Федеральное агентство по образованию

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Факультет управления, экономики и права

Кафедра региональной экономики и управления

 

 

ДИПЛОМНый проект

 

 

“Развитие культуры на муниципальном уровне ”

 

 

                                  Специальность:

Государственное и

муниципальное управление

Выполнил:

Студент гр.02-ГЗ-3

Погорелова И.А.

Научный руководитель:

доцент

Васильев А.А.

 

Н. Новгород

2008

 

Аннотация

 

Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель и ставятся задачи.

         В первой главе рассматривается сущность культуры. Здесь подробно раскрывается содержание понятия - культура, место культуры в социальной сфере, её правовая основа.

         Во второй главе рассматривается деятельность Департамента Культуры города Нижнего Новгорода. Приводиться подробный анализ состояния культуры города Нижнего Новгорода.

          В третьей главе исследуются проекты по развитию культуры, реализуемые в Нижнем Новгороде. Рассматриваются федеральные, региональные, муниципальные проекты, реализуемые в Нижнем Новгороде.

         В заключении на основе выводов даются конкретные предложения по улучшению, сохранению и развитию культуры в городе Нижнем Новгороде.

         Приводится список  рассмотренной литературы, нормативных актов, интернет-сайтов по культуре.

В приложении  на основе сделанного анализа дается программа «Развитие сферы культуры в муниципальном образовании город Нижний Новгород на 2008–2010 годы».

Оглавление

 

                                                                                                                 Стр.

Введение___________________________________________________________________3

 

Глава 1. Сущность культуры

1.1. Содержание понятия культуры___________________________________6                                      

1.2. Место культуры в социальной сфере______________________________10            

1.3. Нормативно-правовая база в области  культуры ____________________12

 

Глава 2. Анализ состояния сферы культуры г. Нижнего Новгорода

2.1. Культурно-досуговые учреждения г.Н.Новгорода __________________19

2.2. Организация управления культурой г.Н.Новгорода _________________31

2.3. Направление деятельности департамента культуры г.Н.Новгорода____________________________________________________38

Глава 3. Проекты по развитию культуры

3.1. Федеральные проекты по развитию культуры ______________________44                                                                                                       3.2. Региональные проекты по развитию культуры______________________63

3.3. Муниципальные проекты по развитию культуры____________________66

 

Заключение                                                                                             ____69

Список литературы                                                                                   _    77

Приложения______________________________________________________80

 

Введение 

  Актуальность темы дипломной работы обуславливается тем, что мировое сообщество всё больше внимания обращает на состояние культуры. Она понимается, прежде всего, как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной, хотя и не всегда целесообразной и удачной, продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле и возможных внеземных цивилизаций. Культура является основополагающим, исторически длительно действующим показателем творчества людей, соотнесения уровней и качества развития сообществ и отдельных народов, критерием оценки исторического пути и перспективности крупных социальных субъектов, каждой отдельной личности. Культура - это "вторая природа". Перспективы развития мирового сообщества XX-XXI вв. всё более определяются кризисными явлениями, которые возникают в лоне культуры как её антиподы и показатели культурного несовершенства человека. Они обостряют и активизируют глобальные, региональные и конкретно - локальные экологические и социальные проблемы, создают опасность для жизнедеятельности людей. Отсюда следует, что данная тема является актуальной, особенно в наше время, когда возрастает агрессивность человека и антикультурность его поведения. Речь в моей дипломной работе пойдет о культуре г. Н.Новгорода, т.к. Н.Новгород - один из крупнейших центров культуры. Современный уровень культурного развития города определяется развитой сетью культурно - досуговых учреждений и насыщенной культурной жизнью. По масштабам сеть культурно - досуговых учреждений Нижегородской области является одной из самых крупных в Российской Федерации. Она насчитывает около 3400 учреждений, в которых работают свыше 15,6 тыс. человек. Нижний Новгород известен традиционными культурными акциями международного и всероссийского масштаба, такими как международный фестиваль искусств им. А.Д.Сахарова "Русское искусство и мир" (в 1999 году он был принят в члены Европейской Ассоциации Фестивалей при ЮНЕСКО), международный фестиваль "Новые имена", международный научный фестиваль "Горьковские чтения", российский фестиваль оперного и балетного искусства "Болдинская осень", "Рождественские дни православной культуры", российский фестиваль "Панорама музыки России" и многие другие. Нижний Новгород входит в число 100 городов мира, включенных ЮНЕСКО в список городов, представляющих мировую историческую и культурную ценность. Многочисленные памятники архитектуры и искусства, живописные ландшафты, народные традиции создают неповторимый облик Нижегородского края. Нижний Новгород издавна славился обилием и уникальностью культурных учреждений, памятников, событий и традиций. На территории города находится огромное количество памятников ис­тории и культуры, из них немало памятников истории и культу­ры федерального (общероссийского) значения. А также памятники археологии, памятники архитектуры и градостроительства, па­мятники монументального искусства. В особую категорию выделяются исторически населенные места. В этих поселениях охране подлежат не только историческая планировка и застройка, ансамбли и комплексы памятников истории и культуры, но и древний археологический культурный слой, природно-исторический ландшафт, а также памятные места и традиционные промыслы. Всего в области в качестве исторически населенных мест зарегистрировано 37 поселений, 20 из которых включены в Список исторических населенных мест Российской Федерации.

Цель данной работы – показать развитие культуры города Нижнего Новгорода. Для этого в своей дипломной работе, считаю необходимым, решить следующие задачи:

-    определить, что такое культура; какое место она занимает в ряду других социальных сфер; какими нормативными актами регламентируется;

-         сделать анализ состояния культуры г.Н.Новгорода;

-      рассмотреть развитие культуры г.Н.Новгорода с помощью федеральных, региональных и муниципальных проектов;

- на основе сделанного анализа дать свои предложения по развитию культуры в г.Н.Новгороде.

Заключение

Изложенное выше позволяет сделать вывод, что культура затрагивает все виды преобразовательной деятельности человека, общества в целом, а также является результатом этой деятельности. Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует человека как субъекта исторического творчества. Процветание нации во многом зависит от культуры. Влияние культуры на развитие и благополучие общества на уровне муниципалитета  - очевидно. К значительным достижениям в области культуры в городе Нижнем Новгороде за последние годы можно отнести: строительство и проведение капитальных ремонтов, модернизацию оборудования следующих объектов:        
- завершение работ по капитальному ремонту здания Детской музыкальной школы № 11 им. Б.А.Мокроусова. Здание школы находилось в аварийном состоянии и было закрыто 12 лет - с 1995 года. Ремонтные работы начаты летом 2006 года. Окончание ремонтных работ дает возможность освободить помещение детского сада по ул. Островского, 40, которое в ближайшее время возобновит работу по своему профилю;
- проведение капитальных ремонтов в городских библиотеках, многие из которых полностью преобразились, став современными информационными и культурными центрами города;        
- завершение работ по капитальному ремонту Дома культуры в микрорайоне «Доскино»;
- завершение реконструкции клуба «Молодежный» в микрорайоне Мончегорский, где в творческих коллективах и студиях будут заниматься около 1 000 детей и подростков и проводить свой досуг более 15 000 жителей.
Надо сказать, в Нижнем Новгороде сохранена система детских клубов по месту жительства. В течение 5 последних лет каждый третий клуб был капитально отремонтирован. За отчетный период капитально отремонтированы 2 детских специализированных кинотеатра «Зарница» и «Смена». В Нижнем Новгороде, пожалуй, единственном городе в России, сеть детских кинотеатров не просто работает, но и развивается. Для социально незащищенных слоев населения в специализированных кинотеатрах действует система льготных цен на билеты, к праздникам и знаменательным датам проводятся бесплатные благотворительные сеансы.
Значительным событием является победа детского кинотеатра «Орленок» в международном конкурсе на право вступления в сеть европейских кинотеатров, что дает кинотеатру право на получение ежегодного гранта на развитие в размере 26,5 тыс. евро.  Всего с 2003 по 2007 года значительные капитальные и текущие ремонты были проведены более чем в 55 учреждениях культуры города (библиотеки, учреждения дополнительного образования детей, досуговые центры, театры). На эти цели было выделено более 138 млн. руб.  За три последних года удалось существенно поднять материальную базу образовательных учреждений культуры. Во всех библиотеках города созданы и развиваются центры правовой информации, оснащенные справочно-правовыми системами. На базе этих центров организуются бесплатные консультации юристов. В деятельность вновь построенного Нижегородского планетария нового поколения широко внедряются инновационные технологии. Достаточно сказать, что на 40 млн. руб. закуплено высоко технологическое (в том числе, цифровое) оборудование. 4 октября 2007г., в день долгожданного открытия, была продемонстрирована цифровая программа «К звёздам», имевшая большой успех. Качество работы создателей первого звездного шоу и масштаб деятельности планетария получили высокую оценку международной научно-астрономической общественности в лице Президента международного общества планетариев.        В парках культуры после длительного перерыва за счет средств муниципальных парков и инвесторов началось обновление аттракционной техники. Только за последние 2 года было закуплено 20 новых аттракционов. Действенным механизмом привлечения интереса горожан к истории России, Нижегородского края, к замечательным достижениям в сфере науки и творчества является планомерная работа по установке мемориальных досок выдающимся землякам. За истекшие 5 лет как на средства городского бюджета, так за счет внебюджетных средств, установлено более 50 мемориальных досок. В дальнейшем Администрация города намерена продолжить улучшение материальной базы учреждений культуры. Планируется открытие новых библиотек, а также перевод ряда учреждений в новые помещения с целью оптимального размещения и создания более благоприятных условий для пользователей.
Также следует поддерживать в надлежащем состоянии многочисленные памятники архитектуры и искусства, живописные ландшафты, народные традиции – ведь именно они создают неповторимый облик города, что  позволяет развивать индустрию туризма и отдыха в области.

Хотелось бы отметить результаты целевой программой "Возрождение кинотеатров Нижнего Новгорода". Теперь благополучно функционируют суперсовременные кинотеатры: «Формула кино» (т/ц «Шоколад»), «Октябрь», «Россия», «Сормовский», «Спутник», «Канавинский» - все они немуниципальные, а в муниципальную киносеть города Нижнего Новгорода входят всего 6 кинотеатров, все они, Электрон», «Орленок», «Зарница», «Буревестник», «Искра», «Смена»- находятся в печальном состоянии, и только «Зарница» и «Смена» были совсем недавно капитально отремонтированы. На реконструкцию других кинотеатров, если их можно так назвать, срочно нужны средства. Предлагаю департаменту по культуре разработать и реализовать программу по развитию муниципальных кинотеатров за счет средств местного бюджета.

Несмотря на предпринятые за последние годы усилия по развитию сферы культуры, особенно в библиотечной сфере, сложившаяся информационная среда не отвечает требованиям, которые предъявляет стремительно развивающаяся современная информационная цивилизация. Информационная среда сферы культуры Нижегородской области крайне разнородна, существует как совокупность слабо связанных или не связанных фрагментов, которые развиваются в значительной мере стихийно и неравномерно – как с точки зрения территорий, так и с точки зрения содержания и технологической организации самих информационных ресурсов и услуг. Отсутствует концепция информатизации сферы культуры, стратегическое и программно-целевое планирование этого направления региональной культурной политики. Практически не ведутся работы по оцифровке и приобретению первичных информационных ресурсов, в том числе историко-краеведческой направленности, отсутствует их координация на областном и муниципальном уровнях. Главный недостаток существующей информационной среды сферы культуры состоит в практическом отсутствии полноценных (полнотекстовых, полносодержательных и комбинированных) информационных ресурсов и продвинутых сервисов по работе с ними, ­– то есть современных информационных услуг, которые могут и должны быть предложены конечным потребителям, гражданам и организациям, налогоплательщикам. Решение проблемы может быть найдено на пути «федеративной» организации региональной инфраструктуры (на основе современных Интернет-технологий и Веб-сервисов).  

Рассмотрев, развитие культуры города Нижнего Новгорода хочу сказать, что с моей точки зрения, ситуация с развитием культуры в городе обстоит в целом не так уж и плохо. Как и повсюду есть и свои недостатки. О «хорошем» со стороны городской администрации, я уже говорила, а теперь перейдем к «плохому». Уничтожается историческая часть города и заменяется на элитные дома, индивидуальность Нижнего Новгорода теряется. То, ради чего едут туристы в наш город - потеряет всякий смысл. В стране достаточно денег на реконструкции этих домов с целью их удобств для проживания, а фасады необходимо сохранить! Европейские города воссоздаются для туристов. Европа тем и интересна - своей историей. У России тоже богатая история. На всех рекламных фотографиях Нижнего Новгорода, в основном запечатлена только историческая часть. Это логично - именно эти места интересны и красивы. У каждого города старая часть города индивидуальна. Посмотрите, пожалуйста, на вид Кремля с теплохода, подходящего к туристскому причалу на Оке. На фоне Кремля выделяется торчащая над крышами надстройка дома №13 по улице Рождественской. Со стороны площади Народного единства на фронтоне здания красуется неоновая надпись «Бизнес-центр Муравей». А со стороны реки – пятно типа сарай на лице города. По мере движения теплохода к причалу это пятно перемещается по фону Кремля. Куда смотрел Главный архитектор города. Если так дальше пойдет, то с Волги и Оки вообще не будет видно Кремля. То, что сейчас возводят современные «застройщики» - позор для Нижнего! Какая-то промышленная застройка из этих дешевеньких облицовочных кирпичиков (посмотрите, хотя бы дом на Б. Печерской около Ин.Яза). Или дом на той же Варварке – около музучилища, где (о, градостроительные чиновники!) есть магазин «Сантехника звезд». Кому не понравился двухэтажный кирпичный дом, который не только «вписывался» в архитектурный ландшафт, но и создавал его? А теперь смотрите и гордитесь туристической находкой («Сантехника звезд») – позорище на всю Россию! Конечно, легче снести старый дом, и «отдать» место «застройщику», чем его реставрировать, но это уже вопросы внутренней культуры, морали, исторической совести и порядочности. Об это в Градостроительном кодексе и в городском Уставе нет ни слова. В плачевном состоянии находятся на данный момент Дворец культуры им. Ленина, другие же Дома культуры были в своё время переделаны под Казино - администрация не финансирует должным образом такие немаловажные для г.Н.Новгорода места. Думаю, для решения этой проблемы следует создать Программу «Восстановление Домов Культуры г.Н.Новгорода» за счет регионального и муниципального бюджета. Чтобы в каждом районе полноценно работал  Дом культуры, где могли бы проводиться встречи ветеранов, проходили бы детские праздники, «Новогодние Ёлки», работали бы кружки для детей, а состояние Дома Культуры было «лицом» всего района!  На территории Почаинского оврага настоящая свалка! И это центр города!!! Какой уж тут статус третьей столицы России!  Есть предложение для администрации по продвижению нашего города, и не обязательно как столичного. В дни больших праздников и просто в хорошие дни, а может и постоянно, просто необходимо организовать наших театралов, чтобы они загримировали и одели под знаменитых людей (Горького, Пушкина , вобщем всех, кто хоть как-то был связан с Нижним) артистов наших театров, можно и театрального училища. Пусть они работают на Покровке и других улицах, рассказывают о себе, приглашают с собой сфотографироваться, устраивают конкурсы среди прохожих. У людей останется память и об исторических деятелях и о нашем городе! Как это будет интересно и детям (воспитание патриотичности) и взрослым! Поразительно, до чего убоги фасады домов. Хорошо выглядят только свежеиспеченые новостройки, а на остальных домах – облезлая краска и обваливающаяся штукатурка. Что это – катастрофа с городским бюджетом или разгильдяйство соответствующих городских служб? Как же заставить чиновников работать? Предлагаю по этому поводу: 1) Создавать специальные информационные системы, с помощью которых люди смогут принимать решения по вопросам госуправления и вносить свои требования и вопросы. Долой опосредованную власть (т.к., при ней неизбежна коррупция)!
2) Создать специальные СМИ (во всех формах), в которых будет показан процесс работы госаппарата (вплоть до создания реалити-шоу) и чиновники будут отчитываться о проделанной работе ежедневно. Особенно, это важно на местном уровне, где решается много конкретных хозяйственных вопросов.
3) Ввести для чиновников многоступенчатый образовательный ценз и обязательную частую аттестацию. Также необходим целевой набор из ВУЗов, спецкурсы повышения квалификации и по проблемным областям. Также, будет полезно привлекать студентов к общественно-социальным работам.
4) Необходима система тотального электронного документооборота не только на уровне учреждений, но и городов, областей и всей страны вцелом. Документы в гражданском обороте должны быть максимально просты и унифицированы. ЛЮБАЯ процедура по получению, выдаче или подтверждению информации не должна занимать больше 5 минут (желательно 3 минуты). Желательно, чтобы максимальное число операций гражданин мог сделать самостоятельно, не загружая государственное учреждение".

На основе сделанного мною анализа о состоянии культуры города Н.Новгорода, предлагаю разработать на муниципальном уровне комплексную программу по сохранению и развитию культуры города Нижнего Новгорода на 2008-210гг. Нельзя не упомянуть и такие эффекты от успешного развития культуры, как повышение туристической привлекательности региона, создание привлекательного устойчивого имиджа территории для внешних партнеров и инвесторов, эффекты, реально влияющие на повышение доходности территории. За цель данной программы я бы взяла: Реализацию Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в области культуры на территории города Нижнего Новгорода. А за задачи:

·        формирование средствами культуры и искусства нравственных и духовных ценностей у жителей города, направленных на воспитание  чувства национальной гордости, гражданственности и патриотизма;

·        сохранение культурного и исторического наследия и творческого потенциала жителей города, обеспечение преемственности культурных традиций;

·        обеспечение равных возможностей в организации доступа для жителей города  к культурным ценностям и информационным ресурсам;

·        обеспечение жизнедеятельности учреждений культуры и искусства, создание условий для модернизации культурной деятельности;

·        выявление и поддержка молодых дарований;

·        осуществление сотрудничества органов местного самоуправления с общественными организациями, творческими союзами, которые выполняют часть функций по поддержке и организации культурной жизни города;

         Предлагаю рассчитать объём бюджетного финансирования на основе предложенной  мною программы. Более подробно с предлагаемой мною Программой по сохранению и развитию культуры Нижнего Новгорода на 2008-2010 гг. можно ознакомиться в разделе Приложения моего дипломного проекта.

И, в заключение, хотелось бы сказать, что культура, человек и природа находятся в теснейшем взаимодействии: культура влияет на человека, а через него на природу; человек влияет непосредственно на природу и культуру; природа в свою очередь является домом человека и через него влияет на культуру. Поэтому такое тесное сотрудничество очень чувствительно к любым переменам и оказывает сильнейшее влияние друг на друга. На столько сильное, что иногда трудно найти выход из создавшейся ситуации.

 

Литература

 

1.     Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 12.08.95 // Собрание Законодательства РФ. 1995, .№ 35.

2.  Федеральный закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612–1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (в ред. Федеральных законов от 23.06.1999 № 115-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 24.12.2002 № 176-ФЗ, от 23.12.2003 № 186-ФЗ).

3.   Федеральный закон Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804–1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (в ред. Федерального закона от 02.11.2004 № 127-ФЗ).

4.    Федеральный закон Российской Федерации от 09.07.1993 № 5351–1 «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.).

5.     Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

6.      Федеральный закон Российской Федерации от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

7.    Федеральный закон Российской Федерации от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

8.    Федеральный закон Российской Федерации от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

9.     Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

10.  Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2000 г. N 955 "О федеральной целевой программе "Культура России (2001-2005 годы)" (с изм. и доп. от 19 июля 2002 г.)

11.   Постановление Правительства РФ от 08-12-2005 №740  «О федеральной целевой программе Культура России (2006 - 2010 годы)»

12.  Постановление Правительства Российской Федерации  от 01-12-2004 №712 «О предоставлении льгот отдельным категориям посетителей федеральных государственных организаций культуры»

13.   Постановление Правительства Нижегородской области от 19.11.2007 N 424 "О внесении изменений в Постановление Правительства Нижегородской области от 23 марта 2007 г. N 88 "Об утверждении Областной Целевой Программы "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2007 - 2011 годах"

14.  Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» от 12 ноября 1993 года N 1904

15.  Указ Президента РФ от 20-05-2004 №637 «О Министре культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации»

16. Приказ Федерального агентства по культуре и кинематографии
от 04-08-2006 №380
Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 23-06-2004 №861-р
«О руководителе Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия»

17.   Концепция художественного образования в Российской Федерации (утв. Минобразованием РФ и Минкультуры РФ 26 ноября 2001 г.)

18. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Феникс. 1995.

19.   Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996

20. Поликарпов В. С.  Лекции по культурологии М. : "Гардарика", "Экспертное бюро", 1997.

21. Учебный курс по культурологии.  Ростов-на-Дону.; Издательство "Феникс", 1996 г. научный редактор: д. ф. н., проф. Г.В. Драч

22. Васильев А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций. – Н. Новгород: ИП Гладкова О.В., 2000.

23.   Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М., 1992г.

24.   Горелов А.А. Культурология, М., 2002

25.   Драч Г.А. Культурология в вопросах и ответах, М., 2002

26.   Добрынина В.И. Культура и цивилизация. - М., 1992

27.   Каверин Б.И. Культурология, М., 2001

28. Морозова Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. – СПб.: Михайлов, 2002.

29.   Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. – С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: Лань, 2001.

30.   Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. – Омск: Омич, 2000.

31.   http://rosculture.ru/

32.   http://www.mos.ru/

33.   http://infoculture.rsl.ru/

34.   http://www.vasilievaa.narod.ru/

35.   http://www.mkmk.ru/

36.   http://www.nasledie.ru

37.   http://www.government.nnov.ru/

38.   http://www.admgor.nnov.ru/

 

Приложение



Hosted by uCoz