Содержание раздела
Оглавление:
Вопрос об экономическом развитии городов, равно как и других
типов поселений, не является принципиально новым. Города существуют
давно, и основой жизнеобеспечения, повышения качества жизни населяющих
их людей всегда была экономическая деятельность населяющих эти
города людей.
Однако экономическая среда, в которой существуют города, в настоящее
время меняется очень быстро. Происходит ее интернационализация:
стремительно формируются общемировые рынки, происходят процессы
политической и экономической интеграции, стремительно развиваются
и распространяются новые технологии, в том числе транспорта и
связи. Практически исчезли препятствия для свободного перетока
по всему миру инвестиций, составляющих основу экономического развития
городов, обеспечивающих их налоговую базу и занятость их жителей.
По большому счету, только соображения безопасности и максимальной
прибыльности на вложенные средства влияют на решение инвестора.
Самодостаточное автаркичное развитие поселений стало невозможным,
города и регионы находятся в состоянии растущей конкуренции в
сфере привлечения капиталов. Ответом на изменение условий для
многих городов во всем мире стал комплексный подход к собственному
экономическому развитию, основанный на стратегическом планировании
на более или менее длительный срок.
Применительно к современной России можно говорить о качественном
изменении ситуации с местным экономическим развитием. С принятием
в 1993 г. новой Конституции Российской Федерации, отделившей местное
самоуправление от государственной власти, и нескольких базовых
законов, определивших основные принципы местного самоуправления,
российские муниципалитеты получили определенную самостоятельность.
Она основана на разграничении компетенции различных уровней власти,
определении предметов совместного ведения и передачи части полномочий
сверху вниз. Экономической основой местного самоуправления в России
стало право самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью
и местными финансами.
Вместе с тем развитие городов, как и других муниципальных образований
России, происходит в сложных условиях переходного периода. Обострились
неизжитые пороки наследия предшествующего периода, обозначились
новые проблемы слишком быстрой смены общественно-политической
формации.
Сохраняются перекосы в экономической и социальной структуре муниципальных
образований, сформировавшиеся в условиях командно-административной
системы и советской плановой экономики. Города развивались, выполняя
заданную “сверху” функцию в рамках так называемой “политики размещения
производительных сил”, ориентированной на максимальную комплексность
и взаимосвязь, и часто - на экономическую “монофункцию”. Для городов,
буквально брошенных в условия рыночных отношений, оказывается
чрезвычайно сложно изменить обладающую огромной инерцией отраслевую
и территориальную структуру своего хозяйства, к тому же привязанную
к местным условиям. В новых экономических условиях, вызвавших
кризис целого ряда отраслей российской экономики, попали в тяжелейшее
положение города, насыщенные оборонными, текстильными, угледобывающими
предприятиями. Особенно тяжелым этот процесс оказывается в так
называемых монопрофильных городах (градообразующая база которых
представлена одним предприятием или несколькими предприятиями
аналогичного профиля), к числу которых относится большинство так
называемых “малых” городов. Специфические проблемы развития возникают
у городов с ценным историко-культурным наследием, у городских
поселений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним территориях, городах со сложной экологической ситуацией.
Условия развития городов осложняются определяются тем, как сегодня
строятся отношения муниципалитетов с федеральными органами и органами
субъекта федерации. К числу наиболее существенных вопросов можно
отнести формирование достаточной и стабильной финансово-экономической
основы развития, а также сохраняющуюся на федеральном и региональном
уровнях правовую неопределенность в ряде важнейших сфер городского
развития. Далеко не всегда города могут выработать взаимоувязанные
с субъектом Федерации программы развития в сфере пересечения общих
интересов, например по использованию сырьевой базы для перерабатывающей
промышленности, производству продукции локального потребления,
совместному развитию и использованию объектов транспортной и иной
инфраструктуры, использованию межселенной территории, внедрению
экологических программ и так далее.
Таким образом, “внешняя” среда экономического развития российских
городов, хотя и меняется, остается очень непростой. Однако только
ее сложностью дело не ограничивается. Все более заметной становится
проблема разобщенности действий внутри самих городов. Положительный
эффект от успехов в той или иной сфере экономического и социального
развития не достигает тех значений, которые могли бы быть получены
в результате системной работы. В настоящее время в ряде российских
городов - от более чем четырехмиллионного Санкт-Петербурга до
подмосковного Дзержинского с населением менее 40 тысяч человек
- происходит объективный процесс перехода от “прорывов” в отдельных
направлениях к формированию единой стратегии экономического развития
города, оформляющейся в различные концепции, планы, программы
и т.д.
В идеале деятельность администрации и других представителей города,
связанная с экономическим развитием города, нацелена на мобилизацию
всех возможных городских ресурсов, независимо от формы собственности
и управления. Сразу организовать такую всеобъемлющую работу бывает
сложно, однако практика показывает, что многие шаги в этом направлении
бывают достаточно эффективны. Городская администрация может начать,
например, с комплексного улучшения своей организационно-управленческой
деятельности, ориентированной на создание благоприятного хозяйственного
климата в городе. Крайне важным представляется уже само наличие
документа, регулирующего экономическое развитие: во-первых, собственное
население видит готовность властей к совместным действиям, во-вторых,
потенциальный инвестор получает подтверждение нацеленности местных
властей на длительную стабильную работу.
Осознавая актуальность этой проблематики, Фонд “Институт экономики
города” начал проект “Экономическое развитие городов”, ориентированный
на содействие российским городам в деле комплексного экономического
развития.
Вряд ли найдется город, руководители которого отрицательно ответят
на вопрос о том, нужно ли в принципе заниматься его экономическим
развитием. Вместе с тем существуют самые разные варианты ответа
на вопрос о том, что такое экономическое развитие городов, и с
какими целями его следует осуществлять. В настоящей брошюре предлагается
исходить из положения о том, что:
Экономическое развитие города есть комплексный управляемый
процесс изменений в городской экономике, направленный на улучшение
жизни городского сообщества.
Это определение исключает некоторые специальные случаи, связанные,
например, с невозможностью дальнейшего существования того или
иного поселения в изменяющихся экономических условиях. В целом
предлагается исходить из постулата сохранения и развития городского
поселения; при этом задачами экономического развития выступают:
1. Развитие городской экономической базы для:
(а) укрепления налоговой базы города и совершенствования ее структуры;
(б) роста и качественного улучшения показателей занятости населения
города.
2. Укрепление финансового состояния города за счет:
(а) максимизации доходов;
(б) сокращения неэффективных расходов.
3. Улучшения показателей качества жизни городского населения
путем достаточного финансирования и эффективного выполнения социальных
программ
Субъект экономического развития - структуры городского
управления, которые действуют по поручению городского сообщества,
привлекают к процессу развития компетентных представителей городского
сообщества и взаимодействуют с административными структурами более
высокого уровня (региональными и федеральными).
Объект экономического развития - городская экономика,
которая по отношению к муниципальным властям может быть подразделена
на:
объекты прямого управления - муниципальные финансы, земли,
недвижимость, имущество, находящееся в муниципальной собственности
или переданные муниципалитету в управление, муниципальные предприятия,
организации и учреждения, муниципальный жилой фонд.
объекты косвенного управления - хозяйственные предприятия
и другие объекты, не являющиеся муниципальной собственностью,
или не переданные муниципалитету в управление, но расположенные
на территории муниципального образования.
· Работа над планом должна производиться с учетом видения долгосрочных
перспектив развития города всем городским сообществом, а также
с учетом интересов внешних субъектов городского развития, прежде
всего органов власти субъекта федерации и федерального центра.
Для этого принятию плана городского развития должна предшествовать
тщательная работа по выяснению интересов всех “участников” процесса
развития.
· По содержанию стратегический план развития должен охватывать
все направления развития города: экономическое, социально-культурное,
градостроительное, экологическое и прочие. План должен представлять
собой прогностический документ с определенным генеральным сценарием
развития, однако одновременно он должен быть достаточно подробным,
содержать расшифровку и развитие намеченных целей развития. Стратегический
план нового типа, соответствующий современной экономической реальности,
должен быть рассчитан на 5-10 лет вперед.
· План развития города должен создаваться на основе тщательного
анализа состояния и перспектив развития социально-экономической
и политической ситуации в стране, регионе и городе, а также с
учетом материальных, интеллектуальных и прочих ресурсов, которыми
располагает, или которые может реально привлечь город на цели
своего развития.
· По форме стратегический план рассматривается как совокупность
целевых программ, развернутых в схемы задач и конкретных мероприятий
с примерной оценкой их стоимости, ожидаемого эффекта и определением
конкретных разработчиков и исполнителей. Формально не являясь
директивным документом, Стратегический план должен иметь статус
юридического документа, принятого городским представительным органом.
· Важнейшей чертой плана должна быть гибкость по сравнению с
традиционным генеральным планом развития. Собственно уже реализация
плана подразумевает его периодическую конкретизацию, в частности,
в форме более жестких годовых планов. Кроме того, по мере необходимости
и сам стратегический план должен меняться и уточняться в соответствие
с изменениями социально-экономической ситуации, взглядов городского
сообщества на развитие города. Этот подход подразумевает сочетание
двух элементов планирования: (1) стратегического, в ходе которого
создается общее перспективное видение города и концепция его развития;
(2) оперативного, в ходе которого разработанная концепция насыщается
конкретными программами.
Процесс планирования экономического развития города имеет сходство
с процессами стратегического планирования в бизнесе. Он состоит
из пяти основных этапов:
1. Организация работы по планированию.
2. Изучение условий экономического
развития города.
3. Разработка концепции экономического
развития.
4. Разработка целевых программ,
их объединение в план.
5. Выполнение плана.
Ниже рассмотрены основные характеристики каждого из этапов.
Этап 1. Организация работы по планированию
Инициирование работы
Экономическое развитие города может быть успешным только в случае,
если оно инициировано городским руководителем, осуществляется
при его лидерстве. Прежде всего городской лидер должен убедить
городское сообщество в необходимости принятия и реализации плана
городского развития, а также преодолеть противодействие оппонентов.
Впоследствии функции практического организатора работы по планированию
могут быть переданы другому лицу, например, сотруднику городской
администрации достаточно высокого ранга, получившему соответствующее
официальное поручение. Однако в любом случае необходимо сохранение
всесторонней и постоянной политической поддержки главы города.
Зарубежный, в частности американский, опыт показывает, что наиболее
часто именно недостаток политической поддержки явился причиной
провалов программ экономического развития муниципалитетов.
Организация работы
Разработка плана предполагает длительную, профессиональную работу
относительно небольшого коллектива профессионалов, специалистов
в различных сферах городского управления. Эта деятельность требует
значительных финансовых, интеллектуальных и организационных ресурсов,
а также координации работы многих привлекаемых участников.
Чаще всего функции планирования экономического развития возлагаются
на существующие в составе городской администрации подразделения
- комитеты по экономике, отделы социально-экономического развития
и т.п. Однако такой подход не всегда эффективен. В силу ряда для
города может оказаться более удобным привлечь к разработке плана
стороннюю организацию, компетентную в вопросах городского экономического
развития. Дополнительным плюсом привлечения “внешней” по отношению
к администрации организации может стать ее “неангажированность”,
самостоятельность оценок существующей ситуации в городе и выработки
сценариев его развития.
Выбирая ту или иную модель организации работы по разработке плана
экономического развития города, администрация прежде всего должна
ответить на вопрос - какой уровень контроля за ходом экономического
развития города она хочет иметь? Кроме того, при выборе модели
необходимо учитывать множество различных факторов, в частности:
- масштабы работы, ожидаемый круг задач;
- наличие или отсутствие соответствующих структур в составе городской
администрации, других организаций в городе, которые могли бы принять
участие в такой работе;
- количество общественных ресурсов (финансовых, кадровых, прочих),
которое администрация может израсходовать на разработку плана;
- активность и организованность жителей, возможность их привлечения
к работе и прочее.
Привлечение к работе по планированию экономического развития
города внешней организации может осуществляться двумя путями:
1. Заключение договора на оказание консультативных
услуг с уже существующей организацией (городской или какой-либо
другой).
2. Создание в городе новой организации специально
для решения задач планирования экономического развития, например
Агентства экономического развития (АЭР). В этом случае
город может выступить как учредитель такого Агентства, используя
в качестве уставного фонда собственные интеллектуальные, информационные
ресурсы, передавая создаваемой организации объекты недвижимости
или другое имущество.
Весьма показательным и интересным для сравнения представляется
информация о моделях организации экономического развития в городах
США, а также о частоте использования тех или иных моделей в американских
городах, признавших свою стратегию развития успешной (табл. 1
и 2 ).
Таблица 1. МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ В США
Модели с преимущественным
участием местных правительств
Ведущая организация
|
Объекты развития
|
Степень контроля
местным правительством
|
Потребность
в финансировании из общественных фондов
|
Отдел экономического развития в местном правительстве
|
Все муниципальное образование
|
Высокая
|
Высокая
|
Агентство по развитию депрессивных районов
|
Центр города, депрессивные районы
|
Высокая
|
Высокая
|
Администрация порта (аэропорта)
|
Транспортные системы местного/регионального уровня
|
Высокая
|
Средняя
|
Администрация региональной зоны экономического развития
|
Регион (штат) или его часть
|
Низкая- высокая
|
Низкая-высокая
|
Администрация специальной налоговой зоны или района специального
обслуживания
|
Ограниченное число территорий или объектов целевого развития
(районы города, улицы, канализационные системы, автостоянки,
дороги, пр.)
|
Высокая
|
Низкая
|
Частная добровольная ассоциация (местное правительство
участвует наравне с другими членами)
|
Местные и региональные: специальные коммерческие зоны,
центральные деловые районы
|
Низкая-средняя (зависит от системы представительства и
комплектации штата)
|
Низкая-средняя (финансовые или нефинансовые взносы)
|
Модели с преимущественным
участием частных структур
Частная корпорация местного развития (прибыльная или неприбыльная)
|
Местные и региональные: специальные коммерческие зоны,
центральные деловые районы
|
Низкая-высокая (зависит от степени участия местных официальных
лиц)
|
Низкая-высокая (зависит от степени финансового участия
местных правительств)
|
Частная добровольная ассоциация (основные участники - коммерческая
палата, торговая ассоциация, др.)
|
Местные и региональные: муниципалитеты в целом, городские
центры, коммерческие зоны, торговые центры; возможна ориентация
на рекламные кампании, культурные события, ярмарки и т.д.
|
Низкая
|
Низкая
|
Таблица 2. ЧАСТОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ
РАЗВИТИЮ В ГОРОДАХ США
(Данные по городам, признавшим свою стратегию развития успешной)
С преимущественным участием местных правительств
|
45%
|
С сопоставимым участием местных правительств и частных
структур
|
35%
|
С преимущественным участием частных структур
|
15%
|
Не дали четкого ответа
|
5%
|
Опыт работы экспертов Фонда “Институт экономики города“ по проекту
“Экономическое развитие городов” в городах России также показал
преимущественную ориентацию на первые два варианта: в частности,
в Архангельске координация работы по экономическому развитию возложена
на комитет по экономическому развитию городской администрации,
в Пскове - совместно на комитет по экономике и независимый Центр
регионального планирования и развития территорий.
Агентство по экономическому развитию координирует работу по экономическому
развитию города и осуществляет технические функции. Однако для
организации полноценной работы необходимо привлечение к данной
деятельности компетентных представителей городского сообщества,
представляющих интересы всего населения. Одним из способов может
стать формирование временной рабочей группы из числа сотрудников
Агентства и других представителей города, которые могут привлекаться
к работе по планированию экономического развития (главным образом,
на общественной основе). В таблице 3 приводится пример организации
такой группы в американских городах.
Таблица 3. ТИПИЧНЫЙ СОСТАВ ГРУППЫ ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА В США
Мэр или городской управляющий
Директор финансового департамента
Представители местной Коммерческой палаты
Представители крупнейших местных банков
Представители основного местного бизнеса
Представители компаний коммунальных служб
Представители железнодорожной компании
Управляющий аэропорта
Представители фирм, работающих с недвижимостью
Представители школьного округа
Представители местного университета или колледжа
Представители местного совета по профессиональному обучению
Представители организаций горожан по месту жительства
|
Работа по организации рабочих групп в российских городах сталкивается
с определенными трудностями, в частности с привлечением к данной
работе представителей городского бизнеса, а также высших городских
чиновников. Видимо, по мере развития практики городского экономического
планирования участие компетентных лиц города в такой работе получит
большее распространение. Так, в городе Пскове была принята вторая
модель организации работы по городскому планированию, подразумевающая
сопоставимое участие администрации и независимой структуры - Центра
экономического планирования при Псковском политехническом институте
(табл. 4).
Таблица 4. РАБОЧАЯ
ГРУППА ПО ПОДГОТОВКЕ ПЛАНА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ПСКОВА
Администрация города:
Заместитель начальника комитета по экономике, руководитель
группы
Заведующий отделом социально-экономического развития, комитет
по экономике, заместитель руководителя группы
Сотрудник отдела социально-экономического развития, комитет
по экономике
Сотрудник отдела экономики малого бизнеса, комитет по экономике
Сотрудник отдела экономического анализа, городское финансовое
управление
Центр регионального планирования и развития территорий:
Генеральный директор центра
Эксперт, заместитель генерального директора
Псковский политехнический институт:
Заместитель директора по экономике
Псковская коммерческая палата:
Директор
Фонд “Институт экономики города”:
Руководитель проекта
Эксперт проекта
|
Итогом данного этапа должны стать два распоряжения мэра
города:
1. О создании структуры, занимающейся экономическим развитием
города (Агентство экономического развития) или о наделении соответствующими
полномочиями существующей структуры в администрации города. В
распоряжении должны определяться статус организации, ее состав,
сроки работы, бюджет и другие ресурсы, полномочия.
2. О создании временной рабочей группы, в котором определяется
ее состав, сроки работы, бюджет и другие ресурсы, полномочия.
Фонд “Институт экономики города” разработал совместно
с городами-партнерами по проекту “Экономическое развитие городов”
пакет документов:
1. Учредительные документы для создания Агентства экономического
развития города.
2. Типовой проект договора администрации города и Агентства
экономического развития города на оказание консультационных услуг
в сфере экономического развития города.
3. Проекты распоряжений о создании Агентства экономического
развития и временной рабочей группы.
Этап 2. Изучение условий экономического развития города
Первой задачей созданного в городе Агентства экономического развития
должна стать работа по проведению анализа состояния и перспектив
развития социально-экономической и политической ситуации в городе,
а также по учету материальных, интеллектуальных и прочих ресурсов,
которыми располагает, или которые может реально привлечь город
на цели своего развития.
Основная часть работы проводится с участием специалистов подразделений
городской администрации (комитет по экономике, городское финансовое
управление и другие) и с использованием предоставленных городом
информационных ресурсов. По мере необходимости и возможности оплаты
к работе могут привлекаться внешние эксперты различных организаций.
Целесообразно к процедуре сбора материалов и их обработки привлекать
студентов местных высших учебных заведений.
Изучение условий экономического развития города может проводиться
в следующих основных направлениях:
Анализ позиций участников процесса экономического развития
Предназначен для выявления:
· Проблем и мнений
всех заинтересованных групп местного сообщества, а также для формирования
атмосферы общественной поддержки процесса экономического развития.
· Позиций внешних по
отношению к местному сообществу групп, оказывающих или способных
оказать влияние на его экономическое развитие.
Метод осуществления: интервьюирование, изучение социологических
опросов.
К фокусным группам относятся, например:
- Городская представительная и исполнительная власть
- Городские бизнесмены
- Лица наемного труда
- Организации жителей города
- Потенциальные инвесторы
- Туристы
- Областное и федеральное руководство
Обзор внешней среды
Способ для изучения всех элементов природно-географической и
социально-экономической среды (на уровне страны, региона), которые
оказывают влияние на экономическое развитие города:
- Географическое положение
- Природные условия, экология
- Демографические сдвиги
- Социальные и политические изменения в структуре общества
- Экономические условия: финансовое положение в стране и регионе,
занятость, возможности для развития бизнеса: финансирование
экономического развития, общественная поддержка, уровень развития
маркетинга.
- Конкурентная среда: как выглядит регион, в котором расположен
город, в сравнении с другими, особенно с соседними регионами;
как выглядит город в сравнении с другими городами.
Оценка ресурсов города
Природные:
Минеральные, энергетические, рекреационные, прочие.
Ресурсы территории и недвижимости:
Проведено ли зонирование, готовы ли объекты недвижимости к
рыночной реализации?
Инфраструктурные:
Транспортное положение, обеспеченность объектами транспортной
структуры, средствами телекоммуникации, водо-, энергоснабжения,
канализации и утилизации отходов.
Финансовые:
Все возможные источники средств - бюджет, внебюджетные средства
города, коммерческие (банки), средства региональных и федеральных
программ. Возможности привлечения заемных средств, прочее.
Трудовые:
Численность, половозрастной состав, численность и структура
трудоспособного населения, профессиональный состав, образовательный
уровень, стоимость рабочей силы.
Организационные:
Уровень организации городского управления, наличие общественных
и коммерческих организаций, которые могут быть использованы городом
(университеты, ассоциации, коммерческие палаты и прочее). Политические
силы, которые могут содействовать или препятствовать развитию.
Информационные:
Существует ли в городе собранная маркетинговая информация? Насколько
город готов использовать ее для разработки плана развития и предоставления
потенциальным инвесторам.
Итогом данного этапа должен стать отчет с анализом состояния
и перспектив развития социально-экономических и политических условий
экономического развития города, с более подробной характеристикой
ресурсов. Кроме того, в отчете должны быть сформулированы предложения
по целям развития, которые будут закладываться в будущий план,
и тщательное обоснование этих целей. Отчет должен быть представлен
на семинаре рабочей группы.
Фонд “Институт экономики города” завершает разработку
типовой схемы анализа социально-экономической ситуации с перечнем
важнейших показателей и методиками их расчета. Совместно с городами-партнерами
по проекту “Экономическое развитие городов” будет проводится апробация
данной схемы.
Этап 3. Разработка концепции экономического развития
Рабочая группа изучает подготовленные материалы и рекомендации
и на основе этого составляет принципиальную схему целей- задач-программ
по следующему алгоритму:
1. Формирование перспективного “видения” города - то,
как группа представляет его в самых общих чертах (растущий-нерастущий,
промышленный-торговый-туристический центр и т.д.)
2. Определение в соответствии с “видением” целей экономического
развития города. Цели представляют собой основные направления
перспективного движения города. Цели немногочисленны, могут различаться
по: (1) приоритетности, (2) очередности исполнения, (3) обязательности
исполнения, то есть включать в себя рекомендуемые городу в обязательном
порядке и “вариантные”, то есть те, которые могут быть приняты
или не приняты в зависимости от избранного сценария развития.
3. Составление целевых программ, где поставленные цели
насыщаются более конкретными задачами и, по возможности, инструментами
экономического развития.
Составление концепции производится рабочей группой и приглашенными
экспертами в два этапа:
1. Заседание рабочей группы, на котором производится:
(1) ознакомление с материалами предварительного изучения условий
и (2) коллективная выработка схемы “видение города-цели-задачи”
с использованием специальной методики (SWOT-анализ, “мозговой
штурм” и т.п.)
2. Работа рабочей группы в течении 1-2 месяцев в подгруппах
для уточнения предложенной схемы, насыщения ее предложениями по
использованию инструментов, исполнителей, оценки необходимых ресурсов
и сроков.
В таблице 5 приводятся результаты проведения SWOT-анализа, проведенного
на заседании рабочей группы по разработке плана экономического
развития города Пскова.
Результатом этапа должна стать Концепция развития города, представляющая
из себя пакет документов, в который входят материалы по изучению
условий экономического развития города и уточненная схема предложений
по развитию города. Концепция является, с одной стороны, прогностическим
документом, с другой - содержит в себе достаточно четкую схему
перспективного развития города (возможно - несколько сценариев)
с приблизительной оценкой необходимых ресурсов и сроков выполнения.
Концепция впоследствии представляется на рассмотрение руководству
города. Ее утверждение должно сопровождаться поручением практической
разработки утвержденных целевых программ.
Ниже приводится перечень программ, предложенных экспертами Фонда
“ИЭГ” администрации города Пскова:
“Привлечение инвестиций и поддержка существующей промышленности”
“Реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства”
“Развитие малого бизнеса и создание условий роста занятости”
“Развитие международного транспортного узла”
“Развитие туризма”
Фонд “Институт экономики города” может оказать методическое
содействие в проведении семинара и разработке плана, предложить
типовую схему Концепции экономического развития города и набор
инструментов экономического развития.
Этап 4. Разработка целевых программ, объединение их в план
Переход к этому этапу происходит только после решения руководства
города об утверждении Концепции. Разработка целевых программ заключается
в конкретной проработке каждого из утвержденных в программе мероприятий,
вплоть до подготовки бизнес-планов. Поэтому разработка каждой
программы:
· Производится специализированными
подразделениями городской администрации или внешними организациями,
привлекаемыми на договорной основе.
· Обеспечивается со стороны городской
администрации финансовыми, информационными, кадровыми и прочими
ресурсами.
Важным элементом разработки целевых программ является уточнение
набора инструментов экономического развития города, то
есть тех практических мероприятий, реализация которых обеспечивает
выполнение поставленных целей.
В ходе разработки каждой программы производится обязательный
просчет необходимых затрат и ожидаемого эффекта от реализации
каждого предлагаемого инструмента. В программе должны содержаться
данные о примерных сроках реализации каждого мероприятия, а также
о его исполнителях.
Первый крупный блок инструментов нацелен на повышение
эффективности использования бюджетных средств, прежде всего путем
улучшения работы жилищно-коммунального хозяйства и оптимизации
расходов на социально-культурные цели. Это направление относится
к числу наиболее срочных и позволяет “санировать” расходную часть
городского бюджета.
Фонд “Институт экономики города” располагает значительными
наработками по реформированию в жилищно-коммунальном хозяйстве.
В числе инструментов, которые могут быть реализованы с участием
экспертов Фонда, можно отметить следующие:
· Разработка местной нормативной
базы по регулированию деятельности локальных естественных монополистов;
· Экономический и технологический
аудит работы предприятий коммунального хозяйства, разработка эффективных
договорных отношений;
· Совершенствование тарифной политики;
· Разработка рекомендаций по проведению
реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры за счет заемных
средств (займы, кредиты);
· Разработка рекомендаций по передаче
на конкурсной основе объектов коммунальной инфраструктуры в доверительное
управление;
· Разработка системы внедрения
муниципального заказа;
· Внедрение конкурсного обслуживания
жилищного фонда и некоторые другие.
В настоящее время Фонд приступил к разработке проекта, связанного
с оптимизацией социальных программ.
Таблица 5. SWOT-АНАЛИЗ
ПО ГОРОДУ ПСКОВУ
Преимущества:
1. Выгодное географическое положение
2. Хорошая экологическая ситуация
3. Развитый транспорт (внутригородской и междугородный)
4. Квалифицированная дешевая рабочая сила
5. Квалифицированные управляющие кадры
6. Высокий потенциал высших учебных заведений
7. Развитая социальная инфраструктура (школы, больницы
и пр.)
8. Историческая привлекательность
9. Хорошие геологические строительные условия
10. Низкая преступность
|
Недостатки:
1. Бедность природных ресурсов
2. Отсутствие развитой связи (телефон, факс и пр.) с внешним
миром
3. Низкая доля конечного производства в структуре промышленности
4. Кризис оборонной промышленности города
5. Большой бюджетный дефицит
6. Неэффективный проблемный жилищно-коммунальный сектор
7. Низкие доходы населения, узость местного рынка
|
Возможности:
1. Активное миграционное сальдо, в том числе за счет бывших
военнослужащих
2. Наличие близлежащих рынков Москвы и Санкт-Петербурга
3. Соседство развитых регионов - Новгородская и Тверская
область
4. Соседство Прибалтики, положение приграничного региона
5. Высокие потенциальные возможности развития малого бизнеса
6. Высокие потенциальные возможности развития пищевой промышленности
и туризма
|
Угрозы:
1. Неблагоприятная демографическая ситуация (сокращение
рождаемости, старение и общее сокращение численности населения)
2. Сложности в отношениях “город-область” (губернатор Псковской
области представляет ЛДПР)
3. Рост безработицы
4. Нестабильность законодательной базы, в том числе определяющей
условия экономической деятельности (налоги и пр.)
5. Соседство с Белоруссией (ввоз дешевой продукции, отток
денежной наличности)
6. Инвестиционная конкуренция со стороны Новгородской,
Тверской областей и других регионов
|
Второй крупный блок инструментов связан с улучшением “хозяйственной
среды” в городе, то есть создание благоприятных условий для сохранения
и развития существующего в городе и привлечения нового бизнеса,
для расширения налоговой базы и занятости. Данное направление
является более масштабным, дорогостоящим, его эффект может проявляться
не столь быстро и очевидно.
Прямые управляющие функции города по отношению к бизнесу (финансирование,
оперативное управление и прочее) в связи с новыми экономическими
реалиями резко уменьшаются. Они носят ограниченный характер и
касаются, в частности: 1) совершенствования и диверсификации отраслевой
структуры городского хозяйства; 2) патронирования ограниченного
числа социально важных для города предприятий (градообразующих
и пр.). Сложность использования ряда инструментов по созданию
“хозяйственной среды” увеличивается также узостью полномочий муниципальных
властей.
Создание “хозяйственной среды” для стимулирования сохранения
существующего и развития нового бизнеса, может осуществляться
с помощью комплекса инструментов финансового и нефинансового характера.
Финансовые инструменты нацелены на улучшение условий работы бизнеса
главным образом в следующих направлениях:
- Налоговая политика (налоговые льготы, налоговый кредит, льготное
кредитование - чаще всего для стимулирования инвестиций, реже
для поддержания существующих предприятий).
- Политика гарантий местной администрации (главным образом
для привлечения кредитов).
- Прямое финансирование проектов (обычно для финансирования
программ развития социальной инфраструктуры).
Нефинансовые инструменты представляют собой в большей степени
организационные мероприятия. Перечень их достаточно велик, к наиболее
распространенным относятся:
- Повышение качества и доступности коммунальных услуг (модернизация
объектов, расширение сетей, снижение тарифов).
- Совершенствование транспортной инфраструктуры (улучшение
и расширение сети дорог и сопутствующих объектов, развитие аэропортов
и т.д.)
- Совершенствование системы предоставления земли и недвижимости
(зонирование, система продажи и регистрации прав владения, наведение
порядка в налоговых и арендных платежах, подготовка городских
площадок и недвижимости к продаже или сдаче в аренду)
- Улучшение условий работы малого и среднего бизнеса (создание
центра поддержки малого и среднего бизнеса, “бизнес-инкубатора”,
программы переподготовки рабочей силы)
- Создание благоприятного имиджа города (улучшение внешнего
вида города, активная рекламная кампания)
Фонд “Институт экономики города” располагает наработками
по созданию качественной “хозяйственной среды” в городе. К ним,
в частности, относятся инструменты развития, связанные с использованием
городской недвижимости (зонирование, регистрация прав на недвижимость,
продажа земли под застройку на конкурсной основе и продажа земли
под промышленными предприятиями). В настоящее время в Фонде разрабатываются
методики налогового стимулирования развития бизнеса и создания
центра содействия инвестиционному процессу.
По завершении разработки целевые программы сводятся в единый
документ, представляющий комплексный план экономического развития
города.
Этап 5. Выполнение программ и плана в целом
План экономического развития утверждается городским руководством,
однако не является жестким директивным документом. Он представляет
из себя набор рекомендуемых программ, определяющих общее направление
работы всех представителей городского сообщества, принявших данные
“правила игры”. Агентство по экономическому развитию выступает
при этом координирующим органом, организующим работу всех подразделений
городской администрации и других городских структур.
Алгоритм выполнения плана предполагает его конкретизацию в ежегодных
планах, содержащих информацию о мероприятиях, бюджете, ответственных
и сроках. Выполнение ежегодных планов подразумевает более традиционный
жесткий контроль.
Многое в решении местных социально-экономических проблем зависит
непосредственно от самих городов, которые при условии отказа от
иждивенческих настроений, развитии собственной инициативы и предпринимательства
в состоянии добиться улучшения ситуации. Фонд “Институт экономики
города” ориентируется на активное сотрудничество с такими городами
и в своей работе по проекту “Экономическое развитие городов” исходит
из следующих принципов:
(1) в большей степени ориентироваться на конкретные реальные
механизмы экономического развития которыми могут располагать муниципалитеты,
прежде всего в сфере городской недвижимости;
(2) разрабатывать универсальную методику городского экономического
развития, содержащей набор “инструментов”, которые могут быть
адаптированы в различных российских городах;
(3) стремиться к просчету реальных затрат и ожидаемого эффекта
от выполнения предлагаемых программ;
(4) ориентироваться на длительную работу с городами, которая
не ограничивается только созданием плана. Городам будет предлагаться
комплекс работ вплоть до выполнения конкретных проектов по реформам
в сфере городской недвижимости и других секторах городской экономики.
Фонд “ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА"
Проект “ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ”
руководитель
ВЕТРОВ Герман Юрьевич, кандидат экономических наук
ведущий эксперт
ПИЛЬМАН Ирина Сергеевна, кандидат экономических наук
129010, Москва, проспект Мира, 36, тел. (095)280-07-35, факс
(095)280-18-10
е-mail: URBANINST@glas.apc.org FURBIN@dol.ru,
WWW: http://www.furbin.ru