ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Факультет ускоренного обучения и магистерской подготовки

Кафедра региональной экономики и управления

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(НА ПРИМЕРЕ ЛУКОЯНОВСКОГО РАЙОНА)

 

                                                                                         Специальность: Государственное

                                                                               и муниципальное управление                                                                                                                      

                                                                                         Выполнила: студентка  гр. 6-ГсЛ-1

                                                                   Альес Инга Сергеевна

                                                                                            Научный руководитель: 

                                                                                         доц. Васильев Алексей Алексеевич

 

 

г. Нижний Новгород

2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

3

6

1.1. История развития социальной работы в России

6

1.2.Особенности и составные элементы социальной сферы  муниципального образования

12

1.3.  Основные направления государственной социальной политики

13

 

1.4. Социальная защита и социальное обеспечение населения на местном уровне

 

21

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ ЛУКОНОВСКОГО РАЙОНА

 

30

2.1.Особенности и составные элементы социальной сферы муниципального образования

 

30

2.2. Анализ социальной защиты в Лукояновском районе

34

2.3. Система организации и функционирования   социальной сферы

39

2.4.Управление системой  здравоохранения  в Лукояновском районе

51

2.5. Управление сферой культуры

55

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ ЛУКОЯНОВСКОГО РАЙОНА

 

 

60

3.1. Проблемы управления социальной сферой  Лукояновского района

   60

3.2. Рекомендации по решению выявленных проблем  управления

социальной сферой Лукояновского района

 

61

3.3. Мероприятия по совершенствованию социальной сферой

Лукояновского района

63

3.4. Оценка эффективности предложенных мероприятий

78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

81

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

84

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

Социальная сфера - важнейшая отрасль народного хозяйства, от которой в значительной степени зависит нормальная жизнедеятельность членов общества. Поэтому крайне актуален вопрос  адаптации его к условиям рыночной экономики. Социальная защита населения призвана создать оптимальные условия для жизни малообеспеченных граждан муниципального образования: подростки, пенсионеры. Поэтому актуальным является совершенствование управления системой социальной защиты населения. Основная задача дипломного проекта – на основе анализа демографической, социальной среды района Лукояновского района Нижегородской области разработать рекомендации по совершенствованию управления объектами социальной сферы и социальной защиты населения.

Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения. Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цели и задачи исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические основы развития социальной сферы. Во второй главе проводится анализ социального и демографического развития Лукояновского района, а также анализируется состояние социальной защиты и социального обеспечения населения. В третьей главе разрабатываются мероприятия направленные на совершенствование социальной сферы района.

В заключении на основе выводов даются конкретные предложения по развитию для различных уровней власти.

Список  рассмотренной литературы состоит из 2 нормативных актов и 41 учебников и статей экономических журналов.

Общий объем проекта составляет 84 страницы.


ВВЕДЕНИЕ

 

Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области.  Сфера социальной политики — часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. 

Выполнение социальных функций, возложенных на государство, осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Изучение социальных явлений и процессов проводятся по всему миру, только с помощью исследований и создания системы управления, возможно, обеспечить удовлетворение социальных потребностей общества. Именно четкая стратегия управления социальной сферой и социальными процессами обеспечивает решение экономических и социальных задач развития общества. Недооценка роли социального управления особенно опасна в условиях переходной экономики, так как именно она является мощным средством оживления производства, предотвращения кризисов, улаживания конфликтов.

Управление социальными процессами и социальной сферой всех уровнях власти является сложной и комплексной системой.

Согласно Конституции РФ Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Законодательная и исполнительная власти призваны соблюдать основные права человека, обеспечивать защиту наиболее уязвимых слоев населения, попавших в трудную жизненную ситуацию, которую они не могут преодолеть самостоятельно: преклонный возраст, инвалидность, болезнь, сиротство, безработица, малообеспеченность и т.п.

Социальную сферу образуют оказывающие услуги населению учреждения, предприятия. С развитием общества изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги, и повышаются требования к их качеству.

Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведения до потребителя.

Органы местного самоуправления и органы власти субъектов Федерации в пределах своих полномочий могут использовать финансовые ресурсы для проведения социальных программ.

В настоящее время в России вопросы социального формирования завоевывают особую актуальность, именно это и обусловило предпочтение темы дипломного проекта.     

Объектом исследования является социальная сфера Лукояновского района и ее отдельные отрасли.

Цель работы – изучение управления социальной сферы Лукояновского района и её отдельными отраслями для разработки мероприятий направленных на совершенствование  управления в данной сфере.

 Для реализации поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты управления социальной сферой в муниципальном образовании;

- выявить составные элементы социальной сферы;

- провести анализ социальной сферы Лукояновского района;

- разработать мероприятия, направленные на совершенствование управлением социальной сферой.

Заключение

 

Социальную сферу Лукояновского района представляют  здравоохранение, образование, культура, социальная защита и социальное обеспечение.

Проведенный анализ социальной сферы Лукояновского района выявил ряд проблем, стоящих перед управлением данной сферой.

Эти проблемы можно разделить на две группы: проблемы, решаемые на уровне органов местного самоуправления и проблемы, которые на уровне органом местного самоуправления не могут быть решены.

Согласно ФЗ №131 “Об основных принципах организации местного самоуправления” на уровне районной администрации могут быть решены следующие проблемы:

-  низкий уровень финансирования из средств местного бюджета на развитие материальной базы социальной сферы;

- низкий уровень оплаты труда работников социальной сферы;

- ограничено время работы социального транспорта;

- низкий уровень оказания медицинских услуг населению. Особенно остро эта проблема касается наименее защищенных слоев населения,  которые не имеют материальной возможности получить платные услуги;

- несоответствие  структуры управления здравоохранением современным требованиям общества;

Для совершенствования здравоохранения необходимо совершенствовать структуру управления здравоохранением и усилить контроль за качеством оказываемых медицинских услуг населению со стороны городской  и районной администрации.

Повышения эффективности управления сферы культуры необходимо внедрить премирование  и доплаты  из районного бюджета работникам культуры, участвующим в подготовке и проведении  культурно-развликательные мероприятий районного значения.

Для совершенствования работы отдела культуры нами рекомендуется организовать взаимодействие учреждений и служб различной ведомственной принадлежности, общественных объединений, органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Это может быть достигнуто путем реализации согласованного комплекса мероприятий программными методами.

Для совершенствования социальной защиты населения необходимо материальная поддержка. Средств, выделяемых из бюджетов всех уровней недостаточно для этого. Поэтому необходимо привлекать индивидуальных предпринимателей, частных граждан, предприятия города.

Важным направлением является участие администрации района в разработке и реализации программ социально-экономического развития района.

Реализация указанных предложений позволит снизить детскую преступность, улучшить качество медицинского и социального обслуживания, снизить количество заболеваний. Улучшить общую социальную ситуацию в районе.

Кроме того для улучшения социальной обстановке в районе нами рекомендуется:

- создание молодежной организации с привлечением в нее детей из трудных семей. Это позволит снизить преступность среди подростков и беспризорность;

- в рамках данной организации проводить встречи, круглые столы, беседы с детьми из трудных семей.

Для совершенствования здравоохранения считаем  необходимым изменить структуру управления, ввести в штатное расписание должности главного врача Лукояновского района, которому бы подчинялись главные врачи каждого подразделения. Кроме того необходимо ввести должность главного врача по работе с молодежью, главного врача по фельдшерско-акушерской работе и главного врача скорой помощи.

Для повышения эффективности работы социальной защиты рекомендуем  расширить перечень услуг:  услуги по уходу за приусадебными участками, услуги по ремонту жилых помещений, включающих: покраску, ремонт кровли, поклейку обоев и т.п.

Важным направлением является участие администрации района в разработке и реализации программ социально-экономического развития района, рациональной занятости населения, развития персонала на производстве, стабилизации и повышения уровня жизни граждан. Осуществляется контроль за обеспечением государственных гарантий по оплате труда.

Кроме основной работы, центру социальной защиты населения необходимо совместно с администрацией района организовывать различные мероприятия. Это  декада инвалидов,  декада пожилых людей,  день матери,  день семьи.

Считаем необходимым, начать оказывать социальную помощь семье и детям: социально-экономическую, социально-бытовую, социально-медицинскую, социально-психологическую, социально-правовую. 

Центру по социальной защите рекомендуем расширить сферу деятельности. Необходимо внедрить:   выявление  совместно  с  органами   и  учреждениями   образования,   здраво­охранения,   внутренних  дел   семей   и  детей,   нуждающихся   в  социальной поддержке;   оказание социальной помощи семьям и детям в сложных жизненных ситу­ациях;  социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи;   посредничество в установлении контактов и связей между семьей, отдель­ными    гражданами    и    государственными    учреждениями,    и    службами социальной    сферы,    общественными    объединениями,    действующими    в интересах семьи и детей.

 

Список литературы

 

1.   Гражданский кодекс РФ часть 1 /М.: Право

2.  Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

3.   Справочник Министерства регионального развития РФ /М.: - Статистика.- 2007

4. Антонов А.И. Менеджмент как система управления /М.:- Инфра –М.- 2004.- С.29-30

5.   Ажаев М. Методы муниципального управления // Вопросы экономики.-№7.-2004.-с.25

6.  Блинов, А.О. Муниципальное управление /.- М.: Юнити.- 2008, С.456

7. Бялкина Т.М. Функции муниципального управления // Менеджмент.-№9.-2005.-с.42-43

8.Васеленко, И.А. Государственное и муниципальное управление /М.: Гардарика.- 2005.- с.317

9. Васильев А. Муниципальное управление /Н.Новгород.- 2005 г.

10. Воронов В.О. Структура управления персоналом // Вопросы экономики.-№7.-2005.-с.25

11. Выдрин И.В.Экономические методы муниципального управления // Управление.-№9.-2005.-с.42-43

12.  Гладышев А.Г. Муниципальное управление /М.: Юнити, 2003.-с.280.

13. Гешель Н. Менеджмент /М.: ЮНИТИ.- 2003.- С.25-26

14. Гончаров Н.Г.  принципы системы управления  // Справочник экономиста.-№11.-2004.-с.23.

15. Грачев Н..А. Перспективные направлени в сере образовании //Управление.- №11.-2009.-с.18-19

16. Григорьев П.С. Социальная политика при Петре I// Экономист.- №10.- 2007.- с.-18-19

17. Громов П.Т. Правительственные меры в социально политике //Управление.- №7.-2008.-с.20-21

18.  Гусева  А.С. Управление здравоохранением /- С.Петербург, 2007.-с. 67

19. Давыдов Д.М. Социальна работа 18-19 вв. // Вопросы экономики .№7.- 2006.- с. 34

20. Дворянкина Е.Б. Муниципальное управление в образовании // Управление.-№10.-2009.-с.25-26

21. Дюк А.В.Функции муниципального управления в сфере образования // Управление.-№9.-2008.-с.42-43

22.   Ефремов И. Муниципальное управление./ М.: Инфра М.- 2007.-с.245-246

23 .Зуев В.М. Методы муниципального управления //Менеджмент.-№11.-2004.-с.31-32

24. Иванов С.М. История социальной работы // Вопросы экономики.- №8.- 2008- с.- 27

25. Камаев Н.П. Муниципальное управление / М.: Юнити.- 2009.-с.137-138

26. Кашаев Д. Управление персоналом / М.: Юнити, 2003.-с.17 -18

27.              Кибанов О.Н. Эффективность управления социальной сферой// Экономист.- №2.- 2003.-С.65-76

28. Когут А.Е. Муниципальное управление. / М.: Юнити, 2006.-с.178-180

29. Комаров Н.А. Объекты социально защиты //Справочник экономиста.- №3.- 2006.-с.35

30.Королев, Ю.Б. Методы управления в современных условиях // Менеджмент .- №7.- 2003.-С.28-29

31. Козлов, В. Система управления и её составляющие // Справочник экономиста.- № 1.- 2005.- С.27-28.

32. Комкова О.С.Муниципальное управление. / М.:2003.-с.45-46

33. Копылов В.В.. Управление сферой культуры в муниципальном образовании // Управление.-№12.-2004.-с.32-33

34. Кочетов, И.Г. Методы управления и их особенности // Управление.-№11.-2004.-с.30-33

35. Круглов Р.К. Социальна политика в СССР // Экономист - №6.- 2007.- с. 41-42

36. Курочкин В.И. Социальна защита и ее задачи // Экономист.- №5.-2005.-с.27

37.  Лисовой С. Муниципальное управление. / М.:Юнити 2004.-с.154-157

38. Мухин  В.И. Особенности системы управления муниципальным имуществом// Управление.-№7.-2003.-с.-25

39. Николаев А.В. Модели социально защиты в СССР // Менеджмент- №8.- 2008.- с. 15

40. Петров А.А. Перспективные направления социальной политики //Управление.- №11.-2008.-с.8-9

41. Петров С.В. Инфраструктура муниципального образования // Справочник экономиста.- №8.-2005.с. 45-47

42.Попов Н.  Преимущества и недостатки структур и систем управления // Материалы научно-практической конференции Н. Новгород. -2004.-С. 23

43.Рогов С. Теория управления /М.: Юнити.- 2006.-с.42-43

44. Решетников А.В. Финансовый менеджмент в системе обязательного страхования// Экономика здравоохранения. 2007, №10

45. Решетников А.В. Социальная сфера /М.: Юнити.- 2006

46. Стулов М.И. Совершенствование социально политики государства // Экономист - №1.- 2006.- с.22-23

47. Тимошин Г.В. . Муниципальное управление / М.: Юнити.- 2009.-с.137-138

48.  Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г. и др.  Ууправление здравоохранением. М. 2005

49. Шаравин Г.Л. Меры социально защиты //Социальны работник.-№1.- 2006.-с.11-12

50. Шевченко Ю.Л. Правовые основы здравоохранения в России/ М.: Юрист.- 2006

 



Hosted by uCoz