РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 
Кафедра «Управление и маркетинга»

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

«СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РЕГИОНЕ»

 

Специальность: Государственное и муниципальное управление

 

Выполнил: студент

группы  № 326

заочного отделения

Семашкин Сергей Валерьевич

 

Научный руководитель:

доцент

Васильев А. А.

 

Нижний Новгород 

2006 г.

Аннотация

Цель исследования: рассмотреть и проанализировать основные особенности стратегического управления в регионе.

Предмет исследования – организационно-экономические и правовые отношения, возникающие в процессе разработки и реализации стратегического управления в регионе.

Структура и объем дипломного проекта: дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 33 наименования и приложений.

Во введении обосновывается актуальность, формулируются цели, задачи, определяются объект и предмет дипломного исследования.

В первой главе исследованы теоретические и методологические основы, рассмотрены принципы  стратегического управления в регионе и изучены методы определения уровня социально-экономического развития региона. 

Во второй главе проведен стратегический анализ Нижегородской области, дана ее организационно-экономическая характеристика, рассмотрена структура органов власти, проанализировано социально-экономическое положение области, выделены основные проблемы в управлении регионом и определены тенденции его развития.

В третьей главе разработаны основные предложения и рекомендации по совершенствованию стратегического управления в регионе.

В заключении обобщаются полученные научно-практические результаты дипломного проекта.

         В приложении приведены материалы, связанные со стратегическим анализом региона и разработкой предложений по усовершенствованию стратегического управления в регионе.

Дипломный проект изложен на 92 страницах, содержит 3 таблицы и 27 рисунков.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Глава 1. Теоретические и методологические основы стратегического управления регионом…………………………………………………………..6

1.1. Регион как объект государственного управления……………………….7

1.2. Принципы стратегического управления регионом…………………….10

1.3. Определение уровня социально-экономического развития региона.………………………………………………………………………..17

Глава 2. Стратегический анализ Нижегородской области.……………….24

2.1 Организационно-экономическая характеристика региона……………24

2.2. Анализ структуры органов власти Нижегородской области……………

2.3. Анализ социально-экономического положения Нижегородской

области и тенденции развития………………………………………………30

Глава 3. Совершенствование стратегического управления в

Нижегородской области……………………………………………………...48

3.1. Предложения и рекомендации по решению основных проблем в управлении регионом…………………………………………………………48

3.2. Разработка стратегии в системе регионального управления…………….

3.3. Предложения по построению информационных моделей

регионального управления…………………………………………………..66

Заключение……………………………………………………………………73

Список использованной литературы…………………………………………..

Приложения…………………………………………………………………...77

Введение

В современных условиях социально-экономического развития России необходимы нестандартные подходы в разработке и в воплощении в жизнь обновленной региональной стратегии. Все зве­нья управления должны быть нацелены на решение новых задач, на повышение эффективности системы регионального регулирова­ния. При разработке и проведении региональной стратегии, как правило, стремятся исходить из следующих базовых подходов:

1. Областная власть призвана быть активным организатором и гарантом регионального хозяйственного порядка, устанавливать «правила игры» на экономическом поле, в рамках федерального законодательства.

2. Роль государственного регулирования в начальной стадии формирования рыночной экономики должна оставаться опреде­ляющей. Только рыночные механизмы не способны обеспечить эффективно действующую экономику.

3. Достижение общественного согласия является важнейшей предпосылкой строительства демократического общества.

Трансформация системы управления предполагает создание новых управленческих структур, адекватных изменяющимся усло­виям хозяйствования, являющихся гибкими, ориентированными на достижение качественно нового социально-экономического эффек­та. Этот подход актуален как для государственного регионального управления, так и для менеджмента предприятий.

Стратегическое управление в регионе может осуществляться с помощью широкого спектра действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, расширяет возможности для тех видов экономической деятельности, в которых заинтересовано местное сообщество.  

Темпы общественно-политических и экономических преобразований в нашей стране опережают темпы изменений в практике управления регионами, городами и районами. Поэтому качественно новые проблемы развития зачастую решаются устаревшими и неадекватными методами, (сказывается наследие административно-командной системы управления). Наше государство вступило в совершенно новый этап экономических отношений, требующий пересмотра бывших традиций управления. Будущее процветание России заключено в грамотной и продуманной политике управления развитием регионов. Именно этим обусловлена актуальность выбранной темы. [2, c. 54]

Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию проекта.

Цель дипломного проекта рассмотреть реализацию стратегического управления в регионе.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить особенности управления развитием регионов.

2. Рассмотреть основные тенденции социально-экономического развития регионов.

3.Проанализировать перспективы  социально-экономического развития регионов.

4.Обосновать особо эффективные варианты управления развитием регионов.

Объект исследования – стратегическое управление в Нижегородской области.

Предмет исследования – организационно-экономические и правовые отношения, возникающие в процессе разработки и реализации стратегического управления в регионе.

Научная новизна дипломного проекта состоит в следующем:

- исследованы теоретические основы, определены принципы  стратегического управления в регионе и методы определения уровня социально-экономического развития региона;

- проведен стратегический анализ Нижегородской области, рассмотрены структуры органов власти, проанализировано социально-экономическое положение области, выделены основные проблемы в управлении регионом и определены тенденции его развития;

- разработаны основные предложения и рекомендации по совершенствованию стратегического управления в регионе.

Теоретическая и практическая значимость дипломного исследования:

-теоретическое значение результатов исследования заключается в разработке рекомендаций и мероприятий по стратегическому управлению в регионе;

- практическая значимость дипломного проекта обусловлена тем, что полученные результаты, выводы и предложения позволяют углубить основы стратегического управления в регионе и тем самым улучшить социально-экономическое положение в регионе

Структура и объем дипломного проекта: дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Теоретической и методологической основой дипломного проекта послужили работы классиков экономической науки, статистики, теории управления.

В проекте использованы материалы экономической и статистической литературы, тематических материалов периодических изданий, а также материалы, полученные в процессе практической работы автора.

Заключение

 

Многие региональные проблемы современной России превращаются в тормоз для реформ, становятся угрозой целостности Российского государства. Критической отметки достигла степень различия в уровне экономического и социального развития регионов. По прожиточному минимуму дифференциация субъектов РФ превысила пороговое значение более чем в 3 раза. Однако, существует огромный мировой опыт стратегического управления самыми различными экономическими ситуациями, этот опыт можно и  нужно использовать применительно к нашей стране.

В соответствии с целью и задачами дипломной работы можно сделать следующие выводы:

 1. Процесс формирования и становления регионального управления в России обусловлен переходом к новой модели управления социально-экономическими процессами на основе развивающихся рыночных отношений в экономике регионов. Отсюда основные задачи регионального менеджмента на настоящий момент:

·       обеспечение высокого уровня и качества жизни населения;

·       формирование условий и предпосылок перехода регионов к устойчивому развитию;

·       выработка и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики.

2. Все более значимое место в регионах занимает нематериальное производство, и эта тенденция постоянно усиливается. Нематериальное производство представляет собой преимущественную сферу занятости, преимущественное направление инвестиций и фактор процветания современного общества.

3. В управлении развитием региона целесообразно использовать современные методы регионального менеджмента – стратегическое планирование, региональный маркетинг и др. Основными факторами успеха в управлении региональным развитием становятся уровень квалификации кадров региональной администрации и рациональное использование интеллектуального потенциала консультантов по региональному развитию.

4. Динамика макроэкономических региональных пропорций современной России требует сохранения и существенного усиления действенности федерального и регионального государственного управления ими в целях укрепления целостности российского экономического пространства и сохранения социально-экономической стабильности в стране.

В ходе дипломного проекта бал проведен анализ социально-экономического положения Нижегородской области.

1. Ключевыми проблемаи Нижегородской области являются:

- Низкий уровень производительности труда

- Неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры

- Ограничения энергетической системы

- Относительно низкое качество условий для жизни

- Низкая степень интернационализации (международной кооперации)

2. Преимуществами Нижегородской области являются:

- Уникальное географическое положение

- Комплексный транспортный узел

- Условия для ведения бизнеса

- Образовательная и инновационная инфраструктура.

Анализ социально-экономического положения области и оценка тенденций развития отраслей социально-экономической сферы позволили

сформулировать следующие рекомендации по совершенствованию региональной стратегии:

Правительству области необходимо осуществлять модернизации региональной эко­номики, то есть обновления региональной экономической системы под воздействием рынка. Для этого необходимо:

¾ совершенствование форм и методов управления всех звеньев хозяйства;

¾ проведение реструктуризации экономики, в частности, фи­нансового оздоровления и адаптации отдельных предприятий и отраслей хозяйства к условиям рынка;

¾ формирование современной рыночной инфраструктуры;

¾ создание механизма мотивации к инвестированию и техниче­скому перевооружению.

В рамках усовершенствования регионального управления была предложена новая модель стратегического управления в Нижегородской области, в которой была определены генеральная стратегическая цель Администрации Нижегородской области на перспективу до 2020 года и отраслевые приоритеты.

В дипломном проекте внесено предложение по построению и внедрению информационных моделей регионального управления

В ходе исследования были рассмотрены прогнозы ключевых показателей экономики Нижегородской области до 2020 года.

Первые результаты эффективного управления развитием регионов в нашей стране уже видны, остаётся только правильно их развивать, регулировать их рост, защищать от негативных воздействий  и скоро и  наша страна ощутит результаты от прогрессивных методов управления.

Список литературы

 

1.     Бизнес-карта – 95. Промышленность. Регион Россия. Волго-Вятский район. Т.12. – М.: Бизнес-карта, 1995.

2.     Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика. – М.: Академия, 1998.

3.     Волго-Вятский экономический район. //Вестник экономики. 1997. - №14, июль. – С. 23-25.

4.     Волго-Вятский экономический район. //Вестник экономики. 1998. - №5, март. – С. 15-16.

5.     Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием.-М., 2005.

6.     Глазырин М.В. Призводственно-социальные комплексы регионов и управление ими.-М.,2004.

7.     Гутман Г.В., Лапыгин., Прилепский А.И. Экономическая безопасность региона.-М:Наука, 2005.

8.     Иванченко Л.А. Приоритеты региональной экономики.-М.,2005.

9.     Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества: Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном обществе.-М.:Academia – Наука, 2005.

10. Клоцвог Ф.Н. и др. Новые тенденции межрегиональных связей российской экономики// Проблемы прогнозирования. 2006. №2.

11. Клоцвог Ф.Н. и др. Новые тенденции межрегиональных связей российской экономики// Проблемы прогнозирования. 2006. №4.

12. Конституция Российской Федерации.-М.,2001.

13. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ президента РФ// Российская газета.2004.26 декабря.

14. Концепция перехода Российской федерации к устойчивому развитию// Российская газета.2003. 9 апреля.

15. Лазарев В.В. Региональная промышленная политика в условиях кризиса// Материалы научно-практической конференции "Российское государство и государственная служба на современном этапе". – М.,2005.с.158-161.

16. Лазарев В.В. Структурные преобразования и конверсия в регионе// Сертификация конверсия-рынок.2004.№2.с.3-5.

17. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития.- М.: УРСС, 2006.

18. Мацнев Д.А. и др. Анализ экономического взаимодействия регионов России// Проблемы прогнозирования. 2000. №5.

19. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.-М.:Дело, 2001.

20. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России. – М.: ЮНИТИ, 1999.

21. Прогнозы, проблемы, мнения. Волго-Вятский экономический район. //Информационно-аналитический журнал Дайджест - Финансы. 1998. - №1 (37), январь. – С. 22-24.

22. Региональная экономика. Учебное пособие для вузов. /Под ред. проф. Морозовой Т.Г. – М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1995.

23. Региональная экономика: Учебник для вузов; под ред.проф.Т.Г.Морозовой – 2-е изд. переработанное и дополненное – М.: ЮНИТА, 2000. 

24. Регионоведение. Учебное пособие для вузов. /Под ред. проф. Морозовой Т.Г. – М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1998.

25. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон №115 – ФЗ от 20 июля 2002 г.// Собрание законодательства РФ.2002.№30.Ст.2871(1).

26. Общий и специальный менеджмент: Учебник/Общ. Ред. А.Л.Гапоненко, А.П. Панкрухин.-М.:Изд-во РАГС, 2001.

27. Регионы России: Информационно-статистический сборник. В 2 томах. /Госкомстат России. – М., 1997

28. Регион: ресурсы местного саморазвития: Спецкурс. Выпосьмой. Научед. Алексеев Ю.П., Шпилев Б.Е. – М.:ЬСТ, 2006.

29. Тодаро М.П. Экономическое развитие.-М.:ЮНИТИ, 2004

30. Экономическая география России: Учебник Т.Г.Морозова, М.П.Победина, С.С.Шишков. М.: ЮНИТИ, 2000.

31. Экономическая география России: Учебник; Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. – М.: Гардарика. Литературное издательское агентство «Кафедра - М», 1999.

32. Экономическая и социальная география России. Учебник для вузов. /Под ред. проф. Хрущева А.Т. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1997.

33. Шумейко В.Ф. Российские реформы и федерализм.-М.,2002.

 



Hosted by uCoz