоящее время
достигает около 9 млн куб. м в сутки. Как следствие, неочищенные
или полуочищенные воды (стоки) сбрасываются в открытые водоемы, что обостряет
экологическую обстановку и снижает рекреационную привлекательность водоемов.
При этом стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения в последние
годы значительно возросла. Действующий в большинстве
случаев затратный метод формирования тарифов на услуги теплоснабжения,
электроснабжения, водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной
рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению
собственных издержек, приводит к увеличению износа основных фондов.
Еще одной причиной высокой степени
износа основных фондов коммунальной инфраструктуры является недоступность
долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса.
Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты по
реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без
значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных и заемных средств
на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить
издержки предоставления коммунальных услуг за счет модернизации объектов
коммунальной инфраструктуры и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость
инвестиций без значительного повышения тарифов.
Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о
межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для
обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования
жилищно-коммунального комплекса необходимо использование программно-целевого
метода.
Целью данной работы является анализ реализации реформы
жилищно-коммунального хозяйства.
Для достижения этой цели мною решаются следующие задачи:
1.
Определить цели и
задачи реформирования.
2.
Рассмотреть
законодательную базу реформирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
3.
Провести анализ состояния
жилищно-коммунального хозяйства и этапов реформирования.
4.
Показать развитие
реформы жилищно-коммунального хозяйства.
5.
На основе
нормативных документов разработать проект реформирования ЖКХ в муниципальном
образовании.
6.
Дать предложения по совершенствованию
процесса реформирования.
Для
повышения качества коммунальных услуг и эффективности использования природных
ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации
объектов коммунальной инфраструктуры.
Модернизация
объектов коммунальной инфраструктуры и реконструкции
многоквартирных жилых домов отвечает стратегическим интересам России и
позволит:
-
повысить комфортность условий проживания населения на территории Российской
Федерации за счет повышения качества предоставляемых коммунальных услуг;
-
снизить объемы жилищного фонда, приходящего в ветхое и аварийное состояние;
-
снизить потребление энергетических ресурсов (газа, нефти, электрической
энергии) в результате снижения потерь в процессе производства и доставки энергоресурсов
потребителям;
-
повысить рациональное использование водных ресурсов;
-
улучшить экологическое состояние территорий.
Общая потребность в
средствах на полное восстановление и модернизацию объектов коммунальной
инфраструктуры и жилищного фонда оценивается в 1,456 трлн. руб. Такой объем
инвестиций не может быть обеспечен только за счет бюджетных вложений и требует
создания условий для привлечения частных инвестиций. Поэтому основная система
мер в рамках подпрограммы направлена именно на формирование инвестиционной
привлекательности коммунального и жилищного секторов экономики.
Решить
проблему повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг,
улучшения экологической ситуации в регионах возможно только путем объединения
усилий федерального центра, регионов, органов местного самоуправления с
привлечением частных инвестиций и заимствований.
Поэтому
одной из основных
задач является формирование условий, обеспечивающих вовлечение частных средств,
в том числе заемных, в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры и
реконструкцию многоквартирного жилищного фонда.
Применение
программного подхода позволяет:
привлечь
к модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и реконструкции
многоквартирного жилищного фонда средства как федерального, так и региональных
и местных бюджетов;
обеспечить
использование бюджетных средств в рамках выполнения подпрограммы только на
реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной
инфраструктуры и многоквартирного жилищного фонда на принципах
софинансирования;
выявить
и использовать доступные источники частных финансовых ресурсов для капитальных
вложений в объекты коммунальной инфраструктуры и многоквартирного жилищного
фонда;
стимулировать
проведение институциональных преобразований, направленных на снижение рисков
инвестирования частных средств в проекты модернизации объектов коммунальной
инфраструктуры и многоквартирных жилых домов, в том числе за счет создания
специализированного револьверного фонда, который позволит повысить доступность
привлечения муниципалитетами и организациями коммунального комплекса средств
частных инвесторов на цели модернизации объектов коммунальной инфраструктуры
многоквартирных жилых домов;
разрабатывать
и развивать механизмы привлечения частных инвестиций и заемных средств в коммунальный
и жилищный секторы экономики.
1.
Конституция Российской Федерации.
2.
Жилищный кодекс РСФСР. М.,
3.
Закон РФ «О приватизации
жилищного фонда в Российской Федерации» от 4.07.91 № 1541-1.
4.
Закон РФ «Об основах федеральной
жилищной политики» от 24.12.92 № 4218-1.
5.
Закон РФ «О товариществах
собственников жилья» от 15.06.96 № 72-ФЗ.
6.
Указ Президента РФ «О жилищных
кредитах» от 10.06.94 № 1180.
7.
Указ Президента РФ от 29.03.96 №
432 «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного
и муниципального жилищных фондов».
8.
Указ Президента РФ от 28.04.97 №
425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации». Чернышев Л.Н. Жилищно-коммунальная реформа в России
(финансово-экономические особенности. Нормативные документы), Москва, 1997.
9.
Государственная
целевая программа “Жилище” одобрена постановлением Совета Министров
Правительства Российской Федерации от 20 июня
10. Концепция реформы жилищно-коммунального
хозяйства в Российской Федерации одобрена Указом Президента Российской
Федерации от 28 апреля
11. Федеральная целевая программа
“Жилище” на 2002-2010 годы утверждена постановлением Правительства Российской
Федерации от 17 сентября
12. Подпрограмма “Реформирование и
модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации” федеральной
целевой программы “Жилище” на 2002-2010 годы утверждена постановлением
Правительства Российской Федерации от 17 ноября
14.
Об упорядочении системы оплаты
жилья и коммунальных услуг. Постановление Правительства РФ от 18.06.96 № 707
15.
О
подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального
комплекса Российской Федерации федеральной целевой программы
"Жилище"на 2002-2010 годы"от 17.11.2001 г. № 797 (с изменениями
на 21.10.2004г.).
16.
О
мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по
водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и
захоронению твердых бытовых отходов. Утверждено постановлением Правительства
Российской Федерации от 21.08.2001г. № 609.
17.
О
концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России
качественной питьевой водой и осуществлении первоочередных мероприятий по
улучшению водоснабжения населения". Утверждено постановлением
Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 г.№ 292
18.
О
порядке установления вида топлива для предприятий и топливопотребляющих
установок. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от
29.10.1992 г. № 832 (с изменениями на 21.01.2002 г.).
19.
Об
утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и
канализации в Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства
Российской Федерации от 12.02.99г. № 167 (с изменениями на 08.08.2003г.).
20.
О
Правилах предоставления из Фонда софинансирования социальных расходов дотаций
на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ,
связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных
услуг. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от
01.04.2003г. № 179 (с изменениями на 01.04.2004г.).
21.
Об
утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения
расходов в связи с предоставлением льгот по оплате ЖКУ отдельным категориям
граждан, работающим и проживающим в сельской местности. Утверждено
постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 г. № 377.
22.
О
ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии. Утверждено
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109
(с изменениями на 31.12.2004г.).
23.
О
порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг. Утверждено
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. № 392.
24.
Об
утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Утверждено
постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004г. № 89.
25.
О
предельных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения
расходов на капитальный ремонт жилья. Утверждено постановлением Правительства
Российской Федерации на 2005 год от 26.08.2004г. № 441.
26.
О
предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Утверждено
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004г. № 444.
27.
Боголюбов В.С.,
Васильева Н.В. Совершенствование экономических отношений в жилищной сфере.
Учеб. пособие, - СПб.: СПбГИЭА, 1999 – 128 с.
28.
Васильев А.А. Муниципальное
управление: Конспект лекций. — Н.Новгород; Издатель Гладкова О.В., 2005. – 552
с.
29.
Егоров Е.В., Потапова
М.В. Экономика жилищного хозяйства России. Учебное пособие. – М.: ТЕИС, 2002 –
171 с.
30.
Жилищная реформа. Документы и
комментарии. Библиотечка "Российской газеты", Москва, 1994.
31.
Жилищный кодекс РФ. –
М.: ИНФРА-М, 2005 – 304 с.
32.
Жилье. Нормативные акты
и их применение: Законодательство. Судебная практика. Образцы документов.
Рекомендации / Авторы составители: М.В. Кузнецов, С.Д. Олейник, Д.А. Шишкин. –
М.: Право и Закон, 2001 – 640 с.
33.
Жуков Д.М. Экономика и
организация жилищно-коммунального хозяйства города. Учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 – 96 с.
34.
Игнатов В.Г., Батурин
Л.А., Бутов В.И., Уварова Г.Г., Ходарев С.В., Элланский Ю.Г. Экономика
социальной сферы. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,
2001 – 416 с.
35.
Как эффективно
управлять жилищным фондом: теория и практика / Под ред. С. Б. Сиваева. — М.:
Фонд «Институт экономики города», 2002 – 142 с.
36.
Ким О., Сиваев С.
Организация конкурсов на проведение капитального ремонта муниципального жилищного
фонда. – М.: Фонд «Институт экономики города», 1998 – 35 с.
37.
Косарева Н., Пузанов А.
Оценка доступности ипотечных кредитов на жилье для населения г. Москвы. – М.:
Фонд «Институт экономики города».
38.
Модель вторичного рынка
ипотечных кредитов: опыт США. Сборник материалов. – М.: Фонд «Институт
экономики города», 1995.
39.
Основы организации и
управления жилищно-коммунальным комплексом: Учебно-практическое пособие. /Под
общ. ред. проф. П.Г. Грабового. – М.: Издательство «АСВ», 2004 – 528 с.
40. Реформа жилищно-коммунального
хозяйства в России, Государственный антимонопольный комитет РФ, Москва, 1997.
41.
Руководство по ведению
Единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ним. Вып.
3. ч. 1 (Г.И. Задонский), ч. 2 (И.А. Румянцев) – М.: Фонд «Институт экономики
города», 1998 -58 с.
42. Ряховская А.Н., Проблемы
антикризисного управления жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных
образованиях. Монография. – М.: ИПК госслужбы, 2001, с. 92-95
43.
Симионов Ю.Ф., Дрозд
Н.И. Жилищно-коммунальное хозяйство. Справочник. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов
н/Д: Издательский цент «МарТ», 2004 – 272 с.
44.
Филиппов Ю.В., Авдеев
Т.Т. Основы развития местного хозяйства. Учеб. – М.: Дело, 2000 – 264 с.
45.
Экономика
жилищно-коммунального хозяйства: Учебное пособие. Под ред. доктора экон. наук,
проф. Симионова Ю.Ф. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,
2004 – 208 с.