Федеральное государственное
образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ФАКУЛЬТЕТ
ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра региональной экономики и управления
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНА
(на
примере Нижегородской области)
Специальность: Государственное
и муниципальное
управление
Выполнила: студентка
ФУЭиП, гр. ГЗк-62
САПОЖНИКОВА СВЕТЛАНА
АНАТОЛЬЕВНА
Научный руководитель:
доцент,
ВАСИЛЬЕВ Алексей
Алексеевич
г. Нижний Новгород
АННОТАЦИЯ
Дипломный проект состоит
из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении
обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель и задачи дипломного
проекта.
В первой главе
рассматриваются основы стратегического планирования.
Во второй главе сделан
анализ организации стратегического
планирования в Нижегородской области.
В третьей главе
рассмотрена стратегия развития Нижегородской области до 2020 года.
В заключении, на основе
выводов, даны конкретные рекомендации по совершенствованию региональной
стратегии.
Список рассмотренной
литературы насчитывает 31 источник.
В приложении приведены
следующие графики: интенсивность использования элементов технологии
стратегического планирования, средняя оценка влияния стратегического
планирования на ряд параметров и условная типологизация
подходов к стратегическому планированию.
Общий объем проекта
составляет 83 страницы, из них основная часть - 80 страниц, приложения - 3
страницы.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы стратегического планирования………………...…………..5
1.1. Понятие «регион», цели и критерии
социально-экономического развития региона………………………………………………………...5
1.2. Региональное
развитие……………………………………....………...11
1.3. Целевые программы в
стратегии развития региона………………….23
Глава 2. Анализ организации стратегического планирования в
Нижегородской области……………………………………………………....30
2.1.Органы
стратегического планирования Нижегородской области…..30
2.2.Организация системы
стратегического планирования в Нижегородской области………………………...…………………………37
Глава 3. Стратегия развития Нижегородской области до 2020
года…........47
3.1.Проблемы и
преимущества Нижегородской области………………..47
3.2.Направления по
реализации стратегии развития Нижегородской
области……………………………………………………………………....59
3.3 Стратегические приоритеты Правительства Нижегородской
области………………………………………………………………………....70
Заключение ……………………………………………………………………75
Список использованной литературы………………………………………...78
Приложения
…………………………………………………………………..81
Введение
В настоящее время общепризнанным является мнение,
что программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления
государственной социальной и экономической политики развития страны и ее
отдельных регионов наряду с методами прогнозирования и индикативного
планирования. Целевые программы представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям
и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских,
опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий,
обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области
государственно-федеративного строительства, научно-технического,
экономического, инвестиционного, социально-демографического,
внешнеэкономического, культурного, экологического и регионального развития
Российской Федерации.
Их важнейшей особенностью является определение,
исходя из народнохозяйственной значимости, экономической и социальной
целесообразности состава приоритетных направлений развития и очередности их
реализации с учетом возможностей финансирования программных мероприятий на
федеральном, региональном или местном уровнях. [30, стр. 3].
Стратегия развития региона базируется на теории
программно-целевого управления, и предусматривает постановку стратегических
(глобальных) и тактических (локальных) целей, а так же критериев их достижения
– количественных показателей, определяющих меру или состав оценки достижения
цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами) развития
региона.
Стратегическое планирование экономического
развития региона – это процесс определения того, каким регион собирается быть в
будущем, и включает в себя поиск кратчайших путей для достижения этой цели.
Стратегическое планирование помогает определить лучшее будущее для региона и
лучший путь для достижения этой цели.
Целью выработки стратегии региона является
устойчивое социальное, экономическое и экологическое развитие, обеспечение
достойного уровня и качества жизни населения.
Разработка стратегии
призвана помочь всем субъектам хозяйствования, действующим на территории
Нижегородской области увидеть свою роль и возможности перспективного развития,
четко представляя: роль региона в системе распределения производительных сил
государства; место и возможности области в отношениях с другими регионами
Российской Федерации и в системе глобальной экономики; конкурентные
преимущества области, ее сильные стороны и возможности; приоритеты и основные направления развития области;
структуру и организацию деятельности, направленной на достижение выделенных
приоритетов; возможные сценарии развития.
Все вышесказанное
говорит об актуальности выбранной темы.
Целью дипломного проекта
является анализ стратегического планирования в Нижегородской области.
Для
достижения указанной цели мною решаются следующие задачи:
– дать понятие «регион» и рассмотреть цели и
критерии социально-экономического развития региона,
–
рассмотреть целевые программы в
стратегии развития региона,
– сделать анализ
стратегического планирования Нижегородской области,
– показать стратегию
развития Нижегородской области до 2020 года,
– на основе выводов, дать
конкретные рекомендации по совершенствованию региональной стратегии.
Объектом дипломного
исследования является – Нижегородская область, предметом – отношение в процессе
стратегического развития области.
Многие
региональные проблемы современной России превращаются в тормоз для реформ, становятся
угрозой целостности Российского государства. Критической отметки достигла степень различия в уровне экономического и
социального развития регионов. По прожиточному минимуму дифференциация
субъектов РФ превысила пороговое значение более чем в 3 раза. Однако существует
огромный мировой опыт стратегического управления самыми различными
экономическими ситуациями, этот опыт можно и
нужно использовать применительно к нашей стране.
В ходе
дипломного проекта был проведен анализ стратегического планирования
Нижегородской области, показана стратегическая программа развития региона до
2020 года, направления реализации стратегического планирования и стратегические
приоритеты.
1. Ключевыми
проблемами Нижегородской области являются:
- Низкий уровень
производительности труда
- Неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры
- Ограничения
энергетической системы
- Относительно низкое
качество условий для жизни
- Низкая степень
интернационализации (международной кооперации)
2.
Преимуществами Нижегородской области являются:
- Уникальное
географическое положение
-
Комплексный транспортный узел
- Условия для ведения
бизнеса
-
Образовательная и инновационная инфраструктура.
Являясь лидером в
Автомобилестроении, область занимает не менее 25% на российском рынке. Несколько
ведущих международных автопроизводителей_ разместили на территории области свои сборочные производства,
а за ними последовали десятки производителей автокомпонентов.
В результате реструктуризации российские предприятия_
преобразованы в сборочные производства преимущественно коммерческого
транспорта, а также модернизированные производства автокомпонент,
которые они с успехом поставляют как локальным потребителям, так и на
экспорт.
Область является активным
участником международных экономических отношений. Высокая степень
интернационализации, интенсивный обмен знаниями, людьми, продуктами и
капиталами обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности нижегородских
предприятий на международных рынках и привлекательность области для внешних и внутренних
инвесторов.
Нижегородская
область - одно из наиболее привлекательных в России мест для работы, отдыха и
воспитания детей, предоставляющее своим жителям обширные возможности для
самореализации и раскрытия творческого потенциала, включая лучшие карьерные
возможности для наиболее одаренных, образованных и амбициозных людей. В области сформированы высокие стандарты и благоприятные условия
для жизни, включая качество окружающей среды, уровень социального обеспечения,
качественное образование и медицинское обслуживание, безопасность, а также
развитая жилищно-коммунальная инфраструктура.
Вследствие уникального
географического положения, обеспечивающего доступ к самому большому и
привлекательному потребительскому рынку в России, на территории области должен
сформироваться масштабный центр производства и дистрибуции товаров массового
спроса (FMCG). Современные логистические центры обеспечат эффективную
транспортировку сырья и готовой продукции.
В целом
реализация стратегии развития направлена на достижение главной цели - повышение
уровня благосостояния и стандартов качества жизни населения Нижегородской
области.
Анализ
стратегического развития области позволил сформулировать следующие рекомендации
по совершенствованию региональной стратегии:
Правительству
области необходимо работать над совершенствованием разработки и составления
стратегического плана области, т.к. не всегда учитывались многие важные
факторы, но основные направления работы стратегического развития области должны
быть сосредоточены на:
-
развитии областного привлечения иностранных
инвестиции;
-
формирование и создание современной инфраструктуры города и
области, т.к. привлечение иностранного капитала категорически невозможно из – за отсутствия иного;
-
отслеживание и формирование направлений внешнеэкономической
деятельности области и города;
-
проведение качественной реструктуризации органов исполнительной
власти.
Первые результаты эффективного управления развитием
региона нынешним руководством уже видны, остаётся только правильно их развивать,
регулировать их рост, защищать от негативных воздействий и скоро и наша область ощутит результаты от
современных методов управления.
1.
Конституция
Российской Федерации, М, 1995.
2. Постановление
Правительства Нижегородской области от 5.03.2005 № 61 «О стратегическом плане
социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2020
года». // Нижегородские новости № 74, 77, апрель 2005.
3. Постановление
Правительства Нижегородской области от 19.11.2003 № 87 «Об утверждении
программы «Реализация основных направлений промышленной политики в г. Нижнем
Новгороде на 2004-2006 гг.» // Нижегородский рабочий № 52 от 19.03.2004.
4. Постановление
Правительства Нижегородской области от 8.08.2003 № 238 «Об утверждении
областной целевой программы «Инновации и
высокие технологии в промышленности Нижегородской области на период 2003-2005
гг.» // Нижегородские новости. № 155 от 27.08.03 г.
II. Литература
1.
Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М, 1985.
2.
Акулов В., Рудаков М.
К характеристике субъекта стратегического менеджмента.// Проблемы теории и
права управления. №4,1998.
3.
Акулов В., Рудаков М.
Особенности принятия решений субъектом стратегического менеджмента / Проблемы
теории и права управления. №5,1998.
4.
Алексеева М.М.
Планирование будущего корпорации. М, 1996.
5.
Ансофф И. Стратегическое планирование. М: Экономика, 1989.
6.
Ансофф И. Стратегическое управление. М: Экономика, 1986.
7.
Браничев В. Стратегический анализ: технология, инструменты,
организация. // Проблемы теории и права управления. №6,1997.
8.
Виханский О.С. Стратегическое управление. М: Гардерика,
1998.
9.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М: Гардерика,
1998.
10.
Гремингер Р. Стратегические разработки нуждаются в инновациях.//
Проблемы теории и права управления. № 3,1998.
11.
Гаврилов А.И.
Региональная экономика и управление
12.
Йеннер Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая
задача стратегического менеджмента.// Проблемы теории и права управления.
№3,1999.
13.
Золотогоров В.Т. Энциклопедический словарь по экономике.
Минск: Полымя,
1997.
14.
Карлоф Б. Деловые стратегии. М,1990.
15.
Карлоф Б. Деловая стратегия: содержание, концепция, символы. М:
Экономика, 1991. Кац И. Планирование - системообразующий элемент государственного регулирования
экономики.// Проблемы теории и права управления. № 2,1999.
16.
Кинг У., МакКлеланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная
практика. М,1982.
17.
Кирилов А.В.
Формирование рыночного поведения.// Экономика и Управление.№1-2,1997.
18. Кураков В.Л. Стратегическое
планирование развити социальной сферы: методология и
концепция повышения результативности ее структрных
составляющих. СПб., 2002.
19.
Лебедева О.Т., Каньковская А.Р. и др. Основы менеджмента. Спб,1997.
20.
Лексин
В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного
регулирования территориального развития.- М.: УРСС, 2006.
21.
Лобанов В.
Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские
проблемы.// Проблемы теории и права управления. № 2,1998.
22.
Мацнев
Д.А. и др. Анализ экономического взаимодействия регионов России// Проблемы
прогнозирования. 2000. №5.
23.
Основы менеджмента.
Под ред. А.А. Радугина. М: Центр.1997 - 432 с.
24.
Региональная экономика: Учебник для вузов; под
ред.проф.Т.Г.Морозовой – 2-е
изд. переработанное и дополненное – М.: ЮНИТА, 2000.
25.
Регион: ресурсы местного саморазвития:
Спецкурс. Вып.восьмой. Науч.ред. Алексеев Ю.П., Шпилев
Б.Е. – М.:ЬСТ, 2006.
26.
Румянцева З.Н., Саломатина Н.А. и др. Менеджмент организации.
М.Инфра-М,1996.
27.
Санталайнен Т, Воутилайнен Э. и др.Управление по результатам. М: Прогресс, 1993.
28.
Стерлин А.Р. и др. Стратегическое планирование в промышленных
корпорациях США. Опыт развития и новые явления. М: Наука, 1990.
29.
Туленков Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в
организации. // Проблемы теории и права управления. № 6,1998.
30. Целевые
программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки,
финансирования и реализации/ Под ред. В.Я. Любовный и
др. - М.: МОНФ, 2000. – 180 с.
31.
Экономика
предприятия. Под ред. Проф. Волкова О.И.
М: Инфра-М, 1998.