Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления

  

Вторая Всероссийская конференция

«Местное самоуправление, федеральная и региональная власть»

 

Москва 23 апреля 2000 г.

  

Раздел II. Экономическая,  политическая  и социальная база развития местного самоуправления

 

Экономические стимулы развития самоуправления в России    

 

Норкин К. Б. Начальник управления Мэра Москвы, профессор.

Мы все являемся свидетелями того, что XXI век становится веком тотальной демократизации всех обществ. Действительно, мы видим, что практически все общества, все страны демократи­зируются и даже в регионах, где до сих пор еще существует обычай кровной мести, что никак вообще-то не согласуется с прин­ципами демократии, говорят о необходимости демократического устройства общества. Мы видим также, что все уровни управле­ния в обществе, сверху донизу, преобразуются на принципах демократии. То есть демократизация - это идея, с которой чело­вечество вступает в XXI в.

Почему идея демократического устройства общества так зах­ватила умы человечества? На мой взгляд, это естественная эво­люция принципов взаимоотношений власти и народа, приводи­мая в движение прагматическими устремлениями народов.

На заре человечества взаимоотношения власти и народа можно было характеризовать словом конфискация или реквизиция. То есть власть основывалась на праве силы и, в основном, вла­ствовали завоеватели, которые завоевывали народы и утвержда­ли свою власть силой ради реквизиции у народов тех богатств, которые были накоплены мирным трудом. Но потом не столько из моральных, сколько из прагматических соображений, сообра­жений пользы и выгоды, завоеватели сочли этот способ непро­дуктивным, потому что затраты на ведение войн значительны, а если все время отнимать и не давать людям создавать богатство, то нечего будет и отнимать. Вот это естественным образом пере­росло в идею, для которой лучше всего подходит слово культи­вация. Правители, бывшие завоеватели, которые стояли на пози­ции реквизиции, взяли на себя функции культивации своих на­родов. Взаимоотношения власти и народа стали по образу: народ  поле, а властные структуры - пахари.

 Было обнаружено, что за счет культивации, за счет того, что властители дают людям производить какие-то продукты и накапливать для этого производственные фонды, они имеют гораздо больше, чем за счет завоеваний, и эта форма правления доста­точно хорошо утвердилась.

Даже еще в начале XVI века, в 1524 году, если мне память не изменяет, Филипп Комин, рассуждая о судьбах неаполитанского герцогства, в частности, писал, что если бы герцог довольствовался какой-то ограниченной суммой поборов, то герцогство бы процвета­ло и герцог был бы в безопасности, но он, как настоящий тиран, установил по душевой налог в две тысячи дукатов в год, и в резуль­тате народ только и мечтает о смене синьора. Цитирую по памяти и могу ручаться лишь за общий смысл, но не за конкретные цифры.

Идея культивации, идея о том, что на самом деле власть есть некий взаимовыгодный способ взаимоотношений народа и влас­ти, постепенно завоевывала умы. Но для ее воплощения нужны были стабильные законы, и когда эти отношения культивации властью своих народов установились, то даже завоевательные действия стало невозможно вести, не попытавшись их оправдать какими-то легитимными обоснованиями. Культивация вне зако­нов не возможна, обязательно должна быть хотя бы видимость закона или какой-то серьезный компонент общественной жизни должен определяться законами.

Но вот постепенно, по мере того, как идея культивации обре­тала всеобщую власть, начала формироваться идея служения вла­сти народу. Люди поняли, что власть нужна, прежде всего, для того, чтобы поддерживать законы и служить народам. Возникла идея служения. И как только возникла идея служения, сразу начался решительный пересмотр способа «вручения» власти. По существу, наиболее актуальным стал вопрос: кому доверить пра­во служить? Поскольку служение - это оплачиваемая работа, она, как всякая оплачиваемая работа, должна исполняться хоро­шо и дешево, что невозможно без применения каких-то механиз­мов конкуренции. И вот здесь как раз радикально востребуется идея демократизации. Народ должен оценивать качество службы каким-то объективным критерием и обеспечивать конкуренцию, то есть выдвигать на службу тех, кто ведет эту службу наиболее дешево и наиболее качественно.

В большинстве европейских стран демократизация решается почти полностью за счет децентрализации функций управления. Больше функций передается на места, поскольку именно на мес­тах есть возможность более четко сопоставить цену и качество служения, более внимательно и более обоснованно избирать тех, кому доверены соответствующие функции или службы.

Но вот в России, к сожалению, а может быть, и к счастью, природа вещей такова, что простая демонополизация службы, простая децентрализация, как исторически доказано, не прохо­дит. Когда Владимир Мономах, по существу, в целях децентра­лизации управления разделил княжества между своими детьми, распалась Киевская Русь. Мы помним смутные времена после конца династии Рюриковичей, помним, к чему привело исчезно­вение жесткой центральной власти. Мы видим сейчас, что про­изошло и происходит в результате того, что региональные элиты воспользовались моментом, мы видим, что произошло после того, как был в свое время выброшен лозунг «берите суверенитета, сколько хотите».

По существу, мы видим, что тотальная децентрализация ока­зывается для России не очень продуктивной, если не сказать па­губной. Это объясняется следующими объективными причинами. По природным, климатическим и географическим условиям в России нет регионов, полностью приспособленных для такой обо­собленной жизни. Россия не может существовать, если разные компоненты дифференциальной ренты не перераспределяются че­рез центральную власть. Наличие механизмов перераспределе­ния дифференциальной ренты, которая возникает в различных регионах, как бы дополняет в каждом регионе недостатки при­родных условий и делает территорию, населенную россиянами, в целом пригодной для продуктивного проживания.

В России всегда было так: только возникает централизованное государство, только начинает отрабатываться механизм изъятия и перераспределения дифференциальной ренты, происходит мощ­ное усиление государства, повышение качества жизни граждан, усиление авторитета на международной арене и т.д. Но такое усиление всегда было кратковременным. Дальше всегда проис­ходила деградация централизованного государства. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить, скажем, Петра Первого и Екате­рину Вторую с Николаем Вторым, Сталина и Ленина с Чернен­ко. Очевидна деградация. Почему эта деградация происходит? Деградация происходит потому, что централизация в России все­гда была монополизацией при отсутствии четкого критерия каче­ства работы, при отсутствии объективной меры успеха власти, при отсутствии ответственности власти за конечный результат. В России до сих пор реализовались только конструкции централи­зованного, бюрократического, по существу - безответственного государства. И вот эта периодичность процветания и развала централизованного государства в России наталкивает нас на мысль, что это не случайное явление, а закон, который свойственен цен­трализованному государству, построенному на бюрократических командно-административных принципах.

Ну и что здесь делать? Не рубить сплеча. Так уж принято в России, что мы лечим голову путем ее отрубания. Марксом было установлено, и никто сейчас это не подвергает сомнению, что наличие частной собственности на орудия и средства производ­ства, в том виде как это было при Марксе, порождает автоколе­бания в экономическом развитии, порождает социальную диф­ференциацию общества. Этот вывод Маркса никто не опроверг и его опровергнуть нельзя. Но во всех странах, на этом основании, просто мудро подправили законы, которыми регулируется част­ная собственность на орудия и средства производства. Введено довольно сильное налогообложение собственности, введены спе­циальные налоги на наследство, которые приводят к тому, что неэффективно используемая собственность жжет руки собствен­нику. Соответствующий механизм срывает автоколебания, умень­шает социальное расслоение, делает развитие благоприятным. А мы сделали по-другому. Мы просто отменили частную собствен­ность на средства производства. К чему это привело, мы пре­красно знаем.

Если мы в условиях России будем то вводить централизован­ное государство, то отменять, а сами правила функционирования централизованного государства не будем менять, то нас ждет, то же самое: у нас будут автоколебания. Мы должны изменить сам принцип устройства российского централизованного государства. По существу, говоря, демократические принципы, которые мы должны ввести в России, должны стабилизировать государство.

С помощью демократизации мы должны ввести какие-то кон­курентные начала в функционирование органов власти. Эти кон­курентные начала вводятся с помощью так называемого конку­рентного функционально-стоимостного подхода, понятие о ко­тором неоднократно вводилось нами в научный оборот. Он со­стоит в том, что ни для какой 45ункции заранее не установлено, что она осуществляется каким-то определенным уровнем иерар­хии государства. Этот уровень должен выбираться на конкурен­тной основе. Если частный сектор может эту функцию выпол­нить дешевле, чем государственный сектор, эта функция должна быть передана частному сектору. И деньги, которые собирает власть для выполнения этой функции, должны быть переданы

частному сектору напрямую, может быть с каким-то понижаю­щим коэффициентом. Если более высокий уровень берется вы­полнить более дешево ту же функцию, которую выполняет част­ный сектор или низший уровень, то ее следует передать наверх, также вместе с деньгами. Цена услуги и ее исполнитель опреде­ляются на условиях конкуренции. И второе условие: платить за услугу должен тот, кому услуга оказана. Не обязательно, чтобы у него на это всегда были деньги, но право распоряжаться этими деньгами должно быть у человека или органа власти того уров­ня, которому эта услуга оказывается.

Главная же функция самого нижнего уровня власти, нижнего уровня бюрократической организации общества, состоит в том, что нижний уровень удостоверяет, что услуга оказана и что де­шевле оказать эту услугу, отняв ее у государства, нельзя. Это очень важная функция, поскольку мы рассматриваем власть как служение.

Готово ли наше общество к такому функционированию, к та­кой организации жизни? На самом деле - нет. И в этом смысле мы разделяем тезис о том, что демократическое самоуправление граждан в России создать нельзя, оно может только возникнуть. Мы лишь можем ускорить его возникновение, создав благопри­ятные условия для этого. То есть при сохранении и даже укреп­лении принципов организации работы, которые мы унаследова­ли от командно-административной системы, мы должны предос­тавить тем территориальным организациям граждан, которые от­вечают определенным условиям своего 4юрмирования, право взять на себя из этой системы некоторые функции на основе самоуп­равления. Я не могу сегодня останавливаться на детализации этого процесса, но как нам представляется, именно в таком по­рядке может быть организован эффективный общественный кон­троль с нижнего уровня. А правильнее сказать, не с нижнего, а с наиболее близкого к народу.

В рамках такой децентрализации управления может возник­нуть соблазн отказа от перераспределения дифференциальной ренты. Скажем, в Москве есть районы, где дифференциальная, земельная, в частности, рента велика, а в каких-то районах эта дифференциальная рента мала. Значит и здесь, в общем, могут возникнуть очень серьезные конфликты. Но нельзя забывать, что такой результат зависит не от самого факта децентрализации управления, а от тех принципов, на которых эта децентрализа­ция управления организуется.

Например, как мы представляем частную собственность на земельные участки в городе. Если частная собственность на зе­мельные участки в городе не окружена строгими градостроитель­ными правилами использования земель, то города развиваются, как мы говорим, стихийно, возникает ряд проблем: засорение среды, транспортные сбои, ухудшение качества жизни, падение валового внутреннего продукта, ухудшение и сбои экономичес­кого развития, и другие негативные явления. Но как только го­род принимает разумные, уже отработанные в мире правила гра­достроительного регулирования, основы градостроительного зонирования, оптимизированное распределение функций по город­ским участкам, увязку платежей за земельные участки с функ­циональным их назначением, которое установлено планами, сра­зу видно, что он развивается по единому плану, что частная ини­циатива и предприимчивость, привлекая значительные резервы, никак не приводят к системным сбоям. Что-то в этом роде долж­но быть предусмотрено в качестве правил принятия решений в территориальных органах самоуправления. То есть, фигурально говоря, они должны подчиняться правилам градостроительного зонирования. Те деньги, которые они могут использовать для нужд локальной общины, должны определяться не только на­логовым потенциалом территории, но и налоговым потенциалом того организма, который мы должны согласованным образом раз­вивать. Нами выдвинут соответствующий принцип корпоративно­го бюджетного федерализма, который как раз и позволяет, на наш взгляд, хорошо согласовывать интересы развития части и целого.

Корпоративный бюджетный федерализм состоит в том, что вся организация государства рассматривается как некая корпо­рация, которая имеет общую цель, состоящую в том, чтобы в рамках всей территории, на которой действует корпорация, про­изводится наибольший валовой внутренний продукт и все члены корпорации имеют равное право пожинать блага от этого общего валового продукта, который производится корпорацией в целом, и несут равную ответственность за обеспечение его роста. А зада­чи, которые стоят перед территориальными элементами корпора­ции, состоят в том, чтобы наилучшим образом использовать ре­сурсы каждого региона для увеличения общей корпоративной прибыли. То есть прямое использование какими-то территори­альными образованиями дифференциальной ренты ради выгоды этого региона дает этому региону гораздо меньше доходов на душу населения по сравнению с тем доходом, который получается, если продукт, обладающий этой дифференциальной рентой, вкладывается в общий производственный процесс. В результате сложения дифференциальная рента из других регионов исполь­зуется как бы в синергетическом или мультипликативном режи­ме, и производится масса валового внутреннего продукта, кото­рая намного превосходит то, что можно было бы получить, толь­ко присваивая дифференциальную ренту.

Эти два принципа, а именно: конкурентный функционально-стоимостный подход и корпоративный бюджетный федерализм позволяют обеспечить непрерывное освежение и повышение эф­фективности централизованной монополии власти, что необходи­мо для того, чтобы прервать автоколебания эффективности цент­рализованного государства, которое для России необходимо. Од­новременно они позволяют обеспечить экономический рост для государства в целом, от которого отдельные регионы выгадывают больше, чем, если бы они попытались выделиться.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz