Rambler's Top100 Темы докладов Приволжского форума "Стратегии регионального развития"


"Роль Приволжского федерального округа в перспективном территориальном развитии России"
Штульберг Б.М.

Философию по поводу стратегии я опускаю.

Буду говорить тезисно. Моя задача - очертить внешние условия, в которых Приволжский округ будет развиваться в ближайшие 10-15 лет.

Эти внешние условия не придуманы мной. Наш Совет по изучению производительных сил занимается разработкой стратегий территориального развития России и долгосрочным прогнозированием развития региона. На основании этих исследований я попытаюсь кратко, тезисно высказаться.

Прежде всего, о нашем видении стратегии территориального развития России. Она будет складываться под влиянием как минимум трех групп факторов. Первый вектор связан с парадигмой устойчивого развития, на которую, хотим мы этого или не хотим, весь мир потихонечку переходит, и другого пути, собственно, нет.

В связи с этой парадигмой большое влияние приобретают наши нереализованные пока ресурсы территории на севере и на востоке, слабо используемые лесные и водные ресурсы Сибири и Дальнего Востока. Они приобретают значение планетарных резервных мощностей для выживания всего человечества.

Второй вектор факторов, влияющих на стратегии развития, связан с глобализацией и с формированием новых мировых экономических центров. По всем прогнозам, наряду с Объединенной Европой и Соединенными Штатами, формируется и все более усиливается (лет через пятнадцать-двадцать, говорят, что выйдет на первое место в мире) новый экономический центр - Юго-Восточная Азия: Китай, Япония, Корея.

Для России очень важно определить свою роль. Мы находимся между двумя центрами - Объединенной Европой и Юго-Восточной Азией. Как мы будем взаимодействовать с тем и другим, какую роль мы будем выполнять - это очень важно для нашей стратегии территориального развития.

Наконец, третья группа факторов связана с решением долговременных внутренних проблем. Для России в целом самая главная проблема, с нашей точки зрения, - проблема депопуляции населения.

Хотя сегодня уже прозвучало, что Президент замахнулся, такую проблему обозначил, а потом потихонечку все спустили на тормозах. Но на тормозах спустили не потому, что нет проблем, а потому что нет ресурсов для ее решения в ближайшие годы. Когда мы говорим о стратегии, то речь идет не о двух, трех или пяти годах, а о промежутке в 15-20 лет, а может, и дольше. Поэтому в такой перспективе, конечно, это проблема номер один.

А в территориальном аспекте, с нашей точки зрения, самая злободневная проблема - это проблема все усиливающейся дифференциации между регионами России. Тут говорилось, что вроде бы решить эту проблему сложно. Потому что это палка о двух концах. Если мы начинаем вкладывать средства в слаборазвитые районы, то мы недодаем средств, не создаем условия для развития высокоразвитых. Значит, мы сами рубим тот сук, на котором сидим.

У нас уже кризисное положение с этой дифференциацией. У нас в десятки раз, по разным показателям, различие между субъектами Федерации. Это ослабляет государство. Это не дает построить настоящую федерацию.

Так свидетельствует практика, и с этим я согласен: действующая региональная политика не в состоянии решить эту проблему. Нужна другая внутренняя стратегия территориального развития. Кстати, одно из направлений, как мне кажется, изменения политики связано с изменением нашего регионального деления.

У нас есть субъекты Федерации в 10 тысяч человек, и есть субъекты Федерации в 10 млн. Как это между собой сопоставлять и говорить, кто лучше, кто хуже? Это невозможно. И управлять 80 субъектами тоже невозможно. Поэтому речь должна идти об укрупнении субъектов Федерации, с одной стороны, и о выдвижении экономических районов в качестве объекта региональной политики.

Исходя из этих принципиальных трех подходов предлагается выделить пять крупных регионов на территории России, которые будут иметь различные принципиальные цели и задачи. Это Европейская зона или Западный регион, это Урал и Западная Сибирь или Срединный регион, Восточная Сибирь и Дальний Восток - Восточный Регион, Крайний Север, Южный регион (в основном, это Северный Кавказ). Вот такие пять регионов в длительной перспективе мы видим как субъекты территориальной стратегии.

При этом Северный и Восточный регионы будут сохранять за собой позицию сырьевой и ресурсной базы для всей страны и не только. Западный и Срединный регионы должны решать, прежде всего, проблемы экологизации. В частности, у Приволжского округа задача возрождения Волги, экологической реабилитации центров нефтеперерабатывающей и химической промышленности и т.д.

С точки зрения ориентации на центры экономического роста, рынки, естественно, что Западный регион главным образом будет ориентироваться на европейский рынок. Восточный регион должен послужить нам воротами в юго-восточный рынок. Срединный регион - это вообще базовый регион для развития всей страны, плюс его южное направление - Казахстан.

Что касается Северного морского пути, то он постепенно должен будет приобретать значение важнейшего и кратчайшего пути из Европы в Юго-Восточную Азию. Что касается Южного региона, то Северный Кавказ в обозримой перспективе будет, по-видимому, выполнять в первую очередь буферные функции в новом политическом межстрановом размежевании.

Дальше я скажу о прогнозах. Мы - единственная организация, которая пытается прогнозировать развитие территорий России на длительную перспективу. Прогнозируя долгосрочное (на 15 лет) развитие России, мы исходили из трех сценариев. Первый - сырьевой (как у нас раньше было), второй - потребительский (ускоренное развитие потребительского сектора), третий - постиндустриальный (развитие, прежде всего, машиностроения и электроэнергетики).

Практика последних двух лет показывает, что мы потихонечку уходим от сырьевого сценария, внутренний рынок начинает работать, и мы переходим больше на потребительский сценарий. Об этом же говорят и прогнозы. Если взять энергетическую стратегию России до 2020 года, то из нее ясно, что нефть и газ не являются перспективными для высоких темпов роста. Последние конъюнктурные обзоры по стали говорят о том, что уже сейчас в мире накоплено минимум 100 млн. тонн лишних мощностей, и вряд ли в перспективе у нас есть возможности наращивания черной металлургии. В связи с этим мы приняли за основу все-таки второй сценарий, где приоритет отдается развитию потребительского сектора.

По нашим расчетам, по валовому внутреннему продукту в целом за 15 лет Приволжский округ будет иметь опережающий темп по сравнению со среднероссийским. Причем это опережение, в первую очередь, будет достигаться за счет химии и машиностроения, поскольку в округе доля именно этих отраслей выше, чем в среднем по Российской Федерации.

В результате отраслевая структура приобретает несколько другой вид, по сравнению с 2000 годом. В Приволжском округе доля химии и машиностроения достигает почти 50 %, что значительно выше, чем в Российской Федерации в целом.

Несколько слов о субъектах Федерации, расположенных на территориях ПФО. Выделено пять групп субъектов Федерации по уровню их экономического развития: высокие, средние и т.д. Выделено пять групп по темпам роста по сравнению со среднероссийскими.

Во-первых, по поводу дифференциации. Есть группа самые слаборазвитые, у которых ВВП на душу населения меньше 50 % от среднероссийского. Если мы сохраняем примерно ту политику, которая есть на сегодня, то разрыв, о котором мы говорим как о критическом, через 10-15 лет будет еще больше. Кстати, из Приволжского округа ни один субъект Федерации в эту группу не попал.

Последнее. Развитие субъектов Федерации ПФО. Получается так, что те, которые сегодня хорошо развиваются, будут хорошо развиваться и в перспективе. По нашим расчетам, Самарская область будет занимать первое место по темпам роста в ближайшие 15 лет.


наверх | назад | вперед
© 2000-2001 ЦСИ ПФО, Разработка и дизайн - "ЦЭИТ"
Hosted by uCoz