Российская академия государственной службы
при Президенте Российской Федерации
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра региональной экономики и управления
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Муниципальная политика развития
малого бизнеса
(на примере г. Нижнего Новгорода)
Специальность: Государственное
и муниципальное управление
Выполнил: студент
группы 337-ГМУ
Солдатова Е.А.
Научный руководитель:
доцент Васильев А.А.
Нижний Новгород
Аннотация
Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели и задачи.
В первой главе рассмотрены методические и методологические аспекты реализации муниципальной политики в отношении малого бизнеса.
Во второй главе представлен аналитический обзор состояния малого бизнеса в Нижегородской области, а также выявлены отраслевые и финансовые показатели малого бизнеса в 2005 году.
Третья часть работы посвящена направлениям
развития малого бизнеса в Нижнем
Новгороде, поддержки малого предпринимательства в Нижегородской области и
программе его развития.
В заключительной части сделаны практические выводы по итогам исследования предложены мероприятия совершенствования муниципальной политики в области развития малого бизнеса.
Список литературы представлен нормативно-законодательной базой, учебниками, публикациями в научных журналах, в сети Интернет, всего 35 наименований.
Содержание
Глава 1. Малый бизнес и его роль в экономике
1.1. Формирование малого бизнеса в
зарубежных странах и России
1.2. Влияние малого бизнеса на
развитие экономики
1.3 Правовое обеспечение развития
малого бизнеса
1.4. Опыт государственной поддержки
малого бизнеса
Глава
2. Анализ развития малого бизнеса на региональном и местном уровне
2.1 Региональный аспект развития
малого бизнеса
2.2. Показатели субъектов малого
предпринимательства в Нижнем Новгороде и
области
2.3. Отраслевой анализ развития
малого бизнеса в Н.Новгороде
Глава
3. Направления развития малого бизнеса в
регионе и Нижнем Новгороде
3.1. Система поддержки развития
малого бизнеса в области
3.2 Программа развития малого
бизнеса в Н.Новгороде
Приложения
В настоящей работе рассмотрена достаточно важная проблема на сегодняшний день – развитие малого предпринимательства в нашей стране.
Тема
работы достаточно актуальна. В России
Целью работы является изучение проблем развития малого предпринимательства на муниципальном и региональном уровне.
Объектом работы является малый бизнес как экономическая и правовая категория.
Предметом исследования в работе являются количественные и качественные показатели развития малого бизнеса в Нижнем Новгороде и области.
В процессе реализации цели работы решается ряд основных задач:
- рассмотреть формирование малого бизнеса в зарубежных странах и России;
- охарактеризовать влияние малого бизнеса на развитие экономики;
- рассмотреть опыт государственной поддержки малого бизнеса;
- проанализировать показатели количества малых предприятий и численность занятых на них работников;
- рассмотреть особенности малого бизнеса Нижегородской области;
- предложить пути развития малого бизнеса в Нижегородской области и Нижнем Новгороде.
Теоретическая часть работы содержит информацию о статусе малых предприятий в современной России, их правовом регулировании, о системах их налогообложения, о их роли в рыночной экономике.
В процессе написания практической части изучены статистические материалы о развитии малого бизнеса в Нижегородской области, отраслевые и финансовые показатели е малого бизнеса в 2005 году.
Третья часть работы посвящена вопросам поддержки и развития малого предпринимательства в Нижегородской области и Нижнем Новгороде.
Для написания работы использована специальная литература по развитию малого бизнеса в России, статистическая информация, гражданское и налоговое законодательство, публикации Института экономики переходного периода, НИСИПП, публикации из периодических изданий по исследуемой теме.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Рыночные преобразования в России вступили в решающую фазу. Разрушена старая централизованная система управления и распределения ресурсов, либерализация цен и массовая приватизация обеспечили условия для формирования и развития института частной собственности, приведены в действие основные рыночные механизмы экономического регулирования, радикально изменилась психология людей.
2) Постепенно накапливается критическая масса преобразований, необходимая для запуска механизма саморазвития рынка в целом. И здесь решающее значение приобретает малый и средний бизнес. Именно свободное предпринимательство призвано интенсифицировать дальнейшее развитие экономических реформ в России.
3) За последние годы в России в сфере малого бизнеса тоже произошли важные изменения: сформирован институт государственной поддержки и развития малого бизнеса, на местах функционируют десятки учебно-деловых центров, консультационных и лизинговых форм, бизнес-инкубаторов, технопарков; происходит становление соответствующей негосударственной инфраструктуры, в том числе и при содействии международных проектов.
4) Развитие малого бизнеса оказывает непосредственное воздействие на становление локальных рыночных отношений: ведь очень важно, чтобы каждый человек имел возможность реального выбора - быть наемным работником или предпринимателем.
5) Специфика поддержки малого бизнеса и состоит в том, что поддерживать нужно конкретного человека. Создание благоприятного климата для малого бизнеса, прежде всего для развития товаропроизводящих предприятий, происходит тем успешнее, чем больше внимания уделяют именно человеческому фактору. Ориентация на конкретного предпринимателя - важнейшее стратегическое направление эффективного становления малого бизнеса, позволяющее задействовать все имеющиеся ресурсы (отбор предпринимателей, подготовка их к деятельности на рынке, организационное содействие, предоставление льгот, преференций и т.д.)
6) Сегодня на местах существует значительный разброс в подходах к формам и средствам поддержки малого бизнеса. Чтобы упорядочить наработанный опыт от первоочередных мер, с присущими этому этапу пробами и ошибками, необходимо переходить к стратегическим программам поддержки и развития малого бизнеса на строгой концептуальной основе. Привнесение в этот процесс научности и конструктивности позволит избежать как следования стереотипам, так и несогласованности в действиях различных структур. Внедрение аналоговых механизмов элитного отбора и подготовки предпринимателей, развитие контрактной субподрядной системы становления мелкомасштабных рынков и формирования структур производственно-технического обеспечения позволят не только сосредоточить имеющиеся ресурсы в товаропроизводящем секторе малого бизнеса, но и задействовать интеграционные возможности межрегиональных и межотраслевых связей.
Для успешного развития малого бизнеса на местном уровне необходимо учесть следующие обстоятельства:
1) Государство должно пересмотреть свое отношение к малому бизнесу как к второстепенному явлению, отойти от присущего ему до сих пор остаточного подхода к решению назревших организационных, финансовых и иных вопросов в области поддержки малого бизнеса. Параллелизм, бесконечные реорганизации и перетряски, расплывчатость и декларативность в политике поддержки малого бизнеса могут обернуться (и уже оборачиваются) серьезными издержками, утратой доверия со стороны самого массового слоя частного бизнеса России.
2) Необходимо обеспечить взаимоувязку федеральных и региональных программ, создание целостных региональных систем поддержки малого бизнеса; усилить взаимодействие всех уровней специализированных государственных органов поддержки малого бизнеса с общественными организациями (объединениями) малого бизнеса; разработать и реализовать специальные меры поддержки малого бизнеса в кризисно-депрессивных регионах России; специально выделить систему мер поддержки «стартового бизнеса» и его сопровождения в течение первых лет его деятельности; способствовать повышению экономической безопасности малого бизнеса, защиты его кадров, имущества, финансовых ресурсов и интеллектуальной собственности; усилить внимание к проблемам социальной защищенности работников малых предприятий, особенно лиц, работающих временно, по трудовым соглашениям.
3) В серьезных изменениях нуждается налоговая политика. Нельзя, преследуя сиюминутные фискальные интересы, подрывать условия устойчивого воспроизводства в секторе Малых предприятий. Государственные органы должны соблюдать положение о не ухудшении налогового режима для малого бизнеса, а также Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого бизнеса»; необходимо разработать систему налоговых льгот для кридитно-финансовых институтов, обеспечивающих гарантийно-залоговую поддержку малых фирм; разработать систему льготного налогообложения прибыли малых предприятий, дополнительно полученной за счет их инновационных мероприятий, за счет разработки и внедрения новых технических средств и технологий и пр.; создать систему льготного патентного и лицензированного обслуживания малых предприятий, призванную обеспечить процесс передачи новейших технологий в сфере малого бизнеса.
4) На федеральном уровне необходимо подготовить пакет законодательных актов и нормативно-правовых документов, направленных на создание общих условий для развития негосударственных, общественных органов поддержки бизнеса. В то же время следует сформировать комплект нормативно-методических и инструктивных материалов, обеспечивающих реализацию конкретных направлений поддержки малых предприятий. Благоприятные условия для развития малого бизнеса сложатся только тогда, когда общественные организации, выражающие интересы участников предпринимательской деятельности - торгово-промышленные палаты, союзы, ассоциации и т.д. - станут влиятельными лоббистами малого бизнеса на федеральном и региональном уровне.
5)Необходимо стимулировать научный анализ важнейших тенденций развития отечественного малого бизнеса, совершенствовать статистическую базу, методологию его прогнозирования, уделить больше внимания социологическому и научно- методологическому обоснованию важнейших направлений государственной политики поддержки малого бизнеса, аналитической оценке ее важнейших составляющих.
6) И самое главное мое предложение, чтобы объявить развитие малого предпринимательства не только в Нижегородской области, но и по всей России НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРИОРИТЕТНЫМ ПРОЕКТОМ.
Можно довольно твердо сказать и убедить, что малый бизнес может и должен быть стержнем в реализации и других национальных проектов - это касается борьбы с бедностью, реформ здравоохранения, ЖКХ, образования и др.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Проспект, 2000. – 789 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. – М.: Дело, 2004 – 805 с.
3.
Федеральный
закон от 21 ноября
4.
Федеральный закон от 14 июня
5.
Федеральный закон от 8 августа
6. Андреев И.М. Новый порядок налогообложения субъектов малого предпринимательства // Налоговый вестник, N 1, 2004 С.31-39
7. Барьеры для развития малого бизнеса в России снижаются, считают эксперты // Законодательство, 05 февраля 2004 – С.11-12
8. Бляхман Л.С. Предпринимательство в России: экономика и развитие. - СПб.: Финансы и статистика, 1995
9. «Европейское обозрение МСП», №6, 2005
10. Буров В. Без чего «малый» бизнес не будет большим // ЭКО, 2005, №7 – С.25-31
11. Виноградова Е. Социальная роль предприятий: мнения руководителей // Мониторинг общественного мнения ВЦИОМ, 2004, №5 – С.32-40
12. Витковский А. Малый бизнес затерялся на большом поле коррупции // Малое предприятие, №8, 2005 – С.14-19
13. Воротников А. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения на примере Краснодарского края // Материалы I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий, 20059 – С.102-125
14. Гордеев А. Малый бизнес против большого кризиса // Малое предприятие №11, 2004 – С.36-46
15. Динамика развития малого предпринимательства в 2004 году. Аналитический отчет / Подготовлен О.М. Шестоперовым и А.М. Шестоперовым – М.: НИСИПП, 2005
16. Иванова Л. Есть ли потенциал у малого предпринимательства // Малое предприятие №1, 1999
17. Истратова М.В. Как перейти с 2005 года на упрощенную систему
налогообложения // Российский налоговый курьер, №19, 2004 – С.21-30
18. Малый бизнес в России: оценка ситуации//Общество и экономика, 2003., №9-10 – С.45-49
19. Масленников М. Правовое регулирование малого бизнеса в России // ФПА АКДИ Экономика и жизнь. Выпуск 10, 2002 – С.28-39
20.
«Российское обозрение малых и средних
предприятий», 2004. Москва 2005.
21. Ресурсный центр малого предпринимательства. Анализ роли и места малых и средних предприятий России. Статистическая справка. Москва, 2006.
22. Информация о состоянии и развитии малого предпринимательства в Нижегородской области в 2004 году/ Управление промышленной политики, развития предпринимательства и инвестиций Администрации Нижегородской области, 2005
23. Соколов А. Ключевые проблемы малого бизнеса.- Смоленск: СИБП, 2002.
24.
Статистический ежегодник
25. Упрощенная система налогообложения / Под ред А.А. Баркина – М.: Омега-Л, 2004
26. Уркова Ю.А. Налогообложение малого бизнеса – М.: Бератор-Пресс, 2005
27. Уфимкин А.Я. Малый бизнес и упрощенная система – М.: Бератор-Пресс, 2005
28. Хлебников А.Д. Еще раз о проблемах малого предпринимательства // Ваш налоговый адвокат, N 1, 2006 – С.21-26
29. Хлебников А.Д. Бизнес и налоги // Налоговый вестник, №7, 2006 – С.24-29
30. Храпунова А.А. Проблемы поддержки малого бизнеса // Бизнес в России, 2004, №4 – С.8-15
31. Хужин О.Я. Малый бизнес и Россия // Финансы, №4, 2005 – С.31-33
32. Цыкнина О.Ю. Бизнес и власть // ЭКО, 2005, №4 – С.21-25
33. Чувилина Е.А. Малый бизнес в экономике России // ФПА АКДИ Экономика и жизнь. Выпуск 9, 2005 – С.13-22
34. Якушкин А.Ю. Поддержка малого бизнеса в шахтерских городах – М.: Тасис, 2004
35. Яловенко С.А. Реальная поддержка малого бизнеса // ЭКО, №11, 2006 – С.36-39