Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации

 

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Кафедра региональной экономики и управления

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Промышленная политика местных органов

(на примере г. Нижнего Новгорода)

Специальность: Государственное

и муниципальное управление

Выполнил: студент

группы 337-ГМУ   

Обрядчикова Е.А.

Научный руководитель:

доцент Васильев А.А.

Нижний Новгород

2006 г.

Аннотация

Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели и задачи.

В первой главе рассмотрены методические и методологические аспекты реализации муниципальной промышленной политики.

Во второй главе представлен аналитический обзор состояния промышленности, а также выявлена необходимость взаимодействия муниципальных властей и промышленных предприятий.

В третьей главе представлены мероприятия взаимодействия ОАО «ГАЗ» и местных органов власти.

В заключительной части предложены мероприятия совершенствования муниципальной промышленной политики.

Список литературы представлен нормативно-законодательной базой, учебниками, публикациями в научных журналах, в сети Интернет, всего 35 наименований.

Работа также содержит 4 приложения, которые представлены SWOT-анализом, системой программных мероприятий в рамках Концепции промышленной политики, положением ОАО «ГАЗ» о целях в области качества и целевых показателях на 2006 г.


Содержание

Введение                                                                                                          4

Глава 1. Методологические и методические вопросы

                реализации муниципальной промышленной политики          7

1.1. Принципы реализации

       муниципальной промышленной политики                                               7

1.2. Совершенствование планирования и

       программирования мероприятий по реализации

       муниципальной промышленной политики                                               10

1.3. Реализация муниципальной промышленной политики                             19

Глава 2. Анализ состояния промышленности

                Нижегородской области                                                                26

2.1. Положение промышленного комплекса области                                      26

2.2. Проблемы развития промышленности

       Нижегородской области и оценка потенциала                                         39

2.3. Промышленная политика в Нижнем Новгороде                                       42

2.4. Взаимодействие муниципальных властей и

        промышленных предприятий                                                                            45

Глава 3. Реализация промышленной политики                                        56

3.1.Программа развития промышленности Нижегородской области

      на период до 2010 года                                                                               56

3.2. Основные направления промышленной политики

        в городе Нижнем Новгороде на 2004-2006 годы                                              64

3.3. Эффективность реализации промышленной политики

       местных органов при взаимодействии с ОАО «ГАЗ»                             75

Заключение                                                                                                     86

Список литературы                                                                                       89

Приложения                                                                                                    92

 

Введение

Тенденция интеграции в мировое хозяйство в условиях активного воздействия на данный процесс динамично изменяющейся и достаточно жёсткой конкурентной среды требует оптимизации отраслевого состава отечественной промышленности, серьезного пересмотра базовых представлений в рамках проводимой промышленной политики у её участников на всех уровнях, а также последовательного роста конкурентоспособности самих промышленных предприятий, уточнении их конкурентной позиции при определении и последующем заполнении соответствующих экономически привлекательных стратегических ниш.

Вместе с тем, на общем фоне развития процессов глобализации, одновременно наблюдается и заметный рост роли регионов с различным ресурсным и промышленным потенциалами. Это влечёт за собой необходимость проведения экономических исследований в области формирования региональной промышленной политики, опирающейся на оценку уровня конкурентоспособности региональных промышленных систем.

Сегодня промышленное развитие, основанное на точном стратегическом позиционировании региональных промышленных систем и соответствующей балансировке отраслевых темпов экономического роста, становится крайне важным для устойчивого развития российских регионов и обеспечения национальной безопасности. Одновременно должно происходить улучшение инвестиционного климата, расширение инновационного потенциала и увеличение доли инновационной составляющей, усиление конкурентных преимуществ в развитии, как региональных промышленных систем, так и в целом региональных экономик.

Требуют новых подходов и решений разработка федеральных и региональных целевых программ при использовании их в качестве эффективных инструментов стратегического программирования промышленного развития территории, применение кластерного подхода в процессе формирования и реализации региональной промышленной политики, оценка конкурентоспособности региона и региональных промышленных систем

Управленческое взаимодействие между территориальным промышленным бизнесом и органами местной власти объективно возникает по двоякому поводу. Эта власть, во-первых, отвечает перед населением за социально-экономическое развитие муниципального образования, а значит, не может оставаться равнодушной к степени участия промышленной сферы в решении соответствующих проблем. Во-вторых, — обладает определенными управленческими ресурсами для содействия повышению эффективности, в том числе финансовой результативности, предприятий, функционирующих на данной территории.

Очевидно, однако, что главные трудности связаны с практическим воплощением сформированных концепций и намерений в области муниципальной промышленной политики.

Все вышеизложенное отражает актуальность выбранной в дипломной работе проблематики исследования.

Цель дипломной работы  -  исследование практической реализации промышленной политики на муниципальном уровне.

Объект исследования – ОАО «ГАЗ» и органы местного самоуправления г.Нижнего Новгорода.

Предмет исследования – взаимодействие бизнеса и власти в промышленной политике местных органов.

Для достижения поставленной цели перед исследователем ставятся и последовательно решаются следующие задачи:

-       систематизация и обобщение методологических и методических вопросы реализации муниципальной промышленной политики;

-       анализ предпосылок формирования промышленной политики муниципального уровня;

-       анализ тенденций развития отраслей;

-       определение необходимости взаимодействия местных органов и промышленных предприятии;

-       разработка предложений по совершенствованию промышленной политики города, в т.ч. с учетом основного объекта ОАО «ГАЗ».

Результатом выполнения работы является обоснование соответствующих рекомендаций по взаимодействию выбранного объекта исследования — ОАО «ГАЗ» и органов местного самоуправления, основанных на результатах  осмысления и обобщения опыта индустриально развитых муниципальных образований.

 

Заключение

В настоящее время в российском обществе развернулись острые дискуссии о путях перехода к устойчивому развитию, переосмыслении роли органов местного самоуправления. В условиях объективной ограниченности ресурсов муниципалитеты испытывают значительные трудности в поддержании нормальной жизнедеятельности местного сообщества, что типично для всей России в целом. Несмотря на то, что в сложившейся системе власти им отводятся в основном коммунально-хозяйственные функции, в силу объективной территориальной привязанности именно муниципалитеты являются самой близкой официальной инстанцией для товаропроизводителей – плательщиков налогов. Поэтому, несмотря на мизерную долю отчислений в муниципальные бюджеты, город ни в коем случае не может оставаться в стороне от насущных проблем предприятия.

Муниципальная политика – направленность деятельности муниципальных органов в политической, экономической, социальной и духовной сферах муниципального образования[1].

Муниципальная политика – искусство управления муниципальным образованием, ведение муниципальных дел, содержание деятельности муниципальных органов власти; цели и задачи деятельности муниципальных органов в различных сферах муниципального образования[2].

Промышленная политика – направление («подсистема») экономической политики государства: 1) характеризуется собственным специфическим объектом (индустриальным комплексом национальной экономики); 2) по сути представляет собой формирование и реализацию стратегических целей и приоритетов развития промышленности (посредством многообразной совокупности средств); 3) включает ряд взаимосвязанных структурных компонентов (собственных «подсистем»), выделяемых по различным классификационным основаниям; 4) может носить общесистемный и селективный, активный и пассивный характер.[3]

Промышленная политика представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством в целях повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной промышленности, формирования ее современной структуры, способствующей достижению этих целей. Промышленная политика является составной частью структурной политики, а также общей политики реформ и развития экономики России.[4]

Промышленная политика – это система мер, направленных на развитие национальной экономики, новейших технологий и продуктов с высокой степенью обработки, современных информационных и других услуг, человеческого капитала. Ее энергичное и последовательное осуществление позволит России обеспечить высокое качество жизни населения, сохранить себя в качестве одной из мировых держав, занять достойное место в глобальной экономике[5].

Промышленная политика – стратегия поведения в сфере расширенного воспроизводства, система мер, направленных на развитие и повышение эффективности промышленного производства, конкурентоспособности предприятий и продукции, обеспечение занятости населения.[6]

Предложения по совершенствованию муниципальной промышленной политики

1.     Руководствуясь принятыми на федеральном  и региональном уровнях правилами хозяйствования, местные власти обязаны формировать собственную позицию по соответствующим вопросам и обеспечивать органы этих уровней достоверной информацией о потребностях индустриального развития своих территорий.

2.     Организация структурами местного самоуправления мониторинга территориальных рынков, доведение полученной маркетинговой информации до промышленных предприятий и ее использование в целях увязки стратегий их развития со стратегией развития муниципального образования в целом.

3.     Обеспечение предельно возможной конкретности работы с объектами муниципальной промышленной политики при выделении в качестве предмета особого протекционистского внимания той части промышленно-предпринимательского сектора, которая в состоянии производить конкурентоспособную продукцию для местного рынка.

4.     Формирование у акционеров и менеджеров территориального промышленного комплекса правильного понимания роли и функций предприятий в социально ориентированной рыночной экономике. Адекватной ей является трактовка предприятий как многофункциональной системы, призванной решать не только производственно-коммерческие, но и многие социальные задачи, в том числе муниципального уровня (связанные с наполнением бюджета, обеспечением профессионального образования и занятости населения, с градообразованием)

5.     Специальных решений требуют проблемы градообразующих предприятий. Нужен закон «О градообразующем предприятии», в котором давалось бы определение градообразующего предприятия, устанавливался его правовой статус, особенности ликвидации, реорганизации и банкротства, преференции для производителей продукции, приоритетное право на получение государственного заказа, механизмы обеспечения предприятий высококвалифицированными кадрами


Список литературы

1.     Закон Нижегородской области от 20 января 1997 г. N 61-З "О промышленной политике" (с изменениями от 27 марта 1998 г.,17 июля 2003г.).

2.     Концепция промышленной политики РФ// Приказ Президента РФ № -135 от 30 января 1997г.

3.     Концепция промышленной политики Нижегородской области на период 2002-2005

4.     Комплекс мер по реализации основных направлений промышленной политики в городе Нижнем Новгороде на 2004-2006 годы// Постановление Городской думы от 19.11.03. № 87.

5.             Основные направления промышленной политики Нижегородской области на 2003-2005гг// Постановление Правительства Нижегородской области от 02.09.02. № 215.

6.              Положение о департаменте по промышленной политике и внешнеэкономическим связям// Постановление Главы города Нижнего Новгорода от 11.02.2004. № 26.

7.     Программа реализации основных направлений промышленной политики в городе Нижнем Новгороде на 2004-2006 годы// Постановление Городской думы от 19.11.03 № 87.

8.     Программа «Государственная промышленная политика России. Проблемы формирования и реализации» ТПП РФ

9.     Алексеева М, Якутии Ю. Промышлен­ная политика Магаданской области: создание региональной ФПГ. — 1999. — № 2.

10. Амосов А. Промышленная политика и перелив капитала// Экономист.- 2004. №10.- С. 14-16.

11. Анисимов В., Винслав Ю. Муниципальный уровень промышленной политики: специфика, опыт, принципы совершенствования//Российский экономический журнал.- 2001. №8.- С. 13-23.

12. Анисимов В., Винслав Ю. Реализация муниципальной промышленной политики//Российский экономический журнал.- 2002. №9.- С. 30-41.

13. Васильев А.А. Муниципальное управление: курс лекций. Изд.4-е, перераб. и доп.- Н.Новгород: Изд. Гладкова О.В., 2004.- С. 277.

14. Васильев А.А. Словарь понятий и терминов муниципального управления// http://vasilievaa.narod.ru

15. Винслав Ю. Утверждая научные принципы управления интегрированными корпорациями. — 2001. —№10. — С. 19—20.

16. Винслав Ю., Деревянченко А., Крестьянинов А., Кулишова Р., Шаленко В. Социальные проблемы реструктурирования общеотраслевых корпораций (на примере РАО “ЕЭС России”)// Российский экономический журнал. — 2001. — № 11-12 (раздел “Налаживание социального партнерства в связи с муниципализацией и продажей объектов социаль­ной сферы”).

17. Губанов С. Промышленная политика и государство// Экономист.- 2004. №7.- С. 8-14.

18. Данилов Н. Регулирование развития крупных городских промышленных центров: использование новых организационно-хозяйственных форм// Российский экономический журнал. — 2000. — № 3.

19. Дементьев В. Финансово-промышленные группы в российской экономике (спецкурс). Тема 6 (раздел “ФПГ и субъекты Российской Федерации”). — 1999. — №1.

20. Дубенецкий Я.Н. Активная промышленная политика: безотлагательная необходимость// Проблемы прогнозирования.- 2003. №1.- С. 3-9.

21. Зелтынь А.С. Государственная промышленная политика в рыночных экономиках// ЭКО.- 2003. №3.- С. 42-60.

22. Какими должны быть национальная и региональная промышленные политики? Чего вы ожидаете от соответствующих программ» // Деловая неделя» N° 11 2003

23. Лексин В., Швецов А. “Незаметная реформа”: передача социальных объектов предприятий в муниципальную собственность//Российский экономический журнал. — 1998. —№№ 1—2.

24. Макаров В. Ключ к инновационной экономике// Экономика и жизнь.- 2004. №30.- С. 1-3.

25. Плышевский Б. О промышленной политике// Экономист .- 2004. № 9.- С. 3-16.

26. Приоритеты в законе // Деловая неделя, № 11, 2003 г.

27. Рукина И. О приоритетах промышленной политики// Экономист.- 2003. №12.- С. 61-64.

28. Сулакшин С. Как сформировать и реализовать государственную промышленную политику?// Российский экономический журнал.- 2003. №7.- С. 3-8.

29. Титов К. Региональная промышленная политика: цели, задачи, приоритеты// Проблемы теории и практики управления.- 2002. №5.- С. 55-61.

30. Яковлев Г.И. Инструменты промышленной политики муниципального образования//  www. admsamara.ru

31. Якутин Ю. Региональный вектор деятельности корпоративных объединений. — 2000. — № 9.

32. http://www.nap.innov.ru/news/

33. http://www.nnov.ru/news/

34. www. qovernment.nnov.ru

35.       http://www.rspp.biz

 



[1] Васильев А.А. Словарь понятий и терминов муниципального управления// http://vasilievaa.narod.ru

[2] Васильев А.А. Муниципальное управление: курс лекций. Изд.4-е, перераб. и доп.- Н.Новгород: Изд. Гладкова О.В., 2004.- С. 277.

[3] Анисимов В., Винслав Ю. Муниципальный уровень промышленной политики: специфика, опыт, принципы совершенствования// Российский экономический журнал.- 2001. №8.- С. 13.

[4] Концепция промышленной политики РФ// Приказ Президента РФ № -135 от 30 января 1997г.

[5] Программа «Государственная промышленная политика России. Проблемы формирования и реализации» ТПП РФ

[6] Программа реализации основных направлений промышленной политики в городе Нижнем Новгороде на 2004-2006 годы//Постановление Городской думы от 19.11.2003 № 87.



Hosted by uCoz