Российская академия
государственной службы при Президенте РФ
ВОЛГО - ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет
заочного обучения
Кафедра
управления и маркетинга
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
ЦЕЛЕВЫЕ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
(на
примере Калининградской области)
Специальность: Государственное и
муниципальное управление
Выполнил: студент гр. ГЗ-003
Зуйкова
Научный руководитель:
доцент
Васильев Алексей Алексеевич
Нижний
Новгород
АННОТАЦИЯ
Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения,
списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность дипломного проекта,
определяется цель исследования, формулируются задачи, определяются методы
исследования.
В Главе 1 рассматриваются основные понятия, особенности и
условия применения программно-целевого метода управления, нормативно-правовая
база разработки и реализации целевых программ, преимущества и проблемы
использования программно-целевого подхода в региональной политике.
В Главе 2 анализируются особенности социально экономического
положения Калининградской области, а также Федеральная целевая программа
развития Калининградской области и областные целевые программы
социально-экономического развития Калининградской области.
В Главе 3 рассматривается применение методов менеджмента
качества в региональном экономическом программировании, освещены принципы
постоянного улучшения регионального экономического программирования, критерии
качества региональных экономических программ.
В заключении содержатся основные выводы, полученные в ходе
соответствующего исследования проблем, и даны некоторые предложения по
повышению эффективности целевых программ развития Калининградской области.
Список литературы
содержит разнообразные источники: нормативно-правовые материалы федерального,
регионального и местного органов управления по вопросам социального и экономического
развития территории, нормативно правовые, методические и аналитические
документы по разработке, реализации и мониторингу региональных программ
социально-экономического развития. В ходе исследования были использованы
отчетные данные о результатах социально-экономического развития Калининградской
области, а также данные органов государственной статистики, материалы
научно-практических конференций, семинаров, публикаций периодической печати.
В приложении приведены материалы, связанные с целевыми
программами развития Калининградской области.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
……………………………………………………………………...6
Глава 1. Теоретические аспекты применения
программно-целевого метода управления …………………………………...8
1.1.
Основные понятия, особенности и условия
применения программно-целевого метода управления …………………………8
1.2.
Нормативно-правовая база разработки и
реализации целевых программ …………………………………………………………..…..13
1.3.
Преимущества и современные проблемы
использования программно-целевого подхода в региональной политике ……...19
Глава 2. Практика планирования и прогнозирования в Калининградской
области...............................................................22
2.1.
Особенности социально-экономического
положения Калининградской области…………………………………...….......22
2.2.
Федеральная целевая программа
развития
Калининградской области .……………………………………........34
2.3.
Разработка стратегии развития
Калининградской области и ее основных направлений ……………………..………………….…....43
2.4.
Анализ разработки и реализации
целевых программ
социально-экономического развития Калининградской области.………………………………………………………………..52
Глава 3. Методы менеджмента качества в региональном
экономическом программировании..…………………………..60
3.1.
Применение методов менеджмента качества
в региональном экономическом программировании ………………………...…….60
3.2.
Принцип постоянного улучшения в
повышении качества регионального экономического программирования …………...67
3.3.
Критерии качества региональных
экономических программ……………………………………………………………...76
Заключение……………………………………………………....................79
Список литературы………………………..……………………………...83
Приложение…………………………………………………………….90
Введение
В сегодняшние дни не
вызывает споров тот факт, что целевые программы являются одним из важнейших
инструментов государственного социально-экономического и политического развития
как страны в целом, так и отдельных ее регионов.
Специфика регионального
развития Российской Федерации характеризуется высоким уровнем дифференциации
экономических и социальных показателей развития регионов. Усиление
пространственной неоднородности требует учета особенностей регионального
развития для каждой конкретной территории.
Проходящие в Российской
Федерации административная реформа и реформа местного самоуправления
существенно изменяют распределение полномочий между органами государственной
власти федерального уровня и субъектов федерации, а также органов местного
самоуправления. Происходит разграничение функций и зон ответственности
различных уровней государственной власти и органов местного самоуправления.
Значительно сократился государственный и муниципальный сектора экономики. Это
снижает возможности реализации органами государственной власти и местного
самоуправления региональной экономической политики в рамках административных
процедур.
В сложившихся условиях
особое значение для государственного регулирования социально-экономического
развития российских регионов приобретает региональное программирование. Его
основой служит программно-целевой метод планирования, который является
признанным инструментом реализации региональной политики.
Калининградская область
имеет ряд исключительных особенностей, отличающих ее от других регионов
Российской Федерации. Она представляет собой анклав, окруженный на суше
территорией ЕС. В результате влияния этих факторов ни один субъект РФ не
сталкивается с такими проблемами, как эта территория. Благодаря особенностям,
указанным выше, Калининградская область представляет собой интересный объект
для изучения и анализа в срезе целевых программ развития региона. Все
вышесказанное говорит об актуальности выбранной темы.
Целью данного дипломного
проекта является рассмотрение целевых программ развития Калининградской
области. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические
аспекты применения программно-целевого метода управления;
- проанализировать
практику планирования и прогнозирования в Калининградской области;
-
рассмотреть применение методов менеджмента качества в региональном
программировании.
Анализ специальной
литературы, проведенный в процессе подготовки дипломного проекта,
свидетельствует о том, что проблемы регионального развития находятся в центре
внимания как российских, так и зарубежных специалистов.
При изучении материалов
для написания данной работы были проведены определенные исследования в области
определения перечня первоисточников, таких как законы и указы Президента РФ,
постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные
подзаконные акты, федеральная целевая программа. Изучались также законы и
постановления Калининградской области, областные целевые программы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках дипломного проекта произведен анализ
современной практики применения программно-целевого метода в управлении социально-экономическим
развитием региона на примере Калининградской области. При этом проанализирована
нормативно-правовая база и практика регионального экономического
программирования в России.
Исследования показали, что программно-целевой метод
становится основным инструментом управления социально-экономическим развитием
региона, позволяющим согласовывать интересы различных заинтересованных сторон и
обеспечивать мобилизацию ресурсов на выбранных совместно приоритетных
направлениях.
В результате анализа особенностей геополитического
положения Калининградской области как субъекта Российской Федерации и ее социально-экономического развития как региональной
социально-экономической системы в проекте выявлена необходимость обеспечения
совместимости программно-целевых подходов и высокого качества региональных
программ, с точки зрения их соответствия международным стандартам.
Изучение Федеральной целевой программы развития Калининградской области показало, что Программа содержит целый ряд недостатков, основными среди которых являются:
1. Мероприятия и проекты Программы недостаточно ориентированы на цели экономического развития Калининградской области и слабо связаны с региональными приоритетами, что во многом связано с тем, что стратегические цели Программы охватывают слишком широкий спектр задач, поэтому невозможна концентрация на приоритетах. Структура распределения финансовых ресурсов не совпадает со структурой приоритетов Программы.
2. Программа является недостаточно гибкой. Она включает жесткий план на весь период ее реализации, поэтому имеется необходимость в формировании процедур принятия своевременных и эффективных решений, обеспечивающих изменение программы в соответствии с условиями. Возможность принятия оперативных решений по финансированию требует решения Правительства.
3. Не описана процедура обоснования, отбора, мониторинга и оценки проектов для Программы, отсутствуют соответствующие критерии.
4. Многие проекты не ориентированы на результаты, связанные с общими приоритетами программы, а направлены на «освоение» средств. В это же время, препятствия в использовании инициативы со стороны потенциальных участников привели к низкому уровню софинансирования мероприятий и исполнительской дисциплины.
5. Проекты ФЦП фокусируются на капитальной инфраструктуре, в ущерб инфраструктуре «мягкой», такой как организации, поддерживающие бизнес и инвестиции, консалтинговые, обучающие и другие.
6. Ряд проектов является механизмом привлечения дополнительных ресурсов для финансирования текущих проблем региона, а не ориентирован на экономическое развитие.
7. Существующая система принятия решений в Программе сильно напоминает подход к экономическому развитию в директивной экономике.
8. Отсутствует оценка рисков и альтернативные методы решения проблем, и, кроме того, не предусмотрена формализованная процедура мониторинга.
При
рассмотрении действующих областных экономических программ Калининградской
области (Программа государственной поддержки малого предпринимательства в
Калининградской области на 2003-2004 гг.; Программа государственной поддержки
малого предпринимательства в Калининградской области на 2005-2007 гг.;
Программа энергосбережения Калининградской области на 2001-2005 гг.;
Государственная программа развития туризма и рекреации в Калининградской
области на 2002-2006 годы), можно сформулировать следующие основные недостатки:
·
программы не соответствуют
формальным требованиям регионального закона;
·
основным источником ресурсов для
реализации программ является областной бюджет;
·
программы не координируют
деятельность заинтересованных сторон и различных подразделений администрации
области;
·
программы не содержат механизма
управления их реализацией;
·
отсутствуют количественные
индикаторы достижения целей, выполнения задач и реализации мероприятий
программы;
·
не предусмотрен механизм
мониторинга реализации программ.
Таким образом, целевые программы развития Калининградской области требуют доработки и улучшения качества.
На основании обобщения опыта сформулированы критерии качества
региональных экономических программ, которые включают: лидирующую роль
руководства, наличие региональной стратегии; использование потенциала
работников; оптимальное использование ресурсов; детальное описание процессов;
удовлетворенность заинтересованных сторон; удовлетворенность участников
программы; положительное влияние программы на общество и достижение ожидаемых
количественных результатов программы.
Предложения по повышению эффективности целевых программ развития
Калининградской области считаем своевременными и актуальными на данном этапе
развития региона. Они включают следующее:
·
программы
Калининградской области должны учитывать европейские стандарты;
·
имеющаяся
в Калининградской области методическая база программно-целевого метода требует
пересмотра и доработки;
· обеспечение качества региональных экономических программ как метода управления региональной экономикой необходимо проводить с использованием методов управления качеством.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Все законы РФ, подзаконные акты, программы и другие документы были взяты из программы «Гарант» и «Консультант».
1.
Федеральный
закон №115-ФЗ от 20 июля 1995 года «О государственном прогнозировании и
программах социально-экономического развития Российской Федерации».
2.
Федеральный
закон №119- Ф3 от 24 июня 1999 года “О принципах и порядке разграничения
предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации”.
3.
Федеральный закон №13-ФЗ от 22 января
4.
Федеральный
закон №16-ФЗ от 10 января
5.
Распоряжение
Правительства РФ от 10 июля
6.
Постановлением
Правительства России от 26 июня
7.
Постановление
Правительства Российской Федерации №638 от 27 августа 1992 года “Об организации
работы по реализации Закона Российской Федерации “О поставках продукции и
товаров для государственных нужд”.
8.
Постановление
Правительства РФ от 7 декабря
9.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1992 года 879 «О
государственной комплексной программе повышения плодородия почв России».
10.
Закон Калининградской области от 27 июня
11.
Закон Калининградской области от 18 января
12.
Закон Калининградской области от 1 июня
13.
Закон Калининградской области от 7 марта
14.
Закон Калининградской области от 7 марта
15.
Закон Калининградской области от 5 июня
16.
Закон Калининградской области от 22 ноября
17.
Стратегия социально-экономического развития
Калининградской области как региона сотрудничества на период до 2010 года.
Калининград, 2003. (см. также на сайте администрации Калининградской области
18.
Абрамов В.Н., Кузин В.И. Поиски ответа на
двойной вызов Калининградская область в условиях расширения ЕС // Pro et Contra.
Том 8, 2003, №3, 1,2 п.л. (авторских 0,6 п.л.).
19.
Баданина С.В.
Целевые программы в качестве инструмента организационных изменений//
Территориальное стратегическое планирование: Первые уроки российской практики/
Сборник материалов Первого общероссийского форума
городов-лидеров стратегического планирования. ГП МЦСЭН «Леонтьевский
центр», 2002. – 96 с.
20.
Бильчак В.С.,
Захаров В.Ф. Региональная экономика: Монография/ Под
Ред. В.С.Бильчака. – Калининград, Янтар.
Сказ, 1998 – 316 с.
21. Большая советская энциклопедия. Третье
издание. М. – Изд-во «Советская энциклопедия», 1975.
22. Бюджетная пятилетка Российского эксклава, 2001-2005 гг. Под ред. Л.И.Сергеева. – Калининград:
Изд-во ИП Мишуткина И.В., 2005. –336 с.
23.
Гневко В.А.
Региональные проблемы инновационного развития экономики. – СПб., ИУЭ. 2004. –
480 с.
1.
Гранберг А.Г. Основы
региональной экономики: Учебник для вузов- 2-е изд. М.: ГУВШЭ, 2001.
2. Гринчель Б.М., Костылева Н.Е. Методология и практика городского
стратегического планирования. – СПб.: Изд-во ИПРЭ РАН, 2000.-90 с.
3.
Жданов В.П. Инвестиции и промышленная политика
в регионе: Монография. – Калининград: Изд-во КГУ, 2005. – 377 с.
4.
Ивченко В.В. Программно-стратегическое
развитие приморского региона России:Теория,
методология, Практика: Монография. – Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – 207 с.
5.
Клемешев А.П.,
Козлов С.Д., Федоров Г.М. Особая территория России: Монография. . – Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – 360 с.
6.
Кузин В.И. Анализ развития бюджетного
финансирования в рамках программ в Калининградской области. //Прикладной
бюджетный анализ: методика и подходы/ Под ред.
В.А.Бескровной. – СПб.: Норма, 2002.
7.
Кузин В.И. Гендерный
анализ бюджетного финансирования программ в Калининградской области: методика и
подходы // Реализация политики равных прав и равных возможностей женщин и
мужчин в странах Северной и Западной Европы и на Северо-Западе
России. Материалы международной научно-практической конференции. Калининград,
2003.
8.
Кузин В.И.
Интеллектуальный потенциал и управление качеством в организации // Материалы
международной научно-технической конференции. Калининград, 2000.
9.
Кузин В.И. Проблемы качества программных
методов государственной поддержки сельского хозяйства в Калининградской области
//Экономика и экономическое образование в Калинградском
регионе Сборник научных трудов БГА, Калининград – 2004.
10. Кузин В.И. Развитие программного
управления в Калининградской области // Экономика Северо-Запада:
проблемы и перспективы развития. №2(20) 2004.
11. Кузин В.И., Маточкин
Ю.С. Проблемы качества региональных программ Калининградской области. //
Проблемы и перспективы развития экономики и управления. Межвузовский сборник
научных трудов. Вып. 19. – Калининград, БИЭФ, 2003.
12. Кузин В.И., Маточкин Ю.С.
Тенденции социально-экономического развития Калининградской области //
Социально-экономическое развитие Калинградского
региона Сборник научных трудов БГА, Калининград -2002.
13. Кузин В.И., Маточкин Ю.С.
Экономическая политика Калининградской области //Вестник Балтийского научного
центра №1(18) 2003.
14. Кузин В.И., Михлин Л.П., Плющева Т.Б.
Международные связи Калининградской области и их влияние на развитие
интеллектуального предпринимательства в регионе // Международные отношения в XXI
веке: региональное в глобальном, глобальное в региональном: аналитические
материалы. Нижний Новгород: ННГУ, 2000.
15.
Кузин
В.И., Соловьев А.А. Проблемы развития янтарной промышленности в Калининградской
области// Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы
развития. №2(20) 2004.
16.
Кузнецова О.В., Мау
В.А. Калининградская область: от «непотопляемого авианосца» к непотопляемому
сборочному цеху». – М.: Комитет «Россия в объединенной Европе». 2002. – 96 с.
17.
Практика экономического развития территорий:
опыт ЕС и России. Под общей редакцией С. Клесовой, к.
ф.-м.н. Я.Дранева. М.: Изд-во «Сканрус»,
2001.
18.
Прогнозирование и планирование экономики:
учеб. Пособие/В.И.Борисович, Г.А.Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др. Под общю ред.
В.И.Борисовича, Г.А.Кандауровой. – Мн.:ИП «Экоперспектива»,
2000. – 423 с.
19. Региональное развитие на трансграничной
территории северо-восточной Польши и Калининградской области. Под ред. Т.Пальмовского. – Гдыня-Пелплин.
Изд-во «Bernardium» 2004.
20.
Региональные аспекты инновационной и
инвестиционной деятельности./По ред. Румянцева А.А.-СПб.: ИРЭ РАН, 2001.-213 с.
21. Регламент Тасис (ЕК)
No. 99/2000 от 29/12/1999 касающийся оказания
содействия государствам-партнерам в Восточной Европе и Средней Азии.
22.
Рохчин В.Е., Знаменская
К.Н. Стратегическое муниципальное планирование в России: научные и методические
аспекты. – СПб.: ИРЭ РАН, 2000.-40 с.
23.
Руководство по управлению проектным циклом. –
Калининград.: Ассоциация муниципальных образований Калининградской области,
2004 . – 40 с.
24. Румянцев А.А. Методологические подходы к
разработке среднесрочной программы социально-экономического развития региона на
примере Санкт-Петербурга//Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития.-2003.-№2
(16).-С.45-48.
25.
Сигов И.И. Региональная экономика. М.: 2003.
333 с.
26.
Смородинская Н.В.
Калининградский эксклав: перспектива трансформации в пилотный регион. М., Институт экономики РАН, 2001 – 93 с.
27.
Управление
проектами: учебное пособие для вузов. М. «Экономика»,
28.
Управление региональным хозяйством: учебное
пособие/ И.Н.Шапкин, А.О.Блинов, Я.М.Кестер. – М.:
КНОРУС, 2005. – 400 с.
29.
Хасси Д. Стратегия и
планирование/ Пер с англ. под
ред. Л.А.Трофимовой. – СПб.: Питер, 2001. – 384 с.
30.
Шапкин И.Н. Управление региональным
хозяйством: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005. – 400 с.
31.
Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию
разработки, финансирования и реализации. – М.: МОНФ. Ин-т макроэкономических
исследований, 2000.
32.
Частно-государственное
партнерство при реализации стратегических планов: практика и рекомендации. –
СПб.: ГП МЦСЭН «Леонтьевский центр», 2005. – 32 с.
33.
34.
35.
36.
http://www.gov.kaliningrad.ru
37.
http://www.npr.gov.pl
38.
40.
http://