Российская академия
государственной службы при Президенте РФ
ВОЛГО - ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
Заочный факультет
ускоренного обучения
Кафедра
региональной экономики и управления
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАЗВИТИЯ
(на примере
Нижегородской области)
Специальность:
Государственное и
муниципальное
управление
Выполнил:
студент
гр. 330
Киршанов
Алексей Александрович
Научный
руководитель:
доцент
Васильев
Алексей Алексеевич
Нижний
Новгород
АННОТАЦИЯ
Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка
литературы и приложений.
Во ведении обосновывается актуальность дипломного проекта, определяется
цель исследования, формулируются задачи, определяются методы исследования.
В Главе 1 рассматриваются основные понятия, экономическая сущность и
особенности территориального стратегического планирования, правовое
обеспечение, преимущества и основные проблемы управления региональным развитием
области.
В Главе 2 проводится анализ и диагностика экономической, финансовой и
социальной сфер Нижегородской области, как основа стратегического планирования,
в том числе показана динамика развития промышленности, бюджетно-налоговой
политики, образования, здравоохранения.
В Главе 3 рассматриваются основные этапы стратегического планирования и
методы исследования на примере Нижегородской области. Проанализированы
стратегические факторы, влияющие на социально-экономическое положение
региона, путем PEST и SWOT-анализа. Определены основные
приоритетные направления и стратегии
развития Нижегородской области.
В заключении содержатся основные выводы, полученные в ходе
соответствующего исследования проблем, и даны некоторые предложения по
проведению стратегического планирования развития Нижегородской области.
Список литературы содержит разнообразные источники: нормативно-правовые
материалы федерального, регионального и местного органов управления по вопросам
социального и экономического развития территории, нормативно-правовые,
методические и аналитические документы по разработке и реализации
стратегического планирования развития Нижегородской области.
В ходе исследования были использованы отчетные данные
социально-экономического развития Нижегородской области, а также данные органов
государственной статистики, материалы научно-практических конференций,
семинаров, публикаций периодической печати.
В приложении приведены материалы, связанные с социально-экономическим
прогнозированием и стратегическим планированием развития региона.
Содержание
Введение………………………………………………………………. Глава 1. Методологические основы
стратегического планирования развития региона…………………………………… 1.1.
Экономическая сущность территориального стратегического планирования …………………………………………………………. 1.2.Особенности
и стадии стратегического планирования развития
региона………………………………………………………………..… 1.3.
Правовое обеспечение стратегического планирования………… Глава 2. Анализ и диагностика развития региона ………………………………….. 2.1. Анализ и диагностика экономической сферы ………………… 2.2. Анализ
и диагностика финансовой сферы……………………… 2.3. Анализ и диагностика социальной сферы………………………. Глава 3. Планирование социально-экономического развития
региона………………………………………………………. 3.1. Методика стратегического планирования развития территории 3.2. SWOT и 3.3. Приоритетные
направления и стратегии социально-экономического развития региона…………………………………….. Заключение……………………………………………………………... Список
литературы…………………………………………………… Приложения…………………………………………………………….. |
5 8 8 14 29 37 37 46 49 61 61 66 75 90 94 97 |
Введение
В странах с развитой рыночной экономикой стратегическое управление выступает важнейшим инструментом государственного регулирования хозяйства.
Именно с его помощью обеспечивается согласованная целенаправленность
функционирования всех звеньев хозяйственной системы общества.
В условиях идущих в современном российском обществе рыночных реформ и
появления острых социальных проблем особое значение приобретает построение
эффективного и гибкого механизма управления социально-экономическим развитием
территорий. Такое развитие требует комплексного применения научно обоснованных
методик организации, управления и анализа социально-экономического состоянии
субъектов хозяйствования, а также учета региональной специфики хозяйствования.
Актуальность данной темы определяется тем, что в настоящее время
экономика практически всех регионов переходит на новый этап — этап развития,
связанный с ростом экономики и уровня жизни населения. Эта новая реальность
требует от органов власти перехода от ситуационного подхода в управлении к стратегическому,
формирования условий инвестиционной привлекательности и увеличения
конкурентоспособности региона.
Рыночные реформы, проводимые с
начала девяностых годов ХХ в. в России, их достаточно противоречивые социальные
последствия отчетливо показали необходимость дополнения рыночных механизмов
саморегулирования экономики механизмами её государственного регулирования. Как
свидетельствует мировой опыт, одним из важных механизмов государственного и
общественного влияния на социально-экономические процессы, дополняющего и
направляющего в интересах населения действие рыночных механизмов, является
стратегическое планирование социально-экономического развития страны и
отдельных её регионов. В этой обстановке от территориальных органов управления требуется
системная, обоснованная и гибкая, с учетом возникающих изменений, программа
концентрации ресурсов на наиболее перспективных направлениях
социально-экономического развития региона в целом, а также реализация системы
мер по интенсификации социально-экономического развития региона.
Динамичное развитие отдельного субъекта федерации в интересах его
населения в условиях открытой экономики невозможно без определения системы
приоритетов и обеспечения согласованности действий всех органов управления, населения,
предприятий, коммерческих и общественных организаций, действующих на его
территории. Эти задачи и решаются в процессе разработки, обсуждения и
реализации Стратегического плана социально-экономического развития.
Стратегический план фиксирует четкие цели и перспективы развития области
в долгосрочной перспективе. Он необходим для обеспечения высокой
конкурентоспособности региона в борьбе за инвестиции, высококвалифицированную
рабочую силу и передовые позиции в международном сотрудничестве. Стратегический
план, созданный в партнерстве со всеми представителями региональной элиты,
обеспечивает концентрацию усилий и ресурсов всего регионального сообщества на
самых важных для области направлениях.
В целях осуществления перехода к стратегическому управлению развитием
Нижегородской области, обеспечения лидирующих в России позиций области по росту
качества жизни и в соответствии с Законом Нижегородской области от 22 июля 2003
года № 66-З «О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического
развития Нижегородской области»
Практическая значимость данного исследования определяется тем, что в
период перехода от административной экономики к рыночной, изменения
политической системы и демократизации общества требуют разработки стратегии
развития региона - важнейшей единицы административно-территориального деления
России. Стратегический план социально-экономического развития региона должен
представлять собой документ, определяющий общие цели, задачи, стратегии развития
региона, механизмы их реализации, вытекающие из анализа
ресурсных возможностей, существующей социально-экономической ситуации и возможных
сценариев развития внешних по отношению к региону условий.
Цель данной работы - исследование стратегического планирования развития Нижегородской области.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи.
1. Рассмотреть методологические основы
стратегического планирования развития региона.
2. Провести анализ
и диагностику территории Нижегородской области.
3.
Показать систему стратегического планирования развития
Нижегородской области.
4.
На основе анализа
социально-экономической сферы региона дать предложения по развитию
стратегического планирования Нижегородской области.
Заключение
Конкурентоспособность продукции, выпускаемой предприятиями области, может
быть обеспечена в конечном итоге за счет низких издержек и на основе
использования уникальных отечественных научно-технических достижений.
Природно-климатические условия и требования высокого качества жизни делают
практически невозможными другие варианты. Поэтому существо экономических
преобразований должно состоять в том, чтобы, не ломая сложившейся специализации
экономики области, выделить в качестве приоритетных производства, во-первых,
базирующиеся на местных ресурсах, во-вторых, способные удовлетворять
потребности населения области, в-третьих, основанные на передовых отечественных
достижениях науки и техники, в первую очередь, полученных в области. В
настоящее время экономическая политика области имеет преимущественно
антидепрессивную направленность, в дальнейшем же должен произойти перенос
центра тяжести на ее структурно-инновационную перестройку.
Основные направления развития налогового и неналогового финансового
потенциала Нижегородской области могут быть следующие:
-
мониторинг
финансовых и экономических показателей крупных и средних предприятий области с
целью определения причин изменения налогооблагаемой базы и, при необходимости,
принятия мер, препятствующих ее снижению, включая и внесение законодательных
инициатив в части оптимизации налоговой системы;
-
стимулирование
предприятий по развитию налоговой базы. Несмотря на то, что полномочия
субъектов в сфере регулирования налогового и бюджетного законодательства
весьма ограничены, оставшиеся из них должны быть максимально и эффективно задействованы.
Прежде всего, это касается полномочий в области предоставления налоговых
льгот. Механизм льготирования должен быть не только прозрачным и гибким, но и
обеспечивать паритетные интересы хозяйствующих субъектов и бюджета;
-
интенсивное
интегрирование малого бизнеса и экономику региона. Решение данной задачи
невозможно без дальнейшего развития благоприятных экономических предпосылок,
стимулирующих мотивацию субъектов легализовать и расширять свой бизнес. К
таким предпосылкам прежде всего относятся:
ú компенсация за счет бюджетных средств
процентных ставок банковских кредитов для малых предприятий;
ú передача предпринимательским
структурам в лизинг производственного
оборудования;
ú развитие инфраструктуры поддержки
малого предпринимательства;
ú информационная обеспеченность
субъектов малого бизнеса.
-
Расширение
ипотечного кредитования. Жилищное строительство – один из наиболее динамично
развивающихся сегментов экономики, что обусловлено растущей потребностью
населения в улучшении жилищных условий. Способствовать его развитию – означает
расширять и укреплять инфраструктуру региона, развивать сферу обслуживания и
создавать в этой связи новые рабочие места.
Для решения выявленных в процессе анализа ключевых демографических
проблем необходима реализация следующих стратегических направлений:
-
Разработка
и реализация единой региональной концепции воспитания, образования и
социализации молодого поколения, включая законодательное и
финансовое обеспечение и строгий контроль за исполнением со стороны органов
управления.
-
Разработка
региональной программы психологической и профессиональной адаптации граждан,
включая сельское население.
-
Поддержка
молодых семей, включая содействие в трудоустройстве, организации бизнеса,
создание условий для решения жилищных проблем (на основе долгосрочного
кредитования, развития ипотеки и др. - по опыту других регионов), В
организационном плане реализация данной стратегии может быть возложена на Региональный
центр молодой семьи с подразделениями (филиалами) в муниципальных образованиях.
-
Укрепление
института семьи. Оказание психологопедагогической поддержки семьям, уделяя
особое влияние многодетным семьям.
-
Формирование
комфортной среды жизнедеятельности пожилых граждан и ветеранов на основе
развития региональной системы реабилитации инвалидов, организации в
лечебно-профилактических учреждениях отделений для пожилых и престарелых
граждан.
Важность и необходимость реализации перечисленных стратегических
направлений обусловлена тем, что при развитии сложившихся деструктивных
тенденций в демографической сфере психофизические защитные механизмы всего населения
области могут быть превышены уже в ближайшие годы, но в первую очередь это
касается молодого населения.
Обеспечение доступности, повышение качества и эффективности относятся к
наиболее актуальным стратегическим направлениям развития системы образования
Нижегородской области. Можно предложить следующие действия по их реализации:
-
совершенствование
регионального образовательного комплекса в
направлении обеспечения преемственности всех
уровней образования,
соответствия профессиональных образовательных программ
потребностям региона в
квалифицированных кадрах, развития
системы непрерывного образования с разработкой и внедрением региональных
нормативов бюджетного финансирования государственных учебных заведений;
-
обеспечение
оптимального соотношения на территории области государственных и коммерческих
образовательных учреждений;
-
развитие
многоканальной системы финансирования учреждений здравоохранения, образования и
науки, культуры;
-
усиление
направленности научного и вузовского потенциалов на взаимодействие с реальным
сектором экономики;
-
повышение
приоритетности подготовки специалистов для сферы высоких технологий, сферы
услуг.
Подводя итог изложенному, следует подчеркнуть, что динамика
демографических процессов находится в русле общегосударственных тенденций; для
принципиального изменения ситуации необходима концепция демографического
развития Российской Федерации на длительную перспективу, которая должна служить
ориентиром для региональных органов управления при разработке и реализации программ,
касающихся оказания поддержки семье, здоровья, продолжительности жизни и
других аспектов демографического развития. Но с другой стороны, сама
региональная политика должна быть ориентирована на улучшение общей
демографической ситуации в области, в том числе на решение конкретных проблем в
муниципальных образованиях.
Для сохранения положительной динамики роста реальных доходов и повышения
уровня жизни населения области необходимо: обеспечить стабильное повышение
заработной платы на основе совершенствования договорных отношений в сфере
оплаты труда, повышения доходов работников
бюджетных учреждений, сокращения различий в реальной оплате труда
работников равнозначной квалификации.
В сфере образования необходимо
достижение доступности, повышение качества и эффективности, в частности,
совершенствование регионального образовательного комплекса в направлении
обеспечения преемственности всех уровней образования.
Для смягчения остроты проблем здравоохранения в Нижегородской области
необходимо провести реформирование системы по следующим направлениям: реструктуризация
системы оказания медицинской помощи, перемещение части объемов
медицинской помощи со стационарного на амбулаторный этап, обеспечение
первоочередного развития первичной медико-санитарной помощи; осуществление
перехода от принципа содержания медицинских учреждений к принципу оплаты
конкретных объемов медицинской помощи; обеспечение перехода к новым методам
оплаты труда медицинских работников.
Список источников и литературы
1. Конституция РФ. – М., 1993.
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» от 19.06.2004 № 53-ФЗ (с изменениями, внесёнными
Федеральным законом от 30.12.2004 № 211-ФЗ). – М., 2005.
3. Послание Президента РФ В.В. Путина
Федеральному Собранию от 26.04.2005г.
4.
ЗНО
от 22 июля 2003 года № 66-З «О прогнозировании, стратегическом и программном
планировании социально-экономического развития Нижегородской области» //
Нижегородские новости № 136 от 25.07.2003г.
5. ЗНО от 6.01.2005 № 86-З «Об исполнении
областного бюджета за 2004г.» // Нижегородские новости № 131 от 20.07.2005.
6.
Постановление
Правительства Нижегородской области от 5.03.2005 № 61 «О стратегическом плане
социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2015
года». // Нижегородские новости № 74, 77, апрель 2005.
7. Постановление Правительства Нижегородской
области от 19.11.2003 № 87 «Об утверждении программы «Реализация основных
направлений промышленной политики в г. Нижнем Новгороде на 2004-2006 гг.» //
Нижегородский рабочий № 52 от 19.03.2004.
8. Постановление Правительства Нижегородской
области от 8.08.2003 № 238 «Об утверждении областной целевой программы «Инновации и высокие технологии в
промышленности Нижегородской области на период 2003-2005 гг.» // Нижегородские
новости. № 155 от 27.08.03 г.
9. Постановление Правительства Нижегородской
области от 23.12.2004 № 292 «Об основных направлениях развития налогового и
неналогового потенциала в Нижегородской области на 2005-2007 гг.» //
Нижегородские новости. № 119 от 2.07.2005, № 121 от 6.07.2005.
10.Доклад Грефа 25 октября
II. Литература
1. Айвазян С.А., Герасимова И.А.
Социальная структура и социальное расслоение населения Российской Федерации. –
М.: ЦЭМИ РАН, 2002.
2. Бабанов Н.Ю. Развитие в Нижегородской области единой
образовательной информационной среды. //
Педагогическое обозрение. 2003. № 1.
3. Большаков Н.М., Кузьбожев Э.Н. Основы
социально-экономического прогнозирования. – Сыктывкар: СЛИ, 1999.
4. Виханский О.С. Стратегическое
управление. – М.: Гардарика, 2000.
5. Власова Н. Стратегическое
планирование городского развития: теория и практика. // Управленческое
консультирование. 1999. № 3.
6. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П.
Стратегическое управление. – М.: ГУ ВШЭ, 2006.
7. Гранберг А.Г. Основы региональной
экономики. – М.: ГУ ВШЭ, 2001.
8. Гранберг А.Г. Проблемы стратегии
территориального развития России. – М.: СОПС, 2001
9. Егоршин А.П., Зайцев А.К. Качество
жизни населения региона. – Н. Новгород: НИМБ, 2002.
10.Материалы научно-практической
конференции «Проблемы и пути повышения эффективности управления
социально-экономическим развитием территорий». (22 декабря
11.Местное экономическое развитие. – М.:
Совет по городскому экономическому развитию, 1998.
12.Методологические аспекты и опыт
стратегического планирования территориального развития в регионах России и
развитых странах Запада: методическое пособие. // Под ред. А.И. Гаврилова. – Н.
Новгород, Изд-во ВВАГС, 2005.
13.Основы местного самоуправления и
организации муниципального хозяйства. // Под ред. А.И. Гаврилова. – Н.
Новгород, Изд-во ВВАГС, 2004.
14.Программа развития образования
Нижегородской области на 2002-2005гг. // Педагогическое обозрение. 2002. № 1.
15.Путь в XXI век: стратегические проблемы и
перспективы российской экономики. // Под ред. Д.С. Львова. – М., 1999.
16.Региональная экономика и управление
// Под ред. А.И. Гаврилова. – Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2005.
17.Смирнов С.А. Стратегическое
планирование. – М.: МЭСИ, 1999.
18.Стратегическое планирование и
управление. // Под ред. А.Н. Петрова. – СПб.: СПбУЭФ, 2000.
19.Стратегическое управление: регион,
город, предприятие. // Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. –
М.: Экономика, 2005.
20.Управление социально-экономическим
развитием России: концепции, цели, механизмы. // Под ред. Д.С. Львова. – М.:
Экономика, 2002.
21.Экономическая статистика. // Под ред.
Ю.Н. Иванова. – М.: Статистика, 2002.
22.Юданов Ю. Иностранные инвестиции в
России: Региональный аспект. – М.: Мировая экономика и международные отношения,
2000.
23.Нижегородский потенциал.
Статистический сборник. – Н. Новгород, 2005.
24. Экономика и инвестиции / Правовое
обеспечение стратегического
планирования, 2006.