РОССИЙСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О государственном прогнозировании и программах социально-экономического
развития
Российской Федерации"
Статья 1. Внести
изменения и дополнения в федеральный закон "О государственном
прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 30,
ст. 2871), изложив его в следующей редакции:
РОССИЙСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О
государственном прогнозировании, индикативном
планировании и программах социально-экономического развития Российской
Федерации
Настоящий
Федеральный закон определяет цели, содержание, порядок разработки и
рассмотрения системы государственных прогнозов социально-экономического
развития Российской Федерации, концепций социально-экономического развития
Российской Федерации, программ социально-экономического развития Российской
Федерации и индикативных планов.
Статья 1. Основные понятия
1.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации - система научно
обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития
Российской Федерации на перспективу, основанных на законах рыночного
хозяйствования и анализе сложившихся тенденций, факторов и условий
функционирования экономики и общества.
Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской
Федерации – деятельность органов государственной власти Российской Федерации по
разработке, утверждению, исполнению, корректировке указанных прогнозов и их
использованию в управлении развитием экономики, ее территориальных и отраслевых
подсистем, предприятий и организаций.
Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития
Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и
исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области
социально-экономической политики государства.
2. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации – система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства на долгосрочный период, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.
3. Программа социально-экономического развития Российской Федерации – комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
4. Индикативный план социально-экономического развития Российской Федерации – система показателей социально-экономического, научно-технического, инновационно-инвестиционного, экологического, территориального и внешнеэкономического развития на предстоящий год, обеспечивающих реализацию целей и приоритетов, Программы социально-экономического развития Российской Федерации, а также механизмы реализации указанных целей и задач. Индикативный план утверждается федеральным законом.
5. Государственный сектор экономики – совокупность хозяйствующих субъектов и органов государственного управления (регулирования) во всех сферах экономической деятельности национального хозяйства, собственником имущества и доходов которых является государство.
6. Национальный научный совет по прогнозированию – межведомственный научный совет по вопросам стратегии социально-экономического и научно-технического прогнозирования при Правительстве Российской Федерации.
7. Депрессивные территории (проблемные ареалы) – таксономическая территориальная единица с уровнем социально-экономического развития ниже показателей среднего уровня и в отношении которой применяются установленные законодательством России специальные меры (программы) государственной поддержки экономического роста.
Статья 2. Государственные прогнозы социально-экономического развития
Российской Федерации
1. Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации (далее – прогнозы социально-экономического развития) на долгосрочную и среднесрочную перспективы.
2. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов, действующего законодательства и программ его совершенствования.
3. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации (макроэкономический прогноз), по институциональным секторам, народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.
Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.
4. Прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности.
5. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов, а также при различных стратегиях государственной социально-экономической политики.
6. Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики темпов развития экономической системы и ее структуры, научно-технического развития бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем, финансов предприятий и населения, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления товаров и услуг по отраслям, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.
7. Прогнозы социально-экономического развития включают показатели системы национальных счетов, сводного финансового и платежного балансов.
8. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу разрабатывается на пятнадцать лет и ежегодно корректируется.
9. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу разрабатывается взаимоувязанно с Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
10. В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и годовых индикативных планов социально-экономического развития Российской Федерации.
11. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу разрабатывается на пять лет с погодовой разбивкой.
12. Порядок разработки прогнозов социально-экономического развития определяется Правительством Российской Федерации.
13. Прогнозы социально-экономического развития подлежат опубликованию.
Статья 3. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации
на долгосрочный период
1. Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период (далее – концепции социально-экономического развития).
2. В концепции социально-экономического развития проводится анализ предшествующего развития Российской Федерации; характеризуется состояние экономики Российской Федерации; определяются основные цели, приоритеты и параметры социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, средства и этапы достижения указанных целей и реализации приоритетов; задачи и направ-ления институциональных преобразований, макроэкономической, бюджетной, налоговой, кредитно-денежной, таможенной, инвестиционной и структурной, аграрной, экологической, социальной, региональной экономической, внешнеэкономической государственной политики.
3. Концепция социально-экономического развития разрабатывается на пятнадцать лет Правительством Российской Федерации с привлечением Российской Академии наук и других научных организаций.
4. Концепция социально-экономического развития вместе с предложениями о системе долгосрочных федеральных целевых программ, обеспечивающих решение поставленных целей и приоритетов, представляется Правительством Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
5. Концепция социально-экономического развития подлежит опубликованию.
Статья 4. Среднесрочная Программа
социально-экономического развития Российской Федерации
1. Правительство Российской Федерации разрабатывает среднесрочную программу социально-экономического развития Российской Федерации (далее программа социально-экономического развития) на 4 года, исходя из положений, содержащихся в послании Президента Российской Федерации, концепции социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозов социально-экономического развития.
2. В среднесрочной программе социально-экономического развития Российской Федерации должны быть отражены:
оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущие пять лет и характеристика состояния экономики Российской Федерации;
цели и приоритеты развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
макроэкономическая политика и обобщающие макроэкономические показатели развития страны на среднесрочную перспективу;
институциональные преобразования;
научно-техническая и инновационная политика;
инвестиционная и структурная политика;
промышленная политика;
аграрная политика;
экологическая политика;
социальная политика;
региональная экономическая политика и программы решения проблем депрессивных территорий;
внешнеэкономическая
политика и укрепление интеграционных связей со странами – членами СНГ;
перечень федеральных целевых программ на среднесрочный период, цели и задачи, основные этапы и сроки выполнения принятых к реализации федеральных целевых программ, даты их утверждения и государственные заказчики.
3. Отдельно выделяется среднесрочная программа развития государственного сектора экономики, которая включает показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом и содержит оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций.
4.
Среднесрочная программа социально-экономического развития официально
представляется Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и
Государственную Думу.
Правительство ежегодно представляет в Совет Федерации и Государственную Думу
доклад о результатах выполнения указанной программы за предшествующий год, а
также предложения о внесении изменений в среднесрочную программу
социально-экономического развития на очередной период.
5. Среднесрочная программа социально-экономического развития подлежит опубликованию.
Статья 5. Индикативный план социально-экономического развития
Российской Федерации
1. Правительство Российской Федерации разрабатывает проект индикативного плана социально-экономического развития Российской Федерации (далее – индикативный план) на год.
2. Проект индикативного плана разрабатывается и представляется Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета на соответствующий год в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации. Одновременно с индикативным планом представляются:
оценка итогов исполнения индикативного плана за предшествующий год и прошедший период текущего года, включая выполнение установленных целей и задач и реализацию приоритетов социально-экономической политики;
концепция социально-экономического развития;
перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году.
3. Правительство Российской Федерации представляет при необходимости проекты федеральных законов, предусматривающих меры по реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации в предстоящем году.
4. Порядок рассмотрения индикативного плана и представленных с ним документов определяется Государственной Думой. По итогам рассмотрения индикативного плана принимается Постановление Государственной Думы.
5. Правительство Российской Федерации обеспечивает открытость и доступность информации о ходе разработки, принятии и реализации индикативных планов.
6. Субъекты Федерации и органы местного самоуправления могут разрабатывать собственные (региональные и местные) индикативные планы.
Статья 6. Порядок контроля итогов исполнения индикативных планов
социально-экономического развития
1. Итоги исполнения индикативного плана за предшествующий год представляются Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу в составе проекта индикативного плана на предстоящий год.
2. Правительство Российской Федерации обеспечивает ежемесячный мониторинг состояния экономики Российской Федерации и публикует информационно-статистические данные о социально-экономическом положении Российской Федерации по всем показателям и в методологии, соответствующей утвержденному индикативному плану.
Статья 7. Федеральные целевые программы
1. Порядок разработки целевых федеральных программ определяется Правительством Российской Федерации.
2. В перечне федеральных целевых программ на очередной год указываются:
краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указание целей, основных этапов и сроков их выполнения;
результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;
требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования;
объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;
государственные
заказчики программ и их основные исполнители.
Статья 8. Программа развития государственного сектора
экономики
Программа развития государственного сектора экономики включает показатели его функционирования и развития (в том числе прибыль и ее распределение, реализуемая продукция, основные производственные фонды и оборотные средства, численность занятых граждан и фонд оплаты труда, величина инвестиций за счет собственных и привлеченных средств), получение и использование доходов от распоряжения государственным имуществом.
2. План по доходам включает прибыль от деятельности государственных предприятий, поступления по акциям и паям в предприятиях с участием государства, доходы от приватизации, передачи в аренду или в доверительное управление государственного имущества и другие доходы от использования государственной собственности.
План расходов включает расходы на осуществление государственной инвестиционной программы с указанием перечня объектов и сроков их строительства, модернизации или реконструкции, расходы на научно-исследова-тельские и опытно-конструкторские разработки, расходы на закупки для государственных нужд и другие расходы.
Доходы и расходы государственного сектора в части поступлений средств в федеральный бюджет и расходов средств из федерального бюджета отражается в федеральном бюджете на соответствующих финансовый год.
3. Программа развития государственного сектора экономики составляется для Российской Федерации в целом, в разрезе отраслей, организационно-правовых форм предприятий и регионов.
4. По отдельным видам продукции предприятий государственного сектора в программу развития государственного сектора экономики могут быть включены показатели ее производства в натуральном выражении и цены реализации с индексацией или без таковой.
5. Программа развития государственного сектора экономики содержит оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также программу повышения эффективности использования федеральной собственности.
Статья 9. Прогнозы социально-экономического развития, индикативные
планы и программы социально-экономического развития субъектов Российской
Федерации
1. Субъекты Российской Федерации разрабатывают долгосрочные и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития, концепции социально-экономического развития на долгосрочную перспективу, среднесрочные программы, индикативные планы, целевые региональные программы исходя из соответствующих федеральных документов и законодательства субъектов Российской Федерации.
2.
Правительство Российской Федерации с участием ассоциаций межрегионального
сотрудничества:
разрабатывает рекомендации по прогнозированию, программированию и индикативному планированию в субъектах Российской Федерации;
анализирует прогнозы, программы и индикативные планы, представленные субъектами Российской Федерации и осуществляет их координацию;
вырабатывает рекомендации по преодолению региональных кризисных ситуаций и решению крупных межотраслевых проблем;
намечает меры по преодолению территориальных диспропорций и улучшению положения депрессивных территорий;
формирует территориальные разделы концепции социально-экономического развития на долгосрочную перспективу и программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, индикативные планы, а также межрегиональные целевые программы федерального значения.
3. Правительство Российской Федерации с участием ассоциаций межрегионального сотрудничества устанавливает перечень сотрудничества и представляет указанный перечень в Государственную Думу и Совет Федерации одновременно с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Статья 10. Национальный научный совет по
прогнозированию
1. Национальный научный совет по прогнозированию – межведомственный научный совет по вопросам стратегии социально-экономического и научно-технического прогнозирования при Правительстве Российской Федерации.
2. Порядок формирования и деятельности Национального научного совета по прогнозированию осуществляется в соответствии с Положением о Совете, утвержденном Правительством Российской Федерации.
3. В составе Совета, как правило, представлены ведущие ученые и специалисты страны и по согласованию, в соответствии с квотами Положения, представители Российской Академии наук и ее региональных отделений ученые крупнейших университетских центров России, ведущие специалисты Российской торгово-промышленной палаты, Российского союза предпринимателей и промышленников.
4.
Основные функции Высшего научного совета по прогнозированию:
совершенствование методологии социально-экономического и научно-технологического прогнозирования;
научная экспертиза прогнозов социально-экономического развития и концепций социально-экономического развития;
разработка рекомендации для органов власти Российской Федерации в сфере политики устойчивого экономического и социального развития.
Статья 11. Заключительные положения
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Поручить Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев привести свои нормативные акты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Статья 12. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные
акты в связи с принятием настоящего Федерального закона
В связи с принятием настоящего Федерального закона внести следующие изменения в статью 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823):
изложить абзац 3 пункта 1 в следующей редакции: "индикативным планом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год";
пункт 1 дополнить абзацами следующего содержания:
"оценка итогов исполнения индикативного плана за предшествующий год и прошедший период текущего года, включая выполнение установленных целей и задач и реализацию приоритетов социально-экономической политики;
концепция социально-экономического развития;
прогнозы социально-экономического развития;
перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году."
Президент
Российской Федерации