Российская академия
государственной службы
при Президенте Российской
Федерации
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ЗАОЧНЫЙ
ФАКУЛЬТЕТ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра РЕГИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
ВЛИЯНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА
Специальность: 061000
«Государственное и
муниципальное управление»
Выполнил: студент
группы
315
Памятин В.В.
Научный
руководитель:
доцент
Васильев
А.А.
Нижний Новгород
Аннотация
Дипломный
проект состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
Во введении
обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задачи дипломного проекта,
определяется роль таможенных органов в экономической деятельности региона.
В первой главе подробно изложены
теоретические основы понятий и терминов
таможенной службы России, краткая история возникновения таможенных органов и
отражены таможенные правоотношения и нормы таможенного права.
Во второй главе проведен анализ положения
таможенной службы в Приволжском регионе, представлена структура таможенных
органов, экономическое состояние Приволжского федерального округа, рассмотрена
инвестиционная политика в регионе.
В третьей главе
отражена внешнеторговая деятельность в регионе, основные проблемы
возникающие на пути по экономическому развитию региона и возможные варианты их
решения, а также положительные тенденции в социально-экономическом развитии
региона.
В заключении на
основе исследования сделаны выводы, определены проблемы и даны практические
рекомендации по их разрешению.
Список литературы
представлен нормативно-законодательной базой, учебниками, учебно-методическими
пособиями, и Интернет сайтами.
В приложении приведены схемы и
диаграммы, дополняющие текст дипломного проекта.
Дипломный проект имеет объем 135
листов, из них основной текст – 93, приложения – 42.
Оглавление
Введение______________________________________3
Глава 1. Таможня России
1.1. Основные понятия и виды таможенных пошлин___________6
1.2.
История Федеральной таможенной службы______________15
стр.
1.3. Вехи истории Приволжского таможенного
управления____ 16 стр.
1.4.
Правовая основа деятельности таможни________________ 19 стр.
Глава 2. Организация деятельности таможни в
ПФО
2.1. Структура центральных органов таможни_______________ 37 стр.
2.2. Приволжский Федеральный
округ_____________________ 43 стр.
2.3. Деятельность Приволжского таможенного управления____ 47 стр.
Глава 3. Состояние внешней экономической
политики региона
3.1. Источники доходов регионального бюджета_____________ 51 стр.
3.2. Внешнеторговая деятельность в Приволжском регионе____60 стр.
3.3. Основные проблемы, оказывающие влияние на
экономическое развитие региона_________________________ 66 стр.
3.4. Тенденции развития региона__________________________ 79 стр.
Заключение_______________________________________________
88 стр.
Список литературы ______________________________________ 92 стр.
Приложения_______________________________________________94 стр.
Введение
С 1865 года в России наблюдалось медленное и постепенное развитие таможенных органов, которые за свою многолетнюю историю претерпели множество изменений и преобразований, постепенно превращаясь в мощную структуру оказывающую большое влияние на экономику страны.
После вывода Федеральной таможенной службы России из подчинения МЭРТ, перевода ее под пристальное око Правительства и последовавшей затем серии кадровых чисток таможенные органы страны, как это бывает в таких случаях с госструктурами, едва ли не родились заново.
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.
Путем разумных протекционистских мер таможенная служба оберегает национальную промышленность.
В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала "открытой ", а государственные границы " прозрачными ", гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.
В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.
Федеральная таможенная служба Российской Федерации сосредоточила свои усилия на решении таких задач, как:
- создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение главной задачи, поставленной перед таможенной службой;
- обеспечение экономической основы суверенитета и государственной безопасности страны, защита интересов народа Российской Федерации;
- пополнение федерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов налогов;
- участие в осуществлении таможенно-банковского валютного контроля, в первую очередь за своевременной полной репатриации платежей, причитающихся российским экспортерам за экспортированные ими товары;
- формирование, ведение и представление (официальной публикации) таможенной статистики внешней торговли России;
- создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы. см. приложение 2.
Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. см. приложение 1.
Все выше перечисленное говорит об актуальности выбранной темы.
Цель данной дипломной работы исследовать таможенные органы
как один из инструментов влияния на экономическое развитие региона и страны в
целом.
Для этого в дипломной работе необходимо решить следующие задачи:
- ознакомится с правовой основой деятельности таможни;
- изучить основу деятельности Приволжского таможенного управления и его влияние на регион;
- состояние внешней политики региона в настоящее время;
- основные проблемы, оказывающие влияние на экономическое развитие региона и пути их решения
Заключение
Таким образом, на основании изложенного представляется возможным сделать ряд выводов относительно роли таможенных органов в экономическом развитии региона.
Приволжский регион является инвестиционно-привлекательным.
В 2005 году объем инвестиций в ПФО составил 15%
всех инвестиций России. Это третий показатель после Центрального
и Северо-Западного федеральных округов. Наибольший интерес для инвесторов
представляли Самарская и Нижегородская области, а также Республики Татарстан и
Мордовия.
Территория ПФО является
регионом деятельности Приволжского таможенного управления. Федеральная
таможенная служба является уполномоченным
Большое экономическое развитие регион получает от
инвестиционных вложений иностранных компаний в различные отрасли и для создания
благоприятных условий реализуется таможенное администрирование:
1) освобождения от уплаты таможенных пошлин и НДС в
отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный фонд;
2) разрешения
применения таможенного режима «временный ввоз» в отношении оборудования,
ввозимого для лизинга;
3) содействия
своевременному устранению административных барьеров, возникающих из-за
противоречий правовых актов.
Внешнеторговая деятельность в Приволжском регионе
является экспортноориентированной. Год от года
наблюдается увеличение внешнеторгового оборота. Анализ данных таможенной
статистики показывает, что по итогам 9 месяцев 2006 года внешнеторговый
оборот Приволжского региона по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
вырос на 25% и составил более 28 млрд.долл.США.
В целом в таможенной системе существует ряд проблем,
решение которых позволит усилить экономическую стабильность региона:
- оптимизация количества таможенных органов, в частности ликвидация
ряда таможенных постов, а также укрупнение эффективно работающих постов, прежде
всего, пограничных.
- размещения таможенных органов, приближения таможенных постов к
транспортным развязкам, необходимой околотаможенной
инфраструктуре.
- разграничения функций пограничных и внутренних таможенных постов, а
также наделения таможенных постов
необходимыми полномочиями.
- большая работа по совершенствованию таможенного
администрирования немыслима без квалифицированного персонала.
Решение данных проблем в таможне не повлияет на
сложившуюся ситуацию с конкурентоспособностью нашей промышленности. Средний
возраст основных ее мощностей перевалил за 20 лет, а технологическая база
производства далеко отстала от стандартов ведущих мировых фирм. Такого
состояния не позволяет себе ни одно заботящееся о своем будущем государство.
За годы проведения реформ, когда экономическая основа изменилась, когда появилась необходимость конкуренции с какой-то продукцией, да еще с зарубежной, для многих предприятий Округа такая ноша оказалось слишком тяжкой, ведь производственный бизнес весьма сложен. Многие поняли, что выживать нужно самим и любыми путями, т.к. государство вообще отошло от развития производств.
Наиболее перспективные отрасли в ПФО - это автомобилестроение, авиастроение, нефтехимия, транспортные грузоперевозки. В стратегии развития Поволжского макрорегиона до 2010г. делаются ставки именно на эти отрасли.
Существует две альтернативы:
первая - это продолжение либерального курса на то,
что провозглашенный "принцип презумпции нецелесообразности
государственного управления" процессами развития экономики будет сохранен.
Расчеты показывают, что целевые ориентиры, на которые нужно выходить сегодня
для того, чтобы преодолеть тенденции спада экономического роста, предполагают
выход на темпы роста ВВП (в областях - ВРП) не менее 8% в год, в том числе
объемов промышленного производства - не менее 10% в год и рост инвестиций - не
менее 15%. Только такие темы роста нужны региону.
вторая - переход к политике
экономического роста. Это индикативное планирование, немедленное обновление
основных фондов, крупные научно-технические государственные проекты, это
совершенствование налоговой политики, дифференцированные нормативы
налогообложения и амортизационных отчислений для различных отраслей, это
существенное уменьшение налогового бремени, вплоть до полной отмены ряда
налогов, это и корректировка законодательства.
Задачи огромные. Но без поддержки государства их решить невозможно.
Если необходимо достичь реальных сдвигов в
решении задач, поставленных Президентом страны, то необходима новая
экономическая политика Правительства которая:
- создает условия для быстрого подъема экономики всей страны;
- повышает мотивацию к труду всех слоев
населения, дает возможности зарабатывать на достойный уровень жизни;
- заставит работать средства Стабилизационного фонда, золотовалютные резервы ЦБ
на модернизацию национальной экономики.
И наконец, Правительству необходимо сделать главный для себя вывод: промышленность является социальной базой для достижения долгосрочных экономических целей и улучшения стандартов жизни населения страны.
Вместе с тем, имеется ещё значительный потенциал, реализация которого будет способствовать изменениям к лучшему не только в таможенном администрировании, но и в торгово-экономическом развитиии Приволжского региона. Именно на это нацелены таможенники Приволжья.
Список использованной
литературы:
1. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном
контроле"
2. Федеральный закон от 08.12.03 N
164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой
деятельности".
3. Федеральный закон от 20.08.04 N
118-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации».
4. Указ Президента РФ N 314 от
09.03.04 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти".
5. Таможенный кодекс Российской федерации.
6. Налоговый кодекс Российской федерации
7. Постановление Правительства РФ N
863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров".
8. Постановление Правительства Российской Федерации от
23.10.98 № 1235 «О мерах по ускорению таможенного оформления технологического
оборудования, находящегося на складах временного хранения и таможенных складах»
9. Гранберг
А.Г. Основы региональной экономики. М.: Издательский дом ГУ
ВШЭ, 2004.
10. Леденев С.В., Тарханов А.В.
Экономика зон свободного предпринимательства. М.: Российская таможенная
академия, 1999.
11. Сборник научных трудов адъюнктов и соискателей РТА. М.:
Российская таможенная академия, 2001.
12. Кистанов В.В., Копылов Н.В.
Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2004.
13. Официальный сайт ФТС России http://customs.ru
14.Официальный сайт Коордиционного совета
объединений промышленников и предпринимателей Приволжского федерального округа
(КСОПП ПФО) http://volgabiz.ru
15. Материалы к доклад
начальника управления Л.И. Шорникова на выездной
коллегии ФТС России г. Н. Новгород, 2006.