Государственное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
Факультет ускоренного обучения и магистерской
подготовки
Кафедра региональной экономики и управления
ДИПЛОМЫЙ ПРОЕКТ
УПРАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫМ ПРОЦЕССОМ В
МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Специальность: Государственное и
муниципальное управление
Выполнил: студент 460 группы ЗФУСоЛ
Саламайкин А. В.
Научный
руководитель:
доцент Васильев А.А.
г. Нижний Новгород
Дипломная работа состоит из введения, трех
глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной
темы, определяется цель и задачи дипломной работы.
В первой главе рассматривается
организация управления бюджетным процессом в муниципальном образовании. Здесь
подробно освещаются понятие и принципы бюджетного процесса, его правовое
обеспечение, бюджетный процесс рассматривается как составная часть местного
самоуправления.
Во второй главе рассматривается
управление бюджетным процессом в
муниципальном образовании на примере Лукояновского района Нижегородской
области. Дается организационная
характеристика района, приводиться подробный анализ
состояния деятельности района как муниципального образования ,
анализ финансовых ресурсов района. состав участников бюджетного процесса, рассматривается как
составляются и утверждаются проекты бюджетов, исполнение бюджета и контроль за
исполнением, проблемы в области бюджетного процесса.
В третьей главе показаны проблемы бюджета и
управления бюджетным процессом, указаны
конкретные пути совершенствования бюджетного процесса, увеличения доходной
части бюджета и снижения бюджетных расходов.
В заключении на основе выводов даются
конкретные предложения по совершенствованию этого процесса.
Приводится список использованной литературы и нормативных
актов.
В приложении приведены расчет индикаторов оценки платежеспособности и качества управления
финансами муниципальных районов и городских округов
и Программа
«Развитие производительных сил
Лукояновского муниципального района
на 2007 - 2010 гг.».
1.
Сущность и роль бюджетного процесса ............................................
5
1.1. Понятие и принципы бюджетного
процесса..................................
5
1.2. Бюджетный процесс, как составная
часть местного самоуправления ...................................................................................13
1.3. Правовые основы бюджетного процесса
..………………………. 21
2.
Управление бюджетным процессом в
муниципальном образовании Лукояновский район
Нижегородской области ......................................
33
2.1. Анализ финансовых ресурсов района .............................................
33
2.2. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета района............ 42
2.3. Исполнение районного бюджета, контроль за его
исполнением 46
3.
Решение проблем бюджета и управления бюджетным
процессом Лукояновского района Нижегородской области…………………….... 60
3.1.
Пути улучшения структуры доходов бюджета ...............................60
3.2.
Пути улучшения структуры расходов бюджета.............................. 67
3.3. Пути улучшения
управления бюджетным процессом…................69
Заключение .......................................................................................................
80
Список
литературы ...........................................................................................
82
Приложения
Конституция Российской Федерации закрепила местное самоуправление в
качестве основополагающего принципа организации власти и управления в регионах.
Именно на уровне муниципальных образований складываются устойчивые финансовые,
хозяйственно-экономические и социальные отношения. Именно местные органы
самоуправления решают повседневные, наиболее важные для населения вопросы, что
обусловливает высокую управленческую активность и заинтересованность граждан в
данной деятельности.
В Российской Федерации большое значение приобрел процесс бюджетной,
финансовой деятельности органов муниципального самоуправления, так как
укрепление государства невозможно без устойчивой финансовой системы местных
сообществ.
Четко отлаженный бюджетный процесс в муниципальных образованиях позволяет
создать качественно новую экономическую и финансовую основу развития института
муниципалитетов и всего государства в целом.
Актуальность решения проблемы управления
муниципальным бюджетным процессом определяется не только формирующимися
новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских
условиях некоей универсальной модели действия,
что, прежде всего, связано с большой
дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих
регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований.
Причем к настоящему времени еще не сложились в законченном виде
теория и практика комплексной оценки уровня развития этих
регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации
и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта
их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы
достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим
развитием регионов и территорий, в том числе с использованием
инструментов региональных финансов и финансовой политики.
Целью данной работы является исследование бюджетного
процесса в муниципальном образовании.
В связи с этим задачами дипломного
проекта является выявление понятия и принципов
бюджетного процесса; рассмотрение бюджетного процесса, как составной части
местного самоуправления; изучение правовых основ бюджетного процесса; рассмотрение управления
бюджетным процессом муниципального образования Лукояновский район Нижегородской
области, анализ финансовых ресурсов района, рассмотрение и утверждение проекта бюджета района,
исполнение районного
бюджета, контроль за его исполнением; решение проблем бюджета и управления бюджетным процессом Лукояновского района
Нижегородской области, пути улучшения структуры доходов бюджета, пути улучшения структуры расходов бюджета,
пути улучшения управления бюджетным процессом.
Объектом исследования является Лукояновский
район Нижегородской области.
Предметом исследования служит существующий бюджетный
процесс в муниципальном образовании Лукояновский район.
Заключение
В своей работе я рассмотрел, как организовано управление бюджетным
процессом в муниципальном образовании: понятие и принципы бюджетного процесса,
бюджетный процесс как составная часть местного самоуправления, правовое
обеспечение управления бюджетным процессом, состав участников бюджетного
процесса, как составляются и утверждаются проекты бюджетов, исполнение бюджета
и контроль за исполнением, проблемы бюджета и управления бюджетным процессом.
Конкретную
организацию управления бюджетным процессом я рассмотрел на примере
Лукояновского района Нижегородской области.
В процессе написания данного
дипломного проекта я пришел к следующим выводам:
Во-первых, управление
муниципальными финансами в муниципальном образовании Лукояновский район имеет
следующие негативные тенденции:
1. ограниченность источников
формирования доходов бюджета;
2. зависимость от поступлений из
вышестоящего бюджета (в
3.
зависимость от числа крупных
налогоплательщиков в районе (в
составила 60%);
4.
увеличивается финансовая помощь муниципальным образованиям в структуре расходов районного бюджета (на территории
района 16 более мелких районов,
экономика которых развита слабее и не дает финансовых результатов);
5.
несбалансированность консолидированного
бюджета;
6. несовершенство бюджетного
планирования (в
Во-вторых, наблюдаются
положительные тенденции, оказывающие благоприятное влияние на динамику и
структуру бюджета. К ним относят: совершенствование нормативно-правовой базы
организации бюджетного процесса; внедрение передовых методов управления
государственными и муниципальными
финансами; принятие мер по реструктуризации кредиторской задолженности и оптимизации бюджетных расходов; формирование объективного и прозрачного механизма
распределения финансовой помощи муниципальным образованиям;
совершенствование политики в сфере управления имуществом, с этой целью
проведена полная инвентаризация объектов муниципальной и государственной собственности
Лукояновского района, построена система
учета этих объектов.
Согласно проведенному
анализу в районе имеется возможность повышения уровня собственных доходов и
выхода к 2010 году на самоокупаемость.
Есть возможности и для решения такой немаловажной
проблема - низкая эффективность расходования бюджетных
средств. Для этого необходимо пересмотреть структуру бюджетных
расходов, сокращая ненужные расходы, повышать долю капитальных
вложений в бюджетных расходах, улучшать сферу образования и здравоохранения,
выплачивать достойную заработную плату работникам социальной сферы,
создать механизм, связывающий доступ граждан к общественным благам с уплатой налогов.
В своей работе я предложил
основные направления совершенствования бюджетного процесса в Лукояновском
районе:
1. Совершенствование бюджетного процесса в Лукояновском
районе на основе полной автоматизации всего бюджетного процесса и интеграции
бюджетного учета.
2. Широкое публичное обсуждение
общественностью проектов местных бюджетов, отчетов об их исполнении, планов и
программ развития муниципальных образований.
3. Одним из важнейших направлений
совершенствования муниципального бюджетного процесса является совершенствование
межбюджетных отношений.
4. Создание
условий для преемственности
как представительной, так и исполнительной власти.
Список литературы
1.
Конституция
Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Рос. газ. - 1993. - 25 дек. - № 237.
2.
Бюджетный Кодекс Российской Федерации: Официальный
текст, (Б-ка российского законодательства). – М.: Издательство «ОМЕГА-Л», 2006.
3. ФЗ от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ».
4. Приказ
Минфина России от 18.08.2005 г. № 210 «Об оценки уровня управления
муниципальными финансами»
5. Устав
Лукояновского муниципального района Нижегородской области, утвержденный
Постановлением Земского собрания Лукояновского района от 10.06.2005 г. № 40
6. Положение
о бюджетном процессе в Лукояновском районе, утвержденное Постановлением
Земского собрания Лукояновского района от 22.09.2005 г. № 73
7. Положения
о межбюджетных отношениях, утвержденного Постановлением
Земского собрания от 08.12.2005 года №9.
8. Программа
социально-экономического развития Лукояновского района на 2006-2010 годы,
утвержденная Постановлением Земского собрания Лукояновского района от
13.12.2006 г. № 30
9. Программа «Развитие производительных
сил Лукояновского муниципального района
на 2007 - 2010 гг.», утвержденная решением
Земского собрания от 31.08.2007 г № 63
10. Методика
оценки платежеспособности и качества управления финансами муниципальных районов
и городских округов Нижегородской области, утвержденная постановлением
Правительства Нижегородской области от 27.06.2007 г. № 199
11. Аболонин Е.С.
Муниципальное право. Учебник для вузов. - М., 2005г.
12. Л.
Г. Баранова, О. В. Врублевская и др., «Бюджетный процесс в РФ» – М.:
Издательство «Перспектива»: ИНФРА - М, 2005 г.
13. Васильев
А.А. Муниципальное управление. 5 – е изд. 2005.
14. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. Учебник. -М., 2005г
15.
Выдрин И.В. Муниципальное право. -М., 2004г
16.
Горин А.М. , Максимова Н.С. Бюджетная система РФ. -М., 2006г
17.
Глущенко Г.Г., Пылин В.В., Муниципальное право. 2004г.
18.
Дорофеев Б.Ю. Валютное право России. Учеб для вузов, 2005г
19.
Игнатюк Н.А., Замотаев А.А. Муниципальное право, Учебник,
2004г.
20.
Иохин В.Я. «Экономическая теория»- М.: Юристъ,
2005., с.56
21.
Ковешников Е.М. Муниципальное право. М., Норма, 2000.
22.
Кудилинский М.Н. Муниципальное право. Учебное пособие для вузов.
-М., 2005г
23.
Литовченко А.М. Финансы. -М., 2004г.
24.
Чернова Е.Г., Иванов В.В. Финансы, Деньги, Кредит. -М.,2005г
25.
Парыгина В.А. Государственные и муниципальные финансы. -М.,
2005г
26. Г.
Б. Поляка. , «Бюджетная система России» - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005 г.
27.
Шуляк.П.И. Финансы. Учебное пособие.- М.,2002г
28. Ширяев
В., «Экономист»,
29.
Циммерман Х. Муниципальные финансы. Учеб для вузов. 2003г.
30.
Финансовое право в вопросах и ответах. Учеб пособие для вузов / Под ред.
Грачева Е.Ю., Ивлева М.Ф., Соколова Э.Ю., 2004г.
31.
Муниципальное право. Учебник./ Под ред. Игнатюк
Н.А.,2005г
32.
Муниципальное право. Учебник. / Под ред. Дмитриев Ю.А., -М., 2005г
33. Финансы. Учебник / Под. ред.
Бабич А.М., Павлова Л.М., -М., 2000г.
34. Финансы. Учебник.
/ Под ред. Ковалева В.В. -М.,2005г
35. Финансовое право.
Учебник./ Под ред. В.А. Парыгина.- 2-е изд., -М.,
2005
36. Финансы, деньги,
кредит: Учеб. для вузов / Под ред. О.В.Соколовой, 2000, с.307
37. Финансы
и кредит, 2005 г., № 22.
38. Финансы
и кредит, 2006 г., № 1.
39.
Бюджетная система России: Учебное пособие / отв.ред. А.А.Тадеев,
В.А.Парыгина, -М.,2005г.
40. Финансовое право:
Учебник для вузов/ Отв. ред. Н.И.Химичева, -М, 2000г., с.321
41. Финансовое право.
Словарь основных понятий / Под ред. Химичевой Н.И., 2005г.
42. Банковское право.
Учеб для вузов / Под ред. Эриашвили Н.Ю., 4-е изд.,
2005г
43. Елена Бреслав. Риски финансирования в теории и практике.//
Экономика. №15, октябрь, 2005
44.
Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для
вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 495 с.
45.
Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - М.: Изд-во МГУ, 1996.
–352 с.
46. Игнатов В.Г., Бутов В.И.
Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика. Учебное пособие. - Москва-Ростов, 1999. –224 с.
47. Социально ориентированное
местное самоуправление: Опыт городов Германии для России. СПб. : Наука,
1999. –388 с
48. Миронова Н.И. Институт
местного самоуправления в Польше // Федерализм, региональное управление и
местное самоуправление. Проблемно-тематический сборник. – М. 2000. –
С.105.
49.
Л.Ю. Рокецкий. Журнал «Управа» №9 (22) 2003
(стр.7-10).
50.
Российский статистический сборник.– М.: Госкомстат России, 1998. –790 с