Российская академия государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Дипломный проект
тема:
«Организация
системы самоуправления в сельском поселении (на примере Высоковского
сельского поселения Кологривского муниципального
района Костромской области)»
Специальность:
государственное и
муниципальное
управление
Выполнила:
Виноградова Зоя
Николаевна
группа № 315
Научный
руководитель:
доцент
Васильев Алексей
Алексеевич
г. Нижний Новгород
Аннотация
Дипломная
работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и
приложений.
Во
введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель и
определяются задачи работы.
В
первой главе рассматриваются основные понятия и определения местного
самоуправления, его сущность и значение в системе управления государством, а
также задачи, цели и нормативно-правое обеспечение.
Во второй главе рассматривается структура муниципального образования Высоковского сельского населения Кологривского
муниципального района Костромской области, система управления и основные направления деятельности в
переходный период.
В третьей главе рассматриваются существующие проблемы переходного периода, а также
план реализации Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» как на территории Костромской области, так и на территории
Высоковского сельского населения Кологривского
муниципального района.
В заключении на основе выводов даются
конкретные предложения по решению проблем, связанных с реализацией реформы
местного самоуправления.
Приводится
список использованной литературы и
нормативных актов.
В
приложении приведены некоторые программы и нормативные акты федеральных органов
власти и органов Костромской области.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1.
Основы местного самоуправления в Российской Федерации……..7
1.1 Основные
понятия, сущность и значение местного самоуправления……..7
1.2 Принципы, цели и задачи местного
самоуправления……………………..12
1.3
Нормативно-правовая основа местного самоуправления… ……………..20
Глава 2.
Структура муниципального образования Высоковского
сельского поселения Кологривского муниципального
района Костромской области……………………………………………………………………………...29
2.1 История поселения и
самоуправления на его территории………………..29
2.2 Система управления муниципальным образованием Высоковского сельского
поселения Кологривского муниципального района
Костромской области………………………………………………………………………………30
2.3.Основные направления деятельности местной администрации
в переходный период………………………………………………………………...46
Глава 3. Реализация
реформы местного самоуправления в муниципальном
образовании………………………………………………..…..52
3.1 План реализации Федерального закона №
131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» на территории Костромской области и Высоковского сельского поселения Кологривского
муниципального района……………………………………………………………………………….52
3.2
Проблемы реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на
территории муниципального образования……………………………………………………..60
3.3 Методы решения проблем по реализации
реформы местного самоуправления…………………………………………….………………………65
Заключение………...……………………………………………………………76
Список литературы…………………………………………………………….78
Приложения………..……………………………………………………………82
Введение
Местное самоуправление, как одна из основ
конституционного строя, представляет собой основополагающий принцип организации
и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими
конституционными принципами определяет систему демократического управления в
нашей стране. Местное самоуправление занимает уникальное место в политической
системе России и является ключевым институтом отечественного гражданского
общества, обеспечивая прямое и непосредственное участие граждан в
общественно-политической жизни, в управлении своей территорией.
Органы
местного самоуправления - наиболее приближенный к людям уровень власти,
призванный обеспечить основы существования человека. Поэтому успех любых реформ
и национальных проектов в конечном итоге зависит от того, что делается для их
реализации на местах.
Деятельность
местного самоуправления показала, что оно позволяет государству не нагружать
себя огромным количеством вопросов текущего управления; на основе принципов
самостоятельности, самоорганизации и самодостаточности реализует ряд
конституционных государственных обязательств и предоставляет государству
дополнительные муниципальные организационные, кадровые и иные ресурсы. Поэтому
чрезвычайно важно при реформировании института местного самоуправления
сохранить все те многочисленные преимущества и достижения, которые, безусловно,
имеются, и устранить те проблемы, которые препятствуют реализации всех
внутренних ресурсов, препятствуют в полной мере стать не только институтом
гражданского общества, но и эффективной и ответственной властью.
Сегодня
в России как никогда сохраняет актуальность вопрос о построении эффективной
системы публичной власти, пользующейся доверием и поддержкой населения. Осознав
это, исполнительная власть пошла по пути кардинальных реформ. 6 октября
Реформа
местного самоуправления является важнейшим из преобразований, проводимых ныне в
России. Она затрагивает все стороны жизни общества и государства.
Важнейшие ее
цели:
Ø приближение власти к народу;
Ø повышение эффективности работы
органов местного самоуправления через четкое разделение полномочий органов государственной
и местной власти;
Ø обеспечение необходимого
финансирования для выполнения переданных полномочий.
Местное самоуправление в России находится в
процессе становления, его законодательная база еще недостаточна и несовершенна,
экономические и финансовые ресурсы крайне ограничены, но местному
самоуправлению уделяют все большее внимание, как одному из атрибутов российской
государственности, необходимому элементу демократической организации
общественной жизни.
Целью
данной дипломного проекта является анализ принципов и подходов в организации
системы самоуправления в сельском поселении.
Задачи, решаемые в процессе исследования:
1.
Рассмотрение основных понятий местного самоуправления, его сущность и значение
в системе государственной власти.
2. Рассмотрение
целей, задач, принципов и нормативно-правовой базы местного самоуправления.
3. Анализ структуры
муниципального образования (на примере Высоковского
сельского поселения Кологривского муниципального
района Костромской области) и основных направлений его деятельности в
переходный период.
4. Анализ плана
реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
(на территории Костромской области и Высоковского
сельского поселения Кологривского муниципального
района).
5. Выявление
проблем реализации Федерального закона на территории муниципального образования.
В
результате исследования были разработаны рекомендации по решению проблем,
связанных с реализацией реформы местного самоуправления на территории
Костромской области и Высоковского сельского поселения
Кологривского муниципального района.
Заключение
На
основе проанализированных материалов, можно выделить следующие направления
деятельности по эффективной реализации Федерального закона № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации».
Ø Комплексное социально-экономическое
развитие.
Ø Эффективная кадровая политика.
Ø Развитие малого бизнеса.
Ø Планомерное развитие
жилищно-коммунального хозяйства.
Ø Обеспечение безопасности населения.
Ø Активное взаимодействие между
органами государственной власти и местного самоуправления.
Ø Население и местное самоуправление.
В связи с этим необходимо:
ü сформировать эффективную систему межбюджетных
отношений, стимулирующую социально-экономическое развитие субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований и обеспечивающую равные для всех граждан
Российской Федерации конституционные права независимо от места их проживания;
ü четкое разграничение полномочий между
органами государственной власти и органами местного самоуправления посредством
внесения изменений и дополнений в существующие федеральные законы.
ü закрепить за субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями на долгосрочной
основе доходные источники для покрытия расходных обязательств в социальной
сфере;
ü разработать механизмы взаимодействия органов власти всех уровней по
поводу развития муниципальных образований, создания новых производств,
привлечения инвестиций, а также между муниципальными органам власти и
хозяйствующими субъектами, действующими на территории и заинтересованными в
развитии территории;
ü изменить ситуацию с отношением
местных органов власти к малому и среднему бизнесу, создав прямую зависимость
благополучия граждан муниципального образования и самого муниципального
образования от развития и успехов малого бизнеса;
ü участие
государства в решении проблем погашения задолженности предприятий
жилищно-коммунального хозяйства и модернизации системы жилищно-коммунального
комплекса, в вопросах предоставления социального жилья и установления критерия
нуждаемости малообеспеченных;
ü обеспечить единство и сплоченность,
духовное, нравственное и физическое здоровье нашего общества; воспитывать
человека ответственного и способного постоять за свои права;
ü переломить демографические тенденции
через поддержку здоровья нации, социально-экономическую и моральную поддержку
семьи как базовой ценности общества;
ü разработать целостную систему
подготовки кадрового резерва из числа представителей МСУ
для работы в органах государственной власти;
ü создать местному самоуправлению
условия для обеспечения безопасности населения в широком понимании, включающем
в себя предотвращение коммунальных катастроф, обеспечение безопасности
детей и взрослых в зданиях школ и
больниц, санитарно-эпидемиологическую, пожарную безопасность и многое другое.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принятая
всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).
2. Федеральный закон РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
3. Федеральный закон от 31.12.2005г.
№ 199 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с разграничением полномочий».
4. Закон Костромской области № 332-ЗКО «О порядке
решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований
со статусом «городское поселение», «сельское поселение» в Костромской области».
5. Закон Костромской области от 03.11.2005 г. № 310-ЗКО
«О межбюджетных отношениях в Костромской области».
6. Закон Костромской области от 11.04.05 г. № 255-ЗКО «О
наименованиях органов местного самоуправления муниципальных образований в
Костромской области».
7. Закон Костромской области от 14.03.05 г. № 254-ЗКО «О
дате выборов в представительные органы местного самоуправления первого созыва,
глав муниципальных образований во вновь образованных муниципальных образованиях
в Костромской области»
8. Закон Костромской области от 11.04.05 г. № 253-ЗКО «О
численности депутатов, сроке полномочий представительных органов местного
самоуправления первого созыва, сроке полномочий глав муниципальных образований
и об обеспечении проведения выборов во вновь образованных муниципальных
образованиях в Костромской области».
9. Закон Костромской области от 11.04.05 г. № 254-ЗКО «О
порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории
Костромской области».
10. Закон Костромской области от 25.01.2006 г. № 2-4-ЗКО «О реестре муниципальных должностей в Костромской
области».
11. Постановлением губернатора области от 24.11.2005 г.
№275 «Об утверждении порядка ведения реестра расходных обязательств Костромской
области и предоставления реестров расходных обязательств муниципальными
образованиями».
12. Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 903
«Об утверждении правил разграничения обязательств муниципальных образований и
составления передаточного (разделительного) акта (в соответствии со статьей 85
Федерального закона № 131-ФЗ).
13. Постановление губернатора Костромской области от
03.02.2006 г. № 141 «Об организации работы по разграничению муниципального
имущества между муниципальными районами и поселениями, расположенными на
территории муниципальных районов Костромской области».
14. Устав Высоковского
сельского поселения Кологривского муниципального
района Костромской области № 7 от 9
декабря 2005 года.
15. Положение администрации Высоковского
сельского поселения Кологривского муниципального
района Костромской области.
16. Положение о территориальном общественном
самоуправлении населения в Высоковском сельском
поселении Кологривского муниципального района
Костромской области № 10 от 07.04.06 г.
17. Резолюция I Съезда
муниципальных образований Костромской области от 25 апреля
18. Ветров Г., Зайцева Ю., Попов Р., Шевырова
Н. Городское управление в современной России//Вопросы местного самоуправления.
- 2006. – № 1. – С.12-14.
19. Воронин А. Муниципальное хозяйствование и управление.
Проблемы теории и практики. – М. 2003. – С. 11-15.
20. Выступление губернатора Костромской области Шершунова В.А. на совещании по реализации Федерального
закона №131-ФЗ на территории Костромской области от 13.05.05 г. Кострома.
21. Выступление Губернатора Костромской области
В.А. Шершунова на совещании у Председателя
Правительства РФ Фрадкова М.Е. от 24.10.05 г. Москва.
22. Голованов Г. Соотношение Конституции РФ и федерального
законодательства в регулировании вопросов местного значения//Проблемы местного
самоуправления. - 2005. - № 2. С.41-43.
23. Дементьев А. Новая реформа местной власти: история и
вопросы реализации//Муниципальное право. - 2006 - № 1. С. 33.
24. Доклад
губернатора Костромской области В. А. Шершунова
на Первом Съезде муниципальных
образований Костромской области «О совместной работе органов государственной
власти и органов местного самоуправления муниципальных образований по
реализации реформы самоуправления и социально-экономическому развитию
Костромской области» от 25.04.06 г. Кострома.
25. Елагина Е., Попов Р., Шевырова
Н. Городское управление в современной России//Городское управление. – 2005. №7.
– С.24-27.
26. Замотаев
А. Три угрозы местному самоуправлению//Российская Федерация сегодня.- 2006.- №
5. – С.17.
27. Зотов В., Кротов Н., Ланшов
Б. Реформа местного самоуправления: потребность в творческом подходе//Вопросы
местного самоуправления. - 2004. – № 1. – С.23-26.
28. Коваленко
А. Муниципальное право. Учебник для юридических ВУЗов. – М. 1998. – С.47-53.
29. Кулясова Н., Рауткина Н., Миронов Н. Как выбирать, если муниципальное и
избирательное законодательство не стыкуется?//Российская Федерация сегодня. -
2005. - № 7. – С.5-8.
30. Кутафин
Е., Фадеев В. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. - М.: Юрист,
2003. -С.44.
31. Лапин В., Любовный В. Реформы местного самоуправления
и административно — территориальное устройство России. – М. 2005. – С. 33-41.
32. Леонтьев Г. Местное самоуправление — ресурс
государства для управления развитием//Местное самоуправление. - 2005. - № 22. -
С.5.
33. Материалы Учредительного съезда общественной
организации «Всероссийский совет местного самоуправления» от 31.05.06 г.
Москва.
34. Мониторинг о ходе реализации Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ на территории Костромской области от 29.12.2005 г.
35. Мирошниченко Е. Организационные формы осуществления
местного самоуправления: новый этап развития.//Законодательство. - 2005. - №4.
– С. 31.
36. Мускеева Л. Круглый стол:
Практика реализации Федерального закона//Государственная власть и местное
самоуправление. - 2ОО4. - № 4. - С.З.
37. Пронина Л. Местное самоуправление в России: к новым
приключениям//Местное самоуправление.-2005. - № 15. –
С. 19.
38. Филиппов Ю., Гассий В.
Развитие местных сообществ - путь в будущее России.//Муниципальная власть.-2004.- № 6. – С. 24.
39. Хабриева Т. Современная Конституция и местное
самоуправление//Журнал российского права.- 2005. - № 4. - С.10.
40. Чукина Н. Муниципальное строительство в России//Закон и
право. - 2006. - № 5. С. 23.
41. Шкатулла В. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6
октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ». - М. 2005.
42. Яшин Н., Гришунин И. Управление расходами бюджетов
административно-территориальных образований. – М. 2005. – С.23-28.