Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
ВОЛГО-ВЯТКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
Факультет ускоренного обучения и магистерской
подготовки
Кафедра региональной экономики и управления
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Управление персоналом администрации муниципального
образования (на примере Лукояновского муниципального района
Нижегородской области)
Специальность: Государственное и
муниципальное управление
Выполнил: студент гр. 5ГсЛ1
Китаев
Андрей Александрович
Научный
руководитель: доцент
Васильев Алексей Алексеевич
Нижний Новгород
АННОТАЦИЯ
Дипломный
проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной
литературы и приложений.
Во
введении обосновывается актуальность выбранной темы дипломного проекта,
определяется цель исследования, формулируются задачи, определяются методы
исследования.
В 1
главе рассматриваются понятия муниципальной службы, содержание, цели и задачи
кадрового планирования и основные направления процесса управления муниципальным
персоналом.
Во 2
главе анализируется организационная структура Управления делами администрации
Лукояновского муниципального района, его функции, цели, задачи и основные
направления деятельности по управлению муниципальным персоналом. Анализируется
количественный и качественный состав муниципальных служащих.
В 3
главе определяются недостатки в управлении муниципальным персоналом в
муниципальном образовании Лукояновский муниципальный район Нижегородской
области и даются предложения по улучшению управления муниципальным персоналом.
В
заключении содержаться основные выводы, полученные в процессе работы над
дипломным проектом.
Фактическая
база работы представлена нормами действующего законодательства РФ,
статистическими сведениями, а также внешней и внутренней отчетностью и
документацией анализируемого управления делами.
Объем
дипломного проекта составляет 114 листа, из них 10 приложений на 20 листах. При
написании работы было использовано 16 нормативно-правовых актов и 66 единиц
специальной литературы (книг, статей и
монографий). Работа содержит 16 рисунков (графиков, диаграмм).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………….... |
4 |
||
|
|
|
|
Глава 1. |
МУНИЦИПАЛЬНАЯ
СЛУЖБА КАК ПРОФЕССИО- |
|
|
НАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ… |
6 |
||
|
1.1. |
Понятия
«муниципальная служба», «муниципальный |
|
|
служащий»,
«муниципальный персонал»…………………………. |
6 |
|
|
1.2. |
Содержание,
цели и задачи кадрового планирования….. |
15 |
|
1.3. |
Основные этапы
процесса управления муници- |
|
|
пальным
персоналом……………………………………………….. |
21 |
|
|
|
|
|
ГЛАВА
2 |
Анализ
деятельности по управлению |
|
|
муниципальным персоналом в муниципальном |
|
||
образовании «Лукояновский
муниципальный район |
|
||
НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ»………………………………………... |
35 |
||
|
2.1. |
Основные
направления деятельности управление делами, |
|
|
его
структура, задачи и функции по управлению муниципаль- |
|
|
|
ным
персоналом…………………………………………………….. |
35 |
|
|
2.2. |
Количественный
и качественный анализ муниципальных |
|
|
кадров
Лукояновского муниципального района……………….. |
47 |
|
|
2.3. |
Недостатки
в управлении муниципальным персоналом |
|
|
в
муниципальном образовании «Лукояновский муниципальный |
|
|
|
район
Нижегородской области»………………………………….. |
56 |
|
|
|
|
|
ГЛАВА
3 |
МЕРОПРИЯТИЯ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ |
|
|
УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМ ПЕРСОНАЛОМ В МУНИЦИ- |
|
||
ПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
«ЛУКОЯНОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬ- |
|
||
НЫЙ
РАЙОН НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»……………………….. |
66 |
||
|
3.1. |
Предложения
по улучшению управления персоналом |
|
|
в
муниципальном образовании «Лукояновский муниципальный
|
|
|
|
район
Нижегородской области»………………………………….. |
66 |
|
|
3.2. |
Результат
от внедрения Программы развития муници- |
|
|
пальных
кадров в Лукояновском муниципальном районе………… |
75 |
|
|
|
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. |
84 |
||
|
|
|
|
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. |
87 |
||
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. |
94 |
Введение
Корни управления
персоналом уходят глубоко в историю человеческого общества. Еще первые
представители человеческого рода, объединенные в родовые общины, ежедневно решали
проблемы трудовой мотивации и дисциплины, сталкивались с вопросами разделения труда.
Наиболее читаемая на
протяжении всей истории человечества книга - Библия - содержит немало примеров
управления людьми - достаточно вспомнить Моисея, решавшего (с Божьей помощью)
вопросы организации, распределения и стимулирования труда при переходе
израильтян из Египта в Страну Обетованную.
В средние века управление
работниками являлось одним из направлений деятельности руководителя
организации, чаще всего ее владельца, принимавшего решения в отношении своих
работников. Эпоха средневековья дает интересные примеры планирования и развития
профессиональной карьеры (западноевропейские цеха с детально разработанной
внутренней иерархией и критериями продвижения в рамках этой иерархии),
стимулирование труда (первые планы участия наемных рабочих в прибыли),
профессионального обучения (цеховые школы, система ученичества).
Решение вопросов управления
муниципальным персоналом в муниципальном образовании в современных условиях приобретает
особо важное значение - как машина не может двигаться
без мотора, так и управление муниципальным образованием невозможно без
муниципальных кадров, приводящих его в действие. И, как мотор автомобиля, так и
муниципальный персонал может работать по-разному. Наладить работу этого
«мотора» и есть первейшая задача главы муниципального образования и
кадровой службы органа местного самоуправления.
Формирование
и развитие муниципального персонала - процесс длительный и сложный. Недаром
лозунг, провозглашенный И.В.Сталиным «Кадры решают все…» говорит о том, что,
какие кадры привлечены на муниципальную службу, от этого в дальнейшем зависит
развитие, достижение целей и миссии муниципального образования, его
социально-экономическое показатели, а также эффективность работы как
администрации в целом, так и каждого отдельного муниципального служащего.
Все вышеперечисленное
говорит об актуальности темы данного дипломного проекта.
Предметом исследования
данного проекта является муниципальный персонал муниципального образования
Лукояновский муниципальный район, трудовые отношения и поведение человека в
организации.
Объектом исследования
является процесс управления муниципальным персоналом в муниципальном
образовании, набор правил, принципов и технологий управления персоналом.
Целью настоящей работы
является анализ системы управления муниципальным персоналом на примере деятельности управления делами администрации Лукояновского муниципального
района.
Задачи работы обусловлены
ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
1) рассмотреть
муниципальную службу, как профессиональную деятельность муниципальных служащих;
2) определить основные
направления процесса управления муниципальным персоналом и особенности
управления персоналом в муниципальном образовании Лукояновский муниципальный
район;
3) разработать
мероприятия по улучшению системы управления персоналом для управления делами
администрации Лукояновского муниципального района;
4) на основе выводов дать предложения
по совершенствованию управления персоналом администрации муниципального
образования (на примере Лукояновского муниципального района Нижегородской
области).
Заключение
Обобщение опыта отечественных и зарубежных исследователей в
сфере организации муниципального управления позволяет сформулировать главную
цель системы управления муниципальным
персоналом - обеспечение муниципального образования квалифицированными кадрами,
организация их эффективного использования, профессионального и социального
развития.
Управление муниципальными кадрами в современных условиях
приобретает особое значение для любого муниципального образования, т.к. без
людей нет и самой организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет
достичь своих целей и выжить. Без хорошо подготовленного муниципального
персонала высокой эффективности работы муниципального образования добиться
невозможно. Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся
долгосрочным фактором хорошей стабильной работы.
Управление
муниципальным персоналом должно быть непрерывным. Это позволяет своевременно
обнаруживать и решать возникающие проблемы, а следовательно,
обеспечивать стабильное развитие и функционирование муниципального образования.
Так как само управление персоналом - это прежде всего
управление каждым отдельно взятым муниципальным служащим, то оно невозможно без
соблюдения такого важного принципа, как учет индивидуальных особенностей и психологии
служащих, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Это
обеспечивает нормальный морально-психологический климат в коллективе и принятие
взвешенных решений, которые будут надлежащим образом исполняться.
Таким
образом, проблема формирования кадрового аппарата органов МСУ - одна из
актуальных проблем современного развития российского общества, переживающего
глубокие и сложные процессы, в условиях мирового финансового кризиса, в том
числе социальный кризис, трансформацию социальной структуры, радикальные
политические изменения, социальные конфликты, характеризующие общество
переходного состояния. В этой связи опыт кадрового обеспечения муниципального
управления в периоды социальных трансформаций и переходных процессов имеет
непреходящее значение.
Реформирование
местного самоуправления тесно увязано с решением задачи разработки кадровой политики,
направленной на развитие профессионального потенциала муниципальных служащих,
совершенствование кадровых отношений. И решать ее надо сообща: органами
исполнительной и законодательной власти области, муниципальными образованиями
области, образовательными учреждениями региона, всеми заинтересованными лицами
и организациями.
Подводя краткие итоги
работы над дипломным проектом, можно следующим образом резюмировать
вышеизложенный материал.
Система
управления персоналом и ее эффективность были рассмотрены в настоящей работе на
примере управления делами администрации Лукояновского муниципального района,
которое осуществляет планирование персонала, организует поиск кадров для
муниципальной службы, используя методы отбора и оценки персонала, содействует
адаптации персонала и его развитию, проводит аттестацию муниципальных служащих.
Работа по управлению
муниципальным персоналом в управлении делами осуществляется на достаточно
высоком уровне - разработаны все необходимые правовые акты, регламентирующие
работу по управлению персоналом, а именно, работа строится в соответствии с:
1. Положением о муниципальной службе в
Лукояновском муниципальном районе Нижегородской области, принятым постановлением Земского Собрания от 13.02.2006 № 31;
2.
Положением об Администрации Лукояновского муниципального
района, утвержденным постановлением Земского Собрания от 31.05.2006 № 89;
3. Структурой
Администрации Лукояновского муниципального района, Положением «О статусе главы
местного самоуправления Лукояновского муниципального района», принятой постановлением
Земского Собрания от 30.06.2006 № 110;
4.
Положением
о порядке переподготовки (переквалификации) повышения квалификации
муниципальных служащих администрации Лукояновского района, утвержденным постановлением Администрации Лукояновского муниципального
района от 15.09.2006 № 127-п;
5. Постановлением администрации
Лукояновского муниципального района от 30.12.2005 № 214-п «О ведении реестра
муниципальных служащих администрации Лукояновского муниципального района»;
6. Положением «О порядке ведения личных
дел муниципальных служащих администрации Лукояновского муниципального района,
утвержденным постановлением администрации района от 20.11.2007 № 165-п;
7. Положением «О порядке формирования и
подготовки резерва кадров муниципальных служащих органов МСУ Лукояновского
муниципального района, утвержденным распоряжением администрации района от
08.08.2006 № 494-р.
Но вместе с тем, есть ряд
недостатков, которые необходимо устранить. С этой целью целесообразны следующие
мероприятия:
1. Внедрить разработанную Программу
развития муниципальных кадров Лукояновского муниципального района.
2. Составить план адаптации вновь
принимаемых сотрудников.
3. Эффективнее работать с резервом
муниципальных кадров.
4. Привести в соответствие с Федеральным
законом № 25-ФЗ и Законом НО № 99-З правовые акты
муниципального образования.
5. В связи с принятием новой Структуры
администрации Лукояновского муниципального района, переработать положения о
структурных подразделениях и должностные инструкции муниципальных служащих.
В заключении остается
добавить, что результаты дипломного исследования в настоящее время представлены
руководству анализируемого управления делами с целью их изучения и возможного внедрения предложенных
рекомендаций в практику.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Закон РСФСР
от 6 июля 1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской
Федерации» // "Ведомости СНД и ВС РСФСР",
18.07.1991, N 29.
2.
Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //
Собрание законодательства Российской Федерации, 28.08.1995 N 35.
3.
Федеральный закон от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая с последними изменениями от
26.06.2007)» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994. № 32.
4.
Федеральный закон от 31 июля 1995 № 119-ФЗ «Об
основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу в связи с
принятием Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ) // Собрание
законодательства Российской Федерации, 31.07.1995, N 31.
5.
Федеральный закон от 26 января 1996г. № 14-ФЗ
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая с последними изменениями от 04.11.2007)» // Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996. № 5.
6.
Федеральный закон от 26 ноября 2001г. № 146-ФЗ
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья с последними изменениями от 29.12.2006)» // Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001. № 49.
7.
Федеральный закон от 30 декабря
8.
Федеральный закон от 06 октября 2003 года №
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» // "Российская
газета", № 202, 08.10.2003.
9.
Федеральный закон от 29 декабря 2004г. №
201-ФЗ «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской
Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 03.01.2005 № 1
(часть 1). Ст. 27.
10. Федеральный закон от 2 марта 2007г. № 25-ФЗ
«О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства
Российской Федерации, 05.03.2007 № 10.
11. Указ
Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 года «О реформе местного
самоуправления в Российской Федерации» // "Собрание актов Президента и
Правительства РФ", 01.11.1993 N 44.
12. Постановление Госкомстата РФ от 5
января 2004г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной
документации по учету труда и его оплаты» // "Бюллетень Минтруда РФ",
N 5, 2004.
13. Устав Нижегородской области от
30.12.2005 в редакции от 05.09.2007 № 219-З, принят постановлением ОЗС от
22.12.2005 № 1809-III
14. Закон Нижегородской
области от 03 августа 2007 № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской
области» // "Нижегородские новости", N 148 (3800), 15.08.2007.
15. Устав Лукояновского муниципального
района Нижегородской области принят постановлением Земского Собрания Лукояновского
муниципального района Нижегородской области от 10.06.2005 № 40 с изменениями от
30.05.2007
16. Положение о Земском собрании Лукояновского муниципального района, принятое постановлением Земского Собрания от 30.06.2006 № 108.
17. Положение о статусе главы местного самоуправления Лукояновского муниципального района, принятое постановлением Земского Собрания от 30.06.2006 № 110.
18. Положение об Администрации Лукояновского муниципального района, утвержденное постановлением Земского Собрания от 31.05.2006 № 89.
19.
Положение о порядке переподготовки
(переквалификации) повышения квалификации муниципальных служащих администрации
Лукояновского района, утвержденное постановлением
Администрации Лукояновского муниципального района от 15.09.2006 № 127-п.
20.
Положение об управлении делами от 25.04.2006
№ 61-п
21. Постановление администрации Лукояновского
муниципального района от 14.06.2002 № №
48-п «О порядке приема, назначения, перевода и увольнения муниципальных
служащих с муниципальной службы в администрации Лукояновского муниципального
района»
22. Положение «О муниципальной службе в
Лукояновском муниципальном районе Нижегородской области», принятое постановлением Земского Собрания от 13.02.2006 № 31.
23. Положение «О порядке ведения личных дел
муниципальных служащих администрации Лукояновского муниципального района,
утвержденное постановлением администрации района от 20.11.2007№165-п.
24. Положение «Об управлении делами администрации
Лукояновского муниципального района»
25. Положение «О порядке проведения конкурса на
замещение вакантных должностей муниципальной службы в администрации
Лукояновского района, утвержденное постановлением администрации района от
26.05.2005 № 59-п.
26. Положение «О порядке формирования и
подготовки резерва кадров муниципальных служащих органов МСУ Лукояновского
муниципального района, утвержденное распоряжением администрации района от
08.08.2006 № 494-р.
27.