Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Заочный
факультет ускоренного обучения
Кафедра
региональной экономики и управления
Дипломный
проект
«Управление муниципальным образованным учреждением
(на примере школы № 43 Автозаводского района)»
Выполнил:
студент
группы 421 ГМУ заочного отделения
Барабошкин Владимир Валерьевич
Научный руководитель:
доцент
Васильев Алексей Алексеевич
Нижний
Новгород
2008г.
Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введении обосновывается актуальность
выбранной темы, определяется цель и ставятся задачи данной работы.
В первой главе рассматриваются
основные аспекты системы среднего образования в России, понятие и сущность данной системы, а также
показывается ее нормативно-правовая база.
Во второй главе рассматривается школьное образование города Нижнего Новгорода (Автозаводского района в частности). Здесь подробно освещается система общего образования, национальные проекты, целевые программы, конкурсы и т.д. А также социально-экономическая характеристика школы указаны приказы, федеральные законы, в соответствии которых создается общеобразовательная школа. Указываются цели деятельности школы, типы и виды общеобразовательных программ которое реализует это учреждение, структура школы №43 Автозаводского района, устав МОУ школы №43.
В заключении, на основе анализа,
делаются определенные выводы и даются конкретные предложения по развитию
системы образования в Российской Федерации.
Приводится список рассмотренной литературы и нормативных актов.
В приложении приведен устав МОУ
Школы №43 города Нижнего Новгорода.
Введение |
|
Глава 1. Сфера среднего образования России |
|
1.1. Система среднего образования в России |
|
1.2. Система управления сферой среднего образования |
|
1.3. Нормативная база системы образования |
|
Глава 2. Анализ организации управления сферой образования в г. Н. Новгороде |
|
2.1. Организация управления сферой образования города |
|
2.2. Образовательный комплекс Автозаводского района |
|
2.3. Социально-экономическая характеристика школы № 43 |
|
2.4. Система управления МОУ Школа № 43 |
|
Глава 3. Совершенствование управления школой |
|
3.1. Проблемы управления образовательным учреждением |
|
3.2. Мероприятия по реализации основных целевых приоритетов в развитии
образовательной системы учреждения |
|
Заключение |
|
Список литературы |
|
Приложение |
|
Кардинальное обновление
системы образования в условиях современных социально-политических и экономических
перемен выдвигает задачи воспитания, обучения и развития школьников в ряд
приоритетных. Общеобразовательным учреждениям в решении этих
социально-педагогических проблем отводится ключевая роль в Национальной доктрине
образования Российской Федерации. Вместе с тем в условиях социально-политических,
экономических и духовно-нравственных перемен 90-х годов прошлого столетия
система школьного образования не в полной мере способствует развитию и
обновлению российского общества.
Официальная статистика
свидетельствует о том, что за годы обучения в общеобразовательном учреждении
количество больных детей увеличивается в 4-5 раз, до 80% юношей призывного
возраста не годны к военной службе по медицинским показаниям. Наблюдается рост
асоциальных проявлений в среде учащихся. Такое состояние современной общеобразовательной
школы обусловлено не только результатом влияния негативных
социально-экономических факторов, но и недостаточной эффективностью системы ее
управления. Основу ее модели составляют по преимуществу структурные,
авторитарные механизмы и методы управления, малопригодные для эффективного
управления школой в современных социо-культурных условиях.
Эксперименты
по преобразованию системы управления общеобразовательной школой ведут в новых
условиях лишь к ее частичной модернизации. Возникает противоречие между
потребностью российского общества в воспитании поколения, отвечающего
современным требованиям, способного дать адекватные ответы на изменяющиеся
вызовы окружающего мира, и неспособностью массовой школы к выполнению этого
социального заказа. Система управления общеобразовательной школой в целом остается
традиционной, что объясняется недостаточной разработанностью теоретических
основ ее развития. Создание эффективной модели современной системы управления
общеобразовательной школой предполагает обращение к историческому опыту
отечественной и зарубежной школы, обобщение современного передового опыта
управления общеобразовательной школой в России, анализ социальной ситуации в
стране и регионе, проведение научно-педагогических исследований по вопросам
управления ученическими и педагогическими коллективами, инфраструктурой школы,
процессами воспитания и обучения.
Целью
настоящей работы является исследование современной системы управления
муниципальным образовательным учреждением.
Для
достижения этой цели решаются следующие задачи:
Объектом
исследования – муниципальное образовательное учреждение г. Нижнего Новгорода –
школа №43.
Предметом
исследования является система управления общеобразовательной школой.
Практическая
значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней теоретические положения
и выводы создают реальные предпосылки для создания более эффективной модели
развития системы управления школой.
Теоретической
и методологической основой работы послужили законы РФ, постановления
правительства РФ и Нижегородской области, труды российских и зарубежных ученых
по проблемам управления муниципальным образованием.
Муниципальное
образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43 создано в
соответствии с приказом начальника управления образования администрации
Автозаводского района города Нижнего Новгорода от 13.10.95 № 573, Гражданским
кодексом Российской Федерации Федеральным законом «О некоммерческих организациях»,
законом Российской Федерации «Об образовании» и действующим законодательством.
Учреждение является
некоммерческой организацией, имущество которой находится в собственности города
Нижнего Новгорода и принадлежит школе № 43 на праве оперативного управления.
Управление
образовательным учреждением осуществляется на основе соответствующей нормативно-правовой
базы, которая в том числе определяет компетенцию, права, ответственность
учредителей и самого образовательного учреждения.
К
настоящему времени в учреждении сложилась следующая структура управления:
· уровень директора школы;
· уровень заместителя директора;
· уровень руководителей МО;
· уровень педагогических работников.
В своей деятельности
школа № 43 руководствуется уставом и действующим Российским законодательством.
Устав, изменения и
дополнения к нему разрабатывается и принимается коллективом учреждения для
вынесения его на утверждение администрации г. Нижний Новгород.
МОУ Школа № 43 имеет
право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые
законодательством Российской Федерации, со дня выдачи лицензии.
С точки зрения
обучающихся и их родителей, управление большинства образовательных учреждений
не обеспечивает необходимой защиты интересов обучающихся и их семей.
Обучающиеся и родители не
удовлетворены своим участием в управлении образовательным учреждением. В своем
большинстве роль общественных органов образовательных учреждений, в которых
участвуют обучающиеся или их родители, ограничивается мероприятиями,
проводимыми вне учебного процесса, а в
последние годы занимаются вопросами финансового обеспечения функционирования
школ и детских садов, в первую очередь, за счет средств родителей.
Педагогические работники
к «прорехам» управления относят «неумение» руководителей обеспечить им необходимый
социальный статус, условия для работы,
возможность повысить квалификацию, создать творческую обстановку в коллективе,
обстановку поиска, умело внедрить инновации. Конечно, на первом месте стоит
проблема заработной платы.
Руководители
образовательных учреждений оценивают возможности управления весьма сдержано.
· невозможность привлечь на работу
лучших представителей общества и
молодежь из-за низкой заработной платы;
· невозможность экономически
стимулировать работников, если нет достаточных внебюджетных источников;
· финансовые возможности не позволяют
создать необходимую учебную базу, в то же время финансовая самостоятельность
подменена казначейством и агентством по имуществу, а также целым рядом
условностей (о некоторых говорилось выше);
· академическая свобода ограничена
стандартами, аттестацией и аккредитацией;
· отсутствие для профессиональных
образовательных учреждений узаконенного партнерства между профессиональным
образовательным учреждением и работодателем.
Качество управления
образовательным учреждением сегодня в основном отдано на откуп руководителю
образовательного учреждения. Закон фактически не устанавливает даже минимальных рамок качества управления
образованием. По существу, мы в этом вопросе живем в идеологии прошедшего
социализма. Все вышеприведенное позволяет сделать вывод о недостаточном
нормативном правовом регулировании отношений в области управления образовательным
учреждением.
Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на
его содержательное и структурное обновление. Необходимо сделать все возможное
для ресурсной обеспеченности образовательной сферы. Однако ресурсы должны
направляться не на консервацию системы, а на ее эффективное обновление. Консервировать даже то, что когда-то
было лучшим в мире – значит, заведомо гарантировать отставание.
В содержании образования необходимо решить следующие задачи:
1. Устранить характерную
как для общего, так и для профессионального образования традицию перегруженности
учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для
новых знаний. Все предметы должны быть необходимы для последующих стадий
образования и востребоваться в дальнейшей социальной и/или профессиональной
деятельности.
2. Изменить методы обучения,
расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа
информации, самообучения. Поднять роль самостоятельной работы учащихся и студентов.
3. Восстановить и укрепить
связи профессионального образования с практикой и научными исследованиями.
4. Создать механизмы
систематического обновления содержания образования всех уровней.
5. Ликвидировать отставание от
мировой науки в стандартах и качестве преподавания социальных наук, в первую
очередь экономики, менеджмента и права. Дать всем выпускникам средней школы и
всех ступеней профессионального образования знания и базовые навыки в областях,
обеспечивающих активную социальную адаптацию (экономика, право, основы
политической системы, менеджмент,
социология и т.п.).
6. Осуществить
переход на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов
образования всех уровней.
7. Обеспечить
знание на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного
языка всеми выпускниками полной средней школы.
8. Обеспечить развитие
вариативности и доступности образовательных программ, перейти от вариативности
для преподавателя – к вариативности для учащегося. Обеспечить бюджетным
финансированием несколько базовых вариантов полного среднего образования.
9. Необходимо обеспечить открытость системы
образования разнообразным воздействиям со стороны общества, государства и
экономики при сохранении ее внутренней целостности и поддержании высоких академических
стандартов.
10. Обеспечить равенство доступа к образованию
для различных социальных слоев и территориальных групп населения.
Для
более успешного развития системы
образования на региональном уровне необходимо соблюдение следующих условий:
1. Резкое повышение зарплаты и
ужесточение требований к преподавателям. Нужна жесткая переаттестация преподавательского
состава, в результате которой 10–20% из них лишатся права преподавания,
привлечение специалистов для преподавания из реальных отраслей экономики;
2. Борьба с коррупцией в учительской и
профессорско-преподавательской среде;
3. Инвестиции в материальную базу
образования (здания, спортивные сооружения, компьютерное оборудование и т.д.);
4. Совершенствование методов
преподавания с учетом специализации, оценка учебников независимыми специалистами,
радикальная реформа системы преподавания иностранных языков;
5. Говоря о школе — возвращение
дисциплины. Никто не задумывался, почему, например, в самых престижных школах
за рубежом всегда существует школьная форма?
В ходе
работы над данной проблемой мною было выделено три базовых условия, для
эффективной модернизации образования, необходимых для совершенствования системы
образования РФ, в частности Нижегородской области:
1.
повышение заработной платы преподавателей до уровня, привлекающего в
образование эффективные кадры;
2. финансирование информатизации образования,
обеспечивающее модернизацию его методов и технологий, переход к открытому образованию;
3. формирование новых институтов
системы образования, обеспечивающих максимально полную мобилизацию средств
населения и предприятий, эффективное использование этих и бюджетных средств, и
на этой основе – высокое качество и возможности широкого выбора образовательных
программ и услуг.
Нормативные документы
1.
Конституция
Российской Федерации;
2.
Послание
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от
26 мая 2004 года;
3.
Закон
Российской Федерации «Об образовании» (в
редакции от 13 января
4.
Концепция
модернизации российского образования на
период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.12.2001 №1756-р)
5.
Национальная
доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства Российской
Федерации от 04.10.2000 №751);
6.
Федеральная
программа развития образования (Федеральный закон от 10.04.2000 №51-ФЗ);
7.
Основы
политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период
до 2010 года и на дальнейшую перспективу (письмо Президента Российской
Федерации от 30.03.2002 г. № Пр-576);
8.
Постановления
Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года №249 «О мерах по
повышению результативности бюджетных расходов»
9.
Концепции
управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации
10.
Приказ
начальника управления образования администрации Автозаводского района города
Нижнего Новгорода от 13.10.95 № 573
11.
Гражданский
кодекс Российской Федерации
12.
Федеральный
закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
13.
Устав
муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №
43
Монографии и учебники
14.
Азоев
Г. Л. - Управление организацией: Учеб. для студентов вузов. - М.: ИНФРА-М,
2003. - 716 с.
15.
Баканов
М. И., Шеремет А.Д. Теория организации. – М., 2000.
16.
Беляцкий Н.П. и др. Управление персоналом: Учеб.
пособие / Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. – Мн.: Интерпрессервис,
Экоперспектива, 2003.
17.
Виханский
О.С, Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. M., 2003. 528 с.
18.
Мэскон
М. X, Альберт М., Хедоури Ф Основы менд-жмента: Пер.сангл.M., 2000.704с.
19.
Управление
школой: проблемы, опыт, перспективы: Сб.науч.тр. - Екатеринбург: Урал.ГПИ,
2005. - 123 с.
20.
Тихонов
А. П., Абрамешин А. К, Воронина Т. П. и др. Управление современным образованием:
социальные и экономические аспекты / Под ред. А. Н. Тихонова. M., 2007. 256 с.
21.
Саати
Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем: Пер. с англ. М.,
2000. 224 с.
22.
Лизинский
В.М. “Работа администрации школы с учителем”. - М.: Центр “Педагогический
поиск”, 2002. – 160 с.
Периодические издания
23.
Перегудов
Ф. Системная деятельность и образование // Alma Mater: Вестн. высш. шк. 2005. №
24.
Беляков
С. А., Куклин В. Ж. Системные аспекты образовательной политики и управления
образованием //Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 3. С.
10-23.