Rambler's Top100 Темы докладов Приволжского форума "Стратегии регионального развития"


Доклад: О реформировании автомобилестроения региона: результаты и перспективы.
Ляченков Н.В.

Уважаемые коллеги!

Я бы хотел начать свой доклад с перефразированной притчи. Региональное процветание не наследуется, оно создается. Наверное, под этим лозунгом, по сути, проходит весь наш форум, потому что мы все заражены единой идеей - создать это процветание.

Я попытаюсь построить свой доклад, прежде всего, останавливаясь на деятельности АвтоВАЗа и наших партнеров в нашем регионе, которые сориентированы на современный высокоэффективный промышленный автомобильный комплекс. И это не случайно, потому что Приволжский регион - это по сути место концентрации предприятий, научных и исследовательских центров автомобильной промышленности.

Я хотел бы обратиться к некоторым вопросам макроэкономического характера России.

Отечественное автомобилестроение, около 95 % объема которого находится в Поволжье, выдержало испытание кризисом. По сути дела, сейчас прослеживается тенденция возрождения тех позиций, тех традиций, которые были до кризисного периода.

По оценкам экспертов, спрос на легковые автомобили к 2005 году составит примерно 1,5 млн. автомобилей. Если при этом посмотреть на обеспечение автомобилями населения России, то сегодня можно сделать вывод, что Россия, к сожалению, сегодня практически замыкает список стран, которые раньше входили в состав СЭВа, т.е. возможности автомобильного рынка России неограниченные.

При этом, если в прошлом году в России было реализовано 1,1 млн. новых автомобилей, то из них 78 % приходилось на долю производства Волжского автомобильного завода.

Основой устойчивого спроса на автомобили АвтоВАЗа является, прежде всего, сопоставление: цена-качество. Действительно, при всей критике, которая существует, и которую мы объективно воспринимаем, все же сегодня АвтоВАЗ производит автомобиль, ориентированный на потребительские возможности населения России.

Действительно, автомобильная промышленность, как и в большинстве развитых стран мира, в России является локомотивом всей экономики. Это, я думаю, не требует какого-то доказательства. Например, каждое рабочее место на АвтоВАЗе создает 7 рабочих мест в смежных отраслях промышленности. Сегодня автомобильная промышленность является лидером в Приволжском регионе.

Наконец, надо признать, что автомобильная промышленность сегодня является самой наукоемкой отраслью.

Реформирование всей автомобильной промышленности началось, как известно, сразу после распада Советского Союза, всей централизованной системы планирования. Перед АвтоВАЗом возник целый ряд проблем. И надо было либо решить их, либо потерять статус самостоятельного автомобильного производителя.

Прежде всего, нам нужно было решить проблемы перебазирования или создания системы поставщиков, вынести их из бывших республик Советского Союза и стран СЭВ. Это вынос на новые площадки отдельных производств АвтоВАЗа, создание новой инфраструктуры, поддерживающей работу автозавода с потребителями и с партнерами. Все эти задачи решались, прежде всего, при опоре на потенциал Самарской области.

Решая эти, казалось бы, сугубо внутренние проблемы АвтоВАЗа, мы, тем не менее, принимали самое активное участие в реализации региональных задач и в целом задач федерального уровня. Можно привести целый ряд примеров. Характерным показателем является то, что в 1998 году у нас было всего 20 поставщиков материалов и комплектующих изделий, расположенных на территории Самарской области.

Сегодня с большим удовлетворением могу назвать совершенно другую цифры. В 2001 году 200 предприятий в Самарской области являются прямыми поставщиками материалов и комплектующих изделий. Это, прежде всего, большинство предприятий бывшего оборонного комплекса, а также предприятия мелкого и среднего бизнеса.

Показательным примером является то, что сегодня мы распространяем свое влияние не только в части производства материалов и комплектующих изделий. Мы выносим автосборочные производства за пределы города Тольятти. Первым автосборочным предприятием был завод "РосЛада" в Сызрани. Далее состоялся вынос сборочных производств на другие автомобильные предприятия. Сегодня мы можем констатировать, что в Поволжье сложился, по сути дела, крупнейший в восточной Европе глубоко интегрированный автомобильный кластер.

Я сейчас говорю только о производстве легковых автомобилей. Аналогичный процесс сегодня проходит и по грузовому автостроению. Т.е. концентрация, по сути дела, всего автомобильного производства в Приволжском федеральном округе - это фактор, который мы с вами должны использовать в полной мере. Использовать и предпринимателями, перед которыми открывается широчайшая возможность развития личных инициатив.

Тем не менее мы сегодня, владея 80 % рынка России и достаточно успешно осваивая новые зарубежные рынки, с полной ответственностью должны понимать, что это состояние зыбкое и непостоянное. Нужны чрезвычайные усилия для того, чтобы в корне и очень быстро менять как технологию, как объекты производства, так и всю организационную структуру предприятий этого кластера.

Прежде всего, здесь нужно обращать внимание не только на внедрение новейших технологий, не только на внедрение новейших разработок. Надо уделять пристальное внимание вопросам реформирования самих предприятий всей автомобильной отрасли. Здесь я думаю, что опыт АвтоВАЗа, который прежде всего начал реформирование собственного производства (сегодня АвтоВАЗ подвергнут глубочайшему реформированию во всех направлениях), в полной мере приемлем для многих, не только крупных, но и средних предприятий, и не только в автомобильной отрасли. И мы открыты для того, чтобы поделиться этим опытом со всеми желающими, с теми, кто начинает эту работу или уже ведет ее.

Я хотел бы обратить внимание на вопросы связи науки с производством. Это проблема, без которой мы не можем обеспечить поступательное движение не только в автомобильном производстве, но, как мне кажется, и в других областях. Здесь показательными являются те проекты, которые уже удалось реализовать в рамках губернской программы.

Я бы хотел в этой связи отметить особую роль Поволжского отделения Российской инженерной академии. По сути, сегодня оно является органом, который объединяет усилия как в направлении концентрации усилий всего научно-технического потенциала, так и финансового.

Многие проекты нам уже удалось реализовать совместно с Академией и научно-исследовательскими и производственными комплексами Самарской области. Результатом этой деятельности явилось создание конкурентоспособных автомобильных компонентов, комплексов.

Главное - нам удалось возродить известные научно-исследовательские центры и создать новые. Я думаю, что этот опыт заслуживает не только изучения, но и максимального использования.

Отдельно хотел бы остановиться на инвестициях. Сегодня складывается совершенно парадоксальная ситуация, когда имеются огромные финансовые ресурсы внутри России, в банковско-финансовой структуре. К сожалению, мы как промышленники, не имеем доступа к этим ресурсам. Все это объясняется тем, что, прежде всего, не создан тот инвестиционный климат, который позволил бы отечественные финансовые ресурсы вкладывать в развитие собственного производства.

Самарская область имеет достаточно разветвленную программу развития на ближайший год. Аналогичную программу имеет и АвтоВАЗ. Мы публикуем, и в ближайшее время выйдет новое издание - "Программа развития АвтоВАЗа" с перечнем всех бизнес-проектов, которые мы предлагаем всем финансово-промышленным, банковским группам для изучения с целью принятия участия в реализации этих программ.

Я хочу заверить, что как АвтоВАЗ, так и в целом автомобильная промышленность чрезвычайно перспективна. И в нее следует вкладывать деньги, капиталы. Они быстро окупаются, и здесь нет никакого риска, что они не окупятся.


наверх | назад | вперед
© 2000-2001 ЦСИ ПФО, Разработка и дизайн - "ЦЭИТ"
Hosted by uCoz