Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Факультет управления, экономики и права очного отделения

Кафедра управления и маркетинга

 

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

МАРКЕТИНГ РЫНКА ЖИЛЬЯ В РЕГИОНЕ

(на примере Нижегородской области)

 

 

Специальность: Государственное

и муниципальное управление

 

Выполнила: студентка

ФУЭиПоо, гр. ГМУок - 54

СОКОЛОВА ОЛЬГА

ВИКТОРОВНА

 

Научный руководитель:

доцент

ВАСИЛЬЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

 

 

г. Нижний Новгород

2009 г.

Аннотация

Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

Введение раскрывается актуальность выбранной темы, цели, задачи, объект, предмет и основные методы исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты маркетингового исследования рынка. Дается определение понятию «маркетинговое исследование», характеризуются его основные этапы и методы. Определяются участники рынка жилья, описывается правовое обеспечение рынка жилья.

Во второй главе оценивается влияние жилищной политики Нижегородской области на рынок жилья. Дается характеристика строительному комплексу по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Нижегородской области. Подводятся итоги реализации национального проекта по сравнению с другими регионами. Ипотека рассматривается как способ повышения доступности жилья.

В третьей главе отражена специфика жилищного рынка Нижегородской области. Анализируются результаты опроса «Маркетинг регионального жилищного рынка на примере Нижегородской области». Дается характеристика жилищному фонду Н.Новгорода. Анализируется спрос и предложение на рынке нового жилья Н.Новгорода.

В заключении рассматриваются проблемы реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России на территории Нижегородской области» и даются предложения по их решению.

В приложении представлены таблицы, отражающие параметры жилищного строительства и жилищной обеспеченности в России, обеспеченность населения жильем по странам мира, средние цены на рынке жилья за 4 квартал 2006 – 2008гг. по объектам административно – территориального деления, расположенным в г. Н.Новгороде и Нижегородской области.


Оглавление

 

Введение. 5

Глава 1. Теоретические аспекты маркетингового исследования рынка  8

1.1 Маркетинговое исследование: понятие, этапы, методы.. 8

1.2 Понятие рынка жилья. 17

1.3 Правовое обеспечение рынка жилья. 29

Глава 2. Влияние жилищной политики Нижегородской области на рынок жилья  32

2.1 Характеристика строительного комплекса по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Нижегородской области. 32

2.2 Итоги реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Нижегородской области. 42

2.3 Ипотека как способ повышения доступности жилья. 51

Глава 3. Специфика жилищного рынка Нижегородской области……    55

3.1 Результаты анкетирования «Маркетинг регионального жилищного рынка на примере Нижегородской области». 55

3.2 Жилищный фонд Нижнего Новгорода. 65

3.3 Анализ спроса и предложения на рынке нового жилья Нижнего Новгорода  73

Заключение. 87

Список литературы.. 91

Приложения. 94


Введение

Обеспечение граждан современным и комфортным жильем на сегодняшний день является одной из приоритетных задач социально-экономического развития регионов РФ, Нижегородской области в том числе.

В современных условиях акцент делается на формирование рынков доступного жилья, когда соотношение цен на жилье, доходов населения и параметров ипотечного кредитования позволили бы большей части населения страны приобретать жилье за счет собственных и заемных средств.

В настоящее время действует ряд факторов, актуализирующих формирование рынков доступного жилья. Во-первых, с ростом доходов населения увеличивается платежеспособный спрос. Во-вторых, сформирована нормативно-правовая база, регулирующая вопросы жилищного строительства, обеспечения прав собственности на жилье, ипотечного кредитования. В-третьих, активно развиваются институты жилищного рынка.

Недостаточно высокие объемы жилищного строительства, не удовлетворяющие спрос населения, значительное неравенство домашних хозяйств по уровню доходов, высокие процентные ставки по ипотечным кредитам способствуют росту цен на жилье, опережающему увеличение доходов, что ведет к снижению доступности жилья.

Указанные проблемы придают особую актуальность маркетингу жилищного рынка, который позволяет выявить эти проблемы, определить основные тенденции этого рынка в ближайшей перспективе, а также разработать практические рекомендации по регулированию жилищного рынка региона с целью повышения уровня доступности жилья.

Целью данного дипломного проекта является анализ рынка жилья Нижегородской области.

В соответствии с целью дипломного проекта задачами являются:

1) определить правовое обеспечение рынка жилья;

2) оценить влияние приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Нижегородской области на жилищный рынок;

3) охарактеризовать специфику жилищного рынка Нижегородской области, жилищный фонд Н.Новгорода;

4) проанализировать факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке жилья в Н.Новгороде.

Объектом дипломного проекта является рынок жилья Нижегородской области и Н.Новгорода.

Предметом исследования выступают факторы, влияющие на состояние рынка жилья.

В процессе обработки полученных данных используются такие взаимосвязанные научные методы исследования, как анализ и синтез. Работа осуществлялась с использованием информационных технологий (MC Office, Internet), правовых систем (Гарант, Консультант Плюс).

В ходе изучения литературы по данной теме были выявлены следующие ее недостатки:

- слабая освещенность СМИ ситуации на рынке жилья Нижегородской области;

- статистические данные практически не обновляются;

- информация из органов государственной власти (министерство социальной политики Нижегородской области) не отвечает реалиям сегодняшнего дня, наиболее полная информация находится у консалтинговых компаний (ЗАО «Нижбизнесконсалтинг»).

Основой работы стали такие документы: Конституция РФ, Жилищный Кодекс РФ, «Основы маркетинга» Ф.Котлер, монография «Формирование в России доступного рынка жилья» А.Б. Гусев, обзор ЗАО «Нижбизнесконсалтинг» «Анализ состояния и тенденция развития нижегородского рынка жилой недвижимости» С.В. Савельева, а также опрос, проведенный среди жителей Нижегородской области.

Заключение

На основе анализа темы можно сделать следующие выводы.

1) Так как цена на жилье является определяющим фактором в его приобретении, то необходимой мерой нужно считать снижение стоимости 1 квадратного метра. Этому может способствовать сокращение посредников между добывающими производствами и строительными компаниями.

2) Использование на территории Нижегородской области монолитного и каркасного домостроения может помочь не только снизить себестоимость возводимого жилья, но и также сократить сроки строительства. Можно продолжать использовать панельное домостроение, предварительно улучшив эту технологию и перевооружив производство, что в конечном счете может стать экспортной продукцией в другие регионы. Из представленных в тексе данных следует, что, исходя из стоимости возводимого жилья, целесообразно в Нижнем Новгороде использовать блочное строительство, а в области - деревянное и панельное строительство.

3) после проведенного опроса следует, что главными факторами, влияющими на диспропорции на рынке жилья, являются недостаток жилья эконом – класса на рынке, а также необходимость снижения ставки ипотечного кредитования.

На территории нижегородской области происходит координирование деятельности муниципальных властей и бизнеса в сфере жилищного строительства. Увеличиваются объемы муниципального строительства.

Платежеспособный спрос составляет 10% от общего числа жителей Нижнего Новгорода. При этом доля людей, формирующих платежеспособный спрос, увеличивается, чему способствуют рост доходов населения и развитие ипотечного кредитования, получающее все большую популярность среди населения. В то же время велика доля людей, имеющих жилье в настоящее время, но желающая улучшить свои жилищные условия, купив жилье в новостройке.

Высокий разрыв между ценами на жилье и среднедушевыми доходами населения может поставить под угрозу деятельность инвесторов в регионе, когда население не сможет купить жилье по завышенным ценам.

Желание граждан улучшить свои жилищные условия будет подталкивать рынок к дальнейшему росту.

В связи с тем, что рынок жилья непосредственно взаимосвязан с качеством и уровнем жизни населения (возможность иметь собственное жилье, возможность улучшить свои жилищные условия) был принят к осуществлению приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на территории Нижегородской области. Но при его осуществлении можно выделить ряд проблемных вопросов:

- наметившееся отставание в разработке документов территориального планирования и документации по планировке территорий поселений (проекты планировки и межевания, градостроительные планы земельных участков), а также правил землепользования и застройки;

- требуются дополнительные уточнения соответствия роста объемов строительства жилья с мощностями строительных организаций, предприятий строительной индустрии и строительных материалов;

- объемы выделяемых средств из федерального бюджета по подпрограмме обеспечения жильем отдельных категорий граждан не создают предпосылок качественного сдвига в этой сфере;

- стоимость строительства жилых домов, механизмы кредитования, в том числе ипотечные, пока не способствуют созданию действительно доступного жилья.

Можно предложить следующие меры, которые будут способствовать развитию строительства жилья в Нижегородской области:

- установление разумной и экономически обоснованной платы за наем;

- целевое направление средств, получаемых в качестве платы за наем жилых помещений на содержание жилого фонда, а также увеличение площади муниципального жилого фонда, предоставляемого в наем;

- развитие различных форм долгосрочного (от 30 до 50 лет) кредитования участников жилищных программ;

- субсидирование части процентной ставки по кредитам на строительство социальной и инженерной инфраструктуры при строительстве жилья;

- освобождение застройщика от платы за получение земельного участка в целях строительства, определяемой в результате конкурсной процедуры, в случае если жилье строится в целях предоставления в наем и будет сдаваться гражданам по цене, установленной для муниципальных жилых помещений такого же типа;

- установление принципа срочности договоров найма. Срок заключения договора найма - до 5 лет.

Список литературы

1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 года, с изменениями от 30.12.2008 года. – Российская Газета – федеральный выпуск. 2009. 21янв.

2. Российская Федерация. Законы. Жилищный Кодекс. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008. – 95с.

3. Российская Федерация. Законы. Гражданский Кодекс. – www.rg.ru

4. Российская Федерация. Законы. «О содействии развития жилищного строительства» от 11.07.2008, № 161.- Консультант Плюс

5. Нижегородская область. Законодательное собрание Нижегородской области. Закон Нижегородской области от 7.09.2007г. № 123 «О жилищной политике в Нижегородской области». – www.government.nnov.ru

6. Нижегородская область. Правительство Нижегородской области. Постановление от 18.02.2008, № 41.- www.government.ru/законодательство

7. О результатах деятельности министерства строительства Нижегородской области в 2006-2007 гг. и первом полугодии 2008 года // http:// wwww.government.nnov.ru /print.php?id=2628

8. Вопросы ценообразования и экономики строительства//Индексы цен в строительстве.-Н.Новгород, 4 квартал 2004.- 86 с.

9. Вопросы ценообразования и экономики строительства//Индексы цен в строительстве.-Н.Новгород, 4 квартал 2005. – 75 с.

10. Вопросы ценообразования и экономики строительства//Индексы цен в строительстве.-Н.Новгород, 4 квартал 2006. – 94с.

11. Вопросы ценообразования и экономики строительства//Индексы цен в строительстве.-Н.Новгород, 4 квартал 2007. – 56 с.

12. Вопросы ценообразования и экономики строительства//Индексы цен в строительстве.-Н.Новгород, 4 квартал 2008. – 78с.

13. Гусев А.Б. Формирование в России доступного рынка жилья. – М. Наука, 2007.- 117с.

14. Аналитический отчет по рынку жилья и ипотечного кредитования от 22 апреля 2009 года// http://www.ahml.ru/inv.shtml?path=inv090430-1.html

15. Белявский И.К. Маркетинговое исследование. – М.Наука, 2005. – 256с.

16. Владимиров Д. Деньги не экономить/Дмитрий Владимиров//Российская Газета.-2007.- 16 мая

17. В России появится фонд жилищного строительства.// Российская Газета.- 2008.-4 августа

18. Гришаев С.П. Ипотека жилых помещений: практика и трудности/С.П. Гришаев//Закон.-2005.- №6. – 98с.

19. Дроздов И.А. Понятие жилого помещения.//Закон, 2006, № 8. – 112с.

20. Егошева Н. Общее построение/Нина Егошева// Российская Газета.-.2008г. –4 сентября

21. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. – М. Наука, 2006. – 234с.

22. Зайцева Г. Что за каменной стеной/ Г. Зайцева//Деловая неделя.- 2007. - № 22. – 56с.

23. «Ипотека в России: расширение возможностей», Всероссийская конференция (10.12.2008 г., Москва).- http://www.ahml.ru/rep.shtml?path=rep080522-1.html

24. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Наука, 1991. – 432с.

25. Кривошапко Ю.Кто испортил жилищный вопрос/Юлия Кривошапко// Российская Газета. – 2006.- 13апр.

26. Махлин М. Строй…материалы/Михаил Махлин//Российская Газета.-2006.-28 ноября

27. Мысова М. Равновесная цена недвижимости/М. Мысова// Информационное агентство Биржа Плюс. – 2008.

 28. Ростовцева Н.В. Об актуальных вопросах российского жилищного законодательства/Н.В. Ростовцева//Журнал Российского права.-2008.-№11. – 117с.

29. Савельева С.В. Анализ состояния и тенденции развития нижегородского рынка жилой недвижимости/ С.В. Савельева//www.snbc.ru – официальный сайт ЗАО Нижбизнесконсалтинг

30. Стенографический отчет о видеоконференции по вопросам реализации приоритетных национальных проектов.// Российская Газета.- 2006.- 13 июня

31. wwww.government.nnov.ru – официальный Интернет – сайт Правительства Нижегородской области

32.www.gks.ru - официальный Интернет – сайт Федеральной службы государственной статистики

33. www.rfipoteka.ru - официальный Интернет – сайт Агентства ипотечного жилищного кредитования

34. www.ipotekannov.ru - официальный Интернет – сайт ГП Нижегородской области Нижегородский Ипотечный Корпоративный Альянс

35. www.rosinvest.com - официальный Интернет – сайт бизнес – портала Росинвест

36. www.pfo.ru - официальный Интернет – сайт представителя Президента РФ в Приволжском округе

37. www.birzhaplus.ru - официальный Интернет – сайт нижегородского информационно – рекламного агентства Биржа Плюс

38. www.admgor.nnov.ru - официальный Интернет – сайт администрации г. Нижнего Новгорода

39. www.ipnn.ru - официальный Интернет – сайт информационного портала Нижнего Новгорода

40. www.extra-n.ru - официальный Интернет – сайт издательского дома «Экстра – Н»



Hosted by uCoz