Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации

 

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Заочный факультет ускоренного обучения

 

Кафедра управления и маркетинга

 

Дипломный проект

 

 «МАРКЕТИНГ ОРГАНИЗАЦИИ»

 

Специальность:

государственное и

муниципальное

управление

Выполнил:

студентка группы 01-ГК-14

Шанаева Наталья Сергеевна

Научный руководитель:

доцент

Васильев Алексей

Алексеевич

 

 Нижний Новгород

2007г.


Аннотация

Дипломный проект состоит из введения, трех глав,  заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели и определены задачи исследования.

          В первой главе представлены теоретические и практические аспекты системы маркетинга, которые включают в себя понятия, сущность системы маркетинга организации, организационную характеристику и анализ внутренней и внешней среды организаций, анализ организационной структуры управления, функциональных областей маркетинга.

Во второй главе проанализированы система  управления, внешняя и внутренняя  среда, система маркетинга МП «Нижегородская аптечная сеть».

В третьей главе по результатам исследования в предыдущих главах определены направления совершенствования системы маркетинга МП «НАС».

            В заключении сформулированы выводы результатам исследования системы маркетинга в МП «НАС».

Список рассмотренной литературы содержит нормативные акты, различные литературные источники и несколько веб-сайтов.

       В приложении приведена анкета опроса потребителей ассортимента для животных.

Дипломная работа выполнена на 95 страницах, включает: 1 приложение,  10 таблиц, 29  литературных источников.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 5

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА ОРГАНИЗАЦИЙ.. 7

1.1 Общее понятие, сущность и содержание маркетинга организаций. 7

1.2 Сущность, цели и задачи муниципального маркетинга. 21

1.3 Маркетинг конъюнктуры рынка муниципального образования. 25

1.4 Формирование рынка медицинских услуг и организация его маркетинга в муниципальном образовании. 30

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА «НИЖЕГОРОДСКАЯ АПТЕЧНАЯ СЕТЬ». 34

2.1 Организационно-правовая характеристика объекта исследования. 34

2.2 Анализ системы управления. 40

2.3 Анализ внешней и внутренней среды.. 51

2.4 Анализ системы маркетинга. 62

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГА МП «НИЖЕГОРОДСКАЯ АПТЕЧНАЯ СЕТЬ». 75

3.1 Разработка стратегического плана маркетинга. 75

3.2 Рекомендации по совершенствованию технологии продаж.. 77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 89

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 94

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 97

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломного проекта «Маркетинг организации» обусловлена тем, что важнейшей задачей стратегического управления является установление и поддержание динамического взаимодействия организации с окружающей средой, призванное обеспечить ей преимущества в конкурентной борьбе, что достигается за счет предоставления покупателю продукта фирмы. Поэтому маркетинг объективно занимает позицию одной из ведущих функций стратегического управления.

Для целого ряда организаций в зависимости от того, какие они преследуют цели и какие реализуют стратегии, маркетинг является ключевой функцией, обеспечивающей их успешное функционирование. Для аптечных сетей, занимающихся розничной торговлей, маркетинг имеет особо важное значение,  поскольку для реализации наиболее характерной для этого рынка стратегии интенсивного роста требуются достаточно большие маркетинговые усилия и соответственно весомые финансовые вложения, ведь сущность товара аптечной сети – это удовлетворение потребностей потребителей в здоровье и красоте.

Цель дипломного проекта – исследование практики  маркетинга на примере муниципального предприятия «Нижегородская аптечная сеть».

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить теоретические основы маркетинга организаций.

2.Охарактеризовать исследуемое муниципальное предприятие.

3.Рассмотреть систему управления исследуемым муниципальным предприятием.

4.Исследовать систему маркетинга МП «Нижегородская аптечная сеть».

5.Определить направления совершенствования маркетинга МП «Нижегородская аптечная сеть».

Объект исследования – муниципальное предприятие  «Нижегородская аптечная сеть» (далее по тексту МП «НАС»).

Предмет исследования - система маркетинга МП «НАС».

Методы исследования: сбор, группировка, обобщение, систематизация и анализ информации, методы, основанные на использовании знаний и интуиции, формализованное представление о системе муниципального маркетинга.

Дипломный проект содержит три главы, заключение, библиографию и  приложения.

Во введении обоснована актуальность темы, обозначена цель и задачи, определены объект, предмет и методы исследования.

В первой главе представлены теоретические и практические аспекты системы маркетинга, которые включают в себя понятия, сущность системы маркетинга организации, организационную характеристику и анализ внутренней и внешней среды организаций, анализ организационной структуры управления, функциональных областей маркетинга.

Во второй главе проанализирована система маркетинга МП «НАС».

В третьей главе по результатам исследования в предыдущих главах предлагаются экономически обоснованные мероприятия по совершенствованию управления маркетингом МП «НАС».

Завершена работа заключительной статьей, где описан ход исследования, методы и выводы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты выполнения дипломного проекта  позволяют сделать следующие выводы:

Маркетинг как концепция управления предприятием, ориентированная на овладение рынком, возник за рубежом, и, следо­вательно, в ходе экономической реформы необходима его конвер­тация в структуру российской ментальности и инфраструктуру.

         Функциональная область маркетинга состоит из трех круп­ных функциональных блоков:

1) исследование рынка;

2) производ­ство продукции, соответствующей структуре запросов;

3) сбыт.

Основная функция (предназначение) маркетинга заключается в познании истинных нужд и — на основе последних достижений в области науки, техники, технологий — в создании новых потреб­ностей, удовлетворяющих прежние нужды на более высоком потре­бительском уровне.

Муниципальный маркетинг - это организуемый органами муниципальной власти и управления систематизированный процесс, направленный на определение, прогнозирование и удовлетворение потребностей жителей муниципального образования в товарах и услугах.

В качестве цели управления муниципальным образованием. предлагается принципиальная схема маркетинговых исследований в муниципалитете, предполагающая единство подходов к анализу различных уровней экономики на основе специально разработанной для этих целей системы показателей. Наиболее важным направлением эволюции методологии муниципальных маркетинговых исследований является расширение круга учитываемых факторов, более полный учет местных особенностей, интересов и потребностей населения, а также многокритериальный подход к оценке рациональности развития промышленной и непромышленной сфер муниципального образования. Совершенно новыми для регионов являются исследование и прогнозирование процессов формирования муниципальных услуг здравоохранения. Поэтому необходимо проводить маркетинговое исследование конкретных нужд потребителей статистической информации, изучать специфику вопросов, над которыми работают руководители и исполнители на уровне области и ее районов. Нужно разрабатывать хорошо продуманную политику информатизации на уровне области, как части информационного пространства России.

Маркетинг в управлении - этот вопрос в теории и практике, который в России пока решается медленно. Маркетинг в сфере управления должен объединять и интегрировать все виды управленческой деятельности, которые основываются на выявлении и учете потребностей и интересов как всего общества в целом, так и отдельных социальных слоев и групп населения, на стимулировании полезных обществу новых потребностей и интересов. Отдельные социальные группы и слои населения должны видеть, что действия структур управления приводят к комплексному эффекту удовлетворения их нужд, запросов и потребностей. Однако, это возможно только в том случае, если управляющие системы будут способны проводить маркетинговые исследования с целью выявления ожидаемых последствий этапов прогнозируемых циклов в социально-экономической и политической среде и выбирать приоритетные направления этих исследований. Такими приоритетами, как показывают исследования, являются: кадровый и политический маркетинг, маркетинг жилищной сферы, маркетинг услуг образования и здравоохранения.

Согласно Международному кодексу деятельности по исследованию маркетинга такая работа заключается в объективном сборе и анализе добровольно полученной информации в отношении рынков потребителей, ресурсов, товаров и услуг.

Исследованное в дипломном проекте МП «НАС» является самостоятельным хозяйствующим субъектом коммерческой   организацией,     не   наделенной   правом   собственности   на   имущество, закрепленное за ней собственником имущества МП «НАС». Полномочия собственника МП «НАС» от имени города Нижнего Новгорода осуществляются главой администрации города Нижнего Новгорода и структурными подразделениями администрации города Нижнего Новгорода в соответствии с возложенными на них полномочиями, определенными нормативно-правовыми актами главы администрации города Нижнего Новгорода.

В своей деятельности МП «НАС» руководствуется настоящим уставом и действующим законодательством.

МП «НАС» создано для осуществления уставной деятельности по производству продукции (товаров), выполнению работ и оказанию услуг в целях решения социальных задач (в том числе реализации фармацевтических товаров, изделий медицинского назначения и услуг по минимальным ценам).

На развитие МП «НАС» в той или иной мере влияют различные факторы окружающей среды.  Поведенный анализ этих факторов позволил выявить их возможности и угрозы.

Для аптечных сетей, занимающихся розничной торговлей, маркетинг приобретает особо важное значение,  поскольку для реализации наиболее характерной для этого рынка стратегии интенсивного роста требуются достаточно большие маркетинговые усилия и соответственно весомые финансовые вложения, ведь сущность товара аптечной сети – это удовлетворение потребностей потребителей в здоровье и красоте.

Фактический товар: МП «НАС» предлагает потребителям широкий ассортимент лекарственных препаратов, косметики, детского питания и др парафармацевтики. Добавленный товар - безрецептурный товар, компетентные фармацевты МП «НАС» всегда помогут подобрать необходимый дадут грамотные пояснения (в т. ч. и по телефону) как им пользоваться и чего избегать. Все более перспективной группой становятся средства для животных. Ассортимент достаточно широкий постоянно ведется работа по созданию новых ассортиментных групп.

Проведенное маркетинговое исследование позволило выявить сильные и слабые стороны в области сервиса и ассортимента аптечной сети, преимущества и недостатки ценовой политики. Был, подвергнут аудиту такой инструмент маркетинга как продвижение - позволяющее аптечной сети заявить о себе. Также было проведено исследование рекламной активности, которое также позволило определить ее достоинства и недостатки.

Результат исследования выявил, что в МП «НАС» пока не уделяется большое внимание мерчендайзингу, не ищутся новые решения. Например: во время праздников и не только, можно некоторые парафармацевтические товары упаковывать в подарочную упаковку, активно использовать прикассовую зону.

По результатам анализа были сформированы предложения по совершенствованию системы маркетинга.

МП «НАС» должна точно избрать стратегически выгодный для себя рынок. Используя свои потенциальные возможности МП «НАС» должно стабильно действовать в соответствии с имеющимися ресурсами, в течение длительного времени в своей рыночной нише.

Для этого следует поставить перед МП «НАС цели стратегического маркетинга. На практике реализовать несколько стратегий, т.е. применять комбинированные стратегии, содержащие сочетание действий из разных стратегий, усовершенствовать технологию продаж.

Суть механизма любых мероприятий по совершенствованию продаж - заинтересовать сознание в чем-либо полезном или интересном для человека и убедить купить это. Чтоб покупатель заинтересовался и купил что-то полезное и интересное следует помогать покупателю и упрощать его процесс выбора, предложив ему выбирать и оценивать товар так, как ему проще и приятнее это делать.

Способы  помощи  потребителю в том  порядке,  в котором следует их рассматривать следующие:

·        мерчендайзинг   (ассортимент   и   выкладка   товара)   в торговых точках;

·        рекламные материалы в аптеках;

·        промо-акции в торговых точках;

·        работа с торговым персоналом (его стимулирование, обучение и выработка лояльности к производителю).

Таким образом, цель дипломного проектирования - изучение теории и исследование практики  маркетинга на примере муниципального предприятия «Нижегородские аптечные сети», определение пути совершенствования маркетинга в свете требований современной рыночной экономики и муниципального управления  экономической деятельностью организаций, достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Акимова Т.А. Теория организации: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. -   ИНФРА-М, 2005. - 648 с.

2.     Багиев Г.Л., Тарасевич Т.А., Анн Г. Маркетинг: Учебник - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 876 с.

3.     Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник. – М.: КНОРУС, 2005.

4.     Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз, М.: Финансы и статистика, 2001.

5.     Бендина Н.В. Система маркетинговых исследований // Маркетинг / автор-составитель Н.В.Бендина: М., 2003.

6.     Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - М.: Гардарика,2002.- 296с.

7.     Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и прак­тика. - 2-е изд. - М.: Финпресс, 2000. - 464 с.

8.     Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник - 2-е изд. - М.: Финпресс, 2003. - 688 с.

9.     Годин А.М. Маркетинг: Учебник – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.

10. Данько Т.П. Управление маркетингом. М.: ИНФРА-М, 2001.

11. Дибб С., Симкин Л. Практическое руководство по сегментации рынка / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.

12. Д Дойль П. Управление маркетингом и стратегия / Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. - 552с.

13. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.

14. Завгородняя А.А., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. СПб.: Питер, 2002.

15. Кембл П., Стоун М., Вудок Н. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. Перевод с английского В.Егорова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

16. Котлер Ф. Маркетинг: Учебник - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 1156 с.

17. Масюта С.А. Корпоративное управление: опыт и проблемы. - М.: Финстатинформ,2003.-280с.

18. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под  ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. - 2-е изд. - Н. Новгорода: НИМБ, 2004. - 526 с.

19. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. ., 2000.-704 с.

20. Мурахтанова Н.М. Маркетинг: Учебное пособие / Н.М.Мурахтанова, Е.И. Еремина – М.: Издательство Центр «Акакдемия»; мастерство, 2002.

21. Маркетинг: учебник / А.Ф.Барышев. 2-е издание, М.: Издательский центр. Академия, 2002.

22. Маркетинг / Под ред. А.Н. Романова. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

23. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / Под ред. В.А. Алексунина. - М.: Дашков и К., 2005. - 716 с.

24. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Экономика, 2005. - 605 с.

25. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2001 г.

26. Четвертон П.С. Теория и практика современного маркетинга – Пер. с английского В.Егорова – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

27. Ф.Котлер Основы маркетинга. Пер. с англ. – 2-е издание – М.: СПб, 2002.

28. Федько В.П. Маркетинговые исследования. Ростов-на-Дону, 2002.

29. Шмидт Р.А., Райт Х. Финансовые аспекты маркетинга / Пер. с англ. М.:ЮРИТИ-ДАНА, 2000.

 



Hosted by uCoz