Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления
Москва 23 апреля 2000 г.
Раздел III. «Механизм
разрешения противоречий в законодательстве субъектов Федерации и органов
местного самоуправления»
Марценко В. В.
Председатель Амурского Совета народных депутатов.
Проблемы организации и деятельности органов местного самоуправления сегодня продолжают оставаться одними из важных и серьезных вопросов дальнейшего развития демократии, конституционно-правовой реформы в России. Реформирование местного самоуправления после принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в субъектах РФ происходит по-разному.
1. В Амурской области в основном создана нормативно-правовая база по организации и деятельности местного самоуправления. Принято 28 законов области, регулирующих деятельность местного самоуправления.
Законодательством области предусмотрено образование органов местного самоуправления в границах существовавшего на октябрь 1995 года административно-территориального устройства области. Фактически в области действует двухуровневая система местного самоуправления: первый уровень - районы, города областного значения, второй уровень - сельсоветы, поселки, города районного значения, входящие в состав районов. При этом всем муниципальным образованиям в пределах их компетенции обеспечивается самостоятельность в решении вопросов местного значения.
В настоящее время Законом Амурской области «О Реестре муниципальных образований и иных поселений Амурской области» закреплено число муниципальных образований: районов области - 20; городов областного значения - 7; городов районного значения - 2; рабочих поселков (пгт) - 23; поселков городского типа - ЗАТО - 1; сельсоветов - 283.
В подавляющем большинстве муниципальных образований приняты и прошли государственную регистрацию уставы муниципальных образований.
Законодательством области предусмотрены все установленные Конституцией РФ и федеральными законами гарантии гражданам по осуществлению местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей. Во всех муниципальных образованиях избраны представительные органы местного самоуправления и главы муниципальных образований (главы местных администраций). Численный состав представительных органов районов, городов составляет 15-25 депутатов, сельсоветов •" 5-14 депутатов. Избрание глав муниципальных образований происходило как всенародно, так и из числа депутатов представительных органов местного самоуправления (в соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и соответствующего Закона Амурской области).
Формы прямого волеизъявления граждан гарантированы Избирательным кодексом области, законами области о проведении местных референдумов, собраний (сходов) граждан, их участии в территориальном общественном самоуправлении.
2. Законом области «Об общих принципах организации местного самоуправления в Амурской области» в соответствии с федеральным законодательством установлены вопросы исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления и вопросы, которые в соответствии с уставами муниципальных образований могут быть отнесены к полномочиям представительного органа. Более подробно разграничена компетенция исполнительных органов местного самоуправления (местных администраций) по всем вопросам обеспечения деятельности муниципальных образований - в области планирования, бюджета и финансов, ценообразования, муниципальной собственности, социально-экономического развития, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, социальной защиты, землепользования, природоохранных мероприятий, обеспечения законности и правопорядка и т.д. При этом указанным Законом области заложена основа по разграничению компетенции исполнительных органов местного самоуправления разного уровня - районов, городов и сельсоветов.
В области бюджетных прав в феврале 1999 г. принят Закон области «Об основах бюджетного процесса и бюджетных правах местного самоуправления в Амурской области», в работе находится законопроект «О муниципальной собственности Амурской области».
3. Проблема правового регулирования разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления существует. Она обусловлена тем, что на федеральном уровне нет четкого правового решения этого вопроса. Федеральный законопроект «Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации» еще не принят. Механизм реализации Бюджетного и Налогового кодексов РФ в части муниципальных образований различного уровня еще не отработан.
Поэтому в указанных вопросах область осуществляет собственное правовое регулирование. В декабре 1998 г. принят базовый для этой сферы регулирования Закон области «О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями области». В дальнейшем пока используется «отраслевой» принцип - приняты и действуют законы области о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере лесопользования, регистрации актов гражданского состояния, лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, льгот по уплате государственной пошлины и т.д. Порядок разграничения полномочий в сфере межбюджетных отношений при формировании областного и местных бюджетов определен «Методикой формирования межбюджетных отношений с территориями области для определения нормативов отчислений от регулирующих налогов и доли в областном фонде финансовой поддержки муниципальных образований на 2000 г.», принятой решением областного Совета народных депутатов от 21.10.99 № 30/387. Однако остается нерешенной проблема установления для муниципальных образований на долгосрочной основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Решение вопросов образования, преобразования, объединения или упразднения муниципальных образований, разграничения полномочий определено Законом области «Об административно-территориальном устройстве Амурской области». Это позволило наработать законодательную практику по образованию новых сельсоветов, объединению муниципальных образований, их упразднению, а также присвоению им новых наименований в соответствии с требованиями Федерального закона «О наименованиях географических объектов».
Вопрос реализации права законодательной инициативы решен Законом области «О порядке реализации права законодательной инициативы представительными органами местного самоуправления Амурской области». Разграничение полномочий по государственной регистрации уставов муниципальных образований определено Законом области «О порядке регистрации уставов муниципальных образований».
4. Экономическая и финансовая самостоятельность органов местного самоуправления закреплена в законах области. Однако в силу дотационности большинства местных бюджетов (собственных доходных источников во многих районах - не более 30%у [дефициты местных бюджетов около 40-50%) говорить о гарантиях экономической и финансовой самостоятельности муниципальных образований не приходится. Необходимо установление на федеральном уровне государственных минимальных социальных 'стандартов и единых подходов, методологии определения нормативов минимальной бюджетной обеспеченности местных бюджетов.
5. Основная проблема в вопросе формирования муниципальной собственности - отсутствие федерального законодательства, определяющего основы правового регулирования в данной сфере отношений, а также сложности в индивидуальном подходе практически к каждому муниципальному образованию, прежде всего при определении муниципальной собственности поселков, сельсоветов, входящих в состав районов, городов. Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» не решает даже основных проблем.
6. Проблемным вопросом остается организация муниципальной службы. В области приняты Законы «О муниципальной службе в Амурской области» и «Об аттестации муниципальных служащих в Амурской области». Однако вопросы соотношения муниципальных должностей и государственных должностей государственной службы области с учетом квалификационных требований к должностям муниципальной службы, квалификационных разрядов муниципальных служащих, на наш взгляд, невозможно отрегулировать без единого подхода к решению данных вопросов на федеральном уровне.
7. Практика юридических процедур защиты местного самоуправления, контроля за законностью деятельности местных властей только нарабатывается. В основном в судах рассматриваются вопросы защиты избирательных прав, взаимоотношений по собственности. Есть судебная практика защиты права сельсовета на финансовую самостоятельность в части формирования местного, бюджета. Контроль за законностью деятельности местных властей осуществляет в основном прокуратура.
В августе 1999 г. принят Закон Амурской области «Об административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением местного самоуправления в Амурской области».
Вместе с тем, органы государственной власти области используют иные организационные формы взаимодействия и контроля за деятельностью местного самоуправления. Главы муниципальных образований районов, городов принимают участие в работе административного совета при Главе Администрации области, руководители представительных органов местного самоуправления участвуют в заседаниях областного Совета народных депутатов. И главой Администрации области, и областным Советом используются такие формы, как выездные коллегии, кустовые совещания, депутатские слушания по проблемам жизнедеятельности муниципальных образований.
Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip