РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего  профессионального образования

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

 

Заочный факультет ускоренного обучения

 

Кафедра  управления и маркетинга

 

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФОРМ  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

 (НА ПРИМЕРЕ БОРСКОГО РАЙОНА)

 

Специальность: ГМУ

Выполнила: студент

группы 321

Сиземова Татьяна  Евгеньевна

Научный руководитель:

доцент Васильев А.А.

г. Нижний Новгород

2007г.


Аннотация

 

Дипломный проект состоит из введения, трех глав,  заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели и определены задачи исследования.

В первой  главе  определено   место здравоохранения в социальной сфере.  Рассмотрена система здравоохранения РФ в условиях рыночной экономики, проанализировано состояние системы здравоохранения РФ на современном этапе. 

Во второй главе проведено исследование муниципальной   системы здравоохранения на примере Борского района Нижегородской области. Рассмотрено состояние системы здравоохранения  Борского района. Показана структура  Муниципального учреждения  здравоохранения Борского района. По результатам анализ выделены положительные и отрицательные моменты в работе муниципальных органов здравоохранения по реализации национального проекта в сфере здравоохранения.

В третьей главе рассмотрены мероприятия по  совершенствованию управления муниципальной системой здравоохранения в РФ. Выделены направления решения проблем здравоохранения в  Борском районе.

В заключении на основе выводов даются конкретные предложения по совершенствованию разработки, финансирования и реализации целевых программ на муниципальной уровне.

Приводится список  рассмотренной литературы и нормативных актов.

В приложении приведены статистические данные  показателей в сфере здравоохранения в целом по РФ.


Оглавление:

 

Введение___________________________________________________________4

Глава 1.  Система здравоохранения Российской   Федерации

 

1.1. Система здравоохранения РФ в современных условиях и ее

         проблемы _____________________________________________7

1.2. Структура здравоохранения______________________________23

1.3. Регулирование здравоохранения на современном этапе_______36

 

Глава 2. Анализ системы муниципального  здравоохранения

 

2.1. Состояние системы здравоохранения  в Борском районе______48

2.2. Структура управления здравоохранением в Борском районе___59

2.3. Существующие проблемы здравоохранения Борского

                 района_______________________________________________ 68

 

Глава 3. Развитие  муниципальной системы здравоохранения

 

3.1. Реализация целевых программ в Борском районе____________76

3.2. Реализация национального проекта «Здоровье» в Борском районе

3.3. Перспектива развития здравоохранения в  Борском  

         районе_______________________________________________88

 

Заключение_______________________________________________105

Литература_______________________________________________110

Приложения _____________________________________________ 112

 


Введение

Для любого государства стабильное положение системы здравоохранения является одной из главных задач. Уровень медицинского обслуживания – показатель благосостояния страны в целом.

Вопросы здравоохранения в России приобретают в последние годы все бόльшую важность. И дело не только в том, что поддержание здоровья населения в стране стало стратегической задачей с точки зрения обеспечения национальной безопасности в связи с неблагоприятной демографической ситуацией и ростом заболеваемости населения. Проблема обеспечения здоровья населения, традиционно рассматривается как в социальном (качество и уровень жизни), так и в экономическом ( обеспечение способности к производительному труду) аспектах. В настоящее время организация здравоохранения как системы приобрела самостоятельную значимость для российских реформаторов, в том числе и политическую, особенно в условиях административной реформы. Дореформенные изменения в здравоохранении России были связаны с двумя процессами: введением обязательного медицинского страхования; децентрализацией финансирования и управления здравоохранением, повышением роли субъектов Федерации и местных органов власти в решении проблем в области охраны здоровья населения.

Для России период после распада Советского Союза был одним из самых сложных в истории, а на сегодняшний день состояние отечественного здравоохранения вызывает уже не тревогу, а скорее ужас.

В общественно-политической жизни произошли коренные изменения, экономика перешла на рыночные рельсы. Все это не могло не затронуть такую важнейшую для жизни общества сферу как здравоохранение.

Определяющее влияние социально-экономических факторов на показатели здоровья населения проявилось особенно отчетливо и на общероссийском, и на региональном, и на местном уровне.

Для первой половины 90-х годов были характерны экономическая депрессия, падение жизненного уровня большей части населения, социально-политические проблемы, усиление миграционных процессов, рост преступности, резкая смена привычных жизненных ориентиров, психологическая неуверенность в завтрашнем дне. Это явилось источником небывалых стрессовых напряжений, сопровождавшихся серьезными медико-демографическими проблемами.

В начале 90-х годов уменьшилось и без того скудное финансирование отрасли.

Осуществление необходимой в целом децентрализации разрушило вертикаль управления здравоохранением.

Резко сократились централизованные поставки в медицинские учреждения лекарственных средств и медицинского оборудования, а высокий уровень инфляции привел к безудержному росту цен, в том числе на медицинскую технику и лекарственные средства, существенно затруднив их приобретение учреждениями здравоохранения.

Разрушилось единое научное пространство, в определенной степени утратилась взаимосвязь между отдельными научными учреждениями и специалистами, значительно снизилось финансирование как фундаментальных, так и прикладных научных исследований, что привело к некоторому снижению научного потенциала здравоохранения.

Тем не менее, нельзя не отметить тот факт, что и прежняя система здравоохранения имела существенные недостатки:

     ориентация на экстенсивные показатели,

     отсутствие действенной мотивации труда,

     сверхцентрализация управления,

     определенная догматичность организационных форм,

     чрезмерное ограничение самостоятельности руководителей учреждений здравоохранения,

     несовершенство системы финансирования, хозяйственных отношений,

     изоляция от достижений мировой науки и практики.

Безусловно, обозначенные проблемы оказывают сдерживающие влияние на эффективность деятельности системы здравоохранения, и, как следствие, ситуация в состоянии здоровья населения и здравоохранении привела к необходимости принимать неотложные меры в части охраны здоровья населения как на общероссийском, так и на региональном уровне.

В этих условиях особую практическую значимость приобретают исследования в области повышения эффективности функционирования системы здравоохранения.

Необходимость реструктуризации здравоохранения обусловлена изменениями, происходящими в экономике страны. Прежде всего, это связано со спадом производства, резким сокращением финансовых средств, выделяемых на охрану здоровья, с ухудшением социально-экономического положения (обнищание большей части населения) и, как результат, появление медико-демографического кризиса.

Нам выпало жить в эпоху перемен в социальном, политическом, экономическом устройстве в обществе, в стране, в мире. Хотим мы этого или нет, проклятье это или везенье, но, если уж перемен не избежать, хотелось бы, по крайней мере, проводить их разумно.

Во многих странах население неудовлетворенно своим здравоохранением. И, что естественно, в этих странах делаются попытки свою медицину реформировать. Что при этом примечательно - тратит ли страна на здравоохранение 14% валового национального продукта или менее 1%, проблемы их схожи - как использовать имеющиеся средства наиболее эффективно.

Что же касается непосредственно реформ, то тут можно выделить два направления: первое - от свободы рынка медицинских услуг к большей плановости и нормируемости; второе, характерное для пост-социалистических стран - от планово-командной централизованной системы к внедрению элементов рыночного регулирования.

Все перечисленное говорит об актуальности выбранной темы.

Цель данной работы – проанализировать  процесс реформирования здравоохранения на муниципальном уровне.

Эта цель последовательно реализуется в следующих задачах:

1. Охарактеризовать  систему здравоохранения РФ в современных условиях и выявить ее  проблемы .

2. Рассмотреть  структуру здравоохранения РФ.

3. Проанализировать регулирование здравоохранения на современном этапе.

4.  Рассмотреть структуру управления здравоохранением в Борском районе.

5. Дать анализ состояния системы здравоохранения  в Борском районе.

6. Выявить общие  проблемы здравоохранения Борского района.

7. Выявить проблемы и недоработки в процессе реализации целевых программ в Борском районе.

8. Наметить перспективы развития здравоохранения в Борском  районе.

9. На основе аргументированных выводов дать предложения по

Объектом исследования является совокупность отношений и связей в системе здравоохранения гор, предметом исследования – проблемы повышения эффективности ее функционирования на муниципальном уровне.

Заключение

Эффективность функционирования системы здравоохранения определяется воздействием на нее экономических, экологических и социальных регулирующих и управляющих воздействий, а также внешних возмущающих факторов, причем, в отличие от других отраслей народно-хозяйственного комплекса, в здравоохранении основная роль принадлежит социальным регуляторам, так как во главе процесса общественного развития находится человек с его социальными запросами. В сущности механизм охраны здоровья и нацелен на создание условий для творческой реализации возможностей человека. Однако в настоящее время, когда здоровье общества и отдельного человека рассматривается не только как медицинская, но и как социально-экономическая   категория,   оказывающая   непосредственное влияние на эффективность труда и производства в других   сферах народного хозяйства, актуальность и сложность проблемы охраны здоровья значительно возросла. Демократизация общественной жизни выдвинула в число первоочередных проблему гуманизации отечественного здравоохранения, а рост затрат на поддержание и укрепление здоровья граждан привел к необходимости решения такой экономической задачи в сфере здравоохранения, как определение стоимости охраны здоровья общества и цены здоровья с учетом взаимозаменяемости и взаимодополняемости направлений здравоохранительной деятельности.

Отрасль здравоохранения в настоящее время переживает переходный период, начавшийся вместе с коренными изменениями во всех сферах жизни государства более десяти лет назад, что, разумеется, не могло сказаться на качестве функционирования системы здравоохранения как на уровне страны в целом, так и на уровне регионов. Наряду с этим резко ухудшилась  медико-демографическая ситуация в стране, ощутимо снизился жизненный уровень большей части населения. Реформы ударили по финансированию отрасли и по вертикали управления, которая была фактически разрушена.

Положение относительно улучшилось после принятия в 1997 году Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Постепенно активизировалась деятельность по профилактике заболеваний. Были внедрены современные методы профилактики, диагностики и лечения наряду с повышением эффективности использования ресурсов в здравоохранении. Впервые была введена программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью.

Несомненным прорывом стало использование в управлении здравоохранением методов стратегического планирования, результатом которого явилось принятие большого количества федеральных целевых программ, направленных на решения наиболее остро стоящих перед отраслью проблем. На основе принятых федеральных программ разрабатываются региональные целевые программы, проектируемые с учётом специфики конкретного субъекта федерации.

Проблему недостаточного финансирования отрасли призван решить принятый Закон об обязательном медицинском страховании. Введение системы медицинского страхования позволило кардинально изменить подход к финансированию здравоохранения. Наряду с положительными результатами работы системы существует, конечно, и немалый спектр  проблем различного уровня, последовательное и грамотное разрешение которых необходимо для выполнения задач, возложенных на систему медицинского страхования.

Актуальность проблемы совершенствования системы управления муниципальным здравоохранением обусловлена деградирующими процессами. Их причинами является:

Декларативность проводимых государством реформ;

Несогласованность их с общеэкономическим положением в стране и реальными экономическими условиями в регионах;

Отсутствие четкой единой политики государства в области здравоохранения.

Следует отметить, что проводимые преобразования в здравоохранении порой ведут к потере конкретного пациента, оставленного один на один с возрастающими проблемами лекарственного и медицинского обеспечения. Устранению вышеназванных противоречий в определенной мере способствовала разработанная министерством России концепция развития здравоохранения. Она дала установку на формирование единой согласованной системы законодательства здравоохранения. Это позволило нам уже сейчас модернизировать структуру управления отраслью на основе единства целей федерального, регионального и муниципального уровня.

Проведённый анализ системы здравоохранения Борского района  выявил наряду с несомненно положительными тенденциями массу проблем и недоработок в процессе реализации программ по реформированию отрасли и показал необходимость внедрения новых подходов к реализации программ федерального уровня, а именно – программно-целевого метода с учётом  региональной специфики системы здравоохранения области.

Выделим приоритетные направления развития системы   здравоохранения  в Борском районе:

Обеспечение кадрами и повышение уровня заработной платы первичного медицинского звена, т.е. участковых врачей и медсестер.

Улучшение качества оказания медицинской помощи службами "Скорой помощи".

Обеспечение лечебных учреждений Борского района хорошим импортным оборудованием, которое позволит в короткие сроки проводить необходимые обследования на уровне района (поставка двух химических анализаторов производства США и Японии), которое будет финансироваться за счет средств федерального бюджета. Один из них будет установлен в городской больнице №1 на Стеклозаводе, второй – в районной поликлинике. Эти автоматы работают очень быстро и позволяют производить одновременно сразу несколько исследований: например, определяют уровень сахара, холестерина и прочих параметров  крови. Кроме того, ожидается поступление в район аппаратов УЗИ ( в т.ч. и переносных), фибро-гастроскопов ( в городскую больницу №1 и в ЦРБ), кардиомониторов, цифрового флюорографа ( в городскую больницу №1).

Подготовка проектной документации на получение и установку маммографа для Центральной районной поликлиники.

Получение новых 8 автомобилей "Газель" и 1 реанимобиля  для станции "Скорой медицинской помощи", оборудованных всем необходимым для оказания квалифицированной медпомощи.

За счет средств федерального бюджета в 2007г. продолжение строительства хирургического корпуса, расположенного на территории ЦРБ и завершить его строительство в течение ближайших двух лет (Сумма составляет около 200млнуб.)

Основным направлением в области здравоохранения в Борском районе на 2007г. будет выполнение территориальной программы гарантий по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью в соответствии с постановлением РФ от 11.09.98 №1096-г  "Об утверждении программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью".

Для этого необходимо:

1. Продолжить работу по реструктуризации и оптимизации работы коечного фонда, приведя его в соответствие с реальной потребностью населения при оказании стационарной медицинской помощи. Продолжить реорганизацию сети поликлинической службы сельских участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов.

2. Продолжить реализацию программы мероприятий по внедрению стационар-замещающих технологий в ЛЛПУ района.

3. Продолжить работу по осуществлению ведомственного контроля качества медицинской помощи, ввести в действие критерии оценки работы участковой  службы.

4. Продолжить работу по развитию системы платных услуг в объемах, необеспеченных бюджетным финансированием.

5. Организовать закупку медикаментов для ЛПУ района на конкурсной основе с целью экономии денежных средств.

6. Продолжить работу по укреплению материально-технической и лечебной базы учреждений здравоохранения, в том числе:

-         строительство объектов здравоохранения (хирургический корпус ЦРБ, противотуберкулезный диспансер);

-         полная реконструкция Борского родильного дома согласно современным требованиям;

-         обновление парка автомашин в ЛПУ района;

-         приобретение нового медицинского оборудования для ЛПУ района, в том числе получение оборудования в рамках приоритетного нацпроекта "Здоровье" на сумму 12 млнублей

7. Развивать работу учреждений здравоохранения района в системе добровольного медицинского страхования.

8. Продолжить выполнение мероприятий программ "Сахарный диабет", "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом", "Профилактика ВИЧ-инфекции"

 Литература:

 

1.          Баранов А. А., Альбицкий В. Ю. Социальные и организационные проблемы педиатрии. М.: Издательский дом «Династия», 2003

2.        Величковский Б. Т. Реформы и здоровье населения страны. М. – Воронеж: Истоки, 2002.

3.        Венедиктов Д. Д. Здравоохранение России. Кризис и пути преодоления. М.: Медицина, 1999

4.        Вялков А. И. О задачах Минздрава России по развитию здравоохранения Российской Федерации на среднесрочную перспективу / Здравоохранение России. Федеральный справочник. М.: Родина ПРО, 2003.

5.        Кучеренко В.З. Российское здравоохранение: вхождение в рынок. С.-Птб., 2003

6.        Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002

7.        Лучкевич В.С.. Основы социальной медицины и управления здравоохранением, Санкт-Петербург, 1997г.

8.        Поляков И.В., Зеленская Т.М., Ромашов П.Г.,. Пивоварова Н.А. Экономика здравоохранения в системе рыночных отношений. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 1997.

9.        Поляк Г.Б.  Бюджетная система России. М. : ИФНРА-М, . 2003

10.      Селезнев В.Д., И.В. Поляков. Экономические основы воспроизводства здоровья населения в условиях переходной экономики. Санкт-Петербург, 1996г.

11.      Родионова В.Н. Менеджмент в здравоохранении в новых экономических условиях //Экономика и управление здравоохранением /под ред. Ю.П. Лисицына. - М., 1993,

12.      Решетников А.В. Экономика здравоохранения. М. Знание, 2004.

13.      Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г. и др.  Экономика и управление здравоохранением. М. : ИНФРА-М,  2002

14.      Семенов В. Ю. Экономика здравоохранения. М.: МЦФЭР, 2004

15.      Синельников-Мурылев С., Главацкая Н. Российская экономика в 2004 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 26). Серия: Российская Экономика: Тенденции и Перспективы/ Редакционная коллегия: Е. Гайдар (главный редактор). Дата публикации: 25.03.2005 г. – http://www.iet.ru/

16.      Шевченко Ю. Л. Здравоохранение Российской Федерации на рубеже веков. М., 2001

17.      Щепин О. П., Стародубов В. И., Линденбратен Л. Л., Галанова Г. И. Методологические основы и механизм обеспечения качества медицинской помощи. М.: Медицина, 2002.

18.      Шиленко Ю.В., Райзберг Б.А., Вялков А.И. Управление и экономика здравоохранения. М., 2002

19.      Гиляревский С.Р. Современные принципы анализа экономической эффективности медицинских вмешательств// Экономика здравоохранения, 2002, №9

20.      Денисов И. Н. Общая врачебная практика (семейная медицина): перспективы развития // Здравоохранение.–  2003. – № 12.

21.      Козлов А.В., Нестеренко Е.И., Полунина Н.В. К вопросу об актуальности экономического регулирования в здравоохранении на современном этапе//Экономика здравоохранения, 2003, №1

22.      Покровский В. И. Фундаментальные научные исследования РАМН и реализация программ по управлению качеством в здравоохранении // Сборник докладов на расширенном заседании Коллегии Минздрава России 18–23.03.2003. – М.: Русский врач, 2003.

23.      Решетников А. В. Социология  управления здравоохранением // Проблемы управления здравоохранением. –  2002. – № 1.

24.      Решетников А.В. Финансовый менеджмент в системе обязательного медицинского страхования// Экономика здравоохранения. 2002, №10

25.      Стародубов В. И. В отрасли грядут перемены // Медицинская газета. – 2004. – № 46. – 18.06.2004

26.      Коммерческая деятельность учреждений здравоохранения. Документы. Комментарии. Ответы на вопросы. М.: Финансы и статистика, 2004

27.      Еженедельник "Экономика и жизнь"  №32, март 2006г.

28.      Еженедельник "Экономика и жизнь" № 46, июль, 2006г.

29.      Еженедельник "Экономика и жизнь" № 54 сентябрь 2006г.

30.      Еженедельник "Экономика и жизнь"  №68 октябрь 2006г.

31.      Еженедельник "Город и горожане"  № 20 март 2006г.

32.      Газета "Борская Правда"    3 январь 2006г.

33.      Газета "Борская Правда" №  48 май 2006г.

34.      Газета "Борская Правда" № 88 август 2006г.

35.      Газета "Борская Правда" №152 октябрь 2006г.

36.      Еженедельник "БорИнфо" № 57 октябрь 2006г.

37.      Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ.

 



Hosted by uCoz