Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

 

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Заочный факультет ускоренного обучения

                                              

Кафедра региональной экономики и управления

 

 

Дипломный проект

 

 «Управление муниципальным образованным учреждением (на примере школы № 43 Автозаводского района)»

 

Выполнил:

студент

группы 421 ГМУ заочного отделения

Барабошкин Владимир Валерьевич

 

Научный руководитель:

доцент

Васильев Алексей Алексеевич

 

Нижний Новгород

2008г.

 

Аннотация

            Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель и ставятся задачи данной работы.

            В первой главе рассматриваются основные аспекты системы среднего образования в России,  понятие и сущность данной системы, а также показывается ее нормативно-правовая база.

            Во второй главе рассматривается школьное образование города Нижнего Новгорода (Автозаводского района в частности). Здесь подробно освещается система общего образования, национальные проекты,  целевые программы, конкурсы и т.д. А также социально-экономическая характеристика школы указаны приказы, федеральные законы, в соответствии которых создается общеобразовательная школа. Указываются цели деятельности школы, типы и виды общеобразовательных программ которое реализует это учреждение, структура школы №43 Автозаводского района, устав МОУ школы №43.

В третьей главе рассматриваются проблемы и перспективы развития, а также возможности по усовершенствованию школьной системы и  предложения механизмов совершенствования управления, актуальные проблемы управления организацией в образовании, планируемые действия по реализации основных целевых приоритетов в развитии образовательной системы учреждения.

            В заключении, на основе анализа, делаются определенные выводы и даются конкретные предложения по развитию системы образования в Российской  Федерации.           

Приводится список  рассмотренной литературы и нормативных актов.

            В приложении приведен устав МОУ Школы №43 города Нижнего Новгорода.

Оглавление

 

Введение

 

Глава 1. Сфера среднего образования России

 

1.1. Система среднего образования в России

 

1.2. Система управления сферой среднего образования

 

1.3. Нормативная база системы образования

 

Глава 2. Анализ организации управления сферой образования в г. Н. Новгороде

 

2.1. Организация управления сферой образования города

 

2.2. Образовательный комплекс Автозаводского района

 

2.3. Социально-экономическая характеристика школы № 43

 

2.4. Система управления МОУ Школа № 43

 

Глава 3. Совершенствование управления школой

 

3.1. Проблемы управления образовательным учреждением

 

3.2. Мероприятия по реализации основных целевых приоритетов в развитии образовательной системы учреждения

 

Заключение  

 

Список литературы

 

Приложение

 

 

Введение

 

Кардинальное обновление системы образования в условиях современных социально-политических и экономических перемен выдвигает задачи воспитания, обучения и развития школьников в ряд приоритетных. Общеобразовательным учреждениям в решении этих социально-педагогических проблем отводится ключевая роль в Национальной доктрине образования Российской Федерации. Вместе с тем в условиях социально-политических, экономических и духовно-нравственных перемен 90-х годов прошлого столетия система школьного образования не в полной мере способствует развитию и обновлению российского общества.

Официальная статистика свидетельствует о том, что за годы обучения в общеобразовательном учреждении количество больных детей увеличивается в 4-5 раз, до 80% юношей призывного возраста не годны к военной службе по медицинским показаниям. Наблюдается рост асоциальных проявлений в среде учащихся. Такое состояние современной общеобразовательной школы обусловлено не только результатом влияния негативных социально-экономических факторов, но и недостаточной эффективностью системы ее управления. Основу ее модели составляют по преимуществу структурные, авторитарные механизмы и методы управления, малопригодные для эффективного управления школой в современных социо-культурных условиях.

Эксперименты по преобразованию системы управления общеобразовательной школой ведут в новых условиях лишь к ее частичной модернизации. Возникает противоречие между потребностью российского общества в воспитании поколения, отвечающего современным требованиям, способного дать адекватные ответы на изменяющиеся вызовы окружающего мира, и неспособностью массовой школы к выполнению этого социального заказа. Система управления общеобразовательной школой в целом остается традиционной, что объясняется недостаточной разработанностью теоретических основ ее развития. Создание эффективной модели современной системы управления общеобразовательной школой предполагает обращение к историческому опыту отечественной и зарубежной школы, обобщение современного передового опыта управления общеобразовательной школой в России, анализ социальной ситуации в стране и регионе, проведение научно-педагогических исследований по вопросам управления ученическими и педагогическими коллективами, инфраструктурой школы, процессами воспитания и обучения.

Целью настоящей работы является исследование современной системы управления муниципальным образовательным учреждением.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

Объектом исследования – муниципальное образовательное учреждение г. Нижнего Новгорода – школа №43.

Предметом исследования является система управления общеобразовательной школой.

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы создают реальные предпосылки для создания более эффективной модели развития системы управления школой.

Теоретической и методологической основой работы послужили законы РФ, постановления правительства РФ и Нижегородской области, труды российских и зарубежных ученых по проблемам управления муниципальным образованием.


Заключение

 

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43 создано в соответствии с приказом начальника управления образования администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода от 13.10.95 № 573, Гражданским кодексом Российской Федерации Федеральным законом «О некоммерческих организациях», законом Российской Федерации «Об образовании» и действующим законодательством.

Учреждение является некоммерческой организацией, имущество которой находится в собственности города Нижнего Новгорода и принадлежит школе № 43 на праве оперативного управления.

Управление образовательным учреждением осуществляется на основе соответствующей нормативно-правовой базы, которая в том числе определяет компетенцию, права, ответственность учредителей и самого образовательного учреждения.

К настоящему времени в учреждении сложилась следующая структура управления:

·      уровень директора школы;

·      уровень заместителя директора;

·      уровень руководителей МО;

·      уровень педагогических работников.

В своей деятельности школа № 43 руководствуется уставом и действующим Российским законодательством.

Устав, изменения и дополнения к нему разрабатывается и принимается коллективом учреждения для вынесения его на утверждение администрации г. Нижний Новгород.

МОУ Школа № 43 имеет право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, со дня выдачи лицензии.

С точки зрения обучающихся и их родителей, управление большинства образовательных учреждений не обеспечивает необходимой защиты интересов обучающихся и их семей.

Обучающиеся и родители не удовлетворены своим участием в управлении образовательным учреждением. В своем большинстве роль общественных органов образовательных учреждений, в которых участвуют обучающиеся или их родители, ограничивается мероприятиями, проводимыми  вне учебного процесса, а в последние годы занимаются вопросами финансового обеспечения функционирования школ и детских садов, в первую очередь, за счет средств родителей.

Педагогические работники к «прорехам» управления относят «неумение» руководителей обеспечить им необходимый социальный статус,  условия для работы, возможность повысить квалификацию, создать творческую обстановку в коллективе, обстановку поиска, умело внедрить инновации. Конечно, на первом месте стоит проблема заработной платы.

Руководители образовательных учреждений оценивают возможности управления весьма сдержано.

·      невозможность привлечь на работу лучших представителей общества и  молодежь из-за низкой заработной платы;

·      невозможность экономически стимулировать работников, если нет достаточных внебюджетных источников;

·      финансовые возможности не позволяют создать необходимую учебную базу, в то же время финансовая самостоятельность подменена казначейством и агентством по имуществу, а также целым рядом условностей (о некоторых говорилось выше);

·      академическая свобода ограничена стандартами, аттестацией и аккредитацией;

·      отсутствие для профессиональных образовательных учреждений узаконенного партнерства между профессиональным образовательным учреждением и работодателем.

Качество управления образовательным учреждением сегодня в основном отдано на откуп руководителю образовательного учреждения. Закон фактически не устанавливает  даже минимальных рамок качества управления образованием. По существу, мы в этом вопросе живем в идеологии прошедшего социализма. Все вышеприведенное позволяет сделать вывод о недостаточном нормативном правовом регулировании отношений в области управления образовательным учреждением.

              Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Необходимо сделать все возможное для ресурсной обеспеченности образовательной сферы. Однако ресурсы должны направляться не на консервацию системы, а на ее эффективное  обновление. Консервировать даже то, что когда-то было лучшим в мире – значит, заведомо гарантировать отставание.

В содержании образования необходимо решить следующие задачи:

1.   Устранить характерную как для общего, так и для профессионального образования традицию перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний. Все предметы должны быть необходимы для последующих стадий образования и востребоваться в дальнейшей социальной и/или профессиональной деятельности.

2.       Изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения. Поднять роль самостоятельной работы учащихся и студентов.

3.       Восстановить и укрепить связи профессионального образования с практикой и научными исследованиями.

4.       Создать механизмы систематического обновления содержания образования всех уровней.

5.       Ликвидировать отставание от мировой науки в стандартах и качестве преподавания социальных наук, в первую очередь экономики, менеджмента и права. Дать всем выпускникам средней школы и всех ступеней профессионального образования знания и базовые навыки в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию (экономика, право, основы политической системы, менеджмент,  социология и т.п.).

6.       Осуществить переход на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования всех уровней.

7.       Обеспечить знание на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы.

8.       Обеспечить развитие вариативности и доступности образовательных программ, перейти от вариативности для преподавателя – к вариативности для учащегося. Обеспечить бюджетным финансированием несколько базовых вариантов полного среднего образования.

9.       Необходимо обеспечить открытость системы образования разнообразным воздействиям со стороны общества, государства и экономики при сохранении ее внутренней целостности и поддержании высоких академических стандартов.

10.     Обеспечить равенство доступа к образованию для различных социальных слоев и территориальных групп населения.

 

Для более успешного развития  системы образования на региональном уровне необходимо соблюдение следующих условий:

1.     Резкое повышение зарплаты и ужесточение требований к преподавателям. Нужна жесткая переаттестация преподавательского состава, в результате которой 10–20% из них лишатся права преподавания, привлечение специалистов для преподавания из реальных отраслей экономики;     

2.     Борьба с коррупцией в учительской и профессорско-преподавательской среде;             

3.     Инвестиции в материальную базу образования (здания, спортивные сооружения, компьютерное оборудование и т.д.);

4.     Совершенствование методов преподавания с учетом специализации, оценка учебников независимыми специалистами, радикальная реформа системы преподавания иностранных языков;

5.     Говоря о школе — возвращение дисциплины. Никто не задумывался, почему, например, в самых престижных школах за рубежом всегда существует школьная форма?

 

В ходе работы над данной проблемой мною было выделено три базовых условия, для эффективной модернизации образования, необходимых для совершенствования системы образования РФ, в частности Нижегородской области:

         1. повышение заработной платы преподавателей до уровня, привлекающего в образование эффективные кадры;

         2. финансирование информатизации образования, обеспечивающее модернизацию его методов и технологий, переход к открытому образованию;

         3. формирование новых институтов системы образования, обеспечивающих максимально полную мобилизацию средств населения и предприятий, эффективное использование этих и бюджетных средств, и на этой основе – высокое качество и возможности широкого выбора образовательных программ и услуг.


Литература

Нормативные документы

1.                 Конституция Российской Федерации;

2.                 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года;

3.                 Закон Российской Федерации  «Об образовании» (в редакции от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями);

4.                 Концепция модернизации российского образования  на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756-р)

5.                 Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства Российской Федерации  от 04.10.2000 №751);

6.                 Федеральная программа развития образования (Федеральный закон от 10.04.2000 №51-ФЗ);

7.                 Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу (письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 г. № Пр-576);

8.                 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»

9.                 Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации

10.            Приказ начальника управления образования администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода от 13.10.95 № 573

11.            Гражданский кодекс Российской Федерации

12.            Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

13.            Устав муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 43

Монографии и учебники

14.            Азоев Г. Л. - Управление организацией: Учеб. для студентов вузов. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 716 с.

15.            Баканов М. И., Шеремет А.Д. Теория организации. – М., 2000.

16.            Беляцкий Н.П. и др. Управление персоналом: Учеб. пособие / Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2003.

17.            Виханский О.С, Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. M., 2003. 528 с.

18.            Мэскон М. X, Альберт М., Хедоури Ф Основы менд-жмента: Пер.сангл.M., 2000.704с.

19.            Управление школой: проблемы, опыт, перспективы: Сб.науч.тр. - Екатеринбург: Урал.ГПИ, 2005. - 123 с.

20.            Тихонов А. П., Абрамешин А. К, Воронина Т. П. и др. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Под ред. А. Н. Тихонова. M., 2007. 256 с.

21.            Саати Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем: Пер. с англ. М., 2000. 224 с.

22.            Лизинский В.М. “Работа администрации школы с учителем”. - М.: Центр “Педагогический поиск”, 2002. – 160 с.

Периодические издания

23.            Перегудов Ф. Системная деятельность и образование // Alma Mater: Вестн. высш. шк. 2005. № 1. C. 9-15.

24.            Беляков С. А., Куклин В. Ж. Системные аспекты об­разовательной политики и управления образованием //Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 3. С. 10-23.

Приложения

 



Hosted by uCoz