Российская
академия государственной службы при Президенте Российской Федерации
Волго-Вятская академия
государственной службы
Заочный факультет ускоренного обучения
Кафедра региональной экономики и управления
Дипломный
проект
"Развитие малого бизнеса
в муниципальном образовании
(на примере города Нижнего Новгорода)"
Специальность: государственное и
муниципальное
управление
Выполнил:
студент группы 337
Лебедева
Татьяна
Викторовна
Научный руководитель: доцент
Васильев
Алексей Алексеевич
Нижний Новгород
Аннотация
Дипломный проект на тему «Развитие малого
бизнеса в Нижнем Новгороде» посвящен исследованию развития малого бизнеса в
Нижнем Новгороде.
Во введении обоснована актуальность
выбранной темы, определена цель и поставлены задачи дипломной работы.
Первая глава данной дипломной работы
посвящена значению малого бизнеса в российской экономике. В ней излагаются
теоретические аспекты и нормативно–правовое регулирование малого бизнеса,
основные внешние факторы и проблемы малого бизнеса. Рассматривается развитие
малого бизнеса в России.
Во второй главе работы проводится
анализ развития субъектов малого бизнеса в Ленинском районе Нижегородской
области. Рассматриваются тенденции развития малого бизнеса, а также меры
стимулирования развития малого и среднего бизнеса.
В третьей главе изложены программы
развития малого бизнеса
В заключение охарактеризованы
основные перспективы Нижегородской области в сфере малого бизнеса.
Для написания данной работы
использовано 40 литературных источников, в том числе Федеральные законы,
Комплекс мер поддержки малого предпринимательства в городе Нижнем Новгороде на
2003-2006 годы, а также стратегия развития Нижегородской области до 2020 года.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава 1. Значение малого бизнеса для
российской экономики 7
1.1. Понятие
и развитие малого бизнеса в России 7
1.2. Основные внешние факторы и
проблемы
малого бизнеса в России
14
1.3.
Нормативно–правовое регулирование малого бизнеса 22
Глава 2. Анализ развития субъектов
малого бизнеса
в Ленинском районе Нижегородской
области 33
2.1. Развитие малого бизнеса в
Нижегородской области 33
2.2. Состояние малого бизнеса в Ленинском районе 45
2.3. Меры стимулирования развития малого и среднего бизнеса 54
Глава 3. Возможности роста для
предприятий малого бизнеса 66
3.1.
Федеральные программы
государственной
поддержки малого бизнеса 66
3.2. Программа развития малого бизнеса
в Нижегородской области на 2006 – 2010 годы 82
3.3. Муниципальная программа поддержки и развития малого бизнеса 89
Заключение 98
Список использованной литературы 101
Приложения
Введение
Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие – это не просто небольшое
по численности или объему продукции производство, но и совершенно новая
структура, особый вид предприятия, основанного на специальной форме
собственности.
На самом деле термин малое предприятие определяет лишь количественные
параметры, а формы собственности и организации
хозяйственной деятельности при этом могут быть любые. Государственные,
индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью,
акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы – все это предприятия,
и они могут быть малыми, если попадают под критерии малого предприятия.
Закон «О предприятиях в СССР» говорил о двух
признаках малого предприятия: численность работающих и объем хозяйственного
оборота, но не определял ни первого, ни второго, отсылая к законодательству
СССР. Аналогичная ситуация наблюдается и в «Законе о предприятиях и
предпринимательской деятельности» РСФСР. Постановление № 790 определило только
первый признак, оставляя определение второго республиканскому законодательству.
Пока такого законодательства нет, следует руководствоваться только
первым: в промышленности и строительстве до 200
работающих, в науке и научном обслуживании до 100, работающие в непроизводственной сфере до 25,
в розничной торговле до 15 работающих человек, причем в отдельные периоды
численность работающих может колебаться в ту или иную сторону.
Чтобы правильно руководствоваться признаком малого предприятия –
численность работающих, как признаком объема
хозяйственного оборота (когда он будет установлен), необходимо верно определить
отраслевую принадлежность предприятия.
Переход к рыночной экономике
потребует изменения всей экономической инфраструктуры страны и в первую очередь
осуществление ее демонополизации. В стране сейчас 40 тыс. предприятий, а для
создания необходимой инфраструктуры потребуется не менее 500 тыс. предприятий.
Именно за счет малых предприятий можно преобразовать социально-экономическую
структуру общества, преодолеть монополизм, создать среду для конкуренции, и
развития рыночных отношений.
Несмотря на трудности в борьбе за выживание и остроту
конкуренции между фирмами, а также между малыми и крупными предприятиями
подобная форма предпринимательства обладает определенными достоинствами: это
гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность
быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять
новые технологии и научные разработки: это дух инициативы, предприимчивость и
динамизм.
К преимуществу малых предприятий следует отнести и разрешение производить
ускоренную амортизацию активной части производственных фондов. Также к
преимуществам следует отнести и обеспечение их материально-техническим
ресурсами предприятиями и организациями, на базе структурных единиц которых они
образованы, а также создание специальных организаций, специализирующихся на
сдаче в аренду машин и оборудования малым предприятиям.
К настоящему времени во многих регионах создана
минимально необходимая инфраструктура поддержки малого бизнеса. Несмотря на
огромные трудности, по России действуют 49 агентств поддержки малого бизнеса,
предоставляющих консультационные, бухгалтерские, информационно-маркетинговые
услуги, 33 лизинговых компании, 29 бизнес-инкубаторов.
Этого, конечно, мало, учитывая необъятные просторы и степень остроты стоящих
перед малыми предпринимателями проблем. Однако начало положено, и содействовать
превращению этих ростков в саморегулирующуюся систему государственной и
общественной помощи малому бизнесу – одна из актуальнейших задач государства в
рамках федеральных программ поддержки. Но решается она на протяжении всех
последних лет из рук вон плохо.
Главными рычагами воздействия российского государства на развитие малого
бизнеса являются федеральные и региональные программы государственной поддержки
малого бизнеса.
Основная проблема малого и среднего бизнеса Нижегородской
области – низкий уровень доступа к информационным ресурсам, в том числе о
конкурсах, тендерах и прочее. Отсутствие такой информации затрудняет
возможность привлечения потенциальных инвесторов.
В связи с этим председатель НРО
«Опора России» выступил с предложением в адрес правительства Нижегородской
области создать производственно-торговый справочник. В данном издании будет
содержаться информация о предприятиях малого и среднего бизнеса, объемах и
наименовании продукции, доли сбыта на рынках.
Кроме того, в числе мер поддержки бизнеса в регионе –
возможность создания максимально комфортных условий представителям малого и
среднего бизнеса для сбыта в крупных супермаркетах Нижнего Новгорода и
Нижегородской области 70% товаров регионального производства. К проекту
планируется привлечь ВЗАО «Нижегородская ярмарка»,
сеть крупных универмагов области, городские и районные администрации.
Также существует необходимость протекционистской политики в
продвижении продукции малого и среднего бизнеса Нижегородской области в других
регионах. Несмотря на то, что Нижегородская область продает до 90% продукции в
другие регионы, особую сложность для предпринимателей региона представляет возможность укрепиться на рынках Татарстана и
Башкирии.
Целью дипломной работы является оценка состояния малого бизнеса в
Нижегородской области и Ленинском районе Нижнего Новгорода.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
·
изучение сущности и нормативно-правового регулирования
малого бизнеса;
·
анализ развития субъектов малого бизнеса в
Нижегородской области;
·
анализ возможностей роста для предприятий малого
бизнеса.
Заключение
Малый бизнес является тем сектором
экономики, который наиболее быстро и оперативно реагирует на все изменения на
рынке: изменение спроса, налоговой системы, изменение конкуренции. Уровень
развития малого бизнеса в регионе является индикатором благоприятного климата
для развития бизнеса, привлечения инвестиций, расширения сфер деятельности.
Основными показателями, принятыми для
оценки уровня развития малого бизнеса в регионе, являются:
– Число малых предприятий,
приходящихся на 1000 жителей региона,
– Производство продукции и услуг
малыми предприятиями в расчёте на душу населения региона;
– Инвестиции на одного занятого в малом
бизнесе.
– Доля налоговых поступлений от
малого бизнеса.
Сегодня в Нижегородской области действуют 13 центров развития
предпринимательства, 9 фондов поддержки предпринимательства, 40 общественных
организаций малого и среднего бизнеса.
По прогнозам аналитиков, к 2010 году в регионе количество занятых в сфере
малого бизнеса вырастет на 19 процентов, а налоговые выплаты частных
предприятий в консолидированный бюджет достигнут 6 миллиардов рублей.
Со сменой губернатора малый бизнес получил мощное
лобби в областном правительстве. Теперь интересы предпринимателей будет
представлять министерство поддержки и развития малого бизнеса, потребительского
рынка и услуг, второе по счету в России (после Москвы).
В настоящее время главной задачей является обеспечение
эффективного развития малого бизнеса. Министерство развития
предпринимательства, которое сейчас создано, немного опоздало со своим
рождением. Согласно данным статистики, в крупной промышленности нижегородской
области занято 400 тысяч человек, а в предпринимательстве – 470 тысяч. К тому
же происходит естественное сокращение крупных предприятий, на которое вскоре
повлияет вступление России в ВТО. Таким образом, планируется, что к 2010 году в
малом бизнесе в нижегородской области будет занято 650 тысяч человек.
Приоритетная задача – удвоение доходной части бюджета
от поступлений малого бизнеса в течение трех лет. Удвоение должно произойти за
счет эффективного взаимодействия администрации с предпринимателями, помощи в
развитии их проектов, создании новых рабочих мест, новых налоговых отчислений.
Сегодня власти принципиально заинтересованы в развитии любого бизнеса, даже
самого малого.
Сейчас возрождается губернаторский совет, который был
создан три года назад и в который войдут все представители предпринимательского
сообщества, для того чтобы рассматривать любые жалобы предпринимателей. На
сайте правительства будет ссылка нашего министерства, куда можно обращаться с
жалобами, и будет вестись еженедельный прием граждан.
В данный момент сложилась очень странная ситуация. С
одной стороны, власти заинтересованы в развитии малого бизнеса – в налогах,
которые отдаются местным муниципалитетам, в новых рабочих местах, в самозанятости. Но если три года назад бизнесмены жаловались
на контролирующие органы, то в настоящее время жалобы по поводу выделения
земельных участков, разрешений под строительство, на продление договоров
аренды. Получается, та самая структура, которая вроде бы максимально
заинтересована в развитии малого бизнеса, является основным тормозом его
развития!
В последнее время более динамично начинают развиваться
предприятия производственной сферы, активно развивается строительный сектор.
Впервые в 2005 году начался рост в сфере услуг и
общественного питания. К 2010 году по среднесрочному плану развития Нижегородской
области сектор производства будет занимать 30 процентов от всей структуры
малого бизнеса (сейчас 14%).
Основная перспектива для экономики Нижегородской
области – малый бизнес, который в производстве взаимодействует со средними и крупными
предприятиями.
Постановлением
Правительства Нижегородской области от 17.04.2006 № 127 утверждена
Предпринимательская
активность населения и готовность к риску являются важными условиями появления
и развития высокотехнологичных предприятий инновационного пояса, а также таких
секторов, как туризм, легкая промышленность, строительство, сельское хозяйство,
торговля и другие услуги для населения.
Развитие малого бизнеса
позволит обеспечить трудоустройство высвобождающихся работников модернизируемых
предприятий и условия для занятости населения в районах, с ограниченными
возможностями для привлечения инвестиций.
Для развития малого
бизнеса необходимо:
– устранение
административных барьеров;
– развитие механизмов
финансирования предприятий на ранней стадии развития;
– консультационная
поддержка и обучение предпринимателей;
– активное вовлечение
населения в предпринимательскую деятельность, включая формирование
благоприятного имиджа предпринимателя.
Список использованной литературы
1.
Авилова А.В., Бухвальд
Е.M., Обыденнова Т.Б., Чепуренко
A.Ю. Малый бизнес после августа
2.
Анализ
влияния федеральных программ поддержки малого предпринимательства на развитие
сектора малого бизнеса в России. – М., 2005.
3.
Анализ влияния федеральных программ поддержки
малого предпринимательства на развитие сектора малого бизнеса в России.
Разработка концептуальных подходов государственной поддержки малого
предпринимательства до
4.
Афанасьева
Т. П., Буев В. В., Пуденко Т. И. Анализ состояния
внешней среды малого предпринимательства в России. – М., 2005.
5.
Буев В.В. Государственная политика России в
отношении малого предпринимательства (аналитический обзор). – М., 2001.
6.
Доклад о состоянии и развитии малого
предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной
поддержке в
7.
Евдокимов
П., Матрусов С., Мигин С.
Исследование проблем в сфере малого предпринимательства, возникающих при
присоединении России к всемирной торговой организации. – М., 2005.
8.
Егоров
Е. Малый бизнес – инструмент решения социальных задач // Проблемы теории и
практики управления, №4, 2003.
9.
Исследование эффективности действия норм
Федерального закона от 14 июня
10.
Классификация
субъектов Российской Федерации по уровню развития малого предпринимательства. –
М., 2005.
11. Концепция государственной политики
поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, 2004.
12.
Лабуза Д. Развитие малого бизнеса. // Нижегородский предприниматель №5, 2005.
13.
Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство: Учебник. –
М.: ИНФРА – М, 2004.
14. Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д. Актуальные проблемы присоединения России к
ВТО. – М.: Экономика, 2002.
15. Мукерджи А.
Внедрение нормативов ВТО: проблемы развивающихся стран // МЭиМО,
№6, 2003.
16.
Нешитой А. С. Концептуально–методические основы комплексной оценки
эффективности предпринимательской деятельности. // Финансовый менеджмент, №4,
2002.
17. Обыдённова Т.Б., Чепуренко А.Ю. Социально-трудовые отношения в российском
малом предпринимательстве и возможности государственной политики. – М.: РНИСиНП, 2000.
18. Основные тенденции развития
малого предпринимательства в России в 1996 - 2000 годах. РЦЭР
при Правительстве РФ. – М., 2001.
19. Положительный опыт развития
малого предпринимательства в России. Аналитический сборник. – М.: Академия
менеджмента и рынка, 2001.
20.
Проблемы
развития предпринимательства в сфере услуг: Тезисы выступлений / Под. ред. Чл. корр. АЕН РФ, д. э. н., проф. Панова А. И., к. э. н., доцента
Королева И. В. – Н. Новгород: НКИ, 1998.
21.
Рагимов
С. Н. Современные проблемы развития малого предпринимательства // Финансы, №
11, 2001.
22. Региональная
программа защиты и представления интересов малого бизнеса Коалицией бизнес-ассоциаций Нижегородской области в 2006 году. –
Нижний Новгород, 2006.
23. Российское обозрение малых и
средних предприятий. – М.: ТАСИС СМЕРУС
9803, 2004.
24.
Сахарова
Н. У Ленинского района – большое будущее. // Нижегородский предприниматель №6,
2003
25. Секторальный и региональный
анализ последствий вступления России в ВТО: оценка издержек и выгод. – М.: ЦЭФИР, 2002.
26.
Сидоров
М. А. Проблемы малого бизнеса в России. (Из материалов VI
Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес –
экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля
2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации). – М.: МЭО МГИМО (У) МИД РФ, 2005.
27.
Стратегия
развития Нижегородской области до 2020 года. – Нижний Новгород, 2006.
28. Стрельникова С. Малый
бизнес: грядут перемены. // Главбух, №7, 2004.
29. Фадеев В. Ю. Малое
предпринимательство в переходной экономике Российской Федерации: проблемы и
перспективы. – М.: Наука, 2000.
30. Чепуренко А. «Малое предпринимательство в
России» (по заказу Фонда им. Фридриха Науманна
(Московское бюро)). – М., 2002.
31.
Шестоперов
А. М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2005
году. – М., 2006.
32.
33.
http://mx.admgor.nnov.ru
34. http://businesspress.ru
35. http://www.erjc.nnov.ru
37. http://www.nt-invest.nnov.ru