Содержание

Предисловие

Тема участия местных сообществ в местном самоуправлении вызывает значительный интерес у разных участников работы по формированию системы местного самоуправления и муниципальному развитию. Без последовательного и полномасштабного вовлечения местных сообществ в реальное управление местным развитием невозможно говорить о местном самоуправлении и институтах гражданского общества. Одновременно, в таком участии заложен значительный потенциал муниципального развития, сегодня задействованный явно недостаточно.

Современной практике муниципального управления и развития недостает культуросообразных форм организации активности местных сообществ, а также форм взаимодействия местных сообществ и органов муниципального управления. Достаточно обычна картина, когда общественные организации, действующие на территории одного муниципального образования, не кооперируются друг с другом, а, наоборот, конкурируют, причем предметом конкуренции является муниципальный бюджет, и именно с этих позиций строится "диалог" между ними и органами муниципального управления. Отсутствует ясное понимание природы местных сообществ, их основных типов, динамических характеристик, очень ограничен набор инструментов, позволяющих вовлекать местные сообщества в процессы муниципального управления, в разработку и реализацию стратегий, политик, программ и проектов муниципального развития. Сами местные сообщества, со своей стороны, часто обладают лишь очень узким горизонтом, в котором они в состоянии рассматривать вопросы муниципального развития. Этот горизонт замыкается их частными проблемами и задачами и не включает в себя отношения к развитию муниципального образования в целом, ни, тем более, развития региона.

Кроме того, участие местных сообществ в самоуправлении требует преодоления многих сложившихся стереотипов и отношений в сознании как муниципальных управляющих, так и представителей местных сообществ. Первые привыкли видеть в общественности, в основном, просителей и помеху, вторые часто видят в муниципальных управленцах, главным образом, врагов, узурпаторов и корыстную бюрократию.

Сказанное объясняет высокий интерес к учебным программам и тренингам, проявляемый представителями местных сообществ и организациями, содействующими гражданскому развитию. Аналогичный интерес существует и со стороны муниципальных управляющих, хотя здесь он выражен менее отчетливо и, чаще всего, его появление и проявление требует предварительной работы с работниками органов муниципального управления.

Мероприятия Школы муниципального управления позволяют ставить и анализировать тему участия местных сообществ в местном самоуправлении, проявляя ее значимость для муниципального развития, исследуя механизмы организации участия местных сообществ в местном самоуправлении, оформляя подходы и методы работы с темой в учебно-консультационных и тренинговых программах, направленных на содействие становлению местного самоуправления и муниципальному развитию.

Данное пособие направлено на закрепление работы, проделанной в рамках Школы, а также включение в эту работу новых материалов. В пособии проводится анализ темы участия местных сообществ в практике местного самоуправления в текущих условиях становления местного самоуправления в Российской Федерации и представляются подходы, практики и конкретные разработки и материалы, подготовленные при проведении учебных мероприятий Школы.

Пособие может быть использовано при проведении учебных и консультационных мероприятий, направленных на вовлечение местных сообществ в местное самоуправление, организацию взаимодействия местных сообществ и органов муниципального управления, разработку и освоение управленческих инструментов, обеспечивающих это вовлечение и взаимодействие, разработку учебных программ для муниципальных управляющих и представителей местных сообществ.

А.Е. Балобанов
научный руководитель Образовательного компонента
Программы "Местное самоуправление"
Московского общественного научного фонда
кандидат философских наук


Copyright  МОНФ-2000г. Дизайн и HTML верстка Олега Ступенькова 
 
Сайт создан в системе uCoz