РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
«СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РЕГИОНЕ»
Специальность: Государственное и муниципальное управление
Выполнил: студент
группы № 326
заочного отделения
Семашкин Сергей Валерьевич
Научный руководитель:
доцент
Васильев А. А.
Нижний Новгород
Аннотация
Цель исследования: рассмотреть и проанализировать основные особенности стратегического
управления в регионе.
Предмет исследования – организационно-экономические и правовые отношения,
возникающие в процессе разработки и реализации стратегического управления в
регионе.
Структура и объем дипломного проекта:
дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы,
включающего 33 наименования и приложений.
Во введении обосновывается
актуальность, формулируются цели, задачи, определяются объект и предмет
дипломного исследования.
В первой главе исследованы
теоретические и методологические основы, рассмотрены принципы стратегического управления в регионе и изучены
методы определения уровня социально-экономического развития региона.
Во второй главе проведен
стратегический анализ Нижегородской области, дана ее организационно-экономическая характеристика, рассмотрена
структура органов власти, проанализировано социально-экономическое положение
области, выделены основные проблемы в управлении регионом и определены
тенденции его развития.
В третьей главе разработаны
основные предложения и рекомендации по совершенствованию стратегического
управления в регионе.
В приложении приведены материалы,
связанные со стратегическим анализом региона и разработкой предложений по
усовершенствованию стратегического управления в регионе.
Дипломный проект изложен на 92 страницах, содержит 3 таблицы и 27 рисунков.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Теоретические и методологические основы
стратегического управления регионом…………………………………………………………..6
1.1. Регион как объект государственного управления……………………….7
1.2. Принципы стратегического управления регионом…………………….10
1.3. Определение уровня социально-экономического развития региона.………………………………………………………………………..17
Глава 2. Стратегический анализ Нижегородской области.……………….24
2.1 Организационно-экономическая характеристика
региона……………24
2.2. Анализ структуры органов власти Нижегородской области……………
2.3. Анализ социально-экономического положения Нижегородской
области и тенденции развития………………………………………………30
Глава 3. Совершенствование стратегического управления в
Нижегородской области……………………………………………………...48
3.1. Предложения и рекомендации по решению основных проблем в
управлении регионом…………………………………………………………48
3.2. Разработка стратегии в системе регионального
управления…………….
3.3. Предложения по построению информационных моделей
регионального управления…………………………………………………..66
Заключение……………………………………………………………………73
Список использованной литературы…………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………...77
Введение
В современных условиях социально-экономического развития
России необходимы нестандартные подходы в разработке и в воплощении в жизнь
обновленной региональной стратегии. Все звенья управления должны быть нацелены
на решение новых задач, на повышение эффективности системы регионального
регулирования. При разработке и проведении региональной стратегии, как
правило, стремятся исходить из следующих базовых подходов:
1. Областная власть призвана быть активным организатором и
гарантом регионального хозяйственного порядка, устанавливать «правила игры» на
экономическом поле, в рамках федерального законодательства.
2. Роль государственного регулирования в начальной стадии
формирования рыночной экономики должна оставаться определяющей. Только
рыночные механизмы не способны обеспечить эффективно действующую экономику.
3. Достижение общественного согласия является важнейшей
предпосылкой строительства демократического общества.
Трансформация системы управления предполагает создание новых
управленческих структур, адекватных изменяющимся условиям хозяйствования,
являющихся гибкими, ориентированными на достижение качественно нового
социально-экономического эффекта. Этот подход актуален как для
государственного регионального управления, так и для менеджмента предприятий.
Стратегическое управление в регионе может осуществляться с помощью широкого
спектра действий, посредством которых местная администрация стимулирует
развитие экономики региона, создает новые рабочие места, расширяет возможности
для тех видов экономической деятельности, в которых заинтересовано местное
сообщество.
Темпы общественно-политических и экономических преобразований в нашей
стране опережают темпы изменений в практике управления регионами, городами и
районами. Поэтому качественно новые проблемы развития зачастую решаются
устаревшими и неадекватными методами, (сказывается наследие
административно-командной системы управления). Наше государство вступило в
совершенно новый этап экономических отношений, требующий пересмотра бывших
традиций управления. Будущее процветание России заключено в грамотной и
продуманной политике управления развитием регионов. Именно этим обусловлена актуальность
выбранной темы. [2, c. 54]
Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно
определить целевую ориентацию проекта.
Цель дипломного проекта рассмотреть реализацию стратегического управления
в регионе.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить особенности управления развитием регионов.
2. Рассмотреть основные тенденции социально-экономического развития
регионов.
3.Проанализировать перспективы социально-экономического развития регионов.
4.Обосновать особо эффективные варианты
управления развитием регионов.
Объект исследования – стратегическое управление в Нижегородской области.
Предмет исследования –
организационно-экономические и правовые отношения, возникающие в процессе
разработки и реализации стратегического управления в регионе.
Научная новизна дипломного проекта
состоит в следующем:
- исследованы теоретические основы,
определены принципы стратегического
управления в регионе и методы определения уровня социально-экономического
развития региона;
- проведен стратегический анализ
Нижегородской области, рассмотрены
структуры органов власти, проанализировано социально-экономическое положение
области, выделены основные проблемы в управлении регионом и определены
тенденции его развития;
-
разработаны основные предложения и рекомендации по совершенствованию
стратегического управления в регионе.
Теоретическая и практическая
значимость дипломного исследования:
-теоретическое значение результатов
исследования заключается в разработке рекомендаций и мероприятий по
стратегическому управлению в регионе;
- практическая значимость дипломного
проекта обусловлена тем, что полученные результаты, выводы и предложения
позволяют углубить основы стратегического управления в регионе и тем самым
улучшить социально-экономическое положение в регионе
Структура и объем дипломного проекта:
дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы,
приложений.
Теоретической и методологической основой дипломного проекта послужили
работы классиков экономической науки, статистики, теории управления.
В проекте использованы материалы экономической и статистической
литературы, тематических материалов периодических изданий, а также материалы,
полученные в процессе практической работы автора.
Заключение
Многие региональные проблемы современной России превращаются в тормоз для
реформ, становятся угрозой целостности Российского государства. Критической
отметки достигла степень различия в уровне
экономического и социального развития регионов. По прожиточному минимуму
дифференциация субъектов РФ превысила пороговое значение более чем в 3 раза.
Однако, существует огромный мировой опыт стратегического
управления самыми различными экономическими ситуациями, этот опыт можно и нужно использовать применительно к нашей
стране.
В соответствии с
целью и задачами дипломной работы можно сделать следующие выводы:
1. Процесс
формирования и становления регионального управления в России обусловлен переходом
к новой модели управления социально-экономическими процессами
на основе развивающихся рыночных отношений в экономике регионов. Отсюда
основные задачи регионального менеджмента на настоящий момент:
·
обеспечение высокого уровня и качества жизни населения;
·
формирование условий и предпосылок перехода регионов к
устойчивому развитию;
·
выработка и реализация структурной, инвестиционной и
научно-технической политики.
2. Все более значимое место в регионах занимает
нематериальное производство, и эта тенденция постоянно усиливается.
Нематериальное производство представляет собой преимущественную сферу
занятости, преимущественное направление инвестиций и фактор процветания
современного общества.
3. В управлении развитием региона целесообразно
использовать современные методы регионального менеджмента – стратегическое
планирование, региональный маркетинг и др. Основными факторами успеха в
управлении региональным развитием становятся уровень квалификации кадров
региональной администрации и рациональное использование интеллектуального
потенциала консультантов по региональному развитию.
4. Динамика макроэкономических региональных
пропорций современной России требует сохранения и существенного усиления
действенности федерального и регионального государственного управления ими в
целях укрепления целостности российского экономического пространства и
сохранения социально-экономической стабильности в стране.
В ходе дипломного проекта бал проведен анализ
социально-экономического положения Нижегородской области.
1. Ключевыми
проблемаи Нижегородской области являются:
- Низкий
уровень производительности труда
-
Неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры
-
Ограничения энергетической системы
- Относительно низкое качество
условий для жизни
- Низкая степень
интернационализации (международной кооперации)
2. Преимуществами
Нижегородской области являются:
- Уникальное
географическое положение
- Комплексный транспортный узел
- Условия
для ведения бизнеса
- Образовательная и инновационная
инфраструктура.
Анализ социально-экономического положения области и оценка тенденций
развития отраслей социально-экономической сферы позволили
сформулировать
следующие рекомендации по совершенствованию региональной стратегии:
Правительству области необходимо осуществлять модернизации
региональной экономики, то есть обновления региональной экономической системы
под воздействием рынка. Для этого необходимо:
¾ совершенствование форм и
методов управления всех звеньев хозяйства;
¾ проведение
реструктуризации экономики, в частности, финансового оздоровления и адаптации
отдельных предприятий и отраслей хозяйства к условиям рынка;
¾ формирование современной
рыночной инфраструктуры;
¾ создание механизма
мотивации к инвестированию и техническому перевооружению.
В рамках усовершенствования регионального управления была предложена новая
модель стратегического управления в Нижегородской области, в которой была
определены генеральная стратегическая цель Администрации Нижегородской
области на перспективу до 2020 года и отраслевые приоритеты.
В дипломном проекте внесено предложение по построению и внедрению информационных моделей регионального управления
В ходе исследования были рассмотрены прогнозы ключевых
показателей экономики Нижегородской области до 2020 года.
Первые результаты эффективного управления развитием
регионов в нашей стране уже видны, остаётся только правильно их развивать,
регулировать их рост, защищать от негативных воздействий и скоро и
наша страна ощутит результаты от прогрессивных методов управления.
Список литературы
1.
Бизнес-карта
– 95. Промышленность. Регион Россия. Волго-Вятский район. Т.12.
– М.: Бизнес-карта, 1995.
2.
Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика. – М.: Академия,
1998.
3.
Волго-Вятский
экономический район. //Вестник экономики. 1997. - №14, июль. – С. 23-25.
4.
Волго-Вятский
экономический район. //Вестник экономики. 1998. - №5, март. – С. 15-16.
5.
Гапоненко
А.Л. Управление экономическим развитием.-М.,
2005.
6.
Глазырин
М.В. Призводственно-социальные комплексы регионов и
управление ими.-М.,2004.
7.
Гутман
Г.В., Лапыгин., Прилепский
А.И. Экономическая безопасность региона.-М:Наука,
2005.
8.
Иванченко
Л.А. Приоритеты региональной экономики.-М.,2005.
9.
Иноземцев
В.Л. За пределами экономического общества: Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном обществе.-М.:Academia – Наука, 2005.
10.
Клоцвог Ф.Н. и др. Новые тенденции межрегиональных связей российской
экономики// Проблемы прогнозирования. 2006. №2.
11.
Клоцвог Ф.Н. и др. Новые тенденции межрегиональных связей российской
экономики// Проблемы прогнозирования. 2006. №4.
12.
Конституция
Российской Федерации.-М.,2001.
13.
Концепция
национальной безопасности Российской Федерации: Указ президента РФ// Российская
газета.2004.26 декабря.
14.
Концепция
перехода Российской федерации к устойчивому развитию// Российская газета.2003. 9 апреля.
15.
Лазарев
В.В. Региональная промышленная политика в условиях кризиса// Материалы
научно-практической конференции "Российское государство и государственная
служба на современном этапе". – М.,2005.с.158-161.
16.
Лазарев
В.В. Структурные преобразования и конверсия в регионе// Сертификация –конверсия-рынок.2004.№2.с.3-5.
17.
Лексин
В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного
регулирования территориального развития.- М.: УРСС,
2006.
18.
Мацнев Д.А. и др. Анализ экономического взаимодействия регионов России//
Проблемы прогнозирования. 2000. №5.
19.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.-М.:Дело, 2001.
20.
Морозова
Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география
России. – М.: ЮНИТИ, 1999.
21.
Прогнозы,
проблемы, мнения. Волго-Вятский экономический район.
//Информационно-аналитический журнал Дайджест - Финансы. 1998. - №1 (37),
январь. – С. 22-24.
22.
Региональная
экономика. Учебное пособие для вузов. /Под ред. проф. Морозовой Т.Г. – М.:
«Банки и биржи», ЮНИТИ, 1995.
23. Региональная экономика: Учебник для
вузов; под ред.проф.Т.Г.Морозовой
– 2-е изд. переработанное и дополненное – М.: ЮНИТА, 2000.
24.
Регионоведение. Учебное пособие для вузов. /Под ред. проф. Морозовой Т.Г. –
М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1998.
25.
О
государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития
Российской Федерации: Федеральный закон №115 – ФЗ от
20 июля
26.
Общий
и специальный менеджмент: Учебник/Общ. Ред. А.Л.Гапоненко, А.П. Панкрухин.-М.:Изд-во РАГС, 2001.
27.
Регионы
России: Информационно-статистический сборник. В 2 томах. /Госкомстат России. –
М., 1997
28.
Регион:
ресурсы местного саморазвития: Спецкурс. Вып.восьмой. Науч.ред.
Алексеев Ю.П., Шпилев Б.Е. – М.:ЬСТ, 2006.
29.
Тодаро М.П. Экономическое развитие.-М.:ЮНИТИ,
2004
30. Экономическая география России:
Учебник Т.Г.Морозова, М.П.Победина, С.С.Шишков. М.: ЮНИТИ, 2000.
31. Экономическая география России:
Учебник; Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. –
М.: Гардарика. Литературное издательское агентство
«Кафедра - М», 1999.
32.
Экономическая
и социальная география России. Учебник для вузов. /Под ред. проф. Хрущева А.Т.
– М.: КРОН-ПРЕСС, 1997.
33.
Шумейко
В.Ф. Российские реформы и федерализм.-М.,2002.