Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Заочный факультет ускоренного обучения.

                                              

Кафедра региональной экономики и управления

Дипломный проект

Поддержка малого бизнеса в регионе

(на примере Нижегородской области)

 

Выполнила:

студентка

группы 422 заочного отделения

Ермолаева Ольга Александровна

 

Научный руководитель:

доцент

Васильев Алексей Алексеевич

 

Нижний Новгород

2008 год

АННОТАЦИЯ

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель и задачи дипломной работы.

В первой главе данного дипломного проекта рассматриваются теоретические основы малого бизнеса в России, также определяется нормативно-правовая база, которая регулирует деятельность малого бизнеса.

Во второй главе проводится анализ  состояния малого бизнеса в Нижегородской области. Цель анализа – получение данных о состоянии малого бизнеса в регионе. Далее в этой главе рассматриваются основные положения поддержки малого бизнеса на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В третьей главе исследуется комплексная целевая программа развития малого бизнеса в Нижегородской области на 2006-2010 годы в 2007 году, где определены цели, поставлены задачи данной программы и приводится отчет реализации данной программы за 2007 год.

В заключительной части  на основании проведённого анализа сделаны определенные выводы и даны некоторые предложения.

Для написания данной работы использовано 26 литературных источников.

В приложении представлены иллюстративные материалы: 8 таблиц, в которых приведены различные данные.


Оглавление

Введение                                                                                                           4

1.  Теоретические основы малого бизнеса в РОССИИ             6    

     1.1. Понятие малого бизнеса                                                                           6

     1.2. Нормативно-правовое регулирование малого бизнеса                        15

     2. Анализ состояния малого бизнеса в

Нижегородской области                                                                        23

      2.1. Малый бизнес в Нижегородской области                                             23

          2.2.  Поддержка малого бизнеса на федеральном,

                  региональном и   муниципальном  уровнях                                        36

3.  Программы развития  малого бизнеса                                     50

      3.1. Программа развития малого бизнеса на уровне региона                    50     

      3.2.  Отчёт  о реализации Комплексной целевой программы развития малого

предпринимательства в Нижегородской области на 2006-2010

 годы за 2007 год                                                                                                 63

Заключение                                                                                                    75

Список использованной литературы                                            78

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                    


Введение

С переходом экономики к новым экономическим отношениям, основанным на разных формах частной собственности, изменился характер развития производственных отношений. Особым экономическим ресурсом стал человек, обладающий предпринимательской способностью, который возглавил бизнес в экономике, разновидностью которого являются мелкие и средние предприятия.

Предпринимательство – сложный социально-экономический процесс по структуре и целям, которые определяются под воздействием личных интересов предпринимателей и внешних факторов. При этом личные интересы изменяются, как правило, в зависимости от достигнутых экономических результатов.

Социально – экономическая значимость малого предпринимательства уже не нуждается в дополнительных доказательствах. Об этом свидетельствует вклад малого бизнеса в достижение современного состояния экономики во всех индустриально развитых странах. Этому предшествовала большая и продолжительная работа по формированию у людей мотивации и уважения к предпринимательству. На государственном и региональном уровнях стимулировалось увеличение числа малых предприятий, координировались изменение их структуры и территориальное размещение с учетом социально-экономической ситуации.

Опыт управления малым бизнесом, накопленный в странах Западной Европы, в национальном и межгосударственном масштабах еще слабо используется в России. Между тем именно малое предпринимательство создает основу рыночной экономики.

Мировая практика доказала, что крупное производство – атрибут экономической мощи государства, а крупные предприятия – основа управляемой экономики. Во всех ведущих странах крупные корпорации и фирмы определяют темпы научно-технического прогресса, обеспечивают устойчивость в экономике, играют решающую роль в экономической политике государства.

Значение крупного производства будет сохранятся и в России, поскольку это обусловлено масштабами государства, имеющейся структурой промышленного производства и характером внешнеэкономической деятельности. Многие собственники и руководители успешно работающих малых предприятий вышли из оборонного производства и отраслевых научно-исследовательских институтов, благодаря чему в значительной степени удалось сохранить российский научно-технический потенциал.

 В Западной Европе малый бизнес занимает важное место в экономике и обеспечивает социальное спокойствие, предоставляя людям возможность самостоятельно решать проблемы материального обеспечения, самоутверждаться и эффективно использовать свою собственность. Такой подход особенно важен для России, поскольку значительная часть её населения инертна, так как привыкла работать по найму в стабильных условиях на больших государственных предприятиях. Зато другая, меньшая, часть активно адаптируется к рыночным отношениям. Эту категорию населения следует увеличить за счет желающих открыть свое дело.

Всем вышесказанным и объясняется актуальность  темы данной работы: «Поддержка малого бизнеса в регионе на примере Нижегородской области».

Целью данной работы является исследование деятельности региональных органов по поддержки малого бизнеса.

С учётом поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

·        исследовать теоретические основы малого бизнеса в России;

·        провести анализ состояния малого бизнеса в  Нижегородской области;

·        рассмотреть программу поддержки малого бизнеса и отчёт о её реализации.

·        на основе анализа дать предложения по развитию малого бизнеса в регионе.

Заключение

 

На основании  проведённого анализа можно сделать следующие выводы.

«Малый бизнес» - это предприниматель­ская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определен­ных установленных законами, государственными органами или другими представи­тельными организациями критериях.

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Опыт показывает, что эффективными могут быть меры комплексной поддержки малого бизнеса. Задача государства - во взаимодействии с предпринимательским сообществом создать понятные и равные для всех правила поведения на рынке. Поддержка малого предпринимательства, с одной стороны, связана с необходимостью компенсации неравных условий, в которых находятся субъекты малого предпринимательства по сравнению с крупными предприятиями, с другой стороны с помощью начинающим свое дело. Поддержка малым предприятиям, оказывается, через прямую адресную поддержку конкретным предприятиям, действующим в приоритетных отраслях, и устранение тех препятствий и проблем, которые существуют на пути малого предпринимательства.

В третьей главе данной работы проведён анализ реализации Комплексной целевой программы развития малого предпринимательства в  Нижегородской области на 2006-2010 годы.

Целью данной  программы является -  оптимизация  системы   государственной   поддержки предпринимательства и обеспечение условий развитии   малого бизнеса в  качестве  одного  из  источников  формирования  областного   и   местных   бюджетов, создания новых рабочих мест, развития территорий и секторов экономики, повышения  уровня  и  качества жизни населения.

На 1 июля 2007 года в области действует 24 организации инфраструктуры (центры/фонды) поддержки предпринимательства.

За отчетный период созданы три новых центра поддержки предпринимательства. В первом квартале 2007 года создан АНО «Центр развития предпринимательства Шахунского района», в июне 2007 года зарегистрирован АНО «Центр развития бизнеса Большемурашкинского района» и АНО «Центр развития предпринимательства г. Дзержинска».

В целях развития инфраструктуры поддержки предпринимательства в муниципальных районах и городских округах Нижегородской области осуществлена процедура по безвозмездной передаче приобретенного в конце 2006 года на конкурсной основе (за счет средств областного бюджета) имущества (офисная мебель, компьютерная и оргтехника). Материально-техническое обеспечение получили: АНО «Вачский центр развития бизнеса», Фонд поддержки предпринимательства Воскресенского района, АНО «Шахунский центр развития бизнеса» и АНО «Шарангский центр развития бизнеса».

Социально–экономический эффект, полученный от реализации предпринимательских проектов на 01.07.2007 года, выразился в следующих цифрах:

·        дополнительно создано 1168 рабочих мест;

·        средняя заработная плата выросла на 34 % и составила 7 009 рублей;

·        за анализируемый период налоговые платежи увеличились на 49%, а именно на 37,429 млн. рублей.

Несмотря на положительный результат реализации программы,  есть проблемы, которые  мешают  дальнейшей реализации, а именно:

1.      Отсутствует финансирование мероприятий:

·        по обеспечению участия субъектов малого предпринимательства в ярмарках, выставках, деловых миссиях и т.п.;

·        по организации обучения предпринимателей.

·        низкая организация работ по технике безопасности и охране труда в сфере малого предпринимательства. 

2.      Невысокая доля субъектов малого предпринимательства, производящих товары с высокой добавленной стоимостью.  В данный момент правительство области  старается решить эти проблемы.

Для дальнейшего развития малого бизнеса необходимо решение следующих вопросов:

·        усовершенствовать систему налогообложения, разработать налоговую политику, привлекательную для “легальной” работы малого бизнеса;

·        оказать помощь в обеспечении малого бизнеса своевременной и достоверной информацией о состоянии рынка, средств производства;

·        организовать систему обучения руководителей малых предприятий;

·        предоставить кредиты (независимо от цели)  на льготных условиях малым предприятиям.

список  использованной  литературы

 

1.     Налоговый Кодекс Российской Федерации / АПИ Консультант Плюс

2.     Федеральный Закон  Российской Федерации  «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской  Федерации» 14 июня 1995 года N 88-ФЗ  ( с изм. и доп. от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

3.     Федеральный Закон  Российской Федерации  «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской  Федерации» (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

4.     Указ Президента Российской Федерации «О первоочерёдных  мерах государственной поддержки  малого предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. Указов Президента РФ от 14.11.97 N 1225, от 06.01.99 N 15) (с изм., внесенными Указом Президента РФ от 18.08.1996 N 1208)

5.     Соглашение «О поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах – участниках СНГ» от 17 января 1997 года

6.     Постановление Правительства Нижегородской области «Об утверждении комплексной  целевой  Программы развития малого предпринимательства  в Нижегородской области в  на 2006-2010 годы»   (с изм. и доп.  от 05.09.2007 г)

7.     Постановление Правительства Нижегородской области «Об утверждении положения о Министерстве поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области» (в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 05.04.2006 N 107, от 20.06.2006 N 197 от 07.09.2006 N 287)

8.     Постановление Правительства Нижегородской области «О частичном возмещении процентной ставки по кредитам коммерческих банков на поддержку малого предпринимательства»  (в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 10.05.2006 N 161, от 17.01.2007 N 9, от 01.06.2007 N 174)

9.     Постановление Правительства Нижегородской области «О порядке использования  субсидии федерального бюджета на возмещение части процентной ставки по кредитам коммерческих банков на поддержку малого предпринимательства» от 17 сентября 2007 г. N 343.

10.                  Закон  Нижегородской области  «О государственной поддержке малого предпринимательства в Нижегородской области» от 9 декабря 1997 г. N 99-З

11.                  Распоряжение  Правительства  Нижегородской  области «О внесении изменений в положение  о поощрений муниципальных образований, организаций агропромышленного комплекса Нижегородской области, их руководителей, специалистов и субъектов малого сельскохозяйственного бизнеса в 2007 году, утвержденное  распоряжением правительства Нижегородской области  от 8 ноября 2007 г. N 1722-р

12.                  Постановление Администрации города Нижнего  Новгорода «Об утверждении комплекса мер поддержки малого предпринимательства в городе Нижнем Новгороде на 2007-2010 годы»  от  27.07.2007  № 3327

13.                  Постановление Администрации города Нижнего  Новгорода «О введении единовременной формы муниципального статистического наблюдения для субъектов малого предпринимательства» от 30 ноября 2006 г. N 4182

14.                  Рагимов С.Н., Петров Б.В.Современные проблемы развития малого предпринимательства в России. 2006 г.

15.                  Тарабин В. В. Российское малое предпринимательство: проблемы финансирования.

16.                  Коноплёв С. А. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства по современному Российскому законодательству.

17.                  Поддержка малого предпринимательства на муниципальном уровне /  Газета «Бизнес-предложения» № 7 2007 г.

18.                  Маклярский Б.М.  Экономика России. Учебное пособие. – М.: Международные отношения, 2005  г.

19.                  Никитина Л.Н, Худилайнен М.И. Становление малого бизнеса в России / Инновации   № 9, 2006

20.                  Архипов А. И., Большаков А.К. Экономика. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006

21.                  А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславская, В.К. Южелевский. Государство и экономика: Факторы роста  М.: Наука, 2005.

22.                  Т.В. Бутова, М.В. Ерхов. Власть и бизнес в современном обществе / М.: Маросейка, 2007

23.                  А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная. Макроэкономика: теория и российская практика. – М.: КноРус, 2006

24.                  Е.В. Лысаковская. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование, № 5, 2006

25.                  А.И. Антилов. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике // Актуальные проблемы современной науки, № 6, 2006

26.                  Н.Н. Малис. Малый бизнес имеет налоговый потенциал // Финансы, № 7, 2006.


Приложения



Hosted by uCoz