Российская академия государственной службы
при Президенте Российской Федерации
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ УСКОРЕННОГО
ОБУЧЕНИЯ
Кафедра региональной экономики и управления
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Промышленная политика местных органов
(на примере г. Нижнего Новгорода)
Специальность: Государственное
и муниципальное управление
Выполнил:
студент
группы 337-ГМУ
Обрядчикова Е.А.
Научный руководитель:
доцент Васильев А.А.
Нижний Новгород
Аннотация
Дипломный проект состоит из введения, трех глав,
заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы
цели и задачи.
В первой главе рассмотрены методические
и методологические аспекты реализации муниципальной промышленной политики.
Во второй главе представлен аналитический
обзор состояния промышленности, а также выявлена необходимость взаимодействия
муниципальных властей и промышленных предприятий.
В третьей главе
представлены мероприятия взаимодействия ОАО «ГАЗ» и местных органов власти.
В заключительной части предложены мероприятия совершенствования муниципальной промышленной
политики.
Список литературы представлен
нормативно-законодательной базой, учебниками, публикациями в научных журналах,
в сети Интернет, всего 35 наименований.
Работа также содержит 4 приложения, которые
представлены SWOT-анализом, системой программных мероприятий в рамках Концепции
промышленной политики, положением ОАО «ГАЗ» о целях в области качества и
целевых показателях на
Содержание
Введение 4
Глава 1. Методологические и методические вопросы
реализации муниципальной промышленной политики 7
1.1. Принципы
реализации
муниципальной промышленной политики 7
1.2.
Совершенствование планирования и
программирования мероприятий по
реализации
муниципальной промышленной политики 10
1.3.
Реализация муниципальной промышленной политики 19
Глава 2. Анализ
состояния промышленности
Нижегородской области 26
2.3. Промышленная политика в Нижнем
Новгороде 42
2.4. Взаимодействие муниципальных
властей и
промышленных предприятий 45
Глава 3. Реализация
промышленной политики 56
3.1.Программа развития промышленности
Нижегородской области
на период до 2010 года 56
3.2. Основные направления промышленной политики
в городе Нижнем
Новгороде на 2004-2006 годы 64
3.3. Эффективность реализации промышленной политики
местных органов
при взаимодействии с ОАО «ГАЗ» 75
Заключение 86
Список
литературы 89
Приложения 92
Введение
Тенденция интеграции в мировое хозяйство в
условиях активного воздействия на данный процесс динамично изменяющейся и
достаточно жёсткой конкурентной среды требует оптимизации отраслевого состава
отечественной промышленности, серьезного пересмотра базовых представлений в
рамках проводимой промышленной политики у её участников на всех уровнях, а
также последовательного роста конкурентоспособности самих промышленных
предприятий, уточнении их конкурентной позиции при определении и последующем
заполнении соответствующих экономически привлекательных стратегических ниш.
Вместе с тем, на общем фоне развития
процессов глобализации, одновременно наблюдается и заметный рост роли регионов
с различным ресурсным и промышленным потенциалами. Это влечёт за собой
необходимость проведения экономических исследований в области формирования
региональной промышленной политики, опирающейся на оценку уровня
конкурентоспособности региональных промышленных систем.
Сегодня промышленное развитие, основанное
на точном стратегическом позиционировании региональных промышленных систем и
соответствующей балансировке отраслевых темпов экономического роста, становится
крайне важным для устойчивого развития российских регионов и обеспечения
национальной безопасности. Одновременно должно происходить улучшение
инвестиционного климата, расширение инновационного потенциала и увеличение доли
инновационной составляющей, усиление конкурентных преимуществ в развитии, как
региональных промышленных систем, так и в целом региональных экономик.
Требуют новых подходов и решений
разработка федеральных и региональных целевых программ при использовании их в
качестве эффективных инструментов стратегического программирования
промышленного развития территории, применение кластерного подхода в процессе
формирования и реализации региональной промышленной политики, оценка
конкурентоспособности региона и региональных промышленных систем
Управленческое взаимодействие между
территориальным промышленным бизнесом и органами местной власти объективно
возникает по двоякому поводу. Эта власть, во-первых, отвечает перед населением
за социально-экономическое развитие муниципального образования, а значит, не
может оставаться равнодушной к степени участия промышленной сферы в решении
соответствующих проблем. Во-вторых, — обладает определенными управленческими
ресурсами для содействия повышению эффективности, в том числе финансовой
результативности, предприятий, функционирующих на данной территории.
Очевидно, однако, что главные трудности связаны с практическим
воплощением сформированных концепций и намерений в области муниципальной
промышленной политики.
Все вышеизложенное отражает актуальность выбранной в
дипломной работе проблематики исследования.
Цель дипломной работы -
исследование практической реализации
промышленной политики на муниципальном уровне.
Объект исследования – ОАО «ГАЗ» и органы
местного самоуправления г.Нижнего Новгорода.
Предмет исследования – взаимодействие бизнеса
и власти в промышленной политике местных органов.
Для достижения поставленной цели перед исследователем
ставятся и последовательно решаются следующие задачи:
- систематизация
и обобщение методологических и методических вопросы реализации муниципальной
промышленной политики;
-
анализ предпосылок формирования промышленной политики
муниципального уровня;
- анализ тенденций развития
отраслей;
- определение необходимости
взаимодействия местных органов и промышленных предприятии;
- разработка предложений по
совершенствованию промышленной политики города, в т.ч. с учетом основного
объекта ОАО «ГАЗ».
Результатом выполнения работы является обоснование соответствующих
рекомендаций по взаимодействию выбранного объекта исследования — ОАО «ГАЗ» и
органов местного самоуправления, основанных на результатах осмысления и обобщения опыта индустриально
развитых муниципальных образований.
Заключение
В настоящее время в российском обществе развернулись острые дискуссии о
путях перехода к устойчивому развитию, переосмыслении роли органов местного
самоуправления. В условиях объективной ограниченности ресурсов муниципалитеты
испытывают значительные трудности в поддержании нормальной жизнедеятельности
местного сообщества, что типично для всей России в целом. Несмотря на то, что в
сложившейся системе власти им отводятся в основном коммунально-хозяйственные
функции, в силу объективной территориальной привязанности именно муниципалитеты
являются самой близкой официальной инстанцией для товаропроизводителей –
плательщиков налогов. Поэтому, несмотря на мизерную долю отчислений в
муниципальные бюджеты, город ни в коем случае не может оставаться в стороне от
насущных проблем предприятия.
Муниципальная политика – направленность
деятельности муниципальных органов в политической, экономической, социальной и
духовной сферах муниципального образования
Муниципальная
политика – искусство управления муниципальным образованием, ведение
муниципальных дел, содержание деятельности муниципальных органов власти; цели и
задачи деятельности муниципальных органов в различных сферах муниципального
образования
Промышленная политика – направление («подсистема»)
экономической политики государства: 1) характеризуется собственным
специфическим объектом (индустриальным комплексом национальной экономики); 2)
по сути представляет собой формирование и реализацию стратегических целей и
приоритетов развития промышленности (посредством многообразной совокупности
средств); 3) включает ряд взаимосвязанных структурных компонентов (собственных
«подсистем»), выделяемых по различным классификационным основаниям; 4) может
носить общесистемный и селективный, активный и пассивный характер.
Промышленная политика представляет собой комплекс мер,
осуществляемых государством в целях повышения эффективности и
конкурентоспособности отечественной промышленности, формирования ее современной
структуры, способствующей достижению этих целей. Промышленная политика является
составной частью структурной политики, а также общей политики реформ и развития
экономики России.
Промышленная политика
– это система мер, направленных на развитие национальной экономики,
новейших технологий и продуктов с высокой степенью обработки, современных
информационных и других услуг, человеческого капитала. Ее
энергичное и последовательное осуществление позволит России обеспечить высокое
качество жизни населения, сохранить себя в качестве одной из мировых держав,
занять достойное место в глобальной экономике
Промышленная
политика – стратегия поведения в сфере расширенного воспроизводства, система
мер, направленных на развитие и повышение эффективности промышленного
производства, конкурентоспособности предприятий и продукции, обеспечение занятости
населения.
Предложения по совершенствованию
муниципальной промышленной политики
1. Руководствуясь принятыми
на федеральном и региональном уровнях
правилами хозяйствования, местные власти обязаны формировать собственную
позицию по соответствующим вопросам и обеспечивать органы этих уровней
достоверной информацией о потребностях индустриального развития своих
территорий.
2. Организация структурами
местного самоуправления мониторинга территориальных рынков, доведение
полученной маркетинговой информации до промышленных предприятий и ее
использование в целях увязки стратегий их развития со стратегией развития
муниципального образования в целом.
3. Обеспечение предельно
возможной конкретности работы с объектами муниципальной промышленной политики
при выделении в качестве предмета особого протекционистского внимания той части
промышленно-предпринимательского сектора, которая в состоянии производить
конкурентоспособную продукцию для местного рынка.
4. Формирование у акционеров
и менеджеров территориального промышленного комплекса правильного понимания
роли и функций предприятий в социально ориентированной рыночной экономике.
Адекватной ей является трактовка предприятий как многофункциональной системы,
призванной решать не только производственно-коммерческие, но и многие
социальные задачи, в том числе муниципального уровня (связанные с наполнением
бюджета, обеспечением профессионального образования и занятости населения, с
градообразованием)
5. Специальных решений
требуют проблемы градообразующих предприятий. Нужен закон «О градообразующем
предприятии», в котором давалось бы определение градообразующего предприятия,
устанавливался его правовой статус, особенности ликвидации, реорганизации и
банкротства, преференции для производителей продукции, приоритетное право на
получение государственного заказа, механизмы обеспечения предприятий
высококвалифицированными кадрами
Список литературы
1. Закон Нижегородской
области от 20 января
2. Концепция промышленной
политики РФ// Приказ Президента РФ № -135 от 30 января 1997г.
3. Концепция промышленной
политики Нижегородской области на период 2002-2005
4. Комплекс мер по
реализации основных направлений промышленной политики в городе Нижнем Новгороде
на 2004-2006 годы// Постановление Городской думы от 19.11.03. № 87.
5.
Основные направления промышленной политики
Нижегородской области на 2003-2005гг// Постановление Правительства
Нижегородской области от 02.09.02. № 215.
6.
Положение о департаменте по промышленной политике
и внешнеэкономическим связям// Постановление Главы города Нижнего Новгорода от
11.02.2004. № 26.
7. Программа реализации
основных направлений промышленной политики в городе Нижнем Новгороде на
2004-2006 годы// Постановление Городской думы от 19.11.03 № 87.
8. Программа
«Государственная промышленная политика России. Проблемы формирования и
реализации» ТПП РФ
9. Алексеева М, Якутии Ю.
Промышленная политика Магаданской области: создание региональной ФПГ. — 1999.
— № 2.
10. Амосов А. Промышленная политика
и перелив капитала// Экономист.- 2004. №10.- С. 14-16.
11. Анисимов В., Винслав Ю.
Муниципальный уровень промышленной политики: специфика, опыт, принципы
совершенствования//Российский экономический журнал.- 2001. №8.- С. 13-23.
12. Анисимов В., Винслав Ю.
Реализация муниципальной промышленной политики//Российский экономический
журнал.- 2002. №9.- С. 30-41.
13. Васильев А.А. Муниципальное
управление: курс лекций. Изд.4-е, перераб. и доп.- Н.Новгород: Изд. Гладкова
О.В., 2004.- С. 277.
14. Васильев А.А. Словарь понятий и
терминов муниципального управления// http://vasilievaa.narod.ru
15. Винслав Ю. Утверждая
научные принципы управления интегрированными корпорациями. — 2001. —№10. — С.
19—20.
16. Винслав Ю., Деревянченко
А., Крестьянинов А., Кулишова Р., Шаленко В. Социальные проблемы
реструктурирования общеотраслевых корпораций (на примере РАО “ЕЭС России”)//
Российский экономический журнал. — 2001. — № 11-12 (раздел “Налаживание
социального партнерства в связи с муниципализацией и продажей объектов социальной
сферы”).
17. Губанов С. Промышленная
политика и государство// Экономист.- 2004. №7.- С. 8-14.
18. Данилов Н. Регулирование
развития крупных городских промышленных центров: использование новых
организационно-хозяйственных форм// Российский экономический журнал. — 2000. —
№ 3.
19. Дементьев В.
Финансово-промышленные группы в российской экономике (спецкурс). Тема 6 (раздел
“ФПГ и субъекты Российской Федерации”). — 1999. — №1.
20. Дубенецкий Я.Н. Активная
промышленная политика: безотлагательная необходимость// Проблемы
прогнозирования.- 2003. №1.- С. 3-9.
21. Зелтынь А.С.
Государственная промышленная политика в рыночных экономиках// ЭКО.- 2003. №3.-
С. 42-60.
22. Какими
должны быть национальная и региональная промышленные политики? Чего вы ожидаете
от соответствующих программ» // Деловая неделя» N° 11 2003
23. Лексин В., Швецов А.
“Незаметная реформа”: передача социальных объектов предприятий в муниципальную
собственность//Российский экономический журнал. — 1998. —№№ 1—2.
24. Макаров В. Ключ к инновационной
экономике// Экономика и жизнь.- 2004. №30.- С. 1-3.
25. Плышевский Б. О
промышленной политике// Экономист .- 2004. № 9.- С. 3-16.
26. Приоритеты
в законе // Деловая неделя, № 11,
27. Рукина И. О приоритетах
промышленной политики// Экономист.- 2003. №12.- С. 61-64.
28. Сулакшин С. Как
сформировать и реализовать государственную промышленную политику?// Российский
экономический журнал.- 2003. №7.- С. 3-8.
29. Титов К. Региональная
промышленная политика: цели, задачи, приоритеты// Проблемы теории и практики управления.-
2002. №5.- С. 55-61.
30. Яковлев Г.И. Инструменты
промышленной политики муниципального образования// www. admsamara.ru
31. Якутин Ю. Региональный
вектор деятельности корпоративных объединений. — 2000. — № 9.
32.
34. www. qovernment.nnov.ru
35.
http://www.rspp.biz