Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления

  

Вторая Всероссийская конференция

«Местное самоуправление, федеральная и региональная власть»

 

Москва 23 апреля 2000 г.

  

Раздел III. «Механизм разрешения противоречий в законодательстве субъектов Федерации и органов местного самоуправления»

 

Кодификация законодательства о местном самоуправлении: понятие, содержание, применение

 

Лазебная Н.В.  Конгресс муниципальных образований.

Федеральное законодательство о местном самоуправлении в целом характеризуется бессистемностью (зачастую, даже хаотич­ностью) и отсутствием единого комплексного подхода к осуще­ствлению правового регулирования.

Огромное количество проблем возникает также в связи с дей­ствием нормативных актов бывшего Союза ССР и РСФСР и на­личием устаревших норм в отдельных актах Российской Федера­ции, поскольку все эти нормы были направлены на регулирова­ние общественных отношений при совершенно иной политичес­кой организации общества.

Как представляется, законодательство в данном случае явля­ется средством, механизмом, движущим процесс развития демок­ратии в России, становления правового государства, в том числе - посредством реализации права граждан на осуществление мес­тного самоуправления. Иначе говоря, для укрепления местного самоуправления, обеспечения его нормального развития, необхо­димо эффективное правовое регулирование отношений в области местного самоуправления, ясное, четкое законодательство.

Однако, стремление в кратчайшие сроки сформировать зако­нодательство, обеспечивающее реализацию конституционного пра­ва граждан на местное самоуправление, повлекло за собой нерав­номерное развитие, бессистемность и противоречивость муници­пального законодательства. В настоящее время федеральное му­ниципальное законодательство представляет собой совокупность более чем 1500 нормативных правовых актов, принятых в раз­личное время и направленных на удовлетворение различных по­требностей и интересов граждан, что существенно затрудняет ИХ практическое применение.

В значительной степени возникновение подобных проблем обус­ловлено также опережающим (ускоренным) развитием муници­пального права как отрасли законодательства до окончательного его формирования как отрасли права.

Возрастающая потребность в осуществлении кодификации за­конодательства о местном самоуправлении обуславливается возможностью одновременного достижения нескольких важнейших целей именно посредством кодификации.

По мнению автора, к основным целям кодификации муници­пального законодательства следует отнести:

1. Обеспечение правового регулирования отношений в сфере местного самоуправления на базе единого подхода, научной кон­цепции (в т.ч. юридической конструкции) - посредством приня­тия кодифицированного акта Основ законодательства. То есть, в первую очередь, это: разрешение противоречий, обес­печение единообразия дефиниций и нормативных установлений, устранение устаревших норм, что значительно облегчит право­применение и обеспечит общедоступность законодательства о мес­тном самоуправлении.

2. Устранение пробелов и неэффективных норм в законода­тельстве о местном самоуправлении. Таким образом, в данном аспекте кодификация есть способ совершенствования законода­тельства. Осуществляя систематизацию нормативных правовых актов в области местного самоуправления, одновременно возмож­но внесение в них необходимых изменений и дополнений, исхо­дя из практики применения, потребностей развивающихся муни­ципальных правоотношений.

3. Наиболее эффективное разрешение проблем, связанных со становлением, формированием и развитием муниципального права и как отрасли права, и как научной дисциплины.

Несмотря на то, что муниципальное право объективно выдели­лось из конституционного права, оно имеет собственный предмет и метод правового регулирования. Однако, окончательно процесс формирования муниципального права как отрасли права не завер­шен, поскольку четко не определен предмет правового регулирова­ния и не в полном объеме применяется императивно-диспозитивный метод правового регулирования отношений этой отрасли.

Безусловно, формирование и развитие отрасли муниципаль­ного права объективно требует обособления и развития муници­пального права в качестве научной дисциплины или учения о местном самоуправлении.

Местное самоуправление - новый институт для постсоветского общества и государства, поэтому развитие муниципально-правовой науки есть необходимое условие для установления местного самоуправления в России как формы народовластия, как неотъем­лемого элемента демократического правового государства.

4. Внедрение информационных технологий (современных ком­пьютерных разработок) в законотворческий процесс. Как мне кажется, необходима разработка автоматизированной информа­ционной системы кодификации законодательства о местном са­моуправлении (включая базу данных). Автоматизированная ин­формационная система позволит существенно облегчить труд ко­дификатора, уменьшить затраты (финансовые и временные) на осуществление кодификации и улучшить качественные показате­ли кодификации, поскольку значительная часть работы будет выполняться автоматически. В то же время, разработка подобной информационной системы будет способствовать повышению эф­фективности законотворчества в целом (в том числе посредством упрощения, автоматизации отдельных этапов законотворческих работ). Разработанные технологии можно будет использовать не только при осуществлении кодификации законодательства, но и в иных законотворческих процессах.

О необходимости кодификации законодательства о местном самоуправлении свидетельствует также и наличие специальных норм, посвященных совершенствованию и кодификации муници­пального законодательства в «Основных положениях государи ственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации», утвержденных Указом Президента Российской Федерации №1370 от 15 октября 1999 года (далее-Основные положения) и в Федеральной целевой программе го­сударственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномо­чии местного самоуправления, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 года №1394 (далее - Федеральная программа).                   '

Данные правовые акты в настоящее время являются важней­шими документами, определяющими муниципальную политику государства и непосредственно направленными на реализацию конституционных прав местного самоуправления, стабилизацию и развитие муниципальных образований. Поэтому, наличие в этих правовых актах положений о необходимости совершенствования и кодификации законодательства о местном самоуправлении, а тем более возведение их в степень государственной политики, представ­ляется одним из основных факторов, способствующих построению эффективной системы местного самоуправления в России, а значит и становлению демократического правового государства.

В Основных положениях особое внимание уделено использо­ванию достижений науки и проведению научно-правовых иссле­дований в сфере местного самоуправления. К одной из приори­тетных задач государственной политики в области местного само­управления в соответствии с Основными положениями относится «проведение фундаментальных научных исследований в области местного самоуправления», «формирование муниципального права как комплексной отрасли права», а также «выработка стратегии законодательной деятельности в области местного самоуправления».

В Федеральной программе особо отмечается, что решение про­блем, возникающих в ходе становления и развития местного само­управления, обеспечения устойчивого развития муниципальных об­разований требует их глубокой научно-методической проработки.

Следует отметить, что реализация второго этапа (2003-2014 годы) Федеральной программы непосредственно включает вы­полнение программных мероприятий, направленных на кодифи­кацию законодательства о местном самоуправлении.

Также хотелось бы обратить внимание на содержание конк­ретных мероприятий Федеральной программы. Приложение №1 к Федеральной программе предусматривает мероприятия по пра­вовому обеспечению, в том числе:

• разработку предложений по устранению противоречий в за­конодательстве, регулирующем вопросы местного самоуправле­ния, а также по устранению неоднозначности отдельных право­вых норм и по внесению изменений в нормы, сдерживающие становление и развитие местного самоуправления, социально-эко­номическое развитие муниципальных образований;

разработку систематизированного сборника федерального за­конодательства по вопросам местного самоуправления с коммен­тариями.

Подобные мероприятия, проводимые в рамках профессио­нально организованных, построенных на научной основе ко­дификационных работ, позволят разрешить основную часть проблем, связанных с развитием российского института мест­ного самоуправления.

Актуальность проведения кодификации проявляется в воз­росшем количестве законопроектов по изменению и дополнению законодательства в сфере местного самоуправления, поступаю­щих на рассмотрение Государственной Думы Федерального Со­брания Российской Федерации. За время деятельности Государ­ственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва было рассмотрено более 46 законопроектов «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принц»" пах организации местного самоуправления в РФ».     

Таким образом, кодификация должна обеспечить выявление всех пробелов и противоречий в нормативно-правовых актах, осу­ществление комплексного, системного правового регулирования на основе единого подхода. С помощью кодификации можно наиболее гибко адаптировать к изменившимся отношениям в об­ласти муниципально-правового регулирования, имеющуюся нор­мативно-правовую базу. Осуществление кодификации позволит использовать научный потенциал и исследования ведущих пра­воведов. Как указывает Ю.А. Тихомиров «развитие законода­тельства не сводится к быстрому увеличению его массива... Зако­нодательство должно быть доступным, действующим, открытым для понимания и использования всеми гражданами и юридичес­кими лицами, что требует научного обеспечения и планомерности развития». Серьезная кодификационная работа может способ­ствовать совершенствованию законодательного регулирования му­ниципальных правоотношений, повышению эффективности и ав­торитетности законов, развитию и укреплению местного самоуп­равления, а значит и государства в целом.

На основе изучения исторического опыта кодификации в нашей стране сделан вывод, что результатом кодификации фе­дерального муниципального законодательства должны стать Ос­новы законодательства Российской Федерации о местном са­моуправлении, включающие наиболее важные, фундаменталь­ные положения, определяющие общие принципы организации местного самоуправления в России.

Данная форма кодифицированного акта выбрана мною после изучения достаточно обширной практики кодификации Советс­кого Союза. В Союзе, как известно, Основы законодательства принимались по вопросам, относящимся к совместному ведению Союза ССР и союзных республик.

Пункт «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации ус­тановление общих принципов организации местного самоуправ­ления относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В то же время, Конституция Российской Федерации не определяет в каких формах осуществ­ляется правовое регулирование по предметам совместного веде­ния Федерации и ее субъектов и не содержит норм о возможных формах кодифицированных актов.

По моему мнению, в данном случае целесообразно использо­вать практику кодификации бывшего Союза ССР. Как верно указывает Т.Н. Рахманина, «Основы законодательства, являясь особой, специфической формой основополагающего кодифика­ционного закона, с присущей именно им 4юрмой внутренней орга­низации нормативного материала могут быть сохранены и доста­точно эффективно использованы в законотворческой практике, как разновидность федерального закона в сфере совместного ве­дения Российской Федерации и ее субъектов».

В то же время, необходимо обратить внимание на характер­ную особенность действующего российского законодательства от­носительно определения статуса такого акта как Основы законо­дательства. В настоящее время Основы не представляют собой кодифицированные акты, а являются «обычными» законами, рег­ламентирующими те или иные общественные отношения в рам­ках определенной отрасли (института) законодательства.

Так, «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» регулируют отношения граждан, ор­ганов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и част­ной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

«Основы законодательства об архивном фонде Российской Федерации и архивах» регулируют формирование, организацию хранения, учет, использование архивов и архивных фондов и управление ими в целях обеспечения сохранности архивных до­кументов и их всестороннего использования в интересах граж­дан, общества и государства. «Основы  законодательства Рос­сийской Федерации о нотариате» фактически определяют поря­док совершения нотариальных действий.

Что касается «Основ законодательства Российской Федерации о культуре», то они определяются законодателем в качестве пра­вовой базы сохранения и развития культуры в России.

Таким образом, ни один из перечисленных актов Российской Федерации под названием Основы законодательства не содер­жит в себе признаков кодифицированного акта, характерных для Основ законодательства Союза ССР и союзных республик. Во-первых, как следует из предмета регулирования, целью приня­тия данных актов не являлось приведение в систему норматив­ных актов определенной отрасли права путем переработки их содержания, то есть они не являются результатом кодификаци­онных работ. Во-вторых они не основаны на системе права и не

Содержат комплексного правового регулирования по отношению к конкретной отрасли (или хотя бы института) законодатель­ства. В-третьих, Основы законодательства Российской Федера­ции не представляют собой совокупности правовых норм, приве­денных в единую целостную систему в соответствии со структу­рой конкретной отрасли права.

Иначе говоря, действующие Основы никак нельзя назвать «сводным законом», как явствует из буквального перевода термина «кодификация». Остается лишь посетовать на то, что российский законодатель не использует положительный опыт советского периода и легко отходит от традиций советского права. Несмотря на то, что они основаны на фундаментальных научных исследованиях лучших ученых советской эпохи.          

По моему глубокому убеждению в настоящее время необходимо осуществлять разработку Основ законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении именно в качестве кодифицированного акта, о чем свидетельствует все вышеизложенное.  Основы должны включать наиболее важные, фундаментальные положения, определяющие общие принципы организации местного самоуправления в России и в то же время содержать необходимые рамочные нормы развивающие и дополняющие консти­туционные положения в соответствии с принципиальными подхо­дами к организации местного самоуправления; следующими международно-правовых норм (Европейской Хартии местного самоуправления) и единой государственной политики.

Основы должны четко определить сферы правового регулиро­вания Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Здесь необходимо соблюдать «зо­лотую середину», поскольку «федеральные акты, с одной стороны, не должны нарушать права и интересы субъектов Федера­ции в сфере местного самоуправления, а с другой - признаны обеспечивать на общегосударственном уровне защиту местного самоуправления, помогать правовыми мерами их развитию. Такие акты призваны сдерживать возможные попытки со стороны органов государственной власти субъектов Федерации ограничить организационные, финансовые и материальные возможнос­ти местного самоуправления». Рамочные условия Основ должны закладывать фундаментальные нормы и одновременно предус­матривать многовариантность для осуществления правовою регулирования субъектами Российской Федерации но исключительно в пределах установления общих принципов организации местного самоуправления. Наиболее сложна задача определить границы такого правового регулирования на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации, поскольку местное самоуправле­ние - это институт самоорганизации граждан и чрезмерное госу­дарственное вмешательство будет препятствовать проявлению гражданской активности населения. В то же время, если феде­ральный законодатель не оградит местное самоуправление от всепроникающей регламентации со стороны субъектов Федерации, его развитие также не будет эффективным.

Представляется целесообразным включение в Основы законо­дательства о местном самоуправлении двух частей: Общей и Осо­бенной. В диссертации подробно изложены структура каждой части и основные подходы к их содержанию.

Общую часть должны составить нормы общего характера, Имеющие важное значение для всех институтов кодифицируемой отрасли, содержащие основные, принципиальные положения:

предмет и общие принципы правового регулирования отношений данной сферы; распределение полномочий и предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в данной области; соотноше­ние Основ с другими отраслевыми актами как самой Федерации, так и ее субъектов; соотношение с международно-правовыми ак­тами и нормами, важнейшие меры, обеспечивающие соблюдение Основ. Особенную часть составляют нормы, характерные для отдельных институтов, осуществляющие правовое регулирование обособленной группы общественных отношений в рамках рас­сматриваемой отрасли: важнейшие отраслевые нормы и положе­ния по вопросам, требующим единого правового регулирования в масштабах Федерации, а также границы, в пределах которых субъекты вправе принимать собственные решения.

В качестве вывода, хотелось бы подчеркнуть, что разрешение рассматриваемой проблемы требует выработки научно-обоснован­ной концепции кодификации законодательства о местном само­управлении на основе новейших научных исследований и приме­нения всего массива практического материала.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz