Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Заочный факультет ускоренного обучения

 

Кафедра управления и маркетинга

 

ДИПЛОМНый  проект

 

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства

 (НА ПРИМЕРЕ БОРСКОГО РАЙОНА)

 

Специальность: государственное и муниципальное управление

 

Специализация: региональное управление

 

Выполнил: студент группы 402

Пергаева Анастасия Юрьевна

 

Научный руководитель: доцент,

Васильев Алексей Алексеевич

 

Нижний Новгород

2007г.

 

аннотация

Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи дипломной работы.

В первой главе исследуется направления и тенденции стратегии жилищной политики.

Во второй главе описывается социально-рыночная модель реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

В третьей главе рассматривается состояние жилищно-коммунального хозяйства Борского района.

В четвертой главе рассматривается развитие жилищно-коммунального хозяйства, предложены основные пути совершенствования жилищной реформы.

В заключении на основе выводов и даются конкретные предложения по реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Список используемой литературы, содержит перечень нормативных актов федеральных, региональных  и муниципальных органов власти, учебные и периодические издания.

В приложении  приведены структура управления жилищно-коммунальным хозяйством гор, структура службы Заказчика и  постановление Борской администрации «Об оплате жилья и коммунальных услуг».


Содержание

 

Введение..................................................................................................... 3

Глава 1. СТРАТЕГИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ правового обеспечения ЖКХ................................................................................. 7

1.1. Анализ преобразований и основных тенденций, сложившихся в жилищном секторе 7

1.2. Основные принципы и цели государственной жилищной политики.......................... 9

1.3. Развитие законодательной и нормативной базы ЖКХ................................................ 11

Глава 2. Cовременная рыночная модель ЖКХ................... 14

2.1. Проблемы ЖКХ и пути их решения............................................................................... 14

2.2. Финансовые механизмы  и инфраструктура рынка жилья........................................... 21

2.3. Социально рыночная модель реформирования ЖКХ.................................................. 24

Глава 3.  Состояние жилищно-коммунального  хозяйства Борского района................................................................................. 41

3.1. Характеристика жилищно-коммунального хозяйства Борского района и структуры его управления................................................................................................................................................... 42

3.2. Организация службы «Заказчика» в структуре администрации г. Бор........................ 48

Глава 4. Пути совершенствования жилищно-коммунального хозяйства борского района........................................................ 56

4.1. Развитие жилищно-коммунального хозяйства.............................................................. 56

4.2. Регулирование ценовой политики в жилищно-коммунальном хозяйстве................. 59

4.3. Расширение инвестиций в жилищно-коммунальную сферу........................................ 69

4.4. Другие направления улучшения состояния жилищно-коммунального хозяйства..... 74

Заключение............................................................................................ 82

Библиография....................................................................................... 85

Приложения........................................................................................... 88

 

Введение

 

Современное развитие жилищно-коммунального хозяйства характеризуется высокой степенью монополизации рынка коммунальных услуг.  Это является основной причиной всех существующих проблем в области ЖКХ. Задачей жилищной политики государства должно являться обеспечение граждан конституционным правом на жилье и доступность коммунальных услуг. Но ситуация такова, что жилищная политика не обеспечивает решение данных задач. Договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают минимальных стандартов качества обслуживания. Не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережения. Инвестиции в коммунальное хозяйство снижаются. Продолжает нарастать износ основных фондов, снижаются надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения. При этом жилищная политика не обеспечивает интересы как необеспеченных, так и обеспеченных слоев населения. Для необеспеченных слоев населения главным является доступность базовых коммунальных услуг с оптимальным соотношением «цена-качество». Для обеспеченных слоев населения главным является возможность получения расширенного комплекса коммунальных услуг повышенного качества. Сложившаяся структура ЖКХ способна обеспечивать узкий круг коммунальных услуг низкого качества по высоким и одинаковым для всех типов потребителей ценам. При этом у потребителя нет возможности выбирать уровень качества, ассортимент и качество услуг. Расцветает порочная практика доступа к качественным коммунальным услугам для лиц занимающих высокое положение в социальной структуре, имеющих отношение к органам власти и органам управления ЖКХ. При этом услуги повышенного качества для данной категории населения оказываются на тех же условиях, что и всем остальным группам потребителей и можно сказать осуществляются за счет этих остальных групп населения. Проводимая политика по переносу стоимости коммунальных услуг на плечи потребителя не достигла своей цели и не получила поддержки как у населения, так и у органов власти и не имеет перспектив дальнейшего развития. Темпы роста стоимости коммунальных услуг значительно превышают рост величины реальной заработной платы населения. ЖКХ остается дотационной сферой. Заняв монопольное положение на рынке, органы ЖКХ всячески препятствую развитию конкуренции, у них нет реальных мотивов что-либо менять в своей деятельности. Поэтому основной задачей государственной власти   на 10 лет должно стать разрушение монополизма муниципальных управляющих компаний, развитие конкуренции. Тем самым будет осуществляться медленный переход от государственного неэффективного дотационного финансирования монополизированной отрасли, на целевое конкурсное финансирование небольших коммерческих организаций в сфере ЖКХ. При этом все большая часть расходов будет покрывать за счет непосредственного заказчика – населения.

На данный момент высокая зависимость предприятий ЖКХ от бюджетных дотаций и монополизм рынка приводит к тому, что практически не происходит привлечение частных подрядных организаций к управлению жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры, в сфере эксплуатации жилья также не удалось пока создать полноценный рынок подрядных услуг. В начальной стадии находится становление процедур эффективного тарифного регулирования в коммунальном секторе. Критически снизились капитальные затраты на содержание жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, которые все еще в основном осуществляются за счет местных бюджетов. Такая система не создает достаточных стимулов для рационального ресурсопотребления, не позволяет привлекать кредитные ресурсы для поддержания и развития коммунальной инфраструктуры.

Преобразования в жилищно-коммунальной сфере на современном эта­пе осуществляются в рамках реализации нового этапа Государственной про­граммы «Жилище», но, несмотря на принимаемые меры, социально-экономическое состояние России продолжает оказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. Договоры на коммунальное об­служивание заключаются формально и не обеспечивают стандартов качества обслуживания, не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбере­жения, инвестиции в коммунальное хозяйство снизились в два раза, нараста­ет износ основных фондов, снижается надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения. Для решения этих вопросов власти ускоряют процесс проведения реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Единственным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания. Поскольку темпы роста затрат на жилищно-коммунальные услуги опережали темпы инфляции, доля бюджетных дотаций на содержание жилищного фонда и на покрытие разницы в ценах на тепло­вую энергию в муниципальных бюджетах не уменьшилась. Эта ситуация по­требовала увеличения конечного срока перехода предприятий жилищно-коммунального хозяйства на самоокупаемость с 5 до 10 лет. Если на предыдущем этапе реформирования жилищно-коммунального хозяйства увеличе­ние доли затрат, покрываемых за счет платежей населения, происходило в основном путем повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, то на новом этапе целесообразно сосредоточить усилия на рационализации и снижении издержек производителей услуг, поскольку есть все основания по­лагать, что опережающий инфляцию рост стоимости жилищно-коммунальных услуг был в значительной степени связан с монополией пре­доставляющих их организаций.

Цель дипломного исследования – показать реформу жилищно-коммунального хозяйства.

При написании работы были решены следующие задачи:

- рассмотреть стратегию жилищной политики и развития правового обеспечения ЖКХ;

- изучить современную рыночную модель развития ЖКХ;

- проанализировать состояние жилищно-коммунального хозяйства Борского района;

- предложить пути совершенствования жилищной реформы на муниципальном уровне.

Предмет исследования – жилищно-коммунальное хозяйство.

Объект исследования - жилищно-коммунальное хозяйство Борского района.

Работая над дипломом, нами были использованы первичные данные управления жилищного хозяйства и благоустройства г. Бор, а также материа­лы Госкомстата, постановления и распоряжения главы администрации г. Бор в сфере коммунального хозяйства.

Учитывая все вышеизложенное, мы в своем дипломном проектировании поставили главную цель - для нормальной работы всей жилищно-коммунальной сферы г. Бор необходимо - совершенствовать систему управления, эксплуатации и контроля.

 

Заключение

 

В результате реализации намеченных мер произойдет существенное уменьшение бюджетных дотаций, связанных с жилищным сектором, и, одновременно, увеличение частных инвестиций в этот сектор. Благодаря расширению платежеспособного спроса возрастут объемы жилищного строительства, его структура в большей степени станет отвечать спросу потребителей. Экономическое оживление в жилищном секторе окажет положительное влияние на ситуацию в смежных секторах экономики. Ситуация на рынке труда также улучшится вследствие повышения мобильности рабочей силы. В целом  жилищный сектор экономики станет более быстро  реагировать на изменения экономической ситуации, что позволит всем субъектам рынка более эффективно и адекватно приспосабливаться к происходящим изменениям.

Создание рынка земли и недвижимости  и установление правовых основ землепользования и застройки необходимы для укрепления гарантий и стимулирования притока частных инвестиций в жилую недвижимость и жилищное строительство, позволит экономическими методами добиться эффективного использования земли и иной недвижимости в целях удовлетворения жилищных потребностей граждан.

Произойдет перелом в отношении населения к потреблению жилья и коммунальных услуг – установка на экономное и рациональное ресурсопотребление станет преобладающей. Этот процесс произойдет тем менее болезненно, чем более активно будут внедряться технологии, делающие возможным не только поквартирный учет объемов потребляемых ресурсов, но и возможность регулирования потребления, а также возможность мобильного изменения домохозяйством своих жилищных условий в результате изменения объективных потребностей.

За последние годы в стране сформировался слой людей, которые способны своими силами решать свои жилищные проблемы, если им будет предложен соответствующий стимулирующий механизм. Создание механизмов ипотечного кредитования, доступных для этой категории населения, способно превратить эту категорию из пассивных участников очереди на получение государственного или муниципального жилья в активных участников жилищного рынка. Одновременно возрастают шансы на получение государственного и муниципального жилья среди очередников, не имеющих возможности мобилизовать собственные средства для решения жилищной проблемы. Результатом может быть рост удовлетворенности и общественной активности обеих групп населения, что будет содействовать формированию среднего класса, расширению социальной базы поддержки власти. 

Из всего сказанного по практической части работы можно сделать вывод:

1.     управления жилищно-коммунальным хозяйством г. Бор и создание службы «Заказчика» будет способствовать улучшению работы жилищно-коммунальных предприятий, так как служба «Заказчика» дает возможность осуществлять комплексное развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города, так как вся информация будет сосредотачиваться в одном месте;

2.     переход на договорные отношения приведет к установлению равно­правия всех субъектов этих правоотношений. Покупатель имеет свободу вы­бора в приобретении жилищно-коммунальных услуг, а их продавец будет обязан стремиться к производству продукции более высокого качества, «За­казчик» же здесь выступает в роли третейской стороны;

3.     ускорить процессы демонополизации в отрасли путем разго­сударствления ремонтно-эксплутационных предприятий и передачи жилищ­ного фонда в трастовое управление управляющим организациями непосред­ственным собственникам жилья – товарищества собственников жилья;

4.     сформировать условия для привлечения дополнительных источников финансирования на содержание, ремонт и реконструкцию жилищной фонда, в частности путем эффективного использования жилищной собственности (земельного участка, жилых и нежилых помещений);

5.     стимулировать установку приборов, потребляемых коммунальных услуг (тепла, воды, газа), так как их реальный объем потребления оказывается значительно меньше рассчитываемого по нормативу и соответственно оплачиваемого проживающими;

6.     создавать товарищества собственников жилья на этапе организации строительства жилых зданий, что сразу определяет форму управления жилым зданием, а также дает возможность инвесторам - будущим собствен­никам жилья - самим определять уровень комфортности проживания и сти­мулирует их инвестиционную активность;

7.     особое внимание следует уделить развитию инфраструктуры районов жилой застройки на основе рыночных методов. Необходимо стимули­ровать приток инвестиций в инфраструктуру, связанную с жилищным секто­ром за счет коммерческих структур, организаций и населения, и тем самым избавить муниципалитеты от необходимости финансирования большей части капитальных вложений из текущего бюджета.

8.     необходим жесткий контроль со стороны органов местного само­управления за тем, чтобы в тарифы для населения не включались необосно­ванные затраты, связанные с монопольным положением жилищно-коммунальных организаций;

9.     контроль за деятельностью предприятий ЖКХ и состоянием жилья и коммунальных объектов;

10.  совершенствование программы жилищных субсидий малообеспечен­ным категориям граждан для более целевого расходования средств, направ­ляемых на социальную защиту.

Библиография

 

1.     Конституция РФ. М., 1995г.

2.     Гражданский кодекс РФ (ред. от 21.07.2005).  – М.: Приор, 2005.

3.     Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (с изм. и доп. от 01.02.2007г.)

4.     Закон «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.92г. № 4219-1.

5.     Указ Президента РФ от 29.04.97г. №425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства РФ».

6.     Указ Президента РФ от 27.05.97г. №528 «О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства РФ».

7.     Положение о службе «Заказчика по жилищно-коммунальным услу­гам», утвержденное Постановлением Правительства РФ №935 от 21.09.93г.

8.     Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 года № 797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

9.     Постановление Правительства Нижегородской области от 04.03.2006 года № 29 «О мерах по реализации единой тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Нижегородской области».

10. Положение «Об Управлении жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Бор Нижегородской области».

11. Воронин А.Г. Финансы муниципального образования // Проблемы городов переходных экономик: Сборник статей. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2006.   

12. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством: Учеб пособие. – М.: Дело, 2007.

13. Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. - М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2007.

14. Ильин И. Условия осуществления жилищной реформы // Экономист. - 2005. - N 5.

15. Казадаев А. Реформа ЖКХ: перспективы социальной защиты населения// Предпринимательство. - 2006. - N 1-2.

16. Муниципальное управление и поддержка предпринимательства: Учебное пособие / Ю.П. Алексеев, А.Н.Алисов, Н.П. Багрова и др.; Под редакци­ей В.П. Белянского, А.Г. Воронина, Б.Т. Пономаренко. - М.: Логос, 2006.

17. Назаренко М. Реформа ЖКХ: реалии и перспектива / М. Назаренко, А. Блохнин // Жилищное и коммунальное хозяйство. - 2003. - N 3.

18. О реформировании жилищно-коммунального хозяйства России// БИКИ. - 2006. - N 25.

19. Основные направления социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу // Проект, 2006.

20. Петрова Н. Как нам реорганизовать жилищно-коммунальное хозяйство// Муниципальная экономика. - 2006. - N 2.

21. Платонова Н.А. Некоторые проблемы реализации Концепции жилищно-коммунальной реформы на современном этапе// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2005. - N 8.

22. Полежаев Л.К. Новый идеологический подход к реформе ЖКХ: Обсуждение проблем ЖКХ в Госсовете России// Жилищное и коммунальное хозяйство. - 2005. - N 7.

23. Райков А. Реформа ЖКХ: путь качества// Информация и бизнес. - 2005. - N 3.

24. Ромейко В.С. Самое слабое звено ЖКХ / В. С. Ромейко, А. Я. Добромыслов, В. Н. Исаев // Жилищное и коммунальное хозяйство. - 2006. - N 12.

25. Румянцева Е.Е. Приоритеты реформирования ЖКХ// Жилищное и коммунальное хозяйство. - 2003. - N 2.

26. Ряховская А.Н. Проблемы антикризисного управления ЖКХ в муниципальных образованиях. – М.: Проспект, 2005.

27. Ряховская А.Н. Ценообразования и тарифная политика как инструмент  антикризисного управления муниципального образования. – М.: Проспект, 2004

28. Титов А.А. Комментарий к Жилищному кодексу РФ. – М.: Юрайт, 2007.

29. Трудные шаги реформ// Жилищное и коммунальное хозяйство. - 2006. - N 3.

30. Широков А.Н. Законодательное регулирование в сфере местного самоуправле­ния // Городское управление. - 2006. - № 2.

31. Широков А.Н. Федеральное законодательство России о местном самоуправле­нии: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005.

32. Яковлев В.М. Cоциально-рыночная  модель  реформирования ЖКХ // www.edutech.rags.ru

 



Hosted by uCoz