Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

 

Факультет ускоренного обучения и магистерской подготовки

 

Кафедра управления и маркетинга

 

 

ДИПЛОМНый проект

 

Стратегический план развития региона

(на примере Нижегородской области)

 

Специальность: Государственное и

муниципальное управление

Выполнил: студент  группы 4ГсП1

                      Степанов Д.В.

Научный руководитель:

                      доцент Васильев А.А.

 

г. Нижний Новгород

2008 г.

 

Аннотация

 

Дипломный проект  состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель и ставятся задачи данной работы.

Первая глава посвящена исследованию теоретических основ стратегии развития региона в рыночной экономике.

Во второй главе рассмотрена стратегия возможного финансирования развития  Нижегородской области. 

В третьей главе представлены направления развития  области.

В заключении даны конкретные предложения по совершенствованию стратегии развития регионов Российской Федерации.

Приводится список  рассмотренной литературы и нормативных актов.

В приложении приведены некоторые программы и нормативные акты органов власти Нижегородской области.

 

Содержание

Введение

3

Глава 1. Теоретические аспекты стратегического развития

 

6

1.1. Методология стратегического развития

6

1.2. Система показателей стратегического планирования

14

Глава 2.  Стратегическое развитие Нижегородской области

33

2.1. Нижегородская область: результаты развития

33

2.2. Оценка проблем и недостатков Нижегородской области

50

2.3. Финансирование выполнения плана стратегического развития    Нижегородской области

54

Глава 3. Совершенствование стратегии развития регионов Российской Федерации

67

3.1.Основные направления стратегического развития Нижегородского региона.

67

3.2.  Стратегия  Правительства Российской Федерации  по развитию  регионов

75

Заключение

83

Список литературы

88

Приложения

91

 

Введение

Планирование и прогнозирование является важнейшим этапом и процесса управления, определяющим цели (предприятия, коллектива, личности), наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных задач.

Наиболее ответственной задачей планирования является прогнозирование или, как часто называют его американские специалисты, стратегическое планирование. Стратегическое  планирование должно обеспечить решение поставленной стратегической задачи, добиться определенной цели с помощью научного предвидения на основе анализа внутренних и внешних связей  предприятия, изучение экономических тенденций. 

Прогнозирование является важнейшим инструментом  принятия стратегических управленческих решений на основе анализа системы показателей: качественных (их часто называют ориентирами) и количественных  (заданий). Основная задача  стратегического планирования – определение путей и методов достижения поставленных целей.

В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства предвидения будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений.

Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.

Актуальность данной темы в условиях развитой рыночной экономики определяется тем, что уровень процессов общественного развития обуславливается эффективностью планирования и управления экономикой и другими сферами.

В условиях идущих в современном российском обществе рыночных реформ и появления острых социальных проблем особое значение приобретает построение эффективного и гибкого механизма управления социально-экономическим развитием  территорий.

Такое развитие требует  комплексного применения научно обоснованных методик организации, управления и анализа социально-экономического состояния субъектов хозяйствования, а также учета  региональной специфики хозяйствования.

В настоящее время экономика практически всех регионов и районов страны переходит на новый этап – этап развития, связанный с ростом экономики и уровня жизни населения. Эта новая реальность требует от органов власти перехода от ситуационного подхода в управлении в стратегическому, формирования условий инвестиционной привлекательности и увеличения конкурентоспособности  региона (района).

Целью данного дипломного проекта является рассмотрение стратегии развития  Нижегородской области.

Для достижения поставленной цели в дипломной работе решены следующие задачи:

-изучена методология  и система показателей стратегического развития;

-представлены  результаты развития Нижегородской области;

-рассмотрены основные проблемы и недостатки стратегического развития Нижегородской области;

-изучены возможности финансирования выполнения стратегического плана развития Нижегородской области в условиях дефицитного бюджета;

-предложены направления стратегического развития Нижегородской области.

При исследовании данной проблемы были привлечены различные источники: анализ законодательной литературы, монографических и периодических изданий, содержащих богатый материал по проблемам планирования и прогнозирования, а также статистические и фактические результаты развития экономики и социальной сферы Нижегородской области.


 Заключение

 

Стратегическими целями региональной политики Российской Федерации являются:

1.Обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов. Достижение цели направлено:

- Прежде всего, на обеспечение эффективной интеграции регионов в мировой рынок, ускорение социально-экономического развития Российской Федерации за счет правильного (в соответствии с логикой действия рыночных сил) распределения производительных сил по территории, развития системы расселения и повышения связанности страны, что должно открыть доступ территорий и их населения к источникам социально-экономического роста;

- На развитие инфраструктурной базы социально-экономического роста в территориях;

- На формирование конкурентоспособных в глобальном масштабе территориальных производственных кластеров, в том числе в инновационно-емких секторах экономики;

- На обеспечение перехода к поляризованному развитию и создание нового пространственного каркаса страны из «опорных регионов»

2. Стимулирование процесса новой «регионализации» - консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики. Данная цель направлена на:

- Обеспечение сплоченности территорий и единства экономического пространства страны при сохранении самостоятельности региональных и местных властей в принятии решений в рамках своей компетенции;

- Устранение барьеров на свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг, капиталов, открытие региональных рынков;

- Устранение препятствий для реализации инвестиционных проектов, развития малого бизнеса на региональном и местном уровне и т.д.

3. Развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения:

- Обеспечение воспроизводства населения и стабилизация его численности как в стране, так и на отдельных территориях за счет поддержки молодых семей и молодежи для стимулирования подъема компенсаторной рождаемости, формирования социально-экономических предпосылок для дальнейшего демографического роста

- Создание системы образовательных проектов, направленных на развитие кадрового потенциала территорий, обеспечение воспроизводства населения и стабилизации его численности, как в стране, так и на отдельных территориях;

- Содействие свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов как ответ на вызовы новых экономических условий;

- Реализация миграционных программ, обеспечивающих формирование в российских регионах эффективных балансов демографических и трудовых ресурсов, а также адаптацию (ассимиляцию, интеграцию и натурализацию) мигрантов в российском обществе;

- Повышение продуктивности этнокультурного потенциала российского общества.

4. Улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития

Стабилизация экологической ситуации в регионах Российской Федерации.

Коренное улучшение состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления,

Введение хозяйственной деятельности в пределах емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики регионов.

5. Повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне:

- Содействие проведению социально-экономических реформ на региональном и местном уровне – создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования, программно-целевого бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на результат, новых механизмов административного регулирования и управления, взаимоотношений с органами местного самоуправления, развития механизмов частно-государственного партнерства;

- Стимулирование региональных и местных стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие регионов, создание стимулов для реализации проектов по развитию социальной инфраструктуры и содействие региональным и местным властям в реализации таких проектов;

- Стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации к ускоренному созданию условий для высоких темпов роста в базовых отраслях экономики и увеличению доходов региональных бюджетов.

При разработке Стратегии развития Нижегородской области во внимание следует принимать следующие условия.

1. Близость экономически развитых промышленных центров.

2. Политика федерального центра.

3. Развитие экономики знаний.

4.     Возрастание требований безопасности, экология.

5. Низкий уровень производительности труда на предприятиях области.

1.     Неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры.

С учетом отраслевых приоритетов, а также ключевых преимуществ и проблем области были определены следующие направления стратегии развития:

1. Обеспечение лидерства в области Автомобилестроения;

2. Создание крупнейшего в России центра производства и дистрибуции товаров массового спроса;

3. Реализация потенциала Научно-образовательного комплекса и инноваций.

Основными направлениями экономической политики администрации Нижегородского региона  в ближайшей перспективе должны стать:

1. Поддержка малого бизнеса. Оказание помощи местному бизнесу предполагает проведение современной политики размещения производства.

2. Привлечение капиталов действующих в области фирм и внешних инвестиций из других регионов. Привлечение фирм и инвестиций осуществляется путем инвестиционной привлекательности района, создания  его имиджа, маркетинга, рекламы и прочего.

3. Поддержка внутренних инвестиций.

4. Содействие инновациям, распространению передовых технологий и росту качества производства продукции и выполнения услуг. Призвана стимулировать развитие передовых и наиболее перспективных производств, для этого используются такие направления, как распространение новых технологий, стимулирование мобильности кадров, предоставление венчурного капитала, содействие повышению квалификации;

5. Маркетизация (становление рынка и рыночной инфраструктуры).

Основные предложения по совершенствованию социально-экономической политики региона:

1. Необходима поддержка сельскохозяйственных предприятий, например, возможно возобновление помощи школьников района по сбору урожая, как это было до 90-х г.г. ХХ столетия.

2. Совершенствование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг для предприятий ЖКХ региона может быть реализовано через создание товариществ собственников жилья. Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и жилое здание, является на сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления жилым многоквартирным домом с разными собственниками отдельных помещений.

3. Социальная защита населения. Социальную защиту можно определить как систему законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства, а нетрудоспособным и социально-уязвимым слоям населения (в первую очередь инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям и т.п.) - преимущества в пользовании ОФП прямую материальную и социально-психологическую поддержку в различных ее формах. Объектом социальной защиты являются социально неблагополучные, малообеспеченные и нуждающиеся в помощи и поддержке группы населения.

  Защита социально неблагополучных слоев населения не должна сводиться только к материальному содержанию. Меры социальной защиты должны быть значительно шире и направлены на поддержание социального статуса малообеспеченных и нетрудоспособных личностей в условиях сохранения их нормальных социальных связей и отношений  и  адаптации  к новым социальным условиям.

  4. Жилищная политика. Органы местного самоуправления участвуют в формировании и реализации жилищной политики по ряду направлений. Планируют новую застройку с учетом фактора реальной платежеспособности населения.. Учитывая снижение финансовых возможностей государства и большинства семей, не имеющих жилья или желающих улучшить жилищные условия нужно ориентироваться на более скромные и экономичные жилищные стандарты, одновременно развивая строительную базу, новую технологию строительства и внедряя удобные планировки жилья в соответствии с платежеспособным спросом населения. По мере роста благосостояния жителей жилищные стандарты должны улучшаться.

5. Путь к инновационному развитию Нижегородского региона должен лежать через лизинг. Отсутствие необходимого инвестиционного климата в районе и потребительский  подход к эксплуатации основных средств – вот основные факторы, характеризующие отношение к основным средствам в последнее десятилетие.

В сложившихся условиях необходимо эффективное использование научно-технического потенциала района в совокупности с применением лучших мировых технологий в рамках целевой стратегии обновления основных производственных  средств, одним из основных элементов которой может стать лизинг, обеспечивающий перетекание средств с финансового на технологический рынок.  Следует учитывать, что при лизинге гарантией возврата является сам объект лизинга.

При необходимости предприятиям региона можно воспользоваться услугами лизинговой компании «Росдорлизинг». Воспользоваться финансовой арендой можно  предприятиям любой сферы деятельности:  строительства, транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства, здравоохранения и прочее.

Лизинг особенно необходим транспортному хозяйству Павловского района, так как позволит производит постепенное обновление транспортных средств

6. Особое внимание следует уделять развитию в мире  биорезонансных  и нанотехнологий, которые в недалеком будущем позволят   создать диагностическое оборудование и лекарства для здравоохранения,  новые металлопокрытия, инструменты, источники энергии, новые удобрения и прочее. При помощи атомарных инструментов можно манипулировать молекулами, изменяя то, что создано природой. С помощью нанотехнологий можно надежно защитить сельскохозяйственные машины от коррозии, лечить любое заболевание скота и прочее. Нанотехнологии уже не миф, а реальность, в мире на сегодняшний день уже возникло более 1200 нанотехнологических компаний.

В результате внедрения всех вышеперечисленных мероприятий среднедушевые доходы населения Нижегородской области, при сохранении 47% - доли нетрудоспособного населения, вырастут  до 18,5 тыс. руб. на человека в 2020 году. Средняя заработная плата занятых в базовых секторах экономики вырастет почти в 5 раз от текущего уровня, то есть до 26,8 тыс.руб. в месяц в 2020 году.

Список литературы

1. Конституция РФ.

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Европейская Хартия о местном самоуправлении. Русская версия. Страсбург. № 92-871-0804-8. 1990.

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

5. Уголовный Кодекс РФ.

6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ.

7. Федеральный закон «Об  общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ.

8. Постановление  Правительства РФ от 15.09.99 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму».

9. Закон «О молодежной политике в Нижегородской области» от 25.04.97 № 70.

10. Федеральная программа «Молодежь России», Постановление  Государственной Думы РФ от 09.12.98 г. № 3344-11 ГД «О необходимости усиления мер по социально-правовой защите детей и молодежи». 

11. Указы Президента РФ от 22.11.93 № 1973 и от 10.01.93 г. № 8.

12. Основы  законодательства РФ «О физической культуре  и спорте» от 27.04.93 г. № 4869-1.

13. Распоряжение Администрации Нижегородской области от 13.04.99 г. № 566-р.

14. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь, - М.: Мысль, 1983, стр.189-190.

15. Бабич Т.Н. Планирование на предприятии: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005.-385 с.

16. Васильев А.А. Муниципальное управление: Курс лекций. Изд.5, испр. и доп. – Н.Новгород, Изд.:Гладкова О.В., 2005 . – 552 с.

17. Виханский О.С., Наумова А.И. Менеджмент: Учебник.-3-е изд.-М.: Экономистъ, 2004.- 543с.

18.  Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: ДИС, 2006.-483 с.

19. Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы. М.: ЮНИТИ,2005.- 497с.

20. Государственное управление. Основы теории и организации . Т.2/ Под ред. В.А.Козбаненко. – М.: Статус, 2005- 603с.

21.  Грицюк Т.В. Система государственного и муниципального управления: Учебник для вузов. – М.:Издательство РДЛ, 2006- 598с.

22. Гроуз В., Эндрю С.  Высокоэффективный  менеджмент. М.: Интел-синтез, 2006-381 с.

23. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. – М.:Теса, 2004-432с.

24.  Зеркин Д.П. Основы политологии. – Ростов на Дону, 2005 -385с.

25. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития._ М.: УРСС, 2007-561с.

26.  Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М. : ЮНИТИ, 2005.- 382с.

27. Морозова Г.А. Пути повышения конкурентоспособности региона. Н.Н.ВВАГС,  2005.

28. Региональное развитие: опыт России и европейского союза.- М.: Экономика, 2007.- 293с.

29. Основы менеджмента Под ред. Д.Д.Вачугова . М.: ЮНИТИ, 2006.-609с.

30. Проблемы и пути повышения эффективности управления социально-экономическим развитием территорий: Материалы региональной научно-практической конференции. 22 декабря 2004 г. –Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос.службы, 2005.- 310с.

31.Шипунов   В.Г., Кишкель  Е.Н.  Основы   управленческой   деятельности. Учебник М.: — Высшая школа, 2005-579с .

32. Юкаев B.C., Дашков И.К. Управленческие решения. М.: Инфра-М, 2005.-283с.

33. Стратегия развития РФ до 2010 года. Проект, М.: 2000.-189с.

34. Финансовый менеджмент, Теория и практика. М.: Перспектива, 2007.- 476с.

35. Финансовый менеджмент, учебное пособие /Под редакцией Стояновой Е.С. -М.: «Перспектива» ,2005.-503с.

36.  Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М.:ДИС, 2006.-538с.

37. «Павловский металлист» № 12, 2006.

38. «Павловский металлист» № 104,2007.

39. сайт http:// www. government.nnov.ru.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ



Hosted by uCoz