Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

 ФАКУЛЬТЕТ  ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра  региональной экономики и управления

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА  

(на примере Нижегородской области)

 

Специальность: Государственное

и муниципальное управление

Выполнила: студентка

ФУЭиП, гр. ГЗк-62

САПОЖНИКОВА СВЕТЛАНА

АНАТОЛЬЕВНА

Научный руководитель:

доцент,

ВАСИЛЬЕВ Алексей

Алексеевич

 

г. Нижний Новгород

2008 г.


АННОТАЦИЯ

 

Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель и задачи дипломного проекта.

В первой главе рассматриваются основы стратегического планирования.

Во второй главе сделан анализ  организации стратегического планирования  в Нижегородской области.

В третьей главе рассмотрена стратегия развития Нижегородской области до 2020 года.

В заключении, на основе выводов, даны конкретные рекомендации по совершенствованию региональной стратегии.

Список рассмотренной литературы насчитывает 31 источник.

В приложении приведены следующие графики: интенсивность использования элементов технологии стратегического планирования, средняя оценка влияния стратегического планирования на ряд параметров и условная типологизация подходов к стратегическому планированию.

Общий объем проекта составляет 83 страницы, из них основная часть - 80 страниц, приложения - 3 страницы.

            


Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Основы стратегического планирования………………...…………..5

1.1. Понятие «регион», цели и критерии социально-экономического развития региона………………………………………………………...5

1.2. Региональное развитие……………………………………....………...11

1.3. Целевые программы в стратегии развития региона………………….23

Глава 2. Анализ организации стратегического планирования в Нижегородской области……………………………………………………....30

2.1.Органы стратегического планирования Нижегородской области…..30

2.2.Организация системы стратегического планирования в Нижегородской области………………………...…………………………37

Глава 3. Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года…........47

3.1.Проблемы и преимущества Нижегородской области………………..47

3.2.Направления по реализации стратегии развития Нижегородской области……………………………………………………………………....59

3.3 Стратегические приоритеты Правительства Нижегородской области………………………………………………………………………....70

Заключение ……………………………………………………………………75

Список использованной литературы………………………………………...78

Приложения …………………………………………………………………..81

Введение

В настоящее время общепризнанным является мнение, что программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов наряду с методами прогнозирования и индикативного планирования. Целевые программы представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического и регионального развития Российской Федерации.

Их важнейшей особенностью является определение, исходя из народнохозяйственной значимости, экономической и социальной целесообразности состава приоритетных направлений развития и очередности их реализации с учетом возможностей финансирования программных мероприятий на федеральном, региональном или местном уровнях. [30, стр. 3].

Стратегия развития региона базируется на теории программно-целевого управления, и предусматривает постановку стратегических (глобальных) и тактических (локальных) целей, а так же критериев их достижения – количественных показателей, определяющих меру или состав оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами) развития региона.

Стратегическое планирование экономического развития региона – это процесс определения того, каким регион собирается быть в будущем, и включает в себя поиск кратчайших путей для достижения этой цели. Стратегическое планирование помогает определить лучшее будущее для региона и лучший путь для достижения этой цели.

Целью выработки стратегии региона является устойчивое социальное, экономическое и экологическое развитие, обеспечение достойного уровня и качества жизни населения.

Разработка стратегии призвана помочь всем субъектам хозяйствования, действующим на территории Нижегородской области увидеть свою роль и возможности перспективного развития, четко представляя: роль региона в системе распределения производительных сил государства; место и возможности области в отношениях с другими регионами Российской Федерации и в системе глобальной экономики; конкурентные преимущества области, ее сильные стороны и возможности; приоритеты и основные направления развития области; структуру и организацию деятельности, направленной на достижение выделенных приоритетов; возможные сценарии развития. 

Все вышесказанное говорит об актуальности выбранной темы.

Целью дипломного проекта является анализ стратегического планирования в Нижегородской области.

Для достижения указанной цели мною решаются следующие задачи:

  дать понятие «регион» и рассмотреть цели и критерии социально-экономического развития региона,

– рассмотреть целевые программы в стратегии развития региона,

– сделать анализ стратегического планирования Нижегородской области,

– показать стратегию развития Нижегородской области до 2020 года,

– на основе выводов, дать конкретные рекомендации по совершенствованию региональной стратегии.

Объектом дипломного исследования является – Нижегородская область, предметом – отношение в процессе стратегического развития области.

Заключение

 

Многие региональные проблемы современной России превращаются в тормоз для реформ, становятся угрозой целостности Российского государства. Критической отметки достигла степень различия в уровне экономического и социального развития регионов. По прожиточному минимуму дифференциация субъектов РФ превысила пороговое значение более чем в 3 раза. Однако существует огромный мировой опыт стратегического управления самыми различными экономическими ситуациями, этот опыт можно и  нужно использовать применительно к нашей стране.

В ходе дипломного проекта был проведен анализ стратегического планирования Нижегородской области, показана стратегическая программа развития региона до 2020 года, направления реализации стратегического планирования и стратегические приоритеты.

1. Ключевыми проблемами Нижегородской области являются:

- Низкий уровень производительности труда

- Неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры

- Ограничения энергетической системы

- Относительно низкое качество условий для жизни

- Низкая степень интернационализации (международной кооперации)

2. Преимуществами Нижегородской области являются:

- Уникальное географическое положение

- Комплексный транспортный узел

- Условия для ведения бизнеса

- Образовательная и инновационная инфраструктура.

Являясь лидером в Автомобилестроении, область занимает не менее 25% на россий­ском рынке. Несколько ведущих международных автопроизводителей_ разместили на территории области свои сборочные производства, а за ними последовали десят­ки производителей автокомпонентов. В результате реструктуризации российские предприятия_ преобразованы в сборочные производства преимущественно ком­мерческого транспорта, а также модернизированные производства автокомпонент, которые они с успехом поставляют как локальным потребителям, так и на экспорт.  

Область является активным участником международных экономических отно­шений. Высокая степень интернационализации, интенсивный обмен знаниями, людьми, продуктами и капиталами обеспечивает высокий уровень конкурентоспо­собности нижегородских предприятий на международных рынках и привлекатель­ность области для внешних и внутренних инвесторов.

Нижегородская область - одно из наиболее привлекательных в России мест для работы, отдыха и воспитания детей, предоставляющее своим жителям обширные возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала, включая лучшие карьерные возможности для наиболее одаренных, образованных и амбици­озных людей. В области сформированы высокие стандарты и благоприятные усло­вия для жизни, включая качество окружающей среды, уровень социального обес­печения, качественное образование и медицинское обслуживание, безопасность, а также развитая жилищно-коммунальная инфраструктура.

Вследствие уникального географического положения, обеспечивающего доступ к самому большому и привлекательному потребительскому рынку в России, на тер­ритории области должен сформироваться масштабный центр производства и дистрибуции товаров массового спроса (FMCG). Современные логистические цент­ры обеспечат эффективную транспортировку сырья и готовой продукции.

В целом реализация стратегии развития направлена на достижение главной цели - повышение уровня благосостояния и стандартов качества жизни населения Нижегородской области.

Анализ стратегического развития области позволил сформулировать следующие рекомендации по совершенствованию региональной стратегии:

Правительству области необходимо работать над совершенствованием разработки и составления стратегического плана области, т.к. не всегда учитывались многие важные факторы, но основные направления работы стратегического развития области должны быть сосредоточены на:

-          развитии областного привлечения иностранных инвестиции;

-          формирование и создание современной инфраструктуры города и области, т.к. привлечение иностранного капитала категорически невозможно изза отсутствия иного;

-          отслеживание и формирование направлений внешнеэкономической деятельности области и города;

-          проведение качественной реструктуризации органов исполнительной власти.

Первые результаты эффективного управления развитием региона нынешним руководством уже видны, остаётся только правильно их развивать, регулировать их рост, защищать от негативных воздействий  и скоро и наша область ощутит результаты от современных методов управления.

 

Список использованной литературы

 

I. Нормативно-правовые акты

 

 

1.     Конституция Российской Федерации, М, 1995.

2.     Постановление Правительства Нижегородской области от 5.03.2005 № 61 «О стратегическом плане социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2020 года». // Нижегородские новости № 74, 77, апрель 2005.

3.     Постановление Правительства Нижегородской области от 19.11.2003 № 87 «Об утверждении программы «Реализация основных направлений промышленной политики в г. Нижнем Новгороде на 2004-2006 гг.» // Нижегородский рабочий № 52 от 19.03.2004.

4.     Постановление Правительства Нижегородской области от 8.08.2003 № 238 «Об утверждении областной целевой  программы «Инновации и высокие технологии в промышленности Нижегородской области на период 2003-2005 гг.» // Нижегородские новости. № 155 от 27.08.03 г.

 

II. Литература

 

1.     Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М, 1985.

2.     Акулов В., Рудаков М. К характеристике субъекта стратегического менеджмента.// Проблемы теории и права управления. №4,1998.

3.     Акулов В., Рудаков М. Особенности принятия решений субъектом стратегического менеджмента / Проблемы теории и права управления. №5,1998.

4.     Алексеева М.М. Планирование будущего корпорации. М, 1996.

5.     Ансофф И. Стратегическое планирование. М: Экономика, 1989.

6.     Ансофф И. Стратегическое управление. М: Экономика, 1986.

7.     Браничев В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация. // Проблемы теории и права управления. №6,1997.

8.     Виханский О.С. Стратегическое управление. М: Гардерика, 1998.

9.     Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М: Гардерика, 1998.

10. Гремингер Р. Стратегические разработки нуждаются в инновациях.// Проблемы теории и права управления. № 3,1998.

11. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление

12. Йеннер Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента.// Проблемы теории и права управления. №3,1999.

13. Золотогоров В.Т. Энциклопедический словарь по экономике.

 Минск: Полымя, 1997.

14. Карлоф Б. Деловые стратегии. М,1990.

15. Карлоф Б. Деловая стратегия: содержание, концепция, символы. М: Экономика, 1991. Кац И. Планирование - системообразующий элемент государственного регулирования экономики.// Проблемы теории и права управления. № 2,1999.

16. Кинг У., МакКлеланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная практика. М,1982.

17. Кирилов А.В. Формирование рыночного поведения.// Экономика и Управление.№1-2,1997.

18. Кураков В.Л. Стратегическое планирование развити социальной сферы: методология и концепция повышения результативности ее структрных составляющих. СПб., 2002.

19. Лебедева О.Т., Каньковская А.Р. и др. Основы менеджмента.   Спб,1997.

20.  Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития.- М.: УРСС, 2006.

21. Лобанов В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы.// Проблемы теории и права управления. № 2,1998.

22. Мацнев Д.А. и др. Анализ экономического взаимодействия регионов России// Проблемы прогнозирования. 2000. №5.

23. Основы менеджмента. Под ред. А.А. Радугина. М: Центр.1997 - 432 с.

24.  Региональная экономика: Учебник для вузов; под ред.проф.Т.Г.Морозовой – 2-е изд. переработанное и дополненное – М.: ЮНИТА, 2000. 

25. Регион: ресурсы местного саморазвития: Спецкурс. Выпосьмой. Научед. Алексеев Ю.П., Шпилев Б.Е. – М.:ЬСТ, 2006.

26. Румянцева З.Н., Саломатина Н.А. и др. Менеджмент организации. М.Инфра-М,1996.

27. Санталайнен Т, Воутилайнен Э. и дрправление по результатам. М: Прогресс, 1993.

28. Стерлин А.Р. и др. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. Опыт развития и новые явления. М: Наука, 1990.

29. Туленков Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации. // Проблемы теории и права управления. № 6,1998.

30. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации/ Под ред. В.Я. Любовный и др. - М.: МОНФ, 2000. – 180 с.

31. Экономика предприятия. Под ред. Проф. Волкова О.И.   М: Инфра-М, 1998.

 



Hosted by uCoz