Федеральное
агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет управления
экономики и права
Кафедра управления и маркетинга
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Реализация концепции электронного правительства на
федеральном и региональном уровнях
Специальность:
Государственное
и
муниципальное управление
Выполнила: студентка
ФУЭиП,
гр. ГОУк-31
СИЗОВА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Научный
руководитель:
доцент
ВАСИЛЬЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
г. Нижний Новгород
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..........3
ГЛАВА 1 Концепция электронного правительства……………………5
1.1
Определение, принципы, цели и задачи
концепции…………………...5
1.2
Этапы формирования электронного
правительства………………........8
1.3
Инфраструктура электронного правительства
региона………………11
1.4
Нормативно-правовая база создания электронного
правительства….18
ГЛАВА 2 Создание электронного правительства в России ................25
2.1
Внедрение информационных систем в
органах государственной власти ………………………………………………………………………….25
2.2 Проблемы
на пути создания электронного правительства в России...42
2.3 Внедрение
электронного правительства в Нижегородской области...48
ГЛАВА 3 Приоритеты и направления развития электронного
правительства………………………………………………………………..54
3.1
Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности
государственных органов…………………………………………………….54
3.2 Развитие
межведомственной системы развития документооборота.59
3.3 Внедрение
информационных систем планирования и мониторинга деятельности государственных
органов власти…………………………….61
3.4 Программа развития электронного правительства
в Нижегородской области
………………………………………………………………………..62
3.5
Социально-экономическая
эффективность формирования
электронного правительства
………………………………………………...66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….71
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………….76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...80
Приложения…………………………………………………………....84
ВВЕДЕНИЕ
В любой
современной стране, независимо от особенностей ее государственного устройства и
уровня экономического развития, государство — основной поставщик услуг населению
и организациям. Государственные учреждения являются источниками нормативных
актов, лицензируют различные виды деятельности, обеспечивают социальную защиту
населения и выполняют множество других общественно-необходимых функций. Кроме
того, государство представляет собой и крупнейшего потребителя продукции и
услуг частных и государственных организаций.
Актуальность
темы дипломной работы обусловлена тем, что современная
государственная политика требует применения современных технологий управления,
концентрирующих ресурсы всех участников для решения социально-значимых проблем,
и главным инструментом регулирования информационных отношений между основными
субъектами и институциональными структурами выполняет электронное
правительство.
Суть
электронного государственного управления состоит в непрерывной оптимизации
предоставления услуг, участии граждан в управлении посредством преобразования
внутренних и внешних взаимодействий через информационные технологии, сеть
Интернет и новые средства массовой информации.
В
настоящее время данная проблема информатизации привлекает внимание как
отечественных, так и зарубежных авторов и раскрывается во множестве публикаций.
В дипломном проекте используются работы таких авторов, как Годин В.В., Година Т.А, Гридасов А.Ю., Ивасенко, А.Г.,Корнеев
И.К., Жмачинский В.И., Павленко
В.А., Папкова М.Д., Трубилов Н.М.
Цель
дипломного проекта - проанализировать реализацию концепции электронного
правительства в органах государственной власти
на федеральном и региональном уровнях.
Для достижения
поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- изучить концепцию
электронного правительства (определение, принципы, цели, задачи, этапы
формирования, инфраструктура);
- изучить
нормативно-правовую базу создания
электронного правительства в России;
- исследовать внедрение электронного
правительства в федеральных и региональных органах власти (в частности в
Нижегородской области);
- определить проблемы на пути создания
электронного правительства в органах государственной власти;
- выявить приоритеты и
направления развития электронного правительства;
- рассмотреть программы
развития электронного правительства Нижегородской области;
- оценить
социально-экономическую эффективность формирования электронного правительства в
России и, в частности, в Нижегородской области.
Объектом исследования данного дипломного проекта является
концепция электронного правительства, а предметом исследования – формирование
электронного правительства на
федеральном и региональном уровнях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование
проблем реализации концепции электронного правительства на федеральном и
региональном уровнях, изучение и анализ Российского законодательства,
Нижегородской области учебной и
научно-публицистической литературы позволили выработать и сформулировать
следующие выводы и предложения.
На сегодняшний день можно идентифицировать
два процесса связанных с реализацией концепции электронного правительства:
1) Реформа государственных органов:
сокращение числа чиновников; повышение квалификации и ответственности лиц,
принимающих решения; увеличение скорости реакции на запросы со стороны граждан.
2) Информатизация государственных органов —
один из основных инструментов достижения целей реформы органов государственной
власти.
Потребность в реформировании существующего
порядка государственного управления обусловлена несколькими причинами. Главная
состоит в том, что перевод на «электронное правительство» будет наиболее
эффективным лишь для жестко формализованных административно-управленческих
процессов и процедур. В противном случае, «электронное правительство» может
превратиться в автоматизированный хаос.
Были изучены и
проанализированы информационные системы,
обеспечивающие деятельность органов государственной власти: «Единый центр
регистрации юридических лиц» (Министерство по налогам и сборам (МНС) РФ);
«Организация удаленного взаимодействия в МНС РФ» (МНС РФ); «Единая
государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) контроля
экспорта товаров» (Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) и МНС РФ);
«Программа «Социальная карта москвича» (Правительство Москвы).
В ходе
выявления проблем формирования
электронного правительства было отмечено, что развитие электронного
правительства в российских регионах протекает крайне неравномерно. Лидеры по
развитию - такие регионы, как Москва, Санкт- Петербург, Республики Чувашия и
Татарстан, а также ряд других - активно внедряют информационные технологии в
государственное управление на региональном уровне. Однако большая часть
регионов достаточно сильно отстает по уровню использования ИКТ от
регионов-лидеров. Даже без учета явно депрессивных регионов в целом картина не
слишком благоприятная. Хотя веб-сайты есть почти у всех регионов, далеко не все
они регулярно обновляются и содержат формы для взаимодействия с администрацией.
Проблемы,
препятствующие повышению эффективности использования ИКТ в деятельности органов
государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут
быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Таким образом,
формирование электронного правительства требует проведения скоординированных
организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов
государственной власти в рамках единой государственной политики.
В августе 2007 года Правительство
РФ рассмотрело концепцию формирования электронного правительства до
С учетом
вышеперечисленных приоритетов и направлений по формированию электронного
правительства в России до 2010 года разработан план мероприятий по реализации
концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до
2010 года.
При анализе
внедрения электронного правительства в Нижегородской было отмечено, что в
области не более 5% государственных услуг оказывается в электронном виде.
Несмотря на то, что органами власти сформировано и функционирует более 80
территориальных баз данных, содержащих учетную информацию об объектах
государственного управления, многие из них не отвечают современным требованиям
государственного управления и не позволяют принимать оперативные управленческие
решения.
В 2006 году
региональным правительством при участии экспертного совета разрабатывается
закон об информатизации Нижегородской области, Программа информатизации
Нижегородской области на 2007—2009 гг.
Принятие
этого документа позволит укрепить нормативно-правовую базу для реализации
государственной политики в сфере региональной информатизации, определить
основные цели и принципы внедрения информационно-коммуникационных технологий
для повышения эффективности управления регионом.
Для успешного решения
поставленных задач в области внедрения электронного правительства в органах
государственной власти в России и в Нижегородской области, в частности,
необходимо:
1.
Совершенствование
кадрового обеспечения электронного правительства в следующих сферах:
- определение квалификационных
требований к различным категориям государственных служащих в сфере
использования ИКТ;
- оценка квалификационных навыков сотрудников органов власти в области
применения ИКТ;
- центр или система центров по
подготовке и повышению квалификации государственных служащих в области ИКТ;
- программы обучения в сфере
ИКТ для различных категорий государственных служащих.
2. Совершенствование нормативно-правового обеспечения
электронного правительства:
- регулирование институциональных
аспектов (отношений между всеми участниками процесса), включая разработку
электронных административных регламентов;
- регулирование инфраструктурных
аспектов (основных компонентов системообразующей инфраструктуры электронного
правительства);
- регулирование прикладных аспектов (создания и использования
конкретных элементов электронного правительства и информационных систем).
3. Поддерживать и широко использовать отечественные разработки в области информационных технологий в процессе реализации проектов информационно-аналитических систем.
4.
Сократить информационное
неравенство, увеличивая число каналов к информационным сетям.
5.
Для расширения доступа граждан
к информационным системам, поддерживающих деятельность органов власти, внедрить
мобильное правительство, поскольку доля проникновения мобильной связи в России
сегодня приближается к 100%, что особенно характерно для крупных городов.
6.
Внедрить проект «Социальная карта
жителя Нижегородской области» (по примеру «Социальной карты Москвича») на
основе использования современных технологий пластиковых интеллектуальных карт.
7.
Развитие корпоративного
Интранет-ресурса органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления
в регионе.
8.
Развитие геоинформационной
системы органов власти Нижегородской области.
ГЛОССАРИЙ
1.
Административный регламент - формализованное описание исключительных прерогатив органа
власти, его юрисдикции, а также организационных форм взаимодействия с другими
органами власти в процессе подготовки, прохождения, согласования и утверждения
решений, включая сферы компетенции и ответственности, требования, предъявляемые
действующим законодательством к срокам, качеству, характеру исполнения установленных
функций и отдельных видов работ в рамках этих функций.
2.
Геоинформационная система (ГИС) - система
аппаратно-программных средств и алгоритмических процедур, созданная для
цифровой поддержки, пополнения, управления, манипулирования, анализа, математико-картографического
моделирования и образного отображения географически координированных
(пространственно соотнесенных) данных.
3.
Доступ граждан к информации государства – политически предписываемое и закрепленное нормативными
актами право граждан на получение любой информации государства, кроме
специально оговоренных в законодательстве узких классов тайн (информации,
составляющей тайну следствия, некоторых узких классов персональной информации и
т.д.).
4.
Интернет-портал – веб-сайт,
предоставляющий пользователю Интернета различные интерактивные сервисы,
работающие в рамках одного веб-сайта, такие как почта, поиск, погода, новости,
форумы, обсуждения, голосования и т. д.
5.
Информатизация - это
многогранный организационный, социально-экономический и научно-технический
процесс, направленный на оптимальное удовлетворение информационных потребностей
общества.
6.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию
информации, ее обработку и информационные обмены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Федеральный закон РФ от 27 июля
2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006);
2.
Федеральный закон РФ от 10
января 2002 года N1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (принят ГД ФС РФ
13.12.2001);
3.
Указ Президента Российской
Федерации от 19 ноября 2002 года N 1336 «О Федеральной программе
«Реформирование государственной службы Российской федерации (2003-2005 годы)»;
4.
Федеральная Целевая программа «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)»,
Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля
5.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября
6.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября
7.
Распоряжение Правительства РФ от 16 августа 2007 года «О концепции формирования
в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года»;
8.
Распоряжение Правительства РФ от 17 июля 2006 года №1024-р «О концепции
региональной информатизации до 2010 года»;
9.
Постановление Госстандарта России от 29.12.2004 N 138-ст ГОСТ Р от 29.12.2004 N 52294-2004
«Информационная технология. Управление организацией. Электронный регламент
административной и служебной деятельности. Основные положения»;
10.
Постановление Правительства Нижегородской области от 30 ноября 2006 года №396 «Об областной
целевой программе «Информатизация Нижегородской области (2007-2009 годы)»;
11.
Постановление Правительства Нижегородской
области от 25.06.2002 № 145 «О концепции создания интегрированной
системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Нижегородской
области»;
12. Распоряжение
Правительства Нижегородской
области от 03.06.2004 № 304-р «Об утверждении концепции
электронного правительства Нижегородской области»;
13. Административная реформа. Анализ
Российского опыта внедрения информационных систем, поддерживающих деятельность
органов государственной власти.
14.
Административная реформа в Российской Федерации: основные этапы
реализации//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 22 (310), 2006;
15 Алаев, Е. Е-правительство
и лучший ИКТ-регион/Анилитика//CNEWS.http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2006/articles/egov3.shtml#5;
16. Беспалов
П. «Электронное правительство» и компетентность госслужащих. // Государственная
служба. – 2002. – № 5. – С.139-146;
17. Вышлов,
А. А. Информационное общество для граждан: результаты внедрения решений
e-government. // Информационное общество. – 2004. – № 1. – С. 53-55;
18. Годин В.В., Корнеев И.К. Управление
информационными ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление
развитием организации». Модуль 17. — М.: «ИНФРА-М», 2005;
19. Година Т.А, Корнеев И.К., Информационные технологии в управлении: Учеб. пособие для вузов/
ГУУ. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 2004;
20. Голубева, А.А. Электронное правительство: введение в проблему.
Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент, вып. 2. 2005.- с. 120-139;
21. Граванова
Ю. От e-правительства к мобильному и далее — к широкополосному/Аналитика//CNEWS//http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2007/articles/mobile.shtml
22. Данилин, А.
В. Электронные государственные услуги и административные регламенты. От
политической задачи к архитектуре «электронного правительства». – М.: Инфра-М,
2004. – 336 с.;
23.Дрожжинов
В. Электронное правительство в мире и в России. // PC Magazine. – 2005. – № 12.
– С. 124-130.
24. Дятлов, С.А. Электронное правительство: понятие, структура, функции
// Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды
V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября
25. Ивасенко,
А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении: Учеб. Пособие для
вузов/А.Г. Ивасенко, А.Ю. Гридасов, В.А. Павленко-2-е изд, стереот.-М.: КноРус,
2007.-160 с.;
26. Ерофеев,
Е. Электронное правительство: как приблизить чиновника к гражданину?//Connect! Мир связи/Ерофеев Евгений.- 2004,
№10.- С. 23-24;
27.
Жмачинский В.И., Папкова М.Д., Трубилов Н.М. Информационно-аналитические
технологии в управлении экономикой региона: Учебно-методическое пособие.-Нижний
Новгород, Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 2003.-245
с.;
28. Кузнецов, С.Л. Государство
и автоматизация госаппарата в XXI веке. (Обзор конференции). // Секретарское
дело. – 2004. – № 5. – С. 25-28;
29. Курносов,
И.Н. Опыт Российской Федерации по построению единой государственной системы
информации и международное сотрудничество в этой сфере. // Информационное
общество. – 2004. – № 1. – С. 8-10;
30. Курносов, И.Н. Федеральная целевая программа и решение
проблем создания «электронного правительства» / И.Н. Курносов // Сети и системы
связи. – 2002. – № 7/1. – 15 июл. – С. 127-129;
31. Ланде,
Д.В. E-Government - лозунг или технология?//Телеком.-2006, №6.-С. 9;
32. Насакин, Р.
Под управлением «электронного правительства». // КомпьютерПресс. – 2006. – № 1.
– С. 111-113;
33. Палькина,
Т., Рудычева, Н. Готовность регионов к
е-правительству//СNEWS.2006; http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2006/ ?print;
34. Прохоров,
А. Электронное правительство в цифрах и фактах//КомпьютерПресс./Александр
Прохоров.-2006, №5.-С. 34-37;
35. «Региональный ИТ-климат, или что мешает развитию ИТ в регионах».
36. Рейман,
Л.Д. Федеральная целевая программа
«Электронная Россия» и развитие инфокоммуникационных технологий в России в 2002
– 2010 гг. / Л.Д. Рейман // Сети и системы связи. – 2002. – № 7/1. – 15 июл. –
С. 6-8;
37. «Справка о проектах информатизации
Нижегородской области».
38. Центр
геоинформационных технологий проведет предпроектное обследование для создания
ГИС ОИВ Нижегородской области/НТА-Приволжье. http://www.nta-nn.ru/news/item/?ID=124471&v=print.