Rambler's Top100  
  Проектирование структуры организации.

Содержание раздела

Оглавление:


Т.Ю. Базаров, Е.А. Аксенова

С точки зрения "топографии" организационное пространство может быть рассмотрено:

  • географически (цеха, отделы...),
  • функционально (каменщик, нормировщик...),
  • статусно (рабочие, служащие, руководители...),
  • иерархически (начальник отдела, директор завода...).

Основные типы оргструктур

Линейная организационная структура.

Преимущества линейных организационных структур:

  • четкая система взаимных связей
  • быстрота реакции в ответ на прямые приказания
  • согласованность действий исполнителей
  • оперативность в принятии решений
  • ясно выраженная личная ответственность руководителя за принятые решения

Проблемы: ограниченность количества подчиненных, которые могут "замыкаться" на одного руководителя, т.е. ограниченность диапазона (сферы) контроля.

С точки зрения качественных характеристик речь идет о содержании и направлениях информационных потоков между руководителем и подчиненными, которые могут быть не только односторонними или двусторонними (параметр направления), но и регулятивными, информационными и проблемными (параметр содержания). Количественные характеристики связей в большей степени, чем качественные, поддаются измерению. В.А.Грайкунас предложил следующую формулу расчета всех связей в подразделении:

Количество всех возможных отношений, в которые вступает руководитель со своими подчиненными, рассчитанное по формуле В.А.Грайкунаса, представлено в табл. 12, из которой следует, что принципиальное изменение количества отношений руководителя с подчиненными происходит при увеличении числа последних с одного до двух. Согласно А.В.Грайкунасу, если один руководитель (Р) имеет двух подчиненных (А и Б), можно поддерживать прямые связи Р и А, а также Р и Б. Однако бывают случаи, когда Р взаимодействует с А в присутствии Б и наоборот. Кроме того, между А и Б существуют взаимосвязи А - Б и Б - А. Таким образом, можно различать три вида связей между руководителем и более чем одним подчиненным: прямые, групповые и перекрестные.

Таблица . "Число подчиненных и количество взаимосвязей в системе "руководитель - подчиненные"

Число подчиненных
Количество взаимосвязей
1 1
2 6
3 18
4 44
5 100
6 222
7 490
8 1080
9 2376
....  
18 2259602

В зависимости от соотношения количества иерархических уровней к общему числу работников линейные оргструктуры могут быть "плоскими" или "высокими". Однако, отдавая предпочтение тому или иному типу линейной структуры, необходимо исходить из следующих параметров проектируемой организации. Во-первых, какую сферу контроля за деятельностью подчиненных предполагается возложить на руководителя: широкую, включающую все виды активности подчиненных, или специализированную по направлениям деятельности (узкую). Каким предполагается уровень взаимосвязи между подразделениями: с высокой интенсивностью взаимодействия и обмена информацией или низкой. Какова степень неопределенности задач, решаемых структурой: низкая, когда решения известны и пути достижения целей алгоритмизированы, или высокая. И, наконец, каков уровень сложности задач, стоящих перед организацией. Ответы на эти вопросы могут служить основанием для выбора типа линейной организационной структуры.

Таблица . "Основания выбора типа линейной оргструктуры"

Параметры организации

Характеристика

Тип структуры

 

параметра

“высокая”

“плоская”

сфера контроля

широкая

 

 

 

узкая

 

 

уровень взаимосвязи

высокий

 

 

отдельных подразделений

низкий

 

 

уровень неопределенности

высокий

 

 

решаемых задач

низкий

 

 

уровень сложности

высокий

 

 

решаемых задач

низкий

 

 

Функциональная организационная структура

Строится по принципу распределения функций внутри организации и чаще всего существует одновременно с линейной. Одним из подвариантов функциональной структуры является дивизионная (департаментная) структура, которая может быть построена по нескольким основаниям:
- продуктному (принцип "один продукт - одна структура");
- региональному или географическому (принцип "один регион - одна структура");
- сегмент потребительского рынка (принцип "одна группа потребителей - одна структура")

Преимущества функциональных организационных структур:

  • более глубокая проработка решений по функциональным направлениям
  • высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнений функций
  • высвобождение линейных менеджеров от части задач, решаемых функциональными руководителями.
  • оперативных подразделений с широкими полномочиями
  • многоуровневой организационной структуры
  • делегированием полномочий
  • выделением функций стратегического управления и центральных функциональных служб.

Одним из подвариантов функциональной структуры является дивизионная (департаментная), которая может быть построена

  • по продуктному принципу
  • по региональному (географическому) принципу
  • по потребителю (группе потребителей)

Ограничения дивизиональной структуры

- явное различие мировоззрений специалистов разных подразделений, что приводит к трудностям функционирования организации как единого целого,
- различие, а иногда и взаимоисключительность целей различных подразделений может приводить к конфликтам между подразделениями (напр., в интересах производственного звена выпускать как можно дольше продукцию одного типа, что приведет к снижению издержек на переналадку оборудования, а в интересах сбытового отдела работающего с разными покупателями быстрый переход с одного типа продукции на другой).
- ограничения в освоении новых областей деятельности, продуктов, технологий (в связи с уменьшением темпов роста, наличием излишков капитала и производственных мощностей, тенденции мелкосерийному производству под воздействием запросов потребителей)
- принцип независимости отдельных подразделений, производств, рынков, препятствует интеграции различных направлений, исследовательской, конструкторской, производственной и сбытовой деятельности)
- неспособность стимулировать внутреннее предпринимательство, которое в силу раздробленности организации, доступно только высшему эшелону управления.

Адаптивные структуры.

Гибкие структуры, способные изменяться (адаптироваться) в соответствии с требованиями среды (по аналогии с живыми организмами). К ним относятся проектная и матричная организационные структуры. Проектная организационная структура представляет собой временное объединение специалистов внутри организации, которое создается для решения конкретной задачи. Матричная организационная структура (функционально-временно-целевая) характерна для организаций, для которых проектная форма является постоянной. В этом случае управленческая вертикаль строится соответственно отдельным сферам деятельности организации, а по горизонтали осуществляется управление проектами. Для матричной структуры характерно создание непосредственных связей между специалистами вне зависимости от их позиции в организации. Проблемы, связанные с использованием матричной организационной структуры, как правило, усматриваются в ее сложности, связанной с необходимостью "увязать" большое количество вертикальных и горизонтальных связей в единое целое.

Факторы проектирования организаций

- параметры внешней и внутренней среды, которые необходимо учитываться при создании проекта организационной структуры.

В самом общем виде мы можем выделить четыре группы факторов:
1 группа - внешняя среда и инфраструктура в которой действует организация
2 группа - технология работ и тип совместной деятельности
3 группа - особенности персонала и корпоративной культуры
4 группа - прототипы и уже существующие, и, показавшиеся себя эффективными, оргструктуры аналогичных организаций.

ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ:

  • сложность внешней среды, которая определяется количеством и степенью схожести факторов, влияющих на организацию;
  • динамизм внешней среды, которая связана со скоростью изменения факторов, влияющие на организацию извне. Создавая организационную структуру мы должны учитывать, что организация может существовать в 4-х принципиально отличных друг от друга ситуациях, в зависимости от характера факторов внешней среды

Основные типы ситуаций в зависимости

Рассмотрим более подробно возможные варианты ситуаций:

Ситуация 1 характеризуется умеренно-высокой неопределенностью: факторов немного, они схожи между собой, однако они часто меняются, причем можно спрогнозировать возможность и логику их изменений. Такая ситуация может наблюдаться в отраслях производящих товары народного потребления - например, одежду. Для предприятий работающих в подобной среде может быть эффективна функциональная организационная структура, построенная, например по продуктному или потребительскому принципу

Ситуация 2 характеризуется высокой неопределенностью: факторов много, факторы не схожи и к тому же факторы постоянно меняются по непредсказуемым траекториям. Такая ситуация может сложиться в отраслях, производящих сложное современное оборудование, например современные компьютерные системы. Для таких организаций наиболее эффективной может оказаться проектная (или матричная при достаточном количестве одновременно осуществляемых проектов) организационная структура

Ситуация 3 характеризуется умеренной неопределенностью: факторов много, они не похожи друг на друга, однако ситуация достаточно стабильна, факторы почти не изменяются. Такая ситуация может наблюдаться в отраслях, связанных со сложным производством, зависящим от множества аспектов ситуации, но достаточно стабильных и традиционных - например, поиск, добыча и переработка полезных ископаемых. Для подобных организаций может быть эффективна линейная оргструктура, усиленная функциональными связями

Ситуация 4 характеризуется низкой неопределенностью, она практически стабильна: факторов мало, факторы схожи и практически неизменны. Такая ситуация может наблюдаться в ситуациях традиционного производства, например, охота, ремесленное производство, сельское хозяйство.

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ И ТИП СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

С точки зрения технологии работ наиболее существенное влияние оказывает на оргструктуру параметры связанные с определенностью знаний о том как делать работу и определенностью времени поступления работы .
Влияние некоторых компонентов технологии на проектирование организации

Рассмотрим более конкретно представленные ситуации:
Ситуация 1 - может наблюдаться в подразделениях выполняющих достаточно инновационную и малоалгоритмизируемую деятельность, однако регулярно и в предсказуемом временном режиме. Это могут быть такие структуры как Отдел маркетинга, Отдел финансирования, Технический отдел, Отдел снабжения.
Ситуация 2 - может наблюдаться к подразделениях выполняющих инновационную деятельность, но не имеющих четких сроков поступления работы, мало предсказуемую по времени ее начала и окончания. Это скорее всего подразделения связанные с преодолением кризисных или конфликтных ситуаций, структуры высшего управления.
Ситуация 3 - может присутствовать в подразделениях выполняющих несложную, алгоритмизированную деятельность, но с большой неопределенность временного графика работы - например ремонтный цех, обслуживающий персонал, кадровая служба.
Ситуация 4 - характеризуется как низкой неопределенность времени поступления работы, так и низкой неопределенностью порядка ее выполнения. Для данных подразделений все заранее запланировано и что делать, и когда делать. Это могут быть подразделения - конвеерной сборки, отдел охраны, отдел автоматизации, измерительная лаборатория и др.

Для подразделений работающих в разной технологии может быть эффективны разные типы оргструктур

технология работ

тип совместной деятельности

тип оргструктуры

сит. 1

совместно-индивидуальная

проектная

сит. 2

совместно-творческая

матричная

сит. 3

совместно-взаимодействующая

линейная с функциональн. связями

сит. 4

совместно-последовательная

линейная

ОСОБЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА И КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Какие особенности персонала и корпоративной культуры необходимо учитывать при создании организационной структуры? Наиболее существенными могут оказаться:

  • уровень подготовки · способность к командной работе
  • тип управленческой роли
  • тип организационной культуры.

Уровень подготовки - если в организации достаточно высококвалифицированного персонала, то даже в линейной структуре мы можем создавать достаточно плоские оргструктуры, минимизируя количество звеньев управления. Это будет связано с возможностью расширения зоны контроля руководителя. Ели же персонал мало подготовлен и требуется частое вмешательство руководство, контроль и помощь, то мы можем использовать скорее высокую оргструктуру. Безусловно, что более подготовленный персонал сможет эффективно работать в гибких (адаптивных) структурах и возможно использование проектных и матричных вариантов. Одним из путей изменений оргструктуры от линейной к матричной, с учетом уровня квалификации персонала может быть введение функциональной организации, подготовка в ее рамках достаточного количества профессионалов, а затем переход к адаптивным структурам. Такой путь организационного преобразования ("мультипликация" - П.Щедровицкий) может быть использован при проведении одновременной реорганизации и подготовки персонала.

Способность к командной работе - под способностью к командной работе мы будем понимать стремление специалистов организации к активной групповой деятельности, умение формулировать цели совместной работы, изменять структуру группы и распределение ролей в ней в зависимости от специфики задач и условий ее выполнения. Таким образом, в рамках данного параметра нас будет интересовать желание и умение работать совместно. Естественно, что адаптивные оргструктуры - проектные и матричные предъявляют особые требования к персоналу с точки зрения умения работать в команде. Проект - образование создаваемое для решения конкретной задачи в определенный срок. В рамках проекта все должны суметь сделать максимум для достижения цели, ни одна задача не может быть решена эффективна если группа не договориться о целях и планах деятельности и каждый не сможет сработать максимальное эффективно. Для матричной структуры эти требования еще более ужесточаются - потому, что, возможно, каждому специалисту придется работать одновременно по нескольким проектам, и соответственно в рамках разных команд. Понятие команды в матричной оргструктуре становится несколько "виртуальным" - эта группа может не встречаться достаточно длительное время, разные специалисты могут включиться на разных этапах, они должны органично влиться в общую деятельность. Таким образом, если в организации нет достаточно количество специалистов способных к командной работе, она будет вынуждена больше использовать именно линейные оргструктуры.

Тип управленческой роли - наличие в организации руководителей, способных выполнять разные управленческие роли, также детерминирует выбор оргструктуры
Связь наличия исполнителей разных управленческих ролей с типами оргструктуры :

тип управленческой роли

линейная

функциональная

проектная

матричная

руководитель

х

х

х

х

администратор

х

 

 

 

организатор

 

х

х

х

управленец

 

 

х

х

Тип корпоративной культуры. Конечно мы не сможем рассмотреть здесь многообразие конкретных корпоративных культур, возьмем за основание типологию оргкультур, основанную на типе совместной деятельности. Тип совместной деятельности, тип отношений и ценностей, характерных для разных оргкультур будет детерминировать и тип адекватной организационной структуры
Связь типов оргкультур типами оргструктур

тип оргкультуры

тип оргструктуры

Предпринимательская ОК

проектная

Партиципаторная ОК

матричная

Органическая ОК

линейная с функциональными связями, горизонтальными группами по типу “семьи”

Бюрократическая ОК

линейная

Тип социализации. Тот способ с помощью которого человек включается в новую культуру, познает правила поведения в организации.

тип социализации

предпочитаемый тип оргструктуры

Тип Оргкультуры

авторитарная

линейная

БОК

личностная

линейная

ООК, Патриарх.

функциональная

линейная+функциональная - проектная

ПрОК

проектная

проектная

ПартОК

ПРОТОТИПЫ И УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ ОРГСТРУКТУРЫ. СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Для учета данного параметра необходимо ознакомиться с аналогичными организациями. Для получения информации можно воспользоваться специальной литературой, литературой по менеджменту, пройти стажировку в аналогичных компаниях, обратиться за помощью к консультантам. Делая выбор из ряда возможных протитипов необходим учитывать и стратегию организации, специфичную для каждой фирмы.

Что из стратегии необходимо учитывать при построении организации? Цель управления и тип управления, который будет использоваться в организации, что косвенно связано с типом организационной и корпоративной культуры. Особенности потребителей, те ожидания которые они могут предъявлять к организации. Например, для элитарного потребителя мы не можем предлагать конвейерное производство (линейную оргструктуру), значит необходимо будет создавать небольшие проектные группы, для реализации его заказа. Территориальное размещение филиалов фирмы - если фирма рассредоточена, то создать единую линейную структуру сложно, слишком много времени будет уходить, например, на передачу информации, значит больше полномочий мы должны будем отдавать отдельным филиалам, постепенно приближая их к работе в проектной оргструктуре.

Этапы проектирования организации

1. Определение целей и результатов деятельности
- представление продукта труда, его объемов, основных этапов технологии.

2. Определение связей со внешней средой
- выделение всех контактов, которые будет необходимо осуществовлять организации (в связи с ее технологией, в связи с выполнением законов, в связи с поддержанием собственной работоспособности и т.д.).

3. Разделение процесса. Для создания проекта важно разделение двух типов:

  • постадийное разделение работ в организации (горизонтальная)
  • разделение работ по уровням иерархии в организации (вертикальная)

4. Группировка функций. После того, как проведена дифференциация процессов необходимо найти общее между ними
- основания для объединения отдельных этапов в более обобщенные цепочки. Возможные две стратегии:

  • группировка работ вокруг ресурсов
  • группировка работ вокруг результата деятельности.

Ситуация 1 - группирование работ проводится в основном около ресурсов деятельности, например потребителя, того ради удовлетворения потребностей кого и создается организация. Если мы в большей степени ориентирована на наши ресурсы, что специфика самой деятельности для нас становится менее важной, что приводит к широкой специализации, и внедрению гибких, адаптивных оргструктур. Примером может служить региональное объединение продавцов.

Ситуация 2 - в группировании работ большое значение имеют и ресурсы и конечный продукт, что приводит к очень высокой специализации самой организации и созданию особо жестких (линейных) орструктур с хорошо организованными вертикальными связями, и возможной автономностью отдельных частей. Пример, может служить армия, производственные объединения.

Ситуация 3 - характеризуется большой ориентацией на продукт, объединение вокруг результата деятельности с малой ориентацией на ресурсы. Это может быть естественно для высоко технологичных видов деятельности и требует усиления функциональных связей. Примером, может служить организация объединяющая в своей структуре производственную часть и продающую часть, например разработка сложных компьютерных сетей и программного оборудования для конкретных заказчиков.

Ситуация 4 - в данном случае низка как ориентация на группирование вокруг ресурсов, так и вокруг продукта деятельности. Данная ситуация может сложиться в организация ведущих поиск, исследования и готовых включиться практических в любое направление. Для эффективного функционирования такой организации необходима гибкая, адаптивная, минимально затратная оргструктура - проектная или матричная.

Ситуация 5. Определение внутренних связей. Например, следующих:

  • вертикальных - горизонтальных
  • формальных - неформальных
  • функциональных
  • связях подчиненности

Ситуация 6. Определение масштаба управляемости и контроля (диапазон контроля). Количество подчиненных, которые могут непосредственно выходить на руководителя во многом будет обсуловлено:

  • схожестью работ
  • территориальной удаленностью работ
  • сложностью работ
  • уровнем подготовки подчиненных
  • уровнем профессионализма руководителя
  • степенью ясности в делегировании прав и ответственности
  • степенью четкости в постановке целей
  • степенью стабильности организации
  • техникой коммуникациипотребностью в личных контактах с подчиненными

Ситуация 7. Определение иерархии организации и ее звенности (высокие или низкие оргструктуры будут выбраны). Тип оргструктуру и уровень иерархии во многом определяют диапазоном контроля, наличие ресурсов и многие другие параметрами.

Ситуция 8. Распределение прав и ответственности. Определение с принципами руководства. Возможны следующие основные подходы:

  • принцип единства распределения прав и ответственности (единоначалие)
  • принцип полномочий по уровням (двойное подчинение)

9. Определение с уровнем централизация и децентрализации, то есть с количеством решений принимаемых на высоком уровне (в %)

10. Выбор стратегического принципа функционирования
- дифференциации или интеграции. Что организации будет более важно:

  • дифференциация - выделение частей (элементов) в ответ на спрос внешней среды
  • интеграция -повышение внутреннего единства и уровня сотрудничества внутри организации. Важно помнить, что процесс организационного развития не может быть остановлен и любая оргструктура однажды созданная сразу же начинает "стареть", терять свой потенциал адекватности трем основным условиям: содержанию деятельности - деятельность развивается, изменяются технологии, особенностям персонала - приходят новые люди, сотрудники обучаются, овладевают опытом и т.д., внешней среде - она также изменяется, а иногда в кризисной ситуации и очень существенно - появляются новые нормы, законы, образования, меняется рынок и т.д. Поэтому процесс оргпроектирования не может быть остановлен, в эффективной организации он должен стать постоянным. Таким образом еще один этап:

11. Проведение изменений способствующих сохранению фирмой занятых позиций. Должен включать в себя следующие основные этапы

Современные тенденции реформирования организационной структуры

В настоящее время многие фирмы склоняются к усилению функционального типа структур, что дает возможность учитывать специализацию каждого хозяйственного звена. В предельном варианте организации приходят к типу дивизиональной структуры (региональной или продуктной). Такие структуры характеризуются наличием

  • оперативных подразделений с широкими полномочиями
  • многоуровневой организационной структуры · делегированием полномочий
  • выделением функций стратегического управления и центральных функциональных служб. Однако дивизиональной структуры обладают рядом параметров, способных снизить их эффективной в современной ситуации. Среди таких параметров:
  • явное различие мировоззрений специалистов разных подразделений, что приводит к трудностям функционирования организации как единого целого,
  • различие, а иногда и взаимоисключительность целей различных подразделений может приводить к конфликтам между подразделениями (напр., в интересах производственного звена выпускать как можно дольше продукцию одного типа, что приведет к снижению издержек на переналадку оборудования, а в интересах сбытового отдела работающего с разными покупателями быстрый переход с одного типа продукции на другой).
  • ограничения в освоении новых областей деятельности, продуктов, технологий (в связи с уменьшением темпов роста, наличием излишков капитала и производственных мощностей, тенденции мелкосерийному производству под воздействием запросов потребителей)
  • принцип независимости отдельных подразделений, производств, рынков, препятствует интеграции различных направлений, исследовательской, конструкторской, производственной и сбытовой деятельности),
  • неспособность стимулировать внутреннее предпринимательство, которое в силу раздробленности организации, доступно только высшему эшелону управления.

Таким образом, видно, что дивизиональная оргструктура не дает возможности подразделениям сконцентрировать и объединить свои усилия.

Направления развития

Большее внимание уделяется горизонтальным процессам, пересекающим рамки структурных подразделений, обедняющих отдельные задачи в целое. Примером такого подхода является комплексное управление, который не требует разработки новой организационной структуры, а представляет собой новый набор управленческих процессов и управленческих структур, связанных с ним функций и задач менеджеров на различных уровнях управления.

Способы реформирования организационной структуры

Способы изменения связаны с изменением приоритетов в работе с персоналом:

  • введение матричных структур, требующих не столько подчинения формальной структуре, сколько достижению эффективности управления
  • переход от исполнительской позиции с участию в выработке стимулирующих корпоративных целей
  • переход от контроля за работниками, а развитию их способной и расширению перспектив. Ключевые процессы в рамках новой управленческой концепции
  • предпринимательский (поощрение инициатив, обеспечение творчества и предпринимательство в первичном звене управления)
  • интеграционный (сбалансированное развитие и объединение потенциала, компетенции в рамках оргструктуры)
  • инновационный (стимулирование и управление изменением и нововведением).

Одно из основных отличий нового подхода состоит в порядке выработки организационных целей и задач. Ранее стратегические задачи формулировало высшее руководство, но стратегии эффективны лишь тогда, когда вписываются в масштабные организационные задачи. Это означает, что необходимо создание такой организации, в которой персонала способен стать приверженцем стратегических целей, быть ориентированным на изменение и на участие в развитии фирмы.

 
Hosted by uCoz