ПРИНЦИПЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ И СТРУКТУРА
УПРАВЛЕНИЯ
|
В настоящей работе под нормативно-правовым обеспечением градостроительной деятельности понимаются прежде всего не традиционные для нашей практики строительные нормы и правила, а комплекс документов различной юридической силы, регулирующих отношения акторов градостроительной деятельности в процессе ее осуществления, ставящих их на цивилизованную основу.[9]
Еще одна очевидная сегодня проблема - необходимость разработки градостроительной документации всех уровней (территориальных и временных) на новой методической основе, адекватной сегодняшней жизни и сегодняшнему уровню развития градостроительной и смежных с ней наук, направленной на эффективное функционирование городского хозяйства. Она (документация) должна также отвечать и новому нормативному порядку осуществления градостроительной деятельности в этих условиях.
В связи со сказанным, наметим направления изменений в организации градостроительной деятельности относительно трех основных принципов.
1. Современное изменение целевой функции градостроительства с "обеспечения стандарта проживания" на "максимизацию свободы выбора форм поведения" должно выражаться в изменении средств управления градостроительной деятельностью.
2. Сегодня город уже не может быть представлен только лишь как материальный объект, сущность его может быть выражена наиболее точно через понятие "процесса непрерывного развития (непрерывных изменений)" или устойчивого развития. Исходя из этого, необходима смена объекта управления с "технической системы" на процесс социальных изменений, выражаемых в изменениях городской недвижимости - земли, зданий и сооружений.
3. Традиционно, формами управления социальными процессами служат законы (нормы), политика и инвестиции. И это справедливо на всех уровнях принятия управленческих решений: стратегическом, тактическом. При этом эффективность управленческих воздействий в плане долгосрочных последствий во многом зависит от состояния нормативной базы.
Далее дается принципиальная схема и структурная квалификация системы нормативно-правовых и планировочных градостроительных документов, лежащей в рамках действующего права и направленной на последовательную реорганизацию управления деятельностью с городской недвижимостью (Рис.3,4,5).
“Устав градоустройства” (“Градостроительное Уложение”) города
"Устав градоустройства " является (самостоятельным или частью “Устава города”) основным нормативно-пpавовым документом города, регулирующим отношения акторов в процессе осуществления градостроительной деятельности в городе.
"Устав..." имеет следующую стpуктуpу:
Нормативные предписания Устава градоустройства
устанавливают нормы осуществления всей без исключения градостроительной
деятельности (осуществление изменений среды жизнедеятельности)
в границах города и пограничных территориях. "Нормативные
предписания..." определяют компетенцию субъектов градостроительной
деятельности, включая все ветви государственной власти и органов
местного самоуправления, в процессе ее осуществления на территории
города, конкретный (нормативный) порядок процедур осуществления
градостроительной деятельности, случаи и меру ответственности
акторов градостроительной деятельности за нарушение установленных
процедур и утвержденной градостроительной документации.
"Нормативные предписания..." представляются Администрацией города и утверждаются представительной властью города, являются, после утверждения, нормативно-правовым актом местного самоуправления. Круг субъектов, для которых "Нормативные предписания ..." являются обязательными, определяется реальным составом участников градостроительной деятельности на территории города. Обновление "Нормативных предписаний..." осуществляется представительной властью города по мере необходимости в установленном "Уставом..." порядке.
Система прогнозной, программной и проектной планировочной градостроительной документации, принимаемой представительной властью города, и действительной на всей территории города, включает в себя: Концепцию пространственного развития города, План использования территории, градостроительные Программы, Проекты застройки и объектов муниципального заказа и коммерческого строительства.
"Концепция пространственного развития города", "План использования территории города" и городские градостроительные программы.
А. Концепция пространственного развития города по своей сути является градостроительной интерпретацией (выполненной в терминах градостроительных изменений) сформулированной и легитимной пространственной, социальной, экологической, либо иной другой, политики города. “Концепция...”, как минимум, должна рассматривать следующие аспекты городской пространственной организации:
Методически “Концепция...” (пространственная, градостроительная реализация политической идеи) - это поаспектный анализ состояния, формулирование проблем и возможных градостроительных сценариев их решения, актуализация и выбор главных из них сегодня, энергичные решения которых могут привести к ощутимому улучшению жизни горожан.
“Концепция..." - прогнозный, планировочный документ, определяющий основные направления развития города. “Концепция...” является содержательным основанием, регламентирующим назначение, характер и меру существующего и перспективного использования территории города, развитие магистральной транспортной и инженерной структур, уровень использования открытых пространств и сельхозугодий.
"Концепция пространственного развития" разрабатывается по инициативе представительного органа власти и им одобряется. Статус документа - рекомендательный. Концепция в обязательном порядке подлежит общественному обсуждению.
Административным лицом, ответственным за разработку и обсуждение концепции, является Глава Администрации города или Главный архитектор, в случае делегирования ему этого права. Глава Администрации города вносит концепцию в органы представительной власти для одобрения в установленном Уставом города порядке.
Б. План использования территории города - основной (управленческий) планировочный документ, регламентирующий осуществление градостроительной деятельности (градостроительных изменений) “План...” реализует в терминах допустимых градостроительных изменений идеи “Концепции...”.
“План...” регламентирует градостроительную деятельность по двум группам параметров: профессиональным-градостроительным и управленческим.
“Планом использования территории", как минимум, устанавливаются следующие территориальные границы зон/районов города с различными регламентами градостроительной деятельности:
“План использования территории"" утверждается представительной властью города и содержит решения, которые обязательны:
для Администрации города, при подготовке, согласовании и утверждении градостроительных, плановых и проектных документов нижестоящих уровней;
для всех физических и юридических лиц, предполагающих проведение и производящих градостроительные изменения.
“План..." является юридическим основанием для предоставления свидетельств о градостроительном разрешении.
"План использования территории" состоит из:
Б.1. План первоочередных градостроительных мероприятий. На основании и в развитие утвержденного Плана использования территории города на период от 3-х до 5-ти лет Администрация города разрабатывает Общий план первоочередных градостроительных мероприятий, имеющих обоснованный общественный интерес.
Общий план первоочередных градостроительных мероприятий состоит из Муниципального плана первоочередных градостроительных мероприятий и Плана первоочередных градостроительных предложений ("Свободный”, "открытый" для частных инвестиций план"), а также, в случае необходимости, включает в себя План оздоровительных градостроительных мероприятий.
К объектам Общего плана первоочередных градостроительных мероприятий относятся, как правило, объекты:
Муниципальный план первоочередных градостроительных мероприятий - часть Общего плана, ответственность за осуществление мероприятий (финансовое и ресурсное обеспечение) которого принимают на себя органы местного самоуправления города (иными словами мероприятия этого плана должны быть обеспечены, например, "самостоятельной строкой" в утвержденном бюджете города).
Вторая, не коммунальная, ("свободная") часть утвержденного Общего плана первоочередных градостроительных мероприятий составляет пакет градостроительных предложений органов местного самоуправления, осуществление которых будет стимулироваться ими не финансовыми средствами (аукционы, конкурсы, тендеры, налоговые и кредитные льготы и т.п.)
План оздоровительных градостроительных мероприятий (Реконструкция, реставрация, санация территорий, зданий и сооружений) является составной частью первоочередных планов градостроительного развития. Он актуален при проведении большого объема градостроительных работ в условиях сложившейся застройки. В ходе разработки Общего Плана первоочередных градостроительных мероприятий целесообразно его структурное выделение, обеспечивающее самостоятельность данного плана при рассмотрении и принятии решений.
Предметом плана реконструктивно-оздоровительных мероприятий является перечень объектов городской недвижимости (территорий, отдельных владений, зданий и сооружений), имеющих обоснованный общественный интерес, и относительно которых проведение реконструкции, реновации, модернизации, ремонта возможно в реально инвестируемое время (3-5 лет). Составление "Плана оздоровительных мероприятий" осуществляется на основе запросов инициаторов градостроительных оздоровительных мероприятий к Администрации города.[10]
Обновление плана реконструктивно-оздоровительных мероприятий осуществляется с периодичностью 5 лет, если иное не предусмотрено решением о его утверждении.
Принятое представительной властью “Решение по оздоровлению среды города, сохранению зданий и сооружений и самобытности городских зон” является нормативным актом и служит основанием для признания градостроительных оздоровительных мероприятий объектом общественного интереса. В этом случае на объекты недвижимости, признанные общественно значимыми, может быть распространено право их приоритетного и/или принудительного выкупа в муниципальную собственность.
Городские градостроительные программы, проекты застройки объектов муниципального заказа и коммерческого строительства. Документация этого блока разрабатывается и утверждается согласно устанавливаемому органами местного самоуправления или Уставом города порядку. Состав и содержание документации определяются предполагаемыми ими мероприятиями в рамках реализации программных документов Плана использования территории города и принятых для этих документов регламентов осуществления градостроительной деятельности.
Городские нормы и правила застройки. Формулируются как функциональные и технические требования, предъявляемые к проектированию застройки и осуществлению градостроительной деятельности на территории города. Должны учитывать градостроительные особенности сложившихся городских районов и вновь осваиваемых территорий, устанавливать отвечающие этим особенностям правила проектирования и строительства. Они разрабатываются с использованием норм, правил, нормативов, содержащихся в соответствующей Федеральной и региональной градостроительных и строительных нормативных базах, с учетом городской специфики. Строятся в соответствии с составом и структурой указанных документов. В случае использования неизменяемых нормативно-технических положений Федеральных и региональных градостроительных и строительных норм и правил в “Городских нормах и правилах застройки” используется метод ссылок на них.
“Городские нормы...” разрабатываются Администрацией города, утверждаются Главой Администрации города и обязательны к применению при проектировании и осуществлении градостроительных изменений на территории города.
Предлагаемая система управления (организационная структура и наиболее важные в содержательном смысле нормативно-правовые документы) направлена на создание условий для нормативно-правого управления деятельностью с городской недвижимостью. Обеспечение цивилизованного порядка в организации городской жизнедеятельности, формирование благоприятной и безопасной среды проживания в городах сегодня возможно лишь при условии оформления правового пространства в этой сфере. Это же условие, по нашему мнению, необходимо и для того, чтобы деятельность с городской недвижимостью заняла достойное место в деятельности органов местного самоуправления, получила новый импульс своего собственного развития.
[1] Под городской недвижимостью в данной работе мы понимаем землю (земельные владения), здания и сооружения неразрывно с ней связанные и расположенные на территории, подлежащей юрисдикции муниципального образования. Следует подчеркнуть, что в понятие городской недвижимости включаются все без исключения недвижимые объекты, независимо от формы их собственности: муниципальной (местного самоуправления) собственности, государственной и частной.
[2] Поэтому составной частью работы, так же направленной на решение поставленной в ней цели, является описание варианта прогнозной, программной и проектной нормативно-правовой планировочной градостроительной документации в качестве элемента (и, по нашему мнению, чрезвычайно важного), встроенного в систему нормативного управления функционированием и развитием городской недвижимости.
[3]Под изменениями городской недвижимости мы понимаем весь спектр возможной деятельности с нею: это и изменение прав собственности, и эксплуатация ее (сдача в аренду и субаренду), и изменение функционального назначения и условий (интенсивности) использования, и всякого рода градостроительные изменения - застройка землевладения, строительство, ремонт, реконструкция и т.п.
[4] К таким аспектам мы относим, по меньшей мере: регулирование отношений собственности в сфере городской недвижимости, эксплуатацию (использование) муниципальной недвижимой собственности, градостроительство (градоустройство, градорегулирование), регулирование земельных отношений, техническую инвентаризацию городской недвижимости, регистрацию (ведение единого городского Реестра) городской недвижимости.
[5] Которые, в свою очередь, должны охватить весь управленческий процесс в городе, стать той бюрократической канвой деятельности органов местного самоуправления, которая исключит рассогласованность действий, упорядочит процесс принятия управленческих решений и приведет, в конечном итоге, к минимизации ошибок в управлении городскими процессами.
[6] Здесь нет нужды приводить большое количество конкретных примеров. Достаточно очевидно, что многие наши города утеряли свое своеобразие, велики потери историко-культурного наследия, экологическая ситуация не благополучна, условия жизни горожан, несмотря на гигантские объемы жилого строительства, далеки от общепринятых норм комфортности и т.д. Во многом, как уже говорилось, это обусловлено тем типом городского управления, который у нас доминировал и доминирует во многих случаях сегодня.
[7] На местах часто приходится сталкиваться с мнением, высказываемым должностными лицами органов исполнительной власти, о том, что, не нужно, да и не возможно организовать процессы непосредственного участия жителей в решении городских проблем; достаточно наладить лишь системы их информирования, да и то дозированного. В противном случае, по их мнению, деятельность администрации будет парализована, так придется заниматься лишь объяснениями с жителями и некогда будет “рулить”. По нашему мнению, это глубокое заблуждение. Одной информации о положении дел в городе недостаточно для формирования продуманного общественного мнения. Кроме того, в деле достижения гражданского согласия большую роль играют лидеры мнения (авторитетные, уважаемые в городском сообществе жители города). Необходимо дать им реальную возможность (организационную нормативно оформленную) принимать участие в решении городских проблем. Это могут быть городские Коллегии, Советы старейшин и т.п.
[8] Далее, для удобства изложения, перейдем к формальному описанию упомянутых цели, задач и функции организационной структуры Администрации города по управлению городской недвижимостью. Для этого же введем ее условное название - Департамент управления городской недвижимостью (Департамент). Это ни в коем случае не несет содержательной нагрузки; название может быть любым, отвечающим вкусам и традициям органов городского самоуправления, но позволяющим связать многообразие стоящих перед оргструктурой задач и возможности ее организационного наполнения.
[9] Нормы и правила, с помощью которых в той или иной форме осуществляется регулирование деятельности в области градостроительства, существуют в большинстве стран уже давно. Первоначально эти нормы и правила базировались на местных традициях и были различными не только в различных странах или регионах, но и в отдельных городах.
Главная цель системы градостроительных нормативно-правовых документов в принципе одинакова в большинстве стран, а именно обеспечение правового порядка ведения градостроительной деятельности и контроля за ее осуществлением для создания благоприятной и безопасной среды проживания населения в городах, их целесообразной планировки и инженерно-технического оборудования. (В качестве характерного примера можно привести определение, содержащееся в Каринтийском строительном кодексе \федеральная провинция Австрии\ 1969 года: "Проекты должны отвечать требованиям безопасности, охраны здоровья, дорожного движения, цивилизованного общежития, ландшафта и характера деревни или города, устанавливаемым в соответствии с выводами ученых, в частности технических специалистов.")
В большинстве стран устанавливаются также требования в отношении социальных аспектов (в частности, относительно паритета общественных и частных интересов), принимаются во внимание соображения экономического порядка (например, компенсационный порядок отчуждения недвижимости в городах, - правовой аспект, или соображения рационального планирования инфраструктур и коммуникаций, - проектирование и управление развитием города). В некоторых случаях градостроительные документы содержат положения, разрабатываемые с целью обеспечения надлежащего использования территориальных, экономических и природных ресурсов. В последнее время дополнительной целью многих стран при разработке градостроительных норм стала экономия энергии.
Одно из основных различий систем регламентации градостроительной деятельности по странам связано с ролью правительственных и полугосударственных органов разного уровня в разработке, утверждении и установлении действенности нормативных и технических документов. С учетом этой роли можно выделить три основных вида системы регламентирования.
Первая система состоит из нормативных и технических документов, принимаемых органами власти и управления нижнего уровня, например, муниципалитетом, властями графства, штата или провинции. Обычно содержание этих документов основывается на типовом кодексе, который действует в соответствующей стране и разрабатывается центральными органами власти и управления. В рамках этой системы ряд документов, а также отдельные нормы и правила, содержащие государственные гарантии в отношении процесса и результатов градостроительной деятельности, обычно принимаются правительством страны и утверждаются парламентом.
В некоторых странах существует многоступенчатая система градостроительных норм и правил и объединяющих их документов. В этих странах национальные законы формулируются парламентом, правительством и правительственными учреждениями. На региональном и местном уровне к ним добавляются документы, принимаемые соответствующими органами власти и управления, расширяющие содержание национальных законов применительно к условиям административно-территориальной, национальной и историко-культурной специфики. Большая часть требований, предъявляемых к характеристикам в технической области (включая сюда процедуры "физического планирования", состав и содержание прогнозной, планировочной и профессионально-технической документации) разрабатываются уполномоченными компетентными профессиональными организациями. Зачастую такие требования представляются в форме технических правил и инструкций ("строительных норм"), действующих в масштабах всей страны и/или некоторого региона, а в некоторых случаях и конкретного города.
В рамках третьей основной системы регламентирования на территорию всей страны распространяется действие основного закона о градостроительстве ("физическом планировании"), содержащего установления наиболее общего характера с ограниченной сферой прямого действия. Каждый субъект государственного административно-территориального устройства и большинство поселений имеют собственные, значительно более подробные правовые установления, хотя и непротиворечащие предписаниям основного закона, но содержащие расширительные толкования этих предписаний и равнозначные ему на территории соответствующей юрисдикции. В этой системе техническая документация, а также нормы и правила, разрабатываемые правительством также носят ограниченный характер, но дополняются более или менее официальными правилами.
Существуют также смешанные системы регулирования.
[10] В качестве инициаторов могут выступать, владельцы/пользователи недвижимости, частные лица, административные органы и общественные организации.