2.2.1. Что нужно знать об эволюции
управления
|
Практика экономически эффективных компаний позволила аналитикам выделить ряд принципов, которые легли в основу управления человеческими ресурсами. Среди них:
Основными организаторами процесса стратегического планирования, "штабом" всей работы являются органы муниципального управления. В отличие от всех других участников процесса, они не могут позволить себе нецеленаправленного и непоследовательного отношения к формированию и реализации планов городского развития. В минимальном варианте они вообще могут проделать всю работу по планированию самостоятельно, не вовлекая в нее никого более. Это сузит возможности муниципального управления и развития, но, минимальный уровень, тем не менее, обеспечит.
Насколько сегодняшние органы муниципального управления готовы к этой работе, и что должно быть сделано для повышения уровня этой готовности?
Реально, муниципальное управление в современной России осуществляет свои первые шаги. Традиции, складывавшиеся в конце прошлого - начале нынешнего века, прерваны революцией 1917 г. и последующим уничтожением муниципальной школы, проявившей себя в первое послереволюционное десятилетие[5]. Советская система организации территориального управления не предполагала необходимости муниципального управления, поскольку в ее рамках органы территориального управления были прямым продолжением государственной системы.
Изменение общественно-политических и законодательных условий в конце 80-х - первой половине 90-х годов заложило основы для формирования новой системы организации власти и управления на местном уровне. Но скорость и характер этих изменений не были и не могли быть обеспечены столь же быстрыми и радикальными изменениями профессионализма работников органов местного самоуправления. Советская система подготовки кадров для территориального управления была разрушена, но новой школы, соответствующей сегодняшним реалиям и задачам, не сформировалось. Одновременно достаточно заметно изменился качественный состав работников органов муниципального управления: за период реформ в них пришло много людей, в профессиональном плане не подготовленных и часто не имевших никакого управленческого опыта.
В силу этих обстоятельств, персональный состав органов муниципального управления очень неоднороден. В них работают специалисты, представляющие различные управленческие формации, среди которых можно выделить следующие наиболее крупные типы:
Формирование полноценного профессионального корпуса специалистов муниципального управления требует целенаправленной работы по преобразованию этого конгломерата и системной организации деятельности органов муниципального управления. Масштабы этой работы, рассматриваемой в целом огромны, поэтому рассчитывать на ее скорое осуществление не приходится. Однако, идея стратегического планирования позволяет масштабировать эту задачу, оформляя конкретные наборы работ, которые могут быть сделаны в масштабах конкретного муниципалитета, в привязке к конкретным задачам и программам муниципального развития.
Для того, чтобы сделать это, необходимо по новому взглянуть на работу с персоналом, ведущуюся в органах муниципального управления. Сегодня такая работа, как правило, сводится к "работе с кадрами", унаследованной без существенных изменений от советских органов территориального управления. Основные функции муниципальных отделов кадров состоят в ведении документации по работникам, иногда к этому добавляется организация аттестации сотрудников (обычно достаточно формальная) и организация их участия в курсах повышения квалификации. В содержательном плане работа с кадрами отдана руководителям управлений или департаментов, для которых она обычно сводится к перемещениям и расстановке людей, в соответствии с происходящими изменениями, поиску и привлечению специалистов, необходимых для того, чтобы занять появляющиеся вакансии, трудоустройству людей, по тем или иным причинам представляющих интерес для руководителей.
Кадровой политики в муниципалитетах, как правило, нет, и работа с персоналом ведется не на профессиональной, а на социальной или социально-корпоративной основе. В результате органы муниципального управления становятся замкнутыми системами с сильными социальными (а не профессиональными) связями и отношениями, а их работники ориентированы, в первую очередь, на нормы и ценности корпоративной культуры, а не на эффективное управление. В лучшем случае, на постановку и решение управленческих задач ориентирована группа высших руководителей, составляющая "команду" первого лица и стремящаяся к каким-то улучшениям в городе.
Человеческий ресурс так организованной системы управления невысок и очень легко исчерпывается: мало-мальское усложнение задач, требующих решения всегда наталкивается на резкую нехватку кадров, которые в состоянии с ними работать.
Современные технологии развития требуют нового отношения к работе по управлению человеческими ресурсами. Первое, что необходимо для их освоения – осознание того факта, что качество персонала, работающего в организации, не есть константа, его можно и нужно наращивать, но это наращивание требует специальной и целенаправленной работы, оно не может быть следствием выполнения формальных процедур или осуществиться за счет процессов, внешних по отношению к организации (например, повышения качества образования выпускников или уровня программ повышения квалификации вузов).
Освоение технологий управления человеческими ресурсами, как и само стратегическое планирование, требует целостного взгляда на деятельность органов муниципального управления как организации. Вряд ли будет большим преувеличением сказать, что такой взгляд на их работу не является обычным для тех, в чьих руках находится возможность улучшить их работу. В этом плане, понимание организационных принципов, на которых строится деятельность органов муниципального управления, и овладение организационными технологиями, позволяющими работать с ними как с организацией представляет собой один из нетрадиционных ресурсов муниципального развития.
Фундаментальная характеристика управления человеческими ресурсами, в отличие от традиционного "управления кадрами", заключается в его тесной интеграции с другими организационными технологиями, в первую очередь с процедурами стратегического планирования. План работы по развитию человеческих ресурсов является результатом совместной разработки стратегического плана организации и программы управления человеческими ресурсами, а основными задачами, на решение которых направлено управление человеческими ресурсами – обеспечение жизнедеятельности организации, наращивание ее кадрового потенциала и реализации стратегий ее деятельности.
Основная идея управления человеческими ресурсами состоит в том, чтобы развивать желание и умение каждого работника работать с максимальной отдачей, мотивировав его и сделав так, чтобы он оказался в такой организационной позиции, где его возможности и квалификация использовались бы максимально полно. Практика управления человеческими ресурсами направлена на то, чтобы привлекать, отбирать, продвигать, вознаграждать, использовать, развивать, удерживать работников в соответствии со стратегией деятельности организации, потребностями работников и принципами справедливости.
Различия между "управлением кадрами" и управлением человеческими ресурсами может быть проиллюстрировано сопоставлением их функций и практики:
Функции и практика управления кадрами и человеческими ресурсами[6].
"Управление кадрами" |
Управление человеческими ресурсами |
вертикальное управление подчиненными, "кадры" – отдельная функция |
горизонтальное управление и забота о всех ресурсах, акцент на развитие команды |
централизованная кадровая функция, выведенная в отдел кадров: специалисты планируют, мотивируют и т.д., линейные руководители управляют трудом |
децентрализованная кадровая функция: линейное управление отвечает за управление всеми ресурсами подразделения и достижение целей, специалисты по персоналу оказывают поддержку линейному управлению |
кадровое планирование – следствие производственного плана и реакция на него, связь односторонняя |
планирование человеческих ресурсов полностью интегрировано в корпоративное планирование, связь двусторонняя |
цель – обеспечить наличие нужных людей в нужных местах в нужное время и освобождение ненужных людей. Занятые – факторы производства, их "расставляют шахматисты" |
цель – совмещение имеющихся человеческих ресурсов, квалификации и потенциалов со стратегией и целями организации; занятые – предмет корпоративной стратегии, конкурентное преимущество, они же – "игроки", часть инвестиций |
кадровая политика нацелена на достижение компромисса между экономическими и социальными партнерами |
управление человеческими ресурсами нацелено на развитие целостной сильной культуры и балансирование текущих потребностей организации, интегрированной с окружающей деловой средой |
Отношение к "человеческому фактору" организации как одному из важнейших ее ресурсов, который необходимо наращивать и использовать для увеличения ее возможностей порождает новые формы организации работы с персоналом, мотивации людей, эффективности капиталовложений в обучение, переподготовку и повышение квалификации. Инструментальные приоритеты управления человеческими ресурсами состоят в[7]:
Постановка вопроса об управлении человеческими ресурсами в органах муниципального управления наталкивается на ряд противодействующих факторов. Руководители органов муниципального управления часто не рассматривают положение вещей с персоналом как ситуацию, с которой необходимо работать системно, продолжая двигаться в логике штучного поиска "ключевых фигур". Кроме того, в муниципалитетах, чаще всего, нет людей, которые могли бы всерьез взяться за системную организацию работы с персоналом. Все это – результат и показатель состояния дел в муниципальном управления.
Одна из сложностей, с которой сталкивается использование в муниципальном управлении инструментов и технологий, разработанных в других сферах управления, связана с тем, что муниципальное управление содержит в себе ряд специфических характеристик принципиально отличающих его от производственного управления и бизнеса, где, в первую очередь и нарабатываются эти инструменты и технологии. Для того, чтобы использоваться в муниципальном управлении, они должны пройти серьезную адаптацию, часто, по сути дела, означающую разработку их наново.
Одна из важных характеристик такого рода связана с двойственной природой муниципального управления. Понятие "управление" в термине "муниципальное управление" отсылает к практике и мироотношению, связанным с самостоятельностью позиции, принятием решений, ответственностью за результаты деятельности, инструментарию, необходимому для ее осуществления и т.п. Именно в этом состоит управление: в претензии на самостоятельное целеполагание, способность организовать деятельность, направленную на достижение поставленных целей и отвечать за результаты этой деятельности. Из такого мироотношения и возникает запрос на точный анализ ресурсов, которые дают возможность все это сделать. Один из таких ресурсов – человеческий[8].
Но мы знаем также и об ином понимании муниципального управления, которое более точно характеризуется как муниципальная служба. Представление о службе отсылает нас к практике и мироотношению служения, т.е. ограничения претензий на самостоятельность и смирение перед значение того, о служении чему идет речь. Этот смысл прямо противоположен тотальности управленческого отношения, ограниченной только средствами: управленец может все, что ему позволяют сделать средства организации деятельности, которыми он владеет. Практика административного управления дает многочисленные примеры того, как мироотношение служения вырождается в слепое подчинение указанием сверху, уходу от какой бы то ни было ответственности и собственной позиции. В органах муниципального управления таких примеров можно найти сколько угодно.
Разрешение оппозиции "служение-управление" связано с работой по точному разделению зон ответственности, отделению того, что должно быть задано "сверху", а что должно делаться самостоятельно и под свою ответственность. Очень часто самостоятельными фигурами в муниципальном управлении являются только его высшие руководители (и то, порой, условно, если посмотреть шире и проанализировать весь расклад сил и влияний в городе и то место, которое занимают в нем муниципальные руководители). Эта практика складывалась долго и последовательно и не может быть преодолена в течение короткого времени. Но должно быть хорошо понятно, что без оформления внутри системы муниципального управления разных зон компетенции и ответственности, ее органы всегда будут оставаться пожарной командой, ресурсов которой будет (если будет) хватать только на устранение возникающих напряжений.
На разных уровнях управленческой системы распределение ответственности будет выглядеть по разному. Задача управления человеческими ресурсами состоит в том, чтобы обеспечить соответствие профессиональной квалификации работников тому уровню, на котором они находятся. И эта задача должна ставиться и решаться как специальная задача, крайне необходимая для организационного развития органов муниципального управления.
Важно также помнить, что, в своих корнях, понятие "служба" содержит в себе смысл служения не столько вышестоящему руководству, сколько чему-то высшему, имеющему общественное значение и ценность. В этом смысле, наличие сформулированной миссии организации, предъявленность принципов деятельности, оформленность стратегических целей очень важно, поскольку дает возможность служить не персонам, а общественным ценностям. С точки зрения мотивации работников, это очень значимо: со школьных лет мы хорошо помним классическую фразу А.С. Грибоедова: "Служить бы рад, прислуживаться тошно".
Сказанное подчеркивает важность точного ответа на вопрос о характере и содержании современного профессионализма муниципального управляющего. Владение технологическим инструментарием – только часть этого профессионализма. Другую часть составляет широта и точность профессионального взгляда на происходящее, умение видеть ключевые процессы и их тенденции, интересы и горизонты разных субъектов, превращать это видение в решения и ориентиры для формирования проектов и программ деятельности, организовывать и мотивировать людей, включенных в эту деятельность и т.п.[9]
В соответствии со сказанным, постановка вопроса об управлении человеческими ресурсами выводит к необходимости осуществления следующих работ:
Системное выполнение этого набора работ – задача, которая сегодня вряд ли по силам какому-либо муниципалитету. Но программы управления человеческими ресурсами могут ориентироваться на более узкий набор задач, в соответствии с целями деятельности конкретного муниципалитета и его возможностями. Полный набор работ, необходимый для системной постановки работы по управлению человеческим ресурсами, будет складываться из результатов осуществления таких программ как из кусочков мозаики.
В современной теории и практике управления существует достаточно разнообразный набор инструментов, позволяющих развивать человеческие ресурсы организации и управлять ими. На этой базе могут быть реализованы разные подходы к построению программ работы по управлению человеческими ресурсами. Вопрос организации этой работы – это вопрос точной постановки целей, формирования стратегий и программ работы, последовательности в их реализации.
В общем виде, в структуре работы по управлению человеческими ресурсами можно выделить четыре основных горизонта:
Разработка программы работы (понимаемой как инструмент организации управленческой работы, а не как том переплетенной бумаги, стоящий на книжной полке) всегда является творческим процессом, требующим самостоятельного целеполагания и самостоятельной работы. Общие принципы программирования деятельности и логика стратегического планирования требуют осуществления следующего цикла работ:
Важно при этом точно отвечать на вопрос о субъектах, которые будут выполнять тот или иной фрагмент общей работы. Организационно, центральная часть работы должна находиться в руках службы управления персоналом, но очень строить работа как системное целое так, включая в не все уровни и подразделения управленческой системы.
Специальным элементом организации управления человеческими ресурсами является профессиональная подготовка специалистов, которые могли бы выполнять эту работу. Это ставит в повестку дня вопрос о специализированных программах повышения квалификации и переподготовки, целенаправленно ориентированных на развитие кадровых служб муниципалитетов.
Важно также включить в эту работу потенциал всего города. Это, во-первых, возможности учебных заведений, существующих в нем. Учебные программы, работающие на развитие человеческого потенциала муниципального управления, не могут быть созданы этими учебными заведениями самостоятельно, поскольку только сам муниципалитет в состоянии, опираясь на стратегические ориентиры своей работы может ставить задачи, которые должны решать эти программы. Но собственно разработка учебных программ и организация учебного процесса, напротив, по возможности, должны быть функцией учебных заведений. Это не означает, что муниципалитет можно передать эту работу автоматически. Поскольку учебные заведения, как правило, строят свою деятельность в логике базового образования студентов по стандартизированным программам, разработка мобильных учебных программ, работающих на нужды муниципалитета, не может происходить без его непосредственного участия.
Важным обстоятельством здесь является и то, что органы муниципального управления не являются закрытой системой. В них приходят работать управленцы из других организаций и учреждений города, и, наоборот, их сотрудники уходят в эти организации и учреждения. Эта ситуация ставит вопрос о том, как профессиональные компетенции, связанные с муниципальным управлением, могут работать в других сферах управленческой деятельности. Отсутствие института профессиональных муниципальных управляющих делает этот вопрос очень насущным. Если муниципальное управление оказывается замкнутой областью, то человек, пришедший в нее работать, оказывается зажат очень узким профессиональным коридором, где возможен его рост. Органы муниципального управления не являются гигантскими корпорациями, в которых человек может проработать всю свою жизнь. Между тем, стало общеизвестным фактом, что поддержание высокой эффективности управленческой работы требует периодической (раз в 5-7 лет) смены характера работы управленца. Внутри муниципалитетов такой уровень мобильности можно обеспечить лишь для очень ограниченного числа специалистов. Остальные должны иметь возможность сменить место работы, и их профессиональные компетенции должны им это позволять. Причем это важно не только для самих людей, но и для муниципалитетов: замкнутость муниципалитетов и несменяемость их состава приводит к снижению эффективности их работы. "Кадровый взаимообмен" с другими городскими организациями важен и с точки зрения развития местного сообщества, поскольку он увеличивает число людей, ориентирующихся в специфике муниципального управления, не работающих непосредственно в его органах.
Сказанное указывает на задачу, без решения которой профессионализация муниципального управления невозможна. Речь идет о выделении базовых единиц профессиональной деятельности муниципального управления. Логика перехода от управления кадрами к управлению человеческими ресурсами заставляет переоценить значение понятие квалификации, которое сегодня используется как базовое для оценки уровня профессиональной деятельности.
Существующая сегодня невыстроенность наборов квалификационных требований к деятельности муниципального управленца и связанные с ней разрывы (в том числе законодательные и нормативные) в представлениях о муниципальной службе не случайны. Понятие квалификации связано с оценкой деятельности, основанной на определенной системе норм, с помощью которых более профессиональные работники или специальным образом подготовленные оценщики могут оценить уровень конкретного работника, – например, присвоить ему определенный квалификационный разряд.
Такая система оценки уровня деятельности может работать лишь в условиях стабильной, воспроизводящейся, отрегулированной деятельности. Деятельность муниципального управления, напротив, всегда связана с необходимостью формулировать и решать специфические наборы задач, связанные с особенностями конкретных ситуаций конкретного муниципального образования. Возможность оценки такой работ требует перехода от представлений о квалификационных нормах, определяющих профессиональный уровень выполняемой работы, рисунок которой, в принципе, известен к представлениям о компетенциях, необходимых управленцу для осуществления работы, учитывающей особенности ситуации, в которой она осуществляется, и выстраиваемой в ориентации на работу с этими особенностями. Понятие квалификации отсылает к выделению общего и воспроизводимого в деятельности, к отсечению, как незначимых, особенностей, специфических для конкретных обстоятельств, в которых эта деятельность осуществляется. Понятие компетенции, напротив, акцентирует внимание на этих специфических особенностях, и работе с ними как специфическим управленческим ресурсом[10].
Представление о процессе стратегического планирования в муниципальном управлении и его человеческих ресурсах[11] дает возможность построить общий набор задач управления человеческими ресурсами в рамках этого процесса (см. таблицу).
Участники процесса
|
Задачи управления человеческими ресурсами
|
|||
Постоянные: повышение управленческой культуры, обеспечение функционирования систем муниципального управления |
Долгосрочные (больше 5 лет): работа в рамках долгосрочных стратегических ориентиров муниципального развития и организационного развития |
Среднесрочные (2-5 лет): работа в рамках программ стратегического развития |
Краткосрочные (до 2 лет): работа в рамках конкретных программ и проектов |
|
Высшее руководство органов муниципального управления |
Организация информирования о новых управленческих разработках и опыте. Организация освоения новых управленческих знаний и умений в режиме креативных, информационных, экспертно-аналитических и консультационных семинаров, конференций, совещаний |
Организация креативных и экспертно-аналитических сессий по выработке образов будущего, целей и стратегий городского развития. Организация информационно-консультационного сопровождения работы. |
Организация креативных, экспертно-аналитических и проектных сессий по разработке программ и проектов городского развития. | Вовлечение в разработку программ и проектов, анализ и оценку их результатов. |
Работники органов муниципального управления | Организация освоения новых управленческих знаний и умений. |
Вовлечение в обсуждение образов будущего и целей городского развития. Работа с резервом муниципального управления. |
Организация, методическое и экспертно-консультационное сопровождение разработки программ и проектов городского развития. Работа с резервом муниципального управления. |
Организация освоения новых управленческих компетенций, в связи с задачами программ и проектов. Работа с резервом муниципального управления. |
Горожане и субъекты деятельности, протекающей на территории города | Организация просвещения по вопросам муниципального управления и развития. |
Вовлечение в обсуждение образов будущего и целей городского развития. Обучение технологиям коллективной коммуникации. |
Организация PR-программ, направленных на продвижение стратегий городского развития. Вовлечение в формирование и реализацию программ городского развития. Обучения технологиям проектной работы. Формирование резерва муниципального управления и работа с ним. |
Организация PR-программ, направленных на продвижение программ и проектов. Методическая поддержка работы, связанной с реализацией программ и проектов. Вовлечение в анализ и оценку результатов реализации программ и проектов. Формирование резерва муниципального управления и работа с ним. |
Независимые специалисты | Ведение базы данных по специалистам. | Вовлечение в обсуждение образов будущего и целей городского развития. |
Вовлечение в формирование и реализацию программ городского развития. Формирование резерва муниципального управления. |
Вовлечение в анализ и оценку результатов реализации программ и проектов. Формирование резерва муниципального управления. |
То, что работа по управлению человеческими ресурсами в муниципалитетах находится на уровне, близком к нулевому, заставляет обращаться, в первую очередь, к простейшим его инструментам. Среди них[12]:
Подбор и расстановка кадров. В качестве базовых принципов здесь выделяются поиск способных кандидатов и принцип гласности при занятии вакансии. В соответствии с последним принципом, информация о вакансиях должна быть доступна всем заинтересованным лицам. Отбор кандидатов включает в себя целый ряд приёмов: изучение биографии и опыта работы кандидата, имеющихся рекомендаций, оценка профессиональной квалификации и психофизического состояния кандидата, собеседование и/или экзамен, проверка на профессиональную пригодность (например, в виде испытательного срока). Важно во всех этих процедурах отчетливо разделять личные и профессиональные качества кандидата.
Оплата труда и система поощрений. Оплата труда и поощрения – важная составляющая работы с персоналом, обычно используемая недостаточно эффективно. Для более полного использования потенциала этого инструмента необходима формализация описания набора и структуры работ, выполняемых на тех или иных функциональных местах. Работы должны быть ранжированы по типам, т.е. по степени их сложности выполняемой работы и ответственности, возлагаемой на работника, а уровень оплаты привязан к типам работ. Полученные таким образом классификации работ должна систематически уточняться и обновляться. Чем она точнее, тем меньше поводов для возникновения конфликтов.
Аттестация. Простейшая процедура аттестации основывается на ведении и последующем анализе личных дел сотрудников и их характеристиках со стороны руководителей и коллег. Более сложные методы строятся на количественном учете выполненной работы, для чего используется система оценок или набранных очков Одной из наиболее сложной процедур является проведение собеседований с сотрудниками, проводимых аттестационной комиссией, включающей представителей руководства, службы развития персонала, привлеченных специалистов. Строго говоря, проведение аттестации путем собеседования – достаточно сложная процедура и определенное пристрастие к ней, существующее в органах муниципального управления, основанное на ее кажущейся простоте, приводит к увеличению уровня отчужденности и ряду других негативных последствий. При проведении аттестации на основе собеседований очень важно насколько возможно использовать количественные и формальные показатели: точное построение структуры вопросов, разработка оценочных шкал и процедур и т.п. Использование таких показателей позволяет снизить долю пристрастных оценок того или иного рода, хотя их разработка достаточно сложна.
Рекомендации по оценке персонала в системе государственной службы, а также организации конкурсного набора и аттестации персонала приведены в [13].
Оценка персонала анализируется на материале работы центров оценки, основные принципы которой состоят в:
В качестве основных этапов конкурсного набора персонала выделяются:
В качестве составляющих аттестации персонала выделяются:
Более широкий набор инструментов по управлению человеческими ресурсами включает в себя[14]:
Более сложная организация работы по управлению человеческими ресурсами требует опоры на те или иные модельные представления о развитии персонала и построения с их использованием специальных программ работы с ним, ориентированных на решение задач стратегического планирования.
В 8 предлагается процессная схема управления человеческими ресурсами, восходящую к классическим работам А. Файоля. В рамках этой схемы процесс управления разбивается на четыре основных функции: планирования, организации, мотивации и контроля.
Под организацией понимается процесс создания организационной структуры, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения поставленных целей. Основной задачей, решаемой в ходе организации, является распределение полномочий и связанной с ними ответственности по уровням и позициям организационной системы и соответствующее этому распределению проектирование структуры организации.
Под мотивацией понимается процесс побуждения к деятельности, направленной на достижение целей. Источниками для мотивации являются системы потребностей людей и соответствующих этим потребностям вознаграждений.
Под контролем понимается процесс обеспечения достижения целей, Организация контроля включает в себя выработку стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий.
В рамках анализа организационных отношений рассматриваются вопросы групповой динамики, отношений руководства и лидерства, управления конфликтами, изменениями и стрессами. Управление трудовыми ресурсами рассматривается как:
В 9 стратегия использования человеческого потенциала рассматривается через анализ взаимодействия человека и организации, вхождения человека в организацию, личностных основ поведения человека в организационном окружении, взаимодействия индивида и группы, адаптации и изменения поведения человека.
В рамках этого подхода выделяется организационное окружение – часть организации, с которой человек сталкивается во время работы и анализируются взаимные ожидания человека и организации и способы их установления взаимодействия, основанные на характеристике ролей, выполнения которых ожидается от человека организацией.
Рассматриваются вопросы обучения при вхождении в организацию, развития чувства ответственности перед организацией, усвоения норм и ценностей организации новым сотрудником.
В качестве основ поведения человека в организационном окружении выделяется восприятие человеком его окружения, критериальная база и индивидуальность. В критериальную базу поведения человека включаются расположение, удовлетворенность работой, увлеченность работой, приверженность организации, ценности, верования, принципы.
Выделяются основные типы человеческих групп, характеристики членов группы, межличностных отношений в группах, ситуационные характеристики группы, взаимодействие индивида и группы.
В качестве специальной задачи выделяется научение поведению в организации. Рассматриваются типы поведения человека в организации и типы научения поведению.
В [15] рассматривается развитие работника в рамках парадигмы управления по результатам. По результатам большого исследования выделяется пять наиболее важных факторов, работающих на удовлетворенность работой и мотивацию:
Рассматривается динамика влияния этих факторов на удовлетворенность работой на разных стадиях пребывания в должности, показывающая, что после пяти лет работы на одном и том же месте ни один из них не обеспечивает удовлетворенности работой, достижения сотрудника существенно снижаются, вместо факторов мотивации, связанных с работой, источником мотивации становятся личные увлечения. Комплекс мер, направленных на преодоление этого включает в себя:
Рассматриваются принципы планирования карьеры (в частности, проблема кризиса середины карьеры) и управленческие компетенции, необходимые для работы по развитию.
В [16] рассматривается концепция персоналом, построенная на базе представлений о типах организационных культур и жизненном цикле организаций. Выделяются следующие задачи управления персоналом:
Повышение квалификации и переподготовка как инструмент развития человеческих ресурсов организации.
В рамках постановки задачи управления человеческими ресурсами фрагментарное повышение квалификации замещается концепцией развития человеческих ресурсов. Целью развития человеческих ресурсов является обеспечение организации хорошо подготовленными, мотивированными сотрудниками, занятыми в соответствии с целями и стратегией организации. Его ключевыми характеристиками является тесная связь со стратегией деятельности организации и характером проблем, которые решает или будет решать организация, поддержка высшим управлением, постоянное изучение среды, с целью выявления благоприятных и неблагоприятных факторов для деятельности организации.
В соответствии с этим, повышение квалификации и переподготовка должны учитывать реальные потребности муниципалитета и осуществляться по специальным программам. Важно понимать, что основным субъектом, определяющим направления повышения квалификации и переподготовки является муниципалитет, а не учебные заведения, куда отправляются его сотрудники. Именно он несет ответственность за точную постановку задач, построения программ повышения квалификации и переподготовки и их согласования со стратегическими планами муниципалитета, разработку системы учета результатов участия сотрудников в курсах повышения квалификации и переподготовки, вклада в работу организации, полученного за счет этого участия, системы распространения полученных отдельными сотрудниками знаний и умений внутри организации, построение индивидуальных образовательных траекторий сотрудников, согласованность их участия в учебных курсах с решением задач планирования карьеры и т.п.
Перенос основного акцента работы по повышению квалификации с возможностей, которыми обладают учебные заведения, на задачи муниципалитета меняет отношения между муниципалитетом и учебным заведением, задачи, которые могут быть поставлены перед отдельными учебными курсами, подходы к разработке этих курсов и их результаты, характер отношений между преподавателем и слушателями. В традиционной схеме отношений, ведущей стороной является учебное заведение. Оно определяет как содержание, набор и продолжительность учебных курсов, так и их задачи, (исходя из сложившихся представлений преподавателей и уже разработанных учебных материалов). В новой схеме муниципалитет выступает в качестве заказчика, а учебное заведение оказывается в позиции исполнителя. Это позволяет ставить более разнообразные и точные цели для отдельных учебных курсов, формировать задания на разработку новых учебных программ, которых до этого в арсенале учебных заведений не было и, главное, существенно точнее привязывать результаты отдельных учебных курсов к задачам, решаемым муниципалитетом, делать их реальным инструментом развития. Преподаватель в этих условиях становится не носителем знания, которое он передает слушателям, а их консультантом и помощником в решении их собственных задач. Это сильно увеличивает эффективность учебного процесса[17].
В соответствии со сказанным может быть предложена схема цикла развития человеческих ресурсов:
Цикл развития человеческих ресурсов[18]
Поощрение творчества.
Управленческая работа – творческая деятельность, связанная с необходимостью целого ряда самостоятельных действий, от анализа и оценки ситуаций до принятия решений, выбора точек приложения сил, построения отношений с коллегами. Неучет творческого характера управления ведет к неполному использованию потенциала сотрудников и неточностям в оценке их работы. Особенно важно сохранение и поддержания творческого характера работы в командных отношениях, где многое строится не на формализованных и нормированных отношениях, а на хорошем взаимопонимании, чувстве локтя, высокой ценности командной работы и т.п.
В свою очередь, поддержание творческого потенциала сотрудников требует определенных организационных решений, поиск и реализация которых составляет важную задачу управления человеческими ресурсами. Среди методов создания и поддержания атмосферы творчества и сотрудничества в организации можно назвать:
Поскольку организация работы с персоналом – одна из ключевых задач, решение которых определяет развитие управленческих систем, работа с персоналом Администрации оказывается одним из важнейших ресурсов, определяющих ее деятельность и, соответственно, возможность городского развития. В условиях возрастания роли органов местного самоуправления в решении проблем, с которыми сталкиваются жители муниципальных образований, Администрация остро нуждается в инициативных и квалифицированных сотрудниках, владеющих современными управленческими технологиями, способных самостоятельно ставить задачи, находить новые ресурсы муниципального развития, сотрудничать с широкими слоями жителей города, находить эффективные управленческие решения, оценивать реальные последствия их осуществления.
Кадровая политика Администрации должна строиться в соответствии с приоритетными позициями стратегического управления, которые требуют:
В соответствии с этим, основные ориентиры кадровой политики Администрации связаны с:
Ситуация организации управления персоналом Администрации сегодня определяется тремя основными группами факторов:
Эти факторы делают осмысленным распределение управления персоналом по двум ступеням, на которых может осуществляться эта работа:
Степень возможности сопряжения кадровой политики Департамента с его непосредственной деятельностью определяется прозрачностью и организованностью этой деятельности. Практическая реализация этого положения означает необходимость строить работу с использованием программно-функциональных технологий, позволяющих сделать ее максимально доступной для анализа и понимания. Программно-функциональная организация работы предполагает точную фиксацию целей, на достижение которых направлены конкретные программы деятельности, задач, в которые разворачиваются эти цели, набора и плана действий по решению этих задач, механизмов контроля за реализацией программы, возможной коррекции, оценки результатов. Выделение и разграничение этапов разворачивания конкретных программ и проектов дает возможность привязывать задачи и организацию работы по развитию персонала к этим этапам, одновременно обеспечивая целенаправленную проработку самих этих программ и проектов.
В связке с разработкой программ работы Департамента должно быть сформировано участие сотрудников Департамента в специализированных курсах повышения квалификации (как предметной, так и управленческой). Наилучший результат дают курсы, сформированные на проблемно-проектной основе, в рамках которых слушатели имеют возможность работать на заранее сформированную собственную задачу. Будучи организована командным образом, такая работа одновременно дает возможность значительно повысить уровень командности управленческой деятельности.
Отдельные проектно-ориентированные курсы повышения квалификации должны собираться в блоки, ориентированные на решение задач профессиональной переподготовки сотрудников Департамента. Эта работа должна быть выстроена так, чтобы она решала задачи развития деятельности Департамента, а не строилась на чисто учебных принципах. Это необходимо делать, строя рабочие взаимодействия с учебными заведениями (городскими и иногородними). Определять цели курсов, на которые отправляются сотрудники Департамента, должен сам Департамент. Необходимо, взаимодействуя с учебными заведениями, строить специализированные учебно-проектные программы, работающие на решение задачи развития деятельности Департамента.
Специального внимания требуют программы подбора и аттестации персонала. Формирование таких программ должно быть сопряжено с регламентацией и нормировкой деятельности Департамента. Для этого необходимо построить описание функциональной структуры деятельности Департамента и структуры деятельности, связанной с определенными рабочими местами, сформировать требования, которым должны удовлетворять сотрудники, несущие конкретные функциональные обязанности, построить технологию оценки персонала.
В качестве эффективной формы подбора персонала и работы с ним рассматривается формирование групп кадрового резерва. Запуск такой работы позволяет расширить возможности использования потенциала как уже работающих сотрудников так и новых участников работы. Существующая практика показывает, что проведение конкурсов в группы кадрового резерва с приглашением горожан, не работающих в Администрации, дает возможность значительно расширить ареал потенциальных сотрудников, построить формы совместной работы со специалистами, не стремящимися работать в Администрации, но заинтересованными в сотрудничестве с ней и готовыми взять на себя те или иные задачи городского развития, сделать работу Администрации более открытой для городского сообщества. Включение в группы кадрового резерва учащихся вузов дает им возможность лучше понять работу муниципального управленца, а Администрации – оценить личностные и деловые качества потенциального сотрудника, прежде чем он войдет в ее штат.
В арсенал современных методов работы с персоналом входят планирование карьеры сотрудников, развитие их мотивации и организационной культуры. Все это позволяет максимально использовать личностный и профессиональный потенциал сотрудников, сформировать устойчивый социально-психологический климат и, в конечном счете, повысить эффективность работы. Эти направления деятельности рассматриваются как важные и перспективные. Поскольку для муниципального управления пока не существует широкой практики использования этих методов, их освоение рассматривается как направление развития работы с персоналом Департамента.
Важный момент, связанный с организацией работы с персоналом в Департаменте состоит в кооперации этой работы с другими подразделениями Администрации: формирование и реализация кадровой политики – задача, значимая для всех, и соответствующие вопросы удобнее и правильнее решать на уровне Администрации в целом. Распределение работы с персоналом по уровням, связанным со спецификой решаемых задач, и формирование кадровой политики Администрации в целом – важный ресурс повышения эффективности ее деятельности. Только на уровне взаимодействия между различными подразделениями Администрации могут решаться, например, такие задачи как формирование межпредметных рабочих групп для разработки комплексных (межотраслевых) программ деятельности, организация внутренних стажировок сотрудников и совместных мероприятий, направленных на повышение квалификации, формирование межотраслевой кооперации и т.п.
Основные составляющие (этапы) организационного проекта разворачивания программы должны обеспечить решение следующих задач:
Структуру программы организации работы с персоналом см. в таблице.
Организация работы с персоналом Департамента.
Этапы |
Цели |
Результаты |
Программно-функциональная организация деятельности. |
Сделать деятельность доступной для анализа и понимания. Получить возможность для внешней оценки программ деятельности и выявления задач, решение которых требует разработки новых программ. |
Программно-функциональная организация деятельности и технологии ее построения. |
Формирование программ повышения квалификации сотрудников Департамента. |
Использовать возможности, предоставляемые различными курсами повышения квалификации, для развития деятельности Департамента. Использовать ориентации сотрудников, связанные с профессиональным и карьерным ростом для развития деятельности Департамента, и наоборот. |
Расширение проектно-аналитических ресурсов, используемых в деятельности Департамента. Оптимизация отношений между задачами развития деятельности Департамента и ориентациями сотрудников, связанные с профессиональным и карьерным ростом. Согласованные планы повышения квалификации персонала. |
Разработка программ подбора и аттестации персонала. |
Повысить надежность процесса подбора персонала. Сформировать систему требований к рабочим местам и сотрудникам, обеспечивающую высокую эффективность использования личностного и профессионального потенциала сотрудников. |
Оптимизация взаимной согласованности требований к рабочим местам и квалификации сотрудников. Прояснение направлений работы, необходимых для повышения квалификации сотрудников и развития деятельности Департамента. |
Формирование группы кадрового резерва. |
Расширить поле для подбора потенциальных сотрудников и развития деятельности Департамента. Расширить перспективы профессионального и карьерного роста сотрудников. |
Группа кадрового резерва и программы развития деятельности Департамента, связанные с ориентациями членов группы. |
Построение деятельностной кооперации с другими подразделениями Администрации. |
Обеспечить целостность управленческой деятельности городской власти. |
Система кооперативных деятельностных отношений Департамента с другими подразделениями Администрации. |
Деятельность органов муниципального управления и их сотрудников определяется, по меньшей мере, тремя разнонаправленными ориентациями: служением городу, возможностями используемых управленческих инструментов и особенностями профессиональной управленческой работы, а также служением собственным корпоративным интересам.
Органы муниципального управления и их сотрудники "принадлежат" городу, являются его составной частью, существуют для того, чтобы формировать и реализовывать управленческие решения, работающие на развитие города и его жителей (кроме прочего, сотрудники органов муниципального управления тоже обычно являются жителями данного города). В этом смысле, органы муниципального управления служат городу, а их сотрудники справедливо называются муниципальными служащими.
В то же время, органы муниципального управления осуществляют профессиональную управленческую работу. Предметом управления является городское хозяйство, а также процессы городской жизнедеятельности и развития. В этом смысле, сотрудники органов муниципального управления являются представителями профессиональной группы муниципальных управляющих.
Наконец, органы муниципального управления принадлежат системе административного управления и власти. В этом смысле, сотрудники органов муниципального управления принадлежат к сословию чиновников, т.е. людей, входящих в состав административного аппарата власти. Работа этого аппарата имеет целый ряд специфических характеристик, вытекающих из особенностей его устройства, функционирования и тех отношений, которые складываются между его сотрудниками. В тех случаях, когда внутренние задачи и ориентации аппарата оказываются основными и начинают определять всю работу организации, мы говорим о феномене бюрократии.
Чиновничество как особая социально-профессиональная группа сформировалось в связи с задачами организационного (в первую очередь, государственного) строительства, и в XIX веке стала предметом специального анализа целого ряда классических авторов: М. и А. Веберов, Э. Дюркгейма, К. Маркса и др. Другая группа исследователей (в основном критических) феномена чиновничества представлена именами писателей, среди которых Н.В. Гоголь, М.Ф. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Платонов, Ф. Кафка, Ч. Сноу и многие другие. Классическими памфлетами послевоенного времени стали книги С.Н. Паркинсона и Л. Дж. Питера.
В XIX веке внутренняя жизнь корпорации чиновников была закрыта для непосвященного. Только включенность и долгая преданная работа внутри этой корпорации давали шанс увидеть ее и понять что-то про ее жизнеустройство.
XX век принес с собой ряд событий, кардинально изменивших это положение. Разрушилось представление о единстве интересов государства и народа. Оказалось, что государство стало механизмом, который может служить разным целям, в зависимости от направляющей его воли. Выяснилось, что детали этого механизма могут быть захвачены локальными группами людей и использованы ими для реализации тех или иных частных стратегий.[19]
Неудачи масштабных социальных экспериментов, задуманных и осуществленных с использованием государственных машин показали опасность ситуации закрытости государственного механизма и вызвали к жизни широкое демократическое движение, направленное на формирование механизмов, дающих возможность понимать принципы государственного управления, влиять на него, участвовать в нем более широкому кругу людей.
Это движение является одной из составных частей в фундаменте идеи и практики местного самоуправления. За этой идеей, получившей широкое распространение в последней четверти ХХ века, стоит стремление приблизить механизмы принятия решений, затрагивающих жизнь и интересы людей, к самим людям, дав им возможность понимать механизмы принятия и реализации этих решений, влиять на них, участвовать в их подготовке, принятии, выполнении, контролировать эти процессы.
Корпоративность административного управления представляет собой форму организации "профессионального цеха", управленцев, работающих с большими системами. Но недостаточное понимания особенностей работы больших организационных систем приводит к тому, что этот цех организован во многом на средневековых принципах организации профессиональных сообществ, строящихся на ремесленных механизмах трансляции профессиональных навыков "из рук – в руки", цеховых секретах и т.п. Безусловно, корпорации административных управленцев хранят в себе значительный человеческий и профессиональный потенциал. Но столь же безусловно, что часто этот потенциал оказывается не реализован, из за отсутствия механизмов его общественно-значимого применения. Отсутствие таких механизмов приводит к замыканию корпорации внутри самой себя и, как следствие, работе на собственные внутренние интересы, противостоянию окружающему обществу и стагнации. Это одинаково плохо как для внешнего окружения корпорации, так и для нее самой. В этом смысле, крайне важно развитие корпоративного самосознания муниципальных управляющих, глубокое понимания сущности служения, отчетливость оформления значения их деятельности и связанной с ней ответственности. Такое проявление сущности корпоративного в муниципальном управлении является одним из условий возможности построения точных взаимоотношений и взаимодействий с другими субъектами городской активности и горожанами.
В 1991 г. Международная ассоциация управления городами и районами (ICMA)[20] разработала набор основных компетенций и умений, необходимых для эффективной работы муниципального управляющих. Вероятно это – наиболее полный список профессиональных компетенций, необходимых муниципальному управляющему.
Компетенции и умения, необходимых для эффективной работы муниципальных управляющих, принятые членами ICMA, состоят в следующем.
В список включены результаты оценки компетенций, проведенной на одном из наших семинаров в июне 1999 г. Мы попросили работников муниципальных органов, представлявших разные муниципальные образования России, оценить по десятибалльной шкале (0 – худший результат ё 10 – лучший) собственный уровень владения той или иной компетенцией и значимость этой компетенции для российского муниципального управления. В тексте приведены усредненные результаты этих оценок, полученные от 25 участников семинара: первая цифра – оценка уровня владения компетенцией, вторая – оценка значимости этой компетенции для российского муниципального управления.
1. Управление персоналом.
Содействие развитию персонала и выполнению им своей деятельности на всех уровнях организации (требует понимания межличностных отношений; навыка мотивировать людей; способности определять их сильные и слабые стороны).
Наставничество: формирование ориентиров для других людей, поддержка других людей, восприимчивость к их проблемам, для содействия полному раскрытию их потенциала (требует умения воспринимать обратную связь; способности адекватно оценивать действия других людей и определять, что необходимо им для развития). – 6,8;7,8
Командное лидерство: содействие командной работе (требует понимания командных отношений; способности направлять и координировать усилия группы; владения навыками лидерства). – 6,8;7,8
Усиление других: создание условий, поощряющих к взятию ответственности и самостоятельности в принятии решений на всех уровнях организации (требует навыка делиться властью и устранять барьеры, препятствующие творчеству). – 7,3; 8,2
Делегирование полномочий: передача ответственности другим (требует навыка определять ожидания, формировать ориентиры, поддерживать, оценивать результаты работы). – 5,7; 7,0
2. Политическое содействие.
Помощь избранным официальным лицам и другим активистам местного сообщества в выделении общезначимых целей и работе по их достижению (требует понимания групповой динамики и политического поведения; навыка организации коммуникации и содействия, методов достижению согласия; способности вовлекать других в процесс анализа возможных результатов).
Содействующее лидерство: построение взаимодействия и согласия в разных группах и между ними, помощь им в выделении общезначимых целей и эффективной деятельности по их достижению; осознания взаимозависимости отношений и множественности причин событий происходящих в местном сообществе, предвидение последствий политических решений (требует понимания активистов местного сообщества и отношений, существующих между ними). – 6,4; 8,8
Содействие эффективной работе выборного органа: помощь избранным официальным лицам в формировании политических задач, которые могут быть эффективно реализованы и в наибольшей степени служат интересам местного сообщества (требует понимания отношений, вытекающих из распределения власти между выбранными и назначенными официальными лицами; навыка ответственно следовать инициативе других, когда это нужно; способности передавать правильную информацию и давать здравые рекомендации). – 6,7; 8,7
Коммуникативное посредничество: действие в качестве нейтральной стороны в разрешении политических споров (требует понимания принципов коммуникативного посредничества; навыка коммуникативного посредничества). – 5,7; 6,6
3. Организация услуг.
Обеспечение гарантий того, что услуги местного самоуправления предоставляются гражданам эффективно, квалифицированно и ответственно (требует понимания сфер и номенклатуры услуг; навыка оценки потребностей местного сообщества, наличных ресурсов и предвидения результатов решений, связанных с предоставлением услуг; способности формировать цели и показатели продуктивности деятельности, оценивать результаты).
Функциональная/операциональная оценка: понимание основных принципов, определяющих предоставление услуг в разных функциональных сферах: общественной безопасности, развития местного сообщества, экономического развития, социальных и гуманитарных услуг, административных услуг, общественных работ и т.д. – 6,9; 8,6
Операциональное планирование: предвидение будущих потребностей, организация работы и формирование расписания работ по разным проектам (требует понимания технических нововведений и изменяющихся показателей; навыка в определении и понимании тенденций). – 7,0; 8,3
Услуги: определение потребностей граждан и обеспечение соответствующих услуг для местного сообщества (требует понимания методов сбора информации). – 6,2; 8,3
Обеспечение качества: поддержание постоянно высокого уровня качества в работе штата муниципалитета, выполнении операциональных процедур, предоставлении услуг (требует понимания организационных процессов; способности содействовать организационным улучшениям). – 6,8; 8,7
4. Стратегическое лидерство.
Предъявление примера, побуждающего организацию и местное сообщество к поиску нового, изменениям, творческому решению проблем, активному действию (требует понимания собственного стиля лидерства; навыка проницательности, формирования перспектив, определения набора задач; способности создавать среду, поощряющую к инициативе и инновациям).
Инициатива и предприимчивость: демонстрация ориентации на действие и принятие ответственности за результаты, неприятие сложившегося положения вещей, устранение препятствий, задерживающих движение к достижению целей. – 7,8; 8,3
Прозорливость: концептуализация представлений об идеальном положении дел и передача этих представлений организации и местному сообществу. – 6,9; 7,7
Творчество и инновации: развитие новых идей и практик; применение известных идей и практик к новым ситуациям. – 7,1; 7,6
Техническая грамотность: демонстрация понимания информационных технологий и уверенности, что они содействуют предоставлению услуг, повышению информированности, организации коммуникации, повышению прозрачности для граждан. – 7,2; 7,4
5. Приверженность демократическим принципам.
Демонстрация приверженности демократическим принципам через уважение избранных официальных лиц, интересов местного сообщества, процедур принятия решений; забота об образовании граждан в вопросах местного самоуправления; приобретение новых знаний о социальной, экономической и политической истории местного сообщества (требует понимания демократических принципов, политических процессов, законодательства о местном самоуправлении; понимания групповой динамики, навыка коммуникации и содействия; способности оценивать разных людей и группы, работать с ними, следовать инициативе местного сообщества в демократическом процессе).
Пропаганда демократии: поддержание ценности и неприкосновенности выборной формы власти и местного самоуправления, выражаемая в действиях и личном поведении; обеспечение гарантий эффективного участия органа местного самоуправления в системе государственных отношений (требует понимания и навыка участия в государственных делах и отношениях). –7,3; 8,7
Разнообразие: понимание и уважение различий, существующих между людьми, поддержание ценности различий в организации и в местном сообществе. – 8,4; 8,6
Гражданское участие: признание права граждан влиять на принятие местных решений и поощрение их активного вовлечения в местное самоуправление. – 8,0; 8,2
6. Организационное планирование и менеджмент.
Обеспечение краткосрочных и долгосрочных приобретений, анализ и распределение финансовых и человеческих ресурсов (требует понимания и навыков работы с бюджетом, финансового анализа, управления человеческим потенциалом, стратегического планирования).
Бюджетирование: подготовка бюджета и управление им (требует понимания принципов и практики бюджетирования, оценки источников дохода, технологий проектирования, финансово-контрольных систем; навыка в обсуждении финансовой информации). – 6,4; 9,3
Финансовый анализ: интерпретация финансовой информации для оценки налогового потенциала местного сообщества, определения экономичности программ, сравнение альтернативных стратегий (требует понимания техник анализа и навыка их применения). – 5,6; 9,1
Управление человеческим потенциалом: обеспечение гарантий того, что политика и процедуры приема на работу, продвижения, оценки деятельности и поведения справедливы, законны и общеприняты; обеспечение соответствия человеческого потенциала программным целям (требует понимания индивидуальных практик и трудового законодательства; способности проектировать и планировать кадровые потребности). – 7,5; 8,8
Стратегическое планирование: организация работы муниципалитета и местного сообщества, упреждающая ход событий и обстоятельств (требует понимания техник долгосрочного и стратегического планирования; навыка выявлять тенденции, которые будут влиять на местное сообщество; способности анализировать и содействовать политическим решениям, благоприятным для сообщества в долгосрочной перспективе). – 6,8; 9,0
7. Коммуникация.
Содействие обмену идеями и информацией, содействие взаимопониманию между людьми, эффективная защита интересов местного сообщества (требует понимания принципов межличностной и групповой коммуникации; навыка слушать, говорить и писать; способности убедить, не принижая взглядов других).
Утверждение ценностей: поддержка политик, программ и идеалов, в наибольшей степени служащих интересам местного сообщества в разных коммуникативных ситуациях. – 7,6; 8,7
Навыки предъявления: эффективная передача идей или информации другим (требует понимания технологий и возможностей предъявления; способности адаптировать предъявление к особенностям аудитории). – 7,5; 8,1
Отношения со средствами массовой информации: предоставление информации для СМИ в форме, способствующей повышению уровня понимания деятельности местного самоуправления и формированию позитивных отношений со СМИ (требует понимания целей и методов работы СМИ). – 8,2; 8,6
Межличностная коммуникация: вербальный и невербальный обмен сообщениями с другими, демонстрирующий уважение к людям и содействующий целям организации и местного сообщества (требует способности воспринимать вербальные и невербальные ответы; навыка выбора наиболее эффективных коммуникативных методов для конкретных взаимодействий). – 7,4; 7,0
8. Целостность.
Демонстрация справедливости, честности, понимания значения этики и права в межличностных и профессиональных отношениях и деятельности (требует понимания деловой и личностной этики; способности понимать разные этики и интегрировать их в конкретных ситуациях).
Личная целостность: демонстрация объяснимости личных действий, честность и справедливость личных отношений и действий. – 7,6; 7,3
Профессиональная целостность: справедливость, честность, законность профессиональных отношений и деятельности, следование Этическому Кодексу ICMA (требует понимания административной этики и знания Этического Кодекса ICMA)[21]. – 7,4; 8,5
Организационная целостность: содействие этике поведения в организации личным примером, управленческой практикой, организацией специального обучения (требует понимания административной этики; способности прояснять действия, обсуждать этические нормы и направлять других). – 7,4; 8,2
По результатам оценки данного списка компетенций сотрудниками российских органов муниципального управления, на первые пять позиций по значимости вышли (в скобках – оценка уровня владения данной компетенцией):
Среди пяти наименее значимых компетенций оказались (в скобках – оценка уровня владения данной компетенцией):
Нельзя не отметить также, что из всех (не только из пяти высших и пяти низших) компетенций, только в двух случаях (межличностная коммуникация и личная целостность) средняя оценка владения компетенцией превышает среднюю оценку ее важности. Из этого экспресс-анализа видно, сколь велико поле для работы по развитию профессиональных компетенций муниципальных управленцев.
[2] Виханский О.С. Стратегическое управление. М., "Гардарика", 1998, с. 209.
[3] См. схему процесса стратегического планирования в муниципальном управлении в разделе "Схемы и процедуры стратегического планирования", части 2 настоящего издания.
[4] Продолжение и развитие этой тенденции связано с освоением понятия "человеческий потенциал" (см. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода. М., 1999). Обращение к этому понятию переворачивает вопрос о включенности людей в деятельность организационных систем в вопрос об организации деятельности организационных систем, дающей возможность включить человеческие возможности максимально полно, одновременно дав им возможность максимально полно развернуться. В этом – новый шаг управленческого мышления, и движение в этом направлении, скорее всего, во многом будет связано именно с управлением жизнедеятельностью и развитием территорий, в частности, с муниципальным управлением.
[6] Прокопенко И.И. Управление и развитие человеческих ресурсов – важнейшая задача экономик, переходящих к рынку. Женева-Турин, Международный центр МОТ по подготовке кадров, 1994.
[7] Прокопенко И.И. Управление и развитие человеческих ресурсов – важнейшая задача экономик, переходящих к рынку. Женева-Турин, Международный центр МОТ по подготовке кадров, 1994, с. 7.
[8] Здесь важно также понимать различия, существующие между управленческими средствами и технологиями, характерными для отдельных предметных областей, важных с точки зрения обеспечения жизнедеятельности города (например, коммунального хозяйства, здравоохранения, социальной поддержки и проч.), с одной стороны, и средствами и технологиями, важными для работы с городом как целым, с другой. В последнем случае, например, очень велико значение инструментов и технологий, которые в состоянии обеспечить целостность деятельности и кооперацию различных ее участников: стратегическое планирование, программный подход, ресурсный анализ, обеспечение общественного участия и т.п.
[9] Развернутое представление об основных профессиональных компетенциях муниципального управляющего, выработанное Международной ассоциацией управления городами и районами, см. в разделе 2.6. Хорошим дополнением и иллюстрацией к этому является цикл интервью с профессиональными городскими управляющими, опубликованный в журнале "Городское управление" в течение 1998 г.
[10] Подробнее о профессиональных компетенциях муниципального управления см. раздел 2.6.
[11] См. схему процесса стратегического планирования в муниципальном управлении в разделе "Схемы и процедуры стратегического планирования", части 2 настоящего издания.
[12] Малые города и графства: как управлять их службами – проект "Муниципальные финансы и управление", серия рефератов, № 19, М., 1996.
[13] Аксенова Е.А., Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Лукьянова Н.Ф., Талан М.В. Управление персоналом в системе государственной службы. М., ИПК госслужбы, 1997.
[15] Санталайнен Т., Воутилайнен Э. Поренне П., Ниссинен Й.Х. Управление по результатам. М., Изд. группа "Прогресс", 1993.
[17] Школа муниципального служащего. Методические материалы. М., МОНФ, 1999; Балобанов А.Е. Профессионализация деятельности органов местного самоуправления – Полития, 1999, № 4; Балобанов А.Е. Проблемно ориентированный курс повышения квалификации муниципальных служащих – Муниципальная служба, 1998, № 2
[18] Прокопенко И.И. Управление и развитие человеческих ресурсов – важнейшая задача экономик, переходящих к рынку. Женева-Турин, Международный центр МОТ по подготовке кадров, 1994, с. 18.
[19] Наиболее масштабным решением такого рода была российская революция 1917 г. и последовавшее за ней воплощение идеи социалистического строительства. Сопоставимым по масштабности был фашистский национал-социалистический проект. Можно выделить и ряд более мелких акций такого рода, включая крупные террористические акты послевоенного времени.
[20] Международная ассоциация управления городами и районами (International City/County Management Association, ICMA) объединяет профессиональных муниципальных управляющих всего мира. Она была основана в 1914 г. 32 муниципалитетами США и Канады для повышения уровня профессиональной работы муниципальных управляющих и качества местного самоуправления за счет его профессионализации. Сегодня ICMA объединяет свыше 3000 муниципалитетов, работающих по схеме совет-управляющий. Ознакомиться с оригиналом данного перечня, комментариями к нему и другими материалами можно, обратившись к официальному серверу ICMA: http//www.icma.org
[21] Этический Кодекс ICMA (принят в 1924 г., последние исправления внесены в 1998 г.)
Цели ICMA состоят в повышении качества местного самоуправления, поддержке и помощи для профессиональных муниципальных управляющих в Соединенных Штатах и других странах. Реализация этих целей, в соответствии с Процедурными Правилами, определяет определенные принципы, которым должны следовать члены ICMA.
Член ICMA должен:
1. Быть преданным идеям эффективного и демократического местного самоуправления, осуществляемого избранными официальными лицами; исходить из убеждения, что важной составляющей для достижения целей местного самоуправления является профессиональное управление.
2. Утверждать значение услуг, предоставляемых органами местного самоуправления; поддерживать конструктивное, творческое, практическое отношение к делам местного самоуправления; глубоко осознавать социальную ответственность муниципального служащего.
3. Быть преданным идеалам чести и целостности в общественных и персональных отношениях, чтобы иметь возможность заслужить уважение и доверие избранных официальных лиц, других официальных лиц, служащих, общественности.
4. Понимать, что главной функцией местного самоуправления во все времена является наилучшее служение интересам всех людей.
5. Представлять избранным официальным лицам предложения по вопросам местной политики; обеспечивать их фактами и советами по вопросам местной политики для принятия решений и формирования целей местного сообщества; поддерживать и проводить в жизнь политику местного самоуправления, принятую избранными официальными лицами.
6. Понимать, что избранные представители получили от людей мандат на выработку политики местного самоуправления; ответственность за реализацию политики остается на муниципальных управляющих.
7. Воздерживаться от всех политических действий, которые подрывают общественное доверие к профессиональным администраторам; воздерживаться от участия в выборах членов законодательных органов.
8. Сделать своей обязанностью постоянно улучшать собственные профессиональные способности и развивать управленческую компетентность своих коллег.
9. Поддерживать информированность местного сообщества, относительно дел местного самоуправления; поощрять коммуникацию между гражданами и всеми служащими местного самоуправления; подчеркивать дружественное и учтивое служение общественности; стремиться улучшить качество и образ общественной службы.
10. Противодействовать любому вторжению в зону профессиональных обязанностей, исходя из того, что муниципальный управляющий должен быть свободен в реализации политики, связанной с исполнением своих профессиональных обязанностей, огражден от вмешательства, иметь возможность решать каждую проблему на принципиальных и правовых основах, без дискриминации.
11. Решать все персональные вопросы, исходя из заслуг, принимать решения, касающиеся назначений, установления оплаты, продвижения и дисциплины, справедливо и беспристрастно.
12. Не искать личной выгоды; исходить из убеждения, что персональные накопления или прибыль, обеспеченные конфиденциальной информацией или неправильным употреблением общественного времени нечестны.