Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации

 

 

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Кафедра региональной экономики и управления

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

на тему:

 

Реализация реформы ЖКХ на муниципальном уровне

 

Специальность:

государственное и

муниципальное управление

Специализация:

региональное управление

Выполнил:

студент группы 227

Святкин Г.Ю.

Научный руководитель:

доцент

Васильев А.А.

 

Нижний Новгород

 

2006 г


Аннотация

 

Дипломный проект состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель и задачи проекта.

В первой главе дипломной работы освещаются основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Во второй главе проводится анализ положения ЖКХ в России и подробно рассматриваются основные этапы реформирования ЖКХ.

Глава третья показывает развитие реформы ЖКХ на примере Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002−2010 годы и здесь высказываются предложения о мерах по завершению реформирования ЖКХ.

В четвертой главе приводится проект программы реформирования ЖКХ муниципального образования.

В заключении на основе выводов даются предложения по совершенствованию процесса реформирования.

Список литературы включает 45 различных нормативных актов и литературных источников.

В приложении приведены 6 таблиц и 2 муниципальных нормативных документа.

Объем дипломного проекта составляет 136 страниц, из которых 113 основной текст и 23 – приложения.

Содержание

 

Введение. 4

Глава 1. Основы реформы ЖКХ.. 8

1.1 Суть реформы ЖКХ. 8

1.2 Правовая основа реформирования ЖКХ. 10

1.3 Компетенция органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области жилищных отношений. 16

Глава 2. Анализ состояния и этапы реформы ЖКХ.. 21

2.1 Состояние ЖКХ Российской Федерации. 21

2.2 Первый этап реформирования сферы ЖКХ. 27

2.3 Второй этап реформирования сферы ЖКХ. 46

Глава 3. Развитие реформы ЖКХ.. 57

3.1 Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»  ФЦП «Жилище» на 2002−2010 годы.. 57

3.2 Предложения о мерах по завершению реформирования ЖКХ. 73

Глава 4. Проект «Программа реформирования ЖКХ муниципального образования». 87

Заключение. 106

Список литературы.. 108

Приложения. 113

Введение

Одним из приоритетов национальной жилищной политики России является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.

Сегодня жилищно-коммунальный комплекс страны объединяет более 52 тыс. предприятий различных форм собственности, на которых трудятся свыше 4 млн. человек.

В настоящее время деятельность жилищно-коммунального комплекса России характеризуется неудовлетворительным качеством предоставляемых коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.

Причинами возникновения этих проблем являются:

·        высокий уровень износа основных фондов коммунального комплекса и технологическая отсталость многих объектов коммунальной инфраструктуры;

·        неэффективность существующей системы управления в коммунальном секторе, политизированные и непрозрачные методы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса, преобладание административных методов хозяйствования.

Высокий уровень износа и технологическая отсталость основных фондов в коммунальном комплексе связаны с проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в обновлении и модернизации основных фондов, не формировала стимулов к сокращению затрат. Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в жилищно-коммунальном комплексе формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению частных инвестиций в жилищный и коммунальный секторы экономики.

Следствием высокого износа и технологической отсталости основных фондов в коммунальном комплексе является низкое качество коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в среднем 60%. В целом по России по состоянию на 01.01.2005 г., физический износ котельных составлял 54,5%, коммунальных сетей водопровода - 65,3%, канализации - 62,5%, тепловых сетей - 62,8%, электрических сетей − 58,1%, водопроводных насосных станций - 65,08%, канализационных насосных станций - 57,1%, очистных сооружений водопровода - 53,86%, канализации - 56,2%, трансформаторных подстанций - 56,96%.

Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных средств даже минимальным потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к лавинообразному накапливанию износа и падению надежности объектов коммунальной инфраструктуры.

Неэффективное использование природных ресурсов выражается в высоких потерях воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей.

Вследствие высокого износа основных фондов суммарные потери в тепловых сетях достигают 30% произведенной тепловой энергии, что эквивалентно 65-80 млн т условного топлива в год. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за внутренней и внешней коррозии труб, составляют 10-15%. Ветхое состояние теплоэнергетического хозяйства становится причиной отключения теплоснабжения домов в зимний период.

Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения в ряде городов достигают 60% поданной в сеть воды. Одним из следствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения России питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве. Более 40% водопроводов с забором из поверхностных водных источников, обеспечивающих 68% потребностей в воде в городах и поселках городского типа и около 65% в сельской местности, не имеют необходимого комплекса очистных сооружений и не обеспечивают полноты обеззараживания и очистки воды. Повышается уровень заболеваемости кишечными инфекциями.

Загрязнение окружающей среды связано с дефицитом мощностей по очистке канализационных стоков. Из эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений 60% перегружены, 38% − эксплуатируются 25-30 и более лет и требуют срочной реконструкции. Дефицит мощностей канализационных сооружений в настоящее время достигает около 9 млн куб. м в сутки. Как следствие, неочищенные или полуочищенные воды (стоки) сбрасываются в открытые водоемы, что обостряет экологическую обстановку и снижает рекреационную привлекательность водоемов.

При этом стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к увеличению износа основных фондов.

Еще одной причиной высокой степени износа основных фондов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса необходимо использование программно-целевого метода.

Целью данной работы является анализ реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Для достижения этой цели мною решаются следующие задачи:

1.           Определить цели и задачи реформирования.

2.           Рассмотреть законодательную базу реформирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

3.           Провести анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства и этапов реформирования.

4.           Показать развитие реформы жилищно-коммунального хозяйства.

5.           На основе нормативных документов разработать проект реформирования ЖКХ в муниципальном образовании.

6.           Дать предложения по совершенствованию процесса реформирования.

Заключение

Для повышения качества коммунальных услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и реконструкции многоквартирных жилых домов отвечает стратегическим интересам России и позволит:

- повысить комфортность условий проживания населения на территории Российской Федерации за счет повышения качества предоставляемых коммунальных услуг;

- снизить объемы жилищного фонда, приходящего в ветхое и аварийное состояние;

- снизить потребление энергетических ресурсов (газа, нефти, электрической энергии) в результате снижения потерь в процессе производства и доставки энергоресурсов потребителям;

- повысить рациональное использование водных ресурсов;

- улучшить экологическое состояние территорий.

Общая потребность в средствах на полное восстановление и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда оценивается в 1,456 трлн. руб. Такой объем инвестиций не может быть обеспечен только за счет бюджетных вложений и требует создания условий для привлечения частных инвестиций. Поэтому основная система мер в рамках подпрограммы направлена именно на формирование инвестиционной привлекательности коммунального и жилищного секторов экономики.

Решить проблему повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг, улучшения экологической ситуации в регионах возможно только путем объединения усилий федерального центра, регионов, органов местного самоуправления с привлечением частных инвестиций и заимствований.

Поэтому одной из основных задач является формирование условий, обеспечивающих вовлечение частных средств, в том числе заемных, в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры и реконструкцию многоквартирного жилищного фонда.

Применение программного подхода позволяет:

привлечь к модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и реконструкции многоквартирного жилищного фонда средства как федерального, так и региональных и местных бюджетов;

обеспечить использование бюджетных средств в рамках выполнения подпрограммы только на реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и многоквартирного жилищного фонда на принципах софинансирования;

выявить и использовать доступные источники частных финансовых ресурсов для капитальных вложений в объекты коммунальной инфраструктуры и многоквартирного жилищного фонда;

стимулировать проведение институциональных преобразований, направленных на снижение рисков инвестирования частных средств в проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и многоквартирных жилых домов, в том числе за счет создания специализированного револьверного фонда, который позволит повысить доступность привлечения муниципалитетами и организациями коммунального комплекса средств частных инвесторов на цели модернизации объектов коммунальной инфраструктуры многоквартирных жилых домов;

разрабатывать и развивать механизмы привлечения частных инвестиций и заемных средств в коммунальный и жилищный секторы экономики.

Список литературы

1.           Конституция Российской Федерации. 1993 г.

2.           Жилищный кодекс РСФСР. М., 1997 г.

3.           Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4.07.91 № 1541-1.

4.           Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.92 № 4218-1.

5.           Закон РФ «О товариществах собственников жилья» от 15.06.96 № 72-ФЗ.

6.           Указ Президента РФ «О жилищных кредитах» от 10.06.94 № 1180.

7.           Указ Президента РФ от 29.03.96 № 432 «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов».

8.           Указ Президента РФ от 28.04.97 № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации». Чернышев Л.Н. Жилищно-коммунальная реформа в России (финансово-экономические особенности. Нормативные документы), Москва, 1997.

9.           Государственная целевая программа “Жилище” одобрена постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. №595.

10.       Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации одобрена Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. № 425.

11.       Федеральная целевая программа “Жилище” на 2002-2010 годы утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675.

12.       Подпрограмма “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации” федеральной целевой программы “Жилище” на 2002-2010 годы утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. № 797.

13.       О федеральной целевой программе "Жилище"на 2002 – 2010 гг."от 17.09.2001 г. № 675 (с изменениями на 21.10.2004г.).

14.       Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг. Постановление Правительства РФ от 18.06.96 № 707

15.       О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации федеральной целевой программы "Жилище"на 2002-2010 годы"от 17.11.2001 г. № 797 (с изменениями на 21.10.2004г.).

16.       О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001г. № 609.

17.       О концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России качественной питьевой водой и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения". Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 г.№ 292

18.       О порядке установления вида топлива для предприятий и топливопотребляющих установок. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.1992 г. № 832 (с изменениями на 21.01.2002 г.).

19.       Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99г. № 167 (с изменениями на 08.08.2003г.).

20.       О Правилах предоставления из Фонда софинансирования социальных расходов дотаций на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2003г. № 179 (с изменениями на 01.04.2004г.).

21.       Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате ЖКУ отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 г. № 377.

22.       О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 (с изменениями на 31.12.2004г.).

23.       О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. № 392.

24.       Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004г. № 89.

25.       О предельных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации на 2005 год от 26.08.2004г. № 441.

26.       О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004г. № 444.

27.       Боголюбов В.С., Васильева Н.В. Совершенствование экономических отношений в жилищной сфере. Учеб. пособие, - СПб.: СПбГИЭА, 1999 – 128 с.

28.       Васильев А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций. — Н.Новгород; Издатель Гладкова О.В., 2005. – 552 с.

29.       Егоров Е.В., Потапова М.В. Экономика жилищного хозяйства России. Учебное пособие. – М.: ТЕИС, 2002 – 171 с.

30.       Жилищная реформа. Документы и комментарии. Библиотечка "Российской газеты", Москва, 1994.

31.       Жилищный кодекс РФ. – М.: ИНФРА-М, 2005 – 304 с.

32.       Жилье. Нормативные акты и их применение: Законодательство. Судебная практика. Образцы документов. Рекомендации / Авторы составители: М.В. Кузнецов, С.Д. Олейник, Д.А. Шишкин. – М.: Право и Закон, 2001 – 640 с.

33.       Жуков Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 – 96 с.

34.       Игнатов В.Г., Батурин Л.А., Бутов В.И., Уварова Г.Г., Ходарев С.В., Элланский Ю.Г. Экономика социальной сферы. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2001 – 416 с.

35.       Как эффективно управлять жилищным фондом: теория и практика / Под ред. С. Б. Сиваева. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2002 – 142 с.

36.       Ким О., Сиваев С. Организация конкурсов на проведение капитального ремонта муниципального жилищного фонда. – М.: Фонд «Институт экономики города», 1998 – 35 с.

37.       Косарева Н., Пузанов А. Оценка доступности ипотечных кредитов на жилье для населения г. Москвы. – М.: Фонд «Институт экономики города».

38.       Модель вторичного рынка ипотечных кредитов: опыт США. Сборник материалов. – М.: Фонд «Институт экономики города», 1995.

39.       Основы организации и управления жилищно-коммунальным комплексом: Учебно-практическое пособие. /Под общ. ред. проф. П.Г. Грабового. – М.: Издательство «АСВ», 2004 – 528 с.

40.       Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России, Государственный антимонопольный комитет РФ, Москва, 1997.

41.       Руководство по ведению Единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ним. Вып. 3. ч. 1 (Г.И. Задонский), ч. 2 (И.А. Румянцев) – М.: Фонд «Институт экономики города», 1998 -58 с.

42.       Ряховская А.Н., Проблемы антикризисного управления жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях. Монография. – М.: ИПК госслужбы, 2001, с. 92-95

43.       Симионов Ю.Ф., Дрозд Н.И. Жилищно-коммунальное хозяйство. Справочник. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский цент «МарТ», 2004 – 272 с.

44.       Филиппов Ю.В., Авдеев Т.Т. Основы развития местного хозяйства. Учеб. – М.: Дело, 2000 – 264 с.

45.       Экономика жилищно-коммунального хозяйства: Учебное пособие. Под ред. доктора экон. наук, проф. Симионова Ю.Ф. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004 – 208 с.

 



Hosted by uCoz