Федеральное агентство по образованию

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДКЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Кафедра управления и маркетинга

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

 

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФОРМЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА (на примере Тоншаевского района Нижегородской области)

 

 

Специальность: государственное и муниципальное управление

Выполнил: студент

группы 4ГсN3 

Ильина  Вера Ивановна

Научный руководитель:

доцент

Васильев Алексей Алексеевич

г. Нижний Новгород 2008 г.

 

АННОТАЦИЯ

Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной  литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи дипломного проекта.

В первой главе рассматриваются основные аспекты агропромышленного комплекса: агропромышленный комплекс России,  понятие и сущность данного сектора экономики, причины, приведшие к кризисному состоянию аграрного сектора, а также показывается его нормативно-правовая база.

Во второй главе анализируется государственная политика в агропромышленном секторе, его настоящее положение и существующие проблемы. Показана структура федеральных, региональных (на примере Нижегородской области) и местных (на примере Тоншаевского района) органов управления сельским хозяйством, их цель, задачи и функции.

В третьей главе анализируется существующее положение агропромышленного комплекса Тоншаевского района, проблемы стоящие перед ним, и реализация программ по развитию агропромышленного комплекса Тоншаевского района Нижегородской области.

В заключении, на основе анализа, делаются определенные выводы и даются конкретные предложения по развитию агропромышленного комплекса в Российской  Федерации.

Список использованной литературы содержит перечень нормативных актов федеральных, региональных и муниципальных органов власти, учебных и периодических изданий.

Дипломный проект содержит   88 страниц, 1 таблицу, 5 диаграмм, 4 приложения.

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Агропромышленный комплекс России. 6

1.1.       Понятие и сущность АПК в России. 6

1.2.       История реформирования АПК в России. 9

1.3.       Нормативная база АПК.. 18

Глава 2.Организация деятельности АПК в России. 25

2.1.       Государственная политика в АПК России. .25

2.2.       Управление АПК на федеральном уровне. 41

2.3.       Управление АПК в Нижегородской области. 48

2.4.       Управление АПК в Тоншаевском районе…….. 59

Глава 3. Развитие  агропромышленного комплекса Тоншаевского района. 65

3.1.       Программа «Развитие агропромышленного комплекса Тоншаевского района на период 2008-2010 годы». 65

3.2.       Районная целевая программа «Поддержка сельскохозяйственного производства на 2008-2010 годы». 75

Заключение. 78

Список литературы.. 82

Введение

Российская Федерация занимает территорию общей площадью 17075,4 тыс.км2. Население страны - 146 млн. чел. В состав Федерации входят 89 субъектов. В России 1095 городов, 1963 поселка городского типа, 24456 сельских населенных пунктов. Россия - многонациональная страна, на территории которой проживают представители свыше 150 национальностей.

Оформившись как суверенное государство, Российская Федерация переживает эпоху глобальных исторических перемен. Прожив большую часть двадцатого столетия в условиях коммунистической системы, народы России стремятся сформировать демократические, рыночные принципы жизнедеятельности общества, что предполагает кардинальные политические, экономические, социальные и культурные перемены.

Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.

АПК - самый крупный из основных (базовых) комплексов в экономике страны. В АПК России в настоящее время занято около 35% всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создается почти 15% ВВП. Около 30% отраслей народнохозяйственного комплекса включено в воспроизводственные связи с аграрным сектором. Из сельскохозяйственного сырья производится примерно 70% всего набора производимых в стране предметов потребления. В розничном товарообороте продовольственные товары составляют примерно половину[1].

Агропромышленный комплекс Российской Федерации (АПК) включает отрасли, имеющие тесные экономические и производственные взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства.

Общий развал в сельском  хозяйстве страны в 1990 годы оказался ошеломляющимся. Масштаб спада сельскохозяйственного производства был таков, что уровень 1990 г. Удалось догнать и превзойти только в 2004г. Сельское хозяйство сегодня это отрасль, в которой износ производственных фондов в 1,5-2 раза превышает ввод новых мощностей. Доля  инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составляет лишь  4% от общего объема инвестиций в экономику. За чертой бедности находится 56% сельского населения, а средняя месячная плата составляет 43% от  общероссийского уровня. Более трети  сельскохозяйственных организаций в РФ являются убыточными. Растет диспаритет цен на производимую и потребляемую в аграрном секторе продукции: в 2000 году для покупки 1 тонны дизельного топлива крестьянин  долен был продать 3,1  тонну зерна, а в 2006 – уже 5,6 тонны. Как результат, страна завозит из-за граници треть необходимого продовольствия[2].

На этом фоне назрела необходимость действенных мер в сфере реформирования агропромышленного комплекса.

Основная цель дипломного проекта - это показать реализацию реформы агропромышленного комплекса на муниципальном уровне.

Для достижения этой цели мною решаются следующие задачи:

- дать понятие «агропромышленного комплекса РФ» и рассмотреть причины  приведшие к кризисному состоянию, а так же нормативно-правовую базу;

- рассмотреть современное состояние сельского хозяйства РФ, показать основные направления государственной, региональной и местной политики в агропромышленной сфере;

- рассмотреть и  проанализировать развитие агропромышленного комплекса, а также, существующие программы реформирования агропромышленного комплекса в РФ, Нижегородской области и Тоншаевском районе;

- на основе исследования сделать выводы и дать предложения по дальнейшему развитию агропромышленного комплекса как  Тоншаевского района так   РФ в целом.

Заключение

В ходе данной работы были рассмотрены вопросы, связанные с основными аспектами агропромышленного комплекса РФ, такими как структура АПК,  понятие и сущность данного комплекса, история реформирования. На основе проработанного теоретического и практического материала, а также проведённого анализа деятельности органов государственной региональной и  местной власти установлено, что реформирование сельского хозяйства явилось одной из наиболее актуальных задач, поскольку  большинство проблем этой отрасли нуждаются в модернизации.

Анализ существующего положения  в агропромышленном комплексе  Тоншаевского района, и  России в целом показали, что реформирование аграрного сектора в РФ - важнейшая задача государства.

Регулирование аграрного сектора через систему экономических рычагов должно предусматривать решение следующих задач:

1.                обеспечение населения продуктами питания по доступным ценам;

2.                стимулирование отечественного производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания;

3.                экономическое регулирование импорта и экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

4.                введение государственного протекционизма внутреннего агропродовольственного рынка;

5.                развитие инфраструктуры рынка и информационное обеспечение.

6.                преодоление кризисных явлений, дальнейшее обеспечение развития рыночных отношений в сельском хозяйстве с сочетанием государственной поддержки аграрного производства; обеспечение защиты

7.                сельскохозяйственного товаропроизводителя на внешнем и внутреннем рынках;

8.                обеспечение сельского хозяйства основными ресурсами — землей, недвижимым имуществом, необходимым для расширенного воспроизводства,  капиталом,  трудовыми ресурсами;

9.                обеспечение социальных преобразований на селе, устойчивое развитие сельских территорий;

10.            обеспечение научных исследований в АПК;

11.            обеспечение интеграции и кооперации

Систему государственного регулирования и поддержки следует выстроить по целевым программам с тем, чтобы учитывать региональные особенности, стимулировать приоритетные направления развития производства, формировать новые организационно-правовые формы хозяйствования, исключать  непроизводственные затраты. Поддержка это защита интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, причем используемая не только как тактический прием, но и как стратегический ресурс, позволяющий решать приоритетные, перспективные задачи развития отрасли сельского хозяйства, включая и устранение безработицы на селе, повышение уровня оплаты труда, создание новых рабочих мест, развитие социальной и инженерной инфраструктуры.

Для более успешного развития  агропромышленного комплекса на местном уровне, а именно в Тоншаевском районе, необходимо соблюдение следующих условий:

-                  повышение заработной платы работникам сельского хозяйства;

-                  повышение качества жизни сельского населения;

-                  развитие малых форм хозяйствования и кооперации;

-                  повышение конкурентоспособности производимой продукции;

-                  налаживание эффективной системы взаимного сотрудничества между сельскохозяйственными организациями и предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности;

-                  принятие мер по преодолению диспаритета цен;

-                  повышение инвестиционной и инновационной привлекательности отрасли, развитие технического и технологического потенциала АПК;

-                  формирование профессионально подготовленного кадрового ресурса, проведение мероприятий по внедрению научных разработок в производство для устойчивого развития АПК;

-                  повышение уровня специализации производства во всех действующих сельскохозяйственных организациях.

В ходе работы над данной проблемой мною было выделено четыре базовых условия, для эффективной модернизации сельского хозяйства, которые необходимы для совершенствования агропромышленного комплекса РФ, в частности Тоншаевского района:

1.          повышение заработной платы работникам сельского хозяйства

2.                 принятие мер по преодолению диспаритета цен

3.                 повышение инвестиционной и инновационной привлекательности отрасли, развитие технического и технологического потенциала АПК;

4.                 формирование профессионально подготовленного кадрового ресурса, проведение мероприятий по внедрению научных разработок в производство для устойчивого развития АПК

Вместе с те, по моему мнению, в комплексе проводимых государственных мер по регулированию агропромышленного производства основными должны быть меры по преодолению диспаритета цен. Не решив эту проблему, каким бы образом ни поддерживались доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, бюджетные субсидии, средства, полученные ими  в результате формирования дополнительного спроса на сельскохозяйственную продукцию, будут изъяты из отрасли по каналам межотраслевых связей вследствие сложившейся неэквивалентности в отношениях сельского хозяйства с сопряженными отраслями экономики.

В целом агропромышленный комплекс России должен перейти из режима выживания в режим развития.

Список используемой литературы:

1.                Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2.                Постановление Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2004 г. № 181 «Вопросы министерства сельского хозяйства российской федерации» (с изменениями на 1 ноября 2007 года.

3.                Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858.

4.                Закон Нижегородской области от 11.11.2005 № 176-3 «О наделении органов местного самоуправления Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по поддержке сельского производства».

5.                Положения об управлении сельским хозяйством администрации Тоншаевского муниципального района Нижегородской области утвержденная земским собранием администрации Тоншаевского района от 16 мая 2007 г.,

6.                Красникова Е.В. Экономика переходного периода. М.: Омега-Л, 2005. .

7.                Петриков А.В. Политика сельского развития в России: проблемы и приоритеты. Сб.: «Устойчивое развитие агропродовольственного сектора как важнейший фактор социально-экономической стабильности России».-М., 2006. С. 104-116.

8.                Киселев С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. М., 1994. С. 173.

9.                Добрынин В. А. Государственное регулирование агропромышленного производства. – М.: МСХА, 2000.

10.            Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. М., 1997.

11.            Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. М., 1996.

12.            Экономика. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М., 1998.

13.            Борхунов Н. Региональные особенности государственной поддержки сельского хозяйства /АПК: экономика, управление. 2005 № 5 С.45-47.

14.            Панков Б.П. Тенденции и парадоксы аграрного рынка труда в России //  Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005 № 6 С. 45-47.

15.            Галиновская Е.А. Основные правовые проблемы государственного регулирования агропромышленного комплекса России  // Журнал российского права  № 4 2006 C. 62-70.

16.            Суглобов А. Социальная инфраструктура и ее значение для развития агропромышленного комплекса России // Проблемы теории и практики управления 2006 №7 С. 40-49.

17.            Оболенцев И. Сельское хозяйство должно стать постоянным приоритетным направлением государственной политики //  Промышленник России 2007 № 1, С. 8.

18.            Хорохорин А. О проблемах функционирования АПК и путях их решения. // Экономист, № 9, 1998, с.88-92.

19.            Интервью министра сельского хозяйства Российской федерации А.В. Гордеева РИА-Новости (http://rian.ru/interview/20070424/64301500.html)

20.            Алмаев Х.М., Терещенко Г.Н., Медведев С.А., Аналитический вестник 2006 № 7 (295) Аграрные преобразования в России прошлое и настоящее (к столетию начала Столыпинской аграрной реформы).

21.            Барсукова С.Ю. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: идея и реализация // Вопросы статистики 2007 № 11. С 19-40.

22.            Ушачев И. Сельское хозяйство: приоритетно целевой способ развития // Экономист 2007 № 9. С 18-25

23.            Кошолкина Л. Государственное регулирование  АПК. // Экономист 2005 № 7. С 81-85.

24.            Мухина Е. Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного производства. // Экономист 2006 № 5. С. 86-93.  

25.            Митин С. Работа АПК в 2006 году и формирование агропродовольственной политики // Экономист 2007 № 4 С.23-27.

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Экономика. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М., 1998, с.709.

[2] Оболенцев И. Сельское хозяйство должно стать постоянным приоритетным направлением государственной политики //  Промышленник России 2007 № 1, С. 8.

 



Hosted by uCoz