Содержание раздела
Оглавление:
Т.Ю. Базаров, Е.А. Аксенова
С точки зрения "топографии" организационное пространство
может быть рассмотрено:
- географически (цеха, отделы...),
- функционально (каменщик, нормировщик...),
- статусно (рабочие, служащие, руководители...),
- иерархически (начальник отдела, директор завода...).
Основные типы оргструктур
Линейная организационная структура.
Преимущества линейных организационных структур:
- четкая система взаимных связей
- быстрота реакции в ответ на прямые приказания
- согласованность действий исполнителей
- оперативность в принятии решений
- ясно выраженная личная ответственность руководителя за принятые
решения
Проблемы: ограниченность количества подчиненных, которые
могут "замыкаться" на одного руководителя, т.е. ограниченность
диапазона (сферы) контроля.
С точки зрения качественных характеристик речь идет о содержании
и направлениях информационных потоков между руководителем и подчиненными,
которые могут быть не только односторонними или двусторонними
(параметр направления), но и регулятивными, информационными и
проблемными (параметр содержания). Количественные характеристики
связей в большей степени, чем качественные, поддаются измерению.
В.А.Грайкунас предложил следующую формулу расчета всех связей
в подразделении:
Количество всех возможных отношений, в которые вступает руководитель
со своими подчиненными, рассчитанное по формуле В.А.Грайкунаса,
представлено в табл. 12, из которой следует, что принципиальное
изменение количества отношений руководителя с подчиненными происходит
при увеличении числа последних с одного до двух. Согласно А.В.Грайкунасу,
если один руководитель (Р) имеет двух подчиненных (А и Б), можно
поддерживать прямые связи Р и А, а также Р и Б. Однако бывают
случаи, когда Р взаимодействует с А в присутствии Б и наоборот.
Кроме того, между А и Б существуют взаимосвязи А - Б и Б - А.
Таким образом, можно различать три вида связей между руководителем
и более чем одним подчиненным: прямые, групповые и перекрестные.
Таблица . "Число подчиненных и количество взаимосвязей
в системе "руководитель - подчиненные"
Число подчиненных
|
Количество взаимосвязей
|
1 |
1 |
2 |
6 |
3 |
18 |
4 |
44 |
5 |
100 |
6 |
222 |
7 |
490 |
8 |
1080 |
9 |
2376 |
.... |
|
18 |
2259602 |
В зависимости от соотношения количества иерархических уровней
к общему числу работников линейные оргструктуры могут быть "плоскими"
или "высокими". Однако, отдавая предпочтение тому или иному типу
линейной структуры, необходимо исходить из следующих параметров
проектируемой организации. Во-первых, какую сферу контроля за
деятельностью подчиненных предполагается возложить на руководителя:
широкую, включающую все виды активности подчиненных, или специализированную
по направлениям деятельности (узкую). Каким предполагается уровень
взаимосвязи между подразделениями: с высокой интенсивностью взаимодействия
и обмена информацией или низкой. Какова степень неопределенности
задач, решаемых структурой: низкая, когда решения известны и пути
достижения целей алгоритмизированы, или высокая. И, наконец, каков
уровень сложности задач, стоящих перед организацией. Ответы на
эти вопросы могут служить основанием для выбора типа линейной
организационной структуры.
Таблица . "Основания выбора типа линейной оргструктуры"
Параметры организации
|
Характеристика
|
Тип структуры
|
|
параметра
|
“высокая”
|
“плоская”
|
сфера контроля
|
широкая
|
|
|
|
узкая
|
|
|
уровень взаимосвязи
|
высокий
|
|
|
отдельных подразделений
|
низкий
|
|
|
уровень неопределенности
|
высокий
|
|
|
решаемых задач
|
низкий
|
|
|
уровень сложности
|
высокий
|
|
|
решаемых задач
|
низкий
|
|
|
Функциональная организационная структура
Строится по принципу распределения функций внутри организации
и чаще всего существует одновременно с линейной. Одним из подвариантов
функциональной структуры является дивизионная (департаментная)
структура, которая может быть построена по нескольким основаниям:
- продуктному (принцип "один продукт - одна структура");
- региональному или географическому (принцип "один регион - одна
структура");
- сегмент потребительского рынка (принцип "одна группа потребителей
- одна структура")
Преимущества функциональных организационных структур:
- более глубокая проработка решений по функциональным направлениям
- высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнений
функций
- высвобождение линейных менеджеров от части задач, решаемых
функциональными руководителями.
- оперативных подразделений с широкими полномочиями
- многоуровневой организационной структуры
- делегированием полномочий
- выделением функций стратегического управления и центральных
функциональных служб.
Одним из подвариантов функциональной структуры является дивизионная
(департаментная), которая может быть построена
- по продуктному принципу
- по региональному (географическому) принципу
- по потребителю (группе потребителей)
Ограничения дивизиональной
структуры
- явное различие мировоззрений специалистов разных подразделений,
что приводит к трудностям функционирования организации как единого
целого,
- различие, а иногда и взаимоисключительность целей различных
подразделений может приводить к конфликтам между подразделениями
(напр., в интересах производственного звена выпускать как можно
дольше продукцию одного типа, что приведет к снижению издержек
на переналадку оборудования, а в интересах сбытового отдела работающего
с разными покупателями быстрый переход с одного типа продукции
на другой).
- ограничения в освоении новых областей деятельности, продуктов,
технологий (в связи с уменьшением темпов роста, наличием излишков
капитала и производственных мощностей, тенденции мелкосерийному
производству под воздействием запросов потребителей)
- принцип независимости отдельных подразделений, производств,
рынков, препятствует интеграции различных направлений, исследовательской,
конструкторской, производственной и сбытовой деятельности)
- неспособность стимулировать внутреннее предпринимательство,
которое в силу раздробленности организации, доступно только высшему
эшелону управления.
Адаптивные структуры.
Гибкие структуры, способные изменяться (адаптироваться) в соответствии
с требованиями среды (по аналогии с живыми организмами). К ним
относятся проектная и матричная организационные структуры. Проектная
организационная структура представляет собой временное объединение
специалистов внутри организации, которое создается для решения
конкретной задачи. Матричная организационная структура (функционально-временно-целевая)
характерна для организаций, для которых проектная форма является
постоянной. В этом случае управленческая вертикаль строится соответственно
отдельным сферам деятельности организации, а по горизонтали осуществляется
управление проектами. Для матричной структуры характерно создание
непосредственных связей между специалистами вне зависимости от
их позиции в организации. Проблемы, связанные с использованием
матричной организационной структуры, как правило, усматриваются
в ее сложности, связанной с необходимостью "увязать" большое количество
вертикальных и горизонтальных связей в единое целое.
Факторы проектирования организаций
- параметры внешней и внутренней среды, которые необходимо учитываться
при создании проекта организационной структуры.
В самом общем виде мы можем выделить четыре группы факторов:
1 группа - внешняя среда и инфраструктура в которой действует
организация
2 группа - технология работ и тип совместной деятельности
3 группа - особенности персонала и корпоративной культуры
4 группа - прототипы и уже существующие, и, показавшиеся
себя эффективными, оргструктуры аналогичных организаций.
ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ:
- сложность внешней среды, которая определяется количеством
и степенью схожести факторов, влияющих на организацию;
- динамизм внешней среды, которая связана со скоростью изменения
факторов, влияющие на организацию извне. Создавая организационную
структуру мы должны учитывать, что организация может существовать
в 4-х принципиально отличных друг от друга ситуациях, в зависимости
от характера факторов внешней среды
Основные
типы ситуаций в зависимости
Рассмотрим более подробно
возможные варианты ситуаций:
Ситуация 1
характеризуется умеренно-высокой неопределенностью: факторов немного,
они схожи между собой, однако они часто меняются, причем можно
спрогнозировать возможность и логику их изменений. Такая ситуация
может наблюдаться в отраслях производящих товары народного потребления
- например, одежду. Для предприятий работающих в подобной среде
может быть эффективна функциональная организационная структура,
построенная, например по продуктному или потребительскому принципу
Ситуация 2
характеризуется высокой неопределенностью: факторов много, факторы
не схожи и к тому же факторы постоянно меняются по непредсказуемым
траекториям. Такая ситуация может сложиться в отраслях, производящих
сложное современное оборудование, например современные компьютерные
системы. Для таких организаций наиболее эффективной может оказаться
проектная (или матричная при достаточном количестве одновременно
осуществляемых проектов) организационная структура
Ситуация 3
характеризуется умеренной неопределенностью: факторов много, они
не похожи друг на друга, однако ситуация достаточно стабильна,
факторы почти не изменяются. Такая ситуация может наблюдаться
в отраслях, связанных со сложным производством, зависящим от множества
аспектов ситуации, но достаточно стабильных и традиционных - например,
поиск, добыча и переработка полезных ископаемых. Для подобных
организаций может быть эффективна линейная оргструктура, усиленная
функциональными связями
Ситуация 4
характеризуется низкой неопределенностью, она практически стабильна:
факторов мало, факторы схожи и практически неизменны. Такая ситуация
может наблюдаться в ситуациях традиционного производства, например,
охота, ремесленное производство, сельское хозяйство.
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ
И ТИП СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
С точки зрения технологии
работ наиболее существенное влияние оказывает на оргструктуру
параметры связанные с определенностью знаний о том как делать
работу и определенностью времени поступления работы .
Влияние некоторых компонентов технологии на проектирование
организации
Рассмотрим более конкретно
представленные ситуации:
Ситуация 1 - может наблюдаться в подразделениях выполняющих
достаточно инновационную и малоалгоритмизируемую деятельность,
однако регулярно и в предсказуемом временном режиме. Это могут
быть такие структуры как Отдел маркетинга, Отдел финансирования,
Технический отдел, Отдел снабжения.
Ситуация 2 - может наблюдаться к подразделениях выполняющих
инновационную деятельность, но не имеющих четких сроков поступления
работы, мало предсказуемую по времени ее начала и окончания. Это
скорее всего подразделения связанные с преодолением кризисных
или конфликтных ситуаций, структуры высшего управления.
Ситуация 3 - может присутствовать в подразделениях выполняющих
несложную, алгоритмизированную деятельность, но с большой неопределенность
временного графика работы - например ремонтный цех, обслуживающий
персонал, кадровая служба.
Ситуация 4 - характеризуется как низкой неопределенность
времени поступления работы, так и низкой неопределенностью порядка
ее выполнения. Для данных подразделений все заранее запланировано
и что делать, и когда делать. Это могут быть подразделения - конвеерной
сборки, отдел охраны, отдел автоматизации, измерительная лаборатория
и др.
Для подразделений
работающих в разной технологии может быть эффективны разные типы
оргструктур
технология
работ
|
тип совместной
деятельности
|
тип оргструктуры
|
сит. 1
|
совместно-индивидуальная
|
проектная
|
сит. 2
|
совместно-творческая
|
матричная
|
сит. 3
|
совместно-взаимодействующая
|
линейная с функциональн. связями
|
сит. 4
|
совместно-последовательная
|
линейная
|
ОСОБЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА
И КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Какие особенности персонала и корпоративной культуры необходимо
учитывать при создании организационной структуры? Наиболее существенными
могут оказаться:
- уровень подготовки · способность к командной работе
- тип управленческой роли
- тип организационной культуры.
Уровень подготовки - если в организации достаточно высококвалифицированного
персонала, то даже в линейной структуре мы можем создавать достаточно
плоские оргструктуры, минимизируя количество звеньев управления.
Это будет связано с возможностью расширения зоны контроля руководителя.
Ели же персонал мало подготовлен и требуется частое вмешательство
руководство, контроль и помощь, то мы можем использовать скорее
высокую оргструктуру. Безусловно, что более подготовленный персонал
сможет эффективно работать в гибких (адаптивных) структурах и
возможно использование проектных и матричных вариантов. Одним
из путей изменений оргструктуры от линейной к матричной, с учетом
уровня квалификации персонала может быть введение функциональной
организации, подготовка в ее рамках достаточного количества профессионалов,
а затем переход к адаптивным структурам. Такой путь организационного
преобразования ("мультипликация" - П.Щедровицкий) может быть использован
при проведении одновременной реорганизации и подготовки персонала.
Способность к командной работе - под способностью к командной
работе мы будем понимать стремление специалистов организации к
активной групповой деятельности, умение формулировать цели совместной
работы, изменять структуру группы и распределение ролей в ней
в зависимости от специфики задач и условий ее выполнения. Таким
образом, в рамках данного параметра нас будет интересовать желание
и умение работать совместно. Естественно, что адаптивные оргструктуры
- проектные и матричные предъявляют особые требования к персоналу
с точки зрения умения работать в команде. Проект - образование
создаваемое для решения конкретной задачи в определенный срок.
В рамках проекта все должны суметь сделать максимум для достижения
цели, ни одна задача не может быть решена эффективна если группа
не договориться о целях и планах деятельности и каждый не сможет
сработать максимальное эффективно. Для матричной структуры эти
требования еще более ужесточаются - потому, что, возможно, каждому
специалисту придется работать одновременно по нескольким проектам,
и соответственно в рамках разных команд. Понятие команды в матричной
оргструктуре становится несколько "виртуальным" - эта группа может
не встречаться достаточно длительное время, разные специалисты
могут включиться на разных этапах, они должны органично влиться
в общую деятельность. Таким образом, если в организации нет достаточно
количество специалистов способных к командной работе, она будет
вынуждена больше использовать именно линейные оргструктуры.
Тип управленческой роли - наличие в организации руководителей,
способных выполнять разные управленческие роли, также детерминирует
выбор оргструктуры
Связь наличия исполнителей разных управленческих ролей с типами
оргструктуры :
тип управленческой
роли
|
линейная
|
функциональная
|
проектная
|
матричная
|
руководитель
|
х
|
х
|
х
|
х
|
администратор
|
х
|
|
|
|
организатор
|
|
х
|
х
|
х
|
управленец
|
|
|
х
|
х
|
Тип корпоративной культуры. Конечно мы не сможем рассмотреть
здесь многообразие конкретных корпоративных культур, возьмем за
основание типологию оргкультур, основанную на типе совместной
деятельности. Тип совместной деятельности, тип отношений и ценностей,
характерных для разных оргкультур будет детерминировать и тип
адекватной организационной структуры
Связь типов оргкультур типами оргструктур
тип оргкультуры
|
тип оргструктуры
|
Предпринимательская ОК
|
проектная
|
Партиципаторная ОК
|
матричная
|
Органическая ОК
|
линейная с функциональными связями,
горизонтальными группами по типу “семьи”
|
Бюрократическая ОК
|
линейная
|
Тип социализации. Тот способ с помощью которого человек
включается в новую культуру, познает правила поведения в организации.
тип социализации
|
предпочитаемый
тип оргструктуры
|
Тип Оргкультуры
|
авторитарная
|
линейная
|
БОК
|
личностная
|
линейная
|
ООК, Патриарх.
|
функциональная
|
линейная+функциональная - проектная
|
ПрОК
|
проектная
|
проектная
|
ПартОК
|
ПРОТОТИПЫ И УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ ОРГСТРУКТУРЫ. СТРАТЕГИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ
Для учета данного параметра необходимо ознакомиться с аналогичными
организациями. Для получения информации можно воспользоваться
специальной литературой, литературой по менеджменту, пройти стажировку
в аналогичных компаниях, обратиться за помощью к консультантам.
Делая выбор из ряда возможных протитипов необходим учитывать и
стратегию организации, специфичную для каждой фирмы.
Что из стратегии необходимо учитывать при построении организации?
Цель управления и тип управления, который будет использоваться
в организации, что косвенно связано с типом организационной и
корпоративной культуры. Особенности потребителей, те ожидания
которые они могут предъявлять к организации. Например, для элитарного
потребителя мы не можем предлагать конвейерное производство (линейную
оргструктуру), значит необходимо будет создавать небольшие проектные
группы, для реализации его заказа. Территориальное размещение
филиалов фирмы - если фирма рассредоточена, то создать единую
линейную структуру сложно, слишком много времени будет уходить,
например, на передачу информации, значит больше полномочий мы
должны будем отдавать отдельным филиалам, постепенно приближая
их к работе в проектной оргструктуре.
Этапы проектирования организации
1. Определение целей и результатов деятельности
- представление продукта труда, его объемов, основных этапов технологии.
2. Определение связей со внешней средой
- выделение всех контактов, которые будет необходимо осуществовлять
организации (в связи с ее технологией, в связи с выполнением законов,
в связи с поддержанием собственной работоспособности и т.д.).
3. Разделение процесса. Для создания проекта важно разделение
двух типов:
- постадийное разделение работ в организации (горизонтальная)
- разделение работ по уровням иерархии в организации (вертикальная)
4. Группировка функций. После того, как проведена дифференциация
процессов необходимо найти общее между ними
- основания для объединения отдельных этапов в более обобщенные
цепочки. Возможные две стратегии:
- группировка работ вокруг ресурсов
- группировка работ вокруг результата деятельности.
Ситуация 1 - группирование работ проводится в основном
около ресурсов деятельности, например потребителя, того ради удовлетворения
потребностей кого и создается организация. Если мы в большей степени
ориентирована на наши ресурсы, что специфика самой деятельности
для нас становится менее важной, что приводит к широкой специализации,
и внедрению гибких, адаптивных оргструктур. Примером может служить
региональное объединение продавцов.
Ситуация 2 - в группировании работ большое значение имеют
и ресурсы и конечный продукт, что приводит к очень высокой специализации
самой организации и созданию особо жестких (линейных) орструктур
с хорошо организованными вертикальными связями, и возможной автономностью
отдельных частей. Пример, может служить армия, производственные
объединения.
Ситуация 3 - характеризуется большой ориентацией на продукт,
объединение вокруг результата деятельности с малой ориентацией
на ресурсы. Это может быть естественно для высоко технологичных
видов деятельности и требует усиления функциональных связей. Примером,
может служить организация объединяющая в своей структуре производственную
часть и продающую часть, например разработка сложных компьютерных
сетей и программного оборудования для конкретных заказчиков.
Ситуация 4 - в данном случае низка как ориентация на группирование
вокруг ресурсов, так и вокруг продукта деятельности. Данная ситуация
может сложиться в организация ведущих поиск, исследования и готовых
включиться практических в любое направление. Для эффективного
функционирования такой организации необходима гибкая, адаптивная,
минимально затратная оргструктура - проектная или матричная.
Ситуация 5. Определение внутренних связей. Например, следующих:
- вертикальных - горизонтальных
- формальных - неформальных
- функциональных
- связях подчиненности
Ситуация 6. Определение масштаба управляемости и контроля
(диапазон контроля). Количество подчиненных, которые могут непосредственно
выходить на руководителя во многом будет обсуловлено:
- схожестью работ
- территориальной удаленностью работ
- сложностью работ
- уровнем подготовки подчиненных
- уровнем профессионализма руководителя
- степенью ясности в делегировании прав и ответственности
- степенью четкости в постановке целей
- степенью стабильности организации
- техникой коммуникациипотребностью в личных контактах с подчиненными
Ситуация 7. Определение иерархии организации и ее звенности
(высокие или низкие оргструктуры будут выбраны). Тип оргструктуру
и уровень иерархии во многом определяют диапазоном контроля, наличие
ресурсов и многие другие параметрами.
Ситуция 8. Распределение прав и ответственности. Определение
с принципами руководства. Возможны следующие основные подходы:
- принцип единства распределения прав и ответственности (единоначалие)
- принцип полномочий по уровням (двойное подчинение)
9. Определение с уровнем централизация и децентрализации,
то есть с количеством решений принимаемых на высоком уровне (в
%)
10. Выбор стратегического принципа функционирования
- дифференциации или интеграции. Что организации будет более важно:
- дифференциация - выделение частей (элементов) в ответ на
спрос внешней среды
- интеграция -повышение внутреннего единства и уровня сотрудничества
внутри организации. Важно помнить, что процесс организационного
развития не может быть остановлен и любая оргструктура однажды
созданная сразу же начинает "стареть", терять свой потенциал
адекватности трем основным условиям: содержанию деятельности
- деятельность развивается, изменяются технологии, особенностям
персонала - приходят новые люди, сотрудники обучаются, овладевают
опытом и т.д., внешней среде - она также изменяется, а иногда
в кризисной ситуации и очень существенно - появляются новые
нормы, законы, образования, меняется рынок и т.д. Поэтому процесс
оргпроектирования не может быть остановлен, в эффективной организации
он должен стать постоянным. Таким образом еще один этап:
11. Проведение изменений способствующих сохранению фирмой
занятых позиций. Должен включать в себя следующие основные этапы
Современные тенденции реформирования
организационной структуры
В настоящее время многие фирмы склоняются к усилению функционального
типа структур, что дает возможность учитывать специализацию каждого
хозяйственного звена. В предельном варианте организации приходят
к типу дивизиональной структуры (региональной или продуктной).
Такие структуры характеризуются наличием
- оперативных подразделений с широкими полномочиями
- многоуровневой организационной структуры · делегированием
полномочий
- выделением функций стратегического управления и центральных
функциональных служб. Однако дивизиональной структуры обладают
рядом параметров, способных снизить их эффективной в современной
ситуации. Среди таких параметров:
- явное различие мировоззрений специалистов разных подразделений,
что приводит к трудностям функционирования организации как единого
целого,
- различие, а иногда и взаимоисключительность целей различных
подразделений может приводить к конфликтам между подразделениями
(напр., в интересах производственного звена выпускать как можно
дольше продукцию одного типа, что приведет к снижению издержек
на переналадку оборудования, а в интересах сбытового отдела
работающего с разными покупателями быстрый переход с одного
типа продукции на другой).
- ограничения в освоении новых областей деятельности, продуктов,
технологий (в связи с уменьшением темпов роста, наличием излишков
капитала и производственных мощностей, тенденции мелкосерийному
производству под воздействием запросов потребителей)
- принцип независимости отдельных подразделений, производств,
рынков, препятствует интеграции различных направлений, исследовательской,
конструкторской, производственной и сбытовой деятельности),
- неспособность стимулировать внутреннее предпринимательство,
которое в силу раздробленности организации, доступно только
высшему эшелону управления.
Таким образом, видно, что дивизиональная оргструктура не дает
возможности подразделениям сконцентрировать и объединить свои
усилия.
Направления развития
Большее внимание уделяется горизонтальным процессам, пересекающим
рамки структурных подразделений, обедняющих отдельные задачи в
целое. Примером такого подхода является комплексное управление,
который не требует разработки новой организационной структуры,
а представляет собой новый набор управленческих процессов и управленческих
структур, связанных с ним функций и задач менеджеров на различных
уровнях управления.
Способы реформирования организационной структуры
Способы изменения связаны с изменением приоритетов в работе с
персоналом:
- введение матричных структур, требующих не столько подчинения
формальной структуре, сколько достижению эффективности управления
- переход от исполнительской позиции с участию в выработке
стимулирующих корпоративных целей
- переход от контроля за работниками, а развитию их способной
и расширению перспектив. Ключевые процессы в рамках новой управленческой
концепции
- предпринимательский (поощрение инициатив, обеспечение творчества
и предпринимательство в первичном звене управления)
- интеграционный (сбалансированное развитие и объединение потенциала,
компетенции в рамках оргструктуры)
- инновационный (стимулирование и управление изменением и нововведением).
Одно из основных отличий нового подхода состоит в порядке выработки
организационных целей и задач. Ранее стратегические задачи формулировало
высшее руководство, но стратегии эффективны лишь тогда, когда
вписываются в масштабные организационные задачи. Это означает,
что необходимо создание такой организации, в которой персонала
способен стать приверженцем стратегических целей, быть ориентированным
на изменение и на участие в развитии фирмы.