Федеральное агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
Заочный факультет ускоренного
обучения.
Кафедра региональной экономики и управления
Дипломный проект
Поддержка
малого бизнеса в регионе
(на
примере Нижегородской области)
Выполнила:
студентка
группы
422 заочного отделения
Ермолаева
Ольга Александровна
Научный
руководитель:
доцент
Васильев
Алексей Алексеевич
Нижний Новгород
2008 год
Дипломная работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы,
определяется цель и задачи дипломной работы.
В
первой главе данного дипломного проекта рассматриваются теоретические основы
малого бизнеса в России, также определяется нормативно-правовая база, которая
регулирует деятельность малого бизнеса.
Во второй
главе проводится анализ состояния малого
бизнеса в Нижегородской области. Цель анализа – получение данных о состоянии
малого бизнеса в регионе. Далее в этой главе рассматриваются основные положения
поддержки малого бизнеса на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В
третьей главе исследуется комплексная целевая программа развития малого бизнеса
в Нижегородской области на 2006-2010 годы в 2007 году, где определены цели,
поставлены задачи данной программы и приводится отчет реализации данной
программы за 2007 год.
В
заключительной части на основании
проведённого анализа сделаны определенные выводы и даны некоторые предложения.
Для
написания данной работы использовано 26 литературных источников.
В
приложении представлены иллюстративные материалы: 8 таблиц, в которых приведены
различные данные.
Оглавление
Введение
4
1. Теоретические основы малого бизнеса в
РОССИИ 6
1.1.
Понятие малого
бизнеса
6
1.2. Нормативно-правовое регулирование малого бизнеса 15
2. Анализ состояния малого бизнеса в
Нижегородской
области 23
2.1. Малый бизнес в Нижегородской области 23
2.2. Поддержка малого бизнеса на федеральном,
региональном
и муниципальном уровнях 36
3. Программы развития малого бизнеса 50
3.1. Программа развития малого бизнеса на уровне региона 50
3.2.
Отчёт о реализации Комплексной
целевой программы развития малого
предпринимательства в Нижегородской области
на 2006-2010
годы
за 2007 год
63
Заключение
75
Список
использованной литературы 78
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
С
переходом экономики к новым экономическим отношениям, основанным на разных
формах частной собственности, изменился характер развития производственных
отношений. Особым экономическим ресурсом стал человек, обладающий
предпринимательской способностью, который возглавил бизнес в экономике,
разновидностью которого являются мелкие и средние предприятия.
Предпринимательство
– сложный социально-экономический процесс по структуре
и целям, которые определяются под воздействием личных интересов
предпринимателей и внешних факторов. При этом личные интересы изменяются, как
правило, в зависимости от достигнутых экономических результатов.
Социально
– экономическая значимость малого предпринимательства уже не нуждается в
дополнительных доказательствах. Об этом свидетельствует вклад малого бизнеса в
достижение современного состояния экономики во всех индустриально развитых
странах. Этому предшествовала большая и продолжительная работа по формированию
у людей мотивации и уважения к предпринимательству. На государственном и
региональном уровнях стимулировалось увеличение числа малых предприятий,
координировались изменение их структуры и территориальное размещение с учетом
социально-экономической ситуации.
Опыт
управления малым бизнесом, накопленный в странах Западной Европы, в
национальном и межгосударственном масштабах еще слабо используется в России.
Между тем именно малое предпринимательство создает основу рыночной экономики.
Мировая
практика доказала, что крупное производство – атрибут экономической мощи
государства, а крупные предприятия – основа управляемой экономики. Во всех
ведущих странах крупные корпорации и фирмы определяют темпы научно-технического
прогресса, обеспечивают устойчивость в экономике, играют решающую роль в
экономической политике государства.
Значение
крупного производства будет сохранятся и в России,
поскольку это обусловлено масштабами государства, имеющейся структурой
промышленного производства и характером внешнеэкономической деятельности.
Многие собственники и руководители успешно работающих малых предприятий вышли
из оборонного производства и отраслевых научно-исследовательских институтов,
благодаря чему в значительной степени удалось сохранить российский
научно-технический потенциал.
В Западной Европе малый бизнес занимает важное
место в экономике и обеспечивает социальное спокойствие, предоставляя людям
возможность самостоятельно решать проблемы материального обеспечения,
самоутверждаться и эффективно использовать свою собственность. Такой подход
особенно важен для России, поскольку значительная часть её населения инертна,
так как привыкла работать по найму в стабильных условиях на больших
государственных предприятиях. Зато другая, меньшая, часть активно адаптируется
к рыночным отношениям. Эту категорию населения следует увеличить за счет
желающих открыть свое дело.
Всем вышесказанным и
объясняется актуальность темы данной
работы: «Поддержка малого бизнеса в регионе на примере Нижегородской области».
Целью данной работы является
исследование деятельности региональных органов по поддержки малого бизнеса.
С учётом поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
·
исследовать теоретические основы малого бизнеса
в России;
·
провести анализ состояния малого бизнеса в Нижегородской области;
·
рассмотреть программу поддержки малого бизнеса и
отчёт о её реализации.
·
на основе анализа дать предложения по развитию
малого бизнеса в регионе.
Заключение
На основании проведённого анализа можно сделать следующие
выводы.
«Малый
бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами
рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными
органами или другими представительными организациями критериях.
Мировая практика убедительно
свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес
оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение
социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности
работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ
субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль.
Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым
условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых
странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и
качество валового национального продукта.
Опыт
показывает, что эффективными могут быть меры комплексной поддержки малого
бизнеса. Задача государства - во взаимодействии с предпринимательским
сообществом создать понятные и равные для всех правила поведения на рынке.
Поддержка малого предпринимательства, с одной стороны, связана с необходимостью
компенсации неравных условий, в которых находятся субъекты малого
предпринимательства по сравнению с крупными предприятиями, с другой стороны с
помощью начинающим свое дело. Поддержка малым предприятиям, оказывается, через
прямую адресную поддержку конкретным предприятиям, действующим в приоритетных
отраслях, и устранение тех препятствий и проблем, которые существуют на пути
малого предпринимательства.
В
третьей главе данной работы проведён анализ реализации
Комплексной целевой программы развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2006-2010 годы.
Целью
данной программы является - оптимизация
системы государственной поддержки предпринимательства и обеспечение
условий развитии малого бизнеса в качестве
одного из источников
формирования областного и
местных бюджетов, создания новых
рабочих мест, развития территорий и секторов экономики, повышения уровня
и качества жизни населения.
На 1 июля 2007 года в области
действует 24 организации инфраструктуры (центры/фонды) поддержки
предпринимательства.
За отчетный период созданы три
новых центра поддержки предпринимательства. В первом квартале 2007 года создан
АНО «Центр развития предпринимательства Шахунского района», в июне 2007 года
зарегистрирован АНО «Центр развития бизнеса Большемурашкинского района» и АНО
«Центр развития предпринимательства г. Дзержинска».
В целях развития инфраструктуры
поддержки предпринимательства в муниципальных районах и городских округах
Нижегородской области осуществлена процедура по безвозмездной передаче
приобретенного в конце 2006 года на конкурсной основе (за счет средств областного
бюджета) имущества (офисная мебель, компьютерная и оргтехника).
Материально-техническое обеспечение получили: АНО «Вачский центр развития
бизнеса», Фонд поддержки предпринимательства Воскресенского района, АНО
«Шахунский центр развития бизнеса» и АНО «Шарангский центр развития бизнеса».
Социально–экономический
эффект, полученный от реализации предпринимательских проектов на 01.07.2007
года, выразился в следующих цифрах:
·
дополнительно создано 1168 рабочих мест;
·
средняя заработная плата выросла на 34 % и
составила 7 009 рублей;
·
за анализируемый период налоговые платежи
увеличились на 49%, а именно на 37,429 млн. рублей.
Несмотря
на положительный результат реализации программы, есть проблемы, которые мешают
дальнейшей реализации, а именно:
1. Отсутствует
финансирование мероприятий:
·
по обеспечению участия субъектов малого
предпринимательства в ярмарках, выставках, деловых миссиях и т.п.;
·
по организации обучения предпринимателей.
·
низкая организация работ по технике безопасности
и охране труда в сфере малого предпринимательства.
2. Невысокая
доля субъектов малого предпринимательства, производящих товары с высокой
добавленной стоимостью. В данный момент
правительство области старается решить
эти проблемы.
Для
дальнейшего развития малого бизнеса необходимо решение следующих вопросов:
·
усовершенствовать систему налогообложения,
разработать налоговую политику, привлекательную для “легальной” работы малого
бизнеса;
·
оказать помощь в обеспечении малого бизнеса
своевременной и достоверной информацией о состоянии рынка, средств производства;
·
организовать систему обучения руководителей
малых предприятий;
·
предоставить кредиты (независимо от цели) на льготных условиях малым предприятиям.
список
использованной литературы
1. Налоговый
Кодекс Российской Федерации / АПИ Консультант Плюс
2. Федеральный
Закон Российской Федерации «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской
Федерации» 14 июня 1995 года
N 88-ФЗ ( с
изм. и доп. от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
3. Федеральный
Закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской
Федерации» (в ред. Федерального закона от
18.10.2007 N 230-ФЗ)
4. Указ
Президента Российской Федерации «О первоочерёдных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской
Федерации» (в ред. Указов
Президента РФ от 14.11.97 N 1225, от 06.01.99 N 15) (с изм., внесенными Указом
Президента РФ от 18.08.1996 N 1208)
5.
Соглашение «О поддержке и развитии малого
предпринимательства в государствах – участниках СНГ» от 17 января 1997 года
6. Постановление
Правительства Нижегородской области «Об утверждении комплексной целевой
Программы развития малого предпринимательства в Нижегородской области в на 2006-2010 годы» (с изм. и доп. от 05.09.2007 г)
7. Постановление
Правительства Нижегородской области «Об утверждении положения о Министерстве
поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг
Нижегородской области» (в ред. постановлений
Правительства Нижегородской области от 05.04.2006 N 107, от 20.06.2006 N 197 от
07.09.2006 N 287)
8. Постановление
Правительства Нижегородской области «О частичном возмещении процентной ставки
по кредитам коммерческих банков на поддержку малого предпринимательства» (в
ред. постановлений Правительства Нижегородской области
от 10.05.2006 N 161, от 17.01.2007 N 9, от 01.06.2007 N 174)
9.
Постановление Правительства Нижегородской
области «О порядке использования
субсидии федерального бюджета на возмещение части процентной ставки по кредитам
коммерческих банков на поддержку малого предпринимательства» от 17 сентября
10.
Закон Нижегородской области «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Нижегородской области» от 9 декабря
11.
Распоряжение Правительства Нижегородской области «О внесении изменений в
положение о поощрений муниципальных
образований, организаций агропромышленного комплекса Нижегородской области, их
руководителей, специалистов и субъектов малого сельскохозяйственного бизнеса в
2007 году, утвержденное распоряжением
правительства Нижегородской области от 8 ноября
12.
Постановление Администрации города
Нижнего Новгорода «Об утверждении
комплекса мер поддержки малого предпринимательства в городе Нижнем Новгороде на
2007-2010 годы» от 27.07.2007
№ 3327
13.
Постановление Администрации города
Нижнего Новгорода «О введении
единовременной формы муниципального статистического наблюдения для субъектов
малого предпринимательства» от 30
ноября
14.
Рагимов С.Н.,
Петров Б.В.Современные проблемы развития малого предпринимательства в России.
15.
Тарабин В. В.
Российское малое предпринимательство: проблемы финансирования.
16.
Коноплёв С. А.
Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства по современному
Российскому законодательству.
17.
Поддержка
малого предпринимательства на муниципальном уровне / Газета
«Бизнес-предложения» № 7
18.
Маклярский Б.М. Экономика России. Учебное пособие. – М.:
Международные отношения, 2005 г.
19.
Никитина Л.Н, Худилайнен М.И. Становление
малого бизнеса в России / Инновации №
9, 2006
20.
Архипов А. И., Большаков А.К. Экономика.
М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006
21.
А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславская, В.К.
Южелевский. Государство и экономика: Факторы роста М.: Наука, 2005.
22.
Т.В. Бутова, М.В. Ерхов. Власть и бизнес в
современном обществе / М.: Маросейка, 2007
23.
А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная. Макроэкономика:
теория и российская практика. – М.: КноРус, 2006
24.
Е.В. Лысаковская. Проблемы и перспективы
государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование, №
5, 2006
25.
А.И. Антилов. Проблемы малого
предпринимательства в национальной экономике // Актуальные проблемы современной
науки, № 6, 2006
26.
Н.Н. Малис. Малый бизнес имеет налоговый
потенциал // Финансы, № 7, 2006.
Приложения