|
||
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
К “КОНЦЕПЦИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИВЕСТИЦИЙ”
Работа органов государственной власти по улучшению инвестиционного климата и привлечению инвестиций состоит из нескольких взаимоувязанных направлений деятельности:
По приоритетам задачи могут быть расставлены следующим образом:
Общие положения по рассматриваемой теме Задачи привлечения инвестиций являются следствием вопросов и направлений социально-экономического развития. Не обсудив и не сформулировав их нельзя перейти к условиям привлечения инвестиций. Ниже приводятся положения, обычно характеризующие структуру направлений местного социально-экономического развития. Местное экономическое развитие осуществляется посредством:
Стратегия процесса экономического развития территорий разрабатывается, планируется и реализуется совместными усилиями органов власти, представителей частного бизнеса и государственных предприятий, общественных организаций и органов территориально-общественного самоуправления на основе составленных ими проектов и программ развития. Разумеется, местное экономическое развитие осуществляется в рамках заданных извне региональных и страновых экономических условий. Но оно же определяется результатами предпринимательской и производственной активности местных участников, принадлежащих государственному, частному или "общественному" секторам экономической деятельности. Со своей стороны, члены различных сообществ имеют возможность активно влиять на направленность процессов экономического развития, защищать и продвигать в нем свои экономические интересы и для этого вступать с другими сообществами - и с органами власти - в отношения социального партнерства.
Главные цели местного экономического развития в контексте улучшения инвестиционного климата области (республики) и муниципальных образований Развитие, сохранение и расширение бизнеса вместе с привлечением предпринимателей - главные цели местного экономического развития, потому что бизнес - это двигатель экономики квартала, города, области (республики) или страны. В условиях преодоления командно-административной модели экономики важно, чтобы местные сообщества создавали и сохраняли динамичную предпринимательскую культуру. Развитие бизнеса, обычно, служит сразу нескольким задачам, которые включают в себя:
Перечень минимально необходимых организационно-административных и содержательных мероприятий
Анализ принципов успешного местного экономического развития Принцип 1. Организация частного/государственного предприятия, основанного на рыночных принципах, с целью создания долгосрочных рабочих мест, получения доходов и достижения благосостояния. Реализация данного принципа предусматривает реорганизацию местного экономического уклада на основе долгосрочности, понимания сравнительных преимуществ городов и области (республики), гибкой реакции на новые требования и возможности. В России и области (республике) принятие данного принципа сталкивается с отсутствием практики самостоятельного долгосрочного планирования собственной деятельности органами местного самоуправления. Качество муниципальной управленческой работы таково, что стратегическое планирование остается пока недоступным для большинства местных структур управления. Бюджетный процесс выстраивается исключительно на один текущий год в связи с постоянно меняющимися источниками формирования местных бюджетов, местная аналитическая база в основном ориентирована на крупных налогоплательщиков, а средств влияния на их деятельность местные органы власти практически не имеют. Местные администрации очень часто напрямую занимаются хозяйственной деятельностью, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
Принцип 2. Упор на экономическую базу. Данный принцип базируется на развитии экспортного потенциала территории, дающего рабочие места и способствующего импорту благосостояния. Таким образом, предлагается провести выявление компаний, формирующих местную экспортную экономическую базу, выработать стратегию по расширению и диверсификации этой базы. Реализация данного принципа в России и области (республике) сталкивается: с неразвитой сетью местных торгово-промышленных палат; отсутствием инвестиционных механизмов модернизации местной инфраструктуры, влияющей на себестоимость продукции местных производителей.
Принцип 3. Развивать сравнительные преимущества. Данный принцип состоит в развитии отраслей, имеющих сравнительные преимущества на внешнем рынке. Для России и области (республики), на первый взгляд, нет никаких препятствий для выявления сравнительных преимуществ местных предприятий на внешнем рынке. Основные затруднения лежат в формах и методах поддержки таких предприятий. Задача в российском контексте может формулироваться как интеграция промышленного потенциала территории в общую программу продвижения области (республики) на внешних рынках. То есть, вопрос в средствах и методах взаимодействия местных властей и руководителей крупных предприятий.
Принцип 4. Устранение рыночных барьеров. Рыночные барьеры подразделяются на: Высокие затраты на получение информации или заключение сделок; Рыночные предрассудки; Нежелание рисковать; Недостаточный уровень конкуренции; Государственные нормативы или государственная политика. Для России и области (республики) целесообразно выделить состав работ по преодолению рыночных барьеров для двух типов местных предприятий. Первый тип - предприятия, работающие на международный рынок, второй тип - предприятия, работающие на внутри российский рынок. Для первых характерны рыночная стратегия и сугубо денежные формы расчетов, для вторых – во многом, использование денежных суррогатов и, как правило, работа вне конкурентной среды.
Принцип 5. Устранять причины, а не симптомы. Принцип сводится к формированию предпринимательской основы управления предприятием и стратегии прямых инвестиций и создания новых предприятий. Для России и области (республики) это означает формирование идеологии предпринимательства и всяческое поощрение предпринимательской активности. Сегодня в большинстве регионов существуют значительные бюрократические препятствия для деятельности предпринимателей. Предприятия оцениваются чиновниками как совокупность материальных ресурсов, а не уровнем предприимчивости.
Основные этапы стратегического планирования местного экономического развития
Этап 1. Оценка местной экономики Оценка местной экономики помогает определить:
Развитие предпринимательства невозможно без наличия соответствующих площадей и инфраструктуры. Прежде чем расположиться и приступить к деятельности, фирма учитывает физическое состояние зоны. Этот профиль может основываться на назначении площадей, зонировании и локализации, стоимости и цене площади, состоянии зданий, свободной площади и ее поглощении, строительной деятельности, местах для парковки, состоянии инфраструктуры и окружающей среды, включая качество воды и воздуха. Учитывая, что многие местные администрации владеют земельными участками, создание банка данных о свободных участках - важное средство в осуществлении экономического развития.
Минимальный перечень факторов (индикаторов) оценки местной экономики
Этап 2. Формулировка реалистичных целей, задач и стратегий Следует наметить как долгосрочные, так и краткосрочные цели. Учитывая уровень экономических потребностей и отсутствие опыта в области (республике) современного планирования экономического развития, краткосрочные планы приобретают особое значение. Во-первых, они показывают сообществу, что изменения на самом деле происходят, а это, в свою очередь, ведет к росту участия сообщества в них. Видя реальные подвижки, люди не могут оставаться безучастными. Во-вторых, успехи, достигнутые в короткие сроки, усиливают легитимность последующих изменений и инициатив. И, наконец, опыт работы с малыми проектами пригодится при разработке экономической концепции общего характера. Далее через цели определяются задачи. Задачи устанавливают стандарты показателей и выявляют те секторы, которые нуждаются в помощи. Чтобы быть эффективными, они должны быть выполнимыми и измеримыми. Стратегии определяют способ достижения целей и задач стабильного экономического развития. Они объясняют, каким образом можно достичь цели, но не указывают ни этапов, ни сроков ее достижения. Бывают случаи, когда для достижения цели может понадобиться более чем одна стратегия. Хорошая стратегия всегда должна иметь реалистический характер и не ставить невыполнимых задач. Всего имеются три общих типа стратегий:
Этап 3. Выявление, оценка и распределение проектов по приоритетам Распределение по приоритетам предполагает оценку проектов исходя из таких критериев, как организаторские способности, финансирование, приоритетность, выполнимость, совместимость с другими программами и инициативами и т.д. Зная свои нужды и то, в какой мере каждая программа отвечает этим нуждам, сообщество сможет принять к исполнению эти программы, руководствуясь приоритетами. Умение расставить проекты по приоритетам - одна из тех проблем, которая, по мнению экспертов, является общей для администраций.
Этап 4. Составление планов действий Планы действий намечают шаги, которые необходимо осуществить для внедрения принятых проектов, и показывают, какими способами эти проекты поддерживают стратегический план. Хороший план действий позволяет предвидеть проблемы и дает рекомендации, как справиться с ними. Кроме того, он является последней возможностью проверить наличие и готовность систем экономической, политической, технической и т.д. поддержки. План действий представляет собою:
Этап 5. Внедрение планов действия Внедрение означает нечто большее, чем хорошо составленные планы действия. Тем не менее, успех процесса внедрения зависит от того, насколько хорошо было проведено планирование. Местное сообщество должно прийти к общему согласию по ключевым вопросам, договориться о действиях, которые следует предпринять, о ресурсах, необходимых для осуществления этих действий, и об ожидаемых от них результатах.
Этап 6. Мониторинг и оценка результатов Поскольку стратегическое планирование - процесс, требующий адаптации к меняющимся местным условиям, сообщества должны вести мониторинг программ, чтобы обеспечить их эффективность и постоянную релевантность. Даже если стратегическое планирование имеет долгосрочный характер, эволюция программы все равно должна проверяться через короткие промежутки времени.
Маркетинг территории и повышение инвестиционной привлекательности В прежние времена вопрос о размещении производственных мощностей решался простым волевым решением "свыше". Однако теперь правила игры определяются прежде всего возможностью получения прибыли, а также тем, ценой каких усилий эта прибыль может быть заработана. Итак, четыре кита маркетинга, четыре "Р": product (продукт), place (позиционирование), price (цена), promotion (продвижение). Местные органы власти - не единственный, но главный участник процесса продвижения территории на инвестиционный рынок. Они играют основную роль в этом процессе не только в силу своих полномочий, но и поскольку обычно вокруг них концентрируются усилия бизнеса, общественных организаций и жителей по улучшению жизни. 1. Наличие взаимопонимания и согласия между органами государственной власти субъекта Федерации и муниципалитетами, между законодательной и исполнительной властью "на местах". 2. Только объединение представителей различных групп населения, предпринимателей и общественных организаций под руководством местных органов власти может решить, в каком городе, районе будут жить их дети, взять на себя ответственность за такое стратегическое решение и начать совместные действия по реализации выработанного стратегического плана . Именно такое партнерство может дать достойных лидеров для своей территории.
Привлечение инвестиций. Основные функции агентства по привлечению инвестиций
Оптимальным вариантом является комплексное решение этих задач, предпочтительно в рамках единой организации.
Мероприятия по привлечению инвестиций (продвижение) Выбор каналов продвижения, web-site, устные презентации на встречах, приглашение компаний и посреднических фирм.
База данных для инвестора Обычно инвестиционные агентства должны предоставлять инвесторам пять категорий информации. Агентство должно постараться систематизировать сбор информации по этим категориям и разработать надлежащие форматы предоставления информации для инвесторов. Общие сведения о политической, экономической и коммерческой ситуации и сведения по законодательству. Инвестору незамедлительно потребуется подробная информация об инфраструктуре региона, о земле, трудовых ресурсах и коммуникациях. Агентство с помощью областной (республиканской) и муниципальных администраций должно быть в состоянии предоставить инвестору данные по наиболее важным для него ресурсам. Это:
Руководство Руководство агентством по привлечению инвестиций является сложной задачей, требующей большого внимания к частным деталям, а также способности одновременно контролировать выполнение множества различных задач. Руководитель обязан нести ответственность за общее руководство программой и за качество предоставляемых агентством услуг.
|
||
|
© 2000-2001 ЦСИ ПФО,
Разработка и дизайн - "ЦЭИТ"
|