Российская академия государственной службы при Президенте РФ

ВОЛГО - ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

 

Заочный факультет ускоренного обучения

 

 

Кафедра региональной экономики и управления

 

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ

(на примере Нижегородской области)

 

Специальность: Государственное и

муниципальное управление

Выполнил: студент гр. 330

Киршанов Алексей Александрович

Научный руководитель:

доцент

Васильев Алексей Алексеевич

 

Нижний Новгород

2007 г.

 

АННОТАЦИЯ

Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во ведении обосновывается актуальность дипломного проекта, определяется цель исследования, формулируются задачи, определяются методы исследования.

В Главе 1 рассматриваются основные понятия, экономическая сущность и особенности территориального стратегического планирования, правовое обеспечение, преимущества и основные проблемы управления региональным развитием области.

В Главе 2 проводится анализ и диагностика экономической, финансовой и социальной сфер Нижегородской области, как основа стратегического планирования, в том числе показана динамика развития промышленности, бюджетно-налоговой политики, образования, здравоохранения.

В Главе 3 рассматриваются основные этапы стратегического планирования и методы исследования на примере Нижегородской области. Проанализированы стратегические факторы, влияющие на социально-экономическое положение региона,  путем PEST и SWOT-анализа. Определены основные приоритетные  направления и стратегии развития Нижегородской области.

В заключении содержатся основные выводы, полученные в ходе соответствующего исследования проблем, и даны некоторые предложения по проведению стратегического планирования развития Нижегородской области.

Список литературы содержит разнообразные источники: нормативно-правовые материалы федерального, регионального и местного органов управления по вопросам социального и экономического развития территории, нормативно-правовые, методические и аналитические документы по разработке и реализации стратегического планирования развития Нижегородской области.

В ходе исследования были использованы отчетные данные социально-экономического развития Нижегородской области, а также данные органов государственной статистики, материалы научно-практических конференций, семинаров, публикаций периодической печати.

В приложении приведены материалы, связанные с социально-экономическим прогнозированием и стратегическим планированием развития региона.

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….

 

Глава 1. Методологические основы стратегического планирования развития региона……………………………………

1.1. Экономическая сущность территориального стратегического планирования ………………………………………………………….

1.2.Особенности и стадии стратегического планирования развития региона………………………………………………………………..…

1.3. Правовое обеспечение стратегического планирования…………

 

Глава 2. Анализ и диагностика развития  региона …………………………………..

2.1. Анализ и диагностика экономической сферы …………………

2.2. Анализ и диагностика финансовой сферы………………………

2.3. Анализ и диагностика социальной сферы……………………….

 

Глава 3. Планирование социально-экономического развития региона……………………………………………………….

3.1. Методика стратегического планирования развития территории

3.2. SWOT и PEST – анализ Нижегородской области………………...

3.3. Приоритетные направления и стратегии социально-экономического развития  региона……………………………………..

 

Заключение……………………………………………………………...

Список литературы……………………………………………………

Приложения……………………………………………………………..

5

 

8

 

8

14

29

 

 

37

37

46

49

 

61

61

66

 

75

 

 

90

94

97

Введение

 

В странах с развитой рыночной экономикой стратегическое управление  выступает важнейшим инструментом   государственного регулирования хозяйства. Именно с его помощью обеспечивается согласованная целенаправленность функционирования всех звеньев хозяйственной системы общества.

В условиях идущих в современном российском обществе рыноч­ных реформ и появления острых социальных проблем особое значе­ние приобретает построение эффективного и гибкого механизма управления социально-экономическим развитием территорий. Такое развитие требует комплексного применения научно обоснованных методик организации, управления и анализа социально-экономического состоянии субъектов хозяйствования, а также учета региональной специфики хозяйствования.

Актуальность данной темы определяется тем, что в настоящее время экономика практически всех регионов пере­ходит на новый этап — этап развития, связанный с ростом экономи­ки и уровня жизни населения. Эта новая реальность требует от органов власти перехода от ситуационного подхода в управлении к стра­тегическому, формирования условий инвестиционной привлекатель­ности и увеличения конкурентоспособности региона.

Рыночные реформы, проводимые  с начала девяностых годов ХХ в. в России, их достаточно противоречивые социальные последствия отчетливо показали необходимость дополнения рыночных ме­ханизмов саморегулирования экономики механизмами её государст­венного регулирования. Как свидетельствует мировой опыт, одним из важных механизмов государственного и общественного влияния на социально-экономические процессы, дополняющего и направляющего в интересах населения действие рыночных механизмов, является стратегическое плани­рование социально-экономического развития страны и отдельных её регионов. В этой обстановке от территориальных органов управления требуется системная, обоснованная и гибкая, с учетом возникающих изменений, программа концентрации ресурсов на наиболее перспек­тивных направлениях социально-экономического развития региона в целом, а также реализация системы мер по интенсификации соци­ально-экономического развития региона.

Динамичное развитие отдельного субъекта федерации в интересах его населения в условиях открытой экономики невозможно без определения системы приоритетов и обеспечения согласованности дейст­вий всех органов управления, населения, предприятий, коммерческих и общественных организаций, действующих на его территории. Эти задачи и решаются в процессе разработки, обсуждения и реализации Стратегического плана социально-экономического развития.

Стратегический план фиксирует четкие цели и перспективы раз­вития области в долгосрочной перспективе. Он необходим для обес­печения высокой конкурентоспособности региона в борьбе за инве­стиции, высококвалифицированную рабочую силу и передовые по­зиции в международном сотрудничестве. Стратегический план, соз­данный в партнерстве со всеми представителями региональной эли­ты, обеспечивает концентрацию усилий и ресурсов всего региональ­ного сообщества на самых важных для области направлениях.

В целях осуществления перехода к стратегическому управлению развитием Нижегородской области, обеспечения лидирующих в России позиций области по росту качества жизни и в соответствии с Законом Нижегородской области от 22 июля 2003 года № 66-З «О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Нижегородской области»[1] Правительство Нижегородской области утвердило Стратегический план социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2015 года и рекомендовало органам местного самоуправления Нижегородской области разработать и утвердить стратегические планы социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Нижегородской области[2].

Практическая значимость данного исследования определяется тем, что в период перехода от административной экономики к рыночной, изменения политической системы и демократизации общества требуют разработки стратегии развития региона - важнейшей единицы административно-территориального деления России. Стратегический план социально-экономического развития региона должен представлять со­бой документ, определяющий общие цели, задачи, стратегии разви­тия региона, механизмы их реализации, вытекающие из   анализа   ресурсных   возможностей,   существующей   социально-экономической ситуации и возможных сценариев развития внешних по отношению к  региону условий.

Цель данной работы - исследование стратегического  планирования развития Нижегородской области.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи.

1.     Рассмотреть методологические основы стратегического планирования развития региона.

2.     Провести анализ и диагностику территории Нижегородской области.

3.   Показать систему стратегического планирования развития Нижегородской области.

4.    На основе анализа социально-экономической сферы региона дать предложения по развитию стратегического планирования Нижегородской области.


Заключение

Конкурентоспособность продукции, выпускаемой предприятиями области, может быть обеспечена в конечном итоге за счет низких издержек и на основе использования уникальных отечественных научно-технических достижений. Природно-климатические условия и требования высокого качества жизни делают практически невозможными другие варианты. Поэтому существо экономических преобразований должно состоять в том, чтобы, не ломая сложившейся специализации экономики области, выделить в качестве приоритетных производства, во-первых, базирующиеся на местных ресурсах, во-вторых, способные удовлетворять потребности населения области, в-третьих, основанные на передовых отечественных достижениях науки и техники, в первую очередь, полученных в области. В настоящее время экономическая политика области имеет преимущественно антидепрессивную направленность, в дальнейшем же должен произойти перенос центра тяжести на ее структурно-инновационную перестройку.

         Основные направления развития  налогового и неналогового финансового потенциала Нижегородской области могут быть следующие:

-         мониторинг финан­совых и экономических показателей крупных и средних предприятий области с целью определения причин изменения налогооблагаемой базы и, при необходимости, принятия мер, препятствующих ее сни­жению, включая и внесение законодательных инициатив в части оптимизации налоговой системы;

-         стимулирование предприятий по развитию налоговой базы. Несмотря на то, что полномочия субъектов в сфере регулирова­ния налогового и бюджетного законодательства весьма ограничены, оставшиеся из них должны быть максимально и эффективно задей­ствованы. Прежде всего, это касается полномочий в области предос­тавления налоговых льгот. Механизм льготирования должен быть не только прозрачным и гибким, но и обеспечивать паритетные интере­сы хозяйствующих субъектов и бюджета;

-         интенсивное интегрирование малого бизнеса и экономику ре­гиона. Решение данной задачи невозможно без дальнейшего развития благоприятных экономических предпосылок, стимулирующих моти­вацию субъектов легализовать и расширять свой бизнес. К таким предпосылкам прежде всего относятся:

ú      компенсация за счет бюджетных средств процентных ставок банковских кредитов для малых предприятий;

ú      передача предпринимательским структурам в лизинг  производственного оборудования;

ú      развитие   инфраструктуры  поддержки  малого  предпринимательства;

ú      информационная обеспеченность субъектов малого бизнеса.

-         Расширение ипотечного кредитования. Жилищное строительство – один из наиболее динамично развивающихся сегментов экономики, что обусловлено растущей потребностью населения в улучшении жилищных условий. Способствовать его развитию – означает расширять и укреплять инфраструктуру региона, развивать сферу обслуживания и создавать в этой связи новые рабочие места.

Для решения выявленных в процессе анализа ключевых демографических проблем необходима реализация следующих стратегических направлений:

-         Разработка и реализация единой региональной концепции воспитания,   образования    и   социализации    молодого   поколения, включая законодательное и финансовое обеспечение и строгий кон­троль за исполнением со стороны органов управления.

-         Разработка региональной программы психологической и профессиональной адаптации граждан, включая сельское население.

-         Поддержка молодых семей, включая содействие в трудоуст­ройстве, организации бизнеса, создание условий для решения жи­лищных проблем (на основе долгосрочного кредитования, развития ипотеки и др. - по опыту других регионов), В организационном плане реализация данной стратегии может быть возложена на Регио­нальный центр молодой семьи с подразделениями (филиалами) в муниципальных образованиях.

-         Укрепление института семьи. Оказание психологопедагогической поддержки семьям, уделяя особое влияние многодетным семьям.

-         Формирование комфортной среды жизнедеятельности пожи­лых граждан и ветеранов на основе развития региональной системы реабилитации инвалидов, организации в лечебно-профилактических учреждениях отделений для пожилых и престарелых граждан.

Важность и необходимость реализации перечисленных стратегиче­ских направлений обусловлена тем, что при развитии сложившихся деструктивных тенденций в демографической сфере психофизические защитные механизмы всего населения области могут быть превышены уже в ближайшие годы, но в первую очередь это касается молодого населения.

Обеспечение доступности, повышение качества и эффективности относятся к наиболее актуальным стратегическим направлениям разви­тия системы образования Нижегородской области. Можно предложить следующие действия по их реализации:

-         совершенствование регионального образовательного комплекса в   направлении  обеспечения  преемственности   всех   уровней  образова­ния, соответствия   профессиональных   образовательных   программ   по­требностям  региона  в  квалифицированных  кадрах,   развития  системы непрерывного образования с разработкой и внедрением региональных нормативов   бюджетного   финансирования   государственных   учебных заведений;

-         обеспечение оптимального соотношения на территории области государственных и коммерческих образовательных учреждений;

-         развитие многоканальной системы финансирования учреждений здравоохранения, образования и науки, культуры;

-         усиление направленности научного и вузовского потенциалов на взаимодействие с реальным сектором экономики;

-         повышение приоритетности подготовки специалистов для сферы высоких технологий, сферы услуг.

 

Подводя итог изложенному, следует подчеркнуть, что динамика демографических процессов находится в русле общегосударственных тенденций; для принципиального изменения ситуации необходима концепция демографического развития Российской Федерации на длительную перспективу, которая должна служить ориентиром для региональных органов управления при разработке и реализации про­грамм, касающихся оказания поддержки семье, здоровья, продолжи­тельности жизни и других аспектов демографического развития. Но с другой стороны, сама региональная политика должна быть ориенти­рована на улучшение общей демографической ситуации в области, в том числе на решение конкретных проблем в муниципальных обра­зованиях.

Для сохранения положительной динамики роста реальных доходов и повышения уровня жизни населения области необходимо: обеспечить стабильное повышение заработной платы на основе совершенствования договорных отношений в сфере оплаты труда, повышения   доходов   работников   бюджетных   учреждений,   сокращения различий в реальной оплате труда работников равнозначной квалифи­кации.

В  сфере образования необходимо достижение доступности, повышение качества и эффективности, в частности, совершенствование регионального образовательного комплекса в направлении обеспечения преемственности всех уровней образования.

Для смягчения остроты проблем здравоохранения в Нижегород­ской области необходимо провести реформирование системы по сле­дующим направлениям: реструктуризация системы оказания  медицинской  помощи, пе­ремещение части объемов медицинской помощи со стационарного на амбулаторный этап, обеспечение первоочередного развития первичной медико-санитарной помощи; осуществление перехода от принципа содержания медицинских учреждений к принципу оплаты конкретных объемов медицинской по­мощи; обеспечение перехода к новым методам оплаты труда медицин­ских работников.

Список источников и литературы

I. Нормативно-правовые акты

 

1.     Конституция РФ. – М., 1993.

2.     Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 19.06.2004 № 53-ФЗ (с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 30.12.2004 № 211-ФЗ). – М., 2005.

3.     Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 26.04.2005г.

4.     ЗНО от 22 июля 2003 года № 66-З «О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Нижегородской области» // Нижегородские новости № 136 от 25.07.2003г.

5.     ЗНО от 6.01.2005 № 86-З «Об исполнении областного бюджета за 2004г.» // Нижегородские новости № 131 от 20.07.2005.

6.     Постановление Правительства Нижегородской области от 5.03.2005 № 61 «О стратегическом плане социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2015 года». // Нижегородские новости № 74, 77, апрель 2005.

7.     Постановление Правительства Нижегородской области от 19.11.2003 № 87 «Об утверждении программы «Реализация основных направлений промышленной политики в г. Нижнем Новгороде на 2004-2006 гг.» // Нижегородский рабочий № 52 от 19.03.2004.

8.     Постановление Правительства Нижегородской области от 8.08.2003 № 238 «Об утверждении областной целевой  программы «Инновации и высокие технологии в промышленности Нижегородской области на период 2003-2005 гг.» // Нижегородские новости. № 155 от 27.08.03 г.

9.     Постановление Правительства Нижегородской области от 23.12.2004 № 292 «Об основных направлениях развития налогового и неналогового потенциала в Нижегородской области на 2005-2007 гг.» // Нижегородские новости. № 119 от 2.07.2005, № 121 от 6.07.2005.

10.Доклад Грефа 25 октября 2004 г. // Коммерсант. 26.10.04 г. № 200.

 

II. Литература

1.     Айвазян С.А., Герасимова И.А. Социальная структура и социальное расслоение населения Российской Федерации. – М.: ЦЭМИ РАН, 2002.

2.     Бабанов Н.Ю.  Развитие в Нижегородской области единой образовательной  информационной среды. // Педагогическое обозрение. 2003. № 1.

3.     Большаков Н.М., Кузьбожев Э.Н. Основы социально-экономического прогнозирования. – Сыктывкар: СЛИ, 1999.

4.     Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарика, 2000.

5.     Власова Н. Стратегическое планирование городского развития: теория и практика. // Управленческое консультирование. 1999. № 3.

6.     Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. – М.: ГУ ВШЭ, 2006.

7.     Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М.: ГУ ВШЭ, 2001.

8.     Гранберг А.Г. Проблемы стратегии территориального развития России. – М.: СОПС, 2001

9.     Егоршин А.П., Зайцев А.К. Качество жизни населения региона. – Н. Новгород: НИМБ, 2002.

10.Материалы научно-практической конференции «Проблемы и пути повышения эффективности управления социально-экономическим развитием территорий». (22 декабря 2004 г.) – Н. Новгород, 2005.

11.Местное экономическое развитие. – М.: Совет по городскому экономическому развитию, 1998.

12.Методологические аспекты и опыт стратегического планирования территориального развития в регионах России и развитых странах Запада: методическое пособие. // Под ред. А.И. Гаврилова. – Н. Новгород, Изд-во  ВВАГС, 2005.

13.Основы местного самоуправления и организации муниципального хозяйства. // Под ред. А.И. Гаврилова. – Н. Новгород, Изд-во ВВАГС, 2004.

14.Программа развития образования Нижегородской области на 2002-2005гг. // Педагогическое обозрение. 2002. № 1.

15.Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. // Под ред. Д.С. Львова. – М., 1999.

16.Региональная экономика и управление // Под ред. А.И. Гаврилова. – Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2005.

17.Смирнов С.А. Стратегическое планирование. – М.: МЭСИ, 1999.

18.Стратегическое планирование и управление. // Под ред. А.Н. Петрова. – СПб.: СПбУЭФ, 2000.

19.Стратегическое управление: регион, город, предприятие. // Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. – М.: Экономика, 2005.

20.Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. // Под ред. Д.С. Львова. – М.: Экономика, 2002.

21.Экономическая статистика. // Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: Статистика, 2002.

22.Юданов Ю. Иностранные инвестиции в России: Региональный аспект. – М.: Мировая экономика и международные отношения, 2000.

23.Нижегородский потенциал. Статистический сборник. – Н. Новгород, 2005.

24. Экономика и инвестиции / Правовое обеспечение стратегического       планирования, 2006.



[1] ЗНО от 22 июля 2003 года № 66-З «О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Нижегородской области» // Нижегородские новости № 136 от 25.07.2003г.

[2] Постановление Правительства Нижегородской области от 5.03.2005 № 61 «О стратегическом плане социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2015 года». // Нижегородские новости № 74, 77, апрель 2005.



Hosted by uCoz