Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Заочный факультет ускоренного обучения и магистерской
подготовки
Кафедра региональной экономики и управления
Дипломный проект
Менеджмент в
муниципальных органах
Специальность:
Государственное и муниципальное управление
Выполнил: студент группы
4ГСТ1
Китаев Юрий Владимирович
Научный руководитель:
доцент
Васильев Алексей
Алексеевич
Нижний
Новгород
Дипломный
проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной
темы, определяется цель и ставятся задачи данной работы.
В первой главе освещается теоретическая основа
муниципального менеджмента. Здесь подробно рассматривается содержание понятия
«Муниципальный менеджмент», а также менеджмент качества и муниципальный
консалтинг.
Во
второй главе рассматривается практика муниципального консалтинга – реализуемого
фондом «Институт экономики города»
Во
третьей главе рассматривается внедрение менеджмента качества – реализация
системы менеджмента качества в городах Батайск и Новочеркасск.
В
заключение дипломного проекта, на основании исследованной темы, сформулированы
выводы и даны предложения по повышению эффективности муниципального управления.
Приводится
список использованной литературы, нормативных актов и интернет ресурсов всего
22 источника.
В приложение приведена таблица
«Лучшая практика в области муниципального
управления».
1 Теоретические основы муниципального менеджмента
1.1 Содержание понятия «Муниципальный менеджмент»
1.2 Инструментарий муниципального менеджмента
1.2.1 Муниципальный консалтинг
1.2.2 Система менеджмента качества
2 Анализ практики муниципального консалтинга
2.1 Центр
муниципального консалтинга - фонд «Институт экономики города»
2.3 Кодекс лучшей практики – основа бенчмаркинга
3 Программы реализации менеджмента качества в муниципальных
образованиях Ростовской области.
3.1 Административная реформа как система менеджмента качества
3.2 Внедрение СМК в городе Батайск
3.3 Создание многофункционального центра обслуживания в
городе Новочеркасск
Введение
В условиях рыночной экономики основанной на многообразии
форм собственности, главной целью всех реформ является
совершенствование управления. Новые экономические отношения в
муниципальных образованиях - объективная
реальность, требующая нового управления сообществом, социальными явлениями и
процессами, происходящими в нем.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что
непрерывный процесс усложнения всех сторон жизнедеятельности муниципального
образования, всех его сфер, требует постоянного совершенствования форм и
методов самого муниципального управления.
Проблема эффективности муниципального управления всегда
была актуальной,
но в настоящее время стала еще острее. Последствия неверно выбранной стратегии и тактики муниципального
управления в современных условиях становятся катастрофическими для
муниципальных образований. Жизненной необходимостью стало уменьшение риска
принятия неверных решений путем использование научных методов управления, а
именно применение инструментария муниципального менеджмента.
Решение проблем эффективной организации муниципального управления и
внедрения современных методов
и научной технологии принятия решений возможно через использование консультационной системы - консалтинга. Он уверенно входит в нашу деловую жизнь и становится неотъемлемой его частью. Сегодня в стране
работает более 1000 отечественных консалтинговых компаний, объединяющих
более 10000 консультантов. С его помощью эффективно реализуются научные и технические достижения в области управления, а также
интеллектуальный потенциал ученых и
специалистов, привлекаемых в качестве консультантов.
Одной из новых технологий современного управления,
которая с успехом начинает применяться в
муниципальном управлении, является менеджмент качества. В настоящее время
происходит процесс объединения менеджмента качества
с принципами общего менеджмента в деятельности некоммерческих учреждений и
организаций, к которым относятся и муниципальные.
Бенчмаркинг представляет
собой успешную управленческую технологию, которую необходимо использовать в
муниципальной практике. Такое использование может оказаться весьма успешным, тем
более что имеется значительный практический опыт по применению методов соцсоревнования
в недавнем прошлом. Но дабы избежать связанных с этим ассоциаций, его можно использовать
именно под названием "бенчмаркинг", а не "внедрение передового опыта".
Подводя
итоги можно сказать, что в настоящее время в Росси на муниципальном, а также
региональном и государственном, активно применяется и используется
инструментарий муниципального менеджмента.
Цель
данной работы – исследовать практику реализации муниципального менеджмента.
Для достижения
этой цели решаются следующие задачи:
1
рассмотреть содержание понятия и инструментария
менеджмента в муниципальных органах;
2
рассмотрение практики внедрения муниципального
менеджмента;
3
Рассмотрение центра муниципального консалтинга
«Институт экономики города», его сферы деятельности и кодекс лучшей практики;
4
Рассмотрение реализации менеджмента качества в
г. Батайск;
5
Рассмотрение создания многофункционального
центра обслуживания в г. Новочеркасск.
Теория и практические исследования говорят
о том, в условиях рыночной экономики
основанной на многообразии форм собственности, главной целью всех реформ
является совершенствование управления. Новые экономические отношения в муниципальных
образованиях - объективная реальность,
требующая нового управления сообществом, социальными явлениями и процессами, происходящими в нем.
Непрерывный процесс усложнения всех
сторон жизнедеятельности муниципального образования, всех его сфер, требует
постоянного совершенствования форм и методов муниципального управления.
Решение
проблем эффективной организации муниципального управления и внедрения современных
методов и научной технологии принятия решений возможно через использование
консультационной системы - консалтинга.
В своей
работе я рассмотрел центр муниципального консалтинга фонд «Институт экономики
города». Огромным достижением в деятельности этой организации я бы выделил
«Кодекс лучшей практики». Внедрение лучших практик, включенных в Кодекс, требует от
муниципалитетов серьезной предварительной работы, а сам процесс приближения к
параметрам Кодекса может растянуться во времени. Необходимы механизмы
индивидуальной “настройки” управленческого аппарата конкретного муниципалитета
к требованиям лучшей практики. Таким образом, присоединение муниципальных
образований к Кодексу может проводиться последовательно, путем постепенного
расширения. В зависимости от условий конкретного муниципалитета программа может внедрять
положения Кодекса комплексно или по отдельным направлениям и разделам.
Отдельная задача – стимулирование подключения
муниципальных образований или их объединений к Кодексу. Важно, чтобы основные
адресаты Кодекса – муниципальные работники – воспринимали его не как перечень
достижений одной из многочисленных российских аналитических и консультационных
организаций, а как свод всего лучшего и передового, что предпринималось на
местном уровне в отношении управления муниципальным развитием, и соответственно
были заинтересованы в своем участии в данном проекте. Муниципальная практика
не стоит на месте, появляются новые задачи и новые решения, которые могут и
должны стать достоянием всего муниципального сообщества. Для решения этих задач
Кодекс с самого начала задумывался как динамичный инструмент. В механизм
Кодекса заложена процедура обновления и актуализации стандартов, гибкого
реагирования на происходящие изменения, интерактивного взаимодействия с
муниципальным сообществом.
Рекомендуемая ближайшая перспектива Кодекса – превращение
его в постоянно действующий муниципальный форум, обеспеченный полноценным
интерактивным функционированием интернет-сайта, периодическим переизданием
Кодекса, проведением регулярных конференций, работой представительного Экспертного совета по отбору и анализу практик.
В своей
работе я также рассмотрел внедрение системы менеджмента качества В рамках этого был анализирован
типовой проект системы менеджмента качества в соответствии с международным
стандартом ИСО 9001:2000, рекомендациями IWA 4 и внедрение его в муниципальном образование
г. Батайск. На основе этого можно сделать следующие выводы о преимуществах,
получаемых от внедрения СМК:
1
снижение и сокращение
затрат, рисков и неопределенности управления;
2
усиление привлекательности
для инвесторов;
3
четкие инструкции к ежедневным
действиям,
4
снижение уровня
бюрократизма, коррупции, своеволия, равнодушия чиновников к проблемам и
запросам жителей муниципального образования, проявившееся в сокращении очередей
к ответственным работникам и уменьшению жалоб в областные и центральные органы
власти.
5
гибкие средства принятия
решений;
6
оперативная и
достоверная комплексная оценка положения дел, потенциала, основных тенденций в
развитии;
7
компактная, дееспособная
и эффективная управленческая команда;
8
вовлечение сотрудников в
достижение поставленных целей и задач.
Предложения
и рекомендации:
1
Усовершенствование СМК ISO 9001:2000 по
ассортименту и качеству муниципальных услуг
2
Обеспечить широкое распространение системы
менеджмента качества по всей России;
3
Повышение информационной поддержки проектов
системы менеджмента качества;
Список литературы
1
Конституция Российской Федерации от 12 декабря
2
Федеральный закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от 06.10.2003 г.;
3
Федеральный закон «О системе государственной
службы РФ» №58-ФЗ от 27.05.2003 г.;
4
Федеральный закон «О государственной гражданской
службе РФ» №79-ФЗ от 27.07.2004 г.;
5
Проект
создания многофункционального центра обслуживания в г. Новочеркасск;
6
Проект
внедрения системы менеджмента качества в г. Батайске;
7
Васильев А.А. Муниципальное
управление [Текст]: понятия, термины, библиография / А.А. Васильев. – Изд. 2-е,
исп. и доп. – Н.Новгород: Гладкова О.В., 2006. – 304 с.
8
Васильев А.А.
Муниципальное управление: конспект лекций. - Н.Н.; ИП Гладкова О.В., 2005.-552
с.
9
Ветров Г. Ю. Планирование
экономического развития на уровне города. – М.: Фонд
«Институт экономики города», 1998;
10
Иванов В. В., Коробова А. Н. Муниципальный
менеджмент. Справочное пособие;
11
Шохин Е.И. Финансовый менеджмент. – М.:ФБК-ПРЕСС, 2002;
12
Терентьев М. В. Савруков Н. Т. Экономика фирмы.
Конспект лекций. СпБ. 1998;
13
Емельянов
Н А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. — Москва —
Тула, 2004.
14
Гринчель Б. М. Рекомендации по разработке комплексной
программы маркетинга города и привлечения инвестиций 1996;
15
Тумасянц С.М. Методы антикризисного
управления инвестиционно-заемной системой. Городская собственность.- М.: 1999;
16
Иванов В. В., Коробова А. Н. Использование
маркетинговых инструментов для
формирования многовариантного финансирования городской инфраструктуры.-
М.: Маркетолог, 2000;
17
Васильев А.А. Качество в
муниципальном управлении// Государственная власть и местное самоуправление в
России: традиции и современность: Материалы региональной НПК. – Чебоксары:
филиал ВВАГС, 2005.- с 89-95.
18
Васильев А.А. Консультационная
деятельность в муниципальном управлении. www.vasilievaa.narod.ru/mu/stat_rab/stat/vasil/ConsaltMU.htm
19
Райсберг Б. А. Основы бизнеса.- М.:
20
Сайт