Российская академия государственной
службы
при Президенте Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
Волго – Вятская академия государственной службы
Факультет управления, экономики и права очного обучения
Кафедра региональной экономики и управления
Дипломный проект
Стратегическое планирование развития
муниципального образования
(на примере Городецкого района)
Специальность: государственное
и
муниципальное управление
Выполнил: студентка 5 курса,
группы ГМУок-54
Тищенко Наталья Владимировна
Научный руководитель:
доцент, Васильев Алексей Алексеевич
г. Нижний Новгород
Содержание
Глава 1.
Основы стратегического планирования развития муниципальных образований
1.1 Понятие стратегического планирования и развития, их специфика
1.2 Этапы на пути к реализации стратегического плана
1.3 Принципы и нормативное обеспечение стратегического планирования
развития МО
1.4 Особенности организации стратегического планирования за рубежом
Глава 2.
Организация стратегического планирования муниципального образования «Городецкий
район»
2.1 Процесс разработки Стратегии и
переход к ее реализации
2.2 Содержание Стратегии социально – экономического развития Городецкого
района
Глава 3.
Реализация Стратегии развития Городецкого района, оценка ее эффективности
3.1 Анализ Социально – экономического положения муниципального образования
«Городецкий район»
3.2 Мероприятия, направленные на реализацию Стратегии развития Городецкого
района
3.3 Основные направления социально – экономического развития Городецкого
района на 2006 год
Список
используемой литературы
Данный
диплом состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении
обосновывается актуальность дипломного проекта, определяется
цель исследования и формулируются задачи.
В первой главе «Основы стратегического планирования
развития муниципальных образований» рассматриваются понятия стратегического
планирования и развития, их специфика, дается характеристика этапам реализации
стратегического плана, основным принципам стратегического планирования и
нормативному обеспечению. Кроме этого, рассматриваются особенности организации
стратегического планирования за рубежом.
Во второй
главе «Организация стратегического планирования развития муниципального
образования «Городецкий район»» представлен процесс разработки Стратегии
развития и переход к ее реализации, раскрываются основное содержание Стратегии
социально – экономического развития Городецкого района, разработанной при
поддержке Программы «Малые города России», и существующие к ней целевые
программы.
В третьей главе «Реализация Стратегии развития
Городецкого района, оценка ее эффективности» дается анализ
социально–экономического положения муниципального образования на начало
реализации Стратегии, представлена информация по реализации стратегических
направлений развития Городецкого района и анализ анкет отношения населения,
предпринимателей и власти к реализации Стратегии развития района. Кроме того,
определены основные направления социально-экономического развития Городецкого района
на 2006 год, которые являются одним из механизмов достижения стратегической
цели.
В
заключении содержатся основные выводы, полученные в ходе соответствующего
исследования проблем, и даны некоторые предложения по
совершенствованию стратегического планирования.
Список
литературы содержит различные источники: нормативные документы, учебную и
научную литературу, периодические издания.
В приложении приведены
материалы, связанные с разработкой и оценкой эффективности
реализации Стратегии развития Городецкого района.
Заключение
При
изучении вопроса стратегического планирования развития муниципальных
образований были сделаны следующие выводы. Анализ сущности понятия
стратегического планирования показывает, что оно имеет множество определений,
все они схожи между собой.
Например,
стратегическое планирование – это процесс проектирования вероятного
или логического будущего и предполагаемых будущих состояний. Это процесс
познания того, как достичь своих целей, как использовать знания, чтобы
направить логическое будущее к более желаемому, и затем построить эти действия.
Проще говоря, стратегический план состоит из
определения того, чего необходимо достичь с одновременной оценкой требуемых ресурсов
и средств, которые могут выступать в качестве показателей продвижения к
поставленной цели.
Стратегическое планирование оказывает большое влияние на
развитие муниципальных образований. Оно направлено не только на решение
наиболее острых городских проблем, но и определяет основные цели развития
города, создает рамки для более детального планирования и принятия текущих
решений. Кроме этого, стратегическое планирование позволяет увязывать
территориальные и отраслевые планы, обеспечивает преемственность планов и
программ, а самое главное - выстраивает общую логику развития города.
Существуют
следующие этапы на пути к реализации стратегического планирования:
ü
Планирование процесса разработки;
ü
Анализ среды;
ü
Проведение консультаций с населением и стратегическими
партнерами;
ü
Согласование предварительного варианта видения, миссии
и ключевых направлений (целей);
ü
Подготовка проекта стратегического плана;
ü
Проведение дополнительных консультаций и принятие
плана;
ü
Реализация и оценка эффективности.
Одной
из главных задач стратегического планирования является снижение
неопределенности будущего путем прояснения, согласования действий
заинтересованных участников районного развития. Поэтому Стратегический план
может быть разработан только в многостороннем диалоге бизнеса, власти и
общества. Попытка отказаться от этого диалога или имитировать его делает
бессмысленной всю работу.
При
изучении вопроса разработки и реализации стратегического планирования проанализировано федеральное
законодательство, нормативные акты
регионального уровня и правовые
акты МО «Городецкий район».
Например,
в ФЗ от 20.07.95 №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах
социально–экономического развития Российской Федерации» содержатся положения о
необходимости проведения на федеральном уровне, в регионах работ
прогнозно-аналитического характера, формирования концепций и программ развития.
На региональном уровне: Закон Нижегородской области от 22.07.2003 №66-З
«О прогнозировании, стратегическом и программном планировании
социально-экономического развития Нижегородской области»; Постановление
Правительства Нижегородской области от 17.04.2006 №127 «Об утверждении
Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года».
Анализ
муниципальных нормативных правовых актов позволил раскрыть компетенцию органов
местного самоуправления МО «Городецкий район» по участию в разработке и
реализации Стратегии социально-экономического развития района. Например,
разработкой Стратегии развития района и мониторингом реализации занимается
отдел экономики и стратегического планирования администрации Городецкого
района.
Стратегией
социально-экономического развития Городецкого района определена главная
стратегическая цель развития района - сохранение и развитие Городецкого
района как муниципального образования со сбалансированной экономикой, активным
местным сообществом, развитой инфраструктурой, качественной муниципальной
средой, обеспечивающей высокий уровень жизни населения и благоприятные условия
для экономической деятельности и культурно-оздоровительного отдыха.
Исходя
из стратегической цели стабилизации и развития экономики района, повышения
уровня жизни населения, решения социальных вопросов, хотелось бы перечислить
следующие стратегические приоритеты развития: поддержка
существующих предприятий, привлечение инвестиций, укрепление налоговой базы
района, занятости и доходов населения; повышение эффективности использования
муниципальных ресурсов.
В
рамках достижения обозначенных приоритетов предложены следующие точки роста:
содействие развитию существующих крупных предприятий района, поддержка малого бизнеса, развитие
культурно-оздоровительной сферы.
Я
считаю, что районная администрация приложила немало усилий для того, чтобы эти
задачи были решены.
Так, например, для содействия развитию существующих
крупных предприятий района проведены следующие мероприятия:
ü
осуществлялась политика «невмешательства» в
деятельность предприятий. Все проводимые проверки подведомственными
учреждениями администрации на предприятиях были согласованы;
ü
предприятия периодически информировались, как через
СМИ, так и другие источники, о проводимой работе в администрации Городецкого
района;
ü
оказывалось содействие в участии предприятий района в
областных, всероссийских и международных выставках и конкурсах.
Для
содействия развитию малого бизнеса проведены следующие мероприятия:
ü
круглые столы, семинары с предпринимателями района по
вопросам взаимодействия органов власти и бизнеса;
ü
выделено здание для размещения автономной некоммерческой
организации "Городецкий центр развития бизнеса", который призван
оказывать деловые услуги предпринимателям, а также предлагать разнообразные
формы эффективной поддержки и сотрудничества.
Например,
для развития туризма как отрасли экономики проведены следующие
мероприятия:
ü
создано специальное муниципальное учреждение культуры
«Центр народных промыслов, ремесел и туризма», которое занимается организацией
туризма и отдыха в Городецком районе и за его пределами;
ü
совместно с предприятиями района построены объекты
размещения туристов: плавучая гостиница «Берегиня»,
развлекательный центр «Яръ».
Очень
бы хотелось, чтобы для дальнейшей реализации Стратегии особый интерес
проявлялся к мероприятиям, которые
признаны высоко актуальными, но плохо реализуемыми. Именно они должны
находиться в центре внимания в ходе реализации Стратегии
социально-экономического развития Городецкого района.
Например,
к таким мероприятиям можно отнести следующие:
ü
разработать нормативно-правовую базу для
инвестиционной деятельности в районе;
ü
содействовать привлечению гратнов,
благотворительных взносов на поддержку и развитие учреждений культуры района;
ü
продвижение Городецкого района на российский и мировой
рынки культурных и туристских услуг;
ü
формировать и поддерживать в СМИ постоянный интерес к
Городецкому району как уникальному историко-культурному центру, центру ремесел
и передового сельскохозяйственного и промышленного производства, кузницы
духового и физического здоровья;
ü
привлечь частные инвестиции для реконструкции исторического
центра гг. Городца и Заволжья;
ü
защитить окружающую среду от неблагоприятного
воздействия отходов производства и потребления;
ü
обеспечить социализацию молодежи и включение ее
потенциала в развитие района;
ü
сохранить и использовать культурно-историческое
наследие;
ü
создать механизм участия граждан в управлении и
планировании развития района;
ü
повысить социальную безопасность личности, семьи и
общества.
На основе проведенного анализа
хотелось бы отметить то, что Городецкий район
является одним из наиболее развитых и социально стабильных районов
Нижегородской области. К настоящему времени он сформировался как полноценный
район, выполняющий две основные функции – одного из центров промышленности
Нижегородской области и места культурно-оздоровительного отдыха для жителей как Нижегородской области, так и близлежащих районов
Центральной России.
Существует ряд проблем, с
которыми район сталкивается на пути реализации Стратегии развития. Одной из
важных является проблема привязки стратегических целей к оперативному
планированию. Другая проблема связана с привязкой
Стратегии к бюджету района (в бюджете района необходимо прописать моменты,
связанные с размерами денежных средств,
которые должны выделяться на реализацию основных направлений
социально-экономического развития района. Пока в
бюджете района этого нет). Не менее важной проблемой выступает
слабая, например, за последний год, взаимосвязь администрации района с
населением по вопросу реализации Стратегии развития района.
Для
ликвидации перечисленных недостатков хотелось бы дать следующие рекомендации местным властям по повышению
эффективности стратегического планирования:
ü
Определить финансирование программ и мероприятий по
реализации Стратегии развития в бюджете
района и в перспективном финансовом плане Городецкого района;
ü
Проводить дополнительную
работу с населением по вовлечению их в процесс реализации Стратегии социально -
экономического развития района (проведение общественных слушаний, конференций,
другие методы работы с населением, в том числе с молодежью);
ü Усилить информационное
обеспечение и организационное сопровождение потенциальных инвесторов;
ü Разработать необходимую
нормативную и методическую базу, обеспечивающую работу по стратегическому
планированию;
ü
Осуществление поддержка
стратегического планирования муниципального образования с областным уровнем
(например, в виде конкурсов), что позволяет снизить разнобой в методических подходах и стимулировать партнерство двух
уровней власти;
ü
Проводить постоянные
подготовки и переподготовки по вопросам стратегического планирования.
Кроме вышеперечисленного,
необходимо совершенствование системы управления путем внедрения системы
индикативного планирования. Согласно распоряжению Правительства Нижегородской
области от 26.04.2006 №286-р «О внедрении системы индикативного планирования
Нижегородской области», необходимо разработать аналогичную систему управления
на уровне Городецкого района.
В
качестве вывода хотелось бы сказать, что роль стратегического планирования для
районов, как точек роста, будет все возрастать, так как оно позволяет
скоординировать усилия в достижении определенных всем сообществом долгосрочных
целей и наиболее оптимальным образом использовать потоки ресурсов в
приоритетных для развития территорий сферах.
Я
считаю, что тема дипломного проекта является довольно широкой: в рамках
дипломного проекта не охватить все аспекты. Следовательно, остаётся большое
поле для исследования вопросов разработки и реализации стратегических планов.
Список используемой литературы
1.
ФЗ «О государственном прогнозировании и программах
социально–экономического развития Российской Федерации» от 20.07.95 // Собрание
законодательства РФ.1995, № 30.
2.
Постановление ЗС Городецкого района от 23.10.2002.
N93/74 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Городецкого
района».
3.
Постановление
ЗС Городецкого района от 23.10.2002. №93/74 «Об утверждении шести целевых
программ».
4.
Распоряжение
от 30.01.2003 г. N98-р «Об организации работы по реализации Стратегии развития
Городецкого района».
5.
Положение
«О группе стратегического планирования администрации Городецкого района» от
20.03.2002.
6.
Стратегия социально-экономического развития
муниципального образования «Городецкий район» Нижегородской области, 2002.