РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное
учреждение
Высшего профессионального образования
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
«КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В ОРГАНАХ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Допускается к защите Зав. кафедрой управления
и маркетинга _____________________Г. А. Морозова «________»________________200____
г.
Специальность: Государственное и муниципальное управление
Выполнил: студент группы № 344
Молчанова Оксана Львовна
Научный руководитель:
доцент
Васильев Алексей Алексеевич
Нижний Новгород
2007
Аннотация
Дипломный проект состоит из введения, четырех глав,
заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность, формулируются цели,
задачи, определяются объект и предмет дипломного исследования.
В первой главе исследованы теоретические и методологические основы,
рассмотрены теоретические основы кадровой политики государства, содержания и
цели кадровой политики, а также виды кадровой политики.
Во второй главе обозначены проблемы государственной кадровой политики и
подготовки кадров, проблемы повышения квалификации кадров в условиях
реформирования государственной и муниципальной службы, раскрыта государственная
кадровая политика как процесс, а также проведен анализ опроса специалистов
социальной сферы по сотоянию кадровой работы в районе.
В третьей главе разработаны основные предложения и рекомендации по основным
механизмам управления персоналом государственной службы, а также по механизмам
реализации кадровой политики.
В четвертой главе рассмотрены концепция реформирования системы государственной службы
Российской Федерации и
Программа содействия развитию
кадрового потенциала Нижегородской области.
Список использованной литературы включает 39 наименований нормативных актов, учебных изданий
и статей.
В приложении приведены схемы классификации механизмов реализации и
механизмы реализации ГКП.
Объем дипломного проекта составляет 84 страницы, включая 2
приложения.
Оглавление
Аннотация
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1.
Государственная кадровая политика…………………….………..6
1.1. Кадровая политика государства………………….…………………......6
1.2. Содержание и цели кадровой политики……………..………………...11
1.3. Виды кадровой политики……………..………………………………...25
Глава 2. Анализ
проблем государственной кадровой политики
2.1. Проблемы государственной кадровой политики
и подготовки кадров
…………………………………………………………………………….29
2.2. Государственная кадровая
политика как процесс…...……………...…32
2.3. Проблемы повышения квалификации кадров в условиях реформирования
государственной и муниципальной
службы…………..…...36
Глава 3. Механизмы управления
персоналом и реализации кадровой политики
..............................................................................................................45
3.1. Основные механизмы управления
персоналом государственной
службы...............................................................................................................45
3.2. Механизмы реализации кадровой
политики...…………………...……55
Глава 4. Развитие государственной кадровой политики ...……………….62
4.1. Концепции
реформирования системы государственной службы Российской
Федерации…………………………………………………………….62
4.2. Программа содействия развитию
кадрового потенциала Нижегородской
области…………………………………………...…………….65
Заключение………………………………………………………………..…….75
Список
используемой литературы…………………………………..……….78
Приложения……………………………………………………...……………...81
Введение
Становление новой, демократической системы
российской государственности сложный и противоречивый процесс. Составной его
частью выступает организация государственной службы и кадровая политика. В
российской традиции, с одной стороны имеется значительный многовековой опыт развития
государственной службы, впитавший и зарубежные, прежде всего европейские
разработки, и многочисленные отечественные проекты. С другой стороны, история
уже неоднократно меняла свое русло, заставляя, прежде всего из идеологических
соображений, отбрасывать накопленный опыт и кадры.
Современная российская
государственность, беря начало в 1991 - 1992 гг., и с правовой, и с
социально-политической точки зрения несла в себе противоречивые начала: “В
одном государственном организме сосуществовали и противостояли друг другу два
несовместимых начала. Новое - президентская власть, федерализм, принцип
разделения и взаимного ограничения властей, ответственности перед обществом. И
старое - строгая иерархия системы Советов с ее монополией на все властные
функции и коллективной безответственностью за принимаемые решения”.
Однако одной правовой базы далеко не
достаточно. Важны новые кадры, новые технологии управленческой работы. В этой
области дело продвигается не столь быстро, как хочется. Сказывается груз
аппаратно-стилевых традиций прошлого. В своем последнем ежегодном послании
Федеральному Собранию Президент РФ подчеркнул: “ Совершенно новые функции
государства, обусловленные принципиально изменившейся политической и
экономической реальностью, введением правовых, а не командных методов
управления, формированием гражданского общества, осуществляются несколько
подновленной, но, в общем, старой системой исполнительной власти. В результате
новые идеи вязнут и глохнут в аппаратных недрах, острые ситуации то и дело
застают государственный аппарат врасплох”.
Последствия этого - неэффективное
управление государством и развитием социально-экономических реформ. А в
конечном итоге - возможное банкротство власти и ее последующая смена с
вероятным социально-политическим откатом назад. Естественно, что такого рода
перспективы весьма тревожат лидеров государственной власти России. Не случайно
Президент РФ объявил государственно-управленческую сферу “зоной особого
внимания”, приоритетом номер один среди всех направлений текущей политики.
Президентом РФ намечена трехлетняя
программа правовых, организационных, кадровых мер по переналадке и укреплению
государственного аппарата. Вместе с тем, предстоит завершить государственное
строительство до самых низших уровней управления. В реализации этих задач
большое значение имеет обращение к концептуальным основам построения
государственной службы к проведению кадровой политики в демократических
условиях и опыту их реализации.
Имея в виду особую значимость кадровой
политики и кадровой работы на всех уровнях государственной власти и управления,
творческий коллектив представителей Российской и Волго-Вятской академий
государственной службы и Нижегородской областной администрации поставил своей
целью разработку концепции региональной кадровой политики и основных мер по ее
реализации.
Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить
целевую ориентацию проекта.
Целью дипломного проекта является анализ проблем государственной кадровой
политики.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть основы государственной кадровой политики;
2. сделать
анализ проблем государственной кадровой политики;
3. исследовать механизмы управления персоналом и реализации кадровой
политики;
4. показать развитие
государственной кадровой политики
5. дать предложения по совершенствованию механизма реализации кадровой
политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая исследование проблем
государственной службы и кадровой политики на современном этапе, можно сделать
следующие выводы.
Во-первых, государственная служба строится
в современных условиях на принципе рациональной организации. Это институт
управления с четко очерченными функциями, ответственностью, нормами и
стандартами деятельности. Он требует четко прописанной нормативно-правовой
базы. В России создание этой базы далеко от завершения и необходимо ускорить
данный процесс. Без такой базы не представляется возможным осуществлять
долговременную и последовательную кадровую политику.
Во-вторых, госслужба - это, прежде всего,
кадры. Как подчеркнул Президент РФ, “обновление системы исполнительной власти
не дает результата без наведения порядка в государственной службе и пересмотра
принципов кадровой политики”.
Принципы кадровой политики должны быть
полностью сориентированы на высокий профессионализм и ответственность
госслужащих, а сама кадровая политика должна включать систему механизмов
мотивации и социальной защиты кадров.
В-третьих, особое место и в организационной, и в кадровой деятельности
занимает работа с руководителями: их подбор, повышение квалификации, контроль
за деятельностью, своевременное выдвижение наиболее способных и компетентных
людей.
Учитывая исключительную важность кадровой политики для обеспечения
эффективного функционирования государственной власти и управления,
Администрация Нижегородской области с помощью ученых ВВАГС и практических
работников разработала и утвердила “Концепцию кадровой политики в органах
государственной власти Нижегородской области”, план пo ее реализации в
1998-1999 гг.
Эти документы явились результатом коллективной работы специально
созданной для этого комиссии. При этом комиссия учла замечания и предложения по
совершенствованию проекта концепции и плана по ее реализации, высказанные
заместителями Главы Администрации (Губернатора) области, руководителями
министерств, департаментов и других ведомств области. Наряду с концепцией
кадровой политики этим же постановлением Главы Администрации Нижегородской
области образован Совет по кадровой политике при Главе Администрации
(Губернаторе) области, утверждены Положение о совете и состав Совета. Данным
постановлением рекомендовано главам муниципальных образований области
рассмотреть вопросы организации управления и разработки программ кадрового
обеспечения муниципальной службы в органах местного самоуправления.
Конечно, не следует полагать, что может быть разработана некая идеальная,
к тому же годная на все времена концепция кадровой политики, что можно создать
раз и навсегда отлаженный аппарат госслужбы. Опыт зарубежных государств
показывает необходимость постоянной работы в этом направлении, отслеживания
узких мест и периодического реформирования в соответствии с назревшими
потребностями общества. Отставание и запаздывание в этой области чревато
социальными кризисами, а то и утерей власти. Многие российские руководители,
начиная от Президента РФ и кончая главами районных администраций, успели уже почувствовать
это на себе, несмотря на то, что опыт российской демократической
государственности пока невелик. Но это сложная, гибкая система, предъявляющая
высокие требования к интеллектуальным, организаторским и нравственным качествам
руководителей. И основные усилия в ее совершенствовании будут прилагаться
именно в данном направлении. Такова логика истории, таковы требования
современной жизни.
Что касается самой
государственной кадровой политики, то она, на наш взгляд, должна обеспечить,
во-первых, регулирование процесса формирования и востребования кадрового
потенциала, чего за последние годы практически не было, защиту граждан,
общества и государства от непрофессионализма по всевозможным направлениям,
которые связаны с профессиональными рисками, деятельностью и так далее. Второе,
и самое важное, на наш взгляд, - это привлечение институтов гражданского
общества к участию в процессах развития и реализации интеллектуального
богатства, интеллектуального потенциала России.
Список используемой литературы
1. Конституция
Российской Федерации. М. 1993. Закон Российской Федерации “Об основах
государственной службы Российской Федерации” // Собрание законодательства
Российской Федерации. 1995. №317. Ст. 3588.
2. Закон
Российской Федерации “Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.
№35. Ст. 3506.
3. Кодекс РСФСР
об административных правонарушениях. М.: 1995.
4. Указ
Президента Российской федерации от 11 января
5.Указ
Президента Российской Федерации № 33 “О Реестре государственных должностей
федеральных государственных служащих” от 11 января
6. Указ
Президента Российской Федерации от 1 декабря
7."О
некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности
Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих: Указ
Президента Российской Федерации от 16 августа
8. Указ
Президента Российской Федерации от 6 сентября
9. Положение о
федеральной государственной службе: Утв. Указом Президента Российской Федерации
от 22 декабря
10. Положение о Совете по кадровой политике при
Президенте Российской Федерации: Утв. Указом Президента Российской Федерации от
3 июня
11. Положение о
главе администрации края, области, города федерального значения, автономной
области, автономного округа Российской Федерации: Утв. Указом Президента
Российской Федерации от 3 октября
12.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995г. “О
Межведомственной комиссии по переподготовке и повышению квалификации
государственных служащих федеральных органов исполнительной власти” // Собрание
законодательства Российской Федерации. 1995. № 34. Ст. 3457.
13. Положение о
проведении конкурса при приеме на работу в центральные органы федеральной
исполнительной власти: Утв. Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 23 июля
14. Атаманчук
Г.В. Управление - социальная ценность и эффективность. М. 1995.
15. Васильев А.А. Муниципальное управление: понятия,
термины, библиография. -Нижний Новгород., 2006.
16. Васильев
А.А. Муниципальное управление: курс лекций. -Нижний Новгород., 2005.
17. Волошина
В.В., Титов К.А. Государственная служба в Российской Федерации. М. 1995.
18. Волгин А.
Цели и задачи кадровой политики // Проблемы теории и практики управления. 1991.
№ 4.
19. Герасименко
Г.А. Земское самоуправление в России. М. 1990.
20.
Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. Подред Охотского
Е.В. М. 1997.
21. Государственная
кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации.
Подред. Пирогова С.В. М. 1996.
22.
Государственная служба. Кадровая политика. Зарубежный опыт. Вып.
23.
Государственная служба. Регулирование трудовых отношений. Зарубежный опыт. Вып.
24.
Государственная служба. Поиски эффективности. Зарубежный опыт. Вып.
25.
Государственная служба Российской Федерации: становление, кадровое обеспечение.
М. 1994.
26.
Государственная и муниципальная служба: методология, теория, практика,
зарубежный опыт. Ростов-на-Дону. 1997.
27.
Государственный аппарат. М. 1984.
28. Государственный
служащий как человек и профессионал.М. 1996.
29. Зайончковский
П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М. 1978.
30. Иванов В.Н.
Социальные технологии в государственном
управлении. М. 1993.
31. Кадровое
обеспечение государственной службы. Ростов-на-Дону. 1994.
32. Кадры
управления: проблемы и система работы в России и
за рубежом. М. 1992.
33. Коржихина
Т.П., Фигатнер Ю.Ю. Советская номенклатура: становление, механизмы действия //
Вопросы истории. 1993. №7.
34. Лоутон А.,
Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. М. 1993.
35. Мальцев В.А.
Государственный служащий современного
типа. М.-Н.Новгород. 1995.
36. Мельников
В.П. Государственный аппарат и государственная служба Российской Федерации. М.
1994. Мартынов В.Д. Профессионалы в управлении. Л. 1991. Оболонский А.В.
Постсоветское чиновничество: квазибюрократический правящий класс //
Общественные науки и современность. 1996. №5.
37. Одегов Ю.Г,,
Маусов Н.К., Кулапов М.Н. Эффективность системы управления персоналом, М. 1993.
Охотский Е.В., Смольков В.Г. Бюрократия и бюрократизм. М. 1996.
38. Филиппов
А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. М. 1990.
39. Шепель В.М.
Настольная книга бизнесмена и менеджера. М. 1992.