"Роль Приволжского
федерального округа в перспективном территориальном развитии России"
Штульберг Б.М.
Философию по поводу стратегии я опускаю.
Буду говорить тезисно. Моя задача - очертить внешние условия, в которых
Приволжский округ будет развиваться в ближайшие 10-15 лет.
Эти внешние условия не придуманы мной. Наш Совет по изучению производительных
сил занимается разработкой стратегий территориального развития России
и долгосрочным прогнозированием развития региона. На основании этих
исследований я попытаюсь кратко, тезисно высказаться.
Прежде всего, о нашем видении стратегии территориального развития России.
Она будет складываться под влиянием как минимум трех групп факторов.
Первый вектор связан с парадигмой устойчивого развития, на которую,
хотим мы этого или не хотим, весь мир потихонечку переходит, и другого
пути, собственно, нет.
В связи с этой парадигмой большое влияние приобретают наши нереализованные
пока ресурсы территории на севере и на востоке, слабо используемые лесные
и водные ресурсы Сибири и Дальнего Востока. Они приобретают значение
планетарных резервных мощностей для выживания всего человечества.
Второй вектор факторов, влияющих на стратегии развития, связан с глобализацией
и с формированием новых мировых экономических центров. По всем прогнозам,
наряду с Объединенной Европой и Соединенными Штатами, формируется и
все более усиливается (лет через пятнадцать-двадцать, говорят, что выйдет
на первое место в мире) новый экономический центр - Юго-Восточная Азия:
Китай, Япония, Корея.
Для России очень важно определить свою роль. Мы находимся между двумя
центрами - Объединенной Европой и Юго-Восточной Азией. Как мы будем
взаимодействовать с тем и другим, какую роль мы будем выполнять - это
очень важно для нашей стратегии территориального развития.
Наконец, третья группа факторов связана с решением долговременных внутренних
проблем. Для России в целом самая главная проблема, с нашей точки зрения,
- проблема депопуляции населения.
Хотя сегодня уже прозвучало, что Президент замахнулся, такую проблему
обозначил, а потом потихонечку все спустили на тормозах. Но на тормозах
спустили не потому, что нет проблем, а потому что нет ресурсов для ее
решения в ближайшие годы. Когда мы говорим о стратегии, то речь идет
не о двух, трех или пяти годах, а о промежутке в 15-20 лет, а может,
и дольше. Поэтому в такой перспективе, конечно, это проблема номер один.
А в территориальном аспекте, с нашей точки зрения, самая злободневная
проблема - это проблема все усиливающейся дифференциации между регионами
России. Тут говорилось, что вроде бы решить эту проблему сложно. Потому
что это палка о двух концах. Если мы начинаем вкладывать средства в
слаборазвитые районы, то мы недодаем средств, не создаем условия для
развития высокоразвитых. Значит, мы сами рубим тот сук, на котором сидим.
У нас уже кризисное положение с этой дифференциацией. У нас в десятки
раз, по разным показателям, различие между субъектами Федерации. Это
ослабляет государство. Это не дает построить настоящую федерацию.
Так свидетельствует практика, и с этим я согласен: действующая региональная
политика не в состоянии решить эту проблему. Нужна другая внутренняя
стратегия территориального развития. Кстати, одно из направлений, как
мне кажется, изменения политики связано с изменением нашего регионального
деления.
У нас есть субъекты Федерации в 10 тысяч человек, и есть субъекты Федерации
в 10 млн. Как это между собой сопоставлять и говорить, кто лучше, кто
хуже? Это невозможно. И управлять 80 субъектами тоже невозможно. Поэтому
речь должна идти об укрупнении субъектов Федерации, с одной стороны,
и о выдвижении экономических районов в качестве объекта региональной
политики.
Исходя из этих принципиальных трех подходов предлагается выделить пять
крупных регионов на территории России, которые будут иметь различные
принципиальные цели и задачи. Это Европейская зона или Западный регион,
это Урал и Западная Сибирь или Срединный регион, Восточная Сибирь и
Дальний Восток - Восточный Регион, Крайний Север, Южный регион (в основном,
это Северный Кавказ). Вот такие пять регионов в длительной перспективе
мы видим как субъекты территориальной стратегии.
При этом Северный и Восточный регионы будут сохранять за собой позицию
сырьевой и ресурсной базы для всей страны и не только. Западный и Срединный
регионы должны решать, прежде всего, проблемы экологизации. В частности,
у Приволжского округа задача возрождения Волги, экологической реабилитации
центров нефтеперерабатывающей и химической промышленности и т.д.
С точки зрения ориентации на центры экономического роста, рынки, естественно,
что Западный регион главным образом будет ориентироваться на европейский
рынок. Восточный регион должен послужить нам воротами в юго-восточный
рынок. Срединный регион - это вообще базовый регион для развития всей
страны, плюс его южное направление - Казахстан.
Что касается Северного морского пути, то он постепенно должен будет
приобретать значение важнейшего и кратчайшего пути из Европы в Юго-Восточную
Азию. Что касается Южного региона, то Северный Кавказ в обозримой перспективе
будет, по-видимому, выполнять в первую очередь буферные функции в новом
политическом межстрановом размежевании.
Дальше я скажу о прогнозах. Мы - единственная организация, которая пытается
прогнозировать развитие территорий России на длительную перспективу.
Прогнозируя долгосрочное (на 15 лет) развитие России, мы исходили из
трех сценариев. Первый - сырьевой (как у нас раньше было), второй -
потребительский (ускоренное развитие потребительского сектора), третий
- постиндустриальный (развитие, прежде всего, машиностроения и электроэнергетики).
Практика последних двух лет показывает, что мы потихонечку уходим от
сырьевого сценария, внутренний рынок начинает работать, и мы переходим
больше на потребительский сценарий. Об этом же говорят и прогнозы. Если
взять энергетическую стратегию России до 2020 года, то из нее ясно,
что нефть и газ не являются перспективными для высоких темпов роста.
Последние конъюнктурные обзоры по стали говорят о том, что уже сейчас
в мире накоплено минимум 100 млн. тонн лишних мощностей, и вряд ли в
перспективе у нас есть возможности наращивания черной металлургии. В
связи с этим мы приняли за основу все-таки второй сценарий, где приоритет
отдается развитию потребительского сектора.
По нашим расчетам, по валовому внутреннему продукту в целом за 15 лет
Приволжский округ будет иметь опережающий темп по сравнению со среднероссийским.
Причем это опережение, в первую очередь, будет достигаться за счет химии
и машиностроения, поскольку в округе доля именно этих отраслей выше,
чем в среднем по Российской Федерации.
В результате отраслевая структура приобретает несколько другой вид,
по сравнению с 2000 годом. В Приволжском округе доля химии и машиностроения
достигает почти 50 %, что значительно выше, чем в Российской Федерации
в целом.
Несколько слов о субъектах Федерации, расположенных на территориях ПФО.
Выделено пять групп субъектов Федерации по уровню их экономического
развития: высокие, средние и т.д. Выделено пять групп по темпам роста
по сравнению со среднероссийскими.
Во-первых, по поводу дифференциации. Есть группа самые слаборазвитые,
у которых ВВП на душу населения меньше 50 % от среднероссийского. Если
мы сохраняем примерно ту политику, которая есть на сегодня, то разрыв,
о котором мы говорим как о критическом, через 10-15 лет будет еще больше.
Кстати, из Приволжского округа ни один субъект Федерации в эту группу
не попал.
Последнее. Развитие субъектов Федерации ПФО. Получается так, что те,
которые сегодня хорошо развиваются, будут хорошо развиваться и в перспективе.
По нашим расчетам, Самарская область будет занимать первое место по
темпам роста в ближайшие 15 лет.
|