ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 2 августа 1999 г. N
954
I.
Общие положения
1. Министерство юстиции
Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом
исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим
управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере
иных федеральных органов исполнительной власти.
Руководство деятельностью
Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации. Правительство
Российской Федерации координирует деятельность Минюста России.
2. В систему Минюста России
входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также
организации, обеспечивающие их деятельность.
3. Минюст России в своей
деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного
права, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим
Положением.
4. Минюст России является
юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба
Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые для
осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки, счета, в том числе
валютные, в банках Российской Федерации и органах федерального казначейства.
II. Основные задачи Минюста России
5. Основными задачами Минюста
России являются:]
1) реализация государственной
политики в сфере юстиции;
2) обеспечение прав и законных
интересов личности и государства;
3) обеспечение правовой защиты
интеллектуальной собственности;
4) обеспечение установленного
порядка деятельности судов;
5) обеспечение исполнения актов
судебных и других органов;
6) обеспечение исполнения
уголовных наказаний.
III. Основные функции Минюста России
6. Минюст России в соответствии
с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
1) координирует нормотворческую
деятельность федеральных органов исполнительной власти;
2) проводит юридическую
экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых
федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
3) проводит юридическую
экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет
их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
4) обеспечивает деятельность
полномочных представителей Правительства Российской Федерации в Государственной
Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Конституционном Суде
Российской Федерации;
5) осуществляет государственную
регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина,
устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер,
а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации;
6) осуществляет проверку
деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных
правовых актов, подлежащих государственной регистрации, и при необходимости
запрашивает нормативные правовые акты в целях их государственной регистрации;
7) осуществляет контроль за
правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
8) обобщает практику
государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и
гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный
характер, представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство
Российской Федерации соответствующую информацию, в том числе о нормативных
правовых актах, в государственной регистрации которых отказано;
9) представляет в Правительство
Российской Федерации предложения об отмене или приостановлении действия
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае
их несоответствия Конституции Российской Федерации, международным договорам
Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента
Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской
Федерации;
10) изучает практику применения
законодательства Российской Федерации в сфере юстиции, разрабатывает и
представляет в установленном порядке предложения по его совершенствованию;
11) осуществляет
государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
12) ведет
государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти;
13) ведет контрольные
экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти, организует деятельность своих территориальных органов по ведению
контрольных экземпляров нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации;
14) участвует в работе по
ведению общеправового классификатора отраслей законодательства Российской
Федерации;
15) участвует в подготовке
Свода законов Российской Федерации;
16) участвует в разработке и
реализации программ правовой информатизации;
17) осуществляет в
установленном порядке функции государственного заказчика;
18) организует работу по
созданию и ведению баз данных правовой информации в сфере юстиции;
19) представляет правовую
информацию Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации,
иным федеральным органам государственной власти;
20) осуществляет обмен правовой
информацией с иностранными государствами, координирует деятельность по созданию
национальных банков данных законодательства государств - участников Содружества
Независимых Государств;
21) организует разработку и
обеспечение органов и учреждений юстиции программно-техническими средствами и
технологиями сбора, обработки и анализа правовой информации;
22) обеспечивает сбор и
обработку статистических данных, разработку форм статистической отчетности и
документов первичного учета в сфере юстиции;
23) осуществляет
государственную регистрацию общероссийских и международных общественных
объединений, отделений иностранных некоммерческих неправительственных
объединений, а также юридических лиц в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
24) осуществляет
государственную регистрацию централизованных религиозных организаций, имеющих
местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов
Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных
указанными централизованными религиозными организациями, а также
представительств иностранных религиозных организаций;
25) осуществляет контроль за
соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям, а также
за соблюдением религиозными организациями положений уставов, касающихся целей и
порядка их деятельности;
26) осуществляет
организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных
приставов;
27) организует оперативно-розыскную
деятельность в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и следственных
изоляторах;
28) обеспечивает исполнение
уголовных наказаний, содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и
осужденных, находящихся под стражей, их охрану, этапирование и конвоирование, а
также контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом
предоставлена отсрочка отбывания наказания;
29) осуществляет
централизованное обеспечение учреждений и органов уголовно-исполнительной
системы Минюста России (далее именуется - уголовно-исполнительная система)
вооружением, боеприпасами, специальными средствами, военной техникой и иным
имуществом;
30) организует разработку и
осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности объектов уголовно-исполнительной
системы;
31) реализует право владения,
пользования и распоряжения находящимся в оперативном управлении территориальных
органов уголовно-исполнительной системы недвижимым имуществом, являющимся
федеральной собственностью, арендует имущество, осуществляет в установленном
порядке отчуждение объектов, созданных или приобретенных за счет средств
федерального бюджета, а также сдачу в аренду указанных имущества и объектов,
обеспечивает эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану закрепленного за
ним имущества за счет выделенных на эти цели средств;
32) осуществляет на
производственных объектах уголовно- исполнительной системы разрешительные,
контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности;
33) осуществляет
организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных
учреждений системы Минюста России;
34) наделяет нотариусов
полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;
35) осуществляет в
установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных
обязанностей, в том числе правил нотариального делопроизводства;
36) организует выдачу лицензий
на право осуществления нотариальной деятельности, утверждает формы реестров
регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и
удостоверительных надписей, осуществляет иные полномочия, предусмотренные
Основами законодательства Российской Федерации о нотариате;
37) дает в установленном
порядке согласие на образование коллегий адвокатов;
38) ведет реестр коллегий
адвокатов;
39) осуществляет контроль за
соблюдением коллегиями адвокатов законодательства Российской Федерации,
регулирующего деятельность адвокатуры;
40) утверждает формы и
устанавливает сроки представления отчетности коллегиями адвокатов в органы
юстиции Российской Федерации;
41) удостоверяет подлинность
подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов,
представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы
иностранных государств;
42) осуществляет координацию
деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния;
43) утверждает образцы бланков
записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной
регистрации актов гражданского состояния;
44) закрепляет за субъектами
Российской Федерации серии бланков свидетельств о государственной регистрации
актов гражданского состояния;
45) разрабатывает методические
материалы по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния;
46) осуществляет функции
уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
47) осуществляет функции
государственного патентного ведомства, установленные Патентным законом
Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О товарных знаках,
знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", а также
функции агентства по правовой охране программ для электронных вычислительных
машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, установленные законами
Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных
вычислительных машин и баз данных" и "О правовой охране топологий
интегральных микросхем";
48) подготавливает предложения
по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области авторского
права и смежных прав, осуществляет взаимодействие с общественными
объединениями, участвует в международном сотрудничестве в указанной сфере;
49) осуществляет правовую
защиту интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового
оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ военного, специального и двойного назначения;
50) представляет в
установленном порядке предложения о подготовке, заключении и исполнении
международных договоров Российской Федерации о правовой помощи по гражданским,
семейным, уголовным и иным делам, а также международных договоров Российской
Федерации в области охраны интеллектуальной собственности;
51) согласовывает в
установленном порядке предложения о заключении международных договоров Российской
Федерации, устанавливающих правила, не предусмотренные законодательством
Российской Федерации;
52) дает, в случае если это
предусмотрено международным договором Российской Федерации или является
необходимым условием вступления его в силу, заключения по вопросам соответствия
положений договора законодательству Российской Федерации и их юридической силы
в Российской Федерации, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в
силу и выполнением такого договора;
53) представляет по поручению
Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека
необходимые материалы и заключения в связи с поступившими в Европейский суд по
правам человека обращениями о нарушении Российской Федерацией положений
Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;
54) исполняет в пределах своей
компетенции обязательства Российской Федерации по международным договорам
Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и
иным делам;
55) выдает разрешения на
открытие представительств иностранных юридических организаций на территории
Российской Федерации;
56) осуществляет финансирование
органов и учреждений юстиции;
57) принимает меры по
обеспечению социальной защиты работников органов и учреждений юстиции, а также
членов их семей, ветеранов органов и учреждений юстиции, в том числе
способствует улучшению жилищных условий указанных лиц;
58) осуществляет контроль за
финансово-хозяйственной деятельностью органов и учреждений юстиции;
59) организует и
проводит проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности в органах и
учреждениях юстиции, а также в центральном аппарате Минюста России;
60) принимает меры по
исполнению в органах и учреждениях юстиции законодательства Российской
Федерации о труде и государственной службе, а также меры по подбору, подготовке
и повышению квалификации работников органов и учреждений юстиции;
61) организует рассмотрение
устных и письменных обращений граждан, связанных с работой органов и учреждений
юстиции;
62) осуществляет иные функции в
соответствии с федеральными законами.
IV. Полномочия Минюста России
7. Минюст России в пределах
своей компетенции:
1) создает свои территориальные
органы, утверждает положения о них, утверждает штатную численность и фонд
оплаты труда работников в пределах установленных численности и фонда оплаты
труда работников;
2) создает учреждения юстиции и
иные организации, реорганизует и ликвидирует их, а также утверждает их уставы;
3) заключает международные
договоры Российской Федерации межведомственного характера;
4) запрашивает и получает в
установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
5) привлекает для разработки
проектов нормативных правовых актов и осуществления их экспертизы научные и
другие организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной
основе;
6) привлекает в необходимых
случаях в установленном порядке для осуществления своих задач и функций
работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации;
7) направляет в орган, издавший
нормативный правовой акт, обязательный для исполнения запрос о представлении
данного акта на государственную регистрацию;
8) представляет в случае
несоответствия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации
Конституции Российской Федерации или федеральному закону мотивированное
заключение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации,
принявший данный акт, а также в соответствующие федеральные органы
государственной власти;
9) направляет в руководящие
органы общественных объединений и религиозных организаций запросы о
предоставлении их распорядительных документов;
10) направляет своих
представителей для участия в мероприятиях, проводимых общественными
объединениями и религиозными организациями;
11) вносит в президиумы
коллегий адвокатов представления о возбуждении дел о дисциплинарной
ответственности адвокатов;
12) направляет в коллегии
адвокатов предупреждения об устранении выявленных нарушений законодательства
Российской Федерации;
13) запрашивает у федеральных
органов исполнительной власти, предприятий - разработчиков и изготовителей
вооружения и военной техники и государственных посредников - федеральных
государственных унитарных предприятий, осуществляющих в установленном порядке
экспорт (импорт) вооружения, военной техники, работ и услуг военного
назначения, информации и результатов интеллектуальной деятельности в военно-технической
области, лицензии на производство вооружения и военной техники и использование
соответствующих технологий, а также сведения, необходимые для осуществления
правовой защиты интересов государства в процессе экономического и
гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и
двойного назначения;
14) вносит предложения об
улучшении условий труда, материального обеспечения и социально-бытового
обслуживания работников органов и учреждений юстиции.
8. Минюст России,
самостоятельно принимая решения в сфере юстиции, в необходимых случаях в
установленном порядке согласовывает свои решения с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.
9. Минюст России вправе
издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения,
являющиеся обязательными для государственных и муниципальных органов,
организаций, должностных лиц и граждан.
V. Руководство Минюста России
10. Минюст России возглавляет
Министр юстиции Российской Федерации (далее именуется - Министр), назначаемый
на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по
представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр имеет
заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом
Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской
Федерации.
11. Министр:
1) осуществляет на основе единоначалия
общее руководство деятельностью Минюста России и несет персональную
ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Минюст России;
2) устанавливает полномочия
своих заместителей, распределяет обязанности между ними и поручает им исполнение
части своих полномочий, устанавливает полномочия других должностных лиц системы
Минюста России по решению ими оперативных, организационно-штатных, кадровых,
финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов, относящихся к
компетенции Минюста России;
3) вносит на рассмотрение
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты
законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к
компетенции Минюста России, а также предложения по реализации политики
государства в сфере юстиции;
4) подписывает изданные
в пределах компетенции Минюста России постановления, приказы, распоряжения и
иные акты, а также организует проверку их исполнения;
5) подписывает международные
договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным,
уголовным и иным делам;
6) вносит Президенту Российской
Федерации и в Правительство Российской Федерации представления о привлечении к
ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по
фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения ими Конституции Российской
Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской
Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
7) утверждает положения о
структурных подразделениях Минюста России, структуру и штатное расписание его
центрального аппарата в пределах установленных численности и фонда оплаты труда
работников, а также смету расходов на содержание центрального аппарата Минюста
России в пределах выделенных на соответствующий период бюджетных ассигнований;
8) определяет типовые
структуры, типовые штаты, норматив штатной численности территориальных органов
уголовно-исполнительной системы, управлений с особыми условиями хозяйственной
деятельности, организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, а также
определяет порядок их реорганизации и ликвидации и принимает соответствующие
решения;
9) принимает решения о создании
подразделений специального назначения для выполнения задач, стоящих перед
органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;
10) определяет порядок
деятельности подразделений специального назначения, создаваемых для обеспечения
безопасности в уголовно- исполнительной системе;
11) назначает в установленном
порядке на должность и освобождает от должности начальников территориальных
органов уголовно- исполнительной системы;
12) присваивает в установленном
порядке классные чины и специальные звания работникам органов и учреждений
юстиции, представляет иных работников органов и учреждений юстиции к присвоению
классных чинов и специальных званий;
13) представляет особо
отличившихся работников системы Минюста России к присвоению почетных званий и
награждению государственными наградами Российской Федерации;
14) вносит в установленном
порядке представления о назначении на должность и освобождении от должности
главного судебного пристава Российской Федерации;
15) назначает на должность и
освобождает от должности работников центрального аппарата Минюста России и
руководителей органов юстиции Российской Федерации;
16) осуществляет иные
полномочия в соответствии с федеральными законами.
12. В Минюсте России образуется
коллегия, в состав которой входят Министр (председатель коллегии) и заместители
Министра, руководящие работники системы Минюста России, а также иные
специалисты в сфере юстиции.
Члены коллегии Минюста России,
кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством
Российской Федерации по представлению Министра.
Коллегия на своих заседаниях
рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Минюста России.
Решения коллегии Минюста России
реализуются приказами и распоряжениями Министра. В случае разногласий между
Министром и коллегией Министр реализует свое решение. О возникших разногласиях
Министр информирует Президента Российской Федерации или Правительство
Российской Федерации.
13. При Минюсте России
образуются научно-консультативные советы. Состав советов и положения о них
утверждаются Министром.