Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления

  

Вторая Всероссийская конференция

«Местное самоуправление, федеральная и региональная власть»

 

Москва 23 апреля 2000 г.

  

Раздел III. «Механизм разрешения противоречий в законодательстве субъектов Федерации и органов местного самоуправления»

 

Деятельность Амурского областного Совета  народных депутатов по формированию  правовых основ местного самоуправления

 

Марценко В. В. Председатель Амурского Совета народных депутатов.

Проблемы организации и деятельности органов местного само­управления сегодня продолжают оставаться одними из важных и серьезных вопросов дальнейшего развития демократии, консти­туционно-правовой реформы в России. Реформирование местно­го самоуправления после принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации» в субъектах РФ происходит по-разному.

1. В Амурской области в основном создана нормативно-право­вая база по организации и деятельности местного самоуправле­ния. Принято 28 законов области, регулирующих деятельность местного самоуправления.

Законодательством области предусмотрено образование орга­нов местного самоуправления в границах существовавшего на октябрь 1995 года административно-территориального устройства области. Фактически в области действует двухуровневая система местного самоуправления: первый уровень - районы, города об­ластного значения, второй уровень - сельсоветы, поселки, города районного значения, входящие в состав районов. При этом всем муниципальным образованиям в пределах их компетенции обес­печивается самостоятельность в решении вопросов местного зна­чения.

В настоящее время Законом Амурской области «О Реестре муниципальных образований и иных поселений Амурской облас­ти» закреплено число муниципальных образований: районов об­ласти - 20; городов областного значения - 7; городов районного значения - 2; рабочих поселков (пгт) - 23; поселков городского типа - ЗАТО - 1; сельсоветов - 283.

В подавляющем большинстве муниципальных образований приняты и прошли государственную регистрацию уставы муни­ципальных образований.

Законодательством области предусмотрены все установленные Конституцией РФ и федеральными законами гарантии гражда­нам по осуществлению местного самоуправления как непосред­ственно, так и через своих представителей. Во всех муниципаль­ных образованиях избраны представительные органы местного самоуправления и главы муниципальных образований (главы ме­стных администраций). Численный состав представительных ор­ганов районов, городов составляет 15-25 депутатов, сельсоветов •" 5-14 депутатов. Избрание глав муниципальных образований про­исходило как всенародно, так и из числа депутатов представи­тельных органов местного самоуправления (в соответствии со ста­тьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в РФ» и соответствующего Закона Амурской области).

Формы прямого волеизъявления граждан гарантированы Из­бирательным кодексом области, законами области о проведении местных референдумов, собраний (сходов) граждан, их участии в территориальном общественном самоуправлении.

2. Законом области «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Амурской области» в соответствии с фе­деральным законодательством установлены вопросы исключитель­ной компетенции представительных органов местного самоуправ­ления и вопросы, которые в соответствии с уставами муници­пальных образований могут быть отнесены к полномочиям пред­ставительного органа. Более подробно разграничена компетен­ция исполнительных органов местного самоуправления (местных администраций) по всем вопросам обеспечения деятельности му­ниципальных образований - в области планирования, бюджета и финансов, ценообразования, муниципальной собственности, со­циально-экономического развития, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, социальной защиты, земле­пользования, природоохранных мероприятий, обеспечения закон­ности и правопорядка и т.д. При этом указанным Законом обла­сти заложена основа по разграничению компетенции исполни­тельных органов местного самоуправления разного уровня - рай­онов, городов и сельсоветов.

В области бюджетных прав в феврале 1999 г. принят Закон области «Об основах бюджетного процесса и бюджетных правах местного самоуправления в Амурской области», в работе нахо­дится законопроект «О муниципальной собственности Амурской области».

3. Проблема правового регулирования разграничения полно­мочий между органами государственной власти и органами мест­ного самоуправления существует. Она обусловлена тем, что на федеральном уровне нет четкого правового решения этого вопроса. Федеральный законопроект «Об общих принципах наделе­ния органов местного самоуправления отдельными государственны­ми полномочиями Российской Федерации» еще не принят. Меха­низм реализации Бюджетного и Налогового кодексов РФ в части муниципальных образований различного уровня еще не отработан.

Поэтому в указанных вопросах область осуществляет собствен­ное правовое регулирование. В декабре 1998 г. принят базовый для этой сферы регулирования Закон области «О порядке наде­ления органов местного самоуправления отдельными государствен­ными полномочиями области». В дальнейшем пока используется «отраслевой» принцип - приняты и действуют законы области о наделении органов местного самоуправления отдельными госу­дарственными полномочиями в сфере лесопользования, регистра­ции актов гражданского состояния, лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, льгот по уплате государствен­ной пошлины и т.д. Порядок разграничения полномочий в сфере межбюджетных отношений при формировании областного и мес­тных бюджетов определен «Методикой формирования межбюд­жетных отношений с территориями области для определения нор­мативов отчислений от регулирующих налогов и доли в област­ном фонде финансовой поддержки муниципальных образований на 2000 г.», принятой решением областного Совета народных депутатов от 21.10.99 № 30/387. Однако остается нерешенной проблема установления для муниципальных образований на дол­госрочной основе нормативов минимальной бюджетной обеспе­ченности.

Решение вопросов образования, преобразования, объединения или упразднения муниципальных образований, разграничения полномочий определено Законом области «Об административно-территориальном устройстве Амурской области». Это позволило наработать законодательную практику по образованию новых сельсоветов, объединению муниципальных образований, их уп­разднению, а также присвоению им новых наименований в соот­ветствии с требованиями Федерального закона «О наименовани­ях географических объектов».

Вопрос реализации права законодательной инициативы ре­шен Законом области «О порядке реализации права законода­тельной инициативы представительными органами местного са­моуправления Амурской области». Разграничение полномочий по государственной регистрации уставов муниципальных образова­ний определено Законом области «О порядке регистрации уста­вов муниципальных образований».

 4. Экономическая и финансовая самостоятельность органов ме­стного самоуправления закреплена в законах области. Однако в силу дотационности большинства местных бюджетов (собствен­ных доходных источников во многих районах - не более 30%у [дефициты местных бюджетов около 40-50%) говорить о гаранти­ях экономической и финансовой самостоятельности муниципаль­ных образований не приходится. Необходимо установление на федеральном уровне государственных минимальных социальных 'стандартов и единых подходов, методологии определения нормати­вов минимальной бюджетной обеспеченности местных бюджетов.

5. Основная проблема в вопросе формирования муниципаль­ной собственности - отсутствие федерального законодательства, определяющего основы правового регулирования в данной сфере отношений, а также сложности в индивидуальном подходе практически к каждому муниципальному образованию, прежде всего при определении муниципальной собственности поселков, сель­советов, входящих в состав районов, городов. Федеральный за­кон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федера­ции» не решает даже основных проблем.

  6. Проблемным вопросом остается организация муниципаль­ной службы. В области приняты Законы «О муниципальной службе в Амурской области» и «Об аттестации муниципальных служащих в Амурской области». Однако вопросы соотношения муниципальных должностей и государственных должностей го­сударственной службы области с учетом квалификационных тре­бований к должностям муниципальной службы, квалификаци­онных разрядов муниципальных служащих, на наш взгляд, не­возможно отрегулировать без единого подхода к решению дан­ных вопросов на федеральном уровне.

7. Практика юридических процедур защиты местного самоуп­равления, контроля за законностью деятельности местных влас­тей только нарабатывается. В основном в судах рассматриваются вопросы защиты избирательных прав, взаимоотношений по соб­ственности. Есть судебная практика защиты права сельсовета на финансовую самостоятельность в части формирования местного, бюджета. Контроль за законностью деятельности местных властей осуществляет в основном прокуратура.

В августе 1999 г. принят Закон Амурской области «Об адми­нистративной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением местного самоуправления в Амурской области».

Вместе с тем, органы государственной власти области исполь­зуют иные организационные формы взаимодействия и контроля за деятельностью местного самоуправления. Главы муниципаль­ных образований районов, городов принимают участие в работе административного совета при Главе Администрации области, ру­ководители представительных органов местного самоуправления участвуют в заседаниях областного Совета народных депутатов. И главой Администрации области, и областным Советом исполь­зуются такие формы, как выездные коллегии, кустовые совеща­ния, депутатские слушания по проблемам жизнедеятельности му­ниципальных образований.

    

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz