Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования ВОЛГО-ВЯТСКАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет ускоренного обучения и магистерской подготовки
Кафедра
региональной экономики и управления
Дипломный
проект
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ ЛУКОЯНОВСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Специальность:
«Государственное и
муниципальное управление»
Выполнила:
студент
группы 6ГсЛ1
Базанов Александр Георгиевич
Научный руководитель:
доцент кафедры РЭУ Васильев
Алексей Алексеевич
Н.Новгород
2010 |
Аннотация
В дипломном
проекте рассматривается функционирование системы социальной сферы населения в
муниципальном образовании, а также вносятся предложения по ее оптимизации.
Дипломный
проект состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении
раскрывается актуальность темы, цели и задачи дипломного проекта.
В первой
главе раскрываются теоретические аспекты управления социальной сферой.
Во второй
главе анализируются управление
социальной сферой и здравоохранением
Лукояновского района.
В третьей
главе выделены проблемы, стоящие перед
управлением указанными сферами, даются предложения по совершенствованию
управления социальной сферой и здравоохранением.
В заключении
на основе общих итогов работы делаются выводы.
Список
литературы содержит 67 источников
литературы.
Объем
дипломного проекта составляет 84 листа,
из них 14 таблиц, 12 рисунков.
Содержание
Глава 1. Теоретические аспекты управления социальной сферой
1.1 Основные
направления государственной социальной политики
1.2 Современные модели
социальной политики
1.3. Правовые основы управления социальной сферой
Глава 2. Анализ состояния социальной сферы Лукояновского района
2.1
Современная социальная и демографическая ситуация в Лукояновском районе
2.2 Состояние
социальной защиты и социального обеспечения населения в Лукояновском районе
2.3 Состояние
здравоохранения в Лукояновском районе
3.1 Эффективность и качество управления социальной сферой
3.3. Социальный проект «Патронатное воспитание детей,
оставшихся без попечения родителей»
Список используемой литературы
Социальная политика является одним из важнейших
факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих
защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод. Социальная защита -
система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных
социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех
уровней, иных институтов, а также система социальных служб, призванных
обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающих достичь
социально приемлемого уровня жизни населения в соответствии с конкретными
условиями общественного развития. Социальная защита — это экономические,
социальные, правовые гарантии соблюдения и реализации прав и свобод человека.
Социальная защита обеспечивает гражданам достойный уровень и качество жизни.
Складывающийся в России в условиях формирования рыночных отношений механизм
социальной защиты включает комплекс мер по обеспечению гарантии в области занятости, вознаграждения и оплаты труда, помощи
престарелым и инвалидам и т. д. К сожалению, этот механизм крайне
несовершенен, он не обеспечивает полную и постоянную защиту населения.
Система социальной защиты населения как особый
социальный институт находится в процессе своего развития. Термин «социальная
защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил
термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он
характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты,
осуществляемую непосредственно государством. В современных условиях
потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки
наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита»,
который давно использовался в мировой практике.
Выполнение
социальных функций, возложенных на государство, осуществляется через систему
законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов
РФ, муниципальных образований.
Управление
социальными процессами и социальной сферой на всех уровнях власти является
сложной и комплексной системой.
Согласно
Конституции РФ Россия является социальным государством, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека. Законодательная и исполнительная власти призваны соблюдать
основные права человека, обеспечивать защиту наиболее уязвимых слоев населения,
попавших в трудную жизненную ситуацию, которую они не могут преодолеть
самостоятельно: преклонный возраст, инвалидность, болезнь, сиротство,
безработица, малообеспеченность и т.п.
Долг каждого
государства – заботится о своем населении. Именно этим и занимается социальная
защита, органы здравоохранения. Финансирование социальных мероприятий, кроме
бюджетов всех уровней, также являются внебюджетные социальные фонды:
пенсионный, социального страхования, фонд обязательного медицинского
страхования, которые независимы от федеральных, региональных и местных
бюджетов.
Социальную
сферу образуют оказывающие услуги населению учреждения, предприятия. С
развитием общества изменяются как структура социальных потребностей, так и
способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные
услуги, и повышаются требования к их качеству.
Отрасли
социальной сферы призваны удовлетворять культурные, медицинские, духовные
потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их
доведения до потребителя.
Органы
местного самоуправления и органы власти субъектов Федерации в пределах своих
полномочий могут использовать финансовые ресурсы для проведения социальных
программ.
В настоящее время в России вопросы социального
формирования завоевывают особую актуальность, именно это и обусловило
предпочтение темы дипломного проекта.
Объектом
исследования является социальная сфера Лукояновского района и ее отдельные
отрасли.
Цель работы –
изучение управления социальной сферой Лукояновского района.
Задачами дипломного проекта является:
- изучение теоретических основ управления социальной сферой;
- анализ
современного состояния управления социальной сферой и выявление проблем,
стоящих перед управлением данной сферой на примере Лукояновского района;
-
разработка мероприятий, направленных на совершенствование управления социальной
сферой на примере Лукояновского района.
-
на основе анализа сделать выводы по исследуемой проблеме.
Поставленные
цели и задачи достигаются при помощи таких методов исследования как методы
изучения документов, нормативно-правовых актов, сравнительного анализа, наблюдения, обобщения.
Важнейшим
аспектом государственной социальной политики является социальная защита
населения. В современных условиях принят ряд законов, декларирующих
предоставление нуждающимся категориям населения равных с другими гражданами
прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Однако из-за тяжелого
финансового положения на федеральном и региональном уровнях их реализация часто
ограничена.
В
сложившихся экономических условиях предпринимаются меры, направленные на
смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и на частичную
компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. Создаются механизмы
социальной поддержки семей с детьми, ветеранов, инвалидов, граждан, потерявших
работу и других категорий населения. Однако, многие льготы, компенсации, социальные
выплаты и пособия вводятся нередко без учета материального положения семей и
реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие. В результате
ограничивается возможность для оказания помощи тем, кто действительно в ней
нуждается.
Появилось
множество категорий населения, нуждающихся в той или иной степени социальной
защиты, а потому в настоящий момент назначение системы социальной защиты
населения состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств -
нормативно-правовых, социально-психологических, экономических и т. д. -
обеспечивать поддержку нуждающимся в этом группам населения и отдельным
гражданам. В этом смысле социальная защита населения, включающая в себя
социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь, согласуется
с социальной политикой государства, которая, по Конституции, направлена на
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Государство
играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя
пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание,
медико-социальную экспертизу, реабилитацию инвалидов и оказание
протезно-ортопедической помощи, социальную помощь семье и детям, подготавливая
законодательство по социальной защите населения, положения по основам
социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки
региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и
международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных
категорий населения и т. д. Что касается
субъектов РФ, то они должны обеспечивать и решать производственно-экономические
задачи, развивать плановую и финансово-экономическую деятельность, создавать
различные фонды социальной помощи, решать экономические проблемы и т. д. Велика
в субъектах РФ роль органов социальной защиты, так как именно они призваны
проводить политику государства, направленную на формирование устойчивых связей
между различными уровнями организационной системы, которая устанавливает
социальные отношения в обществе, обеспечивает людей потенциальными, жизненными
благами для удовлетворения их потребностей, развивает экономическую
самостоятельность в управлении.
На
современном этапе в социальной защите населения муниципального образования
выделяется четыре приоритетных направления, которые базируются на
соответствующих нормативно-правовых актах.
Во-первых, это социальная защита детей,
детства и отрочества, во-вторых, это социальная защита трудоспособного
населения, в-третьих, это социальная защита нетрудоспособных граждан,
в-четвертых, это социальная защита семьи. Однако каждый субъект Российской
Федерации, основываясь не только на социально-экономической обстановке в
стране, но и на собственных социально-экономических проблемах, строит свою
систему социальной защиты населения, оказывая большее или меньшее предпочтение
той или иной категории граждан, нуждающихся в помощи, своеобразными являются и
нормативно-правовые и финансовые основы организации социальной защиты
населения, обусловленные спецификой того или иного региона или муниципального
образования.
Социальная сфера Лукояновского района в настоящее время переживает переходный
период, начавшийся вместе с коренными изменениями во всех сферах жизни
государства более десяти лет назад, что, разумеется, не могло сказаться на
качестве функционирования системы социальной защиты и здравоохранения.
В дипломном проекте
рассмотрены сущность, функции и нормативно- правовые основы социальной сферы,
проанализирована демографическая и социальная ситуации в районе, рассмотрено
состояние и эффективность управления социальной защитой и здравоохранением.
Проанализировав деятельность учреждений социальной сферы на территории Лукояновского
района можно отметить следующие проблемы:
–
нехватка денежных средств и неэффективное распределение полученных финансовых
средств;
– ограниченный набор предоставляемых
услуг;
-
низкий
уровень оплаты труда врачей и медицинского персонала;
-
устаревшее оборудование и аварийное состояние
зданий в медицинских учреждениях;
-
недостаточная профилактика заболеваний среди
населения;
-
низкие пенсии;
-
неорганизованность в обеспечении льготных
категорий граждан лекарственными средствами;
-
неприспособленность
общественных мест для нахождения инвалидов,
-
отсутствие рабочих мест для инвалидов;
-
острая
проблема с детьми, оставшимися без попечения родителей и т.д.
В главе 3 был предложен план мероприятий
для улучшения и совершенствования
социальной ситуации в Лукояновском районе.
Тему дипломной работы считаю актуальной, так
как пути решения проблем предложенные в работе, будут способствовать в конечном
итоге повышению жизненного уровня населения Лукояновского района
Все
вышеперечисленное свидетельствует о том,
что бескомплексное, включающее в себя
государственный, региональный, местный уровни и коммерческий сектор программы
социальной защиты населения во всех ее проявлениях, ее реальная реализация никогда не достигнет пропагандируемых целей
предполагаемые нами по улучшению социальной защиты населения, несмотря на
общественный характер их положения, тем не менее, в условиях любого региона или
местности при своевременном и полном выполнении способны на мой взгляд коренным
образом изменить ситуацию.
1.Конституция
РФ от 12.12.1993 г.
2.Федеральный
закон от 10.12.1995 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в
РФ».
3.
Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан
пожилого возраста и инвалидов».
4.
Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей».
5.
Федеральный закон РФ от 08.12.1995 г. «О погребении и похоронном деле».
6.
Федеральный закон от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ».
7.Федеральный
закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
8.
Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 21-ФЗ «О базовой стоимости необходимого
социального набора».
9.
Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной
помощи».
10.
Федеральный закон РФ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации».
11.
Федеральный закон РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации».
12.Федеральный
закон от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты
Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации
органов местного самоуправления в Российской Федерации».
13. Указ Президента РФ от 2.10.1992г.
№1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов».
14. Указ Президента РФ от 30.05.1994г. №1110 «О
повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан».
15. Указ Президента РФ от 23.06.1996г. «Об организации
подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения
финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов».
16. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995г.
№594 «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, в осуществлении
которых участвует РФ».
17. Постановление Правительства РФ от 15.04.1996г.
№473 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам,
государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».
18. Постановление Правительства РФ от 8.06.1996г. №670
«Об утверждении примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц
без определенного места жительства и занятий».
19. Постановление Правительства РФ от 24.06.1996г.
№739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания».
20. Постановление Правительства РФ от 13.09.1996г.
№1092 «Об утверждении примерного положения о специализированном учреждении для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
21. Постановление Правительства РФ от 31.07.1998г.
№867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для
детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».
22. Постановление Правительства РФ от 29.09.1999г. №1096
«Об утверждении порядка учета и исчислении величины среднедушевого дохода,
дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка».
23. Постановление Правительства РФ от 22.02.2000г.
№152 «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих
одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной
помощи».
24. Постановление Правительства РФ от 19.11.2004 г. «О
порядке награждения нагрудным знаком «Почетный донор России» и предоставлении
ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным знаком «Почетный донор
России».
25. Распоряжение Правительства РФ от 03.07.1996г.
№1063-р «Социальные нормативы и нормы».
26. Постановление Министерства труда и социального
развития РФ от 27.07.1999г. №32 «Об утверждении методических рекомендаций по
организации деятельности государственного (муниципального) учреждения
«комплексный центр социального обслуживания населения».
27.
Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 12.03.2001г. №24
«О внесении изменений и дополнений в методику исчисления величины прожиточного
минимума в целом по РФ, утвержденную Постановлением Минтруда РФ и Госкомстатом
России от 28.047.2000г. №36/34».
28.Приказ
Министерства социальной защиты населения РФ от 14.04.1994г. №47 «Об утверждении
примерного положения о территориальном центре социальной помощи семье и детям»
29.Постановление Государственного
Комитета РФ по стандартизации и метрологии от 24 ноября 2003г. №327-ст «О
принятии и введении национального стандарта «Социальное обслуживание населения.
Основные виды социальных услуг».
30. Закон Нижегородской области от 18.11.2004 г. «О
мерах социальной поддержке ветеранов»
31.
Закон
Нижегородской области от 24.11.2004г. №130-З «О мерах социальной поддержке
граждан, имеющих детей».
32.
Закон
Нижегородской области от 02.12.2004 г. №149-З «О ежеквартальной денежной
компенсации отдельным категориям граждан на проезд».
33.
Закон
Нижегородской области от 10.12.2004 г. № 147-З «О мерах социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории
Нижегородской области».
34.
Закон
Нижегородской области от 28.12.2004 г. № 158-З «О мерах социальной поддержки
многодетных семей».
35.
Постановление
Правительства Нижегородской области от 12.02.2004 г. №27 «О социальной
поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих гражданах».
36.
Постановление Правительства Нижегородской
области от 29.12.2004 г. №297 «Об утверждении порядка предоставления мер
социальной поддержки по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива для
отдельных категорий граждан».
37.
Барбышева В. Пять ступеней //
Социальная защита - 2003 - №9.
38.
Виленский
А., Домнина И. Система социальной поддержки населения:
уроки кризиса и региональный опыт // Вопросы экономики. -2002.-№12.С.29-34.
39.
Водопьянова Е.А., Гамицкий
Д.Г., Каталонов В. Административные барьеры в социальной сфере:
опыт исследования
и практических действий. - М: 2003.
40.
Воронин
А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление - М.: Финансы и статистика, 2003.
41.
Гембаренко В.Десять лет по пути
становления и развития системы социальной защиты населения // Социальное обеспечение. - 2002 -
№9-10.
42.
Говорков
В. Основа политики – ответственность государства
// Уровень жизни населения регионов России. -2003.- №2
43.
Гусов К.Н. Право социального обеспечения:
Учебное пособие -М;ИНФРА-М,2000.
44.
Дудкин А. Нужны новые модели социальной работы // Социальное
обеспечение. - 2003. - №2.
45.
Карелова.Г Социальная защита: вчера, сегодня и завтра. //Человек и
труд.-2002.-№6.-С.24-28.
46.
Круть С. Рецепты повышения эффективности социальной защиты населения
известны // Человек и труд. - 2003. -№11.
47.
Лепихов М.И. Право и социальная защита
населения (социальное
право) - М: ИНФРА-М, 2000.
48.
Менеджмент
социальной работы: Учебное пособие / Комаров Е.И.,
Войтенко А.И., Ран Н.Г. и др. Под ред. Комарова Е.И., Войтенко А.И. -М.: «Владос»,
2001.
49.
Основы
социальной работы: Учебник /Отв. Ред. П.Д. Павленок - М.: ИНФРА-М., 2003.
50.
Организация работы органов социальной защиты. /Савинов
А.Н.-АСАДЕМ-2004.
51.
Пантелеева
Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие для студентов
ВУЗов - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001.
52.
Подшибякина Н. Основные принципы
государственной политики
социальной защиты населения в условиях реформ // Проблемы тории и практики управления. - 2002. - №6.
53.
Потапов Л. Социальная политика и саморазвитие региона. //Экономист.-2003.-№1.-С.21-23.
54.
Ришанивская Н. Стратегия
социальных реформ в России // Свободная мысль. - 2002.-№11
55.
Роик В.Д. Утверждение страховых взносов
социальной защиты населения: необходимость и проблемы // Российский
экономический журнал. - 2004. -№1.
56.
Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник
- М: ИНФРА-М, 2003.
57.
Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000.
- 424 с.
58.
Смирнов С, Исаев Н. Социальная политика: новый курс. //Вопросы экономики.-2003.-№2.
59.
Социальная защита населения: опыт организации
–административной работы. Учебное пособие. /Под ред. В,С, Кукушкина.- М: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону, 2004-400 с.
60.
Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Ярской - Смирновой Е., Романова П. - М; ИНИОН-РАН, 2002.
61.
Социальная работа / Под общей редакцией В.И. Курбатова. Серия «Учебники,
учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
62.
Социальная энциклопедия / Ред. кол. А.П. Горкин,
Г.Н. Карелова, Е.Д., Катульский и др. - М: Болыи. Рос. Энц-я, 2000. - 438 с
63.
Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов. -
Ростов-на-Дону:. «Феникс», 2003.
64.
Титов В. О необходимости усиления социальной защиты военнослужащих //
Человек и труд. - 2003. - №2.
65.
Федотов Д. О формировании доходов внебюджетных фондов
России. //Финансы.-2003.-№7.
66.
Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. -
М.: Владос, 2001.-432 с.
67.
Шарин В. Социальное обслуживание; проблемы, пути развития
// Социальное обеспечение. - 2003. - №1.