РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

 

ПРИ  ПРЕЗИДЕНТЕ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ  АКАДЕМИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

 

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

КАФЕДРА  РЕГИОНАЛЬНОЙ  ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

ДИПЛОМНЫЙ  ПРОЕКТ

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Специальность:    Государственное  и

муниципальное управление

Выполнил: студентка группы № 404

Егорова Ольга Николаевна

Научный руководитель: доцент

Васильев Алексей Алексеевич

Допускается к защите

Заведующий  кафедрой

___________________

«____» ________ 2007г.

 

 

НИЖНИЙ НОВГОРОД

2007

 

Аннотация

 

Дипломный  проект  на тему «Реализация реформирования пенсионной системы Российской Федерации» посвящен исследованию реформ, проводимых в системе организации пенсионного обеспечения населения РФ (на примере Краснобаковского района).

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определена цель и поставлены задачи дипломной работы.

Первая глава посвящена многоаспектности и взаимозависимости управленческих проблем, определяющих характер практических преобразований в системе управления пенсионным обеспечением. В ней излагаются теоретические положения и нормативно-правовые акты пенсионной системы в РФ, рассматривается  роль Пенсионного фонда в развитии системы пенсионного страхования и российского общества в целом.

Во второй главе представлен анализ организации системы пенсионного обеспечения в стране с использованием опыта работы ГУ – Управления ПФР по Краснобаковскому району. Рассмотрены основные направления деятельности структурного подразделения Пенсионного фонда РФ на муниципальном уровне; проблемы, возникающие на пути развития реформ в сфере пенсионного обеспечения.

В третьей главе рассматриваются достоинства и недостатки реализации реформ в пенсионной системе Российской Федерации.

В заключение на основе анализа текущего состояния пенсионного обеспечения в Российской Федерации показаны проблемы, возникающие в процессе  реализации основных положений пенсионной реформы,  и предлагаются  пути их решения.

 


Оглавление

 

Введение

 

Глава 1. Пенсионное обеспечение в Российской

Федерации ………………………………………………………...7

 

1.1. История  пенсионного страхования в России…………. 7

1.2. Государственная социальная политика Российской Федерации……………………………………………………………………………13

 1.3. Состояние пенсионного обеспечения в Российской Федерации……………………………………………………………………………17

1.4. Законодательная база пенсионной реформы……………..................32

 

Глава 2. Организация системы пенсионного обеспечения в Краснобаковском районе Нижегородской

области ……………………………………………………………39

 

2.1.Организационно-экономическая характеристика ГУ-Управления ПФР по Краснобаковскому району Нижегородской области…………39

2.2.Основные направления деятельности  ГУ- Управления ПФР по Краснобаковскому району Нижегородской области…………………...42

 

Глава 3. Реформирование системы пенсионного

обеспечения           …..………………………………....................64

3.1.   Предпосылки и причины необходимости реформирования пенсионного обеспечения…………………………………………………….…64

 

 3.2.  Проблемы и пути  совершенствования пенсионного обеспечения………………………………………………………………………..….68

Заключение……………………………………………................76

Список  литературы…………………………………..................80

Приложения……………………………………………………..82


Введение

В условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование, а пенсионное обеспечение - базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а оно обычно составляет свыше 25-30% населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения.

Понятие пенсия имеет комбинированную финансово-страховую и социально-трудовую природу, принципиально отличающую ее, с одной стороны, от банковских, корпоративных и иных способов получения денежных доходов в форме дивидендов, зависящих только от размера капитала, а с другой - от различных видов государственных социальных пособий, зависящих исключительно от социальной потребности либо от особых заслуг перед государством.

Организационно-управленческая и финансовая деятельность пенсионной системы опирается на конституционные и законодательные права каждого гражданина на получение материального обеспечения при наступлении установленного законом возраста либо иного страхового случая, влекущего за собой невозможность трудиться, данный вид материального обеспечения граждан получил название - пенсия.

В последнее время выплачиваемые пенсии все меньше отвечают своему социально-экономическому значению - обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов.

Современная пенсионная система представляет собой совокупность правовых, организационно-управленческих и финансово-экономических отношений между наемными работниками и работодателями,  всех других категорий граждан, не участвующих в хозяйственной деятельности, и государства .

В настоящее время пенсионная система является очень важным элементом финансовой системы, по ней судят о политике проводимой государством, так как именно на социальные цели государствами во всем мире расходуются значительные денежные ресурсы.

Около пятидесяти четырех миллионов россиян перечисляют страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ. В России тридцать восемь миллионов пенсионеров, что составляет четверть населения страны, получают пенсии из бюджета ПФР. Доходы в виде пенсий - второй по объёму источник доходов населения после оплаты труда. Пенсионная реформа не завершена, она совершенствуется и продолжает динамично развиваться. Есть определенные успехи, но есть и проблемы, выраженные проблемами в праве, неопределенностью в законодательстве, стройности самих нормативно- правовых актах.

В настоящее время в России размер пенсий, в том числе и по старости, достаточно низок. Очень часто уровень материального обеспечения в старости не соответствует вкладу работника в период его трудовой деятельности.

Все эти факторы усиливали потребность реформирования пенсионной системы Российской Федерации в целях более полной адаптации к конкретным экономическим условиям.

Регулирование правоотношений, связанных с пенсионным страхованием и обеспечением, является одной из важнейших составляющих правовой системы любого государства, поскольку затрагивает все поколения граждан: и тех, кто уже получает пенсию, и только начинающих свою трудовую деятельность и зарабатывающих себе пенсионные права; и является одним из главных факторов социальной стабильности в обществе. По этой причине пенсионной реформе уделяется большое внимание в обществе.

Все это говорит об актуальности выбранной темы дипломного проекта.

Цель данного дипломного проекта – показать реализацию и значение проводимой в данное время пенсионной реформы.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

    проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в РФ;

    рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;

    провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения;

    оценить значение персонифицированного учёта в новой системе пенсионного страхования граждан;

    определить задачи, возложенные государством на ПФР и, в частности, на ГУ- Управление ПФР по Краснобаковскому району Нижегородской области;

-     выявить пути улучшения пенсионного обеспечения в РФ.

В качестве теоретической базы дипломного проекта были использованы работы ведущих специалистов в области пенсионного обеспечения, а также широкий ряд нормативных актов российского пенсионного законодательства. Кроме того, были внимательно изучены и переработаны публикации периодической печати, в том числе, в специализированных изданиях, посвященных этой теме.


Заключение

Переход государства на новые рыночные отношения породило новую систему пенсионного обеспечения. Основа этой системы - страхование.

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется государственным страховщиком, которым признается Пенсионный фонд Российской Федерации.

Правовой основой возникновения  ПФР  явился  Закон  от  20.11.1990 г.       340-1  «О государственных пенсиях в РФ», определивший принципиально новый источник формирования, накопления и перераспределения суммы средств на пенсионное обеспечение в одном специализированном финансово-кредитном учреждении, основная функция которого заключалась в финансировании выплаты всех видов государственных пенсий.

Масштабность и глубина радикальных рыночных преобразований в экономике и накопившиеся социально-экономические проблемы в сфере пенсионного обеспечения подтверждали необходимость проведения пенсионной реформы на базе формирования и укрепления страховых принципов. Таким образом, социалистическая система пенсионного обеспечения была заменена на систему государственного пенсионного страхования, основанную на солидарно-распределительных принципах, т.е. на аккумуляции страховых отчислений от застрахованных лиц и их перераспределением в пользу граждан другого, предшествующего поколения. Формирование накопления и перераспределения суммы средств на пенсионное обеспечение производится в одном специализированном финансово-кредитном учреждении Пенсионном фонде Российской Федерации (ПФР), функции которого заключаются в назначении и организации выплаты всех видов пенсий, накоплении и распределении финансовых ресурсов для текущей выплаты пенсий. Являясь государственным страховщиком, ПФР выполняет также функцию по проверке достоверности, учету и хранению долгосрочных государственных обязательств путем индивидуального (персонифицированного) учета всех сведений о каждом застрахованном в государственной пенсионной системе лице, необходимых для реализации его пенсионных прав.

Ключевым моментом пенсионной реформы является изменение механизма расчета трудовой пенсии. Структура трудовой пенсии обусловила структуру обязательных платежей, которые уплачиваются в пенсионную систему на финансирование пенсий. Введение накопительного элемента позволяет сделать пенсионные взносы индивидуально-возмездными, в связи с чем введена специальная часть индивидуального лицевого счета застрахованных лиц. Данная пенсионная модель отвечает международным стандартам пенсионного страхования и заставляет застрахованных лиц быть заинтересованными и активными участниками данного процесса, когда трудовое участие не ограничивает пенсии размерами заработной платы, а лишь зависит от суммы уплаченных в ПФР взносов и результатов инвестирования накопительной части трудовых пенсий по выбору самого застрахованного лица.

Основными источниками формирования денежных средств бюджета пенсионного страхования являются: единый социальный налог (ЕСН), страховые взносы различных категорий плательщиков, ассигнования из федерального бюджета РФ, доходы от использования временно свободных средств бюджета ПФР, пени, штрафы, финансовые санкции, добровольные взносы и другие поступления. Доходная часть бюджета пенсионного страхования формируется исходя из тарифов страховых взносов для различных категорий плательщиков. Расходная часть бюджета пенсионного страхования формируется в полном соответствии с условиями исчисления размера пенсий, т.е. выплаты на базовую часть пенсии, на выплату страховой части трудовой пенсии и на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также расходы, связанные с обязательным накопленным финансированием трудовых пенсий, расходы на оказание социальной помощи и другие.

Согласно требованию действовавшего в 2006 г.  закона  от 22.12.2005года    № 174-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда на 2006год», главным условием формирования бюджета системы пенсионного страхования является его сбалансированность в текущий период и в долгосрочной перспективе за счет регулирования размера и условий уплаты страховых взносов различными категориями плательщиков, а также за счет прямого воздействия средств из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ПФР. Таким образом, принципиально важной задачей финансового управления развития пенсионной системы является предотвращение разбалансированности бюджета ПФР как в сторону дефицита, так и в сторону профицита.

Серьезная проблема современного этапа развития пенсионной системы заключается в значительном расширении расходной части бюджета ПФР и резком сокращении доходной его части. В связи с этим необходимо развитие собственных источников финансирования, которое достигается: во-первых, улучшением собираемости взносов, во-вторых - необходим механизм дифференциации страховых взносов в рамках определенного вида пенсионного страхования, т.к. установленный единый размер страховых взносов, уплачиваемый предприятиями и организациями, вне зависимости от состояния условий труда и числа лиц, имеющих право на льготные пенсии, не позволяет задействовать механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков и связанных с этим выплат.

Пенсионное законодательство не стоит на месте. Оно совершенствуется,    вовлекая в законотворческий проект все более широкие и глубокие пласты общественных отношений по обеспечению граждан пенсиями, пособиями, компенсациями. Опыт развития ПФР, масштабные задачи и потенциальные возможности государственного пенсионного обеспечения позволяют прийти к выводам о необходимости:

·         доработки   пенсионного законодательства и скорейшего принятия необходимого пакета законов, в частности Федерального закона «Об управлении средствами государственного   пенсионного обеспечения (страхования) в РФ», который является организационно-статусным для ПФР и его территориальных органов, составляющих единую   систему   органов   управления   средствами   обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

·        специального   рассмотрения      вопроса   о   правовом положении   ПФР. ПФР   действует   на   основании   Положения, утвержденного Верховным Советом РСФСР еще в 1991 году. На сегодняшний день это положение устарело и не соответствует реальному положению вещей. В Положении о Пенсионном фонде не прописана процедура формирования органов управления Пенсионного фонда России, отсутствуют нормы, касающиеся контроля за его деятельностью.    Последнее    представляется    особенно важным, учитывая, что в связи с пенсионной реформой объем работ, выполняемых ПФР,   значительно   увеличился,   и,   тем   самым, повышается   его   ответственность. На  мой   взгляд,   обновление Положения о ПФР необходимо провести в рамках пенсионной реформы;

·        в   процессе   пенсионной   реформы   издано достаточно   большое количество нормативных правовых актов, регулирующих пенсионные отношения. Все эти акты взаимосвязаны и в некоторых случаях их нормы взаимодополняют друг друга. Поэтому задача кодификации пенсионного   законодательства  является   актуальной   и   требует решения.   Но   задача   кодификации   всех   пенсионных   законов перспективная. В настоящее время не приняты базовые законы «Об управлении средствами обязательного пенсионного страхования», «О профессиональных пенсионных системах», «О страховых взносах на финансирование обязательных профессиональных систем». Поэтому на данном этапе решение масштабной юридико-технической задачи по кодификации пенсионных законов невозможно и нецелесообразно. С одной стороны, отдельные законы проще провести через Федеральное Собрание, чем Кодекс, а с другой - лучше эти законы вначале апробировать в правоприменительной практике, выявить возможные пробелы правового регулирования, устранить неизбежные в результате форсированной подготовки законов правовые коллизии, прежде чем осуществлять трудоемкий процесс их кодификации;

·        введения   полномасштабных  государственных   гарантий   всем субъектам правоотношений по пенсионному страхованию, особенно в части инвестирования накопительной части трудовых пенсий, чтобы в идеале   такие   гарантии   имели   статус, близкий   к   статусу международных обязательств. Схема регулирования и контроля процесса пенсионных накоплений чрезвычайно сложна. Не менее сложны и договорные отношения между участниками процесса инвестирования.    На    сегодня    отсутствует определенность    в распределении   функций   по   государственному   регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений между Минфином России и Федеральной Комиссией по рынку ценных бумаг. Поэтому принятая система государственного регулирования в сфере инвестирования пенсионных накоплений неэффективна. Необходимо перестроить ее так, чтобы не было перекрестных и дублирующих функций разными ведомствами по решению одних и тех же задач;

·        обеспечения    большей    эффективности    при   использовании информации индивидуального (персонифицированного) учета в целях назначения (перерасчета) и выплаты трудовых пенсий - система персонифицированного учета должна быть максимально оперативной, а технология более гибкой, с тем, чтобы сведения о поступивших взносах, доходе, полученном от их инвестирования как можно быстрее оказывались разнесенными по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц. Необходимо обеспечить соответствие системы персонифицированного учета законодательным нормам, определяющим процессы новой пенсионной системы и внедрить эти процессы.

Институты пенсионной системы должны соответствовать другим институтам социальной и экономической сферы. От их состояния и оптимального сочетания будет зависеть эффективность проводимой государственной политики в области пенсионных преобразований в России.


Список использованной литературы

1.           Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 2003.

2.           Закон РФ от 20.11.1990г. № 340 «О государственных пенсиях в РФ».

3.           Федеральный закон № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

4.           Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

5.           Федеральный закон № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

6.           Федеральный закон № 111-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».

7.           Федеральный закон № 174-ФЗ от 22.12.2005 г. «О  бюджете Пенсионного  фонда  РФ на 2006 г

8.           Указ   Президента  РФ   от   27.09.2000г.      1709   «О   мерах   по совершенствованию управления     государственным     пенсионным обеспечением».

9.           Указ Президента РФ от 24.06.2002г. № 648 «О приведении некоторых актов Президента РФ в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

10.   Бабич A.M., Егоров Е.В. Социальное страхование в России. Учебное пособие. М.: Издательство РАГС.2000 г.

11.   Бабич A.M., Павлова А.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999г.

12.   Волгин Н.А., Ракитинский Б.В. Экономика труда и социальные отношения. - М.: Издательство РАГС, 1998г.

13.   Вьюницкий В.И. Беседы о пенсионной реформе-М.2001г.

14.Вьюницкий В.И. Пенсионная реформа. Зачем она нужна и почему её необходимо

провести в ближайшее время? Настоящее, 2001г. выпуск 3.

18.          Гуртов В.К. Отдельные проблемы реформирования пенсионной системы России. М.: Издательство РАГС, 2001 г.

19.          Захаров М.Л.,Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. – М.: 2001 г.

20.          Зурабов М.Ю. Пенсионная реформа. Первые шаги - М.2002г.

21.    Министерство труда и соцразвития РФ и дренсионная реформа: Сборник статей/ Отв. ред.  О.Е.Илюхина – М.: Просвещение, 2002 г.

22.          Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономики. Учебное пособие. Под общей редакцией Н.С.Слепцова М.: Республика 2001 г.

23.          Соловьев   А.К.   Финансовая   система   обязательного   пенсионного страхования в России - М.: Финансы и статистика, 2003г.

24.          Хорошко И.А.Развитие негосударственных пенсионных фондов в России. М.: ИНФРА-М, 2002г.

25.          Батанов Г.Н.-15 лет работы, 15 лет свершений.// Пенсия – 2005 . -№12-С.28-34.

26.          Вьюницкий В.И. В ближайшие годы повышения пенсионного возраста не произойдет.// Пенсия – 2005 . -№9-С.44-46.

27.          Гусева В.В.-Результаты работы по оценке сведений о трудовом стаже застрахованных лиц.// Пенсия – 2005 . -№1-С.48-62.

28.          Долотов В.А.- Пенсионный всеобуч нужен всем.// Пенсия – 2006 . -№6-С.46-50.

29.          Информационно-статистический бюллетень «Основные показатели исполнения бюджета ПФР по Нижегородской области за 2005год»

30.          О ходе реализации пенсионной реформы.// Пенсия.-2003.-№12.-С. 43-47.

31.          Обсуждая перспективы пенсионной реформы. //Социальный мир.-2003.-№ 46.-С.13-15.

32.          Прогноз функционирования экономики Российской Федерации ( по материалам Министерства экономики РФ). //Экономист.- 2003 .-№ 16-С.2-8

33.          Программа пенсионной реформы в РФ // Социальный мир -2001г. -№ 4.- С.14-22

34.          Пресс-центр Правительства России. О ходе реализации закона о льготных выплатах.// Пенсия.-2005.-№4.-С. 25-28.

35.    Сборник Действующее законодательство по вопросам деятельности Пенсионного Фонда РФ. Справочное издание.-М.: ФИД «Деловой экспресс»,2005.-480с.

36.          Сборник нормативно - правовых актов по осуществлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ. справочное издание.- М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2004.-528с.

37.          Справочник практикующего юриста по социальному обеспечению - М.2002г.


 



Hosted by uCoz